что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс

Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»

Читательский дневник по рассказу «Приёмыш» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Автор: Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович

Название произведения: «Приёмыш»

Главные герои: Автор, Тарас, Соболько, лебедь Приёмыш.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Автор — охотник и натуралист. Тонкий наблюдатель.

Приёмыш — лебедь, которого нашёл Тарас.

Одинокий, потому что остался без родни.

«Особая птица». Умная.

Тарас — добрый, заботливый, отзывчивый.

Безобидный и правильный, добродушный.

Соболько — умный и верный пёс.

Хороший, преданный друг.

Дружелюбный и ласковый.

Краткое содержание рассказа «Приёмыш»

Автор рассказа пришёл к сторожке, в которой жил его старый знакомый, сторож Тарас.

Он увидел у Тараса белого лебедя.

Старик рассказал, как подобрал птенца и тот к нему привязался.

Приёмыш подружился с собакой Тараса и всюду сопровождал хозяина.

Старик души не чаял в своём новом друге и наотрез отказался подрезать птице крылья.

Поздней осенью автор вновь посетил старика.

Тот не скрывал грусти, а Приёмыша нигде не было.

Тарас рассказал, что на озеро прилетели лебеди и приняли Приёмыша в свою стаю.

Тот нашёл себе подружку, с которой часто плавал по озеру.

Старику не хотелось отпускать Приёмыша, он пробовал запирать его в доме.

Но птица так кричала и билась, что Тарас сжалился и отпустил её.

Приёмыш приплыл попрощаться со стариком и улетел с дикими лебедями.

План к рассказу:

Детский рисунок-иллюстрация

что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Смотреть фото что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Смотреть картинку что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Картинка про что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Фото что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс

Главная мысль

Основная мысль автора состоит в том, что любое живое существо должно жить среди своих.

Главная идея рассказа в том, что нельзя насильно лишать свободы живое существо.

Любой зверь или птица будет счастливо только на воле.

И как бы к нему хорошо не относились люди, в неволе животное будет страдать.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что место диких животных в их естественной среде обитания.

Даже спасённая, выкормленная человеком птица всё равно будет тосковать по вольной жизни.

Тогда её лучше отпустить, чем мучить и калечить.

Краткий отзыв к рассказу «Приёмыш» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я поняла, как важна свобода для любого живого существа.

Это очень красивая и трогательная история дружбы человека и лебедя.

Но закончилась она расставанием.

Автор рассказал о том, как молодой лебедь нашёл новый дом у старика Тараса, но не смог устоять перед зовом природы и улетел.

Мне очень понравился благородный поступок Тараса, который не стал подрезать птице крылья.

Старик считал, что птица вольна сама выбирать где и как жить.

Он тосковал по другу, но не мог лишить того свободы.

Этот рассказ заставляет задуматься о взаимоотношениях человека и наших меньших братьев.

Заставляет понять, что место животных в лесу, в поле, в дикой природе.

Только там животные могут жить по-настоящему и быть счастливы.

Там их семьи, их дом.

Я всем советую прочитать этот рассказ и научиться любить животных, беречь природу.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он.

— Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдёт.

Свой характер тоже имеет, даром что птица.

С Собольком тоже себя очень гордо держит.

Чуть что, сейчас крылом, а то и носом долбанёт.

Известно, пес в другой раз созорничать захочет, зубами норовит за хвост поймать, а лебедь его по морде.

Это тоже не игрушка, чтобы за хвост хватать.

Читательские дневники по другим произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Мамин-Сибиряк Д.Н. “Приемыш” Читательский дневник, краткое содержание

Мамин-Сибиряк Д.Н. “Приемыш” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Название: “Приемыш”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о животных

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристика

Автор-охотник. Человек опытный, бывалый, хорошо знающий природу. Наблюдательный и умный.

Тарас, сторож на сайме, пожилой, одинокий человек. Очень любит природу, любит свою собаку Соболько и лебедя Приемыша.

Приемыш, красавец-лебедь. Гордый, но дружелюбный, преданный.

Соболько. Старый пес Тараса, который подружился с Приемышем.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ о том, как старый охотник вырастил из птенца лебедя, а тот осенью улетел в теплые края.

Сюжет — краткое содержание

Автор приходит на сайму, рыбачью стоянку, к старому знакомому Тарасу, но того нет дома и только его пес бегает вокруг избушки.

Тарас приплывает на лодке и вместе с ним появляется красавец-лебедь, который спокойно идет в дом.

Тарас рассказывает удивленному автору, что взял лебедя еще птенцом, потому что его родителей убили охотники.

Тарас гордится своим лебедем и не хочет подрезать крылья гордой птице.

Когда автор снова встречает Тараса, тот рассказывает, что Приемыш улетел вслед за лебединой стаей, севшей на озере.

Тарас очень переживает о судьбе Приемыша, ведь тот не приспособлен к дальним перелетам.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, в котором описана дружба Приемыша и Соболько. Оказывается, лебедь и собака отлично поладили и подружились. Лебедь мог даже отобрать у собаки кусок, но Соболько не обижался. Он сильно тосковал, когда лебедь уплывал на озеро и радовался, когда его пернатый друг возвращался.

План произведения для пересказа

Тарас — сторож на сайме.

Ожидание в избушке.

Дружба Приемыша и Соболько.

Приемыш — гордая птица.

Стая лебедей на озере.

Прощание с Тарасом.

Главная мысль

Любому животному лучше в кругу своих и потому нельзя насильно удерживать животное у себя, лишать его свободы. Рожденный свободным должен свободным и оставаться.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит нас любить природу, учит беречь ее, защищать всех ее обитателей. Учит уважать личность, чужие потребности. Учит ценить свободу, которая есть величайшее счастье. Учит тому, что даже самое доброе отношение человека не заменить животному его свободы.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ. Он добрый и познавательный. Конечно, жаль, что Приемыш улетел, но так для него будет лучше. Потому что, каждый должен оставаться в своей семье, в своей стае. Может быть, на следующее лето Приемыш вернулся и проведал Тараса, ведь доброта никогда не забывается.

Новые слова и выражения

Сайма — рыбацкая стоянка.

Бобыль — одинокий человек, без семьи.

Отлогий — покатый, не крутой.

Дескать — вводное слово, мол.

Пословицы к произведению

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Насильно мил не будешь.

Нет друга — ищи, нашел — береги.

Не мил и свет, когда друга нет.

Воля птичке дороже золотой клетки.

Источник

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш»

Ø отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

Ø учить анализировать характер и поступки героев;

Ø при­вивать любовь к природе, бережное отношение к ней

1. О чём стихотворение Цветаевой?

2. Какими чувствами наполнено произведение? Как бы ты его прочитал? Почему?

Стихотворение наполнено чувством ностальгии, грустью об ушедшем детстве.
«Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока.
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы. »,
«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»

3. О каких царствах идёт речь? Как ты их представляешь?

О царстве взрослых и царстве детей. В царстве детей все волшебно «В них ручейки, деревья, поле, скаты И вишни прошлогодние во мху». В царстве взрослых «что ясно нам — для них совсем туманно».

4. Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?

Девочки с раннего утра в лесу, они представляют себя феями, лежат в траве, смотрят на белые облака, или бегают, танцуют.
«Мы — обе феи, добрые соседки»
Они счастливы. Но взрослые их не понимают, для них они просто девочки. С приходом вечера феи снова становятся детьми.
«Но день прошел — и снова феи дети,
Которых ждут и шаг которых тих».

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он идет смешной-смешной,

Подрастет щеночек мой ­

Он поправдашний, живой.

— Прочитайте птичьим базаром.

— Прочитайте, разделив на слоги.

— Прочитайте с интонацией удивления.

— Прочитайте с интонацией восхищения.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с замедлением.

3.Введение в тему актуализация знаний

1. Беседа о подарках и о подаренных животных.

Как вы понимаете чувства рассказчика?

Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

2. Слово учителя о писателе.

5.Знакомство с рассказом «Приемыш»

1. Словарно-лексическая работа.

Объясните значение слов:

Подберите синонимы к словам:

Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий

1) горде­ливый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.

Подберите антонимы к словам:

2.Чтение рассказа учителем и учащимися.

3.Беседа после чтения.

Ваши впечатления от прочитанного?

Что вы узнали о писателе?

Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

На уроке мне понравилось ….

На уроке меня поразило ….

8.Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа и заполнить таблицу.

К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 43. Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка.

Отношение человека к природе.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Узнаем, научимся, сможем

Основное содержание урока

Наш новый раздел называется «Природа и мы»

Вы познакомитесь с произведениями писателей – натуралистов:

У. Чарушина, М.Пришвина, А.Куприна, В. Астафьева, Д.Мамина – Сибиряка.

Вы научитесь определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, прогнозировать содержание раздела, находить нужную информацию в тексте, оцените отношение человека к природе.

Мс вами познакомимся с рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»

— Как вы понимаете значение слова «приёмыш»?

— Приёмыш – это приёмный сын или приёмная дочь.

— Как вы думаете, о чём этот рассказ?

— О каком приёмыше пойдёт речь в нашем произведении? Об этом вы узнаете, прочитав текст.

На уроке мы узнаем, кого назвали в рассказе «приёмыш», познакомимся с содержанием рассказа.

Для этого нужно вам составить план исследования рассказа «Приёмыш».

— познакомиться с героями.

— определить, кто такой Приёмыш.

— охарактеризовать главных героев.

— выяснить главную мысль.

— высказать своё отношение к прочитанному.

Прочитаем произведение по частям.

Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.

— Соболько, перестань. Не узнал?

Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонек, пустив кверху синюю струйку дыма. Дождь уже прошел. По небу неслись разорванные облака, роняя редкие капли. Кое-где синели просветы неба. А потом показалось и солнце, горячее июльское солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась.

В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнем. Вода уже начинала кипеть, а старика все не было.

Лебедь красиво подплыл к сайме, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.

— Почему хозяина не оказалось дома?

-Как вы думаете, кто оказался Приёмышом?

Рассмотрите иллюстрацию и соотнесите с текстом. Подтвердите словами текста.

Как можно озаглавить первую часть рассказа?

Чтение второй части произведения.

Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста.

— Откуда достал-то его, лебедя?

— А бог послал, да! Тут охотники из господ наезжали; ну, лебедя с лебедушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать-то не умеет, вот и спрятался ребячьим делом. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну и поймал его. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в ем еще настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его и привез и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает.

Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудь подачки.

— Зачем ему лететь? И здесь хорошо: сыт, кругом вода.

Лебедь точно понимал слова старика и посматривал на него своими умными глазами.

Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда-то у него были и своя семья и дом, а теперь он жил бобылем. Дети перемерли, жена тоже умерла, и Тарас безвыходно оставался на Светлом по целым годам.

— Одному? Тоже и скажет барин. Я здесь князь князем живу. Все у меня есть. И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь. У всякой свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица в лесу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего. Эвон, погляди, лебедь-то дожидается нас с Собольком. Ах, прокурат!

Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него.

Я переночевал и утром на другой день собирался уходить.

— Хорошо, дедушка, приеду как-нибудь.

Когда я отходил, старик меня вернул:

— Посмотри-ка, барин, как лебедь-то разыгрался с Собольком.

Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребенок.

Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребенок.

Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем??

Почему ему дали такое имя?

Как лебедь попал к Тарасу?

(Тарас нашел его в камышах, поймал и принес его к себе домой)

— Какое зло причинили охотники птице?

— А правильно ли поступил Тарас?

— Как поступили бы вы?

Озаглавим вторую часть и ответим на вопросы…

Какие слова текста характеризуют Приёмыша?

— Здесь лебедь – сирота, почему?

Найдите в тексте ответ на вопрос:

«Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?»

— Как можно озаглавить вторую часть?

— Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Чтение третьей части произведения.

В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на берёзах еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось большим, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжелая осенняя волна.

Избушка Тараса стояла на том же месте, но казалась выше, потому что не стало окружавшей ее высокой травы. Навстречу мне выскочил тот же Соболько. Теперь он узнал меня и ласково завилял хвостом еще издали. Тарас был дома. Он чинил невод для зимнего лова.

— Да ничего. По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость. Ноги болели. К непогоде у меня завсегда так бывает.

Старик действительно имел утомленный вид. Он казался теперь таким дряхлым и жалким. Впрочем, это происходило, как оказалось, совсем не от болезни. За чаем мы разговорились, и старик рассказал свое горе.

— Помнишь, барин, лебедя-то?

— Он самый. Ах, хороша была птица! А вот мы опять с Собольком остались одни. Да, не стало Приемыша.

Старик замолчал и тяжело вздохнул.

— Ну, и что же, дедушка?

Старик опять замолчал.

Вот какое дело вышло, барин.

Совпало ли ваше мнение с текстом?

-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»?

-Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?

— Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?

— Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.

Типовое тренировочное задание

Установите соответствие, соединяя стрелкой вопрос – ответ.

«…Тарас жил на Светлом озере уже сорок лет..»

У Тараса было доброе сердце.

Как Тарас относился к природе?

«…Когда-то у него была и семья, и дом, а теперь он жил бобылём…»

Почему он приютил лебедя?

Он любил природу и всё живое вокруг.

Правильный вариант ответа:

«…Тарас жил на Светлом озере уже сорок лет..»

У Тараса было доброе сердце.

Как Тарас относился к природе?

«…Когда-то у него была и семья, и дом, а теперь он жил бобылём…»

Почему он приютил лебедя?

Он любил природу и всё живое вокруг.

Типовое контрольное задание

Определите и напечатайте жанр произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Варианты ответов: рассказ; сказка; былина; стихотворение.

Правильный вариант: рассказ

Подсказка: у этого произведения есть автор, который повествует от лица барина.

Напечатайте, какими словами начинается рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»?

Источник

что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Смотреть фото что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Смотреть картинку что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Картинка про что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс. Фото что такое сайма в рассказе приемыш мамин сибиряк 4 класс

Название произведенияПриемыш
АвторДмитрий Мамин-Сибиряк
ЖанрРассказ
Год написания1891

Главные герои

Сюжет произведения

Рассказчик идет в дождливый летний день на прогулку в лес. Чтобы обсушиться, он отправляется к своему старому знакомому, Тарасу, на рыбачью стоянку.

Тараса не оказывается дома, гостя лаем встречает Соболько. Гость дожидается хозяина домика и видит, как тот возвращается на лодке с молодым лебедем, который плывет впереди лодки.

Тарас признается, что месяц назад нашел птенца в своих сетях. Родителей лебеденка застрелили охотники, «из господ». Старик подобрал сироту и выходил птенца. Теперь каждый день Приемыш отправляется на протоку поплавать и покормиться, а потом отправляется обратно к Тарасу.

Рассказчик пробыл у старого приятеля весь день, сходил с ним на рыбалку и услышал много историй о Приемыше от Тараса. Сторож поведал, как все советуют обрезать Приемышу крылья, чтобы он не улетел. Рассказчик узнает от самого Тараса, как с птицей играет его пес Соболько, как Приемыш может отобрать еду у собаки. Тарас строит планы, как он будет зимовать вместе с Соболько и Приемышем в своей избушке.

Сам повествователь стал свидетелем того, как вместе играют Приемыш и Соболько перед тем, как собрался уходить от Тараса. Старик зовет барина заглянуть к себе осенью, когда можно будет пострелять жирного рябчика.

Глубокой осенью барин снова навещает Тараса и замечает грусть на лице приятеля. Тарас рассказывает барину, что Приемыш покинул его. Это случилось, когда на озере остановилась для отдыха лебединая стая. Лебеди заметили Приемыша, стали зазывать его в стаю. Несколько дней Приемыш сторонился сородичей, а потом подружился с ними.

Тарас пробовал запирать лебедя дома. Он боялся, что его питомец не выдержит дальней дороги на юг. Но лебедь сильно скучал, и даже Соболько чувствовал горе товарища, выл рядом с ним.

Тарас выпустил своего питомца из опасений, что он умрет от тоски по сородичам. Еще два дня приплывал лебедь к дому сторожа. На третий день Приемыш отплыл от берега, окликнул Тараса на прощание и улетел вместе со стаей на юг. Так Тарас снова остался вдвоем с Соболько, и они вместе загрустили по другу. Иногда им казалось, что лебедь вернулся к ним. Они выходили к нему из избушки навстречу, но на улице никого не было.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *