что такое сетевой университет
Онлайн-образование и сетевые университеты набирают популярность среди учащихся
Сетевой университет – это объединение нескольких ведущих вузов из разных стран, по завершении которых учащийся получает, как правило, два диплома (диплом национального университета и вуза-партнера). Обучение в таких учреждениях обычно проходит на нескольких языках, соответственно, для поступления необходимо знать хотя бы один иностранный язык. Цель сетевых университетов – развитие сотрудничества между странами. Это достигается путем проведения научного обмена студентами и преподавателями, совместных научных исследований, международной практики по завершению обучения. «Я думаю, что за сетевыми университетами будущее. Например, Сетевой университет БРИКС, Университет ШОС и Сетевой университет СНГ способны дать очень качественное образование», – заявил вчера заместитель директора Института государственного управления и права ГУУ, к. п. н. Иван Бронников в ходе круглого стола, организованного МИА «Россия сегодня». Образовательные программы в сетевых университетах разнообразны: от таких традиционно популярных направлений, как «Юриспруденция», «Экономика», «Международное право» и «Менеджмент» до перспективных «Мехатроника и робототехника», «Ракетно-космические композитные конструкции» и «Межкультурные коммуникации в туризме». При этом университеты нацелены на ежегодное расширение направлений подготовки и наращивание количества студентов. Так, в проекте Электронного сетевого университета – привлечь к обучению минимум 25 тыс. человек в год.
Другой тенденцией в области образования является применение в традиционных вузах онлайн-технологий. Речь идет о создании онлайн-библиотек, организации учебного процесса в режиме реального времени (возможности пройти электронное тестирование, посмотреть вебинар, послушать лекцию в Интернете, заглянуть в онлайн-деканат) и массовых открытых онлайн-курсах (МООК). «МООК были запущены в 2006 году. Сейчас МООК реализуют шесть российских вузов: НИЯУ МИФИ, ГУ-ВШЭ, СПбГУ, МФТИ, НГУ и ТЮМГУ», – рассказал Иван Бронников. По его словам, онлайн-образование является самым удобным способом углубить свои знания, поскольку его можно получать в любое время и в любом месте – достаточно лишь иметь желание и выход в Интернет. Поэтому к этому виду образования обычно прибегают люди старше 30 лет, у которых уже есть один диплом. «Я считаю, что онлайн-обучение больше подходит для получения дополнительного образования. Если говорить о первом высшем образовании, то по мне, оно все же должно быть традиционным – чтобы окунуться в студенческую жизнь, почувствовать атмосферу вуза», – высказалась заведующая кафедрой государственного управления и политических технологий Института государственного управления и права ГУУ Вера Суворова. Тем не менее, доказано, что онлайн-обучение эффективно даже и в традиционных вузах: оно дает возможность студентам узнать точки зрения разных ученых. Кроме того, по популярности онлайн-лекции можно судить о квалификации того или иного преподавателя.
Интересно, что МООК и сетевые университеты имеют даже специальные программы подготовки для будущих чиновников, в частности, сотрудников ФМС России. «В России есть отлаженная система подготовки кадров для управления миграционными процессами. Сейчас в нашей стране действуют три основных вуза, которые осуществляют подготовку таких специалистов – Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, РАНХиГС и ГУУ. Однако сетевые университеты, которые предлагают программы по обучению миграционными процессами (например, «Организация работы с мигрантами», «Рынок труда и трудовая миграция», «Управление трудовой миграцией на мировом уровне», «Привлечение, оформление и использование иностранных работников»), нисколько им не уступают», – считает председатель Общественного совета ФМС России, профессор, д. п. н. Владимир Волох. Напомним, в 2016 году начался второй этап реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.), который продлится до 2020 года. Как известно, проводить грамотную миграционную политику в отсутствие квалифицированных специалистов невозможно, поэтому Общественный совет ФМС России уделяет особое внимание подготовке кадров.
Узнайте про права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование, из «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Еще одно нововведение, которое хорошо зарекомендовало себя – дуальное обучение. Оно подразумевает одновременно теоретическую подготовку на базе образовательной организации и практическую – на рабочем месте. Калужский колледж информационных технологий практикует дуальное образование с 2010 года: его ученики в течение двух лет совмещают обучение с практикой на известном автозаводе. «Я сам начинал со слесаря на авторемонтном заводе, поэтому не вижу ничего плохого в том, что человек сначала получит среднее образование и попробует себя на рабочей специальности», – добавил Владимир Волох. Несмотря на то, что дуальное образование относится к образованию среднего уровня, его вполне можно рассматривать как одну из ступеней к получению высшего образования.
