Что такое щедрый человек
щедрый
Щедрый покровитель, спонсор. | Популярность сети может привлечь щедрых рекламодателей отнюдь не только из компьютерной индустрии.
Быть щедрым сердцем означает умение и стремление жить друг с другом в гармонии.
Щедрые призы. | Щедрые пожертвования на нужды церкви.
Один из братьев был всегда подчёркнуто сдержан, другой — то намеренно щедр на шутку, на колкость, то, наоборот, замкнут.
Собрать щедрый урожай. | Принести домой щедрый улов.
Щедрая природа средней полосы России. | Щедрая солнечная долина. | Щедрая бескрайняя степь. | Южное Приморье — богатая и щедрая земля, почти неизвестная в России. | Омская земля талантами щедра.
Щедрый тёплый дождь, ливень. | Здесь под щедрыми лучами солнца, на земле, омываемой тёплыми волнами океана, растёт одно из самых удивительных растений в мире.
Полезное
Смотреть что такое «щедрый» в других словарях:
ЩЕДРЫЙ — ЩЕДРЫЙ, щедрая, щедрое; щедр, щедра, щедро. 1. Охотно оказывающий помощь деньгами, имуществом, не скупой. Щедрый человек. 2. Ценный, богатый. Щедрые подарки. || Обильный, большой. «И щедро (нареч.) поит их студеный ручей.» Лермонтов. 3. на что.… … Толковый словарь Ушакова
ЩЕДРЫЙ — (щадный?). щедливый вят. милостивый, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий; тороватый, тчивый или чивый, ·противоп. скупой. Щедр и милостив Господь, пслм. Щедр на слова, да скуп на дело. Нет щедрее его на обещанья. Что… … Толковый словарь Даля
ЩЕДРЫЙ — ЩЕДРЫЙ, ая, ое; щедр, щедра, щедро, щедры и щедры. 1. Охотно тратящийся на других, не скупой. Щ. родственник. Щедрой рукой раздавать что н. (не скупясь). Щедр на обещания кто н. (перен.: о том, кто с лёгкостью даёт обещания сделать что н.; неод.) … Толковый словарь Ожегова
щедрый — щедрый, кратк. ф. щедр, щедра, щедро, щедры и допустимо щедры; сравн. ст. щедрее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
щедрый — 1 • до расточительности щедрый • дьявольски щедрый • исключительно щедрый • на редкость щедрый • неимоверно щедрый • поразительно щедрый • удивительно щедрый • феноменально щедрый • чрезмерно щедрый 2 • щедрый дар • щедрый подарок • щедрый талант … Словарь русской идиоматики
щедрый — ая, ое; щедр, щедра/ 1) Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п., не жалеющий тратить, расходовать что л., не скупой. Щедрый хозяин. Щедрая натура. Люди, знавшие Репина недостаточно близко, считали его скупым.… … Популярный словарь русского языка
щедрый — Общеслав. Происхождение неясно. Обычно объясняется, как родственное щадить и скудный. В таком случае суф. производное (суф. р ) от первичной основы, не осложненной инфиксом н (ср. *sked в щедрый и *skend в щадить, *skond в скудный). Первоначально … Этимологический словарь русского языка
щедрый — Древнерусское – щедръ. Общеславянское – scedrъ. Среднеанглийское – scateren (разбрасывать, разбрызгивать, сорить (деньгами), расточать). Слова «щедрый» и «скудный» произошли от индоевропейского корня в старшем значении «раскалывать», «разбивать» … Этимологический словарь русского языка Семенова
Что такое щедрость
Мир многогранен, и люди, живущие в нем не похожи друг на друга. Все мы разные, и в этом есть плюсы и минусы. Кто-то открыт для мира всей душой, а иной замкнут в себе. Один способен отдать последнее для страждущего, а другой как Кощей чахнет над своими богатствами. Нельзя описать двумя словами щедрость человеческой души, дать ей простое определение. Это как талант: один раскрыл его в полной мере, а другой бездарен и пуст.
Определение понятия «щедрость»
Все знают, что такое «закон бумеранга»: мир и окружающие так же относятся к человеку, как он сам к другим. Происходит своеобразный взаимообмен энергией. Щедростью называют состояние, когда, совершив благородный поступок, не ждешь в ответ того же самого, делаешь его совершенно бескорыстно. Это душевный порыв, признак человеческой доброты и великодушия.
Это прекрасное качество, которое следует развивать в себе. Трудно представить мир без добрых, отзывчивых и щедрых людей, способных на бескорыстные поступки.
Щедрость души наделят человека внутренним свечением и теплом, которые можно почувствовать на расстоянии. С такими людьми приятно находиться рядом.
Значение в социуме
«Делитесь тем, что имеете. Для кого-то это может значить больше, чем вы думаете». (с) Генри Лонгфелло
Мир не сможет существовать без доброты и щедрости. Эти качества делают его лучше и чище, счастливее и мудрее. Современный мир движется с бешеной скоростью, не глядя по сторонам, каждый делает для себя больше, чем для других.
Власть, богатство, чувственные наслаждения — это и есть удовольствие для многих. Проявление доброты считается слабостью и неуверенностью в себе. Но это не так, открытый и щедрый человек обладает многими преимуществами перед другими и знает что:
Готовый помогать другим человек поистине щедр душой. Ресурсы в мире не ограничены, они растут по мере развития общества, и не стоит бояться, что если кто-то преуспевает в делах, не будет успеха в собственном бизнесе. Мыслить «либо тебе, либо ты» нелогично. Развитие общества подразумевает собственное становление в нем.
Отдавая частичку себя другим, мы избавляемся от эгоизма и наполняемся любовью, счастьем и заботой о тех, кто в этом нуждается в данный момент больше всего. Внутренние ресурсы словно мобилизуются и находят то, что нужно во внешнем мире.
Решить проблемы вместе всегда легче, чем в одиночестве. Щедрый и мудрый человек обязательно внесет свой посильный вклад в общее дело. Волонтерство может быть примером такого действия.
Доброта и доверие — качества, которые не могут существовать одно без другого. Оптимизм свойственен щедрым людям. Они верят в то, что отдают собственные силы, ресурсы с пользой для другого, полностью доверяют тому, кому помогают.
Они счастливы, потому что живут с верой в других. Это смысл их жизни, они никогда не поддаются депрессии и смотрят на мир позитивно. Доверие и доброта — важные качества, которые способны продлить срок жизни.
Заблуждения и страхи
Некоторые люди боятся быть щедрыми и открытыми. Этому способствуют следующие страхи и заблуждения:
Это главные факторы, по которым люди делятся на альтруистов и прагматиков, для последних понятие щедрости души отсутствует.
В обществе много эгоистов, которые думают только о себе и неспособны на благородные поступки.
Это происходит по разным причинам. Страх быть смешным в глазах других часто останавливает людей. Они боятся стать уязвимыми, т. к. ими могут воспользоваться в корыстных целях, а потом сделают посмешищем.
Иногда этот страх тянется из детства, появляется он из-за преследования сверстников или обиды с их стороны, психологических травм. У взрослого детский негативный опыт превращается во внутренний барьер, некую защиту от внешнего мира. Человек становится скрягой во всех смыслах этого слова.
Если ранее человек столкнулся с потерей денег, которые нелегко доставались, то страх отдать их добровольно в чужие руки очень велик. Возникают мысли, что эти траты совершенно напрасны и никчемны, человек не нуждается, а просто вымогает их с целью собственной наживы, и все это обман. Первая реакция на это — прижимистость.
Жадность возникает из-за недоверия. Люди думают, что все вокруг врут.
Желание накопить как можно больше управляет многими людьми. Их жизнь наполнена только жаждой наживы. Они не могут потратить свое время на других, т. к. считают, что их время стоит денег. Страх потерять драгоценные минуты впустую превышает чувство любви и доброты в таких людях. Они не могут понять, отдавая, можно получить гораздо больше, чем имеешь. Это одна из форм человеческого эгоизма.
Но превозмогая себя, сделав всего один шаг вперед, можно преодолеть все эти страхи и заблуждения. Работая над своим внутренним «Я», можно ощутить всю прелесть щедрости души.
Польза щедрости
Преимущества щедрости очевидны. Отдавая что-то другим, душа и тело человека обретают новые качества. Вот 5 причин, чтобы быть щедрым:
Отдавая кому-либо деньги или подарки, многие испытывают гораздо больше радости, чем получая их. Это обусловлено биологическими факторами: в мозге происходит активация участков, отвечающих за удовольствие. Происходит т. н. свечение мозга: эндорфины высвобождаются, и возникает приятное чувство от помощи.
Щедрость делает нас счастливее. Альтруизм делает душу богаче, улучшает общее самочувствие, снижает риск возникновения ВИЧ и хронических заболеваний. Исследования 1999 года, проведенные в Калифорнии, подтвердили, что люди старшего поколения (от 75 лет), которые занялись волонтерством, умирали на 45% меньше, чем их сверстники.
Были сделаны выводы, что щедрость снижает риск возникновения стрессов, которые влияют на долголетие. Положительные эмоции продлевают жизнь.
Обмен добром, взаимопонимание укрепляют доверие друг к другу, формируют социальные и деловые связи, служат неким «ключом» к взаимодействую. Щедрость помогает сохранить и психическое равновесие. Одиночество противоестественно, человек нуждается в социальных связях по своей природе. Взаимный альтруизм приводит к внутреннему и внешнему благополучию.
Собственная доброта позволяет увидеть в других положительные качества. Чувство благодарности вызывает щедрость. Получая внезапный, неожиданный подарок, человек стремится сделать что-то хорошее для дарителя. И вместе с этим ощущает счастье.
Чувство к романтическому партнеру укрепляются, а деловые связи становятся более надежными. Благодарность в повседневной жизни помогает сблизиться людям, лучше почувствовать их и понять. Положительные эмоции возникают и у дарителя, и у того, кто получает подарок.
Заразительный эффект щедрости доказан и всем известен. Если человек видит на улице, как кто-то другой помог прохожему, дал нищему денег на кусок хлеба, ему хочется сделать то же самое. Возникает цепная реакция щедрости. Каждый способен влиять на сотни других людей своими поступками. Эмоциональное состояние передается по цепочке от одного к другому. В груди возникает ощущение тепла и эйфории.
Альтруизм заразителен. Физиологически это объясняется выделением гормона окситоцина. Реакция передается всем окружающим, и цепочка щедрости, при определенных условиях, продлевается до бесконечности.
Заключение
Жизнь не стоит на месте, она меняется каждую секунду, и человечество вместе с ней. Она учит быть отзывчивыми и добрыми, щедрыми и открытыми. Любовь к близким и посторонним людям делает души чище. Быть или не быть щедрым — выбор каждого. Но если научиться помогать друг другу, станет проще справляться с проблемами. Важно помнить, что по-настоящему хороший человек не станет ждать взамен чего-либо, он все делает бескорыстно.
Значение слова «щедрый»
1. Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п., не жалеющий тратить, расходовать что-л. Несмотря на свои ограниченные средства, он [Тит Никоныч] имел вид щедрого барина: так легко и радушно бросал он сто рублей, как будто бросал тысячи. И. Гончаров, Обрыв. Иван надеялся получить на чай, но гость, всегда щедрый и никак не пожалевший бы дать ему рубль, увлеченный разговором, совсем забыл про это. Л. Толстой, Ягоды. || перен.; на что и в чем. Легко, охотно раздающий, расточающий что-л. Щедрый на похвалы. □ [Иван Федорович] вообще не был щедр на слова. Может быть, это происходило от робости, а может, и от желания выразиться красивее. Гоголь, Иван Федорович Шпонька и его тетушка. Чернышевский говорит, что, не будучи слишком щедрым в употреблении эпитета гениальный, он, не колеблясь, называет Белинского гениальным человеком. Плеханов, В. Белинский и В. Майков.
2. Большой по размерам, значительный по ценности. Щедрое вознаграждение. Щедрые подарки. Щедрая помощь. □ Потемкин получил от Екатерины щедрые награды: медаль в честь взятия Очакова, похвальную грамоту и сто тысяч деньгами на достройку дома. Форш, Радищев.
3. Богатый, обильный чем-л. В той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там. Вот какая щедрая земля в той стране! М. Горький, Старуха Изергиль. Казалось, тут все есть для счастья. Щедра природа. Благодатна почва. Прохладны реки. Изобильны недра. Горбатов, Филиппины. || Сильный в своем проявлении. Пыль висела над городом, и солнце, уходившее за горизонт, затопило улицу во всю ее длину ярким, чересчур щедрым блеском. Гл. Успенский, Растеряевские типы и сцены.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЩЕ’ДРЫЙ, ая, ое; щедр, щедра́, ще́дро. 1. Охотно оказывающий помощь деньгами, имуществом, не скупой. Щ. человек. 2. Ценный, богатый. Щедрые подарки. || Обильный, большой. И щедро (нареч.) поит их студеный ручей. Лермонтов. 3. на что. Охотно раздающий что-н., расточающий. Щ. на обещания. Щ. на похвалы. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ще́дрый
1. великодушный, охотно отдающий, делящийся материальными и прочими благами с другими ◆ Щедрый даритель. ◆ Щедрая душа.
2. перен. свидетельствующий о щедрости, ценный ◆ Щедрый подарок.
3. перен. обильный, богатый, имеющийся в большом количестве ◆ Щедрые обещания. ◆ Щедрый урожай. ◆ Щедрые дожди.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: располагать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такой щедрый человек?
«Иной сыплет щедро и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, всё беднеет и беднеет», — говорил царь Соломон, легендарный правитель древнего Израиля. Какое мудрое наблюдение!
Что такое щедрость и кто такой щедрый человек?
Недавно в одном из сёл России меня попросили о помощи… О материальной помощи — оплатить оснащение спортивного зала школы, чтобы дети и подростки не за сигаретами и пивом в магазинчики местные бегали, а спортом занимались, чтобы мальчики и парни-подростки готовили себя к службе в армии и к нормальной мужской работе…
Я был совершенно уверен в том, что мне будет нетрудно найти состоятельного человека, который изыскал бы возможность выделить из корпоративного или личного бюджета эти искомые несколько десятков тысяч рублей… Ведь ко мне многие люди обращаются за помощью. В том числе не просто состоятельные, а по-настоящему богатые — владеющие фирмами, производствами и прочими заводами, газетами и пароходами…
И стал обзванивать всех тех, кому мне когда-либо довелось помочь с точки зрения улучшения здоровья… И был очень удивлён! Все без исключения вежливо отказали… Никто не нашёл возможности выделить несколько десятков тысяч рублей для оплаты спортинвентаря в той школе… Меня это не просто удивило, меня это поразило в самое сердце! А ведь я пообещал главе сельской администрации, что непременно найду деньги и…
Не мог я подвести этих сельчан и выслал деньги из своих, из тех, что откладывал на строительство дома (и не чувствую себя обделённым). И ещё — деньги, которые принесла мне одна старая женщина, православная верующая. Она, эта 83-летняя женщина принесла недостающую сумму в конверте и сказала, что это накопления из её пенсии и что часть этих денег просто жертвует той школе, а часть мне надлежит ей отдать — при этом в сроках возврата она меня не лимитирует. Так и сказала: «Когда сможете — тогда и отдадите…». Эта старая женщина узнала о том, что я ищу деньги для оснащения того сельского спортивного зала не от меня, а от других людей… И проявила щедрость…
А что такое щедрость?
Определений щедрости — множество. Так в Толковом словаре Ожегова читаем:
Щедрость — это оказание бескорыстной помощи другим; это отсутствие скупости.
Однако, щедро делиться можно не только материальными благами, но и своими помыслами, идеями, планами. Древнегреческий философ Аристотель, воспитатель Александра Македонского, говорил, что щедрый человек — это тот, кто даёт подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. Не раньше и не позже. И это по-настоящему мудрое определение щедрости.
Щедрость — это готовность поделиться не только тем, что необходимо кому-либо, но и тем, что необходимо тебе самому.
А вот это-то, как раз, и есть самое трудное — взять, да и отдать то, что тебе самому нужно. Щедрость — это одоление эгоизма мыслями и поступками. Делиться с другими означает, что щедрому человеку это тоже было нужно, но он отдал это людям, оторвав от себя.
Если человек отдал изношенные вещи и старые игрушки своего ребёнка детям нищего, это, естественно, щедростью и милосердием назвать никак нельзя — ну какая, скажите на милость, это щедрость, когда весь этот хлам он по сути уже давно собирался отнести на помойку, а тут подвернулась возможность кому-то отдать… Хотя есть и такие, кто потом такое своё действо расценивается как щедрость…
Щедрость всегда основывается на желании сделать других людей хоть немного сытнее, немного счастливее.
Щедрость — это активная форма доброты, это, если хотите, душевное самообогащение.
Она не нуждается в награде, почестях, благодарности и признательности.
Часто встречается ложная щедрость, которой свойственны самолюбование, некая вычурность, самовыпячивание, заносчивость, ощущение превосходства над другими (дескать, вот я какой — я всё могу, а вы нет…). В такого рода щедрости присутствует одно лишь тщеславие и ничего более. Щедрость, которая настоящая, которая по зову души всегда идёт рядом с великодушием, бок о бок со скромностью.
Часто люди, занимаясь самообманом, говорят, что, вот, дескать, если бы у них было много денег, они бы проявляли щедрость. Эта мысль — всегда следствие заблуждения. Уважать можно только реальную, а не гипотетическую щедрость. Щедрость следствие широты и богатства души, а отнюдь не наличия в сейфе пачек с денежными знаками.
Часто мерой щедрости служит и время тоже. У разных народов есть такая пословица (или её аналог): «Дорога ложка к обеду». Своевременная малая щедрость дороже большой, но запоздалой. Можно дать кусочек хлеба, отломив его от своего крохотного, умирающему от голода человеку и спасти его… А можно положить на могилу умершего от голода человека несколько батонов хлеба и сказать самому себе, любуясь самим собой: «Какой же я добрый и щедрый!». И какая же это щедрость?
Щедрые люди — это люди с большой и открытой душой. Они готовы отдать другим не только деньги, пищу и иные материальные блага, но и своё время, свои силы. Они чувствуют себя неважно, когда другие люди живут хуже их.
Щедрость невозможно спрятать, утаить — она посылает невидимые сигналы-флюиды каждому, кто с ней встречается. Щедрость, как магнит, притягивает к себе людей, вызывая глубочайшее доверие и желание сотрудничать. Поэтому у щедрых людей всегда широкий круг знакомств. Бывает и так, что даже скупой человек, общаясь с щедрым меняет своё мировоззрение… И становится щедрым… Я это точно знаю… Ведь как гласит народная мудрость: с кем поведёшься, от того и наберёшься.
При этом замечу, что щедрость с легкостью трансформируется в богатство. Иными словами, высокий уровень щедрости — высокий уровень богатства и бизнеса, низкий уровень щедрости — низкий уровень и богатства и бизнеса. Неискоренимое убеждение щедрости в изобилии Вселенной делает её, щедрость, богатой.
Не случайно распространено такое мнение, что человек даёт от щедрот своих. Бедный человек убежден в ограниченности благ (не только своих, но вообще всех благ на Земле), он не склонен делиться с другими людьми. Именно поэтому бедный человек и беден.
Проявляя щедрость, человек открыт для получения от Вселенной всего, чего только пожелает. Он говорит себе: «Я открыт и восприимчив ко всем благам, что способна дать мне Вселенная. Я достоин богатства и допускаю в свою жизнь только здоровье, любовь и процветание». Отдавая с лёгкостью, он всегда получает ещё больше.
Существует удивительный закон Природы: «То, что вы отдаёте, возвращается к вам… И возвращается в большем размере…».
Дисбаланс временно возникает лишь тогда, когда щедрость получает больше, чем отдала. И нельзя всё сводить к деньгам, ибо щедрость даёт ощущение умиротворения и душевного покоя, чувства близости к духовному миру, к Богу, если хотите.
Преступив желание жить только для себя, щедрость своими действиями утверждает истину, что человек — это не просто тело, а вечная духовная сущность.
Есть такая замечательная притча, которая проливает свет на взаимоотношения между щедростью и жадностью… Вот она, эта притча:
— Жадность, а жадность, ну-ка, дай мне вон ту большую кастрюлю! — попросила Щедрость.
— Нет, не дам, самой мало! — отвечала Жадность.
— Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше! — снова попросила Щедрость.
— И поменьше не дам!
— Жадность, а жадность, дай тогда вон ту — самую маленькую!
— Сказала, не дам, значит, не дам! — взъярилась Жадность
— Ну, не хочешь, как хочешь! На вот тебе тогда пирожок!
— Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!
— Так я и хотела тебе побольше дать — в самую большую кастрюлю. А ты, Жадность, не дала мне её!
Так жадность сама себя и наказала!
Щедрость. Что отдал, то твоё
Ж изнь — это движение от несовершенства к совершенству. Сама природа нам подсказывает это направление: все живые существа, так или иначе, эволюционируют и ничто не может вечно пребывать в статичном состоянии. Человеческое сознание — это промежуточный уровень между сознанием животным и сознанием божественным. И высшее предназначение человека — это трансформация своего животного сознания, усмирение своих животных инстинктов и стремление обрести божественное состояние сознания. В чём же разница между сознанием животным и сознанием божественным? Сознание животного основано на инстинктах, которые, так или иначе, направлены только на обеспечение жизнеспособности конкретного существа.
Мы не можем знать наверняка, в какой форме проявлено сознание в животных, но, судя по их поведению, можно сделать вывод, что они чаще всего заинтересованы лишь удовлетворением своих личных физических потребностей. То есть главный признак животного сознания — это эгоизм. Можно, конечно, привести в пример, скажем, собаку, друга человека, которая может проявить чудеса верности и даже пожертвовать жизнью ради своего хозяина (не многие люди на такое способны).
Но здесь, кстати, уже и можно увидеть, как при взаимодействии с человеком «очеловечивается» сознание собаки: оно становится более альтруистичным. Это яркий пример того, что эволюция — это в первую очередь трансформация эгоизма в альтруизм. Отсюда вытекает следующий вывод: что признак божественного сознания — это альтруизм. И чем выше уровень развития сознания, тем выше уровень альтруизма.
Коллизию животного и божественного сознания, контраст их разницы хорошо отметил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья аватара»: «Что я стану есть, если отдам? — таково своекорыстие злых духов. Что я отдам, если съем? — вот бескорыстие, достойное царя богов». Очень тонко подмечено. Сознание эгоиста ставит свою персону, свою личность, что называется, во главе угла, в центре Вселенной. И в первую очередь эгоист стремится удовлетворить свои потребности, а уже потом, если останутся ресурсы, можно подумать и о других. И это в лучшем случае.
А в худшем — такая мысль в сознании эгоиста даже не возникает, подобно тому, как не может в вакууме возникнуть порыв ветра. Сознание же альтруиста имеет диаметрально противоположную направленность: в первую очередь он помышляет о благе для других, и лишь когда страдания всех окружающих прекратились, он может подумать о себе. И в этом высшее предназначение разумного существа. Когда сознание существа расширяется до размеров Вселенной, оно начинает понимать, что в этом мире всё едино и тождественно, и невозможно в океане бед и страданий создать личный островок счастья. Ибо рано или поздно волны страданий захлестнут этот остров. Тогда человек начинает действовать не в интересах себя, но в интересах всех живых существ.
Щедрость — причина богатства
«Отпускай хлеб твой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его» — говорил ветхозаветный царь Соломон, и мудрость, покрытая пылью веков, актуальна и по сей день. Тоже самое говорил Учитель Богов и Людей — Будда Шакьямуни. Слова его изложены в «Сутре о Законе кармы», которую рекомендуется прочитать каждому: «Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.
Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни. Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, — это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни. Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни». Кто может лучше и яснее Татхагаты разъяснить всем живущим о том, как мудро быть щедрым и как глупо быть жадным?
Он знает закон кармы в совершенстве, видит прошлое, настоящее и будущее, и ему открыт опыт всех времён и всех существующих миров. Понимание важности щедрости невозможно без понимания закона кармы. Тот же Будда Шакьямуни также говорил: «Самое крайнее и тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо, — это неверие в закон кармы». Почему так? Потому что неверие в закон кармы порождает все остальные пороки и страдания. И если человек не понимает, что быть жадным и алчным как минимум просто невыгодно, то непонимание таких простых вещей закончится для него весьма плачевно, при чём, скорее всего, уже в этой жизни.
Часто приходится нам встречать нищих на улице. Мы видим их возле церквей, в метро, в электричках, в скверах. Их печальный облик порой вызывает жалость у невежественных людей, которые не понимают простой истины — всё возникает в силу условий. Человек попал в такое тяжёлое финансовое положение только по одной причине: он был эгоистом. В этой и/или в прошлых жизнях он лишь удовлетворял свои страсти, потребности и желания и наплевательски относился к окружающим.
Жизнь сурова и справедлива: если человек только потребляет и ничего не отдаёт взамен, то рано или поздно Вселенная просто перестаёт предоставлять такому человеку возможность для потребления. Подобно тому, как наш иммунитет борется с раковыми клетками, так и Вселенная стремится нейтрализовать эгоистов путём лишения их материальных благ и комфортных условий существования. Стоит ли проявлять жалость к нищему, который сам создал причины страданий?
Жалость чаще всего возникает в силу невежества и непонимания законов Вселенной. Поэтому жалость — не самое лучшее чувство. А вот сострадание проявить стоит. И, если есть возможность объяснить человеку, почему он попал в такую ситуацию, и помочь ему добрым советом, стоит это сделать.
Тут следует предостеречь от весьма распространённых ошибок. Многие, осознав пагубность эгоизма и жадности, движимые, казалось бы, самыми что ни на есть благородными мотивами, начинают помогать всем подряд. Однако это большая ошибка, которая может привести к ещё более печальным последствиям, чем эгоизм и жадность. Возьмём самый типичный пример: стоит у церкви нищий, с запахом перегара, и просит деньги. Часто можно видеть, как прихожане (буквально каждый второй) дают ему какую-нибудь мелочь, искренне полагая, что совершают благое дело. Однако что же происходит дальше? Нищий собирает все эти деньги и либо идёт и покупает на них водку, либо отдаёт львиную долю криминальным элементам, которые контролируют весь этот бизнес.
Таким образом, тот, кто пожертвовал, в любом случае проспонсировал безнравственных людей и самоотравление этанолом. Является ли это благом? Уж лучше человек бы проявил эгоизм и жадность и прошёл мимо: нищий бы остался трезвым, алкогольный бизнес не получил бы прибыль, а бандиты — свой процент от бизнеса. Многие на самом деле не задумываются над этим, они просто действуют по заданной схеме, по шаблону поведения. В действительности гораздо проще сунуть деньги первому нищему у ворот церкви и таким образом облегчить свою совесть и потешить своё Эго мыслями о своём благородстве и щедрости, чем потратить время и найти того, кому пожертвование реально принесёт пользу.
Кому же нужно жертвовать? В нашем обществе почему-то есть мода жертвовать больным и убогим. Причём чаще всего такие финансовые вложения просто продлевают страдания этих людей. Является ли это благом? Вопрос риторический. К примеру, очень распространена практика пожертвований больному ребёнку. Никто не задаётся вопросом, почему такой ребёнок родился больным и как пожертвование сможет ему помочь. Чаще всего собранные неравнодушными людьми средства просто продлят его страдания, и ничего больше. А даже если он и выздоровеет, то выздоровеет только на физическом уровне, а вот каким человеком он вырастет — ещё большой вопрос. Так что пожертвование больным детям — сомнительное благо.
Есть мнение, что жертвовать нужно здоровым, чтобы они развивались и не становились больными. Постарайтесь найти какой-либо развивающийся проект, который меняет этот мир и жизнь людей в лучшую сторону, или какого-либо адекватного человека, который с адекватным альтруизмом пытается что-то благостное привнести в этот мир. Это будет благо и, несомненно, принесёт пользу и вам, и окружающему миру.
Синонимы щедрости
У слова «щедрость» множество синонимов, которые как нельзя лучше раскрывают это понятие и его глубинный смысл. К примеру, щедрого человека называют «широкая душа» или «широкая натура», обращая таким образом внимание на то, что проявить истинную щедрость может только высоконравственный и высокодуховный человек. Также из этих синонимов видно, что щедрость — это глубинное качество души, которое покоится в каждом из нас, но порой скрыто, подобно драгоценной жемчужине под чёрными волнами океана. И ещё интересный момент: как мы уже рассмотрели выше, щедрость станет причиной богатства. А «богатый» — от слова «Бог». Как говорил Михаил Задорнов: «Богатый — это тот, в ком Бога много, а тот, у кого много денег, тот не богатый — тот коллекционер». Очень тонко подмечено.
Пословицы о щедрости
С давних времён в обществе ценилась щедрость, потому что люди понимали, что щедрость — это проявление чистоты души и высокого уровня эволюционного развития. Поэтому ценность такого явления, как щедрость, запечатлена во множестве поговорок:
Щедрость — это состояние души
Только та душа, которая уже накопила опыт и прошла через многие испытания, начинает понимать, что нет смысла в накоплениях. Причём нет смысла как в материальных, так и в духовных накоплениях. Есть люди, которые, к примеру, свободны от материальных благ, но накапливают знания. Накапливают, но при этом не делятся ими. Такая жадность и эгоизм ничуть не лучше жадности материальной.
Животные не знают, что умрут. Поэтому живут только ради себя и удовлетворения своих базовых потребностей. Человек осознаёт, что он смертен, но вместе с тем большинство продолжает жить так, словно они не умрут никогда, накапливая материальные блага и кружась в бесконечном круговороте потребления, подобно шаману в безумном танце. Причём чаще всего можно видеть картину, что чем человек более материально обеспечен, тем он скупее. Почему так происходит? Человек накопил благодарности в прошлых жизнях, но, очевидно, не усвоил жизненные уроки и не развил определённые качества своей души. И поэтому снова живёт, как эгоист, пользуясь своими накоплениями благодарностей из прошлых жизней. И глядя на таких людей, можно подумать, что закона кармы не существует. Но это иллюзия. Закон кармы абсолютен. И эгоиста рано или поздно ждёт печальный конец. Который на самом деле будет для него лишь началом. Началом духовного пути и взращивания в себе альтруизма и щедрости. Тот же, кто уже прошёл болезненные жизненные уроки и осознал всю бессмысленность и глупость накоплений ради самого накопления, — тот начинает отдавать. И отдавая, становится счастливым. И это есть счастье Человека, на фоне которого меркнут все остальные временные материальные радости.
Развитие щедрости
В Учении Будды бодхисаттвам предписывается развитие так называемых шести парамит — «шести освобождающих действий». И первой из шести парамит является парамита даяния, то есть щедрость. Недаром щедрость поставлена в списке первой. Щедрость — это базовая нравственная дисциплина, в которой предписано упражняться бодхисаттве, дабы развить альтруизм и максимально искоренить в себе эгоистичные мотивации. Щедрость следует понимать не только как жертвование материальных благ — это понятие гораздо более широкое. Напротив, в эпоху Кали-Юги очень опасно жертвовать именно материальные средства, потому что вокруг много соблазнов и большинство людей ведут далеко не идеально нравственный образ жизни. Поэтому есть опасность, что пожертвованные средства будут использованы во зло. Поэтому в первую очередь следует жертвовать знания. То есть делиться знаниями. Самая лучшая помощь — это помощь ценным советом. Не нравоучением, а именно советом. То есть, если вы можете дать человеку реальное, практически применимое знание, которое избавит его от тех или иных страданий, это высшее и лучшее проявление щедрости.
Есть одна хорошая притча. Однажды к Будде пришёл человек и спросил у Будды: «Почему я живу в нищете, почему я так страдаю? В чём причина?». Татхагата видел карму всех живых существ, поэтому объяснил человеку, что он был жадным и эгоистичным и поэтому ничего не имеет в этой жизни. Тогда человек, опечалившись, спросил: «Что же делать?». Будда ответил: «Жертвовать». На что человек возразил: «Что же мне жертвовать, если у меня и у самого-то ничего нет?». На что Будда дал бесценный совет: «Как это ничего нет? У тебя есть руки, которыми ты можешь помогать другим, у тебя есть ноги, которые ты можешь использовать во благо других. У тебя есть красивая улыбка, которой ты можешь дарить людям хорошее настроение, у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова». И человек, вдохновлённый советом, пошёл практиковать парамиту даяния.
Таким образом, даже если мы ничего материального в этой жизни не имеем, мы можем делиться с людьми знаниями — это будет даже более благородная форма жертвования. В случае если у нас нет и этого, мы можем просто быть доброжелательными ко всем живым существам и если не можем помочь советом, то можем хотя бы выслушать человека и утешить его добрыми словами. Развивать щедрость нужно постепенно. Если в вашем уме пока преобладают эгоистичные мотиваци, не огорчайтесь — дорогу осилит идущий. Начните с малого: постарайтесь для начала доброжелательно относиться к людям.
Как писал тот же Шантидэва: «Различают две бодхичитты: бодхичитту вдохновенную и бодхичитту деятельную». Разницу между ними он объяснял сравнением движения по пути и намерением отправиться в путь. То есть, если вам пока сложно проявлять щедрость, хотя бы взращивайте в себе намерение быть щедрым и доброжелательным, а потом постепенно начинайте практиковать парамиту даяния, подобно тому как спортсмен в спортзале начинает с небольших нагрузок: берёт сначала небольшой вес, потом побольше и со временем достигает успеха. Так и вам следует усердно упражняться в парамите даяния, дабы взрастить в себе совершенство щедрости. Прилагайте усилия и однажды достигнете успеха.
И самое главное: никогда не привязывайтесь к плодам действий, ибо это порабощает разум и лишает действие альтруистичной мотивации. Совершайте даяние именно так, как писал царь Соломон: «Отпускай хлеб свой по водам…». То есть просто отпускайте по водам благие поступки и не ждите, что вам на них ответят. Это и есть совершенство даяния в самых благородных его проявлениях. Но воздаяние будет обязательно. Просто не привязывайтесь к мыслям о нём.