что такое сапфировый трон
25/17 «Ева едет в Вавилон»
Исполнитель: 25/17, Название: «Tequila Suicide», Стиль: рэпкор, Год: 2017
Обложка диска. Предоставлено издателем
«А между нами просто случилась жизнь»… Эта строчка из песни группы 25/17 «Стриптиз» лучше всего отображает основную идею нового альбома музыкантов с библейским названием «Ева едет в Вавилон». Название – библейское, а тематика самая что ни на есть земная – любовь мужчины и женщины во всех ее оттенках, чаще темных, чем светлых.
То, что группа 25/17 не боится экспериментов, она доказала давно. Начиная с рэпа и прославившись именно как рэп-исполнители, музыканты вдруг стали выдавать очень качественный и очень громкий рок-н-ролл. Рэперы отнеслись к этому настороженно, а вот поклонники рок-музыки, напротив, благосклонно приняли 25/17 и оказывали им горячую поддержку на концертах и фестивалях. Да и как ни оказывать, если по эмоциональному накалу, напору, по качеству сыгранных рифов, живому гитарному звучанию 25/17 превосходили многих именитых рок-музыкантов. И сначала музыканты, вроде, как-то пытались сочетать одно с другим, а потом стали разграничивать свою аудиторию, исполняя рэп и рок на концертах в разные дни.
Все ждали, что же будет дальше – рэп, рок или группа попробует еще какой-нибудь путь? И вот вышел альбом «Ева едет в Вавилон», альбом необычный, странный, полностью экспериментальный и от того даже кажущийся совершенно нехитовым. Это не мейнстрим, это не для радиоротаций и не для фестивалей, это как раз «только для своих, чужие не поймут». В новом альбоме 25/17 намешано все: фирменные речитативы Бледного, мелодичные мотивы Анта, мощные гитарные соло, соединенные с гранжевой небрежностью и грязноватостью, а еще джазовые мотивы, очаровательные перкуссии и даже что-то такое всем знакомое из «Мурки» или «Гоп-Стоп, мы подошли из-за угла». «Любовь была недолгой, а череп – хрупким», поэтому без русского шансона никуда.
25/17 любит цитаты и аллюзии, и в новом альбоме это проявляется не только в текстах, но и в музыкальном материале: то и дело где-нибудь проскакивает то Нирвана, то Высоцкий, причем, это не плагиат и не заимствование, а именно отсылка к творчеству тех, кого музыканты 25/17 уважают и любят. Подобно тому, как они цитируют Бродского в песне «Комната», удачно вплетая в свой текст образы и идеи поэта, они также удачно вплетают чужие музыкальные приемы в свои аранжировки.
К слову о цитатах. Тексты 25/17 всегда отличались сложностью: по строчкам раскиданы отсылки к Библии, шедеврам мирового кинематографа, классической литературе. Чтобы разгадывать эти ребусы, нужно обладать хорошей эрудицией и начитанностью. Новый альбом не стал исключением. Казалось бы, все просто: отношение мужчины и женщины, ревность, доводящая до бешенства, все беды от баб, «кто-то наши случки за любовь выдал» и прочая чернуха (да-да, любовь она вот такая). Но название-то у альбома библейское, и начинаешь невольно искать в песнях вторые смыслы. И находишь уже в первой песне: «Она мечтает о сыне на сапфировом троне». Сапфировый трон – символ из Ветхого завета, связанный с пророчествами Иезекииля. И понятная, казалось бы, история о девушке, отвергающей мишуру жизни, приобретает совершенно иной смысл.
И так в каждой песне: идеи спрятаны вглубь таких вот неожиданных строчек. Впрочем, с библейской темой альбом связывает еще и то, что некоторые песни очень похожи на страшные притчи о том, как не надо жить, мыслить, любить. Никакого морализаторства: вот вам история, а выводы делайте сами.
Про альбом «Ева едет в Вавилон» сами участники говорили, что это женская версия «Русского подорожника». На альбоме действительно есть лирика (хотя, скорей всего, самая мелодичная и лиричная композиция «Скелеты» все-таки не встанет в один ряд с такими песнями, как «Жду чуда» или «Вирус»); много интересной музыки и много именно песен, а не читки, но в последнее время творчество 25/17 как раз и развивается по этому вектору, поэтому здесь все закономерно. Тем не менее многим чего-нибудь да не хватит: девушкам – красивых историй (слишком уж много здесь «пацанского»), поклонникам рока – напористости, энергии и долгих гитарных проигрышей, вроде, того, что звучит в песне «Живым», ну а тру-рэперы вообще, возможно, не поймут, что это такое и с чем это надо есть. Для них у 25/17 есть другие песни.
