что такое сан пресвитера
Степени священства
В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).
Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.
Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.
Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).
Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.
Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.
За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.
Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.
Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.
Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.
На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.
На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.
Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.
Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.
Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».
К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»
Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.
Изучаем церковные термины: пресвитер – кто это такой
Каждый воцерковленный или интересующийся религией человек хоть раз, да слышал об этом, но мало кто способен объяснить, что такое сан пресвитера. А ведь за этим термином кроется богатая традиция священнического служения и история богословского развития в христианстве, с новозаветных времен. Разберемся в истории вопроса и узнаем, кого называют так сегодня.
Кто же это?
Слово происходит от греческого термина, обозначающего старейшину. В просторечии сегодня их зачастую называют просто священниками.
Это связано с тем, что в основных традиционных конфессиях термин “Пресвитер” обозначает вторую ступень священства.
Большинство клириков, с которыми сталкиваются прихожане как православной церкви, так и других исторических исповеданий, являются именно пресвитерами или же просто иереями.
Важно! Когда можно попасть в храм святого Сергия Радонежского в Бусиново
Из них практически всегда назначают настоятелей приходов и соборов. Также они преподают большинство таинств, кроме рукоположения и (в католичестве) миропомазания, и совершают другие священнодействия.
В ранней церкви
Слово «пресвитер» можно встретить уже в Новом Завете. С ним особенно часто можно столкнуться в Деяниях Апостолов. Как говорит Википедия, в то время он не всегда был человеком, иерархически на следующей, после епископа, ступени священства.
В апостольские времена этим термином обозначали часто просто старейшего в христианской общине. Иногда так называли кого-то из апостолов.
Вместе с тем, уже в новозаветных текстах прослеживается разница между пресвитерством как почетным званием и служением. Еще явственнее она проступает в писаниях мужей апостольских и раннехристианских апологетов.
Важно! С самого начала существования христианства к кандидатам в иереи предъявлялись определенные требования. А в самом их избрании участвовали и миряне, хотя право посвящения принадлежало лишь епископу. Отменил участие мирян в избрании Лаодикийский собор.
Из текстов следующего поколения мы можем составить представление о том, какими были обязанности раннехристианского иерея:
Епископ управлял вверенной ему епархией, советуясь с иереями, чья коллегия называлась «пресвитерием». Также их призывали на соборы, где они занимали места позади епископата.
Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть
Выдающаяся роль, которую играли священники в жизни церкви, оборачивалась для них часто тяжелой судьбой в периоды гонений. Среди них мы можем встретить немало мучеников, таких как Елима, пресвитер в Вавилоне, пострадавший при императоре Деции, ставших светочами христианской веры и после смерти. Мучеников из второго священнического чина называют священномучениками.
В православии
Кто такой сегодня пресвитер в православной церкви? Насколько его роль отличается от той, которую мы можем встретить в древности?
Окончательно православное священство оформилось к V–VI вв., когда четко были разделены роли между тремя санами – епископом (или архиереем), пресвитером (или иереем) и диаконом.
В последующее время основные изменения касались требований к образованию, моральному облику и возрасту кандидатов.
За иереем закреплена роль главного помощника и заместителя архиерея в священнодействии и обучении вере православных христиан. Поэтому так важно, чтобы он имел должный уровень образования.
Познавательно! История иконы Всецарица: каково ее значение и в чем помогает образ
В соответствии с каноническим правом Русской Церкви кандидат на рукоположение в России должен:
Важно! Православные каноны выдвигают определенные правила и к физическому облику кандидатов. Правда, они не столь строги. Тут важно, чтобы физические недостатки не были препятствием для рукополагаемого исполнять в будущем священнические функции. Поэтому священниками не могут стать глухие, немые, слепые и не способные двигаться лица.
Неженатые, принявшие монашество иереи могут стать епископами.
В других конфессиях
В католичестве, а также протестантских общинах, где сохранилось епископство, пресвитеры занимают то же место в иерархии, что и в православии. Их функции также очень схожи. Разница состоит лишь в том, что в католической церкви миропомазание преподает только епископ.
Многие протестантские деноминации не признают священство в качестве таинства, что налагает свой отпечаток на роль пресвитера, которая в первую очередь становится административной и учительской.
Кроме того, существуют пресвитерианские церкви, где нет епископов. В них все управление делами церкви находится в руках коллегии пресвитеров.
Как и в православии, в католической церкви и большинстве исторических протестантских деноминаций (лютеранство, кальвинизм, англиканство) к кандидатам на роль пресвитера предъявляют определенные требования по минимальному возрасту, образованию и образу жизни.
Католические латинские священники, например, обязаны хранить безбрачие. В то же время протестантских пасторов это не касается – более того, они зачастую могут жениться уже после того, как вступили в должность.
В последнее время многие протестантские деноминации открыли двери для пресвитеров-женщин, а некоторые пошли дальше, поставляя женщин и в епископы. Это относится и к лютеранам (Церковь Швеции), и англиканам (Церковь Англии, Епископальная церковь США).
Пресвитерианство
Среди множества направлений протестантизма есть одно, которое взяло свое название от сана пресвитеров – пресвитерианство.
Тот, кого интересует вопрос, что же такое пресвитерианская церковь, должен будет обратиться к учению французского богослова Жана Кальвина, которое легло в основу учения этой деноминации. Именно его переосмысление на почве Шотландии породило ее.
Основной особенностью пресвитерианства стало отсутствие епископата. Эта конфессия организована по конгрегационному принципу:
Пресвитерами в этой деноминации называют не только возглавляющих общину пасторов, но и избираемых ею старейшин, заведующих финансовыми и административными вопросами.
Пресвитерам помогают диаконы. Таким образом, пресвитерианская церковь лишена столь строгого иерархического начала, типичного для православия, католицизма или лютеранства.
Хотя первые кальвинисты появились в Московском царстве еще в XVI в., но настоящее пресвитерианство в Российской империи появляется в середине XIX в. В 1860 г. миссионер из США Истон и проповедник-турок Кашамош организовали первые общины пресвитериан в Ереванской губернии, которые постепенно и разрослись по всей империи.
На сегодняшний день пресвитерианство представлено в большинстве регионов России, особенно сильно в Москве и Санкт-Петербурге. Общины северной столицы объединяет Совет пасторов пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга, который является незарегистрированным координационным органом.
Полезное видео
Вывод
История пресвитерского сана органически связана с историей самой христианской церкви. Пресвитеры превратились в главных помощников епископов и настоятелей приходов. В православии до сих пор они является основой иерейства.
В то же время, с появлением протестантизма появились движения, такие как пресвитерианство, поставившее пресвитерство в основу самой своей организации. Для них ответ на вопрос: сан пресвитера, что же это и в чем его суть, таков – это духовный старейшина общины.
Пресвитер
Пресви́тер или священник (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) – 1) степень священства, превышающая диаконскую и уступающая епископской; 2) лицо, обладающее этой степенью.
Пресвитер есть вторая ступень в священной иерархии (священноначалии).
Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира.
Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.
Для посвящения в пресвитеры требуется таинство хиротонии. Каноны определяли возраст для пресвитерской степени не меньший 30-тилетнего, поскольку Сам Иисус Христос начал учить в 30 лет. Пресвитеру, как и всем священнослужителям, запрещают вступать в брак после возведения в священнослужительскую степень.
Пресвитер также именуется иереем или священником. Правительственные степени пресвитера – протоиерей и протопресвитер.
«1. История установления чина
В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей ( 1Петр. 5, 1 ; 2Ин. 1 ). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа ( Евр. 5, 6; 10, 21 ), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им православное воспитание.
Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2‑м правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен один епископ. В Постановлениях Апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого с молитвою (Кн. 8, гл. 14). У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».
2. Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера
Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни
Передача воздуха диакону
Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
Преклонение колен пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
Облачение в епитрахиль, пояс, фелонь, вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»
Приветствие сослужителей целованием
Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после пресуществления Святых Даров
Возвращение части святого Агнца архиерею
Причащение Святых Таин
Чтение заамвонной молитвы
3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера
Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 262). Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.
Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, то есть тем чином, к которому сам принадлежал, – по толкованию святого Симеона Солунского, – он доводится ими до священных врат алтаря и таким образом показывает, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их, и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин».
В тайносовершительной молитве архиерей объявляет всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом.
В первой молитве о рукополагаемом архиерей молит безначального и бесконечного Бога, удостоившего принявшего звание пресвитера, «священнодействовать слово Его истины», благоволить проручествуемому от него «подъяти великую сию благодать Святаго Духа» для непорочного жительства и неуклонной веры и показать его совершенным, благоугождающим и достойно жительствующим, сознавая дарованную ему великую честь священства.
Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В ней изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве:
1) предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву;
2) проповедовать Евангелие Царства Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;
3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;
4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Господа;
5) являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту. После прочтения молитв архиерей подает рукоположенному священническую одежду – епитрахиль, пояс и фелонь – и вручает ему Служебник – книгу, являющуюся руководством для совершения священнодействий.
Епитрахиль, по выражению Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (в звании диакона называемый «стихарь»), означает духовную готовность и способность к богослужению. Фелонь, обычно называемая «ризою», есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу ( Пс. 131:9,16 ). Целование архимандритов и всех сослужителей «в рамена» выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви».
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.