что такое сэмпл в бите

Гид по семплам: история, применение, права, суды и топ главных песен

Когда и как появилась культура семплинга? Как она развилась и стала повседневной практикой? Как взять чужую музыку и не нарваться на суд? Правда ли, что есть топ-артисты, которые никогда не расплатятся за чужие семплы? В новой рубрике вместе со Spotify отвечаем на главные вопросы о семплах и собрали в одном плейлисте самые семплируемые треки.

Что такое семплы?

В буквальном смысле — небольшой фрагмент музыкального произведения, используемый в другом. В современном, широком смысле это могут быть речь из кино, шум дождя, звуки отбойника и другие записанные и оцифрованные звуки. Соответственно, семплирование — это использование и обработка этих звуков в процессе создания новой музыки.

Когда и как начали семплировать музыку?

Благодаря изобретению магнитофона стало возможно не только записывать, но и обрабатывать звуки. В 1949 году французский композитор Пьер Шеффер записал несколько шумов природного происхождения на магнитную ленту и стал их обрабатывать: зацикливать, менять тональность, ускорять и замедлять. Такой метод получил название musique concrète и перевернул представление о том, как может звучать музыка.

«Конкретная музыка» вдохновила последователей Шеффера на новые опыты. В 1949 году изобретатель Гарри Чемберлин сконструировал инструмент, похожий на пианино — только нажатие на клавиши воспроизводило звуки, заранее записанные на ленты. Как это работало: каждая клавиша была связана с магнитной лентой, на которую была записан звук с соответствующей нотой.

«Чемберлин» (автор назвал прибор в честь себя) оказался сложным в производстве и имел ряд изъянов: хрупкая конструкция, проблемы с соответствием нот воспроизводимых звуков клавишам. Прибор был выпущен в ограниченном количестве и революции в записи музыки не произвел, в отличие от его последователя, название которого вы точно слышали.

Уже в 1960-х инвестор Билл Франсен решил вложить средства в доработку «чемберлина» и наладить массовое производство новой версии инструмента. Так появился мелотрон: он отличался более точным соответствием нот клавишам и прочной конструкцией. Инструмент содержал 3–4 магнитные ленты — поэтому можно было выбирать звучание. Мелотрон сильно повлиял на развитие психоделического и прогрессивного рока 1960-х и 1970-х: инструментом активно пользовались King Crimson, Gentle Giant, Yes и другие звезды жанра.

Как развился семплинг?

В 1976 году Гарри Мендель изобрел первый монофонический цифровой семплер под названием Computer Music Melodian — инструмент приобрел Стиви Уандер и записал с его помощью альбом «Journey Through the Secret Life of Plants».

Три года спустя австралийские изобретатели Петер Фогель и Ким Райри выпустили Fairlight CMI. Это была уже настоящая рабочая станция, включавшая в себя синтезатор, семплер на 28 мегабайт (большой на тот момент объем!) и сенсорный монитор — редактировать звук можно было, водя по экрану пером. Эта машина намного опередила свое время, но стоила дорого и поэтому была недоступна для среднего музыканта. Тем не менее Fairlight CMI в значительной степени повлияла на звук 1980-х. В частности, инструмент активно использовали Кейт Буш и Питер Гэбриел.

В то же время в конце 70-х диджеи из Бронкса стали практиковать принципиально иной подход к семплам и делали их вживую с помощью манипуляций с винилом — чуть позже такую технологию назовут скретчингом. Чаще всего семплировались и зацикливались брейкбиты, потому что они обеспечивали важную основу для рэпа и танцев.

Но главную революцию в семплинге произвели вышедшие в 1980-х портативные цифровые семплеры — в частности, E-Mu Systems SP-12, память которого позволяла записывать, воспроизводить и подстраивать под ритмы множество собственных звуков.

Это были легкие, компактные, удобные в использовании, недорогие на тот момент приборы: важно, что многие из них можно было также подсоединить к цифровой клавиатуре. Они вызвали бум как электронной музыки, так и музыки на базе семплов — главным образом речь идет о хип-хопе. Процесс семплирования стал демократичным как никогда: записывать музыку стало возможно без студии.

SP-12 во многом создал звук нью-йоркского рэпа — благодаря особой частоте дискретизации 27,5 кГц/12 бит, которая давала на выходе чуть сухое, лоуфайное звучание. В частности, с помощью этой драм-машины Рик Рубин записал дебютный альбом Beastie Boys.

Последователь этого инструмента, SP-1200, позволял музыкантам фактически создавать песни с нуля, без других устройств. С помощью этого семплера был записан ряд классических записей от The Tribe Called Quest, Public Enemy и других. Им пользовались культовые битмейкеры тех лет — J Dilla и Pete Rock.

Получил популярность семплер и в электронной музыке: в частности, SP-1200 помог найти свой звук The Prodigy, Apollo 440 и другим героям английской подземки, вырвавшимся в большие звезды.

Другой известный семплер — Akai MPC-60, вышедший в конце 1980-х и положивший начало целой линейке рабочих станций для семплирования. В 1996 году DJ Shadowвыпустил дебютник «Endtroducing». Он попал в Книгу рекордов Гиннесса как первый альбом, полностью записанный с помощью семплов.

В 1990-х семлирование как процесс еще более радикально упростилось: делать музыку из семплов стало возможно уже на обычном домашнем компьютере. Современные возможности создания семплов безграничны. Портативные семплеры выпускаются и сейчас — вы можете легко подключить их к ноутбуку и смартфону и делать с их помощью музыку. А можете обойтись и без них: весь функционал есть в программном обеспечении — от FL Studio до Ableton.

Когда и как семплирование породило юридические проблемы?

Простое правило: взял кусок песни — готовься нести за него ответственность. Первой на себе это почувствовала группа The Sugarhill Gang, написавшая в 1979 году один из первых рэп-хитов в мире — песню «Rapper’s Delight». Все бы ничего, да только участники группы «подрезали» басовую линию у Chic из их песни «Good Time». Найл Роджерс и Бернард Эдвардс из Chic подали на рэперов в суд, по итогам которого в аннотацию «Rapper’s Delight» надлежало вписать их имена — и, соответственно, делиться доходами. Символично и забавно, что в 2004 году The Sugarhill Gang сами подали в суд на Beastie Boys за семпл из вступления к «Rapper’s Delight» в песне «Triple Trouble».

Так началась многолетняя борьба авторов музыки с теми, кто ее семплирует. Это противостояние усилилось в конце 80-х, когда семплирование стало распространенной практикой для музыкантов. В ту пору музыканты еще не беспокоились о юридических последствиях: многие хип-хоп-продюсеры работали по методу «сначала возьми семпл, а потом беспокойся на этот счет».

Беспокоиться приходилось. Участники Beastie Boys до сих пор отчисляют средства многим фанк-музыкантам 1970-х за альбом 1989 года «Paul’s Boutique», на котором было использовано около 300 семплов. В 2019 году продюсер альбома Марио Калдато-младший признавался: на юридические проверки этого альбома группа потратила 250 тысяч долларов. Более того, на Beastie Boys в этой связи продолжают подавать в суд многие музыканты. Впрочем, сами Beastie Boys, отражая атаки одних, нападают на других — например, музыкантам The Prodigy за один лишь кусок фразы в песне «Funky Shit» пришлось заплатить 5000 долларов.

В это время вошло в обиход словосочетание, которое вы часто можете слышать от музыкантов сейчас, — очистка семплов. Так называют получение прав на чужой отрывок песни.

Пожалуй, самым дорогим семплом в истории хип-хопа можно назвать отрывок хита 1960-х The Turtles «You Showed Me», который использовали рэп-классики De La Soul в 1989 году в песне «Transmitting Live from Mars» без разрешения авторов. Экс-участники американской поп-группы подали иск на рэперов и отсудили у них баснословные 1,7 миллиона долларов. «Любой, кто скажет, что семплирование — это своего рода творчество, никогда не делал ничего творческого», — сказал Говард Кейлан, экс-участник The Turtles.

Но, пожалуй, самый вопиющий случай в истории семплинга — это тяжба между The Verve и The Rolling Stones. Герои брит-попа 90-х взяли для своей «Bitter Sweet Simphony» кусок оркестровой мелодии из песни «роллингов» «The Last Time». Причем даже не из студийной версии, а из малоизвестной оркестровой интерпретации песни, написанной оркестром композитора Эндрю Олдхэма. Однако по итогам судебного разбирательства авторами «Bitter Sweet Symphony» были названы Мик Джаггер и Кит Ричардс, а вокалист и сонграйтер The Verve Ричард Эшкрофт в течение двух десятилетий не получал ни цента за свой главный хит. Лишь в 2019 году «роллинги» вернули The Verve права на песню.

Семплы победили?

Рост использования семплеров в 1980-х и 1990-х и бум хип-хопа привели к тому, что за всеми, кто использовал чужую музыку в своем творчестве, было банально не уследить. Пока юридические отделы лейблов хватали за руку одних артистов и продюсеров, в то же время появлялись сотни других.

А главное, семплирование породило культурный сдвиг — по мере роста популярности семплов слушатели стали понимать, что речь идет не о апроприации, а о реинкарнации чужой музыки. Такой творческий метод породил несколько культовых записей 1990-х и 2000-х — это и упомянутый «Endtroducing» DJ Shadow, и «Donuts» J Dilla, «Since I Left You» The Avalanches. Все эти пластинки объединяет одно — основная часть музыки была построена на семплах.

Другой вопрос: а возможно ли записать эти альбомы сейчас, безболезненно выложить на стриминг-платформы и зарабатывать деньги — без очистки семплов и договоренности с правообладателями? Совершенно точно нет.

«Хип-хоп сильно изменился. Мы дошли до точки, когда семплы из постоянной практики ушли в поле приемлемых предложений, — говорит Эгон, генеральный менеджер хип-хоп-лейбла Stones Throw Records, на котором был издан „Donuts“ J Dilla. — От продюсеров до менеджеров, юристов и издателей — сегодня все понимают, что [семплирование] должно быть этично для всех». Эгон также руководит собственным издательством Now-Again Records: он находит правообладателей музыки и перевыпускает их каталог.

В настоящее время безболезненно семплировать все, что звучит, точно не получится. Характерный пример — альбом «Bandana» Freddie Gibbs & Madlib, состоящий во многом из отрывков чужой музыки. Для того чтобы получить лицензию на все звуковые фрагменты, артистам и их менеджерам понадобилось около восьми месяцев. Затраты на очистку семплов составили 100 тысяч долларов.

Но бывают и обратные случаи, когда авторы музыки благосклонны к тем, кто ее заимствует: например, Jay-Z и Канье Уэст бесплатно разрешили Дэнни Брауну в песне «Dip» повторить отрывок своего хита «N***s in Paris».

Как брать чужие семплы себе в треки в 2021 году?

Даже если вы исказите отрывок чужой песни до неузнаваемости, современные технологии все равно смогут его распознать, а правообладатель — добиться удаления трека с площадок.

Как этого избежать, если вы захотели взять семпл? Придется найти правообладателя оригинала и спросить у него разрешение на использование музыки. Убедитесь, что вы общаетесь именно с обладателями прав на трек — запросите соответствующие документы. Обсудите условия использования музыки. Несмотря на то что здесь мяч полностью находится на стороне авторов, они могут быть благосклонны к вам. В ряде стран разрешение на использование музыки можно получить в электронной форме. В России так не получится: нужно заключить с правообладателем письменный договор.

Источник

Элементарно о семплировании

Анонс

что такое сэмпл в бите. Смотреть фото что такое сэмпл в бите. Смотреть картинку что такое сэмпл в бите. Картинка про что такое сэмпл в бите. Фото что такое сэмпл в бите

DJSTORE

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

что такое сэмпл в бите. Смотреть фото что такое сэмпл в бите. Смотреть картинку что такое сэмпл в бите. Картинка про что такое сэмпл в бите. Фото что такое сэмпл в бите

Семплирование — это такая техника, когда музыкант берет кусочек записанного аудио и использует в новой песне. Чтобы сделать семпл, обычно используют настоящий инструмент в духе Akai MPC или плагин. Вырезанные части песен обычно закольцовываются и обрабатываются эффектами, часто до неузнаваемости.

Семплинг появился в 80-90-е годы в хип-хопе и танцевальной музыке. Ну а сегодня метод используется везде — от рэпа, R&B, кантри до современных академических произведений. Хотя некоторые критики к приему относились скептически — на «Грэмми» номинировать песни с семплами стало можно только недавно – семплинг применяет столько продюсеров, что чистый от этого жанр музыки уже трудно найти.

Даже рок-музыка, для которой обязательна живая игра, активно пользуется семплами не первый год.

А вот например ознакомительный список треков, которые для своих альбомов семплировал Трент Резнор: Samples In NIN Songs.

Ну а корифеи этого жанра, например Pink Floyd, сплошь и рядом пользовались полевой записью с художественными целями, достаточно вспомнить, к примеру, детские крики на альбоме The Wall.

Популярных групп на стыке электроники, хип-хопа и рока благодаря семплированию тоже родилось очень много, и некоторые по праву получили место в музыкальной индустрии:

Как видно, семплингом можно пользоваться намного талантливее и искуснее, чем просто заимствовать чужой бит или вокал.

Очистка

Прежде чем резать любимые треки на семплы и сочинять из них свой материал, нужно понять, как сделать это легально. Как ни странно, эта тема имеет большое значение даже в нашей стране, ибо чем больше людей прослушают ваш трек, тем больше шанс, что на вас заявят за плагиат. Вы не сможете размещать свои песни на стриминговых платформах, и высока вероятность, что придется как минимум платить неустойку. Можно долго рассуждать о свободе электронного контента и copyleft-движении, но лучше принять за данность, что семплинг без так называемой чистки (т.е. легализации) невозможен. При этом неважно, какой длины семпл, был ли источник семпла зарегистрирован, и делали ли вы свой трек не ради прибыли.

Единственное допущение — аккордовые прогрессии, которые под копирайт не подпадают. Но имеется в виду сама последовательность аккордов, а не кусок из конкретной песни, который вы вырезали. Лирика тоже подпадает под копирайт — вы не можете использовать текст другого артиста на собственной записи.

Еще один вариант — официальные библиотеки, которые выпускают семпл-паки. Но и с этими библиотеками тоже нужно индивидуально договариваться об использовании семплов в своем творчестве.

Creative Commons

Creative Commons — это организация, которая предоставляет медиаматериал по различным лицензиям. Каждая определенным образом регламентирует использование и изменение контента.

Есть множество библиотек, которые хранят аудио, распространяемое по лицензии creative commons. Кроме того, есть семплы, которые можно использовать бесплатно без ограничений. Пример — материал, вшитый по умолчанию в Ableton Live.

Запись собственных семплов

Самый аутентичный способ семплирования. Включайте рекордер или диктофон и записывайте звуки окружающей среды. Если вы играете на каком-либо инструменте, попробуйте записывать фразы на нем в аудиоинтерфейс, которые вы дальше сможете самыми разными способами редактировать.

Инструментальный хип-хоп, особенно не мейнстримовый, делается чаще всего с применением собственных семплов. А искуснее всего подходят к этому самые прогрессивные джазмены, на которых в этом смысле стоит в первую очередь ориентироваться.

Как использовать семплы

Инструментальный трек можно украсить обработанной вокальной фразой.

Наложение семплированных барабанов поверх записанной партии поможет сделать дорожку плотнее. То же работает и для звука бочки в танцевальных треках.

А иногда бывает, что трек требует кинематографичную SFX-подложку, которая добавила бы глубины.

Не забывайте, что семпл должен быть в той же тональности, что и трек, в который вы хотите его вставить.

В библиотеках могут заранее проставлять тональность в тегах или наименовании. Но советуем больше полагаться на собственные уши и уделить время сольфеджио. Вы сможете сами определять тональность и при необходимости транспонировать семпл.

Укладка семпла в микс

что такое сэмпл в бите. Смотреть фото что такое сэмпл в бите. Смотреть картинку что такое сэмпл в бите. Картинка про что такое сэмпл в бите. Фото что такое сэмпл в бите

К сожалению, не получится просто найти нужный материал, вырезать оттуда семпл и вставить в трек. Чтобы в итоге композиция зазвучала нормально, вам придется обработать и сам семпл, и трек. Прежде всего, семпл нужно подготовить к сведению.

Вырезанный семпл обычно содержит лишние шумы. Еще до самого сведения рекомендуем избавиться от искажений с помощью нойзгейта. С помощью компрессора или экспандера потребуется обработать определенные диапазоны частот. За правило примите, что всегда лучше убавлять, чем добавлять. Это касается и громкости, и полосы среза, и длины семпла.

Обязательно удалите тишину. Нет смысла грузить систему большим семплом, если половину времени его звучания ничего не происходит. Даже если на этапе затухания не слышно значительных фоновых шумов, все равно срежьте лишнее.

Если семпл в том же темпе, что ваша песня — вам крупно повезло. В противном случае, придется воспользоваться функцией Beat slicing. Она позволяет нарезать семпл вплоть до отдельных долей.

Семплинг и DAW

Если исключить частности, все DAW работают одинаково, и во всех есть инструментарий для семплирования. А если стандартные утилиты не нравятся, всегда можно установить сторонний плагин. Интерфейсы программ слегка отличаются друг от друга, но на видео достаточно доходчиво объясняется, как научиться основам семплинга.

Единственная сложность — подогнать семпл к тональности и темпу. Но это не так тяжело, как кажется на первый взгляд. Через неделю практики вы легко сможете без усилий нарезать семплы из любого источника и готовить их к сведению.

Продолжающим

Несмотря на то, что семплирование на первый взгляд не кажется самым интересным композиционным приемом, с помощью него можно совершенно по-новому подходить к созданию треков. Можно пользоваться семплами самым очевидным образом — из отрезка аудио делать основу трека, на которую дальше будут наслаиваться другие инструменты. Семпл будет удерживать композицию вместе или сможет стать самым цепляющим ее элементом. Новая басовая линия поверх семплированной гитары из хита 70-х — и мы получаем неувядающую поп-песню.

Можно и вовсе сделать семплирование главным творческим методом и полностью собирать композицию в духе коллажа. Пример — DJ Shadow и его классический альбом Endtroducing. Здесь же открывается простор для музыкального цитирования и упаковки одних контекстов в другие.

Ну а самая сложная и стоящая задача — записывать материал на инструментах самостоятельно и пользоваться семплером как сложным и тонким средством монтажа. В этом случае вы не утратите аутентичность, но при этом получите гибкость, которой обладают продюсеры электроники.

Источник

В конце семидесятых годов прошлого века был создан цифровой музыкальный инструмент, в котором реализован принципиально иной подход к синтезу музыки, получивший название «sampling». Буквально это слово означает отбор образцов. Синтезаторы, в которых воплощен такой принцип, называются сэмплерами, а образцы звучания — сэмплами. Процесс записи сэмплов принято называть оцифровкой или сэмплированием.

Метод воспроизведения сэмплов позволяет добиться высокой реалистичности. Причина заключается в том, что устройства воспроизведения сэмплов имеют дело с акустическими и синтетическими звуками реальных музыкальных инструментов. Когда устройство воспроизведения сэмплов получает сообщение Note On, то вместо того чтобы создавать звук оно воспроизводит цифровой сэмпл, который может содержать любой реальный звук — от фортепиано до волчьего воя, или звук любого синтезатора или драм-машинки.

С сэмплами можно делать все, что угодно. Можно оставить их такими, как есть, и сэмплер будет звучать голосами, почти неотличимыми от голосов инструментов-первоисточников. Можно подвергнуть сэмплы модуляции, фильтрации, воздействию эффектов и получить самые фантастические, неземные звуки.

Сегодня, благодаря широкому распространению программных устройств воспроизведения сэмплов, появилась возможность создавать полноценные музыкальные произведения путем соединения циклических сэмплов, при этом ничего более не требуется. Вы даже можете приобрести коллекцию циклических сэмплов, записанную на компакт-диск в профессиональной студии.

Источник

Что такое сэмпл в бите

Техника сэмплирования известна с незапамятных времен. Наши музыкальные предки освоили ее аж в первой половине двадцатого, однако своей популярностью она обязана в первую очередь хип-хопу: именно здесь сэмпл твердо встал на ноги и начиная с 1970-х активно шагает по музыкальным просторам.

Источников сэмплов несколько.

С тех золотых времен сэмплирование перекочевывало во все музыкальные жанры и активно используется и поныне.

Многие из вас наверняка видели ролики на Youtube, где воссоздаются треки Prodigy и показываются сэмплы, которые использовала группа. Эти срезанные с чужих песен партии являются во многом основой их треков и даже наиболее запоминающимися моментами хитов вроде Smack My Bitch Up или Voodoo People.

Если вы не в курсе о чем речь, ознакомьтесь: https://youtu.be/6ZYLp5uX9Yw

Это что касается нарезки партий из выпущенных композиций как источника добычи сэмплов.

что такое сэмпл в бите. Смотреть фото что такое сэмпл в бите. Смотреть картинку что такое сэмпл в бите. Картинка про что такое сэмпл в бите. Фото что такое сэмпл в бите

К счастью, время не стоит на месте, и вместе с ним и технологии. Вероятно, не за горами те времена, когда всю новоиспеченную музыку можно будет проверять на наличие «прежнего» или «чужого» материала. Некий единый сервис или вроде того. Тем более предпосылки к этому уже есть. Из недавних новостей о Soundcloud:

Если удастся реализовать этот сервис технически и юридически, это будет хороший шаг в будущее: во-первых, появится возможность восстанавливать историческую (наиболее популярную ныне) справедливость и вознаграждать авторов музыки/звуков; во-вторых, хочется верить, это поможет хотя бы немного сократить количество заурядной-заполонившей-все-вокруг музыки, написанной на скаченных сэмплах/лупах.

Мы решили поговорить на эту тему с человеком из профессиональной сферы.

что такое сэмпл в бите. Смотреть фото что такое сэмпл в бите. Смотреть картинку что такое сэмпл в бите. Картинка про что такое сэмпл в бите. Фото что такое сэмпл в бите

BackstageSecrets: Почему сэмплирование так популярно? Что это, трибьют известным музыкантам, источник вдохновения или способ упростить работу, используя готовый материал?

JeffRona: Все вместе. Сэмплирование старых альбомов дает определенное настроение и звучание, которое сложно повторить сегодня: манера исполнения и техника записи заметно изменились. Эта техника популярна, в первую очередь, среди хип-хоп и рэп продюсеров, хотя, конечно, распространяется широко за пределы этих жанров, что часто дает интересные результаты.

BS: Каково ваше личное отношение к сэмплированию, часто ли используете его в своей работе?

JR: Я практически никогда не срезаю звуки с чужих альбомов: юридические аспекты слишком сложны. Плюс это никак не помогает мне с написанием саундтреков к фильмам или играм. Тем более в саундтреках такие вопросы решаются еще сложнее, чем в «просто» музыке. Иногда я брал какие-то отрезки, но обрабатывал и искажал их до такой степени, что они уже не имели ничего общего с оригиналом.

BS: Как автор может защитить свою музыку от сэмплирования другими артистами без его разрешения?

JR: Я сомневаюсь, что с этим можно что-то сделать. Когда ваша музыка становится доступной широкой публике, всегда найдется тот, кто воспримет ее как источник сэмплов. Да, есть технологии принтов, которые в той или иной мере позволяют отследить материал, но если звук порезан или обработан, то его практически невозможно распознать автоматически.

BS: Представим, мне понравился отрезок песни (гитарная, барабанная партия или вокальная фраза) и я хочу использовать его в своем треке. Что я должен сделать, чтобы такое действие считалось законным? Чье разрешение я должен получить: артиста или лейбла? Какой план действий?

BS: Как написать письмо правообладателю, чтобы сделка прошла успешно? Есть какие-то ключевые пункты?

JR: Я лично никогда не писал таких сообщений, думаю в сети должны быть шаблоны. Зато я точно знаю, что нужно быть предельно точным при описании: что вы будете сэмплировать, в каком количестве, где и как это будет использовано.

BS: Где найти информацию о правообладателе?

JR: В сети должна быть информация об издателе/лейбле любого артиста. Есть базы данных, которые позволяют находить обладателей интеллектуальной собственности.

что такое сэмпл в бите. Смотреть фото что такое сэмпл в бите. Смотреть картинку что такое сэмпл в бите. Картинка про что такое сэмпл в бите. Фото что такое сэмпл в бите

BS: Если запись, которую нужно засэмплировать, достаточно старая, скажем 50х-60х годов, это осложняет процесс?

JR: Многие старые лейблы, ушедшие из бизнеса, продали права другим компаниям, поэтому поиск и отслеживание таких моментов может быть весьма непростым.

BS: Есть ли разница между старыми и современными треками в плане урегулирования юридических вопросов?

JR: До тех пор, пока запись кому-то принадлежит, разницы нет. С очень старыми треками можно пойти на риск, предполагая, что все правообладатели уже мертвы или недоступны. Хотя, сложно знать наверняка, поэтому лучше не надеяться (безосновательно), что запись полностью доступна.

BS: Если трек принадлежит крупному лейблу, есть ли шанс, что ваше предложение будет хотя бы прочитано? Ведь публичная почта скорее всего забита сообщениями, и невозможно уделить внимание всем.

JR: Мой опыт показывает, что общение с крупными лейблами происходит очень и очень медленно. Особенно, если запрос о сэмплировании исходит от бедного неизвестного артиста. Для них этот вопрос является слишком низкоприоритетным, чтобы тратить на него время и бумагу.

BS: Что может заинтересовать правообладателя (помимо денег) позволить использовать его материал?

JR: В некоторых случаях, для маленького артиста это хороший шанс быть упомянутым более крупным. Хотя не думаю, что такое часто случается.

BS: Какие суммы денег могут участвовать в подобных сделках? Какая форма оплаты: единовременная или с продаж?

JR: Я сам не очищал права, поэтому не знаю цен. Но знаю, что оплаты бывают разные: и гонорар, и процент с продаж. Все зависит от отношений с лейблом, насколько он вам доверяет и видит в сделке источник заработка.

BS: Бывают ли такие случаи, когда невозможно получить разрешение на использование сэмпла ни при каких обстоятельствах?

JR: Конечно, многие артисты не хотят, чтобы их музыку сэмплировали, независимо от масштаба «нового» исполнителя.

BS: Влияет ли уровень артиста на успех сделки? К примеру, если я знаменитость, это увеличит мои шансы? А наоборот? Или все равны? Влияет ли известность на цену?

JR: Каждая лицензия, песня или ее отрезок, рассматривается с учетом ее будущего использования. Поэтому, да, крупным артистам, фильмам, играм будет выставлена большая цена, чем кому-то менее известному. Каждый случай индивидуален, все обсуждаемо.

BS: Как правообладатель узнает о незаконном использовании своей интеллектуальной собственности?

JR: Иногда случайно, иногда по акустическому отпечатку. Google также предлагает сервис Content ID, который находит материал на Youtube и оповещает владельца.

BS: Если я абсолютно неизвестный исполнитель, или известный только в своей стране или городе, и уверен, что никто заграницей, включая правообладателя, никогда не услышит ни обо мне, ни о моих песнях, стоит ли мне все равно беспокоиться о правовых аспектах?

JR: Если вы пишите музыку для частного использования, то нет смысла беспокоиться о чистке сэмплов. Но если вы выкладываете ее в сеть, тем самым вы присваиваете ее содержимое себе.

BS: Сегодня огромное число диджеев, рэпперов, рокеров, которые выпускают музыку, и их число постоянно растет. Существует ли какой-то способ проверять новоявленную музыку на наличие сэмплов?

JR: Насколько я знаю, нет.

BS: Если сэмпл обработан эффектами, порезан, растянут, то есть изменен настолько, что его практически невозможно узнать в новом треке, стоит ли все равно беспокоиться о юридических аспектах?

JR: Некоторые могут со мной не согласиться, но если вы делаете сэмпл полностью неузнаваемым, то нет причин заботиться о лицензировании.

BS: Многие DAW содержат в себе большие библиотеки сэмплов, лупов, пресетов. Если я купил эту DAW, могу ли я использовать все это в своей музыке без всяких проблем?

JR: Да.

BS: Считается ли зазорным для (крупного) артиста использовать библиотечные звуки, которые могут распознать другие пользователи данной библиотеки?

JR: Иногда. Я уверен, что если вы хотите отличаться от звучания других артистов вашего жанра, важно не использовать много коммерческих сэмплов, а если и использовать, то хотя бы значительно изменять их. Если у вас найдут очень узнаваемые звуки, которые слышали у кого-то еще, это сделает вас менее оригинальным и художественно ценным в глазах публики.

Текст: Антон Рукавишников, Backstage Secrets.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *