что такое себестоимость продукции в специализированных строительных организациях
Управление затратами в строительстве
Строительство — одна из наиболее развивающихся в настоящее время сфер экономики в России благодаря все возрастающему спросу на жилье, склады, ангары, производственные объекты.
Чтобы деятельность предприятия была успешной, она должна осуществляться на основе тщательно разработанных планов, продуманной стратегии. Основной задачей планирования в этом случае является полное и своевременное обеспечение потребностей компании необходимыми для осуществления ее деятельности ресурсами.
Рассмотрим вопросы планирования расходов строительных организаций, определения плановой себестоимости объектов строительства, а также перспективы инвестирования в строительство.
Строительство — это создание новых зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а также реставрация, реконструкция существующих объектов основных средств. Новое строительство объектов основного и подсобного комплекса осуществляется на новых площадках, и после ввода в эксплуатацию объект будет находиться на самостоятельном балансе.
В зависимости от назначения строящихся объектов различают следующие виды строительства:
В настоящее время вклад инвестиций в строительство — выгодный бизнес. Напомним, инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Залогом успешной реализации любого инвестиционного проекта является планирование, расчет рентабельности инвестиционного проекта.
Обратите внимание!
Разрыв во времени между инвестированием, строительством объекта, вводом его в эксплуатацию и началом получения прибыли должен быть минимальным.
Нормативная база
Осуществление инвестиционной деятельности регулируется законодательством Российской Федерации, в первую очередь:
Строительная деятельность осуществляется в соответствии с законодательными актами — федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, документами Минрегиона, Минстроя России, Росстроя (ранее — Госстрой), а также других министерств и ведомств.
Нормативно-техническая база законодательных актов по строительству включает в себя:
Субъекты инвестиционной деятельности в строительстве, их функции. Планирование
Сторонами (субъектами) инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и др. Каждый из указанных субъектов может совмещать функции двух и более сторон, если иное не установлено заключенным между ними договором (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 39-ФЗ). Так, при строительстве одна организация может выполнять одновременно несколько функций: инвестора и заказчика, заказчика и подрядчика, инвестора и подрядчика, застройщика и заказчика.
Инвесторы (в том числе девелоперы) — лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств.
Под девелопером обычно понимают инвестора, который осуществляет инвестиции в строительство объекта, желая получить прибыль от продажи или сдачи в аренду этого объекта после его постройки (целиком или частями).
Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Застройщики — юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, имеющие разрешение на строительство на земельном участке, находящемся в собственности или на праве аренды, и обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчики могут быть и инвесторами и финансировать строительство. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом. На основании договора или государственного контракта, заключенного с застройщиком, заказчики осуществляют технический надзор и контроль за ведением работ.
Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту.
Субподрядчик — организация, привлекаемая генеральным подрядчиком к участию в сооружении объекта. Обычно субподрядчики выполняют проектные, отдельные строительно-монтажные работы и другие работы.
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
К сведению
Застройщику при выборе инвестора для финансирования строительства целесообразно провести маркетинговое исследование рынка недвижимости, изучить источники финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
Строительные организации при составлении стратегических планов принимают во внимание нормы и расценки, установленные законодательными актами и нормативно-технической документацией, а также условия договоров, в соответствии с которыми осуществляются строительные работы.
К планированию предъявляются следующие основные требования:
К сведению
Планы считаются напряженными, если весь планируемый прирост объемов строительно-монтажных работ намечено получить без увеличения численности работников строительной организации и без прироста производственных фондов, то есть только за счет интенсивных факторов: роста производительности труда, увеличения выработки строительных машин, например, за счет повышения сменности их работы, экономии и лучшей сохранности строительных материалов.
Отношения между участниками строительного процесса строятся на договорной основе, в частности могут заключаться:
Договор на реализацию инвестиционного проекта заключается между инвестором и застройщиком. Предметом договора является реализация инвестиционного проекта по новому строительству (реконструкции, реставрации) объекта недвижимости. Иными словами, инвестиционный договор регламентирует привлечение застройщиком денежных средств в строительство объекта, предназначенного инвестору.
Под инвестиционным проектом понимается совокупность организационно-технических мероприятий по созданию (реконструкции, реставрации) с использованием вложений собственного или привлекаемого капитала (инвестиций) от различных источников объектов недвижимости нежилого назначения, инженерных сооружений, а также по проведению предпроектных, подготовительных, проектных, строительных (ремонтных), пусконаладочных работ, вводу объекта в эксплуатацию и оформлению имущественных прав.
В договоре на реализацию инвестиционного проекта должен быть определен адрес расположения объекта недвижимости (строительный адрес), номер дома, общая площадь объекта, цена и срок исполнения.
Цена в договоре — это размер денежных средств, подлежащих уплате инвестором для строительства (создания) объекта. Она может быть определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта и денежных средств на оплату услуг заказчика.
Если инвестор является застройщиком, то инвестиционный контракт на строительство объекта недвижимости может заключаться инвестором-застройщиком с местными органами власти. Такой контракт содержит, как правило, два основных условия его реализации:
Заказчик (либо заказчик-застройщик) в рамках своих полномочий организует строительство и решает сопряженные с ним вопросы. С этой целью он заключает договоры: с подрядчиками — на выполнение строительно-монтажных работ, с поставщиками — на приобретение материальных ценностей и оборудования. Кроме того, заказчик участвует в приемке (в том числе и органами государственной власти) результатов выполненных работ, передает инвесторам причитающиеся им объекты недвижимого имущества (их части) согласно условиям инвестиционных договоров.
Договор на выполнение проектных и изыскательских работ заключается с проектной организацией. Проектировщик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию или выполнить изыскательские работы. Цена договора подряда на выполнение проектных и (или) изыскательских работ определяется в соответствии со сметой, содержащей постатейный перечень затрат проектировщика на разработку технической документации.
Техническая документация представляет собой комплекс документов (технико-экономическое обоснование, чертежи, схемы, пояснительные записки к ним, спецификации и т. п.), определяющих объем и содержание строительных работ, а также другие предъявляемые к ним требования.
Для выполнения строительно-монтажных работ заказчик заключает договор подряда со специализированной строительной организацией, имеющий допуск СРО.
К сведению
Договор строительного подряда — это гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется в установленный договором строительного подряда срок построить по заданию другой стороны (заказчика) определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор подряда на строительные работы заключается в простой письменной форме и содержит следующие существенные условия:
Цена договора строительного подряда определяется на основании сметной документации, представляющей собой постатейные перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и конструкций и т. д.
Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства (рис. 1).
Последовательность составления сметной документации
При составлении сметной документации учитываются плановые показатели. Как правило, планы составляются на период от 1 года до 5 лет.
Для годовых планов обычно принимаются следующие показатели:
План производства, или производственная программа, — важнейший раздел плана любого предприятия, в котором отражаются объем и виды производимых строительно-монтажных работ.
Учет в строительстве
При планировании строительного производства особое внимание уделяется затратам и расчету плановой себестоимости. Плановая себестоимость строительных работ формируется на основании затратных показателей. Статьи расходов, способы калькулирования себестоимости организация устанавливает самостоятельно в учетной политике и иных внутренних актах.
Учет затрат в строительных компаниях целесообразно вести по экономическим элементам (то есть по составу затрат, их экономическому содержанию — что и в каком объеме затрачено на строительство) и статьям калькуляции — статьям расходов (учет затрат по целевому назначению — куда и на что эти затраты произведены).
Учет затрат по экономическим элементам для всех организаций включает:
Такая группировка характеризует структуру затрат на производство и используется в общеэкономических расчетах. Сведения о затратах по каждому экономическому элементу группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Например, списанные на строительство объекта материальные затраты отражаются проводкой:
Дебет счета 20 «Основное производство» (08 «Вложения во внеоборотные активы») Кредит счета 10 «Материалы»,
начисленная заработная плата строителям — проводкой:
Дебет счета 20 «Основное производство» (08 «Вложения во внеоборотные активы») Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
При учете затрат по статьям калькуляции используются следующие статьи расходов:
Кроме того, затраты могут учитываться по месту их возникновения — строительным участкам, объектам, подсобным производствам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка необходима для организации внутреннего учета и определения себестоимости строительно-монтажных работ по каждому объекту строительства.
Группировку по видам строительных работ целесообразно осуществлять в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Конкретные виды работ, которые относятся к строительным, указаны в разделе F (п. 45). Это новое строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.
Инженерные изыскания для строительства, проектирование зданий и сооружений включены в отдельную группу с кодом ОКВЭД 74.20.
По способу включения в себестоимость отдельных видов строительных работ затраты делятся на:
По признаку участия в производственном процессе затраты подразделяются на основные и прочие.
Под основными понимают технологически неизбежные расходы, обусловленные процессом строительства. К ним относятся: затраты сырья и материалов, технологическое топливо, зарплата строительных рабочих и др. Прочие расходы — затраты, связанные с обслуживанием процесса производства и управления.
По степени зависимости от объема производства (выполненных работ) различают переменные и условно-постоянные затраты.
Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема строительства (в основном это прямые трудовые и материальные затраты), так как их величина на единицу продукции остается постоянной.
Условно-постоянные затраты не изменяются или меняются в незначительных размерах при изменении объема строительства (оплата труда управляющего и обслуживающего персонала, амортизация производственного оборудования, арендная плата и др.).
По календарным периодам затраты делятся на текущие, то есть выполняемые постоянно (ежедневно), и единовременные (однократные, связанные с капитальными вложениями, инвестиционной деятельностью).
Учет затрат на производство строительных работ в зависимости от видов объектов учета может быть организован по позаказному методу или методу накопления затрат за определенный период времени.
Метод накопления затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат ведут, как правило, небольшие строительные организации, выполняющие однородные специальные виды работ или осуществляющие строительство однотипных объектов с незначительной продолжительностью их строительства. В этом случае себестоимость сданных заказчику строительных работ определяется расчетным путем (например, исходя из процента, исчисленного как отношение фактических затрат по производству работ, находящихся в незавершенном производстве, к их договорной стоимости и договорной стоимости сдаваемых работ).
При позаказном методе объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства.
Произведенные затраты формируют себестоимость строительных работ.
Калькулирование себестоимости
В целом производственную себестоимость строительно-монтажных, конструкторских и проектных работ определяют как совокупность прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, других прямых расходов, а также переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов, связанных с выполнением работ (виды себестоимости представлены на рис. 2).
Рис. 2. Виды себестоимости
Далее рассмотрим формирование плановой себестоимости у основных участников строительной деятельности — заказчика-застройщика и подрядчика.
Планирование затрат на содержание службы заказчика-застройщика
При финансировании строительства частными инвесторами размер финансирования заказчика устанавливают сами инвесторы в инвестиционном договоре. При расчете инвестиций принимается во внимание численный состав организации заказчика и затраты на его содержание. Для этого составляется плановая смета, в которой учитываются расходы заказчика-застройщика на выполнение обязательств по инвестиционному договору.
Плановая смета расходов утверждается (согласовывается) с инвестором и включает следующие статьи:
В прочих расходах учитываются страховые начисления во внебюджетные фонды, взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, командировочные расходы, аренда и содержание транспорта, аренда помещения, услуги связи и т. п.
Рассмотрим пример составления плановой сметы затрат на содержание службы заказчика-застройщика.
Пример 1
ООО «Колос» выполняет функции заказчика-застройщика при строительстве культурно-развлекательного центра по инвестиционному проекту. Запланированная сумма инвестиций составляет 500 000 000 руб., срок сдачи объекта инвестору — 24 месяца после начала строительства.
ООО «Колос» представило на рассмотрение инвестору плановую смету на содержание службы заказчика-застройщика и расчеты за год (табл. 1).
Таблица 1. Плановая смета на содержание службы заказчика-застройщика
Статьи затрат
Размер затрат, руб.
Обоснование
Объем планируемых инвестиций
Затраты на содержание службы заказчика-застройщика
Себестоимость — что это такое, как рассчитывать
Себестоимость — совокупность всех расходов компании, которые возникают при разработке продукции или оказании услуг.
Этот показатель — один из основных, поэтому его нужно контролировать в любой организации. Он — индикатор рентабельности производства. Кроме того, себестоимость прямо воздействует на ценообразование, поэтому его расчет является обязательным для компании.
Общее понятие себестоимости и что она показывает
Себестоимость — это сумма всех издержек. Под ними понимают все расходы на сырье, материалы, доставку, хранение и продаже товаров, а также оплату труда работников.
Может показаться, что расчет себестоимости — задача простая. Однако это сложнее, чем кажется, поэтому лучше поручить расчеты бухгалтерам.
Расчет себестоимости нужно выполнять регулярно. Периодичность зависит от особенностей предприятия, но стандартными являются расчеты себестоимости каждый квартал, каждые полгода или год.
Без расчета себестоимости не удастся понять, будет ли окупаться бизнес, стоит ли расширять производство, насколько прибыльно предприятие.
Виды себестоимости
Прежде, чем начинать расчет себестоимости, стоит узнать, на какие типы и виды она делится. Существует 2 типа себестоимости:
Теперь о видах себестоимости. Она бывает:
Также различают фактическую и нормативную себестоимость. При расчете первой во внимание принимаются издержки, из которых складывается цена товара. Это не самый удобный для расчета показатель: трудности связаны с тем, что данные по себестоимости изделия предстоит получить раньше, чем его будут продавать. Это влияет на рентабельности бизнеса.
Расчет нормативной себестоимости основан на данных производственных норм. Это позволяет контролировать расход материалов и не допускать лишнего расхода средств.
Структура себестоимости
Каждое предприятие уникально. Даже работающие в одной сфере компании имеют различаются. Что уж говорить о полярно разных предприятиях, например, производящих мягкие игрушки и пельмени. Поэтому расчет себестоимости продукции нужно рассчитывать индивидуально, на основании производственных характеристик компании. И сделать это легко — этому способствует гибкость структуры себестоимости.
Как говорилось выше, себестоимость = сумма всех расходов предприятия. При этом расходы делятся на:
Все расходы определяются в процентах. Это позволяет быстро определить слабые стороны компании. Стоит подчеркнуть, что себестоимость постоянно меняется. На ее размер влияют разные моменты, например, инфляция, число конкурентов, ставки по кредитам и т.д. Своевременный расчет себестоимости позволяет не допустить банкротства компании и скорректировать производственные стратегии.
Как рассчитать себестоимость по формуле?
Есть два способа расчета себестоимости — упрощенная и более сложная. Мы рассмотрим оба из них.
Себестоимость = Стоимость производства изделия + Расходы на его реализацию.
Упрощенная формула позволяет рассчитать себестоимость даже тем, кто далек от экономики.
Более сложная же формула предоставляет более точные данные и позволяет оценить реальную стоимость производства товаров.
Себестоимость = РПФ + РОМ + РСМ + ТР + АР + ЗП + НР + НР + ЗР + СО + ЦР
За аббревиатурами скрываются расходы на:
Способы расчета себестоимости — калькуляция себестоимости
Сначала разберемся, что значит калькуляция себестоимости. Это метод определения себестоимости производимого товара, который подразумевает группировку затрат по объектам и статьям калькуляции. Виды калькуляции зависят от времени ее составления и назначении.
Расчеты всех видов калькуляции могут применяться в сочетании друг с другом. Например, хорошо сочетаются способы расчета калькуляции, отличающиеся по объекту учета и методы, характеризующиеся полноту затрат.
Если расчеты выполняются для предприятия, изготавливающего продукцию способом последовательных переделов, то можно использовать попередельный учет затрат. В таком случае расчет ведется по каждой стадии, а конечным значением будет совокупность себестоимостей за вычетом незавершенного производства.
Если производство индивидуальное, то калькуляция себестоимости выполняется показным методом. Ее суть в том, что расчеты выполняются по каждому заказу: учитываются расходы от момента его производства до передачи заказчику.
Для организаций, связанных с массовым производством одного продукта, существует попроцессный метод калькуляции. Расчет проводится на основании усредненных единиц готовых товаров. При этом:
Средняя стоимость 1 ед. товара = Объем продукции / Все расходы
Как найти себестоимость единицы продукции
Способ расчета зависит от вида продукции. Если товары являются серийными, то прежде всего выполняется расчет себестоимости всей серии, а затем полученная цифра делится на весь объем. Если предприятие занимается выпуском штучного товара, то показатель рассчитывается индивидуально для каждого из них.
Приведем примеры расчетов для обоих случаев с реальными цифрами:
Если произведено 320 единиц оборудования с себестоимостью 2 750 000 руб., то себестоимость 1 единицы составит: 2 750 000 / 320 = 8 593, 75 руб.
Допустим, было выпущено 3 кухонных гарнитуров с разным набором мебели и характеристиками. В таком случае оценка затрат будет выполняться на основании каждого отдельного комплекта — только такой способ позволит высчитать себестоимость. Предположим, расчеты показали, что себестоимость одного из них равна 350 тыс. руб., второго — 420 тыс. руб., третьего — 210 тыс. руб. Тогда общая себестоимость составит: 350 000 + 420 000 + 210 000 = 980 тыс. руб.
Как рассчитать себестоимость товара
Теперь рассмотрим варианты расчета себестоимости товара. Главные из них два — с помощью Excel или по формулам. Каждое предприятие выбирает свой вариант — это вопрос личных предпочтений и удобства.
Пример расчета по формуле
Это трудоемкий и менее точный способ, так как есть человеческий фактор, а значит и место ошибке. Однако если предприятие небольшое, то расчет себестоимости этим способом возможен.
Набор вводных данных для каждого предприятия будет свой. Мы же для примера выделим следующие:
Тогда себестоимость всей партии составит:
15 тыс. руб. + 41 тыс. руб. + 5 тыс. руб. + 50 тыс. руб = 111 тыс. руб.
Пример расчета в Excel
Преимуществом расчетов в этой программе является легкое редактирование данных и точность вычислений. Минус в том, что нужно делать много вычислений.
В рамках Excel можно дать 2 рекомендации по расчетам:
Методы снижения себестоимости
Причин, по которым нужно прибегнуть к сокращению себестоимости, много. Например, это необходимость:
Величина себестоимости может колебаться под воздействием самых разных причин, как внутрипроизводственных, так и внешних. К первым — относится качество работы сотрудников и их количество, уровень автоматизации процессов и т.д. Ко вторым — налоги, стоимость топлива и др.
Стоит учесть, что процесс сокращения себестоимости довольно медленный и трудный. Однако при комплексном воздействии на факторы его можно ускорить.
Можно использовать следующие методы сокращения себестоимости:
Конечно, это далеко не все способы снижения себестоимости, однако лучшие из них мы перечислили. Волшебных методов не существует — каждая компания должна понимать это и проводить комплексную работу над достижением желаемых показателей. Только так удастся найти оптимальный способ оптимизации производственных расходов.
Себестоимость — это показатель, которым не стоит пренебрегать. Это индикатор эффективности работы предприятия. Себестоимость — величина непостоянная, она изменяется под воздействием разных факторов, поэтому время от времени ее нужно пересчитывать.
Это позволит оценивать ситуацию и своевременно корректировать рыночную стоимость, не допуская работы производства в убыток.