Да, альбом пойдет не у всех, но тем не менее вряд ли кто-то посчитает его неинтересным. Он интересен на столько, что за творчеством 25/17 хочется наблюдать дальше.
Святой пророк Иезекииль
Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия.
Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем – таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла.
Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее «подобие Человека», а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28).
По толкованию отцов Церкви, пресветлое «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей – части света со всеми народами земли.
При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля.
Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка – о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком «вратами затворенными», которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44, 2). Видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37, 1-14).
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет – будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии – его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).
ПРОРОКУ ИЕЗЕКИИЛЮ
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Иезекииля память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.
Иной тропарь, глас 2
Пророче Божий Иезекииле, / предзревый затворенная Духом врата / и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, / Того моли, молимся, / да отверзет дверь милости Своея / и спасет души благочестно поющих память твою.
Кондак, глас 4
Божий явился еси пророк, / Иезекииле чудне, / воплощение Господне всем провозвестил еси, / Сего Агнца и Зиждителя, / Сына Божия, явльшася во веки.
«Сапфировый трон»
That undisturbed Song of pure concent,
Ay sung before the saphire-colour’d throne
И надо ж было Рескину процитировать эти строки (“Queen…” p. 166), задевшие меня за живое. Я тут же кинулась выяснять – кто и почему писал у нас о «безмятежной музыке пред сапфировым троном». Оказывается, Мильтон. «К высокой музыке». At a Solemn Music
BLest pair of Sirens, pledges of Heav’ns joy,
Sphear-born harmonious Sisters, Voice, and Vers,
Wed your divine sounds, and mixt power employ
Dead things with inbreath’d sense able to pierce,
And to our high-rais’d phantasie present,
That undisturbed Song of pure concent,
Ay sung before the saphire-colour’d throne
To him that sits theron
With Saintly shout, and solemn Jubily,
Where the bright Seraphim in burning row
Their loud up-lifted Angel trumpets blow,
And the Cherubick host in thousand quires
Touch their immortal Harps of golden wires,
With those just Spirits that wear victorious Palms,
Hymns devout and holy Psalms
Singing everlastingly;
That we on Earth with undiscording voice
May rightly answer that melodious noise;
As once we did, till disproportion’d sin
Jarr’d against natures chime, and with harsh din
Broke the fair musick that all creatures made
To their great Lord, whose love their motion sway’d
In perfect Diapason, whilst they stood
In first obedience, and their state of good.
O may we soon again renew that Song,
And keep in tune with Heav’n, till God ere long
To his celestial consort us unite,
To live with him, and sing in endles morn of light.
Податели восторгов неземных,
Посланцы сфер, чета сирен благая,
Соединитесь, Пение и Стих,
Безжизненную персть одушевляя,
Чтоб насладиться мы могли сполна
Мелодией, которая слышна
Вокруг того, чей трон сапфироцветный
Воздвигся средь несметной
И грозной рати ангельских чинов;
И чью хвалу на арфах златострунных
Слагают сонмы херувимов юных,
И трубы серафимов вторят им
Раскатом победительным своим,
И праведники с просветленным взором
Псалмы и гимны хором
Поют спокон веков.
Мелодия не умолкала эта
И на земле у нас в былые лета,
Пока завет творца, чуждаясь зла,
Покорно вся живая тварь блюла
И не разладил грех людского рода
Начальную гармонию природы,
Где каждый голос прославлял того,
Кем созданы и свет и естество.
О, пусть скорей тот наш напев чудесный
Опять сольется с музыкой небесной,
И вновь свой лик нам даст господь узреть
В сияньи дня, что не померкнет впредь!
Перевод Ю. Корнеева. – Дж. Мильтон. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. – М., Художественная литература, 1976. – с. 404-405.
Сапфировый трон однако же отсылает нас еще дальше – к видению Иезекииля 1.26:
«А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.» И далее: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.»
«Видение Иезекииля» – довольно популярный текст. Можем ли мы предположить его связь с «небесной» контаминацией сапфира?
Если мы примем, что Господь явил человекам себя только в своем Сыне, а до того никто не видел Господа иначе, как через символическое обозначение – значит, видение человека на сапфировом престоле – это один из символических образов Всевышнего для нас. Мой внутренний голос сразу подсказывает некоторые параллели… но я не рискну рассуждать далее о столь тонких предметах.
Как выглядели троны русских правителей и как они видоизменялись: от Ивана Грозного до Павла I
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Трон Ивана Грозного
Деревянный трон Ивана Грозного был покрыт белыми пластинами из слоновой кости. Он является одним из немногих предметов того времени, которые дошли и до наших дней. Сейчас его можно увидеть в Оружейной палате Московского кремля. Престол представляет собой кресло с подлокотниками, прямой высокой спинкой, закругленной сверху, а также подставкой для ног. На верхней части спинки престола расположена позолоченная фигурка символа Российской империи, а по центру находится двуглавый орел.
Что интересно, сам трон небольшого размера, скорей всего он был у царя переносным. Ученые считают, что раньше люди были немного мельче, так как современному человеку было бы тесно в данном кресле.
Трон весь оклеен пластинами из слоновой кости, которые украшают вырезанные различные рисунки, в духе эпохи Возрождения, с изображениями мифических животных и птиц, а также библейских сюжетов. На троне также были обнаружены знаки зодиака. Исследователи считают, что таким образом была зашифрована, по первой версии, дата венчания Ивана III и Софьи Палеолог, а по второй — год рождения царя, который, кстати, до сих пор точно не известен. Еще трон украшают изображения батальных сцен. Но ученые полагают, что данные сцены были добавлены уже во время реставрации трона в XVII веке.
В Александровской слободе, являющейся сейчас музеем-заповедником, можно увидеть точную копию второго трона царя. Здесь он устраивал шикарные и щедрые приемы заграничных послов. На этом пиршестве собирались все высшие слои общества, надевая самые дорогие и лучшие убранства, украшения и аксессуары. Стол ломился от изысков и блюд. Вся эта роскошь очень впечатляла и поражала иностранных гостей.
Второй трон Ивана Грозного
Данный трон изготовили в Новгороде для священного коронования Ивана Грозного, которое произошло в 1547 году в Успенском соборе Кремля. К сожалению, в смутное время трон был разобран. Однако при правлении династии Романовых его восстановили.
Трон, дошедший до наших дней, был изготовлен из древесины ореха и липы. Над троном возвышается, так сказать, прорезной балдахин, который держится на четырех столбах. Макушка балдахина украшена двуглавым орлом, а вместо подножия трон держат четыре льва.
Вход с восточной части трона украшают створчатые дверцы, на которых высечены надписи, повествующие рассказ о войне Владимира Мономаха с греками. У данного трона имелись занавески, на случай, если царь переодевался в соборе.
Украшали царское место двенадцать барельефов, иллюстрирующих поход князя Владимира в византийскую Фракию. В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, который приходится ему внуком, различные царские атрибуты: шапку Мономаха, парадное оплечье и другое. В связи с этими событиями и появилось название Мономахов трон.
Изготовлен трон в России, скорей всего дворцовыми мастерами. Есть факты, указывающие на то, что в разработке замысла данного трона принимал участие московский митрополит Макарий, наставник юного Ивана IV. В данное время в историческом музее находится точная копия престола, причем в его первозданном виде. Архитекторы восстановили все, включая даже утраченные детали оригинальных узоров, золочений и полихромной росписи.
Трон Бориса Годунова
Этот золотой царский трон изготовили персидские умельцы в конце XVI — в начале XVII веков. Персидский шах Аббас I подарил его царствующему Борису Годунову в 1604 году. Трон создавали по лучшим образцам восточного искусства. Он невероятно роскошен, усыпан полудрагоценными и драгоценными камнями, среди которых рубины, жемчуга, турмалины, бирюза и прочее. Основа этого произведения искусства — дерево, которое было оклеено чеканными золотыми пластинами. Трон имеет довольно низкую спинку и подлокотники.
Этот царский престол был передан Оружейной палате еще во времена правления Петра I. Однако позже он был изъят для коронации Елизаветы Петровны. Кстати, именно тогда красный персидский бархат заменили на голубой французский вельвет с цветочным принтом, который был в моде в то время.
Трон Михаила Федоровича
Драгоценный царский престол впервые упоминается в архивах Оружейной Палаты около 1640 года как вещь царя Ивана Грозного. Это поистине произведение восточного искусства и роскоши было подарено Ивану Грозному персидским шахом Тахмаспом I. Трон был украшен огромным количеством сапфиров, алмазов, бирюз, изумрудов и турмалинов. В исторических сводках указывается, что этих драгоценных камней изначально было по шестьсот штук каждого.
В начале XVII века трон был переделан для Михаила Федоровича, и считался его самой дорогой и роскошной реликвией. Во времена правления Петра I трон стоял в Успенском соборе Кремля, так как его использовали для тронных церемоний российских цариц. Позже восточный шедевр был сдан в Оружейную Палату.
