что такое рыночная власть
Рыночная власть
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя.
Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
Рыночная власть отдельного производителя в отрасли заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей рыночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем производства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечивающее ей максимизацию прибыли.
Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется так называемый коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара:
Значения коэффициента исчисляются в абсолютных величинах, причем О
3. Рыночная власть фирмы, ее индексы
3. Рыночная власть фирмы, ее индексы
Фирмы-производители поставляют на рынок товаров и услуг различные блага для удовлетворения потребностей общественных масс. Соответственно они осуществляют свою деятельность под воздействием величины и структуры потребительского спроса и других элементов рыночного механизма. В то же время товаропроизводители, устанавливая цены на свою продукцию, а также, проводя широкие рекламные компании, оказывают давление на потребителя. Степень воздействия непосредственно зависит от доли рынка и власти фирмы. Таким образом, рыночная власть фирмы – это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыночная власть определяет масштабы деятельности фирмы: насколько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь крайняя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям.
Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия решений и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают лидирующее положение на рынке, каковы степень их развития и круг потребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.
Как известно, самые высокие цены на рынке те, которые устанавливает монополия. Фирма-монополист обладает уникальными ресурсами и может производить ни с чем не сравнимый продукт, который крайне необходим всему обществу, но не может быть приобретен где-нибудь еще. Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее величины на единицу продукции. Следует заметить также, что монопольная власть определяется обратной зависимостью от эластичности потребительского спроса и его чувствительности к динамике рыночных цен. Поскольку эластичность спроса показывает его чувствительность к стоимости благ, то, чем выше данный показатель, тем ниже оказываются возможности влияния фирмы на рынке, так как тогда она не может необоснованно поднимать цены и злоупотреблять своими правами.
Индекс Лернера (IL) может быть рассчитан посредством вычитания предельных издержек из величины монопольной цены при пересчете на уровень неконкурентных цен:
где Р (m) – цена монопольного рынка;
МС – издержки на дополнительно произведенную единицу продукцию.
При этом 0 Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Фондовые индексы
Фондовые индексы Фондовый индекс – это средняя величина курсов акций по определенной группе компаний по отношению к базовой величине.Фондовый индекс позволяет отслеживать общее направление движения рынка. Кроме того, индексное инвестирование (вложение денег в акции
Рынок и индексы
Рынок и индексы Итак, что такое рынок ценных бумаг? Это место, где торгуют ценными бумагами, или, иначе, фондовая биржа (stock exchange). Долгое время фондовые биржи были физическими местами, где собирались вместе торговцы ценными бумагами – брокеры. Физически эти места есть и
40. Средние индексы
40. Средние индексы В зависимости от методологии расчета индивиду–альных и сводных индексов различают средние ариф–метические и средние гармонические индексы. Други–ми словами, общий индекс, построенный на базе индивидуального индекса, принимает форму среднего
49. Биржевые индексы
49. Биржевые индексы Биржевые индексы – это ключевые показатели, используемые для оценки, исследования и прогнозирования общего положения в фондовой торговле и в отдельных отраслях.Исчисление биржевых индексов можно производить по разной методике.Одни индексы
4. Индексы и уровни цен
4. Индексы и уровни цен Для начала определим, что ВВП может иметь две формы: номинальную и реальную. Номинальный ВВП соответственно рассчитывается посредством учета текущего уровня цен, а реальный – в базисных ценах, что позволяет оценить изменения в объеме
6. Средние индексы
6. Средние индексы В зависимости от методологии расчета индивидуальных и сводных индексов различают средние арифметические и средние гармонические индексы. Другими словами, общий индекс, построенный на базе индивидуального индекса, принимает форму среднего
40. Индивидуальные базисные и цепные индексы. Общие индексы
40. Индивидуальные базисные и цепные индексы. Общие индексы Для определения статистических индексов нужно иметь данные за два периода или два сравниваемых уровня.Если существуют данные за определенный ряд периодов или уровней, то в качестве базы для сравнения можно
НЕ ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВЛАСТЬ, А БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ
НЕ ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВЛАСТЬ, А БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ (выступление на второй русской конференции «Государство и национальная идеология», которая происходила 1 ноября 1996г. в конференц-зале РОПС)То, что происходит сильнейший поворот официозной политики от гуманитарного либерализма
Глава VI Услуги и рыночная система Глава VII Рыночная система и искусство Глава VIII Самоэксплуатация и эксплуатация
Глава VI Услуги и рыночная система Глава VII Рыночная система и искусство Глава VIII Самоэксплуатация и эксплуатация Часть III. Планирующая
Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая теория технического прогресса
Глава IX Природа коллективного разума Глава X Как используется власть: защитные цели Глава XI Положительные цели Глава XII Как устанавливаются цены Глава XIII Издержки, контракты, координация и цели империализма Глава XIV Убеждение и власть Глава XV Новая экономическая
ЛЕКЦИЯ № 11. Индексы
ЛЕКЦИЯ № 11. Индексы 1. Понятие об индексах Особым видом относительных величин являются индексы. Индекс (Index) означает указатель, показатель. Особенности индексов в том, что:1) с помощью индексов одним числом можно выразить соотношение разнородных явлений, показатели
2. Индивидуальные индексы
2. Индивидуальные индексы Индивидуальные индексы характеризуют соотношение отдельных элементов совокупности.Примером индивидуальных индексов может быть процент выполнения плана или динамика выпуска одного вида продукции, процент выполнения плана или динамика
4. Другие агрегатные индексы
4. Другие агрегатные индексы Рассмотрим некоторые из агрегатных индексов.1. Индекс себестоимости продукции показывает, во сколько раз себестоимость в отчетном периоде в среднем выше или ниже базисной или плановой себестоимости, а также абсолютный размер экономии или
Как оценить конкурентную среду? Анализ пяти сил Портера (часть 2)
Во вчерашней статье мы рассмотрели первые две силы Портера, которые позволяют оценить конкурентов: анализ угрозы появления продуктов-заменителей и анализ угрозы появления новых игроков. Сегодня остановимся на оставшихся трех: анализе рыночной власти поставщиков, анализе рыночной власти потребителей и анализе уровня конкурентной борьбы.
Рыночная власть поставщиков
Эта сила возрастает, если поставщики сырья, ресурсов, необходимых для бизнеса, настолько уверенно себя чувствуют на рынке, что могут выбирать клиентов, с которыми работать и каким-то образом влиять на деятельность компаний. Один из примеров такой ситуации — рынок мобильных телефонов, на котором вендоры долгие годы диктовали свои условия, устанавливали различные цены на товары для разных дистрибуторов, выделяли маркетинговые бюджеты разного размера, начинали отгрузки новинок тем ритейлерам, которых выбирали на основании собственных рассуждений. Причем этот выбор не всегда был основан на рыночной логике, а зачастую строился на личных отношениях. Для выживания торговой сети, продающей мобильные телефоны, было крайне важно договориться с производителем самых популярных устройств о хороших условиях поставок. Когда-то ключевым вендором была Nokia, на втором месте — Siemens. И понятно, что на этих телефонах ритейлеры зарабатывали больше всего денег. Те, кто получал новинки первым, снимали сливки. Описанная ситуация типична для рынка поставщиков. Кстати, в этом случае поставщики могут влиять на бизнес не только напрямую, управляя стоимостью продукта, но и косвенным образом, если качество их продукции снизится.
Итак, чтобы понять, насколько бизнес будет зависеть от настроения поставщиков, нужно изучить факторы, которые усиливают их власть:
Власть поставщиков можно попытаться уменьшить за счет поиска новых источников поставки, угрозы интеграции в структуру поставок и разработки стандартизированных компонентов продукции — чтобы их были способны производить многие поставщики.
Рыночная власть потребителей
Это, по сути, способность потребителей влиять на компанию, а также реакция чувствительности потребителя на изменение цены. Есть несколько факторов, которые влияют на уровень этой силы:
То есть в конечном итоге все эти пункты сводятся к двум вопросам. Первый: есть ли у потребителей выбор и насколько он большой? И второй: откажутся ли они от продукта, если цена будет слишком высока?
Уровень конкурентной борьбы
Уровень конкуренции на рынке нужно изучить по следующим критериям:
Шестая сила?
Некоторые последователи Портера предлагают анализировать также шестую силу. Речь идет о правительстве. Насколько сильно оно влияет на данную отрасль, важна ли она для страны, имеют ли в ней влияние заинтересованные группы. Также имеет смысл рассмотреть роль законодательных и регламентирующих органов. Предложение это хорошее, так как в российской действительности есть примеры отраслей, где сила других заинтересованных лиц довольно существенно может влиять на бизнес. Такой отраслью является, к примеру, телеком. Здесь сильно влияние чиновников, и у новичков шансов пробиться крайне мало, если они не заручились поддержкой в верхах. Разработка программного обеспечения также является особенным сегментом, но здесь, напротив, ситуация благоприятная для открытия бизнеса. Власти стараются поддерживать отечественных разработчиков, в частности дают налоговые льготы некоторым игрокам, удовлетворяющим ряду требований, выделяют гранты и т д.
Нужно учесть, что анализ сил по Портеру применим не всегда, а только при определенных условиях:
Подведем итог, как пять сил могут сказаться на бизнесе.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Рыночная власть
Опубликовано 07.06.2020 · Обновлено 07.06.2021
Что такое Рыночная власть?
Рыночная власть относится к относительной способности компании манипулировать ценой товара на рынке, манипулируя уровнем предложения, спроса или того и другого.
Краткая справка
На рынке, где существует множество производителей, которые конкурируют друг с другом за продажу аналогичного продукта, такого как пшеница или масло, производители имеют очень ограниченную рыночную власть.
Ключевые моменты
Понимание рыночной власти
Рыночная власть может пониматься как уровень влияния, которое компания оказывает на определение рыночной цены либо на конкретный продукт, либо в целом в своей отрасли. Примером рыночной власти является Apple Inc. на рынке смартфонов. Хотя Apple не может полностью контролировать рынок, ее продукт iPhone имеет значительную долю рынка и лояльность клиентов, поэтому он может влиять на общие цены на рынке смартфонов.
Пример рыночной власти
Например, когда Apple впервые представила iPhone, компания имела значительную рыночную власть, поскольку с запуском продукта она, по сути, определила рынок смартфонов и приложений – в течение короткого периода времени она была монополией.
В то время стоимость приобретения iPhone была высокой и могла оставаться таковой из-за отсутствия конкурирующих устройств. Таким образом, цены на iPhone изначально устанавливались Apple, а не рынком. Даже когда появились первые смартфоны-конкуренты, iPhone продолжал оставаться лидером рынка с точки зрения цены и ожидаемого качества. По мере того, как остальная часть отрасли начала догонять по уровню обслуживания, качеству и доступности приложений, рыночная власть Apple уменьшилась.
IPhone не исчез с рынка по мере появления новых участников. Apple начала предлагать новые модели iPhone в нескольких вариантах, в том числе менее дорогие модели, ориентированные на потребителей с ограниченным бюджетом.
Краткая справка
Структуры власти на рынках
Существуют три основных рыночных условия, которые существуют с точки зрения рыночной власти, применительно либо к экономике в целом, либо к рынку для конкретного товара.
Первое – это отмеченное ранее идеальное условие совершенной конкуренции. При совершенной конкуренции, помимо множества компаний, производящих такой же или похожий продукт, существуют также минимальные препятствия для выхода новых компаний на рынок или их отсутствие. Сельскохозяйственные рынки часто называют примерами рынков с относительно совершенной конкуренцией, поскольку для любого производителя сельскохозяйственной продукции практически невозможно получить значительную рыночную власть.
Противоположностью условий совершенной конкуренции является монополия, при которой одна компания полностью контролирует рынок продукта или услуги или, по крайней мере, часть всего рынка, и может регулировать цены по своему желанию. Ограниченные монополии часто разрешены для коммунальных компаний, но их способность повышать цены обычно ограничивается государственными властями.
Олигополии относится к рынку доминирует небольшое число компаний, в которых существуют значительные барьеры для новых участников рынка. Компании в олигополии, как правило, обладают совокупной, но не индивидуальной рыночной властью. Примером олигополии является рынок услуг мобильной связи, контролируемый относительно небольшим количеством фирм, на котором существуют большие препятствия для новых участников.
В экономика и особенно в промышленная организация, рыночная власть это способность твердый выгодно поднять рыночная цена товара или услуги предельная стоимость. В совершенно конкурентоспособный рынки, участники рынка не имеют рыночной власти. Фирма, обладающая полной рыночной властью, может повышать цены, не теряя клиентов в пользу конкурентов. Поэтому участников рынка, обладающих рыночной властью, иногда называют «ценообразователями» или «установщиками цен», а тех, кто не имеет, иногда называют «лицами, принимающими цены». Значительное влияние на рынке возникает, когда цены превышают предельные издержки и средняя стоимость в долгосрочной перспективе, поэтому фирма делает экономическая прибыль.
Фирма, обладающая рыночной властью, имеет возможность индивидуально влиять либо на общее количество, либо на преобладающую цену на рынке. Ценники сталкиваются с нисходящей кривая спроса, так что повышение цен приводит к снижению спроса. Уменьшение предложения в результате использования рыночной власти создает экономический чистые издержки что часто считается социально нежелательным. В результате во многих странах антимонопольное или другое законодательство, направленное на ограничение возможности фирм наращивать рыночную власть. Такое законодательство часто регулирует слияния а иногда вводит судебную власть для принуждения отчуждение.
Если ни один отдельный участник рынка не обладает значительной рыночной властью, то антиконкурентное поведение может иметь место только через сговор, или использование коллективной рыночной власти группы участников.
В Индекс Лернера и Индекс Херфиндаля может использоваться для измерения рыночной власти.
Содержание
Олигополия
Когда несколько фирм контролируют значительную долю продаж на рынке, результирующая структура рынка называется олигополия или же олигопсония. Олигополия может заниматься сговор, либо неявно, либо открыто, и тем самым осуществляют рыночную власть. Группа фирм, которые прямо соглашаются влиять на рыночную цену или объем производства, называется картель.
Монопольная власть
Хорошо известный пример монополистической рыночной власти: Microsoft доля рынка в ПК операционные системы. В Соединенные Штаты против Microsoft дело касалось утверждения о том, что Microsoft незаконно использовала свою рыночную власть, объединяя свои веб-браузер со своей операционной системой. В этом отношении понятие доминирования и доминирующего положения в антимонопольном законодательстве ЕС является строго связанным аспектом. [3]
Источники
Измерение
Коэффициенты концентрации являются наиболее распространенными показателями рыночной власти. [7] Коэффициент концентрации четырех фирм измеряет долю от общего объема производства в отрасли, приходящуюся на четыре ведущие компании. Для монополий коэффициент четырех фирм составляет 100%, тогда как для совершенной конкуренции коэффициент равен нулю. [8] Коэффициент внутренней концентрации четырех фирм (США) для сигарет составляет 93%; для автомобилей 84% и для пива 85%. [9]
Суды США почти никогда не считают, что фирма обладает рыночной властью, если ее рыночная доля составляет менее 50 процентов. [10]
Эластичность спроса
Слияния конкурирующих покупателей
Таким образом, краткосрочное сокращение числа покупок агентства не рассматривает его как лучший показатель того, может ли оно усилить рыночную власть покупателя. Кроме того, эти агентства не оценивали конкурентный эффект слияния среди конкурентов с влиянием рынков сбыта, проданных путем слияния.
Например, Министерство юстиции США, слияние фирм A и B являются единственными двумя покупателями сельскохозяйственной продукции на соответствующем географическом рынке. [14] Их слияние усилит покупательскую способность и снизит цену, которую платят фермерам за этот продукт, что приведет к передаче богатства от фермеров объединенной фирме и неэффективному сокращению предложения. Эти эффекты могут возникнуть, даже если слияние не приведет к увеличению цены, взимаемой объединенной фирмой за свою продукцию.