что такое сброс адаптации акпп
Как произвести адаптацию коробки-автомата
Одним из пробелов в знаниях владельцев авто с коробкой «автомат» является такая ее характеристика, как адаптивность. Даже не зная об этой функции, водители в процессе ежедневной эксплуатации активно выполняют адаптацию АКПП, подстраивая режим ее работы под свой индивидуальный стиль вождения.
После проведения настроек по адаптации в сервисном центре, на протяжении дальнейшей эксплуатации АКПП продолжает адаптироваться.
Что такое адаптация АКПП и зачем она нужна
Понятие адаптация в широком смысле означает приспособление объекта к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Применительно к автомобилям этот термин обозначает корректировку работы АКПП в зависимости от индивидуального стиля вождения, соответствующих ему режимов работы двигателя и тормозной системы, наработки и степени износа деталей механизма.
Под АКПП понимается классический вариант гидромеханической коробки передач, включающей автоматическую планетарную коробку передач и гидродинамический трансформатор крутящего момента, а также роботизированных коробок передач. На такую разновидность механизмов для изменения передаточного числа трансмиссии без участия человека, как вариаторы, рассматриваемая тема не распространяется.
Для гидромеханической коробки передач процедура адаптирования основана на регулировке настроек электронного блока управления АКПП (ЭБУ). В запоминающем устройстве записаны логические программы, которые принимают информацию от датчиков или блоков управления других систем. Входными параметрами для ЭБУ служат частота вращения коленвала, выходного вала и турбины, положение педали газа и выключателя Kick-Down, уровень и температура масла и т. д. Сформированные в ЭБУ команды передаются исполнительным механизмам гидравлического блока управления коробкой передач.
Вид гидромеханической коробки передач в разрезе.
Более ранние модели АКПП комплектовались постоянными запоминающими устройствами, не допускающими внесения изменений в алгоритм управления. Возможность адаптации была реализована разработкой перепрограммируемых запоминающих устройств, применяемых практически на всех современных автоматических коробках.
Программатор ЭБУ АКПП настроен на учет множества различных параметров эксплуатации, основными из которых для адаптации можно считать следующие:
Хотя процесс адаптации работы гидромеханической АКПП с помощью ЭБУ происходит в постоянном режиме, в некоторых случаях необходимым является сброс существующих настроек и перенастройка параметров. Такую процедуру рекомендуется выполнять при смене владельца (водителя), в случае некорректной работы агрегата или после ремонта, если в процессе устранения неисправностей менялось масло.
Опытные водители практикуют перенастройку при переходе с зимнего этапа эксплуатации на летний и наоборот, при возвращении из дальних поездок в городской цикл, после путешествий с максимальной загрузкой автомобиля по массе.
Для роботизированных коробок целью адаптации служит корректировка режима работы в зависимости от степени износа диска сцепления. Эту процедуру рекомендуется проводить периодически в плановом порядке, при возникновении сбоев в ее работе, по окончании ремонта трансмиссии. Индивидуальная манера вождения в данном случае скорее служит причиной диагностики и адаптации.
Как выполнить адаптацию
Процедура адаптации заключается в настройке новых параметров для перепрограммируемой ЭБУ АКПП. Принцип работы этих устройств основан на одной логической схеме, но каждая модель автомобиля требует индивидуального подхода и алгоритма действий.
Большинство ЭБУ способны перепрограммироваться в двух режимах адаптации:
Сброс старых величин
В некоторых случаях адаптация требует предварительного сброса существующих настроек. Иногда для этой операции применяется термин «обнуление», хотя сброс означает лишь возвращение к первоначальным параметрам программы для данной модели АКПП.
Сброс адаптации АКПП проводится после ремонта коробки или при ее некорректной работе, которая выражается в замедленном переключении скоростей, рывках или толчках. Вернуться к заводской настройке АКПП можно и при покупке автомобиля с пробегом, чтобы ощутить заложенные изготовителем стандартные условия и режимы эксплуатации.
Для сброса необходимо предварительно прогреть масло коробки до рабочей температуры, после чего выполнить следующую последовательность операций:
Для адаптации роботизированной коробки необходимо использовать специальное диагностическое оборудование для определения состояния узлов сцепления, приводов управления сцеплением и передачами, управляющих блоков и программной адаптации системы.
Через сколько ждать результат
Результат сброса настроек можно оценить уже через 5-10 минут, желательно на ровной и свободной дороге, без резких ускорений и торможений. Итогом этого этапа адаптации является мягкость и плавность в работе механики, отсутствие толчков и запозданий при переключениях передач.
Ускоренная адаптация автоматической коробки
Ускоренная адаптация, называемая иначе принудительной, может быть выполнена двумя способами, каждый из которых подразумевает наличие достоверного алгоритма действий и профессионального подхода. Форумы и обсуждения владельцев различных марок показывают, что далеко не всем удается самостоятельно найти источник и добиться с его помощью желаемого результата.
Первый способ заключается в перепрошивке ЭБУ, которую стоит доверять сервисным специалистам, вооруженным необходимыми приборами и программным обеспечением.
Второй способ ускоренной адаптации состоит в переобучении ЭБУ на ходу, для чего также необходима оригинальная техническая информация для адаптируемой коробки. Алгоритм включает в себя последовательные и цикличные операции (индивидуальные для каждой марки и модели) по прогреву, глушению и запуску двигателя, разгону до указанных скоростей, пробегу и торможению.
Проблемы в ходе выполнения процедуры
Адаптация АКПП стала возможной благодаря появлению сложных электронных систем, которые продолжают совершенствоваться и развиваться. Направленная на повышение комфорта и безопасности движения сложность этих систем таит в себе потенциальные риски и возможные проблемы.
Возникающие при эксплуатации АКПП или ее адаптации проблемы связаны в большинстве случаев с работой ЭБУ, со сбоями его программно-логических схем или технических элементов. Причинами последних могут быть короткие замыкания в результате нарушения изоляции или целостности корпусов, перегрев или попадание влаги, масел, пыли, а также скачки напряжения в бортовой сети автомобиля.
Сброс адаптации АКПП и дросселя
Сброс Адаптации акпп:
1. Выключите зажигание.
2. Включите зажигание, но не заводите двигатель.
Должны включиться все датчики и приборы.
Если у вас запуск ключом – поверните его до 2 положения, не нажимая педаль тормоза.
Если у вас включение кнопкой START / STOP – нажмите кнопку START один раз.
3. Нажмите педаль газа до упора в пол.
Держите педаль нажатой не менее 30 секунд.
4. Отпустите педаль.
Заведите двигатель.
5. Данная процедура сделала сброс адаптации АКПП Mercedes к заводским установкам.
Теперь коробка передач будет заново адаптироваться к вашему стилю езды.
Если не получается, то второй вариант
Дополнение по п.4 сброса адаптации АКПП:
— не отпуская педаль газа выключить зажигание до 0-го положения ключа.
— отпустить педаль газа.
— отсоединить ключ.
— вставить ключ и завести двигатель.
Сброс Адаптации Дроссельной заслонки
1. Включите зажигание, но не заводите двигатель.
Должны включиться все датчики и приборы.
2. Подождать 90 секунд
3. Затем завести авто.
Далее взято с одного форума
Когда нужно сбраcывать адаптацию?
1. После покупки (кто его знает как ездил человек до Вас?)
2. После некоторых видах ремонта
3. Для проверки работоспособности коробки (авто не едет или переключается с рывками более ощутимыми, чем обычно )
4. Для тех у кого «рваный» стиль вождения (то тапка в пол, то лениво даже руль покрутить). Они периодически попадают на п.3
5. Для тех, кто ездит приблизительно одинаково, что в городе, что на трассе — сброс адаптации бесполезен (коробка и так подстроилась под Вас)!
6. Однозначно после зимнего периода!
7. Ну и конечно для любопытных камрадов, которые просто хотят посмотреть, а будет ли разница?
Сброс, калибровка и адаптация АКПП
Адаптация АКПП – процесс, который происходит на современных автоматических коробках переключения передач без участия автовладельца. То есть АКПП привыкает к манере езды водителя. На старых моделях автомата адаптацию приходилось делать вручную.
Однако, если вы сделали капитальный ремонт автомату, то старую адаптацию придется скинуть, чтобы АКПП заново привыкала к водителю. О том, как это сделать и для чего вообще нужна адаптация поговорим сегодня.
Для чего нужна адаптация
А вы знаете для чего нужна адаптация АКПП? Напишите в комментариях.
На сегодняшний день вы можете встретить не адаптивные коробки только на машинах 80 и начала 90 годов. Новые адаптированные автоматы вытеснили старые, которые не могли автоматически приспособиться к манере езды водителя.
Для чего это нужно было? Спросите вы. Автоматическая адаптация облегчает движение машины и управление ею водителем. Сидя за рулем, вы больше не почувствуете рывков при наборе скорости, если резко нажали педаль газа, а АКПП не успел перестроиться и быстро набрать передачи с первой.
Внимание! Со стороны водителя бывает трудно различить важные моменты при сбросе скоростей или опасности движения на скользкой дороге. Электроника быстрее различает эти моменты и создает специальные условия, которые защищают жизнь водителя и не мешают работать в спокойном режиме АКПП, чем увеличивают ее срок службы.
Адаптированные автоматы повышают плавность езды, электроника считывает действия водителя и привыкает к нему, повторяя или заранее подготавливаясь к нужному моменту.
Адаптивные коробки имеют два режима обучения:
Старые АКПП имеют только один из режимов обучения автомата. Соответственно и тупят больше, чем современные.
Если автомат стал плохо слушаться водителя, толкаться и пинаться в тот момент времени, когда он должен плавно набрать или сбросить обороты, то проблема может быть не только в конструктивной поломке механизма, но и в «мозгах» автомата.
Такое часто случается после ремонта, в первые дни после того, как поменялось масло. Значит автомат является не адаптивным и нужно сбросить адаптацию.
Внимание! Я советую делать сброс адаптации после замены гидроплиты, покупки бывшей в употреблении АКПП или автомобиля. А также рекомендую делать эту процедуру после экстремальных нагрузок и зимнего режима езды.
Основные параметры адаптации
Большинство современных коробок автомат не имеют специальных кнопок для переключения режимов. Это упрощает вождение автомобиля для автовладельца. Главное, чтобы в АКПП исправно работал чип с вшитой в него программой.
АКПП умеет распознавать зимние условия. Например, если колеса пробуксовывают, то включается зимний режим. Понимает, когда машина двигается в гору. Во время этого процесса включается пониженная передача.
Чем отличается обычный и адаптивный автоматы
А вы знаете, что у адаптивных коробок и обычных есть существенные различия? Читайте об это ниже.
Обычная АКПП не имеет никаких пониженных передач. Производитель закладывает в нее 2500 оборотов, на которых она должна переключиться на новый скоростной режим и раньше или позже достижения этого числа она не сделает переход.
На обычных коробках автомат водитель сможет найти кнопки имитаций повышенной передачи (Overdrive), спортивного режима (Sport). На адаптивных нет ничего такого. Переход с одного режима на другой исполняется по команде от компьютера, а не человека.
На полуадаптивных коробках, сброс адаптации в АКПП приходится делать самому владельцу транспортного средства. На полностью адаптивных – машина сама привыкает к манере езды. Нравится водителю экономить, то она будет делать это в любой ситуации. Если человек любит быструю езду, то автомобиль будет переключаться на высокие обороты через короткое время после старта.
Через сколько адаптируется АКПП
Через какое время самостоятельно адаптируется АКПП я уже писал в блоке выше. Однако можно проводить и принудительную адаптацию. Например, отдать в сервис-центр.
Калибровка АКПП проводится на СТО. Подразумевает под собой перепрошивку «мозгов» автомата. Опытные механики перепрограммируют чип под манеру езды водителя.
Внимание! Самостоятельно не рекомендую делать перепрошивку. Хоть в интернете и есть ролики. Но, сделав хоть одну ошибку, вам придется полностью менять электронный блок устройства.
Можно откалибровать принудительно собственными руками без прошивки чипа. Следующий блок будет посвящен принудительному обучению АКПП собственными руками.
Обучение АКПП
Если вы не знали, как сделать адаптацию АКПП, то сейчас тот самый момент, когда вы поймете все хитрости обучения автомата. Но прежде, чем по новому обучать машину, нужно провести сброс.
Сброс адаптации на автомате
Я предупреждаю, что не всегда один и тот же способ сброса подходит для всех АКПП. Поэтому автовладельцу лучше обратиться к опытным механикам в сервис-центр. Они смогут с помощью специальной аппаратуры вычислить величины, которые нужно сбросить и правильно это сделать.
Самым простым способом сброса адаптации АКПП является следующий:
Таким образом проводится быстры сброс адаптации АКПП. Также вы можете сбросить обучение от предыдущего хозяина с помощью устройства – дилерского тестера. Это делается так:
Теперь вы знаете, как сделать сброс адаптации АКПП простым способом и с помощью тестера. После сброса, нужно адаптировать автомат под себя.
Способы адаптации автомата под себя
Есть такой способ адаптации автоматической коробки переключения передач, который называется принудительным.
Итак, первым вариантом будет сделать адаптацию на станции технического обслуживания. Опытные механики перепрошьют чип. Вы будете довольны. Автомат больше не будет «тормозить».
Второй вариант – адаптировать самому, если не времени на пробег хотя бы 1000 километров. Процедура быстрой адаптации такова:
Сброс адаптации АКПП педалями, миф или реальность?
Доброго дня, друзья! Буквально вчера ища темы по замене жижи АКПП наткнулся на интересную для меня тему про сброс адаптаций АКПП. Почитав очень заинтересовался темой, так как коробка у меня хоть и немного но пинается, особенно это актуально при динамичном разгоне и исключительно вверх, то есть с 1 на 2 и особенно с 2 на 3. Поискав тут по темам насчет адаптаций на Астры, вылезло довольно много постов, как и комментариев к ним. Одни писали, что мол это бородатый боян, ноги которого изначально растут к сбросу адаптаций Мерсов, БМВ и прочей лухари, кто то пишет о том, что какие нафиг адаптации АКПП и происходит сброс адаптаций дросселя, третьи пишут что это вообще профанация и нифига не работает, ну и четвертый подтип стойко утверждает, что сброс адаптаций АКПП возможен только через Tech2 или накрайняк Оп-комом.
Ну что ж, подумал я надо проверить это «чудо» на себе, так как вложений ноль, времени ровно 1 минута с перекуром. Повторюсь, проделанное ниже исключительно имхо и не претендует на работоспособность на всех Астрах, а также не претендую на первооткрывательство.
Сел в машину, завел, сделал процедуру ( как и что делать ПРАВИЛЬНО, напишу подробно ниже) и …ничего)
Подумал, ну конечно же, откуда это будет работать, это ж фигня полная, но затею не оставил.
Потолкавшись часок по пробкам и хорошо прогрев жижу АКПП, я решил повторить процедуру, сделал это буквально на перекрестке, ожидая долгий красный.
И…о ЧУДО! Это реально работает, отвечаю! Не заметить изменения просто невозможно, коробка стала плавной, как новая! И что самое главное, для любителей отключать автонейтраль, ее включение, которое честно говоря мне также немного докучало после многочисленных пробок, практически пропало, то есть оно чувствуется на уровне лееегкого тычка в педаль тормоза, сравнимого только лишь с однократным срабатыванием абс, то есть практически не ощутимо) Чудеса, не правда ли?
Толчки при переключении с 1 на 2 уменьшились ровно на половину, да они не пропали совсем, но ожидать большего было бы глупо, переключения со 2 на 3 стали практически незаметны.
Да и общее поведение коробки стало как бы более сбалансированное и адаптированное к мотору, в общем мне нравится)
Почему это не плацебо? Представьте что вы минимум час едете по пробкам и вообще досконально знаете поведение вашего автомобиля, когда он пинается, когда нет. Так вот изменения чувствуются сразу, без лишних 300 км и прочего, как допустим после чипа.
Итак, процедура следующая:
1. Обязательно прогреть жижу АКПП до рабочих температур! Нижесказанное не будет работать, если коробас холодный или недостаточно прогрет.
2. Включить зажигание — машину не заводим, оставляем в режиме «горят все значки на приборке».
3. Нажать педаль газа до упора в пол, держать не менее 30 секунд ( никаких звуков, щелчков, работы соленойдов и прочего не будет, не ждите и не прислушивайтесь)
4.Отпустить педаль газа и выключить зажигание.
5. Заводим и проверяем эффект.
Сброс адаптации АКПП через Car Scanner
В общем запись будет больше для предупреждения, чем как руководство к действию. Лично у меня после всех экспериментов прибавилось пару седых волос. Предупреждаю, много букв, ибо описывать буду в деталях.
И так, все началось с выходного и соответственно безделья. Вся хрень у меня обычно с этого и начинается)
Все намыл, наполировал, все как обычно. Но думаю дай сброшу адаптацию акпп. Ну подпинывается она у меня с 4 на 5 по городу. Бесит жутко. Началось все с того, что аккумулятор забрал домой на зарядку, 3 дня его гонял малым током, а как обратно вернул, стал замечать пинки.
Ну сказано, сделано. Взял самый простой elm 327, который по синезубу коннектится, ну и программу скачал car scanner с плеймаркета.
Изучил матчасть, все просто. Включил зажигание, вставляем elm в диагностический разъем, врубаем bluetooth на телефоне. Выбираем в меню свою машину
Идем в пункт программирование. Вкладка двигатель и акпп! Ну и нажимаем сбросить адаптацию 6 ст акпп. Скринов нет, не сделал, а потом уже меня так потряхивало, что не до них было.
Ну так я и сделал, получил надпись что мол все отлично, можно взлетать.
Отключаю адаптер, завожу машину, чувствую толчок прям при переключении в drive. Думаю раньше такого вроде не было… ну так я же типа сбросил… подстроится.
Начинаю ехать. Передачи работают шикарно, ни пинков, ни толчков. Все просто идеально. Счастливейший иду домой.
Часа через 3 появилась необходимость съездить в магазин. Сажусь в машину, завожу, включаю задний ход и получаю адовый ударище из коробки 🥵.
Переключаю в драйв и машина плавно катится назад! И только секунды через 2 врубается коробка и с диким пинком начинает ехать вперед.
Короче сказать, что я очканул, это не сказать ничего. Коробка работала с задержкой в 3 секунды.
Тобишь включаем R, начинает ехать только через 3 секунды, тоже самое и на D.
Если дать хоть немного газу, то коробка сразу начинает ехать, но с таким ударом, что на сидении подкидывает.
Заглушил, начал курить инет, хрен чего там накурил, кроме варианта что не успела адаптироваться…
Сел и в выходной попер 150 км в одну сторону и 150 в другую. Просто в никуда, лишь бы накатать расстояние. И… Нихрена не изменилось. Акпп работает с адскими задержками только при переключении режимов. В остальном работает лучше чем когда либо.
Полез опять в car scanner. Раз 30 заново сбрасывал адаптацию, даже пришлось купить эту проклятую прогу.
И… На 31 раз коробка стала работать без задержек…
Вот сейчас сижу, жду когда остынет, молюсь в тихую.
Ну а если опять начнет пинаться, поеду завтра на адаптацию коробки к мастерам.
Мораль такова, нефиг тыкать куда попало)
Hyundai i40 2016, двигатель бензиновый 2.0 л., 150 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — своими руками
Машины в продаже
Комментарии 17
Всем привет. Позвольте поделится своим опытом по нашей АКПП. Началось все с того, что решил поменять в ней масло. Стал перед выбором: полная замена или частичная. Хочется конечно полную на аппарате, но специалист сразу сказал, что потребуется адаптация и могут быть непоправимые последствия после отмытия старой грязи.
Решился на частичную замену. Масло слилось темное, на магнитной пробке был «ёжик». Слил 4 литра и залил столько же. Еду и чувствую пинки и чувствую что машина едет по другому. А теперь самое интересное!
Обратил внимание что при езде на 4-5 передачах при отпускании педали газа стрелка тахометра не сбрасывается на холостые обороты… едешь как на механике. Газуешь — разгоняется, отпускаешь — происходит торможение двигателем… Я в шоке. Бегом на диагностику. Садится специалист, подключает сканер на ошибки — ошибок нет. Садимся в машину и делаем пару кругов. И вот что мне рассказал специалист:
У нас отличная и надежная шестиступенчатая коробка. У нее есть несколько особенностей: 1) четвертая передача работает напрямую (жестким зацеплением с мототорм) по факту без участия гидротрансформатора) Оказывается это сделано для экономии топлива и бережения коробки. Поэтому на 4 передачи мы и едем как на механике. 1,2,3 работают по классике со сбросом оборотов до холостого хода при отпускании газа. При понижении 3 может сразу переключаться на 1. 2) Самое важное! Нашей коробке не нужна адаптация. Она самоадаптивная. Постоянно настраивающая. Адаптация это просто сброс настроек на заводские настройки. И это не факт лучший вариант, особенно для сильно БУ коробки. Наша коробка сама постоянно подстраивается. Он расказал, что сделал замену масла в АКПП через 15000 и все равно коробка стала ехать по другому. Но потом через какое то кол-во километров ПЛАВНО все вернула в нормальный режим. А адаптация (сброс) может загнать коробку в аварийный режим.
Я тоже сканер купил, жду зп чтоб масло частично поменять и скинуть адаптацию. Может сканер «левый» попался? Версия прошивки какая?
Не знаю на счет левого, работает у меня не первый год. с Torque дружит отлично. Да и прога по началу на него не ругалась никак. ELM 1,5
У меня такие пинки с задержкой были когда замыкал фонарь багажника и от этого отъебывал ингибитор коробки и пропадала индикация на приборке и селекторе