Что такое податная политика причем здесь крестьяне
Ответы на вопросы История России. История России. Семинарское занятие 1 Вопрос 8. Контрреформы Александра iii причины, содержание, результаты и последствия. Ответ
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Форма обучения: заочная
Семинарское занятие №1
Вопрос №8. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.
Александр III своё правление начал с проведения контрреформ и возвращения к самодержавной политике своих предков.
Контрреформы затронули: земства, образование, суд, печатные издания.
Результаты и последствия: Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.
Задача №1. В Российской Империи дворяне традиционно считались «опорой трона», и, по мнению многих историков, внутренняя политика в XVIII – первой половине XIX вв. носила «продворянский характер». Казалось бы, дворяне должны были быть довольны. Однако, в декабре 1825 г. в Санкт-Петербурге происходит восстание декабристов. Это было первое восстание в истории России, в ходе которого были выдвинуты требования о смене формы правления – самодержавия. Декабристы были дворянами, и они восстали против самодержавной власти, которая всю свою политику проводила ради их блага. Как объяснить подобную позицию восставших?
Дворянские революционеры намеревались сделать то, о чем мечтал и император Александр I, — прежде всего, отменить крепостное право и дать стране конституцию. Их организация «Союз благоденствия» потому и являлась далеко не тайной, что скрывать эту позицию им было ни к чему.
Более того, декабристы намеревались стать верными сторонниками власти и активно участвовать в проведении реформ.
Задание №1. Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. Что значит «аграрная страна»? 2. Что значит «индустриальная страна»? 3. Зачем необходимо перемещение людей и материальных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность? – объясните. 4. Что такое «податная политика», причем здесь крестьяне? 5. Почему продажа того, что было необходимо для личного и производственного потребления крестьян является негативным фактором в развитии экономики? 6. Каким образом экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживал развитие промышленности?
1) Агарная страна – это страна, в которой большую часть стоимости всей производимой продукции даёт сельское хозяйство.
2) Индустриальная страна – это страна, где основной оборот капитала в производствах, а не в сфере услуг.
3) Если переместить людей и материальные ресурсы из сельского хозяйства в промышленность, то получается рост средней производительности труд.
4) Податная политика – это политика, в которой присутствует подушная подать с понижением всякого рода сборов и повинностей, лежащих на крестьянах, до размера, соответствующего их платежным силам. Население ( крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.
5) Увеличение вывоза за границу зерна, продовольствия и сырьевых продуктов обеспечивалось не механизацией аграрного сектора, а усилением эксплуатации крестьян, расширением отработочной ренты. Крепостное право оказывало регрессивное влияние и на успешно развивающуюся промышленность, и на торговлю. Это было связано с тем, что в стране отсутствовал рынок труда. К тому же крепостные крестьяне имели очень низкую покупательную способность, что значительно сужало рамки рыночных отношений.
6) Экспорт приводит к финансовой прибыли. Для граждан страны покупка сельскохозяйственной продукции и продовольствия за рубежом обходится дороже за счет добавленной стоимости. Поэтому создавалась добавленная стоимость в своей стране своими руками и получалась прибыль, в том числе за счет экспорта.
Семинарское занятие №2
Вопрос №1. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».
Влияние СССР заметно расширилось на страны Азии и Восточной Европы, где к власти пришли коммунистические партии. В 1946 году в американском городе Фултон бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь, в которой на весь мир обвинил Советский Союз в агрессивной экспансии, и призвал весь англосаксонский мир дать ему решительный отпор. Еще больше ухудшило отношения СССР с бывшими союзниками “доктрина Трумэна” по сдерживанию коммунизма, с которой он выступил в 1947 году. Фултонская речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты правительством СССР как угроза и своеобразное объявление войны.
Задача №3. В соревновании с капиталистическим миром СССР
Практическая работа по истории мму. История. Практических заданий по дисциплине история россии
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Форма обучения: дистанционная
Группа ММ20Р111
Студент
В.В. Бондаренко
8 вопрос. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.
Период правления императора Российской империи Александра III принято называть временем контрреформ.
Своё правление он начал с проведения контрреформ и возвращения к самодержавной политике своих предков.
Причинами контрреформ послужили:
Задача 2. «Александр II вошел в истории России как «царьосвободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?»
Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права.
Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян.
Семинарское занятие №2 «Послевоенный мир в условиях холодной
войны (1946 – 1964 гг.)»
Вопрос 1. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».
Причины холодной войны: коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии; геополитические интересы держав, их стремление к расширению сфер влияния.
Явные признаки холодной войны видны уже во всеобщей радости, охватившей многие правящие династии Европы после получения известий о разгроме войск Петра I-го под Нарвой в 1700-м году.
Не менее характерны карикатуры на А.В. Суворова, публиковавшиеся в английских и французских газетах конца XVIII века. На них лучший русский полководец представал в виде кровожадного людоеда. Существует множество других примеров, свидетельствующих о том, что всё, связанное с Россией, воспринималось на Западе с ненавистью и недоверием.
Настоящим «прототипом» холодной войны стала так называемая «Большая игра» — растянувшееся на весь XIX-й и первые годы XX-го века геополитическое противостояние между Российской империей и Великобританией. В ходе этого долгого соперничества, призом за победу в котором должно было стать господство в Азии, противоборствующие стороны лишь один раз вступали в прямой бой (во время Крымской войны), но не останавливались перед применением военной силы против третьих стран – Китая, Бухарского эмирата, Афганистана и других государств.
Задача 2. США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?
С самого начала существования НАТО западные руководители отрицали его роль как военного противника СССР и заявляли о сугубо «миролюбивых» целях Североатлантического блока. Поэтому Советский Союз предпринял некоторые дипломатические шаги для проверки этого утверждения. Так, 31 марта 1954 г. правительство СССР направило США, Англии и Франции ноту, в которой предложило рассмотреть вопрос об участии Советского Союза в НАТО.
Ответ Москве был предельно четким: «…Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств…». Из этого ответа ясно, что вхождение СССР в НАТО ставило под сомнение целесообразность существования данной организации. Это было ярчайшим подтверждением того, что НАТО являлась главным военным инструментом Запада в организации противодействия СССР. На Женевском совещании виюле 1955 г., посвященном проблемам снижения международной напряженности, советская делегация, желая снять противостояние Запада и Советского Союза, вновь заявила о готовности СССР вступить в Североатлантический альянс.
ИСТОРИЯ РОССИИ (практическая работа). 1. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской империи в 1825 1855 гг
1. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской империи в 1825 – 1855 гг.
За период правления Николая 1 Россия вела несколько кровопролитных войн, в ходе которых ее территории были в значительной мере расширены.
Среди приведенных направлений внешней политики Николая 1, основное место заняло восточное направление. Задача императора заключалась в укреплении позиций России на Черноморском побережье, обеспечении наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ.
В 1821 в Греции вспыхнуло восстание против османского ига (1821–1829), вызвавшее филэллинское движение в европейских странах. С 1825 Россия развернула дипломатическую активность в поддержку греков, что побудило Англию и Францию также вмешаться в конфликт.
Роль России в восточных делах еще более возросла в 1830-х, когда выступила в роли союзника Османской империи. В 1831 египетский паша Мухаммед-Али, за спиной которого стояла Франция, начал войну против султана Махмуда II (1808–1839). В условиях поражений турецких войск Николай I (1825–1855) решительно подержал Порту. В значительной степени обострились противоречия между Россией и европейскими государствами после подписания в 1833 году Турцией и Россией Ункияр-Искелессийского договора на восемь лет, по которому Россия гарантировала независимость и целостность Османской империи, а Порта обязалась не допускать в проливы (Босфор и Дарданеллы) военные суда других стран, за исключением русских.
К середине XIX века восточный вопрос во внешней политике стран Европы занял важнейшее место. Франция с Англией стремились к военному и торговому приоритету на Средиземном море; Австрия – к экспансии территории Османской империи; Российская империя – к полному разгрому в одиночку Турции, выходу в Средиземное море, закрытию входа в Черное море чужому флоту и увеличению влияния на славянские народы Балкан.
Все это привело к Крымской войне 1853-1856 гг., начавшейся с переправы русских войск через р. Прут и занятия территории Молдавии и Валахии. 1853 год, осень – русская эскадра под началом адмирала Нахимова Павла Степановича (1802-1855 гг.) смогла разгромить турецкий флот в Синопском сражении. Однако европейские державы не желали допускать победы России над Турцией. Английская с французской военные эскадры вошли в бухту Золотой Рог. России теперь пришлось воевать против Англии, Франции, итальянских государств – Пьемонта и Сардинии. Военные действия были перенесены в Крым. Основная военно-морская база России на Черном море – Севастополь оказалась в осаде. После 11-ти месяцев защиты Севастополь пал.
1856 год, 18 марта – в Париже был подписан мир, согласно которого Россия уступала Турции часть Бессарабии, возвращала крепость Карс. России было запрещено иметь военный флот на Черном море и восстанавливать Севастополь как крепость.
Поражение России показало глубокий кризис крепостнического строя, её отсталость от передовых государств Европы, наглядно продиктовало необходимость коренных преобразований во всех областях жизни, вывело страну из состояния политической неподвижности, вызвало протесты широких слоев общества против существующих порядков, обусловило рост крестьянских выступлений. Самодержавие было вынуждено приступить к самосовершенствованию и саморегулированию на основе рыночных отношений и свободы граждан.
Последствия внешней политики Николая 1 довольно долго определяли место Российской империи на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначными, потому как, с одной стороны, император стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, имевших тяжелые последствия для Российской империи.
Появление крупного товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. В этом случае товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Во-первых, это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, который в свою очередь дает толчок разделению труда. Отсюда понятно, что – в отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации трудовой деятельности.
6) экспорт сельскохозяйственной продукции превращался во внушительный источник дохода. Кроме того, рост производительности труда и увеличение производимого продукта в сельском хозяйстве стали движущей силой развития промышленности.
4. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».
Периоды с 1946 по 1991
Средства борьбы: гонка вооружений, дестабилизация военного и экономического положения противника, психологическая война, Сбор компроматов на лидеров, вмешательство во внутреннюю политику, идейное противоборство и т.д.
Итоги
— США и их союзники одержали победу над социалистическим лагерем.
— Начало заимствования американского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры, распространение западных ценностей в России
— Крах советской экономики, падение её авторитета на международном рынке
— Эмиграция на Запад граждан России, слишком привлекательным казался им образ его жизни
История России. Семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1 «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории»
8 вопрос. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.
Период правления императора Российской империи Александра III принято называть временем контрреформ.
Своё правление он начал с проведения контрреформ и возвращения к самодержавной политике своих предков.
Причинами контрреформ послужили:
Задача 2. «Александр II вошел в истории России как «царь освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?»
Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права.
Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян.
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы по тексту:
1. Что значит «аграрная страна»?
2. Что значит «индустриальная страна»?
3. Зачем необходимо перемещение людей и материальных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность? – объясните.
4. Что такое «податная политика», причем здесь крестьяне?
5. Почему продажа того, что было необходимо для личного и производственного потребления крестьян является негативным фактором в развитии экономики?
6. Каким образом экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживал развитие промышленности?
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2 «Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 – 1964 гг.)»
Вопрос 1. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».
Причины холодной войны были заложены Октябрьской революцией в России, в результате которой к власти в стране пришли большевики. Отношения между Советским Союзом и Западом на протяжении длительного времени (вплоть до начала Второй мировой войны) были весьма напряженными. Дух соперничества сменился совместной борьбой против фашистской Германии. Это, в свою очередь, в определенном смысле сплотило союзников и дало надежду нормализовать отношение между сторонами. После победы Советского Союза во Второй мировой войне, международный авторитет СССР существенно вырос, а сама страна превратилась в сверхдержаву.
Главные причины противостояния, которым был обусловлен весь период холодной войны, сводятся к кардинальным различиям двух политических систем (капиталистической и социалистической). В частности, речь идет об имевшихся между странами-победительницами во Второй мировой войне противоречиях. Эти противоречия затрагивали три основных сферы – идеологию, политику и экономику. Рассмотрим же идеологические, политические и экономические причины начала холодной войны более подробно. Начнем с причин идеологического толка.
Каждое государство-победитель Второй мировой войны проповедовало свои идеи и ценности. Великобритания обвиняла Советский Союз в навязывании коммунистических идей и методов другим странам, а также во вмешательстве в их внутреннюю политику. Сталин же считал, что Великобритания хочет установить мировое господство.
