что такое самолет фантом
Призраки голубого и чистого неба
Сражения в воздушном пространстве Северного Вьетнама по количеству задействованной авиатехники и по напряженности самих боевых действий уступают лишь Второй мировой войне. Для ВВС США Вьетнам стал прекрасным полигоном для проверки боевых качеств истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-4 Phantom II.
На начальном этапе войны самолеты типа F-4C использовались как бомбардировщики, на их счету более 30% вылетов в период с октября 1965 по февраль 1966 гг. Палубные F-4B были задействованы как самолеты сопровождения для штурмовиков Douglas A-4 «Skyhawk» и к тому моменту уже морально устаревших Douglas A-1 «Skyraider». Также их активно использовали для нужд противовоздушной обороны авианосных соединений.
Если учитывать, что силы ВВС и ПВО Демократической Республики Вьетнам насчитывали всего 25 МиГ-17Ф китайского производства (J-5) и крайне незначительное количество совсем устаревших МиГ-15бис, немудрено, что американцы чувствовали себя в небе ДРВ как дома и вели себя довольно беспечно. Однако после того, как на помощь вьетнамцам пришли «специалисты» из СССР и КНР, американским летчикам пришлось вспомнить, что они на войне.
Вьетнамские летчики патрулировали местность, опускаясь на сверхнизкую высоту, тем самым становясь незаметными для радиолокационных систем противника, и могли осуществлять стремительные атаки из «засады» на груженные бомбами самолеты противника. Благодаря такой тактике, даже в условиях сильного числового перевеса, вьетнамцам удавалось наносить весьма ощутимые удары американцам.
Что касается «Фантомов», то первое рандеву с «МиГом» у них состоялось 2 апреля 1965 года, однако закончилось оно безрезультативно, и стороны разошлись с нулевым счетом. Уже спустя неделю (9 апреля) они вновь встретились, и в этот день F-4B почувствовал «легкое недомогание». Как и во многих ситуациях такого рода, существуют две версии произошедшего. Согласно версии США, истребитель F-4B поднялся в воздух в 08:40 с палубы авианосца USS «Ranger» и подвергся атаке четырех вьетнамских Миг-17 над морем. Один из них был сбит ракетой типа «Sparrow». Китайская версия, конечно же, отличается от американской. Согласно ей, злобные янки решили преподать урок великой державе Мао, и восемь (а не один, как утверждают противники) F-4B вторглись в воздушное пространство, но не Вьетнама, а Китая. Они обосновали это тем, что США хотели «намекнуть» КНР на приостановку военной помощи ДРВ. Но китайцы народ серьезный и намеков не понимают, поэтому выслали навстречу «МиГи». Также они подтвердили, что американцам удалось попасть в один из «МиГов», но сбит он не был и благополучно вернулся на базу. Также один из «Фантомов», по неосторожности, выпустил ракеты по «своему». Но какая бы из версий ни была правдивой, факт остается фактом – в первой встрече с МиГ-17 американский F-4B был сбит, а члены экипажа в составе летчика Т. Мерфи и оператора Р. Фэгана не выжили.
Американцам удалось взять реванш лишь 12 августа. 12 палубных «Фантомов» сбили один МиГ-17Ф китайского производства. Китайцы опять выразили протест, заявив, что все происходило в воздушном пространстве КНР, а сбит был самолет, выполнявший учебный полет. США же ответили, что все происходило на территории ДРВ и, значит, в зоне боевых действий, а с какой целью там находился самолет – им безразлично.
4 июня на тройку F-4B над городом Ву-Бан напало звено из J-5. Один «Фантом» успел вовремя выйти из боя и, включив форсаж, ушел в восточном направлении. Два других, ввязавшись в бой с «МиГами», допустили ошибку, начав закладывать виражи, так как в этом стиле боя советским истребителям не было равных. Развернувшись на 180 градусов, вьетнамский ведущий открыл огонь по F-4 с дистанции в 1200 м. Затем он сократил расстояние до 700 м и дал еще один залп из пушек. «Фантом» маневрировал по высоте и курсу, отчаянно стараясь уйти из-под огня противника, но второй американский истребитель, стараясь помочь своему напарнику, оказал ему медвежью услугу. Он попытался атаковать «МиГ» ракетами на расстоянии в 500 м, что, по сути, вообще невозможно, так как их минимальная разрешенная дальность во много раз больше. Один из вьетнамцев открыл заградительный огонь, что вынудило второй борт уклоняться. Его примеру последовал и первый самолет, но, прихватив в дорогу пару снарядов, потерпел крушение где-то на территории Лаоса. От верной гибели оставшегося американца спасли лишь пришедшие на помощь перехватчики F-101 «Voodoo». Несмотря на то, что на них сразу же напали «МиГи», они не стали ввязываться в бой, воспользовавшись преимуществом в скорости, и вместе с оставшимся F-4B ушли на запад.
То, что произошло 17 июня над городом Нинь-Бинь, вообще не поддается какому-либо цензурному описанию. В ходе этого столкновения четырем самолетам МиГ-17Ф удалось зайти с задней полусферы и с расстояния в 600 метров отправить два F-4 на землю. Американцы же, вместо того, чтобы сражаться, начали беспорядочно метаться, пытаясь выйти из боя. Кое-какой эффект это произвело: вьетнамский строй был нарушен, и звено потеряло управление. На обратном пути ВВС ДРВ потеряли два самолета (их пилотам пришлось катапультироваться, так как закончилось горючее), а третий был вынужден сесть на аэродроме Хайфон.
Несмотря на перечисленные выше факты «взаимодействия» истребителей американского и советского производства, авиация США имела значительное численное преимущество и могла диктовать свои условия. К тому же F-4 научились «видеть» МиГи. Теперь группы прикрытия шли на высоте вьетнамских самолетов, а порой и ниже. Здесь они, используя преимущество в скорости, быстро сокращали дистанцию с противником, пускали ракеты и стремительно выходили из боя. Однако если бой переходил в череду виражей, то здесь инициативу брали вьетнамские летчики, сближаясь с противником примерно до 1000 м. Так как «Фантомы» вооружались лишь ракетами, в ближнем бою они были беспомощны. Со временем и на этот «лом» у американцев все же нашелся прием – несколько F-4 затягивали противника в виражи, в то время как второе звено, набрав достаточную высоту, атаковало «МиГи» ракетами. Потеряв так примерно шесть машин, вьетнамцы вернулись к своей тактике атак «из засады» и быстрого выхода из боя.
С февраля 1966 года основным противником «Фантома» стал МиГ-21 (МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В). Несмотря на то, что Вьетнам теперь имел сверхзвуковые самолеты с ракетным вооружением, командование США все еще продолжало считать F-4 лучшим. По их мнению, в сочетании с новыми тактическими приемами у противника не должно было остаться шансов.
Однако на практике оказалось, что все не совсем так, и с мая по декабрь 1966 г. американцы потеряли в воздушных боях 47 F-4.
С 1967 года в строевые части стал поступать новый F-4D, имевший, в том числе, пушечное вооружение, благодаря чему произошли некоторые изменения в балансе сил. Однако «Фантомы» все еще продолжали падать.
Когда в мае 1968 года под прикрытием мирных переговоров обе стороны решили взять передышку, чтобы накопить силы, на вооружение ВВС США поступил новый самолет «Фантом» F-4E, а ВМС получили F-4J. Однако уже тогда американское командование поняло, что даже это не спасет их от новых модификаций «МиГов», которые в то же самое время поступали во Вьетнам. Поэтому было решено переобучить пилотов. Так для летчиков ВВС были открыты курсы «Рэд Флэг», а для пилотов ВМС – школа «Топ Ган».
С июня 1971 года все началось сначала, но с точно таким же «успехом» для американских летчиков. 16 апреля дюжине F-4 удалось повалить двух «двадцать первых». 27 апреля, при очередной встрече звена «Фантомов» с парой «МиГов», американцы не досчитались одного истребителя. Но кульминацией стал день 10 мая, когда в небе Вьетнама произошло 15 боев. В результате было сбито семь F-4, а также 2 МиГ-21, 2 МиГ-17 и один J-6 (китайский МиГ-19).
Не видя другого выхода, весной 1972 года Америка увеличивает численность авиации на театре военных действий до 1000 самолетов, после чего проводится операция «Linebacker», в ходе которой было нанесено более 40 бомбовых ударов по аэродромам и средствам связи ДРВ. Это довольно сильно подорвало боеспособность авиации Вьетнама. Эффект от «Linebacker» длился все лето – бои носили эпизодический характер, было потеряно всего три F-4.
Благодаря массированному авианаступлению сил США в ВВС ДРВ осталось всего 187 самолетов, и только 71 из них был в боеготовом состоянии. Вместе с тем, следует помнить, что каждый сбитый «Фантом» стоил дороже, чем «МиГ», а экипаж каждого сбитого F-4 либо погибал, либо попадал в плен. Понимая это, США решили предпринять в декабре последнюю попытку сохранить лицо перед предстоящими мирными переговорами.
Такой попыткой стала последняя широкомасштабная операция «Linebacker 2». Однако о готовящемся мощном ударе стало известно вьетнамцам, поэтому для американских пилотов был подготовлен сюрприз в виде стартующих при помощи пороховых ускорителей МиГ-21 с замаскированных площадок подскока. Результатом двенадцати суток операции стало 7 сбитых самолетов США, из которых четыре оказались «Фантомами». ВВС ДРВ потеряли тройку МиГ-21.
Бессмысленно отрицать, что «Фантом» проиграл противостояние МиГ-21. За весь период войны удалось сбить лишь 54 такие машины, в то время как в боях F-4 не досчитались 103 самолетов. «Фантомы», однако, отлично зарекомендовали себя в нанесении ударов по особо важным пунктам противника. С весны 1965 года эти самолеты прочесывали коммуникации противника, занимаясь «свободной охотой». Порой результатом становился полный паралич движения в ДРВ. Также F-4 проявили себя как отличное средство борьбы с ПВО противника, но лишь до тех пор, пока на вооружении Вьетнама стояли пулеметы калибра 12,7 и 14,5 мм, а также орудия калибра 37 мм, 57 мм, 76 мм и 100 мм.
После принятия на вооружение зенитных управляемых ракет (ЗУР) американцы начали нести потери и здесь. Для борьбы с вьетнамскими зенитными ракетными комплексами была разработана специальная тактика, где также пригодился F-4. Чаще всего именно эти самолеты выступали в роли приманок, которые оттягивали огонь на себя, позволяя тем самым определить, где находится пункт управления ЗРК. К слову сказать, из 2059 ракет, выпущенных вьетнамцами, лишь 421 достигла своей цели (подавляющей частью которых стали «Фантомы»).
27 января 1973 года США объявили, что выводят войска из Вьетнама. Американцы уходили побежденными, оставив после себя на территории ДРВ обломки 895 различных типов McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Возможно, эти самолеты и не оправдали возложенных на них надежд, но, несомненно, именно они стали «рабочей лошадкой» для ВМС и ВВС США.
Глупо было бы предполагать, что окончание войны во Вьетнаме остановит противостояние «МиГов» с «Фантомами» – они еще не раз сходились в небе Ближнего Востока и при любом удобном случае пытались доказать свое превосходство. Подобный опыт не прошел бесследно для конструкторов в США. Высокоманевренные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 «Eagle» и General Dynamics F-16 «Fighting Falcon» создавались специально для противодействия советскому МиГ-21. При их разработке всерьез обсуждалась возможность отказа от ракет типа «Sparrow» и РЛС в пользу увеличения маневренности.
«Фантом-2», символ войны во Вьетнаме.
Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.
По подробной статистике из американского альманаха, касающегося только ВВС США (данных по ВМС и КМП там нет), за всё время войны во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт 106,5 побед в воздушных боях (66 МиГ-21, 33,5 МиГ-17(1 совместный) и 8 МиГ-19 и ещё 1 китайский МиГ-17). Джон Шервуд заявляет о 277 воздушных победах, не приводя никаких подробностей.
Потери составили, по некоторым[каким?] данным, 122 самолёта (103 сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19, но по другим сведениям из американского альманаха, ВВС США потеряли в воздушных боях 67 самолётов всех типов (не только «Фантомов», а и вообще всех, применявшихся над Северным Вьетнамом).
В ходе воздушных боёв ракеты «воздух-воздух» показали невысокую точность, что заставило вернуть самолётам пушки. На начальном этапе войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила 13,2 %. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 в цель попало 57(9,3 %). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4%. У северовьетнамцев за первый год применения в цель попали 34,7 % из выпущенных ракет Р-3С.
2 декабря 1966 года — «Чёрная пятница» Вьетнамской войны. Огнём северовьетнамской ПВО были сбиты 8 американских самолётов, в том числе 5 F-4 «Фантом».
Для противодействия зенитным ракетам активно применялись средства РЭП, которые снижали эффективность применения ЗРК по «Фантомам».
«Фантомы» во Вьетнаме стали фигурантами нескольких очень значительных инцидентов.
29 июля 1967 года произошёл крупный инцидент на американском авианосце «Форрестол». С готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B самопроизвольно выпустилась неуправляемая ракета «Зуни», которая попала в топливный бак самолёта A-4 «Скайхок». В результате крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен, сгорели 29 самолётов, из них 7 «Фантомов», и ещё 42 летательных аппарата получили серьёзные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт.
В июне 1968 года американские F-4 по ошибке потопили свои же два патрульных катера типа «Свифт» и повредили один американский крейсер и австралийский эсминец. Пилоты «Фантомов» посчитали флот, ведущий огонь по побережью, «низколетящими северовьетнамскими вертолётами» и выпустили ракеты AIM-7E.
18 мая 1969 года F-4B протаранил в лоб топливный заправщик KC-130, который в это время заправлял два «Фантома». «Геркулес», виновник трагедии и один из заправляющихся моментально рухнули в море, вернуться удалось лишь одному изрешечённому осколками «Фантому].
За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 892 F-4, больше чем любых других самолётов.
Столкновения с советскими разведчиками-ракетоносцами
В 1970 году советский разведывательный Ту-16 столкнулся с F-4 американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян.
4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.
Поднимались американские «Фантомы» и на перехват советских разведчиков Ту-95. В одном из перехватов над Атлантикой тройка «Фантомов» пошла на сближение с Ту-95 и один из американских самолётов разбился о крыло советского.
«Фантом» F-4 – самый массовый сверхзвуковой самолет США
Интересна история его создания. Изначально его проектировали как самолет для ВМС США, и его задачей должны были стать охрана эскадр и действия против береговых объектов. Но уникальные летные качества «Фантома» позволили расширить спектр его применения и сделать из него самолет «на все случаи».
С моря на сушу
Работы по созданию этого самолета начались в 1953 году, когда командование ВМС США объявило конкурс на создание современного палубного сверхзвукового истребителя. Он предназначался для замены устаревшего палубного дозвукового самолета F-3 «Демон». И хотя проект фирмы «Макдоннелл» не прошел по конкурсу, он был взят за основу при создании палубного истребителя-бомбардировщика АН-1.
Но в декабре 1955 года командование ВМС резко пересмотрело требования к новому самолету. Вместо истребителя-бомбардировщика было решено заказать высотный дальний палубный перехватчик с исключительно ракетным вооружением.
В июле 1955 года фирма изготовила натурный макет истребителя, получившего обозначение F4H-1F. А 27 мая 1958 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр самолета. На F-4 был реализован ряд новаторских решений, включая имлульсно-допплеровскую РЛС, новейшее радиоэлектронное оборудование. В конструкции самолета широко использовали титановые сплавы – 8,5% массы конструкции (или 570 килограммов на машину). Это был первый американский самолет, который мог без помощи наземной станции наведения находить и поражать цели, находящиеся за пределами визуального контакта.
23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A и использовались только для проведения летных испытаний. В декабре I960 года на авиазаводе в Сент-Луисе начался серийный выпуск самолетов F4H-1, также переименованных в F-4A.
В марте 1961 года в воздух поднялся F-4B – улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС. Флотской авиации Корпуса морской пехоты США в 1961-1967 годах было поставлено 637 самолетов этого типа (часть из них позже была переоборудована в другие модификации).
В 1965 году был создан RF-4B (F4H-1P) – невооруженный фоторазведчик на основе F-4B.
Усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель F-4J совершил первый полет в мае 1966 года. ВМС и Корпусу морской пехоты в 1966-1972 годах было поставлено 522 самолета этого типа.
F-4 против МиГ-21
Превосходные летные качества флотских «Фантомов» заставили обратить внимание на новый палубный самолет командование ВВС США. В марте 1962 года оно решило принять «Фантом-2» на вооружение в качестве многоцелевого истребителя. Самолет, получивший обозначение F-4C, совершил свой первый полет в мае 1963 года. В 1963-1966 годах ВВС США было поставлено 583 истребителя этого типа. На его базе в 1964 году был создан разведчик RF-4C (RF-110A). А в 1964-1974 годах ВВС США было поставлено еще 505 самолетов-разведчиков. Самая массовая модификация «Фантома» – F-4E впервые поднялся в воздух в июне 1967 года и выпускался с 1967 по 1976 год (построено 1387 самолетов).
Первый раз «Фантомы» понюхали пороху во время войны во Вьетнаме. Там они первоначально применялись Корпусом морской пехоты США в качестве самолета наземной поддержки. Именно там «Фантомы» показали свою универсальность – их использовали одновременно ВВС США, Военно-морские силы и Корпус морской пехоты. «Фантом» применялся в качестве самолета воздушного превосходства, перехватчика, самолета наземной поддержки, самолета ПВО, ударного самолета дальнего радиуса действия, самолета для обороны флота и разведчика.
Боевое крещение «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 года во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с истребителями ДРВ МиГ-17Ф. С 1966 года основными противниками «Фантомов» стали самолеты МиГ-21Ф. ВВС и ВМС США возлагали большие надежды на новейший истребитель, полагая, что мощное вооружение, бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики обеспечат «Фантому» безусловное превосходство над самолетами противника. Однако при столкновениях с более легкими и маневренными северо-вьетнамскими истребителями F-4 начали терпеть поражение. Сказались большая нагрузка на крыло и меньшие скорости угловых разворотов американских истребителей, ограничения по эксплуатационной перегрузке, худшая управляемость американского самолета. К достоинствам «Фантома», проявившимся во Вьетнаме, можно отнести лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости 600 километров в час до 1100 километров в час за 20 секунд, а МиГ-21ПФ – за 27,5 секунды), более высокую скороподъемность, лучший обзор из кабины и наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.
В ходе воздушных боев ракеты «воздух – воздух», которые составляли основное вооружение «Фантомов», показали невысокую точность, что заставило вернуть самолетам пушки. На начальном этапе войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила 13,2%. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 в цель попало 57(9,3%). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4%. За всю Вьетнамскую войну было потеряно от 761 до 895 F-4, больше, чем любых других самолетов ВВС и ВМС США.
Как он был устроен
Самолет F-4 «Фантом» был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Для посадки на палубу авианосца на самолете установлен тормозной гак (позволяет садиться при посадочной массе до 17 000 килограммов).
В носовой части фюзеляжа самолетов F-4E и F-4F устанавливалась шестиствольная пушка М61А1 «Вулкан» (20 миллиметров, 639 снарядов).
Для действия по наземным целям самолет мог оснащаться шестью УР AGM-65 «Мейврик». Самолет F-4G брал на борт противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» (две УР), AGM-78 «Стандарт» или AGM-88 HARM.
Силовая установка F-4B – два турбореактивных двигателя «Дженерал Электрик» J79-GE-8. На модификации F-4E стояло два двигателя J79-GE-17. На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полета в 30 040 метров, рекорд скорости – 2585,425 километра в час и рекорд скорости на малой высоте – 1452 километра в час, который продержался в течение 16 лет.
Но, обладая способностью легко достигать скорости, в два раза превышающей скорость звука, «Фантом» был довольно сложной в пилотировании машиной, в значительной мере из-за плохих штопорных характеристик.
Свой против своих
Самолеты «Фантом» принимали активное участие во многих вооруженных конфликтах в Азии и Европе. Но была у них одна характерная особенность – от «Фантомов» доставалось не только противнику, но и своим. Причем потери порой были чудовищными.
Так, во время войны во Вьетнаме палубные «Фантомы» дважды вывели из строя свои же авианосцы. 29 июля 1967 года на американском авианосце «Форрестол» с готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B самопроизвольно стартовала неуправляемая ракета «Зуни», которая попала в топливный бак самолета А-4 «Скайхок». В результате возникшего крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен. Сгорели 29 самолетов, из них семь «Фантомов», и еще 42 летательных аппарата получили серьезные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт.
14 января 1969 года у стоящего на палубе авианосца «Энтерпрайз» истребителя F-4 самопроизвольно запустилась неуправляемая ракета «Зуни», которая попала в топливный бак самолета А-4 «Скайхок». Дальнейшее почти в точности напоминало сценарий событий на «Форрестоле». В дополнение ко всему на «Энтерпрайзе» был еще и фейерверк из ракет «Зуни», которые хаотично разлетались во всех направлениях. В результате взрывов и пожара погибли 27 летчиков и моряков, 343 получили ранения, было уничтожено 15 самолетов.
Как показало следствие по поводу всех этих ЧП, пилоты «Фантомов» посчитали флот, ведущий огонь по побережью, «низколетящими северовьетнамскими вертолетами» и выпустили по ним ракеты AIM-7E. На следующий день крейсер «Бостон» снова передал сообщение об атаке с воздуха. Но на этот раз оказалось, что за ракеты самолетов были приняты трассеры северовьетнамской артиллерии, обстрелявшей крейсер.
От своих же «Фантомов» перепадало не только американцам. Так, в ходе ирано-иракской войны 14 февраля 1985 года иранский F-4D был сбит по ошибке иранским же F-4E. А во время конфликта между Турцией и Грецией 2 сентября 1994 года греческий F-4E над Эгейским морем по ошибке сбил другой греческий F-4E.
Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается
Известность к этой очень передовой для своего времени машине пришла после успешного применения «Фантомов» в 60-70-е годы в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Впрочем, лучше всего «Фантом» проявил себя не в воздушных боях, а при нанесении ударов по наземным целям, в качестве самолёта-разведчика и охотника за радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами.
«Фантом» оказал заметное влияние на пути развития истребителей в других странах, став первым самолётом тактической (фронтовой) авиации, на котором использовалась мощная импульсно-допплеровская РЛС и ракеты воздушного боя средней дальности. Этот истребитель в полной мере отвечал представлениям военных и конструкторов о будущем истребительной авиации. В 50-60-е годы считалось, что воздушный бой сведётся к сверхзвуковому перехвату и ракетным дуэлям за пределами прямой видимости. В связи с этим на «Фантоме» первых модификаций не было пушки, а манёвренность самолёта на горизонтали оставляла желать много лучшего.
Советским ответом на F-4 Phantom II стал истребитель МиГ-23, но его серийное производство началось почти на 10 лет позже. В отличие от «Фантома» советский самолёт был однодвигательным и имел крыло изменяемой стреловидности. Доводка МиГа затянулась, из-за высокой сложности и ряда новаторских решений надёжность МиГ-23 первых модификаций была низкой, а аварийность весьма высокой. Советский истребитель тоже нёс ракеты средней дальности, но он так и не стал «универсальным солдатом» как «Фантом». В итоге на базе МиГ-23 создали несколько специализированных модификаций: МиГ-23МЛ – облегченный истребитель завоевания превосходства в воздухе с более мощным двигателем и улучшенной манёвренностью, МиГ-23П – перехватчик ПВО, МиГ-23Б – истребитель-бомбардировщик, адаптированный для нанесения бомбово-штурмовых ударов.
В КНР «аналогом» F-4 Phantom II стал истребитель-бомбардировщик JH-7, появившийся на 30 лет позже. Во время Вьетнамской войны «Фантом» произвёл очень большое впечатление на «китайских товарищей», и после детального изучения нескольких не слишком повреждённых самолётов, переправленных из джунглей Юго-Восточной Азии в КНР, F-4 решили скопировать. Однако многие американские технологии оказались китайцам «не по зубам» и создание самолёта затянулось. К своему первому полёту в 1988 году китайский «Фантом» успел во многом устареть. Тем не менее, при помощи западных специалистов JH-7 (известный также как «Летающий леопард») удалось довести до серийного производства. На этой ударной машине применены лицензионные британские двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202, использовавшиеся ранее на истребителях F-4K. Китайская БРЛС «Тип 232H» заимствовала технические решения американской БРЛС AN/APQ 120 истребителя F-4E. Однако из-за отсутствия в КНР необходимой элементной базы произошел частичный возврат к ламповым схемам, что увеличило энергопотребление, размеры и массу оборудования. По своим лётным данным и массогабаритным характеристикам «Летающий леопард» гораздо ближе к «Фантому», чем МиГ-23. Китайский самолёт практически полностью ориентирован на решение ударных задач и обладает весьма скромными характеристиками манёвренности.
Весьма высокие лётные данные, высокая степень технического совершенства, большая номенклатура вооружения и полезная нагрузка привели к тому, что F-4 Phantom II, несмотря на высокую стоимость, получил широкое распространение. Этот самолёт помимо США состоял на вооружении в Австралии, Великобритании, Греции, Египте, Израиле, Иране, Испании, Турции, ФРГ, Южной Корее и Японии. «Фантом» стал одним из наиболее массовых послевоенных истребителей: всего только в США до 1979 года было построено 5195 самолётов, из них 1384 единицы передали союзникам. Лицензионное производство истребителя-бомбардировщика F-4Е до 1981 года велось в Японии на предприятиях компании «Мицубиси» (построено 138 единиц). Этот самолёт с частично японским БРЭО получил обозначение F-4EJ.
Соединенное Королевство стало первым иностранным получателем самолётов семейства F-4 Phantom II. После отмены в Великобритании ряда амбициозных авиационных проектов Королевским ВВС потребовался самолёт, способный действовать в роли перехватчика, истребителя-бомбардировщика и тактического разведчика. Кроме того, Royal Navy был нужен перехватчик, способный отражать атаки советских ракетоносцев Ту-16, несущих ПКР.
В качестве прототипа для ВМС и ВВС британцы выбрали усовершенствованный палубный многоцелевой истребительF-4J, впервые поднявшийся в воздух в 1966 году. При этом была достигнута договорённость, что на «Фантомах», предназначающихся для Великобритании, будут устанавливаться двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202 и БРЭО британского производства. Первоначально предполагалось приобрести до 400 Phantom FG.1 (истребитель / штурмовик) и Phantom FGR.2 (истребитель / штурмовик / разведчик), однако на практике ВВС и ВМС ограничились закупкой 170 машин.
Первоначально FGR.2, известный больше как F-4M, использовался в истребительно-бомбардировочных и разведывательных эскадрильях, дислоцированных в ФРГ. Служба FG.1 (F-4К) в Royal Navy оказалась не долгой.
Авианосец HMS Eagle, переоборудованный во второй половине 60-х для базирования «Фантомов» и бомбардировщиков «Буканир», уже в 1972 году по причине финансовых ограничений был отправлен в резерв, а перехватчики F-4К передали в ВВС, где они в эскадрильях ПВО заменили перехватчики Lightning F.3
Впоследствии по мере поступления на вооружение истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» все британские «Фантомы» вывели с континента и после переоборудования ориентировали на задачи ПВО. В годы «холодной войны» британские перехватчики часто встречались в воздухе с советскими дальними бомбардировщиками Ту-16 и Ту-95.
Во время британо-аргентинского конфликта в 1982 году три F-4К перебросили на остров Вознесения, чтобы защитить базу от нападения с воздуха. Служба последних британских «Фантомов» в эскадрильях перехватчиков продолжалась до 1992 года, на замену им пришли PANAVIA Tornado F3.
По состоянию на вторую половину 2016 года истребители-бомбардировщики F-4E и разведчики RF-4E поднимались в воздух в Египте, Иране, Греции, Республике Корея, Турции и Японии. Совершенно очевидно, что все эти самолеты, построенные самое позднее второй половине 70-х, доживают свой век и находятся на пределе эксплуатационного ресурса.
Впрочем, турецкие «Фантомы», модернизированные израильской компанией Israel Aerospace Industries, продолжают воевать. 22 июня 2012 года турецкий разведчик RF-4E был сбит сирийскими средствами ПВО над сирийскими территориальными водами. В 2015 и 2016 годах RF-4E неоднократно совершали разведывательные полёты над Сирией, а истребители-бомбардировщики F-4E наносили бомбовые удары по позициям исламистов в Ираке.
После начала поставок F-18 американский флот поспешил расстаться с F-4S, последний раз «Фантом» взлетел с палубы авианосца «Америка» в 1986 году. Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 80-х были перевооружены на палубные перехватчики F-14A. В боевых эскадрильях ВВС США «Фантомы» в 1990 году были окончательно вытеснены истребителями 4-го поколения F-15 и F-16. До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. Последней войной американских «Фантомов» стала «Буря в пустыне». В боевых действиях против Ирака участвовали 24 «охотника за радарами» F-4G Wild Weasel и 6 разведчиков RF-4C. Во многом использование далеко не самых новых машин было вынужденным шагом. На тот момент F-4G являлся единственным специализированным боевым самолётом в ВВС США, предназначенным для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C был единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенный камерами бокового обзора с высоким разрешением.
«Фантомы» достаточно интенсивно использовались во время «Первой войны в Заливе». Самолёты практически ежедневно проводили боевые вылеты. Причём RF-4C начали их выполнять ещё до официального начала кампании против Ирака. В ходе одного из таких вылетов разведывательный «Фантом» получил серьёзные повреждения от зенитного огня, его двигатели заглохли недалеко от своей авиабазы, и экипажу пришлось катапультироваться. В апреле 1996 года воздушные силы Национальной гвардии США окончательно простились с последним F-4G Wild Weasel.
В самих США самолёты ранних модификаций, по мере выработки ресурса и поступления в войска более совершенных машин, использовались для разного рода экспериментов. Например, специалисты «Сандийской национальной лаборатории» в ходе исследований в области обеспечения безопасности ядерных объектов использовали списанный «Фантом» в «краш-тесте», разогнав его на специальных салазках и разбив об бетонную стену. Целью этого эксперимента было выяснить на практике толщину стен железобетонного укрытия, необходимого для защиты ядерного реактора в случае падения на него самолёта.
Ещё несколько истребителей были переданы NASA и задействовались в различных испытаниях новой ракетной техники. Так, во второй половине 60-х F-4A снятый с вооружения в ВМС сопровождал на начальном этапе полёта сверхзвуковой ракетоплан Х-15. Несколько раз «Фантомы», разогнавшиеся до сверхзвуковой скорости, вели киносъёмку стартовавших с мыса с мыса Канаверал ракет-носителей. В начале-середине 80-х демилитаризованные F-4C летали в ходе медико-биологических исследований, выяснявших влияние разного рода перегрузок на организм человека.
Как и многие другие выработавшие свой ресурс или безнадёжно устаревшие боевые самолёты в 70-80-е годы F-4 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени. «Фантомы» благодаря высокой скорости полёта, тяговоруженности и большому практическому потолку могли имитировать не только пилотируемые самолеты, но и крылатые ракеты.
Использование истребителей, конвертированных в радиоуправляемые мишени, позволяет воспроизвести радиолокационный и тепловой портрет реального боевого самолёта. Кроме того, мишень на базе «Фантома» позволяла реально оценить поражающие факторы боевых частей различных ракет при контактном и дистанционном подрыве, так как истребители F-4 обладали немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в боевых действиях.
На списанных «Фантомах» испытывали зенитные ракеты ЗРК «Пэтриот» и новые ракеты «воздух-воздух». Флот и ВВС независимо друг от друга модифицировали F-4 постройки 60-х годов в радиоуправляемые мишени, при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало.
Однако обладавшие большим лётным ресурсом «Фантомы» поздних модификаций были слишком ценны, чтобы расстреливать их как мишени в значительных количествах. Самолёты передавали союзникам или отправляли на хранение в «Девис-Монтан». В 70-80-е годы в США ещё в избытке было устаревших F-86 Sabre, F-100 Super Sabre, F-102 Delta Dagger, F-8 Crusader, T-33 Shooting Star, F-106 Delta Dart – именно эти машины переделывали в радиоуправляемые мишени, а вылетавшие свой ресурс американские «Фантомы» ждали своего часа на базе хранения в Аризоне.
Этот час наступил во второй половине 90-х, когда на «кладбище костей» в «Девис-Монтан» закончились пригодные для переоборудования в мишени снятые с вооружения перехватчики F-106 Delta Dart. Примерно через 15 лет после того как F-4 всех модификаций были сняты с вооружения в США, а в странах-союзниках, где имелись «Фантомы», их стали заменять более современными самолётами, стало ясно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё достаточно крепких истребителей нет, и дальше хранить их нет никакого смысла. Но в отличие от радиоуправляемых мишеней QF-106 при переоборудовании «Фантомов» военные решили придать им расширенные функции.
На самолёте сохранили возможность пилотируемого полёта и подвески вооружения. Часть ненужного для беспилотного самолёта оборудования: БРЛС, 20-мм пушка, навигационная аппаратура системы TACAN и топливоприёмники для дозаправки в воздухе демонтировали. В то же время благодаря установке весьма совершенной компьютеризированной аппаратуры дистанционного управления Gulf Range Drone Control (GRDCS) беспилотный «Фантом» получил возможность выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и манёвры на маршруте полёта в беспилотном режиме могут осуществляться как в режиме дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливается транспондер и система спутниковой навигации с аппаратурой трансляцией данных на наземный пункт управления.
К моменту принятия решения о переоборудовании «Фантомов» в США на хранении имелось более 400 самолётов различных модификаций, в основном это были: истребители-бомбардировщики F-4Е, «борцы с ПВО» F-4G и разведчики RF-4C. Первоначально переделке подвергались F-4Е и F-4G, по мере истощения их запасов очередь дошла до разведывательных RF-4C. Более ранние модификации, истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S решили использовать как источник запчастей. В данный момент в «Девис-Монтан» всё ещё имеется около сотни «Фантомов» ранних модификаций, однако эти машины, скорее всего, уже никогда не поднимутся в воздух.
Спутниковый снимок Google Earth: снятые с консервации F-4 Phantom II на авиабазе «Девис-Монтан» в 2009 году
Перед тем как пройти переоборудование в мишени снятые с консервации «Фантомы» проходили диагностику и комплекс восстановительных мероприятий. Техники авиабазы «Девис-Монтан» доводят самолёты до лётного состояния, после чего они облётываются. Вот что по этому поводу в апреле 2013 годы писал официальный сайт авиабазы «Эглин»:
Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал. Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.
На примере «Фантома» американская система хранения и восстановления выведенных в резерв боевых самолётов в очередной раз подтвердила свою эффективность. В лётное состояние удалось вернуть самолёты, выпущенные в середине 60-х и хранившиеся на базе в Аризоне более 20 лет.
Стоит добавить, что аэродром «Мохаве» в Аризоне, также известный как «Гражданский Аэрокосмический центр», во многом является культовым местом для американских компаний, занимающихся прорывными исследованиями в области авиации и ракетостроения. Центр в силу своего уникального местоположения и имеющейся здесь инфраструктуры стал базой и испытательным полигоном для небольших компаний, ищущих место для развития космических технологий. Это первый аэродром, лицензированный в США для горизонтальных запусков космических кораблей многоразового использования. Здесь помимо чисто гражданских исследований по контрактам с МО США ведутся работы по военной тематике. В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование «Фантомов», осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности полученных с Украины истребителей МиГ-29 и Су-27.
После контрольных испытаний и облёта QF-4 передаются в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе «Холломан» в штате Нью-Мексико и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе «Тиндалл» в штате Флорида. В 2005-2008 годах на авиабазе «Тиндалл» также проходили оценочные испытания полученных из стран Восточной Европы истребителей МиГ-29.
В среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно испытательных пусках составляет по 10-15 мишеней в «Тиндалл» и 4-5 в «Холломан». Помимо испытаний в районах этих двух авиабаз, QF-4 регулярно участвуют в учениях, проходящих в других местах. Если над полигоном в Нью-Мексико QF-4 управляются с помощью наземной системы GRDC, то при полётах во Флориде и в других районах США используются два специально переоборудованных самолёта E-9A. Эти машины созданы компаний Boeing на базе гражданского турбовинтового авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.
На E-9A установлена РЛС бокового обзора с правой стороны фюзеляжа и поисковая в нижней части. Также имеется аппаратура для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет.
В отличие от QF-4, используемых в беспилотных миссиях, самолёты, совершающие на постоянной основе полёты с лётчиками в кабине, окрашены в камуфляж, характерный для боевых машин. Но на хвостовом оперении в отличие от «краснокрылых» беспилотников обязательно указывается принадлежность к 82-й эскадрильи беспилотных мишеней. Для пилотируемых полётов используются наименее изношенные переоборудованные F-4G Wild Weasel, построенные в конце 70-х. Начиная с 2005 года, эти самолёты помимо «боевой» службы регулярно участвуют в различных авиашоу на территории США.
К полётам на QF-4 допущены 6 пилотов ВВС и приблизительно 10 отставников, работающих с МО США по контракту. Все они очень опытные лётчики, налетавшие в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1000 часов.
Обслуживание QF-4 на разных авиабазах осуществляется по-разному. На авиабазе «Тиндалл», где «Фантомы» в основном летают в беспилотном режиме и по большей части «в один конец», меньше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии всего парка мишеней. К полёту готовят конкретные машины, зачастую заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. При этом текущий ремонт и обслуживание QF-4 проводят в основном военнослужащие.
На авиабазе «Холломан», где убыль QF-4 намного меньше, к самолётам-мишеням относятся бережней. Здесь больше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии машин, на которых осуществляются пилотируемые полёты. В то же время менее многочисленный по сравнению с авиабазой «Тиндалл» парк «краснокрылых» мишеней имеет больший процент готовых к полёту самолётов. На авиабазе «Холломан» обслуживанием «Фантомов» занимаются такие же немолодые, как и самолеты, пенсионеры, работающие по контракту.
Тем не менее век даже беспилотных «Фантомов» заканчивается. Возраст самых новых самолётов, построенных в США, приближается к 40 годам. На авиабазе «Девис-Монтан» уже практически не осталось пригодных для восстановления самолётов этого типа, и в конце 2016 года было объявлено, что ВВС не будет больше заказывать переоборудование истребителей F-4 в QF-4. С 2012 года осуществляется конвертация ранних модификаций F-16А/В Fighting Falcon в беспилотный радиоуправляемый вариант QF-16.
В связи с этим на авиабазе «Холломан» в Нью-Мексико 16 декабря 2016 года прошли торжественные мероприятия, посвященные самолёту F-4 Phantom II. В торжественном строю над взлётно-посадочной полосой авиабазы прошла четвёрка QF-4. Однако это не означает, что служба беспилотных «Фантомов» завершилась. На двух авиабазах в Нью-Мексико и Флориде осталось примерно полсотни беспилотных краснокрылых мишеней. С учётом темпов «естественной» убыли их хватит ещё на несколько лет.