Сетевой университет Содружества Независимых Государств
В 2008 году российской стороной при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) в целях дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества государств – у частников СНГ был инициирован проект «Создание Сетевого университета СНГ».
11 июня 2009 года в Москве было подписано Соглашение о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств (СУ СНГ).
Организационной формой взаимодействия участников проекта является Консорциум вузов-участников по созданию СУ СНГ, который действует в соответствии с многосторонними и двусторонними межгосударственными соглашениями государств – участников СНГ, национальным законодательством государства местонахождения участника, Уставом и локальными нормами, применяемыми ими в процессе образовательной, административной и иной деятельности.
Сетевой университет СНГ – это равноправное сотрудничество высших учебных заведений Содружества в сфере высшего образования, осуществляемое в формате Консорциума образовательных организаций.
Консорциум не является юридическим лицом и открыт для вступления других организаций в порядке, установленном Соглашением о Консорциуме Сетевого университета Содружества Независимых Государств.
Основная цель создания Консорциума – учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на решение следующих задач:
развитие единого (общего) образовательного пространства вузов государств – участников Содружества Независимых Государств путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества;
создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Содружества Независимых Государств;
содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культуры, языков, исторических и национальных традиций народов государств – участников Содружества Независимых Государств.
В состав Консорциума входят 38 ведущих университетов из 9 государств – участников СНГ: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины (Приложение 1).
Протоколом № 16 от 5 июня 2018 года заседания Координационного Совета СУ СНГ принято решение утвердить Российский университет дружбы народов головной организацией Консорциума на три года.
Порядок приема иностранных граждан на обучение
Порядок приема иностранных граждан на обучение осуществляется в соответствии с:
· национальным законодательством государств – участников СУ СНГ;
· Соглашением о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств от 11 июня 2009 года;
· соглашениями о совместной подготовке магистров по конкретным направлениям подготовки.
Порядок организации образовательной деятельности СУ СНГ
Порядок организации образовательной деятельности СУ СНГ осуществляется в соответствии с:
· национальным законодательством государств – участников СУ СНГ;
· Соглашением о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств от 11 июня 2009 года;
· соглашениями о совместной подготовке магистров по конкретным направлениям подготовки;
· локальными нормативными актами вузов – участников СУ СНГ.
В настоящее время осуществляется подготовка в рамках магистратуры:
· очная по схеме 1+1 (1 год в своем вузе, 1 год в вузе-партнере; совместная защита; выдача двух дипломов).
· государственные языки государств – участников СУ СНГ.
В СУ СНГ ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по 31 направлению магистратуры:
1. «Юриспруденция», специализация «Международное право»;
2. «Менеджмент», специализации «Международный менеджмент», «Управление международными проектами», «Логистико-ориентированное управление высокотехнологичным предприятием»;
3. «Экономика», специализации «Международная торговля», «Экономика и управление на предприятии в отрасли связи»;
4. «Филология», специализации «Русский язык и литература», «Русский язык и литература: лингвокультурные процессы»;
5. «Международные отношения», специализации «Мировая политика», «Дипломатия энергоресурсов»;
6. «Туризм», специализации «Межкультурные коммуникации в туризме», «Планирование и развитие туризма на государственном уровне»;
7. «Нефтегазовое дело», специализация «Мониторинг и техническая диагностика газотранспортных систем»;
8. «Мехатроника и робототехника», специализации «Промышленная робототехника и робототехнические комплексы», «Управление робототехническими системами»;
9. «Автоматизация технологических процессов и производств»;
10. «Полиграфия», специализация «Технология полиграфического и упаковочного производства»;
11. В области энергетики: «Электроэнергетика и электротехника» и «Энергетические установки, электростанции и комплексы на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии»;
12. «Информатика и вычислительная техника»;
16. «Химическая технология органических веществ», специализация «Химическая технология переработки нефти»;
17. «Материаловедение и технологии материалов», программа «Ракетно-космические композитные конструкции»;
18. «Программная инженерия»;
19. «Математика», специализация «Функциональные методы в дифференциальных уравнениях и междисциплинарных исследованиях»;
20. «Фундаментальная информатика и информационные технологии», специализация «Управление инфокоммуникациями и интеллектуальные системы»;
21. «Химия», специализация «Фармацевтический анализ в производстве и контроле качества лекарственных средств»;
22. «Спорт», специализация «Мотивация и самореализация в спорте»;
23. «Социология», специализация «Социально-профессиональные стратегии молодежи»;
24. «Социальная работа», специализация «Социальная работа в системе здравоохранения»;
25. «Организация работы с молодежью», специализация «Превентология в молодежной среде»;
26. «Физика», специализация «Гравитация, космология и релятивистская астрофизика»;
27. «Теплоэнергетика и теплотехника», специализация «Тепловые электрические станции»;
28. «Электроэнергетика и электротехника», специализация «Управление проектами в электроэнергетике»;
30. «Химическая технология», специализации «Химическая технология топлива и газа», «Химическая технология органических веществ»;
Критерии и условия присоединения высших учебных заведений
к Консорциуму СУ СНГ
1. К гуманитарному направлению Консорциума СУ СНГ:
наличие не менее 10 направлений (специальностей) естественно-научного, гуманитарного и социально-экономического профилей;
отношение числа профессоров и докторов наук (штатные сотрудники) к численности студентов на дневной форме обучения не менее 1/100;
наличие не менее пяти советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по направлениям сотрудничества Консорциума;
количество единиц хранения библиотечного фонда высшего учебного заведения – не менее пятисот тысяч.
2. К техническому направлению Консорциума СУ СНГ:
наличие не менее 10 направлений (специальностей) естественно-научного, технического и технологического профилей;
отношение числа профессоров и докторов наук (и приравненных к ним PhD, штатные сотрудники) к численности студентов на дневной форме обучения не менее 1/100;
наличие не менее пяти советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по техническим направлениям;
количество единиц хранения библиотечного фонда высшего учебного заведения – не менее пятисот тысяч;
материально-техническая оснащенность вуза: балансовая стоимость учебного и научного оборудования, отнесенная на количество научно-педагогических работников (НПР), – не менее 300 тысяч рублей на человека;
объем выполненных в последнем году научных работ (всех видов: фундаментальных и прикладных исследований, проектов по научным бюджетным программам, хоздоговорным НИОКР, международным контрактам и др.), отнесенных на количество НПР, – не менее 150 тысяч рублей на человека;
лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлениям магистратуры в области техники и технологии;
свидетельство о государственной аккредитации по направлениям магистратуры в области техники и технологии;
лицензия на право ведения научно-исследовательской деятельности (в случае требования национального законодательства государства – участника СНГ);
наличие общежитий для студентов или договора аренды общежитий.
Источники финансовой поддержки
Финансирование обучения в рамках СУ СНГ осуществляется следующим образом:
· Российская Федерация – с 2010 года за счет ассигнований федерального бюджета Российской Федерации в пределах квоты, установленной постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 638 и от 8 октября 2013 года № 891;
· другие государства – участники СУ СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан) – непостоянное выделение средств из национальных бюджетов;
· МФГС с 2010 года (за исключением 2012/2013 и 2018/2019 учебных годов) выделяет гранты студентам из государств – участников СУ СНГ на обучение в вузах России. В состав гранта входят такие расходы, как оплата обучения, проживания, медицинской страховки и транспортных расходов в рамках академической мобильности студента;
· личные средства обучающихся, их родителей и спонсоров;
· средства предприятий и общественных объединений;
· внебюджетные средства университетов – участников СУ СНГ;
· иные источники средств, не противоречащие законодательству страны местонахождения университета-партнера.
Количество мест, выделенных в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на обучение иностранных граждан, в целях реализации совместных программ по СУ СНГ
Сетевой университет СНГ как модель организации международной академической мобильности
На заседании Совета глав правительств государств-участников СНГ 29 мая подписано межправительственное соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ
От идеи до первых студентов
На инициативу откликнулся ряд ведущих университетов стран Содружества, и 11 июня 2009 года собравшиеся в Москве национальные делегации 11 вузов из России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Украины подписали соглашение о консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств (СУ СНГ). Первыми участниками консорциума СУ СНГ стали Белорусский государственный университет, Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Донецкий национальный университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Кыргызско-Российский славянский университет, Российско-Таджикский славянский университет, Российский университет дружбы народов, Таджикский национальный университет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова.
Первый поток – 141 студент из 8 стран Содружества – приступил к обучению по программам СУ СНГ 1 сентября 2010 года. Открывая первый учебный год в СУ СНГ, в приветственной речи ректор РУДН Владимир Филиппов тогда отметил:
– Участниками Сетевого университета стали ведущие вузы стран СНГ. Любой университет такого уровня должен ставить перед собой задачу быть основой культурного взаимодействия между странами. Просто так привлекать студентов, молодёжь, сажать их за стол и говорить – давайте будем дружить, давайте заниматься этнокультурным воспитанием без создания единой базы образования, – невозможно. Образование является той основой, которая сохраняет дружбу между нашими странами.
Межвузовское партнерство поддержали и на государственном уровне. Так, на XVIII Конференции министров образования государств-участников СНГ в 2011 году было принято решение всемерно содействовать дальнейшему становлению сетевого университета как новой формы академической мобильности СНГ и способствовать расширению подготовки по гуманитарным, социально-экономическим, техническим, естественно-научным направлениям.
Формат партнерства
Сетевой университет СНГ – это равноправное сотрудничество вузов Содружества в сфере высшего образования, осуществляемое в формате консорциума. Участником СУ СНГ может стать отвечающий критериям и условиям вуз при наличии в образовательной организации не менее 10 направлений (специальностей) по профилю своей деятельности; при отношении числа профессоров и докторов наук (штатных сотрудников) к численности студентов на дневной форме обучения не менее 1 к 100; при наличии не менее 5 советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по направлениям сотрудничества консорциума; при наличии не менее 500 тыс. единиц хранения библиотечного фонда.
Подготовка студентов-магистров в рамках СУ СНГ осуществляется очно, по схеме «1+1»: 1 год в своем вузе, 1 год в вузе-партнере, совместная защита, выдача двух дипломов.
Руководство совместной деятельностью участников консорциума возложено на координационный совет (КС), в состав которого входят руководители всех организаций-членов консорциума.
РУДН – координатор
В настоящее время Российских университет дружбы народов – один из известнейших в мире центров высшего образования. Это единственный университет, в котором обучаются студенты из 158 стран мира. РУДН имеет многопрофильную структуру факультетов и специальностей, характерную для ведущих классических университетов мира. Более 150 тыс. выпускников работают более чем в 170 странах. Сейчас в РУДН обучается около 32 тыс. студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров, из которых около 9 тыс. – иностранные обучающиеся.
РУДН имеет обширные и прочные международные связи, как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями. РУДН является головной организацией Сетевого университета СНГ с момента его основания. Поскольку вклад РУДН в развитие СУ СНГ в этом статусе оказался весьма значительным, он был вновь закреплён за вузом на заседании Координационного совета СУ СНГ в 2018 году на очередные 3 года.
2020 год – значимый год в истории СУ СНГ. В конце мая 2020 года на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение об учреждении и функционировании Сетевого университета СНГ с целью подготовки высококвалифицированных кадров и (или) направлениям подготовки высшего образования, дополнительного профессионального образования, реализации совместных научных и научно-технических проектов, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств – участников соглашения. В июне на заседании Координационного совета СУ СНГ В.М. Филиппов поздравил всех участников Консорциума с этим замечательным и важным событием.
За годы работы в рамках СУ СНГ РУДН завоевал заслуженный авторитет среди участников консорциума как крупный учебно-научный центр.
В 2011 году была заложена Аллея дружбы, посвященная первому набору студентов Сетевого университета. Аллея стала подарком студентов СУ СНГ в честь 20-летия создания Содружества независимых государств.
СУ СНГ: новый этап
За более чем десятилетний период становления и развития Сетевой университет СНГ превратился в реальный механизм академического партнерства стран Содружества.
Официально подписанное на уровне глав правительств государств-участников СНГ межправительственное соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ выводит проект на новый уровень. Как подчеркивается в заявлении Минобрнауки РФ, «соглашение закрепляет содержательные и организационные аспекты деятельности Сетевого университета СНГ и способствует еще более высокому качеству подготовки кадров по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, дополнительного профессионального образования, реализации совместных научных и научно-технических проектов, которые представляют приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-участников СНГ».
Кстати, о приоритетных интересах: на этом же майском 2020 года заседании главы правительств утвердили Стратегию экономического развития СНГ на период до 2030 года.
ТОЛБАЕВА Мээрим,
Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, филологический факультет:
– Хочу выразить благодарность РУДН за предоставленную возможность обучения по программе двух дипломов СУ СНГ. Университет имеет высокотехнологическое оборудование, высококвалифицированные преподаватели дают новейшие знания. А еще РУДН предоставил возможность познакомиться с исторической столицей России.
ФАЙЗОВ Аминджон,
Таджикский национальный университет, экономический факультет:
– Мы отучились один год, и это был лучший год в моей жизни. Я получил огромный опыт и множество незабываемых эмоций, которые запомню на всю жизнь. Считаю, что нам очень повезло с деканатом и преподавателями, а самое главное – с однокурсниками. Помимо всего прочего, в РУДН классная студенческая жизнь, проводится очень много различных мероприятий. Одно из самых запомнившихся – «Форум образования».
МАХМАДЗОДА Шукрона,
Таджикский национальный университет, филологический факультет:
– Узнав о сетевой программе, очень обрадовалась… Это не только возможность получить необходимые знания, но и отличный способ познакомиться с новыми людьми, другими культурами. На филологическом факультете РУДН работает коллектив отличных преподавателей, которые вкладывали в нас не только знания, но и отдавали частицу своей души.
Информационно-аналитический журнал
В 2009 году представителями 11 вузов из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Украины был учрежден Сетевой открытый университет СНГ. Об основных задачах, технологиях реализации проекта и первых шагах рассказывают авторы статьи.
международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки РФ |
деятельности РУДН, доктор философских наук, профессор |
Института международных программ РУДН, кандидат филологических наук |
Представителями 11 вузов из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Украины 11 июня 2009 года в Москве был учрежден Сетевой открытый университет СНГ. Проект инициирован Российским университетом дружбы народов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Об основных задачах его, первых шагах по их решению рассказывают авторы предлагаемого материала.
Российский университет дружбы народов (РУДН) при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ в 2008 году инициировал проект «Создание сетевого университета СНГ (2008-2010 годы)». Его основной задачей является разработка и внедрение аналога программы «Эразмус Мундус» в рамках единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ с целью повышения качества и привлекательности высшего профессионального образования на территории государств-участников СНГ.
Направленность проекта на организацию и реализацию совместных магистерских образовательных программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации, включая межвузовские связи и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований, в том числе с целью подготовки диссертаций, определило основные формы подготовки в сетевом университете СНГ: магистратуру и послевузовское образование.
При этом необходимо отметить, что выбор магистратуры как одной из основных форм подготовки в СУ СНГ был определен и таким немаловажным фактором, как определенная свобода, предоставленная высшим учебным заведениям при формировании магистерских программ – в отличие от направлений бакалавриата и специалитета, где образовательные стандарты жестко регламентируют требования к обязательному минимуму содержания ООП. Так, в Российской Федерации магистерские программы носят авторский характер, отражая существующие в том или ином образовательном учреждении научно-педагогические школы. При этом устанавливается, что программы специализированной подготовки магистров вводятся решением ученого совета вуза, также допускается введение междисциплинарных магистерских программ в рамках ряда направлений подготовки.
Очевидно, что существующие различия в национальных законодательствах государств-участников СНГ в части образовательных стандартов носят более «мягкий» характер в отношении магистерских программ, что и послужило отправной точкой сотрудничества в рамках создания СУ СНГ.
В течение 2008 года РУДН были разработаны нормативно-правовая база функционирования университета СУ СНГ и его концепция, а также схема организации учебного процесса СУ СНГ.
В результате большой проделанной РУДН работы, участие в проекте в 2008 году подтвердили 10 национальных вузов государств-участников Содружества, подписавших Декларацию о сотрудничестве ведущих вузов государств-участников СНГ по созданию сетевого университета СНГ (далее – декларация). Среди них Белорусский государственный университет, Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Донецкий национальный университет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, Кыргызско-Российский Славянский университет, РоссийскоТаджикский Славянский университет, Российский университет дружбы народов, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова. Подписанием декларации национальные вузы выразили поддержку идеи создания СУ СНГ и готовность принять всестороннее участие в его создании. К процессу создания СУ СНГ в мае 2009 года присоединился Таджикский национальный университет, также подписав декларацию о сотрудничестве.
тогом этих планомерных шагов стала международная конференция «Создание сетевого университета СНГ», состоявшаяся в Российском университете дружбы народов в июне 2009 года в Москве. В ее работе приняли участие делегации названных выше национальных вузов государств-участников СНГ.
Формат проведения конференции включал пленарное заседание «Достижения национальных университетов государств-участников СНГ» и работу ряда круглых столов, в том числе на тему «Организационно-административные аспекты создания и функционирования сетевого университета Содружества Независимых Государств».
В результате обсуждения, участники конференции приняли решение, что консорциум по созданию сетевого университета СНГ не является юридическим лицом и открыт для вступления других организаций в установленном порядке. В связи с этим были утверждены критерии присоединения к консорциуму высших учебных заведений, которым они должны соответствовать в случае желания в него вступить:
Основная цель консорциума – это учреждение СУ СНГ как системы межвузовского сотрудничества, направленной на достижение следующих целей:
При этом основные задачи консорциума, направленные на достижение поставленных целей, следующие:
Для создания и функционирования консорциума требуется определенная база, для этого представители национальных делегаций вузов государств-участников СНГ определили перечень возможных вкладов участников консорциума:
В свою очередь, установлено, что источниками финансирования деятельности консорциума являются бюджетные и внебюджетные средства участников, средства, предоставленные международными организациями, добровольные взносы предпринимательских структур, средства, полученные за обучение, на условиях, определенных участниками, иные источники, в соответствии с действующим законодательством стран местонахождения участников.
Руководство совместной деятельностью участников консорциума было возложено на координационный совет консорциума (КС), в состав которого входят руководители всех организаций-участников консорциума либо назначенные ими представители, действующие на основании доверенностей, оформленных в порядке, установленном действующим законодательством стран местонахождения участников. КС действует на основании утвержденного участниками консорциума положения о координационном совете.
Для принятия оперативных решений, координации деятельности всех его участников, контроля над выполнением решений КС, представления интересов консорциума перед третьими лицами Российский университет дружбы народов был избран головной организацией на три года. В связи с этим на руководителя головной организации (ректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор В.М. Филиппов) было возложено управление КС, обеспечение его деятельности, созыв КС и председательство на его заседаниях.
Головная организация в лице ее руководителя представляет интересы консорциума во взаимоотношениях с государственными органами государствучастников СНГ, международными организациями, физическими и юридическими лицами с правом подписания от имени консорциума договоров, соглашений, доверенностей, иных документов по вопросам, связанным с деятельностью СУ СНГ.
Участники консорциума одобрили схему управляющих и административных структур СНГ (см. схему).
Разработка и реализация конкретных совместных проектов, программ, мероприятий, отвечающих интересам участников и целям создания консорциума, осуществляется специально создаваемыми рабочими группами, состоящими из представителей участников и возглавляемыми представителем головной организации на основании отдельных договоров.
Так, целью работы круглых столов по совместным образовательным магистерским программам было обсуждение и решение следующих задач:
При этом представители национальных делегаций вузов государств-участников СНГ установили, что содержание совместной образовательной программы определяется учебным планом, согласованным представителями университетов-партнеров, срок же обучения по совместной программе по очной форме составляет два года и состоит из двух этапов, равных одному академическому году каждый. Обязательным требованием при приеме на любое направление совместной магистерской программы является наличие у претендента степени бакалавра (квалификация специалиста) соответствующих государств-участников СНГ.
Зачисление абитуриентов на обучение в университеты-партнеры на совместную образовательную программу осуществляется в соответствии с правилами приема, действующими в каждом из университетов-партнеров, и может предусматривать необходимость прохождения вступительных испытаний в каждом из университетов-партнеров. При зачислении абитуриент должен быть ознакомлен с документами совместной образовательной программы и с документами СУ СНГ, включая ряд соглашений.
По всем совместным магистерским программам были утверждены языки обучения в каждом из университетов-партнеров.
Представители национальных делегаций учли и возможность обучения по совместной образовательной программе с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом утверждено, что периоды обучения и академическая аттестация, пройденные обучающимися в одном из университетов-партнеров, взаимно признаются всеми университетами-партнерами. В связи с этим была принята система перевода национальных оценок университетов-партнеров.
Контроль качества обучения по совместной образовательной программе в СУ СНГ возложен на уполномоченные структурные подразделения университетов-партнеров. Внешний же контроль качества обучения по совместной программе, осуществляемый одним из университетов-партнеров на каждом этапе реализации совместной программы, может осуществляться представителями любого университетапартнера, рабочей группы или внешними экспертами, привлеченными рабочей группой и/или по заявлению, и за счет другого университета-партнера (одного или нескольких).
Итоговая государственная аттестация, в том числе защита магистерской диссертации, осуществляется в университете-партнере, в котором завершает обучение тот или иной обучающийся по совместнойобразовательнойпрограмме. При этом представители университетовпартнеров в обязательном порядке входят в состав государственной аттестационной комиссии университета-партнера, осуществляющего итоговую аттестацию обучающихся.
По итогам государственной аттестации по совместной образовательной программе обучающиеся получают документы о высшем профессиональном образовании государственного образца каждого из университетов-партнеров, в которых проходили обучение по конкретной программе. Наименования степеней, присуждаемых каждым из университетов-партнеров, были согласованы представителями национальных делегаций. Они зависят от избранного направления подготовки по совместной образовательной программе и определяются национальным законодательством университета-партнера в сфере образования.
Были также установлены возможные источники платы за обучение и проживание обучающихся по совместной образовательной программе:
При этом каждый университет-партнер самостоятельно определяет стоимость обучения по совместной программе на компенсационной основе на каждый учебный год. Иностранные обучающиеся совместной магистерской программы обеспечиваются стипендией в порядке, установленном законодательством страны местонахождения университета-партнера.
Здесь необходимо отметить, что в Российской Федерации с 1 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №638 от 25 августа 2008 года «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования», устанавливающее количество проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, независимо от сроков обучения, уровня и вида реализуемых программ (п.1). В настоящее время это 10 тыс. человек, 10 тыс. стипендий. Очевидно, это имеет отношение и к абитуриентам из указанной выше категории лиц, поступающих на обучение по совместной образовательной программе, реализуемой в соответствии с п. 39 гл. III Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе и зарубежными, за счет ассигнований федерального бюджета. Это, в свою очередь, будет способствовать процессу создания СУ СНГ и окажет содействие развитию систем высшего образования в государствах-участниках Содружества, а также усилению положительного имиджа российского высшего образования как инновационного и не боящегося перемен.
Планируется также, что проживание в общежитии обучающиеся будут оплачивать по стоимости, установленной в университете-партнере, фактически осуществляющем подготовку на каждом этапе реализации совместной программы. Расходы на медицинское страхование, являющееся обязательным, оплачиваются обучающимся самостоятельно.
Итоговыми документами работы конференции стали подписанное 11 июня 2009 года руководителями делегаций национальных вузов государств-участников СНГ соглашение о консорциуме по созданию СУ СНГ и соглашения участников консорциума по совместной подготовке магистров в области международного права по направлениям «Менеджмент» («Международный менеджмент», «Управление международными проектами»), «Экономика» («Международная торговля»), «Филология» («Русский язык и литература»), в которых нашли отражение все обсуждавшиеся на конференции вопросы.
Участниками международной конференции также был утвержден логотип сетевого университета и слоган «ЕДИНСТВО, МОБИЛЬНОСТЬ, УСПЕХ».
В 2010 году в рамках этого проекта необходимо решить следующие задачи:
Очевидно, что реализация этого проектабудетспособствоватьдальнейшему сближению молодежи и академической общественности государств-участников Содружества путем усиления их академической мобильности, позволит русскому языку не потерять статус языка межнационального общения в рамках СНГ, предоставит студентам различных стран право свободного выбора времени и места обучения, позволит им за один и тот же период получить два диплома магистра, что, в свою очередь, обеспечит усиление их конкурентоспособности не только на рынке труда стран Содружества, но и мировом.