Что касается причин политического толка, то определяющую роль здесь сыграла борьба двух режимов – демократического с коммунистическим. Премьер-министр Великобритании открыто заявлял, что коммунистические страны во главе с СССР строят тоталитаризм, противоречащий демократии, а сам Советский Союз стремится занять господствующие позиции в мире. Каждое государство-победитель опасалось, что бывшие союзники при помощи силы будут принуждать другие страны к следованию их политике. Отдельного внимания заслуживают противоречия между США и советским Союзом на дипломатическом уровне. В частности, речь идет об их неспособности договорить о послевоенном устройстве мире, вылившейся в споры при создании ООН.
Причины экономического толка сводились к борьбе за рынки сбыта, нефть и военные базы. Кроме того, тогда шло активное развитие идей геополитического контроля. Действовал принцип: «чем больше территория, тем сильнее государство». Именно поэтому страны антигитлеровской коалиции не спешили с выводом своих войск из других государств. Вывод войск означал потерю контроля над территорией и ресурсами.
Явные признаки холодной войны начали прослеживаться во всеобщей радости, которая охватила множество правящих европейских династий после разгрома войск Петра I под Нарвой в 1700-м году. Еще одним примером можно считать карикатуры на А.В. Суворова, которые в конце XVIII века были опубликованы во французских и английских газетах. На них лучшего русского полководца изображали в виде кровожадного людоеда.
После распада Российской империи к власти в стране пришли большевики, а у стран Запада возникли новые причины для беспокойства. Теперь им пришлось опасаться: «Экспорта революции»; «Коммунистической заразы». Так или иначе, ключевой предпосылкой конфронтации стал приход к власти в ряде стран Центральной и Восточной Европы левых сил, поддерживаемых страной Советов.
Задача 2. США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?
Что такое податная политика причем здесь крестьяне
Поленов А.Д. К вопросу о податной реформе: Обзор систем земского поземельного обложения (1865-1879), 1880
Библиотечно-информационный комплекс, раскрывая свои уникальные книжные фонды, предлагает вниманию читателей рассказы о наиболее интересных изданиях, объединенные в цикл » Книжные реликвии Библиотечно-информационного комплекса».
На сайте БИК будут представлены изображения книги (фрагменты или полный текст) и эссе, раскрывающее её историю.
В этом выпуске мы хотим представить издание из фонда нашей библиотеки: Поленов, А. Д. К вопросу о податной реформе: Обзор систем земского поземельного обложения (1865-1879): Сост. по офиц. документам А.Д. Поленов.-Санкт-Петербург : тип. и хромолит. А. Траншеля, 1880.
Издание из богатейшей личной коллекции книг Михаила Ивановича Боголепова, экономиста, члена-корреспондента Академии наук СССР, которая послужила основой нашей библиотеки на этапе ее создания.
Михаилом Ивановичем было опубликовано более 200 работ по проблемам финансов и народного хозяйства, в том числе «Финансы, правительство и общественные интересы» (1907), «Государственный долг. К теории государственного кредита » (1910), «Бумажные деньги» (1922), «Советская финансовая система» (1945). С 1939 г. возглавлял Комиссию АН СССР по изучению естественных производительных сил, руководил сектором экономики АН СССР.
Поленовы — дворянский род, восходящий к первой четверти XVII века. Род Поленовых внесён в VI часть родословных книг Санкт-Петербургской, Костромской и Ярославской губерний.
Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был и археологом, и историком, а также библиографом, но помимо этого он вел активную политическую деятельность, а именно принимал участие в подготовке специальных реформ, которые помогли освободить крестьян.
Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом, историком и библиографом.
Мать Поленова, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, являлась внучкой известного на тот момент архитектора Н. Львова. Еще в молодости она занималась портретом, помогал ей в этом один из учеников Карла Брюллова – К. Молдавский, а также писала детские книги.
Алексей Дмитриевич был Управляющим отделом сельской экономии и сельско-хозяйственной статистики Министерства земледелия и государственных имуществ (1903-1905), членом совета министра земледелия и государственных имуществ (1903-1906), товарищем главного управляющего землеустройством и земледелием (1906-1912), тайным советником (1909), служил в Министерстве финансов, затем стал гласным елецкого уездного и орловского губернского земств.
А.Д. Поленов являлся одним из ближайших сотрудников А.С. Ермолова и А.В. Кривошеина, членом партии «Союз 17 октября», автором объяснения к программе по крестьянскому и земельному вопросу (1907), сенатором (1912-1917), владельцем усадьбы и конного завода в сельце Алексеевское-Воейково.
С отменой крепостного права перед правительством встала задача пересмотра сословной (подушной) модели обложения, основанной на владении имуществом и личном труде и соответствующей аграрному этапу развития общества. В этот период в странах Европы и в США господствовали учения о нерациональности подушной подати и косвенных налогов на предметы первой необходимости. Взамен предлагалось прогрессивное обложение, т. е. взимание налогов с дохода от ренты, прибыли и заработной платы.
Разработка реформы податной системы была вынесена правительством на рассмотрение Комиссии, высочайше учрежденной, для пересмотра системы податей и сборов, которая действовала с 1859 г. по 1863 г. На нее возлагалась задача обеспечить «уничтожение податной сословности» и отмену «подушной подати с понижением всякого рода сборов и повинностей, лежащих на крестьянах, до размера, соответствующего их платежным силам». В 1860 г. комиссия разделилась на 3 отделения: первое во главе с М.X. Рейтерном занялось проблемой окладных государственных податей и земских сборов; второе рассматривало проблему пошлин и разных сборов; третье готовило проект об акцизе на сахар, о горной подати и соляном налоге.
В 1862 г. министр финансов М. X. Рейтерн, возглавлявший на тот момент и Податную комиссию, передал на ее рассмотрение проект правил о подоходном налоге. Этот проект шел дальше закона 1812 г. – обложению подлежали все доходы с недвижимого и движимого имущества, с торговых и промышленных предприятий, все прибыли от художественных, ученых или литературных занятий, а также всякое вознаграждение, получаемое за исполнение служебных обязанностей. С доходов от 1 до 3 тыс. руб. налог был определен в 2 %, и, прогрессируя, он при доходах свыше 15 тыс. руб. достигал 5 %. Подоходному налогу подлежали также доходы крестьян, производящих торговлю по свидетельствам. При этом показания налогоплательщики должны были давать «по совести», и никакой проверке не подвергались.
На земских собраниях, в печати и близких к правительству кругах активно обсуждался предложенный проект, но по ряду причин подоходный налог был признан для России преждевременным. Официальный мотив отказа пересмотра подушной системы был следующий: 1) расчеты комиссии основаны на не вполне достаточных сведениях; 2) для коренного пересмотра податной системы необходимы окончательное устройство быта государственных и удельных крестьян аналогично быту помещичьих (на основе Положений 19 февраля 1861г.) и введение земских учреждений.
Согласно Манифесту 19 февраля 1861 г., помещичьи крестьяне объявлялись свободными и получали личную свободу без ее выкупа. Однако землей крестьяне наделялись не в собственность, а в «бессрочное пользование» за установленные повинности: отработки на помещичьих землях или денежный оброк. Крестьяне, получившие землю и обязанные за пользование ею выполнением повинностей, получали название «временнообязанных». После выкупа обязательства перед помещиком прекращались, и крестьяне превращались в «крестьян-собственников».
Отмена крепостного права в удельных селениях произошла на два с лишним года позднее, чем в помещичьих деревнях. 26 июня 1863 г. было учреждено особое «Положение» об удельных крестьянах, по которому освобождение осуществлялось в следующем порядке: удельные крестьяне становились собственниками имеющихся у них земельных наделов, а их прежние повинности превращались в выкупные платежи. Платежи также рассрочивались на 49 лет и начислялись в размере 6 % капитализированного годового оброка. В отличие от помещичьих, удельные крестьяне сразу переводились на обязательный выкуп и прекращали зависимость от удельного ведомства.
Выкупные платежи – это уплата крестьянами процентов и погашение полученной ими от казны выкупной ссуды для приобретения в собственность земельных наделов. Однако, по способу взимания и раскладке они не отличались от прямых налогов, а Министерство финансов считало выкупные платежи «главнейшей статьей прямого обложения сельских обывателей». Выкупная операция в течение многих лет являлась обычной статьей дохода государства.
Выкупные платежи очень скоро оказались тягостными для крестьянского населения, несмотря на их понижение и многократное списание недоимок. Законами от 23 мая 1877 г. и 18 ноября 1878 г. министру финансов было предоставлено право не только рассрочки, но и отсрочки недоимки выкупных платежей до 5 лет, без ограничения ее сумм. К концу 70-х гг. XIX в. выяснилось, что применение долгосрочных рассрочек и отсрочек часто оказывалось безуспешным, поэтому правительство вынуждено было прейти к отдельным случаям сложения недоимки.
В 1866 г. была проведена реформа по отношению к государственным крестьянам. По указу от 24 ноября 1866 г. за сельскими обществами государственных крестьян сохранялись все состоящие в их пользовании земли и угодья. На владение этими землями крестьянские общества получали «владенные» записи с обязательством взноса в казну государственной оброчной подати, преобразованной в 1887 г. в выкупные платежи.
Оброчная подать в большей части губерний или взималась с размера земли, или была переложена на доходы от земель и промыслов. Оброчная подать, взимаемая с государственных крестьян, образовалась путем последовательных изменений добавочного к подушной подати душевого сбора с сельских сословий, свободных от крепостной зависимости.
В 1866 г. был введен новый добавочный к оброчной подати сбор в 27 губерниях: из них в 5 он определялся соображениями об ожидавшемся увеличении оброчной подати в связи с окадастрованием по инструкции 1859 г.; в 22 губерниях, где оклады не были определены этой инструкцией, он был повышен от 6 до 14 %. В других окадастрованных губерниях оклады оставлены прежними, так как в них после кадастра подать уже была повышена до 60 %.
С отменой крепостного права преобразование земских повинностей приобрело в правительственных проектах самостоятельное значение и предусматривало изъятие государственного земского сбора из состава земских повинностей и присоединение его к общей государственной подати, т. е. подушной. Государственным Советом рассматривались проекты о преобразовании земских повинностей, о губернских и уездных земских учреждениях П.А. Валуева и о временных правилах по делам о земских повинностях. 1 января 1864 г. проекты были утверждены, но первый из них отложен на неопределенное время.
В губерниях, где вводились земства, с изданием временных правил изменилось, прежде всего, само понятие земских повинностей. Временные правила, с одной стороны, ограничивали понятие о земских повинностях, выделяя из их состава государственные и частные, а с другой – расширяли введением губернских и уездных земских повинностей. Тем самым было положено начало разделению бюджетов России на несколько уровней. Губернские и уездные земские сборы, по сути, составили местный бюджет регионов.
Государственные земские повинности представляли собой собственно казенные подати, которые названы земскими только потому, что раскладка их производилась на местах, по предметам или лицам, предусмотренным «общими узаконениями, и с некоторым участием земских чинов».
Порядок удовлетворения расходов, отнесенных к государственным потребностям, был оставлен впредь до издания нового Устава о земских повинностях. На крестьянство возлагались не только вся тягость натуральных повинностей (воинская и военно-конская, дорожная, подводная, этапная и т.п.), но и уплата почти всей суммы денежных сборов по государственным потребностям, взимаемых по подушному принципу.
Определение финансовых потребностей и взыскание губернских и уездных земских налогов возлагались на земские учреждения, но право обложения по ревизским душам им не было предоставлено. Основаниями обложения могли стать ценность и доходность всех разрядов имущества: земли, фабрики, заводы, промышленные и торговые заведения и вообще недвижимое имущество в уездах и городах, а также документы на право торговли. Сбор частных потребностей всецело был передан в общества и сословия, с которых производился. На усмотрение земских учреждений выносилось право перевода натуральных повинностей в денежные платежи.
В целом, реформы 1860-х гг. закрепили один из пережитков крепостничества – сословность податной системы. Община сохранила обязательный тягловый характер. Одна из главных задач Министерства финансов, заключавшаяся в преобразовании подушной системы налогов, получила лишь частичное разрешение в законах от 1 января 1863 г. о замене подушной подати с мещан налогом с городских имуществ и от 1 июня 1870 г. о государственном земском сборе с земель всех сословий, в основу которого были положены ценность или доходность имуществ. Этими законами часть податного бремени перелагалась с податных сословий на сословия, до тех пор освобожденные от прямых налогов. Также были выработаны «главные начала» преобразования земских повинностей и поземельного обложения. Основными сборами с крестьян оставались подушная подать, оброчная подать (с государственных крестьян), земские сборы, общественный сбор (с государственных крестьян), сбор на капитал продовольствия и выкупные платежи.
Таким образом, до конца 60-х гг. XIX в. податная политика характеризуется нарастанием прямого обложения, твердым курсом в сфере применения мер принудительного взыскания, отсутствием налоговых льгот. Изменение налоговой политики было обусловлено кризисом сельского хозяйства, неурожаями и голодом 1867–1868 гг. и т.п.
Отмена подушной подати с мещан и переложение части государственного земского сбора на земли рассматривались Министерством финансов как важный шаг на пути к полной отмене подушной подати.
В 1867 г. выработка проекта о замене подушной подати была поручена Особой комиссии об изменении подушной системы сборов. Существенный недостаток подушной системы состоял в невозможности достигнуть уравнительного распределения сборов между плательщиками. В 1869 г. Податная комиссия представила проект, где предложила заменить подушную подать и государственный земский сбор подворным налогом и поземельной податью. Подворному налогу должны были подвергнуться дворы крестьян, а также купцов, мещан и разночинцев, находящихся в составе сельских обществ. На подворный налог переводилась вся смета подушной подати.
В 1870 г. ввиду сложности налоговой проблемы правительство передало проект на обсуждение в земства. Сознавая, что тягость прямых сборов зависит как от общей суммы, так и от неравномерного распределения их между плательщиками, Податная комиссия потребовала от земских учреждений заключений о том, какие могут быть допущены изменения по местным условиям крестьянского быта в проекте налога; как уравнительнее распределить его; какие следует назначить оклады подворного налога и поземельной подати в различных местностях губернии, чтобы в общем итоге вносимые по губерниям суммы сборов, подлежащих по проекту раскладке по дворам и земле, не уменьшались.
Очередная комиссия, занявшаяся выработкой податных проектов, была создана в мае 1872 г. под председательством министра государственных имуществ П. А. Валуева. Для устранения недостатков сельского хозяйства предлагались: правильное и пропорциональное обложение земли налогами и необходимая для того точная оценка доходности земли; привлечение к платежу податей изъятых от платежа движимого и недвижимого имущества без увеличения самих повинностей; уменьшение количества земских сборов посредством сокращения местной администрации; преобразование всех натуральных повинностей в денежные с равномерным распределением их между обывателями; отмена круговой поруки; возможное ограничение продажи имущества крестьян за недоимки; устранение случайностей, прерывающих полевые работы (передвижение войск во время посева и уборки хлебов, переход арестантских партий, провоз драгоценных металлов и т.п.); определение более удобного времени для взыскания податей и других сборов.
В 1873 г. материалы комиссии были опубликованы и представлены в Комитет министров. Комиссия в числе прочих вопросов предлагала рассмотреть вопрос об ускорении реформы подушной системы обложения, принятии мер по предотвращению вредных последствий, происходящих от несоразмерности выкупных платежей. Но хотя Комитет министров согласился со многими выводами комиссии, дальнейшее движение в 70-х гг. XIX в. получил лишь вопрос о сельскохозяйственных рабочих. Ее результаты позволили вскоре перейти в податном вопросе к поземельному обложению крестьянства.
Земельная собственность в России облагалась с 1851 г. только местными земскими повинностями и к платежу сбора на государственные потребности была привлечена лишь в 1872 г. Часть общей сметной суммы государственного земского сбора, по указу от 1 июля 1870 г., была обращена на сбор с земель «всех без различия» владельцев, кроме казны, и распределена между губерниями соразмерно степени земледельческой производительности.
В 1872 г. губернии России для установления налога по государственному поземельному сбору на земские повинности были распределены по 9 разрядам, соразмерно производительным силам каждой из них.
Указом от 10 декабря 1874 г. было прекращено отдельное существование государственного земского сбора как самостоятельной доходной статьи. В силу этого составление смет и раскладок по трехлетиям отменялось, и государственные земские сборы в размере окладов, утвержденных по сметам и раскладкам на 1875–1877 гг., присоединялись с 1 января 1875 г. к доходам государственного казначейства наравне с прочими казенными сборами, а сам сбор переименовывался в государственный поземельный налог. Государственный подушный земский сбор с крестьян объединялся с подушной податью.
Поземельный налог был наиболее распространен в системах государственного обложения и имел раскладочную форму. В основе поземельного обложения лежала двойная расценка земли: классификация целых губерний как отдельных единиц обложения для установления общих сумм налога с каждой из них; расценка земель внутри губерний для распределения этих сумм между различными по доходности частями губерний. Вследствие разнообразной доходности земли в пределах губерний налог взимался с каждого плательщика не в размере среднего по губернии оклада, а по частным окладам, установленным местными учреждениями.
Итак, все денежные повинности, лежащие на сельском населении к началу 80-х гг. XIX в.Ю по предмету обложения можно разделить на 3 главные категории: 1) сборы, взимаемые с земель, местные земские сборы (губернские и уездные) и государственный поземельный сбор; 2) платежи крестьян за земли, предоставленные им в надел или выкупленные ими: а) оброчная подать с бывших государственных крестьян; б) лесной налог, взимаемый с этих крестьян за отведенный им лесной надел; в) выкупные платежи за земли бывших помещичьих и удельных крестьян; 3) сборы, взимаемые с ревизских душ: а) подушная подать; б) общественный сбор с бывших государственных крестьян; в) мирские сборы. Общий итог всех прямых повинностей крестьян складывался из отдельных налогов, установленных в разное время и раскладываемых своеобразно, без всякого соотношения с другими платежами и большей частью без всякого отношения к платежной силе вообще, что значительно подрывало как экономические основы крестьянского хозяйства, так и финансовую стабильность России.
Тяжелое финансовое положение страны и увеличение числа выступлений крестьян особенно усугубилось после русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и неурожаев 1879–1880 гг., что заставило правительство вновь вернуться к разработке податной реформы и попыткам введения подоходного налога. С 1879 г. очередная Податная комиссия под председательством министра финансов С. А. Грейга приступила к обсуждению вопроса об отмене сборов, взимаемых в пользу государственного казначейства по подушной системе. Она пришла к заключению, что необходимо отменить подушную подать и взамен ввести следующие налоги: 1) подоходный, ставки которого, взимаемые с дохода от денежных капиталов, торговли, промыслов и личного труда, достигали 3 %; 2) усадебный – с усадеб владельцев всех сословий; 3) личный — по 1 руб. с лиц мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Проект вводил новые налоги на сумму 70 млн. руб., что уменьшило бы крестьянские платежи на 30 млн. руб.
Выработанный Податной комиссией проект был далек от принципов подоходного налога, так как им устанавливалось обложение не чистого дохода, а предположительного. Доходы землевладельцев предполагалось исчислять или по сумме государственного поземельного налога, принимая его в 2,5 % от доходности облагаемой земли, или сообразно оценкам земель, на основании которых производились раскладки земских сборов.
Следует отметить, что в пореформенный период общая сумма собираемых с крестьян налогов не соответствовала доходности их наделов и крестьянского полевого хозяйства в целом. Это положение признавали и правительственные органы, и экономисты, и местные земские деятели.
Таким образом, в результате аграрных преобразований 1860-х гг. все категории крестьян в правовом отношении консолидировались в единое сословие свободных сельских обывателей. Постепенно крестьянство стало утрачивать и сословные черты, но процесс этот проходил достаточно медленно вследствие того, что правительственная политика намеренно консервировала патриархальность деревни, общинность, поддерживала сословные признаки, существенным проявлением которых были различия крестьян в податном положении. Это во многом затруднило и предопределило специфику процесса дальнейшего развития России.
В своей книге » К вопросу о податной реформе: Обзор систем земского поземельного обложения (1865-1879)» Алексей Дмитриевич Поленов изложил результаты анализа систем налогообложения, изучив официальные документы того времени. Он привел приемы и примеры поземельных оценок, употребляемые земствами при обложении земель.