что такое самонесущие шины
Что такое самонесущие шины
Шины RunFlat – что это?
Ямы и острые предметы на дорогах, отсутствие контроля за давлением в шинах и их износом – самые распространенные причины прокола покрышек. Хорошо, если водитель заметил проблему около дома, а если это произошло на безлюдной трассе за десятки километров до ближайшей СТО? Приходится всегда иметь при себе набор для экстренного ремонта резины, домкрат и запасное колесо, которые занимают место в багажнике, или быть готовым отдать 1000-3000 рублей и потратить время на вызов эвакуатора. Шины RunFlat позволяют если и не забыть об этих предосторожностях, то думать о них гораздо реже.
Суть технологии RunFlat
RunFlat (от английского слова «спущенный», в русской транскрипции – «ранфлет») – технология производства авторезины, позволяющая при проколе проехать на покрышке примерно 80-100 км. Стрелка спидометра при этом может доходить до 80 км/ч.
Шины с этой технологией называют «шинами нулевого давления», «самонесущими шинами».
Чаще всего возможность использовать проколотые покрышки достигается за счет упрочнения боковин. Также выпускаются шины RunFlat, которые не спускаются и не сползают с обода благодаря установке внутри опорного кольца или добавлению в конструкцию внутреннего слоя из герметизирующего материала, затягивающего незначительные проколы, порезы.
Чем шины RunFlat отличаются от стандартных?
Обычная проколотая шина быстро спускается под весом автомобиля, прогибается до обода, сползает с него. Продолжать движение нельзя – нужно ставить заплату, менять колесо либо вызывать эвакуатор до ближайшей СТО. Если этого не сделать, то покрышка придет в полную негодность. Ее нельзя будет восстановить, даже если изначально прокол был небольшой. К тому же ехать со спущенным колесом небезопасно.
Шины RunFlat обладают упрочненной конструкцией, которая не позволяет им быстро проседать под весом машины, если образовался прокол, порез. Поэтому на них можно безопасно доехать до шиномонтажа.
Основными отличиями самонесущей авторезины от стандартной являются:
Шины ранфлет примерно на 20% тяжелее, чем стандартные.
Конструкция стандартных и самонесущих шин
Разновидности системы RunFlat
Как маркируют покрышки RunFlat разные производители?
Автопроизводителями используются разные обозначения упрочненных покрышек. Все шины RunFlat на машинах BMW, Rolls-Royce, Mini маркируются буквами RSC (RunFlat System Component). В Mercedes-Benz применяют обозначение MOE (MOExtended), на резине некоторых моделей Audi можно увидеть аббревиатуру AOE (Audi Original Extended).
Шины ранфлет от Bridgestone можно узнать по маркировке RunFlat Tyres (RFT). У Michelin эта технология называется Zero Pressure (ZP), у Continental – Self Supporting Runflat (SSR), у Goodyear и Dunlop – Run On Flat (ROF), у Nokian – FlatRun. Также встречаются аббревиатуры ZPS, SSS.
Пример маркировки самонесущих шин
Условия использования и обслуживания шин RunFlat
Прокол ранфлет-шины не всегда можно сразу заметить – визуально она не будет отличаться от неповрежденной. Если водитель не сбросит скорость и продолжит совершать маневры, велика вероятность ДТП.
Самонесущие покрышки рекомендуют использовать только при наличии датчика давления, а также с электронным помощником ESP, который предназначен для поддержания курсовой устойчивости.
Шины можно монтировать на стандартные диски, устанавливать в начале сезона и снимать в конце. Для проведения их монтажа следует обращаться на СТО, оснащенную пневмоустановкой Easymont – так называемой «третьей рукой» для снятия и установки низкопрофильной авторезины.
Внешнюю часть протектора поврежденной шины можно восстанавливать, если она не деформировалась.
Плюсы и минусы
Ключевое преимущество шин нулевого давления – возможность после прокола, не сбрасывая скорость до минимальной, продолжать ехать около 80, а в отдельных случаях и 100 км. Водитель не создает пробки и аварийные ситуации, меняя на трассе или на обочине колесо или дожидаясь эвакуатор. Снижение давления в самонесущей шине не сказывается на управляемости автомобиля.
