что такое сатори в буддизме
Что такое сатори?
Добрый день, дорогие друзья – искатели знаний и истины!
В буддийской философии есть множество понятий, которые кажутся труднопостижимыми, сложными и абстрактными для восприятия неподготовленного человека: например, Просветление, Пробуждение, Нирвана, Самадхи. Сатори – в числе этих понятий.
Итак, тема нашей сегодняшней беседы будет достаточно серьезной и, можно сказать, философской. В статье ниже мы вместе с вами постараемся разобраться, что такое сатори, а также поисследуем вопрос, какие оно имеет корни, что дает это состояние и как его достичь.
Суть понятия
Слово «сатори» трудно поддается объяснению – сложность состоит в том, что, определяя его, мы тем самым накладываем некие ограничения, в то время как сатори – безграничное понятие. Оно является центральным в буддийском направлении дзен и для всех его последователей считается важнейшей целью духовной практики.
Сатори происходит внутри человека и лежит за гранью человеческих ощущений и эмоций. Условно его можно сравнить с санскритским понятием «самбодхи», то есть «состояние просветления, пробуждения». Хотя в действительности ему ближе перевод «озарение».
В Дзене, как и в буддизме в целом, считается, что в каждом человеке и всем сущем есть частичка Будды, его природа, и сатори – это состояние, в котором человеку открывается сокровенная природа бытия. Существует множество определений этому понятию.
В целом сатори означает:
Основная черта сатори заключается в том, что оно случается внезапно, в мгновение, подобно молнии, озаряющей все вокруг. Это происходит посредством постижения так называемого «состояния одной мысли», по-санскритски именуемого «дхьяна», а по-японски – «дзен». Также оно тождественно понятию «у», которое применяется в китайской философии, и «кенсё», которое распространено в Японии и означает «видение своей природы».
В дзенском учении выделяют малое и большое сатори. Во время малого истина лишь приоткрывается на определенное мгновение, что делает состояние неокончательным и неполным. Большое же открывает двери к полному духовному совершенствованию.
Популярный мастер дзен Хакуин утверждал, что только после большого сатори можно говорить о так называемом дайанраку – постижении Великого мира и Великого счастья.
Те, кто более близко знаком с буддийской философией, знают, что выделяется два типа просветления – самадхи и, собственно, сатори. Их различие состоит в том, что самадхи постигается после смерти, когда душа покидает физическое тело и готова к новому рождению. Сатори же постигается при жизни в человеческом теле, после чего это ощущение понемногу растворяется, и человек вновь начинает жить привычной жизнью.
При этом сатори лежит за границей противоположных понятий, вне дуального мира, где есть добро и зло, ложь и истина – то есть вне авидьи. Тот факт, что именно люди способны постичь сатори, говорит о некоей уникальности человека.
Свойства сатори
Сатори обладает определенными свойствами, присущими ему. Итак, это состояние…
Зачем нужно сатори?
С прагматической точки зрения современного материального мира сатори, наверное, не приносит особой пользы: не повышает уровень экономики, не лечит заболевания, не дарит несметных богатств. Однако, если копнуть глубже, можно понять: человек так стремится к достижению целей (которые у каждого хоть и похожи, но, естественно, свои), чтобы обрести одно – счастье.
При этом сатори помогает обрести это внутреннее счастье и гармонию, очистить свой разум, минуя какие-либо материалистичные цели. Человек, познавший его, понимает, что мир значит бессчетное число возможностей и альтернатив. Кроме того, он избавляется от оков дуальности мира, где есть только черное и белое, плохое и хорошее, доброе и злое.
Как утверждают практики дзен, познание сатори – это не окончание духовного пути, а лишь, напротив, его начало. Его нельзя потерять, зато оно учит обретать состояние покоя и благости.
Многие говорят, что сатори – это не само состояние счастья и блаженства, а ключик к нему. Именно поэтому его стоит находить, практиковать, развивать и сохранять.
Как достичь этого состояния
Сатори постигается в первую очередь посредством постоянной и упорной медитации и практики дзадзен – особенно это касается японской школы сото. При этом важно отбросить все блуждания ума, а также успокоить тело. Поначалу практик испытывает сатори очень редко, но со временем эти вспышки озарения наступают все чаще.
О своем пути в постижении сатори рассказывал мастер Цинюань, который жил в VII – первой половине XIII века. Он говорил, что, когда он только начал практиковать дзен, горные вершины представлялись горными вершинами, а реки – реками. Потом, под присмотром уважаемого учителя, он говорил, что горы на самом деле – не горы, а реки – не реки. Спустя же тридцать лет дзенской практики, когда Циньюань достиг просветления, он знает, что горы в действительности есть горы, а речные потоки – это речные потоки.
Кроме медитаций, помочь достичь сатори могут более обычные события и предметы. Нередко практикам дзен в этом помогают особые коаны и парадоксы, данные учителем. К слову, во многих школах дзен, хоть сатори и является индивидуальным опытом, необходимо официальное подтверждение учителя о постижении этого состояния.
Дзенское направление риндзай считает, что обретение сатори не должно быть целью и желанием, этого нельзя сделать с помощью каких-либо рассуждений. Оно обретается, когда ученик к этому готов. К примеру, оно может настичь после внезапного удара или крика учителя либо даже во время прослушивания музыки, например, звуков флейты.
Для некоторых медитативной практикой с последующими озарениями могут выступать привычные домашние дела, во время которых ум спокоен и практически пуст: мытье посуды, любое рукоделие, неспешное чаепитие. Также бывают случаи, когда сатори обретается во время различных йогических практик, выполняемых в статике или в динамике, к примеру, в ходе выполнения некоторых асан комплекса «Сурья Намаскар», то есть «Приветствие солнцу».
Заключение
Таким образом, сегодня мы узнали, что сатори – это состояние некоего озарения, которое считается главной целью практики дзен. Оно обладает определенными свойствами, а достичь его можно методом долгих и упорных медитативных практик. Конечно, выполнять их лучше под руководством опытного мастера дзен.
Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Надеемся, сегодня вы еще больше приблизились к пониманию буддийской философии. Чтобы не пропускать новые интересные статьи на нашем сайте, подписывайтесь на рассылку, и вы будете первыми узнавать об их публикации. Предлагаем и дальше открывать волшебный мир Востока вместе с вами.
Сатори
«В дзэне нет слов: если достигли сатори, вы достигли всего».
Дайэ
«Сатори — это познание индивидуального объекта, а также познание реальности, которая, если можно так выразиться, скрывается за ним».
Дайсэцу Тайтаро Судзуки
Сатори – это наивысшее благо. Сатори – это свобода. Сатори – это состояние безмерной радости и счастья. Сатори – это нечто воздушное и непередаваемое. А как вы думайте, почему так много людей испокон веков рвутся в буддийские монастыри? Зачем? Чтобы постичь Сатори, либо уйти в Нирвану. Чтобы слиться с Абсолютом. Называйте это как хотите. Сатори – это мягкая форма растворения в божественном. Нет точной схемы и формулы для Сатори. В своей энциклопедической статье я попробую изложить мои скромные изречения по поводу состояния Сатори, как его можно достигнуть и на что это похоже. Сразу же говорю, я не на что не претендую. Пишу, как могу и о чём хочу.
1.Историческая справка.
Немного из источников:
«Сато;ри (яп. ;, сатори; кит. ;, у; санскр. ;;;;;;, самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзен — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. дзен). В медитативной практике дзен считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам. В японской буддийской традиции сатори используется наряду с термином «кэнсё» — яп. ;;, кэнсё:, «ви;дение собственной природы». [1].
Дайсэцу Тайтаро Судзуки выделял следующие главные отличительные черты сатори / поскольку материал особо важен, я процитировала большой отрывок/:
1.« Иррациональность. Этим словом я хочу выразить то, что сатори не является выводом, к которому приходит разум; сатори отрицает все определения рассудочного характера. Тот, кто его испытал, всегда затрудняется дать связное и логическое объяснение».
2.Интуитивное прозрение;
3.Неоспоримость. Под этим я подразумеваю то, что знание, открывающееся в сатори, является высшим знанием, которое настолько неоспоримо, что никакие логические доводы не могут опровергнуть его. Оно носит непосредственный и личный характер, и полнота его неоспорима. Все, что может сделать здесь логика, — это объяснить его и установить связь с другими видами знания, которым наполнены наши умы. Таким образом, сатори — это некая форма восприятия, внутреннее восприятие, имеющее место в глубоких тайниках нашего сознания. Отсюда чувство неоспоримости, которое означает совершенство. Теплая вода или холодная, человек может узнать только тогда, когда он сам ее пробует. Все говорят, что, с дзэном дело обстоит точно так же. Ввиду того, что постижение дзэна является пределом человеческого переживания, его не могут отрицать те, кто его не испытал»;
4.Утверждение. То, что неоспоримо и совершенно, никогда не может быть негативным, так как отрицание не имеет никакой ценности в нашей жизни. Оно не ведет нас ни к чему, не является ни побудительной силой, ни успокаивающим средством. Хотя состояние сатори иногда бывает выражено негативными терминами, в основном это утверждающее отношение ко всем существующим вещам: оно принимает их такими, как они есть, независимо от их моральной ценности. Буддисты называют его «кшанти», «терпимостью» или более точно — «непротивлением», что означает принятие вещей в их высшем или трансцендентальном аспекте, где всякий дуализм отсутствует.
5.Чувство потустороннего. Это состояние сопровождается чувством совершенного освобождения и полного покоя — человек чувствует, что он достиг, наконец, цели. «Возвращение домой и спокойный отдых» — это выражение обычно используется последователями дзэна.
6.Безличный характер. Вероятно, самым замечательным аспектом этого переживания в дзэне является то, что в нем совершенно отсутствует личный оттенок в противоположность мистическим переживаниям христиан. В буддийском сатори нет абсолютно никакого намека на такие личные и зачастую сексуальные чувства, которые проскальзывают в следующих выражениях: «огонь любви, изумительная любовь, струящаяся из сердца, объятие, возлюбленный, невеста, жених, духовный брак, Отец, Бог, Сын Божий, дитя Божье» и т. д.
7.Чувство экзальтации. То, что это чувство неизбежно сопровождает сатори, вызвано тем обстоятельством, что оно представляет собой устранение ограничений индивидуального существования, и такое устранение — не просто отрицательное явление, но весьма положительное, имеющее огромную важность, потому что оно означает безграничное расширение индивидуальности.
8.Мгновенность. Сатори наступает внезапно и является непродолжительным переживанием. Фактически, если оно не внезапно и не кратковременно, то это и не сатори. Эта внезапность (дунь) и есть то, что характеризует школу Эно со времени ее основания в конце седьмого века. Его соперник Дзинсю настаивал на постепенном раскрытии сознания в дзэне. Таким образом, последователи Эно отличались тем, что защищали доктрину внезапности. Такое внезапное переживание сатори в один миг открывает перед человеком совершенно другие перспективы, и все существование оценивается с другой точки зрения». [2]
3.Мифологема.
1.Миф о том, как Будда достиг просветления;
2. История блудного сына в «Саддхарма-пундарике»;
3.Притча о блудном сыне в «Новом Завете»;
Также рекомендуются следующие медитации /они не конечны, можете придумать свои и прислать мне, буду всегда рада новым оригинальным решениям/.
1.Медитация на световой шар над головой;
2.Медитация на точку, либо спираль;
3.Медитация на мандалы (по выбору, но я советую что-то; жизнеутверждающее и жизнерадостное);
4.Медитация на монотонные действия;
5.Медитация на шум компьютера;
5. Рекомендуемая литература для размышления.
1.Рамаяна.
2.Махабхарата.
3.Дао дэ цзин.
4.Плоть и Кость Дзэн. Коаны и притчи.
5.Литература по следующим темам: «Буддийская мифология»; «Буддизм, как религия»;
6.Ассоциации с мантическими системами.
1.Таро – Аркан XIX «Солнце».
2.Руны – Руна «Соулу».
3.Астрология – Знак зодиака «Лев».
7.Аналогичные состояния (близкие либо тождественные Сатори по качеству).
1.Бодхи;
2.Катарсис;
3.Нирвана;
[Дзэн] Сатори: что это и 8 выводов
– В чем суть Буддизма?
– Пока не постигнете, не поймете.
Из «Передачи Светильника»
Сущность Дзэн-буддизма состоит в том, чтобы научиться по-новому смотреть на жизнь. Этим я хочу сказать, что если мы хотим постичь сокровенную природу Дзэна, мы должны оставить все наши обычные умственные привычки, которые определяют нашу повседневную жизнь, мы должны попытаться обнаружить какой-нибудь другой способ оценки вещей, или, другими словами, посмотреть – всегда ли удовлетворяет наши духовные нужды старый, привычный способ. Если нас почему-то не удовлетворяет эта жизнь, если в нашем обычном образе жизни есть нечто такое, что лишает нас свободы в самом высшем смысле, мы должны стремиться найти то, что даст нам чувство совершенства и удовлетворенности. Дзэн предлагает сделать это для нас и заверяет, что мы приобретаем другое мировоззрение, в котором жизнь примет более свежий, более глубокий и более удовлетворяющий аспект. Такое приобретение, однако, является действительно и естественно величайшим умственным катаклизмом, с которым только может встретиться человек в своей жизни. Это нелегкая задача. Она представляет собой своего рода «крещение огнем», при котором человек должен пройти сквозь бури, землетрясения и горные обвалы.
Такой новый взгляд на наше отношение к жизни, к миру японцы, изучающие Дзэн, популярно называют «сатори». Фактически это синоним просветления (ануттарасамяк-самбодхи), слово, которым пользовались Будда и его последователи с тех пор, как Будда достиг самореализации под деревом Бодхи у реки Найранджана. В китайском языке есть несколько других фраз, характеризующих это духовное переживание, каждая из которых имеет особое сопутствующее значение. Они приблизительно показывают, что представляет собой это явление. Во всяком случае, не может быть Дзэна без сатори, которое поистине является альфой и омегой Дзэн-буддизма. Дзэн, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзэн может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив. Я хочу подчеркнуть это очень важное обстоятельство, касающееся самой жизни Дзэна, так как даже среди некоторых приверженцев Дзэна есть люди, которые не видят этого основного факта вследствие увлечения концептуализмом. Когда Дзэн объясняется логически или психологически, или когда о нем говорят как о буддийской философии, суть которой может быть выражена при помощи специальной умозрительной буддистской терминологии, Дзэн исчезает, не оставляя ничего из того, что делает его тем, что он есть. По моему убеждению, жизнь в Дзэне начинается с проявления сатори.
Сатори можно определить как интуитивное проникновение в природу вещей в противоположность аналитическому или логическому пониманию этой природы. Практически это означает открытие нового мира, ранее неизвестного смущенному уму, привыкшему к двойственности. Иными словами, сатори проявляет нам весь окружающий мир в совершенно неожиданном ракурсе. Как бы там ни было, для тех, кто достиг сатори, мир уже не представляется тем, самым старым миром, каким он был раньше: даже со всеми его радостями и печалями он уже совсем не тот. Прибегая к логическому утверждению, можно сказать, что все противоположности и противоречия гармонично объединяются в последовательное органическое целое. Это таинство и чудо, но, по словам учителей Дзэна, оно происходит каждый день. Таким образом, познать сатори можно, только однажды испытав его. Более или менее отдаленно и приблизительно его можно сравнить с решением трудной математической задачи, или с великим открытием, или с тем, когда вы совершенно неожиданно находите выход из самого тяжелого положения – короче говоря, оно походит на то состояние, когда вы восклицаете «Эврика! Эврика!» Но это относится только к умственному аспекту сатори, которое в связи с этим неизбежно страдает неполноценностью и не затрагивает самих основ жизни, которая представляет собой одно неделимое целое. Сатори в Дзэне должно быть связано с самой жизнью в целом, так как то, что предлагает Дзэн, есть революция, а также переоценка себя в плане духовного единства. Решение математической проблемы кончается с решением: оно не накладывает отпечатка на всю нашу жизнь. Так же обстоит дело и со всеми другими частными вопросами, практическими или научными, – они не затрагивают жизненные основы индивидуума. Но достижение сатори – это перестройка самой жизни. Когда оно действительно имеет место – следует сказать, что имеется множество подобий его – оно коренным образом изменяет моральную и духовную жизнь человека, обогащая и внося порядок в нее.
Когда одного учителя спросили, в чем состоит суть Буддизма, он ответил: «У ведра отламывается дно». Из этого видно, что это духовное переживание влечет за собой целую революцию. Рождение нового человека действительно сопровождается резкими изменениями. На языке религии такое духовное расширение всей жизни человека называется «обращением». Но так как этот термин в основном распространяется на новообращенных христиан, то в строгом смысле его нельзя использовать для описания буддийского опыта и особенно опыта последователей Дзэн-буддизма. Этот термин носит слишком эмоциональный оттенок и потому не может заменить термин «сатори», который прежде всего связан с разумом. Как нам известно, в основном Буддизм скорее имеет дело с разумом, чем с эмоциями, и его доктрина просветления резко отличается от христианского «пути спасения»; Дзэн как одна из школ махаяны, естественно, содержит немного того, что мы можем назвать трансцендентальным интеллектуализмом, который идет за пределы дуализма логического мышления. Образно выражаясь, сатори – это «распустившийся цветок ума», «устранение преграды», или «умственное озарение».
Все это означает очищение канала, который до этого был по той или иной причине засорен, что мешало свободной, беспрепятственной работе механизма с максимальным использованием его внутренних ресурсов. С устранением преграды открываются новые перспективы, безграничные и бесконечные. В связи с тем, что жизнь, таким образом, становится свободной в своих творческих проявлениях – чего нельзя сказать о времени; предшествующем пробуждению, – она наполняется безграничной радостью, достижение которой является целью Дзэн-буддизма. Это часто приравнивают к «отсутствию интересам скудности цели». Но, согласно учителям Дзэна, доктрина «отсутствия достижения» касается только субъективного отношения ума, который идет за пределы органической мысли. Дзэн не отрицает этических идеалов, а также не идет за их пределы: это просто внутреннее состояние сознания вне связи с его объективными законами причины и следствия.
Что же касается достижения сатори, то все, что может сделать Дзэн,- это указать путь, а остальное предоставить всецело внутреннему опыту человека: то есть, человек должен сам, без чьей-либо помощи идти по пути и достичь цели. Как бы ни был опытен учитель, он не может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет по-настоящему внутренне готов к этому. Подобно тому, как мы не можем заставить лошадь пить воду, если она этого не хочет, мы не можем заставить другого постичь высшую реальность. Каждый должен сделать это сам. Цветок распускается сам, вследствие своей внутренней необходимости, точно так же внутреннее откровение должно явиться результатом собственной внутренней зрелости. Именно здесь Дзэн носит такой личный и субъективный характер в том смысле, что он имеет дело с внутренним, творческим процессом. В литературе из серии «Агама» или «Никая» очень часто мы находим следующие изречения: «Атта-дипа Вихараха аттасарана ананна-сарана» или «Саям абхинна» и «Диттхадхаммо патта-дхаммо видитто-дхаммо периегалха-дхаммо апараппаччае саттху сасане». Они указывают на то, что просветление – это пробуждение, являющееся внутренним актом и не зависящее от других людей. Это внутреннее изменение в сознании человека, позволяющее ему создать мир вечной гармонии и красоты – убежище Нирваны.
Я сказал, что Дзэн не оказывает нам никакой умственной поддержки, а также не оставляет времени для споров; он часто предлагает и указывает не потому, что любит посредственность, а вследствие того, что это единственное, что он может сделать для нас. Если бы он мог, он сделал бы все возможное, чтобы помочь нам прийти к пониманию. Фактически он всеми возможными средствами старается сделать это, как это ясно из отношения всех таких учителей к своим последователям. Когда они в полном смысле слова сбивают их с ног, не следует все же сомневаться в их добрых намерениях. Просто они ждут того момента, когда ум ученика, наконец, созреет. Когда это случается, появляется масса путей, открывающих истину Дзэна. Ее можно уловить в каком-нибудь нечленораздельном звуке, в бессмысленном замечании, в распускающемся цветке, или в любом тривиальном случае, например в том, как человек спотыкается, поднимает штору или машет веером и т.п. Всего этого достаточно для пробуждения утреннего зрения. С внешней стороны это может быть таким незначительным событием, однако его воздействие на ум бесконечно превосходит все, что можно только от него ожидать. Стоит только слегка нажать на кнопку – от взрыва содрогается земля. В действительности то, что вызывает сатори, находится в разуме. Вот почему, когда час пробьет, все, что там находилось, взрывается, как вулкан, или вспыхивает, как молния (сравнение с молнией в Кена Упанишаде (IV.30), как излагают многие ученые, приводится не для того, чтобы описать чувство невыразимого благоговения перед природой брахмана, а для того, чтобы показать, какое влияние на сознание производит просветление. «А-аах» – есть самое значительное). Дзэн называет его «возвращением домой». Его последователи говорят: «Теперь ты нашел себя: с самого начала ничего от тебя не было скрыто. Это ты сам был слеп в этом отношении». В Дзэне нечего объяснять, нечему учить в смысле увеличения познаний человека. Если вы черпаете знание изнутри, оно действительно ценно: чужая голова всегда будет чужой головой.
Таким образом, о явлении, называемом в Дзэн-буддизме сатори, было сказано, что оно составляет сущность Дзэна и, являясь величайшим событием в жизни человека, открывает новый мир: даже самый тривиальный случай в повседневной жизни может явиться толчком для него. Я хочу закончить эту статью несколькими общими выводами относительно переживания, известного в Буддизме как сатори.
8 выводов относительно переживания сатори
Хоэн из Госодхана нередко, показывая руку, спрашивал учеников, почему она называется рукой. Когда эта причина становится ясна, мы имеем сатори и Дзэн, тогда как при наличии мистического Бога мы должны постигать определенный объект, и когда имеется Бог, то все, что не Бог, исключается. Это – самоограничение. Дзэн хочет абсолютной свободы, он хочет освободиться даже от Бога. Выражение «не иметь никакого пристанища» означает именно это. Изречение «плюйте даже тогда, когда вы произносите слово “Будда”»,- выражает ту же идею. Не нужно считать, что Дзэн хочет быть болезненно богохульным и безбожным, просто он знает, что все, что имеет название, несовершенно. В связи с этим, когда Якусана попросили прочесть лекцию, он не сказал ни слова и, покинув кафедру, удалился в свою комнату. Хякудзе просто вышел немного вперед, постоял спокойно и поднял руки – чем продемонстрировал свое понимание великого принципа Буддизма.
Пить чай, есть рис,
Я провожу свое время естественно;
Любоваться потолком, любоваться горами.
Какое безмятежное спокойствие я чувствую.
Куда будет открываться дверь, внутрь или наружу, зависит от того, как вы укрепите петли. В мгновение ока все меняется, и вы обладаете даром, и вы так же совершенны и нормальны, как всегда. Более того, вы тем временем приобрели нечто в корне новое. Вся ваша умственная деятельность теперь носит другую окраску, более удовлетворяющую, более мирную и, как никогда раньше, полную радости. Тон вашей жизни изменился. В ней появилось нечто оживляющее. Весенние цветы кажутся красивее, а горные потоки – прохладнее и прозрачнее. Субъективная революция, которая приводит к такому состоянию вещей, не может быть названа ненормальной. Если жизнь становится прекрасней, а ее просторы расширяются до самой Вселенной, то, должно быть, в сатори есть нечто вполне здоровое и стоящее того, чтобы пытаться его достичь.
Другой пример: вы и я пьем чай. Внешне – одно и то же действие, но кто знает, какая субъективно между мною и вами пропасть? В том, как вы пьете, может быть, нет никакого Дзэна, в то время как у меня его сколько угодно. Причина в том, что один движется по замкнутому кругу логического мышления, а другой находится за пределами этого круга, то есть в одном случае строгие правила так называемой «деятельности ума» утверждают свое существование и актер даже во время игры не может освободиться от этих умственных оков; в то время как в другом – субъект пошел по другому пути и совершенно не сознает двойственности своего акта: жизнь не расщепляется в нем на объект и субъект или на действие и предмет, над которым оно совершается. То, что он пьет, в данный момент означает для него весь факт, весь мир.
Дзэн жив и потому свободен, в то время как «обычная» жизнь есть рабство; сатори – это первый шаг к свободе.
Сатори – это просветление (самбодхи). Поскольку Буддизм является доктриной просветления, как нам это известно из его ранней, а также и из поздней литературы, и поскольку Дзэн считает сатори своей кульминацией, следует сказать, что сатори представляет собою сам дух буддийского учения. Когда он называет себя передачей сознания Будды (фу-син), не зависящего от логики канонических писаний, будь то хинаяма или махаяна, он нисколько не преувеличивает своей основной характерной особенности, отличающей его от других школ Буддизма, выросших в Японии и Китае. Как бы там ни было, нет никакого сомнения в том, что Дзэн является самым ценным и во многих отношениях самым удивительным духовным сокровищем, оставленным в наследство народам Востока. Даже если его считают формой буддийского спекулятивного мистицизма, представленного на Западе в философии Плотина, Экхарха и их последователей, вся его литература, начиная с Шестого патриарха, Эно, так хорошо сохранившаяся, должна бы стать предметом серьезного изучения учеными и искателями истины. Кроме этого, вся обширная система коан, обеспечивающая прогрессивное духовное пробуждение, также является удивительным сокровищем, которым обладают в настоящее время монахи дзэн-буддисты в Японии.
Автор: Дайсэцу Тэйтаро Судзуки
Источник: книга «Введение в Дзэн-Буддизм»