Трон Алексея Михайловича
Алексей Михайлович всегда пытался показать внутреннее благосостояние страны с помощью наружной пышности своего двора. Чего только стоит его алмазный трон, созданный лучшими ювелирами персидского шаха. Такой подарок был преподнесен царю армянскими купцами, так как те были заинтересованы в получении различных льгот и привилегий для торговли в Русском государстве.
Чтобы украсить трон, купцы купили огромное количество драгоценных камней, в том числе и около восьмиста алмазов. По праву сказать, это один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате. Он изготовлен из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами, украшен огромным количеством драгоценных камней.
Верх трона украшен золотыми фигурками апостола Петра и Николая Чудотворца. Посреди спинки — двуглавый орел, однако он был сделан уже в России. Лицевая сторона трона украшена алмазами, чье количество превышает восемьсот пятьдесят штук, а также более тысячи других драгоценных камней. По бокам изображены персидские миниатюры, сцены охоты, животные, птицы, растения. Выемки трона отделаны чеканным золотом, они изображены в виде разнообразных фигурок в восточном стиле.
Трон для Ивана и Петра
Вскоре после смерти Алексея Михайловича скоропалительно скончался и старший сын Федор. Тогда было принято решение короновать сразу двух наследников. Это было вызвано тем, что средний сын Иван был слаб умственно и физически, а младший Петр был довольно сообразительным. Так как правителей стало двое, то и трон должен быть подходящим. По этому случаю создали большой серебряный трон с двумя сиденьями.
Интересный факт, что за спинкой данного трона было тайное место. Оно было предназначено для наставников и помощников юных правителей, которые помогали им во время важных переговоров. В основном там находилась Софья, их старшая сестра, которая в свои двадцать пять лет была весьма умна и образована.
Трон Елизаветы Петровны
Элегантный, величавый и красивый трон Елизаветы Петровны был выполнен в стиле рококо. Точеные завитки резных растительных и цветочных орнаментов украшают изящные ножки, а также подлокотники царского кресла. Вверху по бокам трон украшают женские головы, похожие на ангельские. Буквально с первых секунд становится понятно, что этот трон принадлежит именно женщине, причем с хорошим и изысканным вкусом.
Символами власти на данном престоле выступают силуэты барсов, львов и грифонов, украшающих серебряные и золотые пластины. Собственный вензель Елизаветы Петровны, в виде первой буквы ее имени, украшает верх спинки тронного кресла, а по центру изображен государственный герб.
Трон Павла I
Данный трон является одной из шести копий серебряного тронного кресла Анны Иоанновны, созданный в петербургской мастерской придворного мебельщика Христиан Мейера. Копии были сделаны не из серебра, а из дерева, и покрыты сверху позолотой. Лишь три из них сохранились и дошли до наших дней. Сейчас трон сына Екатерины II и Петра III находится в Большом Тронном зале Зимнего Дворца в культурной столице России, все желающие могут лицезреть его во всей красе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сапфировый трон что это
Дворец, что гнездо прилепился
На. краешке Чёрной скалы,
Где ветер веками резвился,
А, волны катили валы.
Там был тронный зал, где бойницы
И. солнышка луч – на полу.
Прислуги — весёлые. лица,
Хоть в доме любили луну!
Сиял в тронном зале звездою.
Сапфировый трон. при. луне!
Кристаллы собрал царь с любовью
В далёкой, чужой стороне.
Царь в магию верил. сапфира,
С Кашмира кристаллы привёз.
И. пела загадочно лира
Ему под сиянием звёзд:
О власти царя бесконечной!
О славных победах – в боях!
О страстной любви быстротечной!
О радостных встречах. в морях!
Царь. верил, мечтая, на троне,
Сапфир стал его. талисман!
Любимую взял он в короне
И так императором стал!
Святой пророк Иезекииль жил в VI веке до Рождества Христова. Родился в городе Сарире, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем – таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла.
Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее «подобие Человека», а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28).
По толкованию отцов Церкви, пресветлое «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных прообразовывали четырех евангелистов, колеса со множеством очей – части света со всеми народами земли.
При этом видении святой пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к народу израильскому. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля.
Пророк Иезекииль возвестил народу израильскому, находившемуся в плену вавилонском, о предстоявших испытаниях в наказание за заблуждения в вере и отступничество от Истинного Бога. Пророк возвещал также и наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма.
Особенно важны два знаменательных видения пророка – о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией и устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком «вратами затворенными», которыми прошел только Один Господь Бог (Иез. 44, 2). Видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез. 37, 1-14).
Святой пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховара, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк испросил у Бога умножения пищи для голодавших.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, святого Иезекииля предали казни: привязанный к диким коням, он был разорван на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Пророчества Иезекииля записаны в книге, названной его именем и включенной в Библию.
Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет – будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии – его прежние грехи не воспомянутся перед Богом (Иез. 3, 20; 18, 21-24).
ПРОРОКУ ИЕЗЕКИИЛЮ
Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Иезекииля память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.
Иной тропарь, глас 2
Пророче Божий Иезекииле, / предзревый затворенная Духом врата / и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога, / Того моли, молимся, / да отверзет дверь милости Своея / и спасет души благочестно поющих память твою.
Кондак, глас 4
Божий явился еси пророк, / Иезекииле чудне, / воплощение Господне всем провозвестил еси, / Сего Агнца и Зиждителя, / Сына Божия, явльшася во веки.
That undisturbed Song of pure concent,
Ay sung before the saphire-colour’d throne
И надо ж было Рескину процитировать эти строки (“Queen…” p. 166), задевшие меня за живое. Я тут же кинулась выяснять – кто и почему писал у нас о «безмятежной музыке пред сапфировым троном». Оказывается, Мильтон. «К высокой музыке». At a Solemn Music
BLest pair of Sirens, pledges of Heav’ns joy,
Sphear-born harmonious Sisters, Voice, and Vers,
Wed your divine sounds, and mixt power employ
Dead things with inbreath’d sense able to pierce,
And to our high-rais’d phantasie present,
That undisturbed Song of pure concent,
Ay sung before the saphire-colour’d throne
To him that sits theron
With Saintly shout, and solemn Jubily,
Where the bright Seraphim in burning row
Their loud up-lifted Angel trumpets blow,
And the Cherubick host in thousand quires
Touch their immortal Harps of golden wires,
With those just Spirits that wear victorious Palms,
Hymns devout and holy Psalms
Singing everlastingly;
That we on Earth with undiscording voice
May rightly answer that melodious noise;
As once we did, till disproportion’d sin
Jarr’d against natures chime, and with harsh din
Broke the fair musick that all creatures made
To their great Lord, whose love their motion sway’d
In perfect Diapason, whilst they stood
In first obedience, and their state of good.
O may we soon again renew that Song,
And keep in tune with Heav’n, till God ere long
To his celestial consort us unite,
To live with him, and sing in endles morn of light.
Податели восторгов неземных,
Посланцы сфер, чета сирен благая,
Соединитесь, Пение и Стих,
Безжизненную персть одушевляя,
Чтоб насладиться мы могли сполна
Мелодией, которая слышна
Вокруг того, чей трон сапфироцветный
Воздвигся средь несметной
И грозной рати ангельских чинов;
И чью хвалу на арфах златострунных
Слагают сонмы херувимов юных,
И трубы серафимов вторят им
Раскатом победительным своим,
И праведники с просветленным взором
Псалмы и гимны хором
Поют спокон веков.
Мелодия не умолкала эта
И на земле у нас в былые лета,
Пока завет творца, чуждаясь зла,
Покорно вся живая тварь блюла
И не разладил грех людского рода
Начальную гармонию природы,
Где каждый голос прославлял того,
Кем созданы и свет и естество.
О, пусть скорей тот наш напев чудесный
Опять сольется с музыкой небесной,
И вновь свой лик нам даст господь узреть
В сияньи дня, что не померкнет впредь!
Перевод Ю. Корнеева. – Дж. Мильтон. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. – М., Художественная литература, 1976. – с. 404-405.
На сайте, откуда я взяла английский текст, в примечаниях в частности сказано:
«Сирены. В «Республике» Платона 10.616-17, небесные сферы движутся сиренами, которые производят музыку сфер.
Голос (Voice) и Стих (Vers). Мильтон имеет в виду разницу между «голосом» — музыкой, производимой небесными сферами, и «пением» — ангельским хором, символизирующим небесный порядок.»
Сапфировый трон однако же отсылает нас еще дальше – к видению Иезекииля 1.26:
«А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем.» И далее: «И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом.»
«Видение Иезекииля» – довольно популярный текст. Можем ли мы предположить его связь с «небесной» контаминацией сапфира?
Если мы примем, что Господь явил человекам себя только в своем Сыне, а до того никто не видел Господа иначе, как через символическое обозначение – значит, видение человека на сапфировом престоле – это один из символических образов Всевышнего для нас. Мой внутренний голос сразу подсказывает некоторые параллели… но я не рискну рассуждать далее о столь тонких предметах.