что такое самоидентификация человека

Самоидентификация

что такое самоидентификация человека. Смотреть фото что такое самоидентификация человека. Смотреть картинку что такое самоидентификация человека. Картинка про что такое самоидентификация человека. Фото что такое самоидентификация человека

Личная идентификация в философии — ответ на вопрос об отношении личности к самой себе.

Личная идентификация в технике и организации труда — синоним процедур и средств авторизации.

Содержание

Определение

Вопрос об идентификации — это вопрос об отношении предмета к самому себе. Сходным образом, личная идентификация, это такое же отношение, но прилагаемое к лицам.

Вопрос можно сформулировать логически:

Если a = b, то ∀t (P(a, t) ↔ P(b, t))

Что делает личность в момент t0 той же самой личностью, что и в момент t1?

История вопроса

Многие философы думали над этим вопросом. Они хотят обяснить коренные аспекты личности (необходимые и достаточные условия), чтобы понять, как личность может сохраняться в течение времени. [1]

Исторически сложились три разных способа формулировки проблемы личной идентификации: телесный критерий, психологический критерий и критерий мозга.

Телесный критерий

Телесный критерий это теория, согласно которой до тех пор, пока «человекообразное животное», из которого мы образованы, остаётся тем же, мы остаемся самими собой. С этой точки зрения, личность это только физическое представление, и физическое представление это всё, что необходимо, чтобы личность оставалась сама собой. Когда тело перестаёт существовать, перестаёт существовать и личность.

Психологический критерий

Психологический критерий не требует, чтобы физическое представление тела оставалось таким же. Вместо этого, этот критерий настаивает на том, чтобы сознание личности продолжалось. Если личность сохраняет те же убеждения, опасения, то же поведение, и т. д., если она может понять свою жизнь, тогда эта личность может быть рассмотрена как психологически непрерывная, и поэтому она та же самая личность. Как только появляется какая-нибудь разница (или какое-нибудь совпадение) [2] между психологическими составляющими в t0 и t1, тогда такие личности не являются одной и той же личностью.

Критерий мозга

Критерий мозга можно рассмотреть почти как сочетание телесного и психологического критериев. Под углом зрения этой формулировки, для непрерывного существования личности необходим только сам активный мозг. Разница состоит в том, что мозг — это физическое существо (весьма уменьшенное «тело»), [3] и происходящие в нём психологические процессы должны оставаться в нём для того, чтобы личность оставалась той же самой. Следовательно, как только мозг перестаёт быть активным, или всецело истреблён — человек тоже уничтожен.

Заключительные замечания

Источник

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Смотреть что такое «САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» в других словарях:

самоидентификация — самоидентификация … Орфографический словарь-справочник

самоидентификация — сущ., кол во синонимов: 1 • идентификация (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ — см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ — см. Автоидентификация, Идентификация. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

самоидентификация — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN self identification … Справочник технического переводчика

Самоидентификация — Многие философы думали над этим вопросом. Личная идентификация в философии ответ на вопрос об отношении личности к самой себе. Личная идентификация в технике и организации труда синоним процедур и средств авторизации. Содержание 1 Определение … Википедия

самоидентификация — самоидентифик ация, и … Русский орфографический словарь

самоидентификация — самоидентифика/ция, и … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Самоидентификация — – развитие привязанности к другому и восхищение им как обладающим чертами и качествами, которыми сам хотел бы обладать. Ср. значимый другой. * * * (лат. identificare – отождествлять) – непроизвольно протекающий процесс идентификации индивида с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — важнейшее условие социализации личности; путь к жизненным перспективам, основывающийся на целях, ценностях и идеалах индивидуума … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Источник

Самоидентификация

Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Поведение детей носит имитационный характер, в процессе которого дети имитируют интонационные характеристики голоса, высказывают сентенции, принадлежащие взрослым. Вначале такое подражание ребенком не осознается, но постепенно по мере его становления, оно выходит с автоматического уровня на уровень подсознания. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей.

В случае здоровой семейной обстановки ребенок идентифицирует себя в большей степени с качествами родителя своего пола. Мальчик идентифицирует себя с отцом, девочка с матерью. Однако даже и в здоровой семейной обстановке может возникнуть идентификация мальчика с матерью, а девочки с отцом. Обычно это связано с тем, что один из родителей на фоне другого выделяется яркими личностными качествами. Например, отец может быть известным спортсменом или политическим деятелем; мать может быть актрисой, руководителем или просто обладать яркой внешностью.

В случае травмирующих психику ребенка отношений с родителем (или обоими родителями) идентификации с этим родителем не происходит.

На формирование и содержание самоидентификации большое влияние оказывает стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (в первую очередь перед собой) за дурные поступки. В большинстве случаев негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности.

Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так уподобление ленивому человеку или образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество «быть ленивым = быть собой».

Отсутствие у человека достаточной идентичности, базирующейся на отождествлении себя с отрицательным имиджем, может способствовать развитию у него различных видов отклоняющегося поведения, которое в свою очередь может характеризоваться нарушением межличностных отношений с возникновением предпочтительного общения с миром вещей, заменяющим мир людей, что приводит такого человека к стремлению получать удовольствие способами, исключающими интерперсональные контакты, которые пациент считает для себя недоступными.

Негативная самоидентификация может найти свое проявление в аддиктивной реализации, чтобы нейтрализовать неприятную для него реальность, связанную с психологической травмой, с внутренним ощущением постоянного недовольства собой, отсутствия любви к себе и идет по гедонистическому пути, используя средства, изменяющие его психическое состояние.

Коррекция негативной самоидентификации трудна и часто неэффективна, потому что она (самоидентификация) пустила уже глубокие корни, нашла проявление в том числе в аддиктивной реализации. Помогает лишь кропотливая работа, в которой последовательно следует доказывать ложность такой самоидентификации, при этом оставляя на потом работу с аддикциями и другими негативными последствиями.

Источник

Самоидентификация человека, победившего эгоцентризм

Самоидентификация человека, победившего эгоцентризм

Все эти важнейшие выводы, которые делает человек, позволяют ему выйти из мрачной тюрьмы эгоцентрического мировоззрения, где мир стоит верх ногами, где перепутаны причины и следствия. Того мировоззрения, в пространстве которого путь к свету знаний и постижению самых важных истин обозначен как путь к смерти и краху. Потому что на этом пути можно увидеть истинную картину мира, уничтожить мираж, выйти из мировоззренческой тюрьмы.

Такой человек начинает ценить свои реальные возможности и способности, ставить перед собой адекватные цели, видеть настоящие плоды своих усилий, замечать свои ошибки и достижения. Он уже не нуждается в том, чтобы приукрасить их ради самообмана.

Рассмотрим более подробно, каковы особенности его самоидентификации.

1. Он не является эгоцентричным.
То есть, он не считает себя повелителем или пупком Вселенной, как вынужден считать себя «свободный человек». Он осознает, что его возможности колоссальные и они могут расти постоянно, но никогда не были и не будут бесконечными. Для него важным становится настоящее исследование этих возможностей и способностей, чтобы выбрать самое лучшее и реализовать. Не выдумывая то, чего нет и не может быть, не гоняясь за миражом, забывая о реальности, теряя прекрасные шансы. Соответственно, он способен добиться несравненно большего, чем идолопоклонник «свободы».
2. Он не воюет с миром и другими людьми, чтобы все и всех подчинить себе и властвовать.
Человек, вышедший из замкнутого пространства эгоцентризма понимает, что все самое лучшее, на что он способен, предоставлено ему Мирозданием. Он понимает, что Земля, биосфера Земли, человеческое общество с его историей, культурой и ценностями, его собственный организм с умением ходить, говорить, думать, планировать и добиваться цели – все это невероятно ценные дары, которые он получил от Мироздания.
3. Поэтому не мнит себя выше всего, важнее всего и способен на искреннее чувство благодарности, как по отношению к Миру, так и к обществу. Он способен удивляться искренне, восхищаться, стремиться к тому, чтобы исследовать все полученные дары, искать и найти новые.

4. Он способен на искренний, настоящий поиск истины, потому что любая новая истина не угрожает его мировосприятию, а только содействует его расширению. И чем важнее истина, тем лучше для него, тем больше усилий он готов потратить на ее поиски, на ее осмысление, применение.
В отличие от эгоцентрика, который боится истины больше, чем смерти. Потому что истина может разрушить его вымышленный мир.

5. Вместе с тем, такой человек вполне способен видеть и настоящие угрозы, опасности, существующие вокруг.
Он не мнит себя «повелителем», способным путем своего «свободного волеизъявления» все изменить и все преодолеть.
Он не говорит себе «я всемогущий», как неизбежно вынужден делать пленник эгоцентризма на определенном этапе своего «развития».
Поэтому он мотивирован на то, чтобы обнаружить любую угрозу как можно раньше, научиться дать правильную оценку – какая угроза главная, какая-второстепенная. Он способен действовать с искренним рвением ради решения обнаруженных проблем, защиты от угроз, начиная с самых важных и завершая всеми остальными.

Если для эгоцентрического человека главной угрозой является крушение его иллюзий о мире, для того, кто переборол эгоцентризм, главными угрозами становятся вполне реальные явления и обстоятельства, факторы и проблемы.
Ведь ему не нужно прятать от себя особенности реального мира для защиты своих иллюзий. Он полностью открыт для восприятия и позитивного и отрицательного, готов действовать и двигаться в сторону положительного.

Таким образом, если обобщить, получим следующую «формулу самоидентификации» пост-эгоцентрического человека. Условно назовем его «человеком будущего».

Он воспринимает себя важной, но не главной частью РОДНОГО Мироздания, избавлен от мании величия, способен на благодарность по отношению к Мирозданию и обществу за свое существование и за все, что видит вокруг себя, а также внутри себя. И он не боится истины, не игнорирует ни угрозы ни возможности развития.

Такая самоидентификация является несравненно более адекватной и гармоничной, чем у эгоцентрического человека и она открывает невероятные перспективы, которые недосягаемы для эгоцентрика.

Рассмотрим, какие именно перспективы.

1. Способность к искреннему самопознанию.
«Человек будущего» не боится никакой истины о себе и поэтому способен заниматься искренним самопознанием. Он готов обнаружить свои качества и убеждения, заблуждения и ошибки, достижения и потери. Для него главным является поиск причин, вместо поиска виновного. Он не считает, что ошибки, которые совершил когда-либо доказывают, что он «плохой». И не хочет игнорировать эти ошибки. Может вполне искренне стремиться к тому, чтобы в течение всей своей жизни раскрыть в себе самое лучшее, а худшее перебороть, нейтрализовать, растворить, избавляясь от него. Потому что понимает, что это возможно и осознает, насколько это важно.

2. Он готов к поиску все более и более объективных критериев, необходимых для выбора лучшего направления развития. Но не склонен преувеличивать свои возможности, не видя в этом никакого смысла.
3. Он может избавиться от комплекса неполноценности, от тайного чувства вины и самоуничижения, от обвинения себя в преступлениях из-за любых совершенных когда-либо ошибок.
Потому что он стремится к обнаружению причин своих и чужих поступков, умеет находить эти причины, делать выводы, устраняя их, избавляясь от их влияния. А значит у него несравненно более крепкое психическое здоровье, обусловленное внутренней целостностью и гармонией.

4. Он готов видеть свои истинные мотивы все лучше и лучше, готов видеть настоящие последствия своих действий или своего бездействия, меньше врать себе, меньше поступать скверно по отношению к другим незаметно для себя. То есть, он является открытым и адекватным как в себе самом, так и во взаимодействии с окружающим миром, с людьми.

5. У него есть возможность для осознания своих желаний, потому что этому не мешает ни комплекс неполноценности, ни спрятанное глубоко в подсознании чувство вины. Поэтому он способен на укрощение своих недостойных желаний и может научиться контролировать себя все лучше и лучшее, поощряя в себе те желания и стремления, которые являются ценными и подчиняя, усмиряя те, которые не желательны.

6. А это говорит о способности нести ответственность за свои поступки все лучше и лучше. Так как развито умение видеть настоящие причины и следствия, влиять на причины в нужном направлении, последовательно уменьшая вероятность отрицательных последствий.

7. В отношениях с другими людьми он более уверен в себе и адекватен, способен на искренность и доброжелательность, нацелен на искреннюю взаимную поддержку, на взаимопонимание и сотрудничество. Потому что знает свои истинные цели, свои главные желания и понимает, как много хорошего можно ждать от других людей, как можно им помочь это хорошее найти и проявить.
Одновременно он не склонен игнорировать и отрицательные стороны взаимодействия с другими людьми. Потому что на своем примере прекрасно знает, что у каждого человека могут быть и слабости, и ошибки, и недостаточно управляемые скверные желания, намерения.
Поэтому может адекватно реагировать, взаимодействовать и с хорошим в другим человеке и с плохим.
Что делает взаимоотношения максимально эффективными, гармоничными, развивающимися в наилучшую сторону.

Группы и сообщества таких людей могут вместе добиваться результатов несравненно лучше и быстрее, могут проявить такую эффективность благодаря полноценному взаимо-дополняющему сотрудничеству, которая никак не доступна сообществу эгоцентриков.

Бесконечное количество взаимных претензий, бессмысленных амбиций, попыток навязать свою волю или испортить что-то из-за зависти, ненависти, из-за разнообразных неосознанных желаний и склонностей – все это в тысячи раз меньше повлияет на сотрудничество «людей будущего».

То, что сейчас делается за 10 лет, при доминировании не эгоцентрического мировоззрения можно будет делать за несколько месяцев. Потому что миллион субъективных преград будут сняты.
Те многочисленные болезни, которые сегодня существуют и поражают людей из-за ядовитой атмосферы в общении между людьми, уменьшатся в количестве в тысячи раз. В атмосфере общения и дома, и на работе, и в обществе в целом яда станет несравненно меньше, а доброты, взаимопонимания, искренности, любви, справедливости, дружбы станет несравненно больше.

Он будет знать, какой он есть и каким может стать, если постарается. Будет знать о наличии у себя разных недостатков и пороков, потому что не будет причин бояться этого знания. Наоборот, он будет искренне стремиться все плохое в себе выкопать, исследовать до такой глубины, которая позволит избавиться от этого плохого, оставлять на его место что-то новое и прекрасное.

Своими усилиями и с помощью общества он добьется великих достижений в этом деле. Потому что общество тоже будет брать на себя ответственность за личные качества людей и за качество тех знаний, с помощью которых человек может меняться в лучшую сторону на самом деле, а не на словах.

Его победа над пороками будет полноценной благодаря отсутствию преград на пути к истине и благодаря искреннему желанию добиться этой победы.

Поэтому человек будущего не подчинится алчности, гордыне, властолюбию, тщеславию, зависти, высокомерию, ненависти, лени, похотливости и другим порокам, начиная от самых важных и завершая самыми мелкими, второстепенными. Ведь направление его усилий будет сущностным, воздействие будет оказано на главные причины наличия и влиятельности пороков.

9. Общение.
Люди будущего в общении смогут вести себя искренне, доброжелательно, помогая друг-другу так хорошо, как возможно в той или иной ситуации.
Им не нужно будет в процессе общения защищать свои иллюзии, удовлетворять свои порочные желания, амбиции, бояться того, что другие «окажутся умнее, добрее, честнее и проницательнее». Наоборот, они будут искать в первую очередь тех, кто превосходит их, чтобы общаться с ними и научиться чему-нибудь. Не отказываясь также от общения с теми, кто захочет у них научиться чему-либо.
Доброжелательное и искреннее, качественное общение позволит в тысячи раз ускорить развитие общества, ускорить обмен опытом для достижения максимальных положительных результатов и нейтрализации всего отрицательного.
Люди смогут за один час такого общения получить больше пользы, чем сегодня за 50 лет. Потому что общение будет иметь глубину, смысл, чистоту намерений и тренированность участников.
В течение всей жизни доброжелательные и глубокие беседы между людьми научат их развить свою проницательность и умение докопаться до причин, выявить следствия, делать выводы. Очень многое из того, что современный эгоцентрически мыслящий человек вынужден искать до конца жизни, чтобы не найти, человек будущего сможет найти еще в подростковом возрасте, чтобы далее встать на путь мудрости со всеми вытекающими позитивными последствиями.

Существует и множество других невероятных позитивных последствий отказа от эгоцентризма. Во всех сферах жизни человека. Они в совокупности способны изменить человечество до неузнаваемости в лучшую сторону. И данную перемену можно организовать так, чтобы люди добивались поставленной величайшей цели выхода из мрака эгоцентризма не через столкновения и принуждение, а в первую очередь через личный пример и эффективное взаимодействие между добровольцами. Двигаясь к цели через собственное преобразование и предлагая другим следовать примеру.
Это не значит, что проблем и сопротивления не будет. Но это значит, что указанную возможность нужно учесть и постараться максимально эффективно реализовать в качестве самой предпочтительной.

Главный ориентир для выбора направления усилий – стремление к соответствию человека своему наилучшем Предназначению.

То есть, в моем представлении это означает стремление человека к тому, чтобы Любить, Творить Добро и Справедливость, Красоту и Гармонию, иметь Сострадание и Совесть.

Эти критерии могут со временем измениться, получить боле четкое и мощное содержание.
Но направление усилий в сторону соответствия наилучшему предназначению можно считать универсальным.

Оно позволяет решить бесконечное количество проблем в сознании, поведении, взаимодействии как отдельного человека, так и группы людей, народов, человечества в целом.

Оно позволяет все лучше и лучше познать человека, раскрыть в нем главные драгоценные сокровища и проявить их в жизни, как в личной, так и общественной.

Поэтому считаю переход из эпохи «Поклонения Свободе» в эпоху «Стремления к Соответствию» самым главным делом из всех возможных на данный момент, самым лучшим шансом для человечества.
Страна, которая займется этим раньше других, останется в истории как страна, которая вытащила человечество из бездны и открыла путь к светлому будущему.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Теги события:

Поделиться

что такое самоидентификация человека. Смотреть фото что такое самоидентификация человека. Смотреть картинку что такое самоидентификация человека. Картинка про что такое самоидентификация человека. Фото что такое самоидентификация человека

что такое самоидентификация человека. Смотреть фото что такое самоидентификация человека. Смотреть картинку что такое самоидентификация человека. Картинка про что такое самоидентификация человека. Фото что такое самоидентификация человека

что такое самоидентификация человека. Смотреть фото что такое самоидентификация человека. Смотреть картинку что такое самоидентификация человека. Картинка про что такое самоидентификация человека. Фото что такое самоидентификация человека

что такое самоидентификация человека. Смотреть фото что такое самоидентификация человека. Смотреть картинку что такое самоидентификация человека. Картинка про что такое самоидентификация человека. Фото что такое самоидентификация человека

Давно ждал статью, подобную этой.
Давно думаю о свободе выбора.
Когда был в мормонах, написал стих:

За сотвореньем Человека
Бог засиделся до темна,
И вот тогда то незаметно
В чертёж вмешался Сатана.

Давно настаиваю на учёте генетической «Нормы реакции»
в реализации конкретной человеческой судьбы.

По моим расчётам людей, понимающих свободу только как возможность
к безграничному восхождению в своём развитии, около 12000 на 100 млн.
Это люди в высшей степени безупречны и в полной мере невидимы.
Они лишены гордыни и даже в отношении к женщине являют строгую Евангельскую норму,
выявить отступление от которой можно только на суперполиграфе.
Постараюсь найти и привести здесь.

За сотвореньем человека Бог засиделся дотемна.
И вот тогда то незаметно в проект вмешался сатана.
И если вам сказать по правде, «соавтор» Бога преуспел –
Ведь род людской никак не может покинуть дьявольский предел.
Но Человек – дитя природы, познавши козни сатаны,
Чертёж ошибочный исправит, чтоб были линии верны.

Спасибо, что поделились своими размышлениями, Лев!

Источник

Проблема самоидентификации в психоанализе

С точки зрения психоанализа любое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах: динамическом, энергетическом и структурном. В рамках данного подхода разработка понятия идентичность осуществляется с точки зрения его структурно-динамических характеристик. Исследователи обращаются к ее процессуальной и содержательной стороне, благодаря чему прошлое, настоящее и будущее переживаются человеком как единое целое, собственное бытие личности воспринимается как неизменное. Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность.

Описывая классический психоаналитический подход к понятию идентичности, С. Холл отмечает, что идентичность всегда сохраняет свою «незаконченность», она всегда «в процессе», всегда формируется.

Можно сказать, что глубинные механизмы формирования социальной идентичности коренятся в беспокойстве и страхе утраты своего Я, ущемления потребностей. Поэтому и возникает агрессия в отношении других групп, представляющих реальную или мнимую опасность для данной группы или общности. В рамках этого подхода признается, что большая часть идентификаций происходит бессознательно, а не по сознательному намерению. В качестве идентификационных паттернов используются те модели, которые, как считает человек, помогут достичь желанной цели. Например, Э. Эриксон, которого можно отнести к наиболее ярким представителям психоаналитического подхода к изучению идентичности, исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития.

Эриксон, на основе теоретического анализа проблемы, в работе «Детство и общество» определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. В этой работе начинается его пересмотр некоторых положений классического фрейдизма и формулируются основные представления об идентичности. Он наметил содержание идентичности, элементы индивидуального опыта, выражающиеся в специфических чувствах. Главные его идеи можно выразить в следующих тезисах:

В) Идентичность описывается как ядро в структуре Я, как субъективное и вдохновенное ощущение тождества и целостности, как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я, как сложнейшая связь индивидуального и социального, сконцентрированного в данной проблеме.

В психоаналитической теории понятие «идентичность» не было оторвано от социальной реальности. Фрейд признавал социальную сторону эго-идеала, Эриксон вслед за ним, описывая эго-идентичность, приблизил ее к меняющейся социальной реальности, поскольку она должно было испытывать, отбирать и интегрировать образы Я, пересматривать чувство реальности Я в социальной сфере. Для описания социума Эриксон использует термин «окружение». Это соперник эго. Но, в контексте понимания социальной идентичности, важно отметить, что Эриксон признает следующее: человеческое окружение социально, внешний мир эго составлен из эго других, которые значимы для него в том плане, что упорядочивают внутренний мир человека, включаются в него и, более того, влияют на готовность принять сам способ, которым другие упорядочивают свой мир и включают в него человека.

Эриксон рассматривает общественные процессы с точки зрения связи и взаимной зависимости поколений, силы эго каждого поколения, что является необходимым для поддержания системы ценностей. Базисные и универсальные ценности во всей их компенсирующей энергии и защитной силе являются важными объединяющими достижениями развития индивидуального и группового эго.

Большое внимание в концепции Эриксона уделяется проблеме становления идентичности. Этот процесс Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизации.

Важно подчеркнуть, что в психоаналитическом русле основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова.

Эриксоном рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Он выделяет три основных уровня анализа человеческой природы (соответственно идентичности): индивидный, личностный и социальный.

Хотя в работах Эриксона не встречается термин «социальная идентичность», можно сказать, что он вплотную подошел к этому понятию. В качестве доказательства приведем следующее. Автор рассматривает коллективную идентичность и групповое «эго». Эриксон описал роль идентичности в осознании собственной принадлежности к универсальной системе, которая нисходит к утвердившимся традициям и обещает определимое будущее, обозначив наличие «Высшей Идентичности», связанной с великим неизвестным, объединяющим представителей различных времен и земель. Также он связал идентичность как с функциями человеческого тела, так и способностью к специфической деятельности.

Понятие социальная идентичность прослеживается именно на социальном уровне описания идентичности и соотносится с различными видами социализации (профессиональной, этнической, религиозной и др.). Кроме того, Эриксон подчеркивает роль культуры в контексте социального развития, поскольку субъективное значение различных социальных реакций человека тем больше, чем сильнее они включены в общую модель развития, характерную для данной культуры. Так, например, научившийся ходить ребенок осознает свой новый статус как «того, кто может ходить», но в пространстве и времени данной культуры этому могут придаваться разные значения: «того, кто далеко пойдет», «кто крепко стоит на ногах», «у кого еще все впереди» и т.п.

Социальная идентичность в контексте данного подхода представляет собой не только чувство тождественности самому себе, внутренней согласованности и стабильности, но и поиск своего места в жизни.

Эриксон подходит к пониманию дифференциации и интеграции в процессе идентификации. Аналог этому можно найти в описании двух взаимосвязанных, но в то же время антагонистичных побуждений: потребности к отрицанию и потребности к преданности.

Последователи Эриксона отмечали, что кризис идентичности не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на определенных проблемах, которые человек переживает в то или иное время. В этом смысле он всю жизнь преодолевает различные по содержанию кризисы идентичности. Поэтому Д. Мэттесон ввел понятие многофазового кризиса, т.е. неоднородности развития идентичности: в разные периоды и в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному.

Развитие теории Эриксона проводилось в направлении её эмпирической проверки. В этой связи можно привести примеры статусной модели идентичности Дж. Марсия и М. Фридман и концепции ценностно-волевого аспекта развития идентичности Э. Уотерман.

В этих работах исследование идентичности осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: процессуальном (процесс формирования и существования идентичности) и содержательном (специфика целей, ценностей, убеждений).

Обобщая приведенные выше работы, можно отметить, что в рамках психоаналитического подхода проблема идентичности стала предметом научного анализа и нашла свое развитие в следующих важных моментах:

— идентичность рассматривается как важный элемент в структуре личности, существующий в плане субъективного времени, который возникает путем успешного эго-синтеза и ре-синтеза в течение жизни человека;

— идентичность имеет свою структуру, объединяя индивидуальные, личностные и социальные характеристики (конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации,

— эффективные защиты; успешные сублимации, постоянные роли);

— главными компонентами идентичности являются цели, ценности убеждения, в чем проявляется единство активизирующего, оценочного и смыслового функционального значения идентичности;

— подчеркивается динамический характер идентичности, представленный в моделях развития идентичности, различных уровнях;

— выделяются два аспекта идентичности: личный и социальный, уделяя большее внимание личной идентичности, психоаналитики, теме не менее, показывают, что она связана с социальными отношениями и отчасти преломляется через них;

— идентичность рассматривается в контексте ценностей, целей и других смыслообразующих компонентов личности, а также отражения идентичности в структуре Я, поэтому может быть относительно позитивной и негативной, более или менее проблематичной идентичностью, соответственно чувство идентичности также может быть позитивным и негативным.

Социальная идентичность в рамках этого подхода занимает подчиненное положение по отношению к личностной (социальные характеристики человека преломляются через призму динамической организации потребностей, убеждений и индивидуальной истории).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *