что такое селтер у башкир
История родного края «Нагрудные украшения башкир»
Нагрудные украшения башкир
1. Исторические особенности и разновидность женских нагрудных
2. Материалы и инструменты, применяемые при изготовлении
3. Технология изготовления нагрудного украшения « Селт2р »………… 12
1. Исторические особенности и разновидность женских нагрудных украшений
Украшения, включавшие в свой состав множество самых разнообразных предметов, служили колоритным дополнением праздничного и повседневного башкирского костюма. Среди них были нагрудники, наспинники, перевязи и мн. др.
Многие известные этнографы неоднократно подчеркивали социально-знаковую функцию украшений: монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на головные уборы, одежду, нагрудные украшения, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе.
Ограниченным местным производством ювелирных изделий объясняется распространение у башкир составных украшений: способом нашивки монет, кораллов, раковин на плотную суконную тканевую основу изготавливали различные ожерелья, воротники, нагрудники, наспинники, перевязи. Этого рода украшения умели делать многие женщины, проявляя при этом незаурядный художественный вкус, богатство фантазии, выдумку.
В форме этих нагрудных украшений отразились, видимо, древние культурные традиции башкирских племен. Именно этим можно объяснить их территориальное разнообразие.
У северо-восточных башкир (по р. Ай и в верховьях р. Уфы) был распространен нагрудник муйынса или муйса . Он представляет собою
кусок шерстяной домотканины трапециевидной формы, покрытый хлопчатобумажной темной тканью, с выемкой для шеи и закругленным нижним краем. По краю нашивается узкий позумент, а вся остальная поверхность чешуеобразно зашивается монетами. У Шеи монеты мелкие, ближе к нижнему краю крупнее, у самого края встречаются и медали. Всего бывает около 250 и более монет. Для детей делают нагрудник небольшого размера. Надевается такой нагрудник поверх нарядного передника или платья.
Нагрудное украшение 3а7ал имеет слегка расширяющуюся книзу
Бляхи и подвески на 3а7ал могут быть сердоликовые, перламутровые, металлические (штампованные, гравированные, филигранные); вставки обычно сердоликовые (бывает и подделка под сердолик) или стеклянные. Различны также достоинство и количество монет.
Нагрудное украшение селт2р было широко распространено исключительно в южной Башкирии (до параллели г. Стерлитамака). Оно имеет трапециевидную, слегка расширяющуюся книзу форму, у шеи вырез. В верхней половине два-три вертикальных ряда монет и блях, преимущественно круглых, а все пространство между ними сплошь заполнено кораллами. Посередине поперек нашито чешуеобразно несколько рядов монет, ниже которых на ткани нагрудника свободно лежит отдельно вынизанная и пришитая коралловая сетка, оканчивающаяся бахромой из коротких снизочек кораллов с монетками на концах ( тоя 7 ). Поверх этой сетки иногда свободно прикрепляются монеты и подвески. Все украшение сверху и с боков нередко обрамляется металлической цепочкой.
Чем дальше на восток, тем яга больше по размеру.
Иногда яга носили вместе с наспинником ( и832лек ) — продолговатым, несколько расширяющимся книзу прямоугольником из двойного холста с каймой из красной ткани, зашитой кораллами: остальная поверхность его покрывалась крупными и мелкими серебряными монетами, а внизу спускалась коралловая бахрома с мелкими серебряными монетами на снизках. Ниже сетки — подвески в виде небольших (с ладонь) лопастей из ткани, зашитых кораллами и серебряными монетами. Наспинник прикреплялся к нагруднику короткими перемычками — наплечниками.
Лошадь же в конце 80-х годов в Х VIII в. стоила в среднем 10 — 15 руб. Такие нагрудники представляли собою целое состояние и были доступны только зажиточным семьям. Женщины из бедных семей собирали нагрудное украшение из поддельных кораллов, медных или оловянных бляшек, заменявших монеты, или из поддельных монет; подвески тоже покупались дешевые: из низкопробного серебра со вставками из простых стекол или даже из жести.
В настоящее время нагрудные украшения вышли из употребления, а сохранившиеся экземпляры население использует для украшения жилища. В деревнях Баймакского и Абзелиловского районов до самого недавнего времени нагрудники считались необходимым предметом приданого. Поэтому здесь можно встретить старинные нагрудные украшения, дополнение советскими монетами и даже медалями и орденами. На северо-востоке, в районе сел Белянка — Араслаково — Шокурово по праздникам девушки и молодые женщины иногда дополняют нагрудником ( муйынса ) национальный костюм. В Челябинской и Курганской областях нагрудник ( я4а ) надевают в большие праздники или во время свадьбы.
Среди нагрудных украшений следует упомянуть еще перевязи, надеваемые через левое плечо под правую руку. У ceвepo-восточных башкир перевязь – эм2й6ек состояла из довольно широкой (15—20 см) полосы ткани, зашитой рядами кораллов и мелких серебряных монет, с коралловой бахромой по нижнему краю, оканчивающейся монетками.
Однако наибольшее сходство как по форме, так и по манере зашивки монетами башкирские нагрудники обнаруживают с нагрудными денежными украшениями народов Поволжья — удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы. Общим для всех них является большое количество монет, прикрепленных чешуеобразно, и сочетание монет с бусами, бисером, раковинами и др. Это обстоятельство заставляет предполагать, что окончательное декоративное оформление башкирских нагрудников, унаследованных от далеких предков,
произошло уже в тот период, когда башкиры жили на современной территории и находились в тесном контакте с соседними автономными народами, часть которых была ассимилирована в процессе сложения башкирской народности.
Проектно- исследовательская работа на тему: Башкирский нагрудник «САКАЛ»
Выбранный для просмотра документ Проект-нагрудник.docx
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества»
городского округа город Октябрьский
БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАГРУДНИК
Руководитель: педагог дополнительного
образования Мусина Р.Р.
1.Организационно-подготовительный (исследовательский) этап……………..6
1.1.Изучение происхождения нагрудных украшений башкир…………………6
1.2.Сравнительный анализ башкирских нагрудников по территориальному отношению………………………………………………………………………. 8
1.3 Изучение современных тенденций использования культурных традиций в изделиях…………………………………………………………………………..10
1.4.Обдумывание и выбор лучшей идеи……………………………………….11
1.5.Выбор материалов и инструментов………………………………………. 11
2.1.Разработка технологической документации…………………………….…12
2.2.Правила техники безопасности……………………………………………..14
2.3.Создание нагрудного украшения…………………………………………. 14
3.1.Экономическая и экологическая оценка проекта………………………….15
3.2.Рекламный проект изделия………………………………………………….15
Я считаю, что беда нашего общества в том, что наша одежда обезличена, мы не носим на себе символов своих корней и традиций и потому медленно теряем связь с предками. Мне кажется, что именно во время национальных праздников возникает чувство единства со своим народом, потому что мы погружаемся в мир прошлого, имеем возможность слушать народные песни, кушать национальные блюда, смотреть на артистов в национальных костюмах. Поэтому чем чаще и дружнее мы будем привносить в свой образ национальные элементы, тем больше шансов сохранить нашу национальную идентичность. Сегодня в Башкортостане, как и в целом по России, тенденция использования культурных традиций этнического костюма стремительно набирает обороты, и является актуальной на сегодняшний день.Таким образом, я приступила к проекту «сакал– нагрудные украшения».
Цель работы –изучение традиционных башкирских украшений, через изготовление нагрудного украшения- «сакал».
Данная цель определяет решение ряда задач:
— расширить знания о башкирских национальных украшениях;
— отработать технологию вышивания бисером;
— отработать правила безопасной работы с материалами и инструментами;
— обучить правилам работы с эскизами;
— формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— развивать художественный вкус, фантазию и творческие способности;
— развивать инициативу, самостоятельность, умение самоутвердиться и реализовать себя в жизни.
1.Организационно-подготовительный (исследовательский) этап
1.1.Изучение происхождения нагрудных украшений башкир
1.2.Сравнительный анализ башкирских нагрудников по территориальному отношению
1.3 Изучение современных тенденций использования культурных традиций в изделиях
1.4.Обдумывание и выбор лучшей идеи
1.5.Выбор материалов и инструментов
2.1.Разработка технологической документации
2.2.Правила техники безопасности
2.3.Создание нагрудного украшения
3.1.Экономическая и экологическая оценка проекта
3.2.Рекламный проект изделия
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1.ИЗУЧЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАГРУДНЫХ УКРАШЕНИЙ БАШКИР
В традиционном наборе разнообразных украшений, эффектно дополняющих женский костюм, центральное место занимали нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце 19в. приравнивались по цене лошади или коровы), они были многочисленны. При изготовлении украшений отдавалось предпочтение серебру и кораллам. Эти материалы, помимо декоративных качеств обладали в представлении людей магическими свойствами. Серебро, кораллы издавна употреблялись мусульманами в качестве талисманов и оберегов. С ними нередко была связанна охранная и усилительная магия, способствующая плодовитости.Этнографы неоднократно подчеркивали социально-знаковую функцию украшений. Монеты, кораллы и другие предметы роскоши являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. [1]
Ограниченным местным производством ювелирных изделий объясняется распространение у башкир составных украшений: способом нашивки монет, кораллов, раковин на плотную суконную или тканевую основу изготавливали нагрудники.
Распространение украшений типа нагрудников у народа, издавна имевшего распашную одежду в качестве праздничной не случайна. Манера носить праздничные халаты, не запахивая полы, предполагала наличие элемента костюма, защищающего грудь. Именно такова, по-видимому первоначальная функция нагрудника. [6]
По существу, все виды нагрудников имеют долговременную местную историю. В конце 19-20в.в. они сохраняли почти все свои функции: этническую (маркирующую), социально-знаковую (определение возрастной группы, семейного положения и престижности в обществе), даже сакральную. Нагрудники были принадлежностью свадебного костюма, их надевала женщина при выходе за пределы усадьбы.[3,4]
Назывались нагрудники по-разному: сакал, яга, муйынса и др. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир и имело определенную территориальную привязку: юго-восточный- селтэр, восточный – яга, северо-восточный- муйынса, юго-западный- сакал.
1.2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАШКИРСКИХ НАГРУДНИКОВ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ОТНОШЕНИЮ
Селтер (юго-восточный)-массивный закрывал грудь и спускался ниже талии на 15-20 см. Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложносоставные подвески «сулпы». Между низом и верхом располагалось несколько рядов монет. Украшение удерживались лямками.
Яга (восточный)- форма такого нагрудника приближается к трапеции, четко выделяется полукруг. Дословный перевод – воротник. В оформлении использовались все те же приемы, что и на юге-востоке, но композиция была несколько иной. Преобладал металл. Кораллы обрамляли воротник и края нагрудника, свисали снизу бахромой, проглядывали слегка между монетами.
Муйынса (северо-восточный)-сравнительно небольшой чуть ниже талии нагрудник. Для этого нагрудника использование кораллов не было типично. Тканевую поверхность зашивали чешуеобразно монетами. Нижний ряд состоял из рублевиков, выше помещались мелкие монеты. Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны из синего, красного, зеленого стекла. Эти нагрудники были менее красочными, чем южные и восточные нагрудники.
1.3 . ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ИЗДЕЛИЯХ
1.4.ОБДУМЫВАНИЕ И ВЫБОР ЛУЧШЕЙ ИДЕИ
Сравнительный анализ башкирских нагрудников, показал, что можно выделить четыре основных вида, которые я могу выбрать для выполнения проекта.
Критерии выбора идеи изделия:
Я проанализировала основные виды нагрудников, на соответствие критериям выбора. Решение: нагрудник «сакал».
1.5.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
Материалы – фетр красный 0,5м, бисер красный 5 упк, нитки, косая бейка 1 м, монеты.
Инструменты – иголка, ножницы, дрель для сверления отверстий в монетах.
2.1.РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Инструменты, оборудование, материалы.
Сделать выкройку нагрудника, прорисовать эскиз расположения монет и бисера.
Бумага, карандаш, ножницы.
Фетр, портновский мел, выкройка нагрудника, ножницы.
Фетр, косая бейка, ножницы, иголка, нитки.
Наметить расположение монет и бисера на фетре.
Фетр, портновский мел.
Сделать отверстия в монетах.
Пришить бисер и монеты по краю нагрудника и в верхней части
Бисер, нитки, иголка, ножницы.
Пришить все оставшиеся монеты.
Монеты, нитки, иголка, ножницы.
2.2.ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Техника безопасности при работе с иглами.
Храните иглы в игольнице.
Не оставляйте иглу без нитки.
Передавайте иглу в игольнице.
Не берите иглу в рот, не играйте с ними.
Не втыкайте иглу в одежду, а только в игольницу.
До и после работы проверьте количество игл.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
2.3.СОЗДАНИЕ НАГРУДНОГО УКРАШЕНИЯ
Изготовитьнагрудник в соответствии с составленным планом, выполнить каждую технологическую операцию, проверить качество работы
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
3.1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Учитывая, что подобные нагрудники, выполненные из бисера и не серебряных монет, стоят от 2500 тыс. руб. Мои затраты были минимальны. При выполнении и эксплуатации моего изделия, окружающая среда не загрязнялась, потому что все было выполнено из экологических чистых материалов, не промышленным, а ручным способом.
Я изготовила нагрудник в соответствии с составленным планом, выполнила каждую технологическую операцию, проверила качество работы. В процессе выполнением проекта, у меня возникли трудности с вышивкой бисером, так как это сложный и трудоемкий процесс, и прежде чем у меня получилась ровная поверхность, я корректировала свою работу и устраняла недостатки.
селтәр
1 селтәр
2 селтәр бәшмәк
3 селтәр пәрҙәләр
4 селтәр шәл
5 селтәргә сигелгән
6 селтәргә төшөрөлгән сигеү
7 селтәрләп бәйләнгән бирсәткә
8 селтәрле
9 селтәрле тәҙрә пәрҙәһе
10 селтәрле фильтр
См. также в других словарях:
Селт — Селт, Мэттью Мэттью Селт … Википедия
селтәнү — 1. Селтәү хәрәкәте ясау 2. Сугарга, бәрергә кизәнү. күч. Һөҗүм итәргә маташу яки итеп карау. Зурдан кубып тәнкыйтьләргә маташу классикларга селтәнү 3. күч. Әһәмиятле, кыен бер эш эшләргә, кыйммәтле берәр нәрсәгә ирешергә омтылу … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
селтәү — 1. Болгау, селкү. Кизәнеп болгау. Изәү. Җилпеп селкү 2. Ыргыту, чөю 3. Сугу (гадәттә кизәнеп, селтәнеп) 4. күч. Кулга төшерү, алу. Урлау … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Селт, Мэттью — Мэттью Селт Дата рождения Место рождения … Википедия
айкану — Селтәнү … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Гран-при 2007 (снукер) — Снукерные турниры Royal London Watches Grand Prix Абердин, Шотландия … Википедия
Шанхай Мастерс 2009 (снукер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шанхай Мастерс 2009. Снукерные турниры Шанхай Мастерс … Википедия
Sangsom 6-red Snooker International 2008 — Снукерные турниры Sangsom 6 Red World Grand Prix Бангкок, Таиланд … Википедия
Australian Goldfields Open 2011 — Снукерные турниры Australian Goldfields Open Бендиго, Австралия … Википедия
Гран-при 2009 (снукер) — Снукерные турниры Royal London Watches Grand Prix Глазго, Шотландия … Википедия
Открытый чемпионат Уэльса по снукеру 2010 — Снукерные турниры Открытый чемпионат Уэльса Ньюпорт, Уэльс … Википедия
Что такое селтер у башкир
Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.
— изучение происхождения нагрудных украшений башкир;
— изучение современных тенденций моды в изделиях;
— прорисовка эскизов изделий;
— разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;
Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединения х в качестве наглядно-методического материала.
Объект использования: Селт ә р.
Предмет исследования: Нагрудники.
1. Поисковый (сбор, анализ) материала;
2. Изучение теоретического материала;
4. Анализ полученных материалов.
Из истории башкирских нагрудных украшений
Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫ акал, һ акал, яга, муйынса, башкиҙеу, алми ҙ еу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.
Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.
2.1 Композиционное строение и цвет орнамента
Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).
Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.
Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.
Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».
Чёрный – цвет земли и плодородия.
C иний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)
Особенности национального башкирского костюма
Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.
Атрибуты одежды башкирских женщин
Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью. Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал. Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)
3.Выполнение творческой работы
Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.
Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.
Техника выполнения:вышивка бисером.
3.1 Технологическая карта:
— Подготовка основы селт ә р (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );
— Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);
— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);
— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);
— Моя работа (Рисунок 8).
4. Экологическая оценка
При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.
4.1 Оценка качества и сложности проекта
Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.