что такое секуляризм понятие

Секуляризм

Секуляри́зм (от англ. secular – свет­ский) — 1) миро­воз­зре­ние (образ жизни) в кото­ром основ­ные аспекты чело­ве­че­ского бытия не соот­но­сятся с рели­ги­оз­ной верой; 2) прин­цип, на основе кото­рого осу­ществ­ля­ется обособ­лен­ность госу­дар­ствен­ных инсти­ту­тов от цер­ков­ных.

Про­цесс секу­ля­ризма часто назы­вают секу­ля­ри­за­цией. Хри­сти­ан­ские отцы II-IV веков упо­треб­ляли слово “секу­ля­ри­за­ция” для обо­зна­че­ния брен­ного мира, кото­рый про­ти­во­по­став­ля­ется веч­ному Цар­ству Божьему. В тот период появ­ля­ется нынеш­нее зна­че­ние слова — “мир­ской”, “свет­ский”. В XVI–XVII веках секу­ля­ри­за­ция при­об­рело зна­че­ние и в эко­но­ми­че­ском под­тек­сте, как кон­фис­ка­ция свет­ской вла­стью цер­ков­ного и мона­стыр­ского иму­ще­ства.

Дух чело­века, как сила души стре­мя­ща­яся к Богу, не выно­сит пустоты. Если чело­век или обще­ство отво­ра­чи­ва­ется от Творца, то вынуж­денно на Его место ставит идолов (мате­ри­аль­ных и мен­таль­ных); рели­гия заме­ня­ется другим миро­воз­зре­нием (напри­мер, ком­му­низ­мом, чело­ве­ко­бо­жием).

Суще­ствует теория, согласно кото­рой секу­ля­ризм пока­зы­вает свою несо­сто­я­тель­ность и на его место при­хо­дит пост­се­ку­ля­ризм. Пост­се­ку­ля­ризм не озна­чает обра­ще­ние боль­шин­ства людей к Богу, но и к раз­лич­ным формам оккуль­тизма и язы­че­ства.

Секу­ля­ри­за­ция – это реа­ли­зу­е­мый в куль­туре и раз­вер­ну­тый во вре­мени пере­ход духов­ного опыта, духов­ной энер­гии в область опыта чув­ствен­ного, прак­ти­че­ской жизни, что при­во­дит, в конеч­ном счете, к обес­це­ни­ва­нию духов­ного, сакраль­ного, и пере­оценке внеш­него, того, что можно наблю­дать и изме­рить, коли­че­ственно оце­нить и логи­че­ски обос­но­вать… Дру­гими сло­вами, это про­цесс, пере­ход, когда неко­гда почи­та­е­мое, свя­щен­ное ста­но­вится обы­ден­ным, про­фан­ным.
прот. Г. Оре­ха­нов

Источник

Значение слова «секуляризм»

что такое секуляризм понятие. Смотреть фото что такое секуляризм понятие. Смотреть картинку что такое секуляризм понятие. Картинка про что такое секуляризм понятие. Фото что такое секуляризм понятие

С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства.

Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских мыслителей (Ибн Рушд), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Джефферсон и др.).

Секуляризм не следует путать с атеизмом и индифферентизмом. Процесс секуляризма часто называют секуляризацией.

секуляри́зм

1. юр. филос. принцип светскости, т. е. отделения религии от общественной жизни, — позиция, которую впервые провозгласили философы-просветители 18 века ◆ Примерно таков секуляризм, который воистину царствует в современном мире. Иоанн Мейендорф, «Православное свидетельство в современном мире», 1992 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое секуляризм понятие. Смотреть фото что такое секуляризм понятие. Смотреть картинку что такое секуляризм понятие. Картинка про что такое секуляризм понятие. Фото что такое секуляризм понятиеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова смолить (глагол), смолил:

Источник

Религиозность и кризис идеологии секуляризма

что такое секуляризм понятие. Смотреть фото что такое секуляризм понятие. Смотреть картинку что такое секуляризм понятие. Картинка про что такое секуляризм понятие. Фото что такое секуляризм понятие

Доклад Всемирного русского народного собора «Глобальные вызовы. Религия и секуляризм в современном мире» появился вовремя. Разобраться, в чем состоят различия между религиозным, секулярным и секуляристским, сегодня очень важно. Без этого трудно понять и общее положение религии в современном мире и те политические и мировоззренческие вызовы, которые стоят перед верующими.

Цель Доклада — обобщить солидарный опыт верующих и одновременно предложить новое направление дискуссии вокруг названных вопросов.

В докладе две основные мысли. Первая – о феномене секуляризма и его подлинной природе. Вторая – о тяжелых последствиях принятия обществом секуляристской идеологии и возможности её преодоления.

Прежде всего необходимо определить различие между двумя базовыми понятиями. «Секулярность» означает «далекое от религии», «мирское». «Секуляризм» означает навязывание норм и ценностей, якобы вытекающих из традиции секулярной мысли (естественное право, гуманизм, трансгуманизм, антиклерикализм, политкорректность и проч.) в качестве нового символа веры, новой сакральности и обязательного условия обретения идентичности в современном обществе. То есть в качестве квазирелигии.

Сегодня мы видим, что экспансия секуляризма не привела к вытеснению традиционной религии из системы культуры. Секуляризм не стал универсальной системой категорий современного общества, хотя и претендовал на эту роль. Зато в нём самом легко заметить признаки религиозного дискурса, точнее, квазирелигиозности. Тот факт, что эти признаки хорошо видны, а само их наличие кардинально расходится с базовыми принципами секулярного гуманизма, говорит о серьезном кризисе данной идеологии

Кризис секуляризма во многом вызван ощущением его исторической вторичности. Тем не менее, секуляристская, постгуманистическая модель искусственно навязывается современному обществу его политическим классом. И на основе этой «конфронтационной, воинствующей квазирелигии формируется своеобразная «антицивилизация», угрожающая бытию всех культурно-исторических цивилизационных типов планеты… Наибольший урон эта «антицивилизация» уже нанесла западноевропейской христианской цивилизации».

Тем не менее, секуляризм навязывается современному обществу его политическим классом, порождая некий суррогат цивилизации. Каковы последствия этого диктата? С одной стороны, реакция псевдорелигиозных, например, исламских радикалов. С другой стороны — деградация и архаизация западного общества и его институтов, что ведет к процессам расчеловечивания личности, ярко выраженных в идеях трансгуманизма, рыночного фундаментализма, десуверенизации, неоколониализма, а также в реабилитации наиболее пещерных видов идеологии, включая культур- и социал-расизм и открытый неонацизм.

Характерно, что процессы десекуляризации протекают на фоне кризиса легитимности постгуманистического типа мышления и сопровождаются явлением «вакуума идеологии».

Авторы обсуждаемого нами Доклада связывают выход из тупика с отказом от идеологии секуляризма и дальнейшей секуляризации, с «объединением религиозных и светских норм», в том числе в области юриспруденции. Определяющее значение будет иметь «сохранение религиозных ценностей, отказ от модели воинствующей секуляризации, равно как от модели воинственного навязывания вероисповедания». Светскость предлагается рассматривать «не как признак атеизма и равноудалённости от религиозных общин, а как равное приближение к базовым религиозным ценностям, поиск взаимоприемлемого общего знаменателя при создании государственной правовой системы». Словом, речь идее о поиске общего знаменателя.

На мой взгляд, за последний век верующие столкнулись с двумя мифами о религии – атеистическим и секуляристским. Эти мифы связаны с двумя линиями в культуре модерна: либеральной (основной) и коммунистической (побочной).

В рамках атеистического мифа религия – это выражение чьих-то экономических интересов и элемент «политической надстройки» общества. Но с этой точки зрения невозможно объяснить, почему первые христиане во враждебном языческом окружении подвергались гонениям и были распинаемы. Позднее ситуация повторилась в СССР, а теперь повторяется в западном мире, где набирает силу христианофобия.

Секуляристский миф утверждает, что секулярность — это новый тип сознания, не имеющий ничего общего с религиозным, поскольку он основан на рационализме, приоритете научного знания, естественном праве и т.п. Собственно этот миф и лёг в основу идеологии модерна.

Мифологема секулярности означала и утверждала инаковость по отношению ко всем религиозным традициям и религиозности как таковой. Это давало право секуляризму на ничем не оправданную метапозицию. А его историческое обоснование строилось, в частности, на том, что после периода религиозных войн было необходимо искать противоядие против продолжения такого рода войн в будущем. Отсюда утопические проекты «вечного мира» у Вильгельма Лейбница иИммануила Канта. Жизнь опровергла этот взгляд. В период господства секуляризма человечество пережило несколько кровавых революций, две мировые войны, военные преступления и геноцид.

В официальной политике и идеологии еще господствует старый подход. Но в научном мире уже идет коррекция представлений о разных типах религиозности, о религиозности и рациональности и т.п.

Сегодня мы понимаем, что предметом «исторического спора» была дихотомия не «религиозного» и «нерелигиозного», а двух типов религиозного. Так, еще в 1980-е возникло новое понятие — «постсекулярность». Вначале под ним принято было понимать «возвращение религиозного», позднее феномен был осмыслен глубже, и «секулярность» была понята как проявление «квазирелигиозности»

Некоторые ученые сегодня говорят об отходе секулярного общества от заветов гуманизма к идеям «демократического» расизма, к новому делению мира, к «конфликту цивилизаций». Постгуманизм возник из гуманизма, но отверг его основы. Частью нынешнего постгуманизма является трансгуманизм, предполагающий искусственное отчуждение идентичностей и «расчеловечивание» человека.

Все это лишний раз свидетельствует о кризисе секуляристских доктрин и культуры модерна в целом. Как всегда, когда старая парадигма рушится, а новая еще не появилась, происходит «провал» в прошлое, то есть возврат на ранние стадии развития, срыв в архаику. Отсюда архаизация общественных нравов и институтов, феномен «новой дикости» и «неоплеменного сознания». Таким образом, секулярный гуманизм оказался лишь уступкой историческим обстоятельствам, а не магистральной линией развития западной мысли, где преобладает идеология колониальной зависимости и неравенства.

В обсуждаемом нами Докладе отмечается, что Россия «способна выступить мостом между союзом традиционных незападных обществ…, с одной стороны, и европейскими христианскими традиционалистами, с другой». Но западноевропейцы понимают, что русский мир принадлежит к той христианской традиции, которая отвергнута западным проектом. Отсюда боязнь взаимодействия с Россией, страх потери цельности, страх «расколотого Я». Всё это ведёт к русофобии и ортофобии. Пока фрустрация западного сознания не преодолена. Судя по событиям 2014-2016 гг., это сознание тяжело больно. Но мировой кризис вселяет в этом смысле определенные надежды. Само слово «кризис», как известно, по-гречески означает «суд». И сейчас западное общество подошло к важной исторической точке.

Наша задача — принять исповедь Запада, его отказ от секуляризма и других догм модерна, помочь достичь покаяния, за которым должно начаться выздоровление

Настоящий Доклад – это коллективный труд, в котором я также принимал участие. Разделяю главные его положения. Но, пожалуй, одно замечание всё же есть. В пункте 1.6 говорится, что «перед объединённым в коммуникативном отношении человечеством впервые встал вопрос о новой, универсальной идентичности, которая будет соответствовать новому, глобальному образу бытия» и будет основана на библейской ценностной базе, Декалоге.

Этот тезис представляется неоднозначным. Очевидно, что никакая «универсальная идентичность» не сложится сама собой. Она неизбежно потребует своих гарантов, ответственных исполнителей. А это возвращает нас к идее мирового гегемона. Каковы последствия, мы прекрасно знаем. В ситуации глобальной зависимости невозможен равноправный диалог, а любая «интеграция» ведет к новой версии глобализма. В конце концов, ведь и крестовые походы проводились под «вывеской» христианства, а колонизация – под видом «катехизации», но имело ли все это отношение к Слову Божьему?

В любом случае ближайшее будущее обещает нам десятилетия национальной и религиозной регионализации (в исторических границах), а не интеграции.

Источник

О секуляризме

Святая святым

Только духовно незря­чий и совер­шенно рав­но­душ­ный чело­век будет отри­цать, что при всех, глав­ным обра­зом внеш­них и мате­ри­аль­ных, успе­хах нашей Церкви изнутри угро­жает глу­бо­чай­шая опас­ность — секу­ля­ризм. Что такое секу­ля­ризм? В статье, опуб­ли­ко­ван­ной несколько лет назад, я попы­тался опре­де­лить его как:

…миро­воз­зре­ние и соот­вет­ству­ю­щий ему образ жизни, при кото­ром не только основ­ные сто­роны чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния — такие как семья, работа, обра­зо­ва­ние, наука, искус­ство и т. п. — не только не свя­заны с верой и не уко­ре­нены в ней, но отри­ца­ется и сама необ­хо­ди­мость или даже воз­мож­ность подоб­ной связи. Мир­ская сфера жизни при этом мыс­лится как авто­ном­ная, т. е. руко­во­ди­мая своими соб­ствен­ными цен­но­стями и прин­ци­пами, отлич­ными от рели­ги­оз­ных. Секу­ля­ризм в той или иной мере присущ всем совре­мен­ным циви­ли­за­циям, но вну­ша­ю­щая нам бес­по­кой­ство аме­ри­кан­ская его осо­бен­ность состоит в том, что в Аме­рике секу­ля­ризм не пол­но­стью анти­ре­ли­ги­о­зен или ате­и­сти­чен, но, напро­тив, вклю­чает в себя опре­де­лен­ный взгляд на рели­гию и может быть назван «рели­ги­оз­ным». Это настолько же «фило­со­фия рели­гии», насколько и «фило­со­фия жизни». Даже открыто анти­ре­ли­ги­оз­ные обще­ства, такие как Совет­ская Россия или крас­ный Китай, не могут быть названы секу­ляр­ными! Рели­гия там — враг, под­ле­жа­щий лик­ви­да­ции, и все ком­про­миссы с ней должны быть в лучшем случае вре­мен­ными. Но харак­тер­ной осо­бен­но­стью аме­ри­кан­ской куль­туры и образа жизни есть то, что они одно­вре­менно при­ни­мают рели­гию как нечто важное для чело­века и отри­цают ее как цель­ное миро­воз­зре­ние, фор­ми­ру­ю­щее всю чело­ве­че­скую жизнь.

Но озна­чает ли это, что такой рели­ги­оз­ный секу­ля­рист непре­менно циник, лице­мер или шизо­фре­ник? Вовсе нет. Это пока­зы­вает лишь то, что его соб­ствен­ное пони­ма­ние рели­гии уко­ре­нено в секу­ляр­ном миро­воз­зре­нии, а не наобо­рот. В не-секу­ляр­ном обще­стве — един­ствен­ном типе обще­ства, кото­рый Пра­во­сла­вие знало в про­шлом, – рели­гия и ее цен­но­сти состав­ляли высший кри­те­рий всей жизни, посред­ством кото­рого чело­век, обще­ство и куль­тура оце­ни­вали сами себя, даже если они то и дело отсту­пали от него. Они могли жить, руко­вод­ству­ясь такими же зем­ными побуж­де­ни­ями, но при этом рели­гия посто­янно обли­чала их, даже если она при­сут­ство­вала лишь пас­сивно. Так «образ жизни» мог и не быть рели­ги­оз­ным, несмотря на то, что «фило­со­фия жизни» оста­ва­лась, несо­мненно, рели­ги­оз­ной. В секу­ля­ри­зи­ро­ван­ном же обще­стве совсем наобо­рот: «образ жизни» вклю­чает рели­гию, тогда как «фило­со­фия жизни» исклю­чает ее.

Понятно, что при­ня­тие секу­ля­ризма озна­чает ради­каль­ное изме­не­ние самой сущ­но­сти рели­гии. Она может сохра­нять все свои внеш­ние и тра­ди­ци­он­ные формы, однако изнутри это уже другая рели­гия. Если секу­ля­ризм и «бла­го­при­ят­ствует» рели­гии, постав­ляя ее на почет­ное место в обще­ствен­ной жизни, то делает так только потому, что она сама ста­но­вится частью обмир­щен­ного миро­воз­зре­ния, санк­ци­о­ни­рует его цен­но­сти и помо­гает их достиг­нуть. И дей­стви­тельно, в отно­ше­нии рели­гии ника­кое другое слово не упо­треб­ля­ется секу­ля­риз­мом чаще, чем слово помощь. Она «помо­гает» при­над­ле­жать к той или иной рели­ги­оз­ной группе, отож­деств­лять себя с какой-нибудь рели­ги­оз­ной тра­ди­цией, быть актив­ным в Церкви, в молитве; короче говоря, она помо­гает «быть рели­ги­оз­ным». А раз рели­гия помо­гает,раз она такой полез­ный фактор в личной и соци­аль­ной жизни, то и ей самой сле­дует ока­зать помощь. Этим объ­яс­ня­ется чрез­вы­чай­ный успех рели­гии в Аме­рике, о кото­ром сви­де­тель­ствует ста­ти­стика. Секу­ля­ризм при­ни­мает рели­гию, но на своих соб­ствен­ных усло­виях; он опре­де­ляет для нее своего рода функ­цию, и, если только рели­гия при­ни­мает и испол­няет эту функ­цию, она полу­чает взамен честь и пре­стиж. «Аме­рика,- пишет В. Гер­берг,— кажется самой рели­ги­оз­ной и, в то же время, самой секу­ляр­ной среди всех наро­дов… Любая сто­рона совре­мен­ной рели­ги­оз­ной жизни отра­жает этот пара­докс: все­про­ни­ка­ю­щий секу­ля­ризм на фоне рас­ту­щей рели­ги­оз­но­сти…»

Между тем именно это обмир­ще­ние цер­ков­ного обще­ства при­во­дит к тому, что очень многие, в осо­бен­но­сти моло­дежь, просто уходят из Церкви, в кото­рой им никто не откры­вает, в чем состоит ее истин­ная сущ­ность и жизнь, что озна­чает быть ее членом; где едва ли можно услы­шать призыв умно­жать внут­рен­ние духов­ные усилия; в кото­рой насто­я­щая духов­ная жизнь под­ме­ня­ется неко­то­рым фор­маль­ным мини­му­мом (посе­ще­ние бого­слу­же­ний, при­ча­ще­ние раз в году, кое-какой пост и воз­дер­жа­ние от раз­вле­че­ний), тогда как внеш­нее и мате­ри­аль­ное при­об­ре­тает все боль­ший вес.

И все это про­ис­хо­дит тогда, когда мы, пра­во­слав­ные, при­званы начать новую жизнь, когда нам дается воз­мож­ность воз­рас­тать, быть сво­бод­ными не только на словах, но и на деле, напол­нить духов­ным содер­жа­нием нашу цер­ков­ную жизнь…

Источник

Секуляризм

Смотреть что такое «Секуляризм» в других словарях:

СЕКУЛЯРИЗМ — (от англ. secular светский) принцип светскости (см. Светское государство) … Юридический словарь

СЕКУЛЯРИЗМ — (от позднелат. saecularis мирской, светский) принцип «светскости» (СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО; ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА) … Юридическая энциклопедия

Секуляризм — Секуляризм концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и… … Википедия

СЕКУЛЯРИЗМ — (от позднелат. saecularis мирской, светский) принцип светскости (см. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО; ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

секуляризм — (от англ. secular светский) принцип светскости (см. светское государство) … Большой юридический словарь

секуляризм — у, ч. Принцип світскості … Український тлумачний словник

Секуляризм — (secularism), см. Религия и политика … Народы и культуры

секуляризм — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Секуляризм — ♦ (ENG secularism) (лат. saecularis от saeculum век, поколение, мир) термин, связывающий человеческие воззрения, верования, ценности, деяния или институты с миром в противоположность связи с религиозными измерениями, находящимися по ту… … Вестминстерский словарь теологических терминов

secularism — Секуляризм … Вестминстерский словарь теологических терминов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *