что такое сарацин в истории
Сарацины
Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:
САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка
САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова
Сарацины — (греч. Σαρακηνός «восточные люди») народ, упоминаемый древнеримским историком IV века Аммианом Марцеллином и греческим ученым I II вв. н. э. Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии. Со… … Википедия
Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей
Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь
Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь
Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности
Ответы на любые вопросы
Представление о давно минувших днях несколько искажается, ведь даже непосредственные свидетели эти события воспринимали по-разному, в зависимости от собственного отношения к каждой из сторон. Что уже говорить об искажениях и откровенных фальсификациях, которые легли в основу многих свидетельств.
Конфликт интересов в Европе
Европа не всегда была христианской. Это и так понятно тем, кто знает о существовании язычников, которые на протяжении тысячелетий развивали свою культуру на континенте, строили города и приносили людей в жертву богам. Учитывая, что основным и единственным свидетелем подобной жестокости «варваров» являются сами христиане, и большинство источников написано ими – верить можно далеко не каждому слову.
Но после победы над язычниками появилась новая проблема – сарацины. Пришедшие из Северной Африки мусульмане вовсе не хотели убираться восвояси и даже разбили пару-тройку христианских армий. Как после этого не воспылать праведным гневом, не собрать многочисленное воинство и не отправить захватчиков туда, где им и место?
Звучит неплохо, но между первым набегом сарацин и окончательной победой испанских правителей прошло что-то в районе восьми столетий, на протяжении этого времени две культуры существовали бок о бок, контактируя друг с другом.
Кто такие сарацины?
Само понятие «сарацин» возникло ещё в дохристианскую эпоху, о них упоминал ещё Птолемей. И речь шла о кочевниках, проживающих на территории современной Сирии и мигрирующих вдоль побережья. Со временем определение стало нарицательным, так называли каждого мусульманина, решившего попытать удачи на Пиренейском полуострове. Но оно уступило место слову «мавр», которое вытеснило его из исторических источников и художественной литературы.
Ненависть к захватчикам среди знатных европейцев была настолько высока, что даже тренажёр для отработки ударов получил точно такое же название. Столетиями самые благородные и наиболее обеспеченные люди тренировали конную атаку, представляя на месте поверженного противника тех самых сарацин.
Правда, даже у деревянного чучела было своё приспособление для защиты – с противоположной от щита стороны закреплялся мешок песка, способный сбить с лошади зазевавшегося всадника, не успевшего уклониться после нанесения удара.
Почему христиане ненавидели сарацин?
Христианами на протяжении всего периода оккупации критиковались мусульмане:
На протяжении столетий ведущие богословы отказывались признавать сходство между христианством и мусульманством, относя его к язычеству. Авраамическое происхождение было доказано лишь несколько позже.
Средневековая Европа совершенно не походила на себя современную, особенно это касалось женщин и любых проявлений сексуальности. Достаточно лишь сказать, что даже 2-3 столетия назад европейцы всё ещё на полном серьёзе обсуждали, есть ли у женщины душа и подобные вопросы, кажущиеся дикостью современному человеку.
Как жили мавры в Европе
Несмотря на все выдвигаемые в своё время против сарацин обвинения, они:
Судьба христианина, попавшего в плен к сарацинам, выглядела несколько более радужной, чем оказавшегося в плену и европейцев мусульманина. Конечно же, в истории имели место быть и массовые гонения и даже расправы, но всё это – единичные случаи или проявления крайнего фанатизма, наблюдавшегося с обеих сторон.
Стоит отметить, что вся судьба Пиренейского полуострова могла сложиться совершенно иначе, если бы поход 711 года оказался бы менее удачным для сарацин. Отправляться в далёкие и неизведанные земли горели желанием далеко не все мусульмане, и в первом рейде принимало участие в районе 400 человек, их лёгкая победа и впечатляющие трофеи сделали своё дело.
На новые завоевания устремились десятки тысяч соотечественников. Спустя некоторое время грабежи превратились в захват земли и основание собственных городов или покорение и оккупацию уже существующих христианских. Для мавров это была лишь очередная возможность расширения границ своего Халифата, дальнейшее продвижение и приобретение новых владений, вместе с подданными, готовыми выплачивать налог и участвовать в военных походах.
Как сарацины повлияли на формирование общества
Мирное сосуществование на тот период между мусульманами и христианами было невозможно – слишком высок был градус накала ненависти, да и каждой стороне был необходим свой вечный внешний враг, с которым можно воевать столетиями и списывать все проблемы на это масштабное противостояние.
Если бы история пошла немного иначе, возможно, современная цивилизация выглядела совсем иначе. Европейцы закалились в многочисленных сражениях и совсем не приобрели терпимости, что повлияло и на период освоения Нового Света.
Мусульмане, вечно вовлечённые в противостояние, несколько сдали свои позиции в качестве философов, учёных и вольнодумцев, что негативно сказалось на скорости научного прогресса и гонке с европейскими державами.
Приписываемые сарацинам деяния не всегда соответствуют действительности – своего врага необходимо очернить и представить в виде дикого зверя, только тогда можно и самому проявлять должный уровень жестокости.
Видео: сарацин и дьявольская телега
Далее посмотрите фрагмент комедийного фильма, в котором невольные путешественники во времени встретили сарацина на желтой повозке:
Сарацины
Содержание
Другие значения
Сарацином в Средние века называли тренажёр для рыцарей. Тренажёр в классическом варианте представлял собой деревянный торс человека (собственно сарацина), в одной руке держащего небольшой щит, а в другой цепь или верёвку с утяжелителем (например, мешок с песком) на конце. Торс устанавливался так, чтобы свободно вращаться на столбе. Задача рыцаря — на полном скаку поразить копьём щит сарацина и успеть при этом увернуться от удара мешком. Сарацины часто применялись на рыцарских турнирах, как отдельное состязание.
Примечания
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Сарацины» в других словарях:
САРАЦИНЫ — Название европейцами первоначально арабов, потом вообще магометан, нехристиан, против которых проповедовались крестовые походы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САРАЦИНЫ в средние века название… … Словарь иностранных слов русского языка
САРАЦИНЫ — (сарачины старин.), сарацин, сарацина, муж. (ист.). 1. У античных историков кочевое дикое племя в Аравии. 2. В языке средневекового рыцарства и крестоносцев мусульмане вообще. «Выезжают погулять…, руку правую потешить, сарачина в поле спешить.»… … Толковый словарь Ушакова
Сарацины — (Saracens), кочевники из племен, живших в Сирийской или Аравийской пустыне; во временакрестовых походов христиане наз. С. всех мусульман. На волне исламских завоеваний они вторглись в Святую землю (Западную Палестину), проникли на С. на терр. М.… … Всемирная история
Сарацины — (Saraceni, Σαρακηνοί) народ, упоминаемый Аммианом Марцеллином (см.) и Птоломеем, живший на С Счастливой Аравии. Название это, означавшее первоначально кочующее разбойническое племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сарацины — мн. 1. Название арабского населения северо западной Аравии (у античных историков). 2. Название арабов, мусульман и некоторых других народов Ближнего Востока (в странах Западной Европы в эпоху Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
САРАЦИНЫ — • Saracēni, Σαρακηνοί, народ, упоминаемый Птолемеем и Аммианом, живший на севере счастливой Аравии. Это имя, означавшее первоначально скитающееся разбойническое и воюющее племя, впоследствии употреблялось и в более обширном смысле … Реальный словарь классических древностей
Сарацины — кочевое племя в Аравии, упоминаемое ант. авторами. Название «с.» с эпохи Раннего Средневековья было распространено визант. и западнохристиан. писателями на всех арабов, позднее на всех мусульман … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
сарацины — сарац ины, ин, ед. ч. ц ин, а … Русский орфографический словарь
Сарацины — в древности араб., бедуинское племя, обитавшее в пустыне Сев. Зап. Аравии и Синайского п ова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. намест никами пров. Аравия. Византийцы и … Древний мир. Энциклопедический словарь
Сарацины — (греч. sarakenoi), в древности араб, бедуинское племя, обитавшее в пустыне сев. зап. Аравии и Синайского полуострова (ныне между Суэцким каналом и Газой живет маленькое бедуинское племя саварке). С. имели контакты с рим. наместниками пров … Словарь античности
История сарацинов
Сарацины – эти воинственные и грозные воины, скачущие на конях по пустыням, наводили страх на своих соседей и врагов. В разное время они были и союзниками и непримиримыми врагами жителей Европы и народов, живущих на Востоке. Их история насчитывает много столетий и связана с историей Римской империи, Византии и с крестовыми походами.
Древние века
Сарацинами в древности называли кочевые племена, жившие в Малой Азии вдоль границ Сирии. Записи о них сохранились в трудах древнеримского историка Марцеллина и древнегреческого Птолемея.
В средние века, во времена крестовых походов, жители Европы называли сарацинами (маврами) всех арабов и другие мусульманские народы.
Множество мелких арабских племен испокон века пасли скот и кочевали по пустыне между Персией и восточной границей Римской Империи. Их вожди часто искали покровительства у соседних великих империй – Римской или Персидской. Сарацины воевали друг с другом или участвовали в крупных войнах, в качестве наемников и союзников своих могущественных соседей. Кочевники торговали, были проводниками и водили караваны, совершали набеги на пограничные поселения.
Наместники римских провинций вынуждены были откупаться от грабежей бедуинов, посылая щедрые подарки вождям арабов – филархам.
Во II — III веках впервые встречается название сарацины, сначала для народов, населяющих северную часть Синайского полуострова. Позже римские историки начинают называть так всех арабских кочевников. В это время сарацины активно нападают на римские владения, угоняя скот, уничтожая поселения и уводя в плен население. В ответ императоры начинают укреплять свои границы, строя укрепления и форты.
В 290 году император Диоклетиан вынужден был выступить в военный поход против сарацин, чтобы усмирить их.
В результате с вождями были заключены соглашения – филархи брались защищать пограничные территории, обязались прекратить грабежи населения и помогать римлянам в военных операциях.
В 275 году отряд сарацин включил в состав своей армии император Аврелиан. Следующие римские императоры выделяли кочевникам земли в приграничных районах Сирии, Аравии и Палестины. В IV — V веках сарацин набирают в регулярные военные части в качестве кавалерийских отрядов.
В то же время часть арабских племен находится на службе у персов. Историк Марцеллин, отмечая коварство сарацин, писал, что римлянам не следует иметь арабов ни в друзьях, ни во врагах на границе.
В V — VI веках известная правящая династия Гассаниды, закрепилась в качество союзника Рима на востоке империи. Один из правителей, Габала, даже принял христианство и заключил с императором Анастасием в 502 году союзный договор. Гассаниды обязались оборонять от персов и других воинственных племен юго-восточные границы империи в обмен на денежные выплаты. Также Габала со своими воинами обязан был принимать участие в боевых действиях, ведущихся против персов.
Сын Габалы, Харит ибн Габала – один из выдающихся правителей в 526-532 годах принял участие в войне Рима против персов. В 531 году в битве при Каллинике возглавлял отряд сарацин в 5 тысяч воинов. Мир с персами был заключен в 532 году. Харита ибн Габала становится главой всех арабских филархов пограничной территории от Египта до Месопотамии, император пожаловал ему царский титул.
С персидской стороны все арабские племена находились под контролем другого авторитетного арабского правителя аль-Мундара.
Непрерывные войны, неудачная политика императоров, ослабили границу империи, и в 636 году арабы-мусульмане, пришедшие со стороны пустыни, разбили римскую армию и войско Гассанидов в битве на реке Ярмук. Мусульманские племена заняли территорию Гассанидов в Сирии.
Мусульманская экспансия
Постепенно арабы, исповедующие ислам захватывают все новые территории. Захвачены Палестина, Египет и Сирия. С 635 года ведется наступление в Северной Африке, в 711 году начинается завоевание Испании, 732 год – в результате битвы при Пуатье (Франция) остановлено наступление арабов на французские земли, сарацинами завоеваны средиземноморские острова, Сицилия, совершаются нападения и в Италии, под угрозой Рим. На Востоке сделали попытку захватить Константинополь, к 750 году под властью мусульман оказывается северная Индия и Центральная Азия.
Но мусульманский мир не был единым, в нем тоже бушевали войны и в результате исламское государство распалось. Население Ближнего Востока всегда было очень пестрым – хетты, персы, арабы, иудеи исповедовали разные религии, вели между собой войны. Европейцы, не могли разобраться в хитросплетениях ближневосточной жизни и для простоты всех мусульман называли сарацинами, так же как арабы всех европейцев называли франками.
Эпохальное событие нашло отклик и в западных исторических хрониках, в арабских источниках и даже в русской Повести временных лет. В ходе крестового похода пострадали и сарацины, и иудеи, живущие на Ближнем Востоке, и христиане, как европейские, так и византийские.
Часть мусульман были союзниками и данниками рыцарей-крестоносцев, но в основном противниками. Главными фигурами, противостоящими европейским завоевателям были:
Саладин – одна из самых знаковых фигур Средневековья и герой множества литературных произведений и легенд.
Сарацины в Испании
В начале VIII века сарацины из Северной Африки начали успешное наступление в Испании. Армия, состоящая из 7000 берберов – воинов-кочевников, лишь недавно принявших ислам, под руководством военачальника Тарика ибн Зияда переправляется через Гибралтар. Иберийский полуостров в то время находился под властью вестготов. Коренное население Испании не могло смириться с нашествием варваров и мусульмане были для него предпочтительнее действующей власти. Решающая битва состоялась при Гвадалете и изменила судьбу Испании. Сарацины одержали победу, вестготы и испанцы бежали.
За пять лет Иберийский полуостров был полностью захвачен мусульманами, и под их владычеством, Испания превратилась в сильную державу. Арабы хорошо уживались с коренным населением, были терпимы к другим религиям. Развивали торговлю, коммерцию, архитектуру, искусство. Это продолжалось 800 лет, вплоть до 1492 года, когда христианские государства Кастилья и Арагон нанесли мусульманам поражение и изгнали их из Испании.
Армии сарацинов 11-13 в.
Крестоносцам на Средиземном море приходилось сталкиваться с различными мусульманскими армиями. И, хотя литературные первоисточники разделяют турок, персов, египтян, но для европейцев они чаще всего были просто сарацины.
Первым противником на пути крестоносцев были сельджуки Рума (Малой Азии). Конийский султанат был частью Империи Великих Сельджуков – государства, образованного турками (тюрками) – огузами наследниками Сельджука. В Палестине крестоносцы столкнулись с фатимидами – Египетским халифатом. Нужно отметить, что на руку крестоносцам играли внутренние распри между сельджуками, а так же между сельджуками и фатимидами. Можно добавить, что сельджуки были сунитами, а египтяне шиитами. Во второй половине 12 в. империя Сельджуков распалась, а власть в Египте захватил Саладин и его наследники – айюбиды. В середине 13 в., во время похода Людовика 9 в Египет и битвы под Мансурой власть в Египте захватили мамелюки, выдвинувшие из своей среды талантливого полководца Бейбарса. Разбив новых завоевателей – монголов, мамелюки в 1291 году взяли Акру и окончательно выбили крестоносцев со Святой Земли.
Армии сарацин состояли из следующих основных контингентов. Профессиональные войны из рабов – гулямы (позднее название – мамелюки), в том числе гвардия – аскара, которая могла быть конной и пешей. Ополчение икта – похожее на европейский арьербан или наших “поместных”. Икт – это доход с земельных владений, который позволял содержать воинов его владельцу. Отряды вассальных государств. Наемники и добровольцы. Добровольцы могли служить в армии бесплатно из религиозных соображений или для участия в добыче – гази\муттавия.
В Малой Азии у сельджуков Рума были значительные контингенты кочевников турок – огузов, которые были прекрасными стрелками из лука, но которых трудно было контролировать.
В Египте лучники и копейщики могли быть негры из Судана или Нубии, легкая конница помимо турок комплектовалась бедуинами, которые могли использовать даже верблюдов. У Великих Сельджуков встречались в армии слоны, например у газневидов, но это не касается битв с крестоносцами.
Гулямы\мамелюки – основная ударная сила сарацин. Жан де Жуанвиль, “Жизнь Людовика Святого”: “Мы отлично знали, что лучшие воины в его войсках были иностранцами, которых купцы доставляли на продажу из других земель и которых сарацины с удовольствием покупали, даже за очень высокую цену. Эти люди, которых купцы привозили в Египет, обычно были родом с Востока, потому что, когда один восточный правитель одерживал верх над другим, тех бедняг, которые становились его добычей, он продавал купцам, а те, в свою очередь, перепродавали их египтянам.
Некоторые из этих подростков росли в покоях султана, пока у них не начинала пробиваться борода. Султан наблюдал, как они справлялись с луками, отвечающими их силам, и по мере того, как они взрослели, легкие луки отправляли в арсенал, а главный оружейник снабжал юношей все более мощными луками, которые они могли согнуть.
Эти ребята, которых называли бахариз (или люди с моря), имели привилегию носить те же гербы — они были золотыми, — что и сам султан. Как только у них вырастала борода, он делал их рыцарями. Они продолжали носить его гербы, но теперь в них появлялись различия в виде добавлений темно-красного цвета, таких как розы, полосы, птицы или что-то другое по их выбору.
Теперь они были известны под названием халка (или королевские телохранители), потому что спали в шатрах султана. Когда он был в лагере, они располагались поблизости от него и неотступно охраняли султана.
Когда султан вел войну, те его рыцари из халка, которые достойно проявили себя в сражениях, становились эмирами и получали под свою команду двести или триста рыцарей. Чем чаще они доказывали свою доблесть, тем больше при них становилось рыцарей.
Турки видели, что наши люди понесли огромный ущерб и очень устали, и взяв луки в левую руку и тогда атаковали [наших людей] с помощью мечей и булав, так что они обрушились на головы пилигримов и заставили их отойти назад к обозному каравану.”
Доспехи их были достаточно тяжелыми. Когда заходит речь о том, что крестоносцы не могли догнать убегающих турок, то речь идет в первую очередь о легкой коннице, которая могла рассыпаться в разные стороны, заманивая противника. В остальных случаях прекрасно догоняли. Gesta Francorum: “Тогда языческая рать, завидев рыцарей Христа, разделилась и образовала два отряда. Но наши, воззвав к имени Христа, так стремительно обрушились на неверных, что каждый рыцарь поразил своего противника. Удостоверившись, что им не одолеть доблесть франков, полностью объятые ужасом, они повернули спины; преследуя их почти четыре мили, наши многих из них прикончили…”
Я бы подправил название на «Армии сарацинОВ…» и далее в тексте. А то звучит как «армии генерал»
Но наши, воззвав к имени Христа, так стремительно обрушились на неверных, что каждый рыцарь поразил своего противника. Удостоверившись, что им не одолеть доблесть франков, полностью объятые ужасом, они повернули спины; преследуя их почти четыре мили, наши многих из них прикончили…”
Заметка о пороховых империях ислама и, внезапно, о Русском царстве
Пороховая империя — это устоявшийся в историографии термин, соответствующий таким государствам, как Османская Империя, Сефевидский Иран и Империя Великих Моголов в 15-18 веках, предложенный американским историком Уильямом Макниллом. Идея заключается в том, что пороховая военная революция привела к структурным изменениям исламского мира. Как работает эта концепция, почему эти страны стали «лебединой песней ислама» и причём тут Россия — в этой заметке.
Предыдущие заметки по теме:
а) Заметка о тюрках [прошу прощения за низкое качество]
б) Заметка о кочевниках и близлежащих городах
в) Заметка об исламской монархии
Корень могущества пороховой империи — это устойчивая государственность, возникшая до пороховой революции, то есть — совершенно абсурдным со средневековой точки зрения образом. В предыдущей заметке уже была затронута эта тема, но её нужно повторить — в условиях экономической автономности регионов никому в обществе, кроме самого дворца, не нужен император. Появление надрегиональной и наднациональной политической силы — это всегда чудо. Первый и последний раз в истории, когда обществу экономически и политически было необходимо наднациональное государство — это эпоха пороховой революции.
Османская Империя овладела порохом до выхода за пределы национальных границ — когда пал Константинополь в 1453 году, а его стены разрушала исполинская пушка «Базилика», Османское государство оставалось этнически и религиозно монолитным. Сефевидский Иран пережил фантастически интересную игру престолов в 15-16 веке — я рекомендую каждому с ней ознакомиться, она интереснее английской или японской — после чего Аббас Первый, Великий, смог создать в полуосёдлом Иране сильную центральную власть, предшествующей пороховой революции 17 века. Империя Великих Моголов схожие процессы переживала при Акбаре Великом, но приведённый ниже антагонизм в ней выразился наиболее сильно, что предопределило её наибольшую нежизнеспособность.
В 18 веке все язвы «пороховых империй» вскрылись и они одна за другой были поглощены европейскими державами. С этого момента и до второй половины 20 века колониализм привёл к деградации всех общественно-политических институтов, кроме откровенно средневековой уммы, племенного самосуда и религиозного суда, а также базовой вертикали власти, основывающейся на личной солдатской преданности. Поступательное развитие исламского мира пресеклось и возродилось во второй половине 20 века с нулевой политической, экономической и культурной точки — за исключением Турции, Марокко и развиваемой Советским Союзом Средней Азии. Увы, последняя разделила судьбу своего патрона с печальным для себя результатом.
Напоследок — Россия. Я приведу ниже соответствие событий отечественной хронологии событиям пороховых империй ислама.
1) Собирание земель по объединяющему признаку — национальному или религиозному.
Россия. 1380 (Куликовская битва) — 1478 (Присоединение Новгорода к Москве) года.
Турция. 1324 (смерть Османа I) — 1453 (штурм Константинополя) года.
Иран. 1427 (установление шиизма в религиозном ордене Сефевие) — 1524 (смерть Исмаила I) года.
2) Формирование сильной централизованной государственной власти со стабильной преемственностью.
Россия. 1533 (гибель Василия III) — 1612 (избрание Михаила Романова) года
Турция. 1494 (воцарение Сулеймана I) — 1558 (смерть Хюрем и установление Женского султаната) года
Иран. 1629 (смерть Аббаса Первого) — 1642 (смерть Сефи I, сосредоточие власти в руках великих визирей) года
Россия. 1550 год (создание стрелецкого войска)
Турция. XVI век (постепенное перевооружение янычар)
Иран. Начало XVII века (военные реформы Аббаса Первого)
Наконец, да простят меня славянофилы, коренные реформы, сравнимые с аббасскими, сулеймановскими или акбаровскими, в России совершил Пётр I, окончательно сломив феодально-боярскую вольницу Табелем о рангах, заменивший стрельцов рекрутской повинностью и создавший металлургическое и военное производство по североевропейскому образцу.
Сила географии (2)
Продолжаем знакомиться с книгой Тима Маршалла «Сила географии. Десять карт, которые раскрывают будущее нашего мира».
3. Саудовская Аравия
Начало было положено союзом локального эмира Мухаммада ибн Сауда с религиозным кланом Ваххабов в восемнадцатом веке. Тогда и было принято работающее и сегодня положение о том, что мусульмане должны беспрекословно подчиняться лидеру, а взамен тот должен править по строгим принципам Ислама. Девятнадцатый век принёс Саудам, сидевшими в центре полуострова, взлёты и падения, из которых падений было больше. В конце века династии пришлось сбежать в Кувейт. Где в 1901 году титул «султан Неджда» принял 26-летний Абдул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд. Проблема была в том, что Неджд был не под его властью.
Ибн Сауд умер в 1953 году, оставив наследникам крепкую страну. Отношения с Израилем привели к снижению лояльности к Штатам и нефтяному эмбарго 1973 года. Цена барреля взлетела тогда втрое. В ответ на это президент Никсон предположил негромко, что стоило бы американским пехотинцам показать своё присутсвие как-нибудь при случае. Фейсал одумался. Сначала топливо потекло в закрома американского флота, а потом было снято и эмбарго.
Стратегически Саудам придётся по-прежнему держаться с американцами, пытаясь сохранить хорошие отношения с Китаем, экономическое сотрудничество с которым продолжает расти хорошими темпами. С Израилем мы видим умягчение риторики в последние годы, и вполне возможно, что отношения рано или поздно нормализуются. Панарабский национализм не находил и не будет находить поддержки со стороны монархии. С соседями лучше торговать, а не экспортировать власть с идеями.
Блестяще и со знанием дела. Респект. Смею лишь предположить, что рэкетом политических конкурентов коррупцию в стране искоренить не получится.
Великобритания не имеет особых географических преимуществ, кроме одного: доступ к океанам. Он позволил захолустной стране стать центром мировой Империи. Вода защищала англичан от военных конфликтов на континенте. Вода сформировала психологию обособленности, которая сегодня отложилась в результате голосования по Брекзиту. Несмотря на все неопределённости, функция моста между Европой и Штатами осталась. Как остался и европейский рынок, и образование, и предприимчивость. И океаны.
Не было преувеличением говорить, что в Империи никогда не заходило солнце. Но всему есть свой конец. Подросли новые конкуренты, которые не стали тратить сил попусту, а покусились конкретно на богатства и рынки Британии. В 1871 году немцам надоело воевать друг с другом. Возник новый гегемон, сравнимый по масштабу с Наполеоном. Параллельно за океаном американцы проводили в жизнь промышленную революцию. Им довольно быстро стало тесно в пределах своей страны. Последовала англо-германская гонка вооружений, потом Первая мировая, в которой, по словам автора «проиграли все» (ну, я бы не назвал Штаты проигравшими, более того, были те, кто проиграл меньше других).
Но Германия осталась крупнейшей страной Европы. Реваншизм привёл континент на край пропасти, куда он и свалился через 21 год после Компьенского перемирия. И снова британцев спасли Ла-Манш и флот. И ещё авиация. Но ценой победы послужила Империя. Британия не только практически обанкротилась, ей пришлось уступить американцами и большинство своих военно-морских баз в оплату за военные корабли. Баланс сил сместился за океан.
Что можно было сделать в новых условиях? План А: подружиться с американцами и вступить в НАТО в надежде, что те не тронут Империю. Суэцкий кризис 1956 года продемонстрировал, что она им таки мешает. Англичанам показали их новое место в мировой иерархии. План Б: подружиться с американцами в надежде сохранить хотя бы влияние. Тоже не получилось, по крайней мере поначалу. План В: попытаться играть особую роль в первых рядах объединённой Европы, но пользуясь особыми отношениями со Штатами. Сидеть на двух стульях удавалось четыре десятилетия. Но усесться было нелегко: мешал генерал Де Голль. Он считал, что англичане будет сами по себе: у них свои связи, свои рынки. Он не станут способствовать европейскому единству, а начнут интриговать, продолжая многовековую традицию формирования альянсов. В конце концов они послужат троянским конём, будучи глазами и ушами Вашингтона. Ну что сказать. Старик знал, что говорил. Попадание 100%.
Глава заканчивается утверждением, что британцы снова идут по свету, на этот раз, не как завоеватели, а как друзья и равные. Но не всегда будет получаться, ни с дружбой, ни с равенством.
Лично мне непонятно, почему Британия послужила материалом для отдельной главы в книге.