что такое сервисные станции осаго
Выбор СТО (станции технического обслуживания) – изменение ОСАГО №9
В 2017 году в федеральное законодательство об обязательном автостраховании были внесены некоторые поправки, касающиеся интересов не только страховых компаний, но и всех без исключения автовладельцев.
При заключении, изменении и продлении договора ОСАГО действуют следующие правила:
Договор автострахования, как и прежде, заключается на один год. Страхователь обязан предоставить свои персональные данные, данные собственника ТС, а также данные всех водителей, указанных в полисе. За достоверность предоставленной информации ответственным является страхователь.
Если к моменту заключения договора Ваш автомобиль еще не прошел государственную регистрацию, строка «Государственный регистрационный знак» не заполняется. После получения номера Вы должны сообщить его в страховую компанию в течение трех рабочих дней.
При утрате страхового полиса дубликат Вы можете получить бесплатно.
Важно знать, что замена указанного в страховом полисе ТС, изменение срока страхования, а также замена страхователя недопустимы.
По Вашему выбору договор ОСАГО может быть оформлен на бумажном носителе или в виде электронного документа. При оформлении электронного полиса страховая компания запрашивает необходимые сведения самостоятельно.
Вы можете выбрать любую страховую компанию, и страховщик не вправе отказать вам в заключении договора.
Что касается порядка уплаты страховой премии, цена страховки рассчитывается с помощью коэффициентов, которые зависят от наличия/отсутствия ДТП в предыдущие периоды вождения. Для этого каждому водителю присваивается определенный класс страхования, причем для расчета страховой премии при заключении договора с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению данным ТС, берется во внимание водитель с наихудшим присвоенным классом. В случае неограниченной страховки коэффициент рассчитывается по классу собственника ТС.
Самые существенные изменения коснулись выплаты компенсации за причиненный вред. Если ранее потерпевший имел право выбора между получением денег и ремонтом поврежденного автомобиля, то сейчас страховое возмещение осуществляется в порядке организации ремонтных работ на одной из станций технического обслуживания, с которой сотрудничает данная страховая компания.
Правила также регламентируют требования к организации восстановительного ремонта. Законом определены сроки выдачи страховщиком направления на такой ремонт и сроки его осуществления.
С 2014 года вступили в силу изменения, которые были внесены в законодательство, регулирующее правила осуществления автострахования.
В настоящее время действует Положение Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Следовательно, Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утратило силу. Законодательство в последней редакции с внесенными поправками устанавливает порядок взаимодействия страховщиков и страхователей, а также определяет условия осуществления обязательного страхования. Ниже подробно рассмотрены все изменения, касающиеся защиты интересов как страховых компаний, так и автовладельцев.
Федеральное законодательство в редакции от 2017 года позволяет автовладельцам оформить полис ОСАГО в электронном виде. Таким образом, у Вас есть возможность купить страховку, не посещая офис Вашего страховщика.
Сделать это можно в несколько шагов:
• заходите на официальный сайт выбранной вами страховой компании;
• проходите процедуру авторизации и получаете пароль к личному кабинету;
• в личном кабинете заполняете заявление о заключении договора ОСАГО;
• оплачиваете страховую премию при помощи банковской карты;
• получаете договор ОСАГО в виде электронного документа на е-мейл;
В настоящее время по выбору автовладельцев полис ОСАГО можно оформить не только привычным способом, но и в электронном виде. Чтобы купить страховку, не нужно ехать в офис страховой компании, Вы можете оформить все документы через Интернет.
Остановимся подробнее на порядке получения электронного полиса. Нужно зайти на официальный сайт выбранного Вами страховщика и совершить следующие действия:
• Зарегистрироваться на сайте и после этого зайти в личный кабинет.
• Заполнить заявление о заключении договора ОСАГО. Для его заполнения вам потребуются те же документы, что и для оформления обычного полиса:
водительское удостоверение (нужны водительские права всех лиц, которые будут допущены к управлению данного ТС). В случае неограниченной страховки права предоставлять не нужно;
диагностическая карта (если ТС старше трёх лет).
Такое заявление заверяется электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
• Произвести оплату при помощи банковской карты или другим доступным способом.
• Получить полис ОСАГО, направленный страховщиком на указанный Вами при регистрации е-мейл. Данный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика в соответствии с требованиями законодательства.
• При желании Вы также можете получить страховой полис на бумажном носителе, подъехав в офис Вашей страховой компании, или получить его по почте.
Рассмотрим другие нововведения, касающиеся страховых случаев при ДТП:
Ремонт по ОСАГО вместо денег
Ранее автовладельцы могли самостоятельно выбрать между получением денежной компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб и организацией ремонта. Теперь для владельцев легковых автомобилей установлены новые правила, по которым страховая компания организует ремонт автомобиля на одной из станций технического обслуживания, с которыми она взаимодействует.
Кто может ездить без полиса
До принятия нововведений полис не требовался владельцам транспортных средств, максимальная скорость которых развивает не более 20 км/ч. Теперь значения увеличились до 50 км/ч.
Неустойка за несоблюдение сроков ремонта
Новый регламент защищает права автовладельцев и прописывает сроки выполнения страховщиком взятых на себя обязательств по выполнению ремонтных работ.
Возмещение за эвакуацию автомобиля
Теперь потерпевший самостоятельно выбирает станцию технического обслуживания из списка, предоставленного страховщиком. При этом расстояние от места аварии до автосервиса не должно превышать 50 км, в противном случае владелец ТС оплачивает эвакуацию своего автомобиля за свой счет.
Основания для регрессного иска
В некоторых случаях страховая компания после возмещения ущерба потерпевшей стороне имеет право взыскать выплаченную сумму с виновника ДТП. В этой статье мы подробно рассмотрим конкретные условия, при которых Ваш же страховщик может привлечь Вас к ответственности.
Новые лимиты по Европротоколу
Был изменен размер максимальной страховой выплаты, при которой имеется возможность оформить ДТП без участия сотрудников полиции.
Возмещение ущерба с виновника ДТП
Согласно закону, даже если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, с него можно взыскать недостающую после уплаты страхового возмещения сумму, необходимую для ремонта авто. Подробнее эта тема будет рассмотрена ниже.
Выбор СТО (станции технического обслуживания)
В связи с изменением порядка осуществления страхового возмещения (денежные выплаты заменены ремонтом автомобиля) законодательство устанавливает определенные правила организации ремонтных работ. Страховая компания предоставляет пострадавшему список СТО, с которыми она сотрудничает. По обоюдному согласию можно отремонтировать ТС в ином выбранном автовладельцем пункте, который не должен располагаться далее 50 км от места аварии. В противном случае транспортировку оплачивает сам потерпевший.
Коэффициент «бонус-малус» без полиса
Данный показатель, используемый для расчета страховой премии, может быть как повышающим, так и понижающим ее стоимость. Коэффициент зависит от присвоенного конкретному водителю класса страхования (который, в свою очередь, определяется исходя из наличия/отсутствия случаев ДТП в предыдущие сроки вождения). Каждый автовладелец может узнать свой КБМ на официальном сайте РСА.
Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками
Эта поправка касается изменения количества участников ДТП, при котором разрешается обратиться за страховым возмещением ущерба в свою страховую компанию. Ранее это было возможно, если произошло столкновение двух автомобилей, теперь допускается большее количество участников ДТП.
Кто не получит выплату за аварию
Изменения в законодательстве об ОСАГО не позволяют получать денежные выплаты представителю потерпевшей стороны. Таким образом, автомобильным коллекторам нет смысла выкупать у владельцев транспортных средств их права на возмещение ущерба.
С 2015 года максимальный размер возмещения ущерба, причиненного автомобилю, равен 400 000 рублей, а жизни или здоровью – 500 000 рублей. При этом потерпевшему не придется дожидаться окончания лечения, выплаты осуществляются сразу после предоставления документов, подтверждающих ДТП, и справки от врача о причиненных увечьях.
Лимиты выплат по «Европротоколу» достигают 50 000 рублей.
Наконец, установлены новые коэффициенты, с помощью которых высчитывается размер страховой премии. Теперь стоимость страховки находится в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
В январе 2015 года Пленум Верховного суда РФ разместил на своем официальном сайте Постановление об автостраховании, в котором рассмотрел 66 вопросов по ОСАГО. Самые важные изменения рассмотрим ниже:
В случае отказа страховщика выплатить страховое возмещение претензия подается с момента получения отказа.
Исковая давность начинает течь с момента получения данного отказа (либо с момента, когда потерпевший должен был получить информацию об отказе).
Страховой случай по ОСАГО не обязательно наступает при движении автомобиля. ДТП при буксировке, стоянке и т.д. тоже подходит под определение страхового случая.
В случае прямого возмещения ущерба учитывается износ деталей автомобиля, и недостающую для ремонта сумму компенсирует потерпевший.
Новые страховые суммы применяются только относительно договоров, заключенных после 01.10.2014 г.
По договорам, заключенным после 1.04.2015 г размер страхового возмещения может достигать 500 000 рублей (в случае причинения вреда жизни или здоровью).
В случае полной гибели автомобиля размер выплаты определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом годных остатков с учетом их износа.
Размер неустойки за несоблюдение сроков осуществления страхового возмещения равен 1 проценту за каждый день просрочки.
В 2017 году в федеральное законодательство об ОСАГО был внесен ряд изменений. Один из пунктов устанавливает приоритет ремонта автотранспорта перед денежными выплатами.
Правовые нормы определяют порядок осуществления этого вида страхового возмещения:
Проведение ремонта актуально только для владельцев легковых автомобилей.
Потерпевший выбирает СТО из перечня организаций, с которыми сотрудничает данная страховая компания. По обоюдному согласию со страховщиком потерпевший может выбрать СТО самостоятельно.
Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней. В противном случае страховая компания будет вынуждена уплатить неустойку.
Использовать при ремонте бывшие в употреблении детали запрещается (кроме случаев согласования этого вопроса с автовладельцем).
Выплата денежного возмещения возможна в случае полной гибели транспортного средства.
Сразу можно отметить, что поправки, внесенные в закон и регулирующие взаимодействие страховых компаний и автовладельцев, имеют отношение только к водителям легковых автомобилей, которые являются физлицами и которые зарегистрированы на территории РФ.
Новые правила действуют для договоров, заключение которых происходит после 28.04.2017г.
Всего было принято 12 поправок, которые касаются страховых случаев при ДТП и покупки полиса ОСАГО.
Одной из наиболее существенных поправок в федеральном законодательстве об обязательном автостраховании является замена денежной компенсации за причиненный при ДТП ущерб натуральным возмещением убытков, а именно восстановительным ремонтом. Отметим, что это нововведение касается исключительно легковых автомобилей.
Если раньше потерпевший мог выбрать между получением денежной компенсации и организацией ремонта, то в настоящий момент страховое возмещение можно получить лишь в отдельных случаях:
• В результате ДТП произошла гибель транспортного средства, и оно не подлежит восстановлению (в этом случае будет начислена компенсация за вычетом годных остатков).
• Стоимость восстановительного ремонта ТС превышает сумму предполагаемого страхового возмещения (400 000 руб) и при этом автовладелец не согласен доплатить недостающую для проведения ремонта сумму.
•Страховая компания по каким-то причинам не может либо не успевает выполнить принятые на себя обязательства по проведению восстановительного ремонта на выбранной автовладельцем станции СТО (из предложенного страховщиком списка).
• ДТП было оформлено без участия сотрудника ГАИ (в случае, когда ущерб не превышает 50 000 руб), однако в результате сумма ремонта превысила вышеуказанную.
• Потерпевший является инвалидом I-ой или II-ой группы и обращается с заявлением о выплате денежной компенсации за ремонт.
Одними из наиболее часто задаваемых автовладельцами вопросов являются вопросы: можно ли обойтись без ОСАГО, кому и сколько можно ездить без страховки.
Согласно законодательству в последней редакции, не приобретают полис следующие категории граждан:
владельцы ТС, скорость которых развивает не более 50 километров в час;
владельцы ТС, на которые в связи с их техническими характеристиками не распространяется законодательство РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении;
владельцы ТС, которые зарегистрированы в иностранных государствах. Но в этом случае предполагается наличие международного страхового полиса.
Согласно последним нововведениям, владельцы легковых автомобилей могут рассчитывать на организацию и проведение страховщиком восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП транспортного средства. Если ранее потерпевший мог выбрать, получить ему денежную выплату или согласиться на ремонт, то в настоящее время закон позволяет получить страховое возмещение лишь в некоторых случаях.
Однако существуют определенные правила, защищающие интересы автовладельцев:
• Страховая компания обязана выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля не позднее 20 дней с момента подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (за исключением нерабочих праздничных дней). Этот пункт актуален для автовладельцев, которые согласились на проведение ремонта на одной из предложенных страховщиком станций СТО.
• В том случае, если потерпевший намерен организовать ремонт на самостоятельно выбранной станции СТО, страховая компания имеет право рассматривать заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в течение 30 календарных дней.
• В направлении на ремонт, выданном страховщиком, должен также быть указан срок проведения ремонта.
Что же грозит страховой компании в случае несоблюдения сроков выдачи направления на ремонт и сроков его проведения?
Если страховщик превышает сроки выдачи направления, он обязан за каждый день просрочки выплатить неустойку в размере одного процента от размера страхового возмещения.
Если страховщик превышает сроки проведения ремонтных работ, он обязан за каждый день просрочки выплатить неустойку в размере 0.5 процента от общей суммы страхового возмещения.
До недавнего времени расходы на эвакуацию поврежденного в результате ДТП транспортного средства компенсировались за счет страховых компаний. Сейчас же закон регламентирует максимальное расстояние, требуемое для доставки поврежденного автомобиля с места аварии или места жительства потерпевшего до станции, где будет проводиться ремонт.
Если потерпевший намерен ремонтировать ТС на станции технического обслуживания, расположенной далее 50 км от места ДТП, ему придется оплатить транспортные расходы самостоятельно.
Далеко не все водители, приобретающие полис ОСАГО, осознают, что их же страховая компания может потребовать от них возмещения ущерба, причиненного ими в результате ДТП. То есть, имея на руках страховку, многие ошибочно считают, что, даже если авария произошла по их вине, они никому ничего не должны, вся ответственность лежит на страховщике. Поэтому очень важно знать некоторые тонкости механизмов страховых выплат, которые дают страховой компании основания потребовать с Вас возмещения убытков.
Суть регресса такова: страховщик возмещает ущерб, а затем взыскивает выплаченную сумму с виновника аварии.
Однако это, разумеется, не значит, что, если Вы являетесь виновником ДТП, обязательно запускается процесс регресса. Тогда наличие у Вас полиса ОСАГО было бы бессмысленным.
Давайте рассмотрим конкретно те случаи, которые влекут за собой привлечение водителя к возмещению убытков. Вы отвечаете за причиненный вред при следующих условиях:
Вы умышленно причинили вред жизни или здоровью потерпевшего.
Вы управляли ТС в состоянии опьянения.
Вы не имели права на управление данным ТС.
Вы самовольно покинули место происшествия.
Вы не были вписаны в договор ОСАГО.
Вы оформили ДТП без участия сотрудника ГАИ и после этого не направили в Вашу страховую компанию экземпляр «Европротокола» в течение 5 рабочих дней.
Вы приступили к ремонту Вашего ТС в течение 15 календарных дней со дня ДТП или не предоставили данное ТС для осмотра по требованию Вашего страховщика (в случае самостоятельного оформления ДТП).
Истек срок действия Вашей диагностической карты.
Следовательно, требовать с Вас возмещения убытков возможно только при совершении противозаконных действий с Вашей стороны. Поэтому, садясь за руль, будьте внимательны и не нарушайте закон!
Европейский протокол – это особый бланк, позволяющий водителям оформить все бумаги, связанные с дорожно-транспортным происшествием, самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Этот способ позволяет сэкономить время и оперативно освободить дорогу для проезда. С заполненным извещением и заявлением о возмещении убытков потерпевший в течение 5 дней может обратиться в страховую компанию для получения страхового возмещения.
Самостоятельно оформить ДТП можно в следующих случаях:
• Участниками аварии являются не более двух автомобилей.
• Оба транспортных средства имеют страховку ОСАГО (либо «Зеленая карта» по иностранному аналогу).
• Участники аварии не имеют никаких разногласий по всем аспектам произошедшего ДТП.
Что касается лимитов страхового возмещения, законодательство устанавливает следующие рамки:
В настоящее время выплаты по «Европротоколу» ограничиваются суммой 50 000 рублей (ранее выплаты составляли не более 25 000 рублей).
Для жителей Москвы и области, а также жителей Санкт-Петербурга и области размер страхового возмещения может доходить до 400 000 рублей при условии, если ДТП было зафиксировано фото- или видеосъемкой либо средствами навигации с использованием системы ГЛОНАСС.
Принято считать, что возмещение причиненного при ДТП ущерба лежит на страховой компании. Наличие полиса ОСАГО, казалось бы, избавляет Вас от проблем в случае, если Вы стали виновником аварии. Согласно федеральному законодательству в последней редакции бывают случаи, когда выплачивать денежные суммы приходится именно виновнику ДТП.
Остановимся подробнее на этих моментах.
• Во-первых, страховщику может просто не хватить размера страхового возмещения. При таких обстоятельствах суммы, превышающие страховые выплаты, придется взыскивать напрямую с виновника ДТП либо с собственника ТС.
• Во-вторых, у виновника ДТП может не быть действующей страховки. В этой ситуации ущерб подлежит взысканию также с виновника.
• Также имеется ряд ситуаций, когда страховщик получает право регрессного требования выплат с виновника ДТП (то есть, оплатив страховое возмещение, взыскивает ущерб непосредственно с виновника ДТП). Примеры таких случаев рассмотрены отдельно на нашем сайте в разделе «Основания для регрессного иска».
• В случае необходимости возмещения морального вреда (если есть пострадавшие с телесными повреждениями, в том числе повлекшими смерть).
Изменения в федеральном законодательстве об автостраховании коснулись и оформления полисов ОСАГО. Каждая страховая компания должна обеспечить возможность покупки электронного полиса.
Если Вы решили приобрести страховку через Интернет
Для начала выберите страховщика и затем пройдите на его официальную страницу.
Пройдите регистрацию и получите доступ к личному кабинету.
Заполните заявление о заключении договора ОСАГО. Для этого вам потребуются те же документы, что и для оформления бумажного полиса, а именно:
водительское удостоверение (нужны водительские права всех лиц, которые будут допущены к управлению данного ТС). В случае неограниченной страховки права предоставлять не нужно;
диагностическая карта (если ТС старше трёх лет).
Произведите оплату при помощи банковской карты или любым другим доступным способом.
Получите полис ОСАГО, направленный страховщиком на указанный вами при регистрации е-мейл. Данный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика в соответствии с требованиями законодательства.
При желании Вы также можете получить страховой полис на бумажном носителе, подъехав в офис Вашей страховой компании, или получить его по почте.
Прежде автовладельцы не имели возможности самостоятельного выбора СТО, на которой будет проводиться ремонт пострадавшего в результате ДТП транспортного средства.
Федеральное законодательство в последней редакции регламентирует, что страховая компания обязана предоставить потерпевшему список станций ремонта, который должен содержать следующую информацию:
название и расположение СТО;
ориентировочные сроки проведения ремонтных работ разного вида;
список марок автомобилей, которые могут обслуживаться на данном СТО.
Это позволяет автовладельцу выбрать удобный для себя вариант.
Рассмотрим положения, устанавливающие правила организации ремонта автомобилей согласно последним изменениям в российском законодательстве:
• Страховая компания выдает потерпевшему направление на ремонт автомобиля в течение 20 дней с момента подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Этот пункт актуален для автовладельцев, которые согласились на проведение ремонта на одной из предложенных страховщиком станций СТО.
•В том случае, если потерпевший решил организовать ремонт на самостоятельно выбранной станции СТО, страховая компания имеет право рассматривать заявление о страховом возмещении в течение 30 календарных дней.
• В направлении на ремонт также указывается срок проведения ремонта.
• Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней.
• Выбранный пункт СТО не должен быть удален от места ДТП или места жительства потерпевшего более, чем на 50 км. В противном случае автовладельцу придется оплатить эвакуацию самостоятельно.
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.