С резиной RunFlat не приходится возить докатку или полноценную запаску, занимая половину полезного пространства багажника.
Но у RunFlat есть и недостатки. Во-первых, шины с этой технологией стоят в 1,5-2 раза дороже стандартных и требуют наличия датчика давления и ESP. Во-вторых, они примерно на 1/5 тяжелее аналогов без укрепленного каркаса, что снижает комфорт управления автомобилем, ухудшает его динамические характеристики, сказывается на сроке службы подвески. В-третьих, ремонт и замена ранфлет-покрышки могут быть выполнены на не всех СТО, так как требует обязательного наличия пневматической установки Easymont.
Популярные марки шин с технологией RunFlat
Nokian Tyres Hakkapeliitta 7 SUV – улучшенные показатели сцепления с дорогой у в условиях обледенения и снега.
GOODYEAR Eagle UG GW-3 – шины, сохраняющие эффективность на протяжении всего срока службы.
Bridgestone Blizzak RFT – скоростные шины для зимней эксплуатации.
MICHELIN Alpin 5 ZP – шины с уменьшенным тормозным путем.
Continental IceContact 2 SUV – износостойкие покрышки с неординарным рисунком протектора, упрочненной боковиной.
Yokohama Advan Sport ZPS – надежные шины для легкого управления на большой скорости.
MICHELIN Pilot Sport PS2 – покрышки для мощных спортивных машин с улучшенным сцеплением с дорогой.
Pirelli Cinturato P7 – экологически безопасные шины с улучшенной управляемостью.
Kumho Ecsta PS71 – недорогие покрышки с высоким уровнем акустического комфорта.
Dunlop SP Sport Maxx TT – прочные, устойчивые к аквапланированию шины.
Заключение
Шины RunFlat помогают обойтись без запасного колеса, набора для ремонта покрышек и телефона службы эвакуации в записной книжке на обычных маршрутах. Но если вы собираетесь в дальнюю дорогу, где вам придется проезжать незнакомые участки трассы, лучше не рискуйте и положите в багажник колесо-докатку. Ведь далеко не факт, что вы сможете найти работающий техсервис в радиусе 80 километров от места прокола шины.
Шины Run Flat — особенности технологии, для каких авто подходят
Основная рекомендация при любом повреждении автошины заключается в прекращении движения и установке запасного колеса. Но, если используется покрышка, сделанная по технологии Run Flat, возможно без замены доехать до ближайшего автосервиса. Главное соблюдать технику безопасности.
Особенность шин, изготовленных по технологии Run Flat
Run Flat расшифровывается, как «езда на спущенной шине». Фактически благодаря техническим особенностям конструкции покрышка может использоваться, даже в спущенном состоянии, хоть и с ограничениями. Зная, что это такое возможно решить нужно ли использовать подобную авторезину.
Основным преимуществом, у шины, выполненной по технологии является возможность безопасно передвигаться в случае прокола протектора. Помимо этого, увеличивается безопасность при движении. Шина не спускает мгновенно, сводя риск возникновения ДТП к минимуму.
Есть у шины Run Flat и недостатки. Перечислим самые значимые.
В чем отличие шин Run Flat от обычных
Основным отличием, тут является более прочные боковины. Фактически это самонесущие шины. Автошина имеет дополнительное усиление боковой части. Причем отличие также касается основного слоя покрышки, он выполняется из теплостойкой резиновой смеси.
Перечислим дополнительные слои, имеющиеся в боковине.
Помимо этого, протектор имеет резину, которая частично перекрывает прокол. Это значительно снижает скорость потери воздуха в шине.
Ехать на пробитой шине Run Flat, можно примерно 50-60 километров. Важно выдерживать определенную скорость, она не должна превышать 80 км/ч.
Для всех ли автомобилей подходят шины Run Flat
Нужно учитывать – подобная резина имеет ограничения по установке. Это напрямую указывают производители. Далеко не все автомобили могут комплектоваться такими шинами, обязательно требуется соответствие техническим требованиям. Устанавливать шины Run Flat можно только на транспортные средства, оборудованные следующими системами.
Если ваша машина подходит под перечисленные требования, возможна покупка и применение подобных покрышек.
Подлежат ли шины Run Flat ремонту после прокола
Частым вопросом, является может ли быть восстановлена подобная покрышка после прокола. В большей части случаев отремонтировать ее не получится. Причин тут несколько.
Ну, и как писалось выше, монтировать колесо намного сложнее в сравнении с обычной шиной.
Другие названия технологии самонесущих шин
Иногда можно слышать, что разные производители используют различные технологии. Связан слух с применением различной маркировки. На самом деле все они используют технологические решения, попадающие под определение Run Flat. Могут отличаться следующие составляющие:
Перечислим, какая маркировка может встречаться на практике.
Несмотря на современность технологии, она не до конца отработана. Существует множество недостатков. Их необходимо учитывать, выбирая подобные автошины.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Ремонт шины жгутом своими руками
Маркер для шин: особенности, как пользоваться
Радиальные шины — особенности конструкции и преимущества
Самонесущие шины и технология RunFlat — полезно или пустая трата денег?
К сожалению, у современных пневматических шин, которые мы видим каждый день на дорогах, есть большой недостаток − подверженность падению давления из-за разгерметизации. Инженеры нашли выход из ситуации — шины с технологией RUN FLAT. Приведем примеры шин для летней эксплуатации.
Определение самонесущих шин
Самонесущие шины − это покрышки, на которых можно продолжать движение даже при полном отсутствии давления в них. Дословно — они продолжают «нести себя» сами даже после потери давления. Это стало возможным благодаря жесткому резиновому ободу в конструкции − он выдерживает нагрузки (как динамические, так и статические) аналогичные тем, которые способно выдержать подкаченное колесо.
Такое колесо не сдувается при проколе, борт постепенно отходит от диска, боковина сплющивается, но резина остается на диске. Даже если давление в покрышке полностью пропадет, шина RunFlat еще очень долго будет нормально держаться на колесном диске.
Такие шины именуются как RunFlat. Одну и ту же технологию RunFlat каждый производитель обозначает по-разному, бессистемно. Например, у Michelin это будет аббревиатура «ZR», у Yokohama – «ZPS», у Continental – «SSR», Bridgestone – «RFT» и т.д.
Идея создания таких покрышек не нова. Еще в тридцатых годах прошлого столетия колеса с жесткой боковиной применялись на лимузинах и автомобилях службы инкассации. Однако, по-настоящему интересной подобная конструкция шины стала лишь в конце 90-х годов.
Верхний рисунок — обычная шина, нижний — по технологии Runflat
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы внедрить жесткую боковину в покрышку. Но, уже на этом этапе выявились проблемы с комфортом и устойчивостью автомобиля. После приложения совместных усилий сразу нескольких шинных концернов удалось создать особый материал обода, при котором покрышка обеспечивала оптимальные эксплуатационные характеристики и мало чем отличалась от стандартной пневмошины.
Особенности эксплуатации
Если думаете, что такие шины решат множество проблем, то не спешите обольщаться. Наличие таких шин еще не означает полную беззаботность водителя. Да, проколов можно не бояться, да, «запаску» можно не возить. Но передвигаться на такой пробитой шине обычно нельзя на скорости более 80 км/ч и на расстояние не более 80 км. И если в городе за такое расстояние не проблема найти приличный шиномонтаж, то на некоторых российских трассах за такой километраж (и даже более) можно не найти места, где вам устранят прокол.
Следующей особенностью является сама конструкция боковины. Вернее, ее излишняя жесткость, которая помимо достоинства является и недостатком. Все дело в том, то для монтажа RunFlat требуется специализированное оборудование. Если же использовать обычный станок, то потребуется приложить намного больше усилия и ловкости чтобы одеть шину на диск, что сделает далеко не каждый шиномонтажник. Многие даже не захотят браться за такую работу.
Как не странно, но способность шины долгое время катиться без давления одновременно является и ее слабым местом. Все дело в том, что водитель не замечает внештатной ситуации, и продолжает «поливать» как ни в чем не бывало, тогда, как на обычном колесе машину начало бы вести в сторону.
Понять, что пора обратиться на шиномонтаж, можно очень нескоро, возможно тогда, когда ситуация уже станет критической, и шина станет не пригодной для последующей эксплуатации. Именно поэтому важным условием установки шин RunFlat является наличие датчиков давления воздуха в колесах вашего автомобиля. Не рекомендуется установка данных шин при их отсутствии.
Также не стоит использовать на разных осях машины обычные шины и шины RunFlat из-за большой разницы в жесткости резины.
Преимущества
Основное достоинство подобных покрышек заключается в удобстве эксплуатации. При проколе не нужно менять колесо на запасное или пользоваться ремонтным комплектом (герметиком/жгутом), а еще какое-то расстояние можно спокойно двигаться. Если быть точным − допустимо проехать со спущенным самонесущим колесом около 80 километров при скорости не более 80 километров в час. Помимо удобства есть еще ряд плюсов:
Недостатки
К сожалению, RunFlat имеет немало слабых сторон:
Что предлагают производители
Фирменная технология от Мишлен называется Zero Pressure (сокращенно — ZP). Именно такая аббревиатура будет нанесена на шины этого производителя, которые позволят автомобилю передвигаться даже в случае прокола, при котором полностью упадет давление в колесе. Шины с усиленными боковинами, инновационным бортовым кольцом представлены в различных сериях. Самые популярные из летних:
Шины Michelin ZP устанавливаются на конвейере на такие авто, как БМВ, Кадиллак, Додж, Мерседес и другие, оснащенные системой контроля давления в шинах TMPS.
Особенностью данных покрышек является возможность только однократного их ремонта в специализированном сервисном центре. На некоторые шины может быть нанесена надпись о том, что данная покрышка вообще неремонтопригодна.
У этого производителя тоже есть шины, изготовленные по технологии RunFlat. Даже при полной потери давления на таких покрышках автомобиль может передвигаться на приличное расстояние и на достаточно высокой скорости. Обозначается такая продукция ROF, что расшифровывается, как Run On Flat.
Наиболее популярные летние линейки:
У этого производителя подобные шины имеют обозначение RFT. Летнюю линейку представляют:
Система RunFlat от Continental носит название Self-Supporting Runflat (сокращенно — SSR). Особенностью данных шин является наличие в боковинах усилителя из каучука, который удерживает вес автомобиля при потере давления в колесе.
Шины устанавливаются преимущественно на автомобили премиум-класса и спорткары. Летняя линейка представлена:
Продукция от этого производителя, позволяющая обходиться без запасного колеса, имеет обозначение ROF. Главной их особенностью является возможность установки на колесный диск с любым ободом. Типичным представителем этой линейки являются шины Dunlop SP Sport MAXX.
Известный финский производитель также имеет в своем арсенале подобные шины. Правда, большинство из них — зимние. Среди летних можно отметить Nokian Hakka Z, на которых можно передвигаться на скорости до 150 км/ч даже с нулевым давлением, что является лучшим показателем в данном классе.
Итальянцы также не отстают от конкурентов, предлагая широкий ассортимент шин RunFlat радиусом от 15 до 20 дюймов. Кстати, они первые разработали шины Ран Флэт для внедорожников. Наиболее популярная свежая летняя модель — Pirelli Cinturato P7.
Корейский производитель добавляет в свои RunFlat шины инновационный запатентованный компонент, способный увеличить термостойкость резины и применяет для их производства экологичный новейший корд на тканевой основе — лиоцель. Технология носит название XRP. Типичный летний представитель — Kumho Ecsta SPT KU31.
Этот производитель использует не самую распространенную технологию для своих RunFlat покрышек — в боковинах шины установлено несколько слоев резины и жаропрочный корд, не позволяющий деформироваться шине даже при полной потере давления. Качество данной продукции заслуживает самых высоких похвал. Типичный представитель летней линейки — Hankook Ventus S1 evo 2.
Их технология RunFlat носит название Zero Pressure System (сокращенно — ZPS). Усиленная проволока в бортах и укрепленная боковина удерживают шину на ободе даже в самой экстремальной ситуации и без давления. Популярная летняя модель — Yokohama Advan V103 ZPS.
Самонесущие шины удобны в эксплуатации, но их приобретение обойдется в немалую сумму. К тому же, по своим свойствам они во многом уступают обычным покрышкам. Это хороший вариант для городской эксплуатации, но в продолжительном путешествии RunFlаt бесполезны.
Шины MICHELIN Zero Pressure
Самонесущие шины (шины RunFlat или ZP) появились на шинном рынке достаточно давно. На российском рынке подобными шинами комплектовались в основном автомобили BMW.
Суть технологии самонесущих шин в том, что при низком внутреннем давлении, которое может быть следствием банального прокола, шины могут продолжать движение на определенное количество километров с определенной скоростью, что позволит без проблем доехать до профессионального шинного центра и устранить прокол. Это также позволяет избавить автомобиль от запасного колеса и высвободить дополнительный объем для багажного отделения.
Как это работает?
Обычная шина после потери давления проседает под весом автомобиля, а боковины оказываются плотно прижатыми к поверхности дороги. Подобная ситуация полностью уничтожает шину за несколько километров. А самонесущая шина способна продолжать движение, при этом, на весьма высокой скорости.
Все дело в особой конструкции шины с усиленными боковинами, которые выполнены по специальной технологии из стойких к перегреву резиновых смесей. Опираясь на именно такие боковины, шина и может продолжать движение даже с полной потерей давления без риска для перегрева конструкции шины и ее разрушения.
Технология ZP MICHELIN
Технология самонесущих шин у компании Мишлен называется Zero Pressure (обозначается как «ZP» в маркировке шины). Шины, выполненные по такой технологии, могут в случае повреждения шины продолжать движение на скорости 80 км/ч на расстояние до 80 км.
Шины Zero Pressure могут устанавливаться на любой автомобиль, оснащенный датчиками давления, так как внешний вид шины Zero Pressure с низким давлением очень сложно отличить от шины с корректным давлением. Особые диски, в отличии от шин MICHELIN с технологией PAX, также не нужны.
Обслуживание шин ZP
Стоит уделить особое внимание обслуживанию шины Zero Pressure. Прежде всего, монтаж и демонтаж таких шин требует высокой квалификации сотрудников шинного центра и современного оборудования, оснащенного «третьей рукой».
Кроме этого, стоит помнить, что все самонесущие шины могут быть отремонтированы только в случае, если поврежден протектор шины. В случае же повреждения боковины использование шин Zero Pressure необходимо прекратить, боковина шины Zero Pressure неремонтопригодна.
Внимание! Следует помнить, что все самонесущие шины обладают большим весом и жесткостью структуры по сравнению со стандартными шинами, что не может не сказаться на комфорте вождения. Поэтому оптимальным вариантом будет использование самонесущих шин на автомобилях, на которые подобные шины устанавливались в первичной комплектации (BMW, Mercedes-Benz). В этом случае, больший вес и жесткость шины будут нейтрализованы специально подготовленной к самонесущим шинам подвеской автомобиля.
Ранфлэт, или жизнь без проколов: изучаем технологии защищенных шин
Выход колес из строя в результате прокола или пореза остается одной из самых неприятных ситуаций для водителей уже полторы сотни лет. Способы борьбы с этой напастью искали с первых дней появления пневматических покрышек – и, кажется, решение наконец-то найдено. Сейчас продажи покрышек RunFlat составляют существенную долю в общем объеме поставок шин для легковых автомобилей. Такие покрышки, называемые еще самонесущими, составляют порядка 5% в объеме продаж легковых шин. А начиналось все в 1973 году с машин Rover P6 и Austin Mini, для которых изготовили первые RunFlat покрышки Total Mobility Tyre, переименованные позже в Dunlop Denovo. И это было первым опытом применения подобной технологии в сугубо гражданских целях на легковом автомобиле, просто потому что запасное колесо очень уж мешало. Почему без воздуха не обойтись и как пытались избежать проколов на протяжении всего этого времени – читайте ниже.
Почему внутри воздух
П ервые резиновые покрышки, которые пришли на смену деревянным и окованным ободьям, были непробиваемыми и совершенно не боялись гвоздей – более того, в каждом колесе машины тогда гвоздей и штатно могло быть несколько. Впрочем, ценились обода, собранные без единого гвоздя или болта – это считалось работой мастера. Но к началу автомобилизации планеты цельнодеревянные колеса, обитые резиной, были уже далеко не передовой технологией: настала пора пневматических шин.
Первый патент на привычную нам «пневматику» появился в 1848 году и был взят на имя Роберта Томпсона. Идея дошла и до практической реализации, причем тесты убедительно доказали превосходство пневматических шин перед твердыми колесами: тяговое усилие на твердом покрытии уменьшилось на 37%, а на гравии и грунте – на уже на 68%. И это не считая принципиального изменения в комфорте передвижения.
После истечения действия патента в 1878 году следующую попытку предпринял весьма известный и поныне Джон Данлоп: в 1888 он снова запатентовал пневматическую покрышку и начал серийное производство таких шин для велосипедов и конных повозок. Кстати, времена тогда были суровые, патентные тролли и просто прожектеры уже существовали, так что патентов на эту технологию на самом деле было довольно много. Но все они сводились к простым системам с камерой внутри покрышки или «пневмотрубкой» – камерой и шиной в одном флаконе.
На фото: Lanchester. Модель 1914 года
Проблема проколов остро стояла с самого начала, неприятности случались буквально каждую сотню километров. Это неудивительно, учитывая сколько гвоздей таилось в грязи грунтовых дорог – ведь основной тяговой силой были лошади, а их подковывали, и подковы крепились именно гвоздями. Повреждались и камеры, и сами покрышки. Корд был текстильным и очень слабым. Существенно ситуация улучшилась только в двадцатые годы с применением нейлонового корда и вискозы в составе покрышек, а также с переходом на металлокордные покрышки в середине века. Боролись с проколами простыми методами – дырки заклеивали, а у водителя в запасе всегда было несколько колес. Гонщики же, отправлявшиеся в дальние «раллийные» рейды, и вовсе везли с собой десятки «запасок».
Боремся с проколами: обойдемся без воздуха
В условиях уже полного доминирования пневматических покрышек на легковых автомобилях их применение на тяжелой технике и особенно военных машинах было крайне ограниченным. Тяжелый грузовик не поднять руками за ось, чтобы снять колесо и заменить покрышку. А в бою пневматика совершенно бесполезна – она легко пробивается пулями и осколками и повреждается даже колючей проволокой, а обездвиженная машина становится легкой мишенью. И заменить колесо под огнем, опять же, крайне сложно. Так что именно запросы военных в годы Первой мировой войны стали основной движущей силой в развитии непробиваемых шин.
Цельнорезиновые обода были не самым удачным решением, но инженеры быстро нашли вполне эффективную вариацию, годную для небольшой скорости. Наполненные эластичной массой в виде вспененного каучука или резиновых жгутов покрышки имели характеристики заметно лучше, чем у твердых ободьев. На твердом покрытии тяговое усилие уменьшалось на 20-30%, а на мягких грунтах на все 50% по сравнению с цельностальным колесом и резиновым облоем.
В дальнейшем прогресс подобного рода покрышек определялся именно характеристиками смеси-наполнителя. Правильно подобранная упругость позволяла на твердом покрытии и умеренной скорости получить характеристики, сравнимые с обычными покрышками. При этом шина не боялась повреждений, даже после попадания снаряда она оставалась на диске, и машина могла передвигаться.
К сожалению, с повышением скорости проявлялись и недостатки такого типа колес. Состав ощутимо нагревался при быстром движении, что приводило к вздутиям, разрывам и даже возгораниям покрышек. Жесткость состава по ободу неизбежно колебалась, и вибрации, а также высокая масса колеса разрушали ходовую часть машин. Прогресс в создании наполнителей позволил обеспечить безопасную скорость на уровне 50 километров в час, но, похоже, это предел, за которым конструкция потребовала серьезного усложнения.
На легковых автомобилях подобные колеса в двадцатом веке практически не применялись, ограниченное использование на ранних грузовиках и автобусах было связано со слабой несущей способностью пневматических покрышек и сложностями с заменой колес при проколах. Но со временем дороги стали лучше, а пневматика – крепче, и о гражданском применении гусматиков забыли.
Ажурные конструкции будушего
С появлением новых полимерных составов появилась и возможность создания эффективных решений такого рода в виде ячеистых структур с воздушным охлаждением на базе каркаса из полиуретана, углепластика и металла. Более высокая несущая способность современных пластиков и возможность компьютерного расчета сложных структур позволяет создавать конструкции с заданным модулем упругости в разных направлениях, что потенциально может быть применено для покрышек обычных «гражданских» автомобилей.
Отметились на поприще создания гражданских непневматических покрышек также компании Bridgestone, Polaris и Hankook, причем последняя уверенно продвигает технологию, выставляя все новые прототипы. Michelin даже обещал серийные покрышки такого рода к 2015 году, но, видимо, «что-то случилось»… Впрочем, вполне возможно, что мы увидим подобные колеса в ближайшее время – уж больно интересные возможности открывает технология. На городских машинках можно полностью отказаться от сложных подвесок, карданных валов, ШРУС, сайлентблоков и шаровых опор – ведь у такой покрышки жесткость в продольном и поперечном направлении не связаны, а значит, можно возложить на нее и функции подвески без ухудшения управляемости и сцепления с дорогой.
Как резервный вариант
Впрочем, с непневматическими шинами-гусматиками мы еще не закончили – они иногда скрываются под оболочкой обычной пневматики. Речь о шинах для бронированных машин, гражданских и не очень.
Гибрид пневматической покрышки и гусматика пытались разработать очень давно, еще в 30-е годы производились покрышки с цельнолитой внутренней частью, на которую монтировалась многокамерная шина. Например, компания Michelin представила в 1934 году покрышки подобной конструкции. Предназначались они в первую очередь для банковских броневиков и рейсовых троллейбусов. На машинах Chrysler в 1958 году появились покрышки Goodyear Tire и Rubber Company с несущим ободом – это позволяло решить проблему безопасности при быстрой потере давления в камерной резине, машина сохраняла управляемость при проколе колеса.
До массового внедрения бескамерной резины проблема была актуальной, и подобные технологии иногда появлялись как дополнительное оснащение для дорогих моделей машин. В семидесятые годы эти технологии применялись в шинах бронетранспортера Mowag Piranha: его высокопрофильные колеса имели внутри небольшую вставку, которая позволяла сохранить подвижность при серьезной потере давления.
Сейчас наследниками подобной технологии выступают, например, Michelin PAX и Bridgestone Support Ring System, которые применяются на машинах скрытого бронирования европейских и американских производителей. На ободе колеса смонтировано кольцо из полимера, а поверх надета пневматическая покрышка. В обычном режиме, когда в колесе есть давление, зазор между внешней покрышкой и ободом гусматика составляет несколько сантиметров, и автомобиль двигается, как на обычных колесах. А при проколе или другом повреждении колеса вставка обеспечит движение на скорости до 80 километров в час – конечно, с некоторой потерей управляемости. Подобные технологии используются и военными, правда, обычно в сочетании с «самозатягивающимися» покрышками и системой централизованной подкачки колес.
Починка на ходу
Рост скорости колесных машин вынудил военных в 50-е годы искать другие решения, помимо гусматиков. Отличное сочетание качеств дала как раз вышеупомянутая технология самозатягивающихся покрышек и система централизованной подкачки шин. Самоуплотняющийся состав на внутренней поверхности покрышки или специальная полимеризующаяся при проколе жидкость в сочетании с системой подкачки и аварийными ободами, как у Mowag Piranha, позволили отложить непневматические технологии на несколько десятков лет. Но поскольку нас интересует в первую очередь «гражданское» применение, надо отметить, что компания Continental выпускает покрышки с технологией ContiSeal для обычных легковых машин. Линейка включает шины практически любых необходимых размерностей, но с акцентом в основном на легкие спортивные авто – причем шины существуют и в зимнем исполнении. Технология позволяет избежать потери давления при проколах диаметром до 5 мм или не проникающих через дополнительный слой повреждениях, в том числе неглубоких порезах боковин.
Альтернативный вариант знаком многим владельцам родстеров BMW до «эпохи RunFlat ». Компрессор в багажнике и баллон с составом для заделки отверстий весьма эффективно решали проблему небольших проколов. Но тут владельцу в любом случае приходилось остановиться. Впрочем, подобное «улучшение» доступно любому автолюбителю с бескамерной покрышкой, и герметик вовсе не обязателен – иногда можно поставить ремонтный жгут самостоятельно и подкачать колесо или просто подкачать и доехать до ближайшего шиномонтажа.
Почему самонесущие?
Так почему же после стольких лет попыток сделать пневматику нечувствительной к проколам и выпуска множества различных конструкций, наконец, появилась технология, которая смогла закрепиться на рынке? Конечно, свою роль здесь играет прогресс в технологиях: с 1973 года утекло много воды, и RunFlat стала намного удобнее в применении благодаря появлению новых полимеров, которые позволяют создать достаточно мягкую боковину с высокой несущей способностью, но это не определяющий фактор. В первую очередь надо отметить, что причина, скорее, не в технологиях создания покрышек, а в автомобильном рынке.
Массу и внутренний объем машины стараются использовать как можно более эффективно. Огромный объем сервисной электроники, большое число сервисных механизмов, рост массы кузова из-за повышения требований к безопасности и увеличение мощности заставляют искать способы хотя бы сохранить общую массу машины за счет отказа от традиционных резервов. А вес запасного колеса и домкрата для современного кроссовера – уже очень существенная величина. Даже докатка получается громоздкой, иначе ее просто не «надеть» на огромные тормозные механизмы. К тому же стоимость современных высокотехнологичных колес составляет заметную долю в цене машины, и небольшое улучшение, способствующее повышению надежности, только приветствуется.
Дополнительным фактором, способствующим закреплению безопасных шин, стало развитие технологий контроля давления шин и улучшение подвесок. Система TPMS (контроля давления) позволяет избежать косвенных опасностей применения покрышек RunFlat в виде незаметности повреждения и вероятности перегрева и полного разрушения покрышки из-за этой оплошности. А прогресс в строении подвесок позволяет сохранить комфорт и управляемость в машине даже с жесткой боковиной, хуже фильтрующей неровности дорожного полотна.
В остальном самонесущие шины – это самый простой и технологичный способ перейти от обычных покрышек к проколоустойчивым. Отличия в технологиях создания шин, дисков и операциях шиномонтажа минимальны, а эффект – более чем достаточный для стран с развитой дорожной инфраструктурой. В технологии отсутствует избыточный запас прочности, который необходим для военного и полицейского применения, такие покрышки не рассчитаны на повреждения от взрывов, разнообразных заградительных полос и так далее, зато и цена решения сравнительно невелика.
И вместо глубоких выводов
Столько лет производители искали способы избежать или уменьшить риски проколов – и вот решение вроде бы найдено. Ведь 5% рынка покрышек – не так уж мало, но вместе с тем 95% – это обычные пневматические шины. За 150 лет они стали бескамерными, стойкими к проколам, порезам, ударам… Их настолько редко повреждают, что запасное колесо по сути стало бесполезным. В крайнем случае есть сотовый телефон и службы поддержки на дорогах. В совсем крайнем случае – эвакуатор. Сейчас безопасные шины интересны индустрии в первую очередь потому что эластомеры обладают прогрессивными характеристиками податливости, которые можно задать в широком диапазоне. И успех RunFlat, скорее всего, ничего не изменит – такие покрышки попросту нужны весьма ограниченному кругу покупателей.