что такое сакральная география казахстана
«Сакральный Казахстан»: об исторических объектах и их влиянии на сознание общества рассказал эксперт
Фото: из личного архива Батырхана Жумабаева
Специальный проект «Сакральная география Казахстана» стал одним из ярких инициатив Елбасы в рамках реализации идеологической программы «Рухани жаңғыру». Об основных достижениях спецпроекта за 4-летний период рассказал в интервью NUR.KZ директор научно-исследовательского центра «Қасиетті Қазақстан» Батырхан Жумабаев.
Расскажите, пожалуйста, как сейчас реализуется проект «Сакральная география Казахстана»?
В связи с пандемией некоторые исследования, которые проводились в зарубежных странах, в частности, местах паломничества, приостановились. Тем не менее нам удалось сфокусироваться на мероприятиях, которые проводятся на территории Казахстана. К примеру, идет сбор материалов для пятого тома энциклопедии «Сакральный Казахстан». Данный проект реализуется с 2017 года. Напомню, что четвертый том как раз был выпущен в конце 2020 года. Мы получили хороший положительный отклик от общества и это вдохновляет нас дальше работать в данном направлении.
Думаю, что пятый том получится самым интересным, так как он будет содержать в себе значимые места в городе Шымкент и Туркестанской области. Как известно, данный регион славится своими сакральными древними историческими местами, местами паломничества. Данный том планируем презентовать уже в конце этого года. У нас уже собрана вся электронная база, выявлены все сакральные объекты, как общенациональные, так и региональные.
Вообще проект «Сакральная география Казахстана» обратил на себя внимание не только со стороны общественности, но и со стороны государства. Так, в 2019 году был издан Закон РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», который обеспечивает охрану государством всех сакральных и культурных объектов.
А где можно будет ознакомиться с энциклопедиями «Сакральный Казахстан»? Доступны ли они обычным читателям?
Данные труды мы раздаем в регионы. Они находятся в открытом доступе во всех областных городских и районных библиотеках.
Недавно министр информации и общественного развития Аида Балаева говорила о том, что пандемия актуализировала внутренний туризм. Можете рассказать об этом поподробнее?
С момента запуска спецпроекта «Сакральная география Казахстана» паломнический туризм в Казахстане вырос в 1,5 раза. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы, в прошлом году естественно наблюдался спад. Но в 2018 и 2019 году мы проводили небольшое исследование. Результаты показали, что в сравнении с 2018 годом, в 2019 году у казахстанцев в значительной степени появился интерес к сакральным объектам. При том, что посещение объектов респондентами не ограничивалось какой-то одной местностью. Люди путешествовали по разным регионам страны. Поэтому можно смело сказать, что паломнический туризм является одним из популярных видов досуга у казахстанцев.
А какие реставрационные работы были сделаны в рамках спецпроекта «Сакральная география Казахстана»?
Если вспоминать крупные объекты, то в прошлом году были полностью завершены реставрационные работы мавзолея Ходжа Ахмеда Ясауи. Двумя годами ранее в Алматы были завершены реставрационные работы мавзолея Райымбек батыра, Вознесенского Кафедрального Собора.
Но хочу отметить, что вместе с проведением реставрационных работ также идет активное строительство визит-центров для более комфортного отдыха и в целом популяризации туризма.
Также был отремонтирован мавзолей Жошы хана, рядом с ним был построен визит-центр. Аналогичный визит-центр был возведен в городище Отырар, где сейчас проводятся раскопки. Вообще на территории многих исторических объектов уже построены визит-центры. К примеру, Ордабасы, Тамгалы. В городищах Бозок, Ботай и Сарайшык также планируется построить визит-центры.
Какие сакральные места Вы бы выделили? Какие места пользуются особой популярностью у казахстанцев?
Если говорить об объектах, которые пользуются популярностью всегда, бесспорно, особый интерес вызывает мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи и мечеть Бекет Ата.
Но также становится актуальным и так называемый событийный туризм.
К примеру, в прошлом году в Казахстане отмечалось 750-летие Золотой Орды. В этой связи очень большой спрос наблюдался на посещение мавзолея Жошы хана — основателя великого Улуса. Также празднование 175-летия Абая повлияло на туризм в Восточный Казахстан. Люди интересовались мавзолеем Абая, который находится на территории Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея «Жидебай-Борлы» в Восточно-Казахстанской области.
В целом, празднование памятных исторических дат и юбилеев великих казахских культурных и общественных деятелей, конечно, вызывает интерес у казахстанцев, особенно у молодого поколения. Люди стремятся прикоснуться к истории, познакомиться ближе с историческими личностями и впитать в себя атмосферу сакральных памятников.
В этом году мы отмечаем 180-летие Ыбырая Алтынсарина. Уже с начала года наблюдается большое количество желающих посетить его мавзолей, который находится в Костанайской области.
Будет ли пополняться в дальнейшем список сакральных объектов?
Вообще мы планируем его и в дальнейшем пополнять. Но хочу подчеркнуть, что мы работаем не на количество, а на качество. Последний раз мы обновляли список сакральных мест в 2019 году. И возможно, продолжим работу в этом году. Много будет зависеть от активности регионов и их предложений.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Сакральная география Казахстана
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер и известны каждому представителю этого народа.
Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно.
Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей, и никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.
Цель: популяризация, сохранение, реставрация историко-культурных памятников и сакральных мест.
В целях реализации специального проекта «Сакральная география Казахстана» в 2017 году при Национальном музее Республики Казахстан создан специализированный научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан». В центре работают 40 специалистов Научно-экспертного совета, которые занимаются выявлением и актуализацией общенациональных и местных сакральных мест. В работе совета принимают участие видные ученые, краеведы и общественные деятели Казахстана.
В этот домен была загружена виртуальная карта с 3D-турами общенациональных сакральных объектов (100 штук) и интерактивная карта региональных сакральных объектов (500 штук). Также в этом году данные карты будут дополнены.
В целях популяризации сакральных объектов за три года 28 сакральных объектов общенационального значения были переведены в 3D формат. В 2020 году ведется работа по пополнению многопрофильной виртуальной карты с 3D-съемкой новыми 85 объектами.
Кроме того, в 2020 году в целях реализации спецпроекта «Сакральная география Казахстана» были проведены следующие работы:
— 2 мая 2020 года в целях обсуждения истории, традиций и современного опыта создания и производства сакрального пространства была организована международная онлайн-конференция «Сакральная география: полидисциплинарные подходы в изучении культуры сакрализации и способов конструирования пространства».
Наряду с отечественными учеными в конференции приняли участие зарубежные ученые, такие как Э-Б. Гучинова (Армения, Ереван), Е. И. Ларина (Российская Федерация, Москва);
— Встреча на тему «Сакральные места-духовные щиты» и лекция «Свойства казахского сознания» были проведены в формате онлайн в связи с чрезвычайной ситуацией в стране.
Также содействует развитию культурно-туристского кластера местности с использованием историко-культурных и природных ресурсов как бренда региона для создания имиджевого туристского продукта.
— Разработана концепция проекта реконструкции городища Отырар. В этом году ведутся работы по реконструкции 10 объектов старого городища, таких как Северные и Южные ворота Отырара, древние жилые кварталы, мечети, Восточная баня, гончарная мастерская, магистральные улицы и крепостные стены городища.
— Кроме того, ведется интенсивная работа на 17 объектах музея-заповедника «Әзірет-Сұлтан». А именно, обновлен главный купол мавзолея Қожа Ахмет Ясауи, проведены отделочные работы во внутренних помещениях Қазандық, Құдықхана и Ақсарай.
В ходе археологических работ главная магистральная улица городища Яссы, между воротами «Жеті Ата» и мавзолеем Қожа Ахмет Ясауи, полностью открыта. Там ведутся реставрационные работы исторических объектов, отражающие быт того времени.
— Территория мечети «Жұма» и «Қылует» приобрела исторический облик. В частности, реставрировались исторические колонны и картины. Главный купол мечети хана был увенчан майоликой, по внутреннему строительству восстановлен михраб, украшен соответствующими орнаментами.
Также на этой территории проведены научно-реставрационные работы в ритуальном сооружении «Шілдехана», Восточной бане и в мавзолеях «Сегізқырлы» и Есім хана.
В целях развития культурно-туристского кластера северных и западных регионов, а также города Нур-Султан, Министерством культуры и спорта созданы 3 республиканских музея-заповедника. Это музеи «Бозоқ», на базе древнего городища в столице, «Ботай», земля, где были зарождены казахские традции, и «Сарайшық», на базе древней столицы Казахкого ханства.
В целом, согласно плану МКС, в этом году ведутся научно-реставрационные работы в древних и средневековых городищах, таких как Ақтөбе (Степнинское), Сарайшық, Сығанақ, Алтынасар, дворцовый комплекс «Ақыртас», подземная мечеть «Бекет-ата» и другие объекты, занимающие важное место в истории нашей страны.
Эти работы реализуются на основе предварительно разработанной научно-проектной документации. Она направлена не только на обеспечение сохранности технических условий объектов, но и на повышение их туристической привлекательности и демонстрацию их специфики.
Сакральная география Казахстана
Малгажова Данара
КГПУ «Им.У.Султангазина»
Аннотация: В статье проводится анализ понятия «Сакральная география», в которую входят религиозные и культовые объекты, природные ландшафты, археологические памятники, а также места памяти.
Ключевые слова: Сакральная география, Казахстан, памятники, архитектура, объекты.
Глава государства Н. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что первым условием модернизации нового типа – сохранение своей культуры, собственного национального кода: «Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа» [1]. Президент инициировал создание проекта «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география». В основу программы взят список 100 сакральных мест Казахстана национального уровня, который составлен казахстанскими учеными и предоставленный Центром «Сакральный Казахстан» Национального музея РК. В авторской программе отражаются основные вопросы изучения сакральных мест с целью помочь молодому поколению получить более полные и глубокие знания о своей малой Родине через вопросы истории становления и развития, археологические памятники региона, этносоциальную и этнополитическую историю населения, роль и место исторических личностей края, сакральной географии (топонимика, ономастика, лингвистика). Крайне важно, чтобы каждое место святое было таковым для казахстанцев вне зависимости от их места проживания, национальной, религиозной, родовой и прочей принадлежности.
«Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов, – отмечает Глава государства. – …У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции» [2].
Всего насчитывается 185 сакральных объектов Казахстана общенационального значения и более 500 объектов регионального значения, разделенных на несколько категорий. К ним относятся особо почитаемые памятники природного наследия; археологические памятники и средневековые городские центры; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями. Среди включенных названий немало узнаваемые, широко известные в Казахстане и за его пределами памятники: мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, мемориальный комплекс Коркыта-ата, городища Созак, Сарайшык, тюркские культовые комплексы Мерке, Жайсан.
Между тем, учеными опубликовали книгу «Национальные сакральные объекты Казахстана» и энциклопедию «Сакральный Казахстан». В историко-познавательных трудах подробно описаны результаты экспедиций в каждый регион страны [3].
В рамках программы духовного возрождения также предпринимаются различные меры по популяризации нашего культурного наследия во всем мире. Так был создан сборник документальных фильмов о культуре и истории Казахстана. Их представляют на телеканалах «BBC World News», «Discovery», «Viasat history» и «National Geographic».
На сегодня мы имеем единое сакральное пространство, олицетворяющее собой неразрывную связь каждого поколения, каждого периода истории народа Казахстана и государства. Правда, оно до сих пор нами не осмыслено. Поэтому для удобства мы решили разбить список на шесть блоков:
1. Особо почитаемые памятники природного наследия.
Часть их уже находится под охраной государства и рассматривается как местным населением, так и туристами в качестве сакральных объектов. Их легендарные истории гармонично вплетены в мифологическую ткань сакральной географии мирового и локального пространств. К примеру, пещеры в мифологической картине мира связаны с рождающим, плодоносящим началом Земли и поэтому до сих пор воспринимаются как места, где можно обрести здоровье и изменить жизненную стратегию.
2. Археологические и архитектурные памятники.
Они служат в качестве мест поклонения. Это практика достаточно недавняя, и она связана с осмыслением этих объектов местным населением как наследия, доставшегося нам от предков – наследников степного пояса Евразии. Среди объектов, включенных в данную группу, – городища, крепости, петроглифы и, в значительной степени, погребально-поминальные сооружения.
3. Крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства.
Они представляют собой отражение истории становления и развития Казахского государства, Великого Шелкового пояса, а также политической истории Великой Евразийского степи, полной впечатляющих и драматических событий.
4. Религиозные и культовые объекты – места поклонения.
В значительной степени данная группа сакральных объектов связана с феноменом әулие – святых. Охват персонажей включает древние легендарные личности эпохи дотюркского периода, эпохи общетюркского единства и реальные исторические лица позднего средневековья вплоть до конца XIX – начала ХХ века. Каждый из мемориальных памятников связан с конкретным гением места, о котором существуют предания мифологического, исторического и религиозного содержания. Это в том числе Вознесенский кафедральный собор, архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть», храм Христа Спасителя. Каждый из названных архитектурных памятников повествует об истории формирования полиэтничного состава населения (православные славяне, дунгане, уйгуры) современного Казахстана.
5. Сакральные места, связанные с историческими личностями.
Эта группа сакральных мест включает в себя объекты мемориального характера, связанные с легендарными и историческими личностями. В их числе ханы-правители, знаменитые батыры, государственные и политические лидеры партии «Алаш», поэты, ученые, просветители, внесшие важный вклад в дело обретения независимости Казахстана, в развитие его науки, образования и культуры. К примеру, литературно-мемориальный дом Ф.М. Достоевского и мемориальный комплекс Т. Г. Шевченко (1847-1857 гг.) также включены в эту группу, поскольку оба персонажа символизируют такие важные человеческие ценности, как сила духа, свобода и независимость.
6. Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями.
Сакральные объекты, включенные в этот блок, повествуют о героических сражениях, единстве казахского народа и драматических вехах в истории казахской степи. В свою очередь, современные памятники символизируют качественно новое осмысление истории и культуры Казахстана, его героического и драматического прошлого.
Таким образом, каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Список использованной литературы
1. Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, 2017.
2. Нокрабекова З. Сакральная география страны // Казахстанская правда. – Астана, 2018. – №1. – С.1-3.
Статья на тему «Сакральная география Казахстана»
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА»
Инициатива по изучению сакральной географии в нашей стране исходила от первого президента Казахстана. Значимость сакральной географии как одного из приоритетных проектов обозначена в программной статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года. Реализация проекта была возложена на Национальный музей Казахстана. [1]
В статье анализируются «Формирование исследовательских умений школьников при изучении«Сакральной географии Казахстана», являющиеся основной частью национального наследия, их содержание, изучению и сохранению, а также преданию широкому освещению для распространения знаний о них впоследующих поколениях.
Главная цель изучения «Сакральной географии Казахстана » является формировать у учащихся чувства казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия; углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине. Воспитание патриотических и гражданских чувств у молодого поколения.
Модель структуры исследовательских способностей, представляет собой комплекс из трех составляющих:
— поисковая активность характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей; на наличие у школьников поисковой активности указывают мотивы деятельности и наличие интереса;
– уровень дивергентного мышления; важные характеристики дивергентного мышления — продуктивность, оригинальность, гибкость мышления, способность формулировать проблемы, генерировать идеи и т.п.;
– уровень конвергентного мышления — способность решать проблемы на основе логических действий, анализа и синтеза.
Для формирования исследовательских умений ученикам предлагаются специальные учебные задачи. Необходимо отметить, что речь идет не об отдельных, разовых заданиях, а о систематической работе, направленной на развитие исследовательских способностей учеников. [3]
При помощи формирование исследовательских умений младших школьников мы воспитываем у детей патриотическое чувства и любовь к своей Родине.
Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
1. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания // Казахстанская правда. – 2017. – 12 апреля.
2. Сакральные объекты Казахстана общенационального значения. – Астана: Фолиант, 2017. –496 с.
Сакральная география Казахстана: итоги и перспективы
Специалисты Института Археологии им. А. Х. Маргулана занимались разработкой проекта наследия, привлекая к работе археологов, историков и этнографов
В апреле 2017 года в свет вышла статья главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», одной из приоритетных задач которой перед общественностью стало создание проекта «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят учёные, «Сакральная география Казахстана».
Социальные инициативы молодых казахстанцев поддержат МОН РК и Всемирный банк
Начиная со второй половины 2017 года специалисты Института Археологии им. А.Х. Маргулана занимались разработкой проекта наследия, привлекая к работе археологов, историков и этнографов.
Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Это культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки и исторические ландшафты.
Особую популярность имеют культовые архитектурные памятники, как правило, лучше сохранившиеся до наших дней и более почитаемые.
Основной объём историко-культурного наследия составляют археологические памятники, которые разбросаны по всей территории Казахстана. Они охватывают громадный хронологический период: от глубокой древности, каменного века, до позднего средневековья. Они беззащитны перед временем и требуют серьёзных научных исследований, работ по консервации и реставрации, а также продуманного подхода к эксплуатации.
Ещё одним видом духовного наследия являются объекты природы, сакрализация которых уходит в глубокую древность. Некоторые из них объявлены святыми, став объектами паломнического туризма, но требуя изучения и проведения научной экспертизы.
У казахстанских вузов появится больше свободы и возможностей
В годы независимости, когда появилась возможность вернуть забытые имена легендарных предков, изменилось общественное сознание. Религиозный туризм разрастается, вовлекая в свою орбиту всё новые регионы. Тогда и назрела необходимость провести границу между религиозным туризмом и народным паломничеством, связанным с культом великих предков.
Систематизация сакральных объектов на основе определённых критериев позволит выработать механизм историко-культурной экспертизы природных и других сакральных мест.
Реестр сакральных объектов составлен на основе коллегиального отбора научными коллективами трёх организаций: Института Археологии им. А.Х. Маргулана, Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, Института истории государства. Предварительный список сакральных мест Казахстана включает 574 объекта, из которых в 2017 году описано 279. Учёные, основываясь на материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времён до современности.
Исторически территорию Казахстана можно условно разделить на несколько историко-культурных ареалов. Они отличаются более тесными внутренними связями, общностью развития, особенностями соответствия эколого-природных и социально-культурных факторов, что сказалось на содержательной стороне археологических и исторических памятников.
Бауыржан Байтанаев, директор Института Археологии им. А.Х. Маргулана Комитета науки Министерства образования и науки, академик НАН Республики Казахстан