что такое сепаратор в аккумуляторе

Какую функцию выполняет в электрической батарее сепаратор?

Небольшое количество тока, которое может проходить через сепаратор, формирует явление саморазряда, которое присутствует во всех электрических батареях в той или иной степени. Саморазряд в конечном итоге истощает заряд батареи при длительном хранении. На рисунке 1 показано строение литий-ионного элемента с сепаратором и поток ионов между электродами.

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

Рисунок 1: Ионный поток через сепаратор литий-ионного элемента. Сепаратор формирует барьер между анодом и катодом при одновременном обеспечении обмена ионов лития с одной стороны на другую.

Ранние модели электрических батарей были затопленные, в том числе, свинцово-кислотные и никель-кадмиевые. С изобретением герметичных никель-кадмиевых в 1947 году и необслуживаемых свинцово-кислотных в 1970-х, электролит стал впитываться в пористый сепаратор, который плотно располагался между электродами для лучшего обеспечения химических реакций. Конструктивно сепаратор и электроды в таких батареях образовывают прочный твердый механический узел, который имеет характеристики, аналогичные затопленным моделям, но меньше по размерам и может быть установлен в любом положении без риска утечки электролита. Газы, вырабатываемые во время зарядки, рекомбинируют обратно в воду, следовательно, такие аккумуляторы не требуют дополнительного обслуживания.

Первые сепараторы делались из каучука, стекловолокна, целлюлозы и полиэтилена. Использовалось даже дерево, но оно быстро теряло свои свойства из-за электролита. В никелевых батареях используют сепараторы из пористой полиолефиновой пленки, нейлона или целлофана. В герметичных свинцово-кислотных AGM [BU-201a] аккумуляторах в качестве сепаратора используется стекловолокно, смоченное серной кислотой.

Потребительские литий-ионный батареи используют полиолефин в качестве сепаратора. Этот материал обладает отличными механическими свойствами, хорошей химической стабильностью и низкой стоимостью. Полиолефины — класс высокомолекулярных соединений (полимеров), получаемых из низкомолекулярных веществ — олефинов (мономеров). Полиолефины вырабатываются из нефти или природного газа путём полимеризации одинаковых (гомополимеризации) или разных (сополимеризации) мономеров в присутствии катализатора.

Сепаратор для литий-ионного аккумулятора должен быть проницаемым и иметь поры размером от 30 до 100 нм. (Нм означает нанометр, который является одной миллионной миллиметра, что соответствует размеру 10 атомов). Рекомендуемая пористость составляет 30-50 процентов. Такой показатель обеспечит достаточное количество жидкого электролита и позволит перекрывать поры при перегреве аккумулятора.

Сепаратор как предохранитель в литий-ионном аккумуляторе

При высоких температурах происходит остановка работы литий-ионного аккумулятора путем перекрытия пор в сепараторе из-за его плавления. Полиэтиленовый сепаратор начинает плавиться при 130°С. Это останавливает транспорт ионов, эффективно “выключая” аккумулятор. Без этого свойства сепаратора значение температуры может повышаться и далее, достигнув значения теплового пробоя, что чревато возгоранием или даже взрывом. Присутствие такого механизма предохранения помогает литий-ионным аккумуляторам проходить различные тесты безопасности, которые включают в себя имитацию высоты, тепловое воздействие, вибрации, удары, внешнее короткое замыкание, перезарядку и принудительный разряд. (Смотрите также BU-304a: Проблемы безопасности литий-ионных аккумуляторов).

Большинство потребительских аккумуляторов для мобильных телефонов, планшетов и прочих устройств имеют однослойный полиэтиленовый сепаратор. Более же крупные промышленные образцы имеют уже трехслойный сепаратор, который обеспечивает повышенную защиту в многоэлементных системах при экстремальных температурах. На рисунке 2 показан трехслойный сепаратор ПП/ПЭ/ПП, состоящий из полиэтилена, зажатого полипропиленовыми слоями. В то время как внутренний полиэтиленовый слой начинает плавиться при 130°С, закрывая поры, внешние слои полипропилена сохраняют проводимость ионов до температуры в 155°С.

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

Рисунок 2: Вид сбоку на трехслойный ПП/ПЭ/ПП сепаратор. Комбинация материалов сепаратора с различными температурами плавления позволяет создать конструкцию с повышенной безопасностью. Полиэтилен плавится раньше полипропилена, чтобы закрыть поры и остановить движение электрического тока.

Дальнейшее улучшение сепаратора было сделано путем добавления керамического покрытия. Керамические частицы не плавятся, и их добавление обеспечивает дополнительный уровень безопасности. Керамическое покрытие используется в литий-кобальт-оксидных (LCO) аккумуляторах, в которых номинальное напряжение составляет 4,40 В на элемент вместо традиционных 4,20 В. Такое покрытие работает в тандеме со слоями полиэтилена и полипропилена и помещается рядом с положительной стороной для предотвращения электрического контакта.

Сепаратор должен быть как можно тоньше, обеспечивать достаточную прочность на разрыв и иметь хорошую стабильность конструкции на протяжении всей жизни аккумулятора. Поры должны быть равномерно распределены по всему сепаратору, и кроме того, материал сепаратора должен быть совместим с электролитом и позволять легко ему впитываться. Сухие участки сепаратора могут привести к увеличению температуры из-за повышенного сопротивления, что в конечном итоге может привести к выходу из строя такого элемента.

Существует общая тенденция к уменьшению толщины сепараторов. Толщина в 25,4 микрометра уже является стандартной, и проводятся разработки, которые способны уменьшить ее до 20, 16 и даже 12 микрометров без существенного ухудшения свойств элемента. (Один микрометр, также известный как микрон, составляет одну миллионную часть метра). Сепаратор с электролитом в современных литий-ионных элементах составляет лишь 3 процента от всего содержимого.

Но использование ультратонких сепараторов также поднимает и вопросы безопасности. Корпорации Sony пришлось отозвать 6 миллионов аккумуляторов из-за нескольких случаев возгорания. Причиной этих возгораний служили микроскопические частицы металла, которые вступали в контакт с частями батареи и приводили к короткому замыканию. Электрические элементы аккумуляторов Sony, о которых идет речь, имели толщину сепараторов между 20 и 25 мкм.

Источник

Что такое сепаратор в аккумуляторе

11.02.09 | Рубрика: Свинцово-кислотные АКБ. Просмотры: 17 508

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

В настоящее время на мировом рынке представлено несколько видов аккумуляторных батарей, различное устройство которых предъявляет обособленные требования к сепараторам. Тип химии аккумулятора определяет все его основные характеристики, достоинства и недостатки. Невозможно выделить «лучший» тип аккумулятора. Каждому из них свойственны свои плюсы и минусы, которые делают аккумулятор оптимальным для одних применений и совершенно неприемлемым для других.

В современной технике используются пять основных типов аккумуляторов, отличающихся по своему химическому составу:

1. Никель-кадмиевые (NiCd). Хорошо отработанная и изученная технология, но обладает низкой плотностью энергии. Используется там, где важны долговечность, способность обеспечить высокий ток нагрузки и малая стоимость. Основные области применения: портативные радиостанции, медицинское оборудование, профессиональные видеокамеры и электроинструмент. NiCd аккумуляторы содержат токсичные материалы и являются экологически грязными.
2. Никель-металлогидридные (NiMH). По сравнению с NiCd имеют более высокую плотность энергии, но меньшее время жизни. NiMH не содержат токсичных материалов. Применяются в мобильных телефонах и портативных компьютерах.
3. Литий-ионные (Li-ion). Наиболее бурно развивающаяся технология. Используются там, где нужна высокая плотность энергии и малый вес. Li-ion дороже всех других аккумуляторов. При эксплуатации необходимо строго соблюдать режимы заряда и разряда, указанные производителем из соображений безопасности. Применяются в компьютерах и сотовых телефонах.

5. Свинцово-кислотные аккумуляторы (LA). Применяются там, где требуется большая мощность, а вес не имеет значения. Наиболее распространенный тип аккумулятора в мире (из расчета ампер-часов). Основная область применения — стартерные батареи. Герметичные свинцово-кислотные (SLA) — один из видов свинцово-кислотных аккумуляторов. Применяются там, где требуется большая мощность, а вес не имеет значения. Типовые области применения — стационарное медицинское оборудование, электромобили, системы аварийного энергоснабжения, UPS (источники бесперебойного питания).

6. Алкалиновые аккумуляторы — созданы для замены бытовых батареек. Хорошо подходят в случаях, когда не требуется большой мощности. Небольшое время жизни этих аккумуляторов компенсируется очень низким током саморазряда, что делает их оптимальными для применения в портативных магнитолах и фонарях.

Ниже приведена сводная таблица параметров наиболее популярных аккумуляторов.

Технологические характеристики аккумуляторных батарей

Источник

Обслуживание АКБ

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

Обслуживание аккумулятора подразумевает поддержание электролита в нём на нужном уровне и в нужной плотности. Нужный уровень, как и остальные уровни в машине, находится между отметками «min» и «max», а если их нет — то примерно на сантиметр выше пластин в банках. Да, уровень в каждой банке свой.

Если уровень мал и часть пластины не закрыта электролитом — пластина начнёт осыпаться и банка может выйти из строя, ну или как минимум утратит часть ёмкости.

Для работы с АКБ нам обязательно понадобятся:
1. Обычный мультиметр (хотя бы вольтметр).
2. Ареометр.

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

Я использую старый советский ареометр.

3. Зарядное устройство. Идеально способное выдавать зарядный ток в 1/10 номинальной «емкости» и с регулировкой тока и напряжения. Если его нет — сойдет и умная зарядка типа Bosch C7.
4. Автомобильная лампа 12 В 21 Вт в патроне с проводами или аналогичная нагрузка.
5, Дистиллированная вода, пруток из свинцово-оловянного припоя, шприц медицинский нам понадобятся существенно позже.

Терминология
Сразу замечу, по умолчанию вся информация и все значения, если не указано иное, даны при нормальных условиях! Температура — 20…23 С, нормальное атмосферное давление

Пластина
Пластины в аккумуляторе работают в качестве электродов. Каждая ячейка состоит из нескольких положительных и отрицательных пластин. Эти пластины приварены друг к другу группами при помощи накладок для пластин. Пластина сделана из решетки с наружным слоем активного материала. Этот активный материал способствует электрохимическому процессу во время зарядки и разрядки. Решетка сделана из сплава свинца, который является проводником активного материала, а также проводит ток. Внешний слой положительной пластины состоит из диоксида свинца, в то время, как внешний слой отрицательной пластины состоит из пористого свинца.

Ячейка (или Банка)
Электрохимический блок в аккумуляторе, производящий электрический ток. Состоит из набора положительных и отрицательных пластин, сепараторов и электролита, заключенных в оболочку. В полностью заряженном свинцовом аккумуляторе с напряжением покоя 12,72 В имеется шесть ячеек.

Цикл
В аккумуляторе состоит из фазы разрядки и фазы зарядки.

Электролит
В свинцовом аккумуляторе электролит состоит из концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды. Электролит — это жидкость, которая проводит ток и добавляет ионы водорода и сульфата в электрохимическую реакцию во время зарядки и разрядки: PbO2 + Pb + 2 H2SO4 = 2 PbSO4 + 2 H2O

Сепаратор
Тип пластмассового изолятора, окружающего каждую положительную пластину в ячейке. Назначением сепаратора является разъединение положительных и отрицательных пластин друг от друга и улавливание частиц, отделившихся от положительной пластины, с целью предотвратить короткие замыкания.
В AGM-аккумуляторе сепаратор представляет собой тонкую пластину из стеклоткани (AGM = Absorbed Glass Mat).

Решетка
Конструкция из сплава свинца на каждой пластине в аккумуляторе. Решетка выполняет роль носителя активных материалов, оксида свинца и пористого свинца, которые участвуют в электрохимических процессах во время зарядки и разрядки. Решетка также проводит ток в ячейке.

Емкость
Это способность полностью заряженного аккумулятора обеспечивать постоянный ток в течение определенного времени, и она указывается в ампер-часах (А ч). Время, затраченное на разрядку, зависит от предполагаемого использования аккумулятора. Стартерные аккумуляторы обычно имеют 20-часовую емкость (K20). Под этим подразумевается количество электрического тока, которое аккумулятор может обеспечить в течение 20 часов при окружающей температуре +25ºC(+77ºF) при полюсном напряжении не ниже 10,5 В.

Короткое замыкание (КЗ)
Происходит тогда, когда ток проходит напрямую через тот участок, на котором сопротивление ниже, и не идет по предназначенному маршруту. Короткое замыкание, например, может быть вызвано частицами, отделяющимися от пластин в ячейках. С течением времени эти отложения могут стать настолько большими, что проводящее соединение образуется между двумя пластинами, так что ток может проходить между этими двумя пластинами. Короткое замыкание в ячейке может полностью разрядить аккумулятор и сделать аккумулятор бесполезным.

Саморазрядка
В аккумуляторе, который не используется, с течением времени происходит саморазрядка. Это явление известно как саморазрядка, и оно происходит быстрее в условиях жаркого климата. Необходимо выполнять обслуживание аккумулятора, заряжая его через равные промежутки времени, чтобы избежать чрезмерной разрядки.

Сульфатация
Происходит в тех случаях, когда в определенных обстоятельствах крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца образуются на пластинах, когда аккумулятор разряжается. Это снижает емкость аккумулятора. Заметьте, что образование небольших растворимых кристаллов сульфата свинца во время разрядки является нормальным. Во время разрядки пластины всегда расширяются. Если разрядка очень медленная, расширение может быть настолько велико, что пластины деформируются или трескаются. Такое повреждение является непоправимым, и аккумулятор должен быть выброшен. Это является чрезмерной формой сульфатации. Чем дольше происходит процесс сульфатации, тем труднее сохранить аккумулятор. Сульфатация является результатом того, что аккумулятор оставался при низком уровне зарядки в течение длительного периода времени, или того, что аккумулятор был несколько раз недостаточно заряжен. Регулярная зарядка аккумулятора предотвратит сульфатацию.

Плотность кислоты
Этот параметр показывает количество серной кислоты в электролите и является мерой измерения напряжения аккумулятора и состояния зарядки. Плотность кислоты измеряется в г/см3. Чем выше значение плотности кислоты (т.е. высокая концентрация серной кислоты), тем выше напряжение и состояние зарядки. Низкое значение плотности кислоты означает соответственно низкую концентрацию серной кислоты, низкое напряжение и пониженную способность обеспечения током. Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,28 г/см3. Плотность электролита в полностью разряженном аккумуляторе составляет 1,10 г/см3.

Еще несколько важных моментов.
Аккумуляторы можно разделить на основные категории: Открытые аккумуляторы и герметичные аккумуляторы

Открытые аккумуляторы.
В корпусе открытых аккумуляторов в общем случае установлены свободно висящие пластины, которые часто изолированный друг о друга за счет того, что отрицательная пластина помещена в небольшой мешок из полиэтилена. Жидкий электролит может свободно перемещаться между пластинами.
Необслуживаемые аккумуляторы – это, как правило, аккумуляторы открытого типа, конструкция которых предусматривает сдерживание процесса газообразования, а высокая герметичность корпуса позволяет удерживать образующиеся газы на месте. За счет высокого содержания кислоты жидкость в такой аккумулятор доливать не требуется в течение всего срока службы.

Герметичные аккумуляторы (батареи с рекомбинацией газов)
В герметичных аккумуляторах корпус выполнен в виде напорного резервуара с предохранительными клапанами. Общее название таких батарей – VRLA-батареи (Valve Regulated Lead Acid), т.е. свинцово-кислотные батареи с клапаном сброса.
В замкнутом пространстве газообразная кислота и водород взаимодействуют с образованием воды. Такой процесс, называемый рекомбинацией, позволяет практически исключить потери жидкости. В действительно невозможно полностью исключить потерю жидкости, но значительно сократить этот процесс можно.
Герметичные батареи можно разделить на две группы: Гелевые батареи и AGM-аккумуляторы

В гелевой батарее имеется несколько элементов, чаще всего это соединения кремния, которые при добавлении к электролиту превращают его в гель. В результате этого в аккумуляторе отсутствует жидкая кислота, которая может из него вытекать.
Гелевые батареи обладают достаточной емкостью, но вследствие несколько повышенного сопротивления загустевшей кислоты могут иметь некоторые ограничения при использовании в качестве стартерных батарей. Они очень хорошо противостоят сильному разряду, т.е. многократному медленному режиму интенсивного разряда.
Вследствие небольшого объема и высокой вязкости электролита такие батареи оказываются чувствительными к высыханию, которое сопровождает процесс перезарядки и связанного с этим газообразования.

В AGM-батареях электролит удерживается за счет материала сепаратора, состоящего из стеклоткани (AGM = Absorbed Glass Mat), которая является своего рода «губкой». Силы капиллярного воздействия в сепараторе удерживают электролит. Батареи могут состоять из очень тонких сепараторов, снижающих внутреннее сопротивление, что позволяет получать высокую мощность при малом объеме, т.е. обладают прекрасными стартерными свойствами.
Очень тонкая стеклоткань обеспечивает небольшой объем электролита в батарее. В связи с этим такая батарея чувствительна к высыханию, которое сопровождает процесс перезарядки и связанного с этим газообразования.

Открытые АКБ.
Преимущества:
Низкая стоимость по сравнению с производимым током.
Небольшой вес в сравнении с производимым током.
Выдерживают высокое зарядное напряжение. Им не столь критичен заряд с напряжением выше 14,4 В, хотя «кипячение» вредно для АКБ
Можно доливать воду (за исключ. необслуживаемых батарей).

Отрицательные стороны:
Выходят из строя при многократном интенсивном разряде.
Должны устанавливаться в вертикальном положении.
Требуют периодического обслуживания (за исключ. необслуживаемых батарей).
Более высокая степень саморазряда.
Чувствительны к вибрациям.
При наклоне батареи может вытекать кислота.

Герметичные AGM-батареи
Преимущества:
Обслуживание не требуется в течение всего срока службы.
Отсутствие газов, коррозии и протекания кислоты.
Низкая степень саморазряда.
Высокая устойчивость к вибрациям.
Выдерживают многократные интенсивные разряды.

Отрицательные стороны:
Более высокая стоимость в сравнении с емкостью.
Больше вес в сравнении с емкостью.
Требуют более точной регулировки зарядного напряжения.
Чувствительны к перезаряду.
Напряжение выше 14,4 В зарядного тока убивает АКБ. Перезаряд убивает АКБ
Вода не добавляется.

Аккумулятор находится в пластмассовой емкости и имеет шесть внутренних отделений, по одному для каждой ячейки. Эти отделения не соединены друг с другом. Это означает, что уровень электролита в одном отделении может упасть, не влияя на уровень в других отделениях. Ячейки соединены последовательно герметичным соединением между каждым отделением.

Сверху на некоторых «открытых» батареях имеется крышка с шестью пробками — по одной для каждой банки. Эти пробки можно открыть для проверки уровня электролита и чтобы долить аккумуляторной воды.

Необслуживаемые и AGM-батареи не имеют таких пробок, и поэтому в них аккумуляторная вода не доливается.

Аккумулятор заполнен электролитом. Электролит состоит из разбавленной серной кислоты (H2SO4), которая представляет собой смесь концентрированной серной кислоты и дистиллированной или деионизированной воды. Электролит часто называют аккумуляторной кислотой. Он имеет плотность (при 20 С) 1,28 г/см3, когда аккумулятор полностью заряжен.

В зависимости от требуемого на полюсах напряжения батарея состоит из двух или более последовательно соединенных банок. Открытая батарея для автомобилей состоит из шести банок и напряжение на полюсах полностью заряженной батареи составляет 12,72 В, т.е. 2,12 В на банку. Для AGM-батарей максимальное напряжение на полюсах полностью заряженной батареи составляет 12,93 В (или 2,155 В на банку).

Резервуар AGM-батареи снабжен клапаном сброса, который предназначен для защиты батареи от повышенного давления внутри батареи. Повышенное давление может возникать при неправильной зарядке, например, завышенным напряжением. При слабом креплении клапана сброса батарея повреждена.

Для зарядки AGM-аккумуляторов используйте только такие зарядные устройства, в которых предусматривается регулировка по току и напряжению (или имеют режим AGM). AGM-аккумуляторы чувствительны к перезарядке и должны заряжаться от соответствующего зарядного устройства. Это связано с тем, что аккумулятор, зарядка которого проводится при повышенном напряжении/силе тока, не перерабатывает всю энергию, и поэтому избыток энергии преобразуется в тепло. Когда аккумулятор разогревается, электролит (кислота) испаряется. При повышенном давлении в аккумуляторе газы выпускаются наружу через клапан сброса в корпусе аккумулятора. При этом снижается содержание воды, и концентрация кислоты изменяется до недопустимо высокого уровня. В результате аккумулятор может выйти из строя!

Максимально допустимое напряжение заряда AGM-аккумулятора не должно превышать 14,4 В! На практике и для обычных АКБ тоже, так как заряд напряжением больше 14,5 В ведет к потере воды и что хуже, к разрушению пластин АКБ.

Немного для начала отвлечемся от теории. Практика.

Проверка такова:
1. сутки выдерживаем батарею в тепле, если она с мороза и не требуется срочно заряжать ее, должна прогреться до комнатной, протираем влажной тряпкой чтобы была чистой, клеммы, если есть грязь или признаки окисления чистим наждачной бумагой и сразу покрываем тонким слоем смазки для клемм АКБ.

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

Можно обычной графитной смазкой тоненько смазать. Как я и сделал.

2. снимаем пробки, проверяем уровень и плотность электролита. Для чего протираем ареометр. Если груша или пипетка подпускает воздух — это уже брак. Только грушу до конца не вытягивайте вверх иначе слишком много засосет электролита и сам ареометр упрется в ограничитель.
Электролит должен быть чистым, прозрачным. Если слегка сероватый налет по верху плавает — это не страшно, но банка слабоватая. Если электролит черный или бурый — увы. Современные АКБ очень критичны к замене электролита. Хотя попробовать можно — ничего не теряете.

что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть фото что такое сепаратор в аккумуляторе. Смотреть картинку что такое сепаратор в аккумуляторе. Картинка про что такое сепаратор в аккумуляторе. Фото что такое сепаратор в аккумуляторе

Если для батареи при указанной температуре плотность электролита в норме, а вольтметр через минимум 12 часов после размыкания цепи (зарядили, сняли клеммы зарядного) на клеммах показывает 12,6 В и выше, то считается что АКБ исправна и заряжена.

Однако это не всегда так…
3. А еще бывают переполюсовки отдельных банок, когда банка сильно садится и заряжает себя за счет других.

Для восстановления и профилактики АКБ как минимум раз в год осенью, а лучше 2 раза в год весной и осенью, АКБ необходимо подвергать так называемому контрольно-тренировочному циклу (КТЦ) — периодическому заряду и разряду несколько раз по определенной методе.

Не каждое зарядное устройство способно разряжать АКБ. В этом случае надо делать нагрузку хотя бы при постоянном сопротивлении — лампой 12 В, а лучше — при постоянном токе нагрузке, с помощью микропроцессора и полевого транзистора. Лампы, кстати, любого номинала есть для стандартного патрона Е27, но с пометкой «МО» — местное освещение для помещений повышенной опасности. Стоят копейки, а мощность ламп 25, 40, 50, 60, 75, 100 и 150 Вт. Очень удобно. И отличный способ сделать переноску от АКБ заодно.

Полностью заряжаем АКБ номинальным током — 0,1 C — 1/10 емкости до напряжения на клеммах 14,4 В. Ток должен быть не ниже номинального (исключение — так называемый «мнимый заряд», но это другая история).
Многие ЗУ потом пытаются переключиться в режим малых токов 0,01…0,05 С и гнать дальше аж до 16-18 В на клеммах, но это вызывает интенсивный электролиз электролита и уменьшает толщину активоного слоя («намазки»). Малый ток в отличие от токов порядка 0,1-0,2 С приводит к изменению структуры оксида свинца в плотную альфа-форму, тем самым снижая доступ электролита в глубину активной массы. Если позволяет ЗУ — избегать низкого зарядного тока и напряжения выше 14,4 В. Если ЗУ без регулировки по току и напряжению, то заряжаем как заряжает, но старайтесь контролировать напряжение. Гелевым и АГМ батареям при напряжении выше 14,4 В грозит каюк, вплоть до вскрытия клапанов и деформации корпуса.

Пробки оставляем открытыми!

Для АКБ 90 Ач ток заряда составляет 9,0 А.

4. проверяем уровень электролита и его плотность.
Начинаем цикл разряда током примерно в 1/20 емкости до напряжения на клеммах 11,5 В. Не ниже!
Ток может быть ниже, но не выше 1/20 С. Классика вообще требует 1/10 С, а если у нас одна из банок просела по напряжению или мнимый заряд присутствует?

С лампочкой для АКБ 90 Ач — ток в 1/20 С = 4,5 А. Требуется лампа мощностью 4,5 А*12 В = 54 Вт. То есть либо лампочка Н4 55 Вт, либо лампа Е27 МО на 50 Вт. Можно меньше. Хороший вариант тока разряда 1…3 А. При этом разряжать также можно с «моргалкой», о которой речь пойдет ниже.

Если ЗУ позволяет проводить разряд, то пользуйтесь им.

По достижении на клеммах АКБ минимального напряжения даем паузу на отстой примерно в 1 час и начинаем заряд.

5. Идеально проводить заряд в пульсирующем режиме (многие «умные» ЗУ умеют это делать), ЗУ с постоянным током, то берем исправное, лучше твердотельное, реле поворотников, лампу разрядной нагрузки и делаем «моргалку». При размыкании контактов реле на лампу идет импульс зарядки, при замыкании — включается лампа, а зарядка отсутствует.

ГОСТ Р 51709-2001
4.3.18 Указатели поворотов должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90 +- 30) проблесков в минуту или (1,5 +- 0,5) Гц.

Суть здесь в том, чтобы заряд, переданный за некоторое время t был усвоен АКБ (q = I*t, помним что реально «емкость» АКБ измеряется в кулонах), в противном случае начинаются негативные процессы заряда на катодах формируется менее пористый слой альфа-PbO2. То есть площадь поверхности активной массы меньше — фактически почти геометрическая площадь пластины! Если же не допускать формирования альфа-слоя, а формировать слои бета-PbO2, то соответственно будут формироваться крупные кристаллы с соизмеримыми с размерами кристаллов промежутками, площадь поверхности таких пластин значительно больше, электролит проникает по всему объему и отдача от такой пластины выше. Одним из способов формирования бета-PbO2 является импульсный заряд. Помимо того что это борьба с сульфатацией. За счет импульсного заряда мы потихоньку восстанавливаем емкость АКБ.

Повторяем шаги 4-5 от 3 до 10 раз (в зависимости от времени, маньячности и т.д., обычно хватает 3-5 раз.

6. Заканчиваем заряд АКБ, размыкаем цепь, выдерживаем АКБ 12 часов и определяем ЭДС (оно же напряжение разомкнутой цепи — НРЦ), проверяем уровень электролита и его плотность. Если уровень электролита в части банок ниже, чем в других, аккуратно доливаем шприцом 1…2 мл дистиллированной воды и выполняем еще раз шаги 4-5 для восстановления плотности электролита.

Дистиллированная вода ВСЕГДА доливается только в полностью заряженный аккумулятор!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *