что такое самоиндефикация личности
Персональная идентичность
Представьте себе механизм, которым вы можете полностью управлять. Этот механизм способен выполнять практически любую функцию, посредством которой ваша жизнь становится полноценной, успешной, наполненной яркими красками и позитивными эмоциями. Но вот загвоздка: вы не знаете все тонкости работы этого механизма, не умеете им управлять. Например, пилот, который не знает, что означает каждая кнопочка и каждый рычаг в его кабине в самолёте, вряд ли сможет искусно поднять машину в воздух, пролететь нужное расстояние, а затем без происшествий посадить. Согласны?
Если же сравнить с механизмом человека, то налицо логический вывод: чтобы уметь правильно «использовать» самого себя: весь свой потенциал и возможности и осознавать все особенности своей личности, т.е. «управлять механизмом», человек должен знать себя, понимать, кто он есть на самом деле и что собой представляет. Выражаясь языком психологии или даже философии, можно сказать, что человек должен самоидентифицироваться.
Что понимать под самоидентификацией?
Самоидентификация или персональная идентичность (термин происходит от латинского слова «identifico», что означает «отождествлять») представляет собой факт установления человеком своей тождественности с определённым образом себя, как субъекта, занимающего определённый образ в этом мире. Проще говоря, самоидентификация – это тот ответ, который даёт человек сам себе на вопрос об отношении к самому себе.
Благодаря чему личность в какой-либо момент будущего будет оставаться такой же, какой она была в прошлом, а в момент прошлого может быть такой же, какой она будет в будущем? Существует ли в человеке что-либо, что не поддаётся внешним изменениям и является абсолютно уникальным, будучи внутренним стержнем, на котором зиждется вся личность человека вообще? Кто такой человек? Кто я?
Поиски ответов на каждый из этих вопросов не одно столетие занимали умы философов разных школ, культур и цивилизаций. Ведь с помощью этих ответов можно было объяснить и обосновать базовые составляющие личности человека вообще и прийти к пониманию того, как она может сохраняться в течение времени.
И в ходе истории успели сложиться три критерия, на которых основываются определения проблемы личной идентичности. Этими критериями являются:
Психологический критерий
Согласно психологическому критерию, физическое представление тела не должно оставаться неизменным. Акцент этот критерий ставит на продолжении сознания личности. В той ситуации, если личность в ходе времени способна сохранять свои убеждения и принципы, регулировать своё поведение и понимать саму себя, она может рассматриваться в качестве непрерывной, а значит, той же самой личности.
А в тот момент, когда появляется хотя бы минимальное отличие между составляющими одной и той же личности в разный момент времени, эта личность перестаёт быть одной, т.е. уже появляется две разных личности, а значит, человек либо вообще себя не самоидентифицирует, либо идентифицирует себя по-разному в разные моменты.
На психологическую самоидентификацию могут влиять разные составляющие жизни человека. Это может быть общественное мнение, под которое человеку необходимо подстраиваться, происходящие в жизни события, заставляющие его действовать тем или иным образом, устои общества и среда обитания вообще, т.к. они тоже требуют определённого образа поведения и, следовательно, образа себя. Также это может быть та информация, которую человек получает от других людей, из книг, кинофильмов или средств массовой информации.
Помимо этого, согласно идеям, например, советского и российского мыслителя и учёного Владимира Ивановича Вернадского, психологическая самоидентификация очень тесно сопряжена с биосферой, что вкупе создаёт новую теорию, называемую ноосферой.
Ноосфера является таким структурным состоянием энергии, материи и вещества, которые, взаимодействуя друг с другом, формируют предпосылки, а также причины и следствия самого процесса гармоничного одновременного сосуществования таких состояний времени как прошлое, настоящее и будущее. И то, что человек – это неотъемлемая часть этой ноосферы, обуславливает существование возможности его взаимодействия со своим «Я» и развития созидательного процесса. Личность, т.е. самосознание служит здесь первичным импульсом, приводящим в действие процесс трансформаций времени и изменения материи. Ничего из этого не было бы возможно, если бы человек не имел личной идентичности.
Телесный критерий
Телесный критерий представляет собой уже другую теорию, по которой до того момента, пока то физическое существо, которым является человек, сохраняет свою форму, человек остаётся человеком.
Сторонники этой позиции сходятся во мнении, что личность является лишь физически обусловленным представлением, а именно это представление и есть та самая единственная составляющая, которая требуется, чтобы личность оставалась самой собой. Если (когда) прекратится существование физического тела, то (тогда) прекратится существование личности, и самоидентификация станет невозможна.
Критерий мозга
Критерий мозга является наиболее интересным, ведь рассматривать его можно, как симбиоз двух предыдущих критериев – психологического и телесного.
Если посмотреть на вопрос персональной идентичности с точки зрения критерия мозга, то можно сказать, что для перманентного существования такого феномена как личность, требуется только наличие мозга.
Различие здесь заключается в том, что мозг является физическим существом, можно даже сказать, своеобразной копией «тела», а те психологические процессы, которые в нём происходят, необходимы для того, чтобы личность могла оставаться самой собой. И вывод на самом деле прост: как только активность мозга исчезает, или мозг по каким-то причинам становится неспособен надлежащим образом выполнять свои функции, существование человека прекращается.
Затевать какой-либо спор по поводу правильности и истинности одного из критериев было бы пустой тратой времени, т.к. в каждом из них мы можем отыскать то, с чем просто невозможно не согласиться.
На самом деле, если ломать голову над всем этим, то с большой долей вероятности её можно сломать. Более важно не понятие о персональной идентичности, а факт и сама возможность её существования. Если человек способен сознавать и идентифицировать себя, значит, он способен извлечь максимум из потенциала своего существа и прожить настоящую, осмысленную, одухотворённую и красочную жизнь, наполнив её огромным количеством хороших событий и созидательных действий, достигнув целей, сумев реализовать себя, подарив дорогим людям тепло и радость. Именно поэтому каждый из нас должен задаваться вопросом «Кто я?».
5. Проблема самоидентификации.
Следующей не менее важной проблемой для человека является проблема тождественности, целостности и самоидентификации, т.е. ощущение себя «единым во множестве и множеством в едином». Самоидентификация – это основа целостного «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, психических, физических и нравственных особенностей.
Чаще всего этот непростой процесс включает в себя самопознание, работу с целями и ценностями, обращение к опыту уже пережитых событий и многое другое. Обретение внутренней гармонии напрямую связано с вопросом «Кто я?» и является одним из основополагающих условий счастливой и наполненной смыслом жизни.
Теперь давайте рассмотрим поведенческую модель людей, у которых главной (приоритетной) самоидентификацией не является самоидентификация «Я – Человек». Очень большое влияние на умы людей во все времена играла религия. То есть у большого количества людей приоритетной в жизни является самоидентификация «Я – Христианин», «Я – Мусульманин», «Я – Иудей» и ещё многие другие, а также их ответвления.
Теперь рассмотрим поведенческую модель человека, у которого приоритетной является самоидентификация, скажем, «Я – Христианин». Соответственно, его самоидентификация «Я – Человек» сдвигается на какие-то более дальние позиции.
В соответствии с этой идентификацией он развивает в себе особый механизм мышления, основанный на том, что провозглашает Библия и авторитеты, которые для него её истолковывают.
На все жизненные ситуации и людей он смотрит только с позиций этих двух составляющих. То есть, соответственно, если какой-то человек в его окружении не имеет точно такой же главной самоидентификации, то первый не считает его равным себе и, по крайней мере, стремится избегать с ним общения.
В более сложных случаях это приводит к глубоким конфликтам, зачастую с серьезными последствиями. Со временем может наступить момент, когда человек с самоидентификацией «Я – Христианин» будет думать, что он знает ответы на все вопросы (потому как очень хорошо изучил Библию). Такова иллюзия подобных идентификаций, так как человек сам себя загоняя в ловушку, перестаёт развиваться сам и сбивает с толку других.
С другой стороны, если у человека с самоидентификацией «Я – Христианин», ведущей все же остается «Я – Человек», то всё в корне меняется. Такая личность может наладить контакт и взаимодействие со всеми людьми, даже и других вероисповеданий (при условии, что они также имеют приоритетную идентификацию «Я – Человек»). Такая личность может помочь и себе, и многим другим людям.
В этом кроется глубокое понимание того, что все мы, рождённые в человеческом сообществе, являемся прежде всего людьми и наш долг, наша задача, независимо от национальности и вероисповедания, реализоваться прежде всего как люди, а затем уже в соответствии с другими выбранными идентификациями. Гораздо сложнее иные виды самоидентификации, не связанные с социальностью и социально-ролевыми механизмами.
Здесь понятие Я-ЛИЧНОСТЬ замещается понятием Я-ЧЕЛОВЕК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, Я-ОДУХОТВОРЕННЫЙ РАЗУМ, Я-РАСТУЩАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ДУША, Я-ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО, Я-ОПЫТ И ПАМЯТЬ, Я-ЧАСТЬ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МНОГОЕ ДРУГОЕ. Ни о религии, ни о вероисповедании здесь уже речь не идет, а дух, душа и духовность выступают как надрелигиозные категории.
Для процесса самоотождествления с более высоким Я-ЧЕЛОВЕК уже необходимо глубокое погружение с одновременным расширением сознания.
Осознание «Я»-ДУША и переживание себя именно душой достигается в случае максимально расширенного сознания и ухода с земного уровня реальности. Здесь происходит множество удивительных вещей, говорить о которых пришлось бы очень долго.
Крайне необычной и трудно достигаемой является идентификация с «Я»-ОПЫТ, Я-ПАМЯТЬ КАК ЧАСТНОГО, ТАК И ОБЩЕГО; Я-ЖИВОЕ ОТРАЖЕНИЕ МИРА И САМ МИР. Достигается при максимальном погружении в глубины личностного «Я» и выходом за пределы этого «Я». Переживается это как поток сложно организованного пространства и времени жизни, за пределами которого отчетливо чувствуется такое же «Живое пространство и живое присутствие».
И именно этим оно отличается от чисто разумного конструирования и моделирования (в психологии и философии обозначаемых как умственная спекуляция), т.е. процесса, в ходе которого ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ МОЖНО ВСЕ, ЧТО УГОДНО, И ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ СЕБЯ ТОЖЕ С ЧЕМ (и КЕМ) УГОДНО.
Возникает вопрос: а кому и для чего необходим подобный опыт? Что с ним делать и что он способен сделать с человеком? Начнем с того, что для пребывающих на еще до-личностных уровнях развития он и невозможен, и бесполезен. На уровне развитой и зрелой личности наиболее важной и перспективной является самоидентификация Я-ЧЕЛОВЕК. Что же касается надличностных (духовных) уровней, то их следует рассматривать только с позиций всеобщей эволюции как поля эксперимента Сверхразума и Сверхсознания. Ибо альтернативе этой точки зрения нет и пока не предвидится.
Не следует и забывать, что новые виды реальности открылись человечеству совсем недавно и до сих пор для большинства являются чем-то исключительно умозрительным. Возьмем ту же психологию. В советской (и не только в советской) основной акцент всегда делался на понимании личности как продукте СОЦИАЛИЗАЦИИ, вне которой она сформироваться не может в принципе.
Философия также была предельно идеологизирована, поэтому таких понятий как экзистенция, духовное развитие, духовная личность, Дух, Бытие, Мир, Логос, Пустота и полнота, метафизический и религиозный акт для нее просто не существовало.
Восточная же философия (буддизм в частности,считавший само существование личности продуктом всеобщей иллюзии) не принималась к рассмотрению вообще. Прошло совсем немного лет, и ситуация изменилась в корне. В этом легко убедиться, ознакомившись с работами современных молодых ученых. Вот короткая выдержка из статьи В.П. Макаревича «Целостность личности как философская проблема».
«Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию экзистенциальной пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности.
Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью экзистенциального одиночества. Осуществляется это через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания.
П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к нему необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека.
Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным. Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию.
В сфере духа человек слышит голоса всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут Людьми Мира. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому постоянно приходится постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как духовная личность».
Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению определенных целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим.
Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.
Достаточно вспомнить слова Карла Ясперса (1883-1969) – одного из крупнейших представителей немецких экзистенциалистов, философа, культуролога и психиатра: «Тот, в качестве кого себя я знаю, отнюдь не тот, кто истинный я сам»…
Почти невозможно представить себе, чтобы человек в 30 и 70 лет серьезно считал себя одним и тем же. Просто потому, что ТАК НЕ БЫВАЕТ. Тогда, может быть, это внутренняя самоидентификация означает неизменность некоего «внутреннего человека», центрального либо психического существа супраментальной йоги, целостного ядра личности, не подверженного никаким влияниям и изменениям?
Однако и здесь есть свои сложности: каждый человек воспринимает (или не воспринимает!) образ собственной души по-своему. Чаще всего под душой понимают эмоциональную составляющую («эмоциональное существо», «душа желания») или сформированный нравственно-этический комплекс. И тогда говорят о совести либо «нравственном законе в нас».
Легко отследить изменение социального, профессионального и семейного статуса, уровень материального благосостояния, особую удовлетворенность, проистекающую от ощущения осмысленного присутствия именно в «своем мире, своем времени и на своем месте».
ИСТИННЫМ МИКРОКОСМОМ ВСЕГДА ЯВЛЯЛСЯ НЕ СОЦИУМ, НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И КЛАССЫ, НЕ ОБЩЕСТВО СО ВСЕМИ ЕГО ИНСТИТУТАМИ, А ИМЕННО ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, первичный атом разумного и духовного мира.
Однако образование это всегда будет неустойчиво, несовершенно и непредсказуемо, если не будет обладать душой и подчиняться духу. А душа, так же, как и личность, всегда была и будет ареной самых кровопролитных и ужасающих войн, противостоянием самых разнонаправленных сил.
Поэтому любая серьезная борьба всегда начинается за душу и происходит в душе, лишь затем захватывая личность и общество, которыми, кстати, гораздо легче управлять и манипулировать. Боюсь, здесь мне придется прерваться, ибо при взгляде «сверху» на проблему души-личности-общества открывается столь невероятно сложная, противоречивая, а во многом и ужасающая картина, что охватывает неудержимое желание бежать от этой реальности как можно дальше. И попробовать понять мир, вглядываясь в самого себя.
Единство связанных мгновений и движений
И медленность неотвратимых изменений
Все ускоряется, и медленным касаньем
Ложится истинным и новым пониманьем
На полотно сражений и побед,
Где Я, прошедший чередою лет,
Где много «Я»… Где тихо проступает
Не жизнь моя, а жизнь совсем иная…
Вода и Воздух – без конца, без края,
Тронь отраженье – исказится, замерцает,
Нашепчет, наиграет, напоет,
И сложит песню, вовлекая в хоровод.
Я здесь живу… Здесь жить разрешено,
И видеть то, что прочим не дано…
Самоидентификация личности это в психологии. Самоидентификация
Популярные материалы
Today’s:
Самоидентификация личности это в психологии. Самоидентификация
Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Поведение детей носит имитационный характер, в процессе которого дети имитируют интонационные характеристики голоса, высказывают сентенции, принадлежащие взрослым. Вначале такое подражание ребенком не осознается, но постепенно по мере его становления, оно выходит с автоматического уровня на уровень подсознания. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей.
В случае здоровой семейной обстановки ребенок идентифицирует себя в большей степени с качествами родителя своего пола. Мальчик идентифицирует себя с отцом, девочка с матерью. Однако даже и в здоровой семейной обстановке может возникнуть идентификация мальчика с матерью, а девочки с отцом. Обычно это связано с тем, что один из родителей на фоне другого выделяется яркими личностными качествами. Например, отец может быть известным спортсменом или политическим деятелем; мать может быть актрисой, руководителем или просто обладать яркой внешностью.
В случае травмирующих психику ребенка отношений с родителем (или обоими родителями) идентификации с этим родителем не происходит.
На формирование и содержание самоидентификации большое влияние оказывает стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (в первую очередь перед собой) за дурные поступки. В большинстве случаев негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности.
Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так уподобление ленивому человеку или образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество «быть ленивым = быть собой».
Отсутствие у человека достаточной идентичности, базирующейся на отождествлении себя с отрицательным имиджем, может способствовать развитию у него различных видов отклоняющегося поведения, которое в свою очередь может характеризоваться нарушением межличностных отношений с возникновением предпочтительного общения с миром вещей, заменяющим мир людей, что приводит такого человека к стремлению получать удовольствие способами, исключающими интерперсональные контакты, которые пациент считает для себя недоступными.
Негативная самоидентификация может найти свое проявление в аддиктивной реализации, чтобы нейтрализовать неприятную для него реальность, связанную с психологической травмой, с внутренним ощущением постоянного недовольства собой, отсутствия любви к себе и идет по гедонистическому пути, используя средства, изменяющие его психическое состояние.
Коррекция негативной самоидентификации трудна и часто неэффективна, потому что она (самоидентификация) пустила уже глубокие корни, нашла проявление в том числе в аддиктивной реализации. Помогает лишь кропотливая работа, в которой последовательно следует доказывать ложность такой самоидентификации, при этом оставляя на потом работу с аддикциями и другими негативными последствиями.
Литература
Самоидентификация это простыми словами. Психологический критерий
Психологический критерий не требует, чтобы физическое представление тела оставалось таким же. Вместо этого, этот критерий настаивает на том, чтобы сознание личности продолжалось. Если личность сохраняет те же убеждения, опасения, то же поведение, и т. д., если она может понять свою жизнь, тогда эта личность может быть рассмотрена как психологически непрерывная, и поэтому она та же самая личность. Как только появляется какая-нибудь разница (или какое-нибудь совпадение) между психологическими составляющими в t0 и t1, тогда такие личности не являются одной и той же личностью. Одним из парадоксов самоидентификации является конфликт личности и общества. Примером может служить чувство вины и участия: если человек переживает за неудачу родственника или друга — он принимает участие в жизни общества, при этом изменяя свою сущность и адекватную оценку своих чувств. Кроме этого, психологическая самоидентификация тесно связана и взаимодействует с биосферой, порождая новую теорию — ноосферу (по Вернадскому). Ноосфера — это такое структурное состояние материи, вещества и энергии, которые, взаимодействуя между собой, порождают предпосылки, причины и следствия гармоничного сосуществования прошлого, настоящего и будущего (здесь налицо эффективное использование такого явления как время). Так как человек является неотъемлемой частью ноосферы, то путём намеренного взаимодействия с личностью (своим «Я») возможно развитие творческого процесса, где личность (своё «Я») является импульсом, приводит в движение, колебание, взаимодействие и последующее изменение известной энергии в известное вещество или материю (качественный и количественный переход, превращение одного состояния в другое).
Самоидентификация, что это. Почему так важно понять себя?
Крайне желательно научиться:
Самоидентификация это обществознание. Что такое идентичность: определение
Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.
Понятие идентичности
Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.
Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:
Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.
Формирование идентичности
Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».
Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:
Национальная самоидентификация это. Этническая самоидентификация в структуре социальной самоидентичности личности
Этническая самоидентификация — это высокий и широкий уровень личностной самоидентификации, то есть, такого психологического процесса, с помощью которого определенный субъект приобретает и присваивает определенные качества, атрибуты другого субъекта / объекта и преобразует себя, полностью или частично за их образцом, при этом он (субъект) начинает воспринимать себя уникальным, когерентным (связанным), единственным во времени и пространстве. Это и есть основная характеристика, которая отличает человека от других биологических видов.
Сама тема этнической идентичности появилась еще в эпоху модерна, но проблемы ее рассмотрения обозначились лишь в начале эпохи постмодерна, что связано с процессом глобализации и проблемами Запада-Востока. Природа происхождения самоидентичности человека имеет два социально-психологические аспекта Кефели И. Ф. Ценности советской культуры и их роль в консолидации современного российского общества / И. Ф. Кефели // Россия и Грузия: диалог и родство культур: Сб. материалов симпозиума. Вып. 1 / Под ред. В. В. Парцвания. — СПб., 2003.:
Следует отметить, что этнокультурная идентичность определяется рядом общих объективных элементов, такими как: язык, этнос-нация, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной, персональной самоидентификацией личности.
Существует несколько уровней самоидентичности Алексахина Н. А. Этническая реидентификация и лингвистическая русификация: бывший Советский Союз и Российская Федерация / Н. А. Алексахина // Социальная трансформация российского общества. — М., 1995.: