что такое рясофор в православии

Степени православного монашества

Степени православного монашества — это те этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни.

В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

Содержание

Послушник (послушница)

Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешают носить подрясник.

Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.

По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

Рясофор

Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству).

При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания.

В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.

Инок (инокиня)

В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.

В старообрядчестве сохраняется древняя русская традиция наименования всех степеней монашества иночеством — см. статьи: Инок Павел (Великодворский), Инок Онуфрий (Парусов).

Малая схима, или мантийное монашество

Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.

Малую схиму еще называют мантийным монашеством [4] — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный).

Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета [5] :

Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.

В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.

Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).

Великая схима или схимничество

что такое рясофор в православии. Смотреть фото что такое рясофор в православии. Смотреть картинку что такое рясофор в православии. Картинка про что такое рясофор в православии. Фото что такое рясофор в православии

что такое рясофор в православии. Смотреть фото что такое рясофор в православии. Смотреть картинку что такое рясофор в православии. Картинка про что такое рясофор в православии. Фото что такое рясофор в православии

Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.

Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

Источник

Рясофор

Рясофор

Рясофо́р (греч. ρασοφόρος — носящий рясу), инок, «рясофорный монах», «рясофорный послушник» — монах низшей степени пострига (т. н. «пострижение в рясофор»), готовящийся к принятию малой схимы. При пострижении в рясофоры монах получает новое имя, но не даёт никаких обетов. Рясофорному монаху (в отличие от послушника) разрешается носить рясу с клобуком и чёрную камилавку, но без мантии, которая впервые даётся принявшему пострижение.

В современной практике РПЦ рясофорный монах называется иноком, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.

Смотреть что такое «Рясофор» в других словарях:

рясофор — рясофор … Орфографический словарь-справочник

РЯСОФОР — (греч.). Монах первой степени пострижения, получивший расу и камилавку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЯСОФОР монах первой степени пострижения, носящий рясу и камилавку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

рясофор — сущ., кол во синонимов: 2 • монах (84) • послушник (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Рясофор — м. Послушник, имеющий право носить рясу и клобук без пострижения; рясофорный I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

рясофор — 1. рясофор, рясофоры, рясофора, рясофоров, рясофору, рясофорам, рясофор, рясофоры, рясофором, рясофорами, рясофоре, рясофорах 2. рясофор, рясофоры, рясофора, рясофоров, рясофору, рясофорам, рясофора, рясофоров, рясофором, рясофорами, рясофоре,… … Формы слов

рясофор — рясоф ор, а … Русский орфографический словарь

рясофор — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Рясофор — (греч. «носящий рясу»), РЯСОФОРНЫЙ МОНАХ – монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку … Православие. Словарь-справочник

рясофор — ряс/о/фор/ … Морфемно-орфографический словарь

Рясофор — просторечное именование рясофорных монахов, то есть монахов самой низкой степени совершенства, готовящихся к постригу в монахи малой схимы. Рясофорный монах носит только рясу и камилавку … Православная энциклопедия

Источник

Значение слова «рясофор»

что такое рясофор в православии. Смотреть фото что такое рясофор в православии. Смотреть картинку что такое рясофор в православии. Картинка про что такое рясофор в православии. Фото что такое рясофор в православии

рясофо́р

1. церк. монах первой, низшей степени пострижения, готовящийся к принятию малой схимы и имеющий право носить рясу и камилавку ◆ — Вы иеромонах или иеродиакон? — Нет, я ещё просто в рясофоре. — Всё же ведь уже это значит, вы инок? Н. С. Лесков, «Очарованный странник», 1873 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое рясофор в православии. Смотреть фото что такое рясофор в православии. Смотреть картинку что такое рясофор в православии. Картинка про что такое рясофор в православии. Фото что такое рясофор в православииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: булочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «рясофор&raquo

Предложения со словом «рясофор&raquo

Цитаты из русской классики со словом «рясофор»

Понятия, связанные со словом «рясофор»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «рясофор&raquo

Моложе тридцати лет рясофором не сделают.

Подрясник ему одели уже через месяц, но с посвящением в рясофор откладывали.

Новоиспечённого монаха называют рясофором, то есть «носителем рясы».

Синонимы к слову «рясофор&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

О рясофоре как о начальной степени монашеского чина

В последнее время в ходе обсуждения важного для Русской Православной Церкви документа — «Положения о монастырях и монашествующих» был поставлен вопрос, имеет ли рясофорный инок монашеское достоинство и каковы канонические последствия рясофорного пострига. Сам по себе вопрос о статусе рясофорных иноков имеет большое значение. Он вплотную касается их канонических прав и обязанностей, в частности права на оставление обители и последующее вступление в брак. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли рясофорным инокам монашеское достоинство, поднимается снова и снова на протяжении нескольких последних столетий.

В этой статье мы ни в коей мере не хотим полемизировать с теми, кто считает иноков всего лишь мирянами, а иночество — только подготовкой к приему монашества. Не хотим мы и настаивать на каких-то мерах прещения по отношению к инокам, покинувшим свой монастырь и вернувшихся к мирскому житию. Бог ждет от каждого из нас свободного служения Ему, и в первую очередь Ему дорого именно наше свободное произволение. Нашей целью было воодушевить иноков, носящих рясофор, к ревностному прохождению своего подвига и дать им святоотеческое понятие о всей важности их чина, о том, как дорого и желанно пред Богом их вступление в первоначальную степень монашеского звания.

Рассмотрим сейчас подробнее вопрос о статусе рясофорных иноков: отличаются ли носящие рясофор от мирян и почему? В настоящее время можно услышать мнение, что каноны не предусматривают отдельной степени рясофорного инока и потому таковые являются мирянами и не несут канонической ответственности в случае, если пожелают оставить монастырь.

Если мы будем взирать только на внешнюю, формальную сторону дела, мы можем прийти к совершенно абсурдному выводу. Как общеизвестно, высшей и совершеннейшей степенью монашеского пострига является великая схима. Если каноны говорят только о чине совершенных монахов и распространяются только на них, то, значит, наряду с рясофором можно вменить ни во что и пострижение в малый образ, как еще несовершенный, приготовительный, называемый всего лишь «обручением великого ангельского образа» 7 и не дающий всей полноты монашеского достоинства. Таким образом, можно объявить, что и мантийный монах волен оставить монастырь и вернуться к мирской жизни. Но, конечно же, вряд ли найдется такой человек, который осмелится утверждать что-либо подобное.

Что же делать в том случае, когда каноны ясно не говорят о каком-либо явлении?

Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого: «Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному. » 12

Еп. Феофан Затворник 13 : «Бог благословит и монашескую одежду (рясофор) принять. И старайтесь с этого же раза явить в себе настоящую монахиню».

Прп. Макарий Оптинский: «Монашества три степени: рясофор, мантия и схима; первый — новоначальных, второй — средних, а третий — совершенных».

Прп. Амвросий Оптинский: «Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашескаго образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искренняго покаяния пред Богом и духовным отцем».

Из дневника преподобноисповедника Никона Оптинского:

«В Великую Субботу перед Светлой заутреней я был около Батюшки [имеется в виду преподобный Варсонофий Оптинский]. Вот Батюшка мне и говорит:

— Вы, быть может, заметили, что я теперь стал к Вам строже. Мне, когда я был пострижен в рясофор, о. Анатолий в свое время сказал так: ‘Теперь для вас начинается новая жизнь. И какое дает себе направление и настроение монах в первое время по пострижении в рясофор, то останется у него до гроба».

— Вот как, — я говорю, — а я думал, что настоящая монашеская жизнь начинается с пострижения в мантию.

— Да, время пострижения в рясофор имеет великую важность в жизни монаха».

Если допустить, пострижение в рясофор не является посвящением в начальную степень монашеского жительства. Разве в таком случае эти святые не могли бы сказать своим послушникам: «Вот, над тобой совершится рясофорное пострижение, но ты еще можешь передумать, это не окончательный твой выбор, ты волен в любую минуту вернуться к прежней своей жизни»? Напротив, знаменитые святые и подвижники благочестия говорят о великом значении пострига в рясофор, называют его началом монашеской жизни, подчеркивают то, что этот постриг есть некая граница, отделяющая мирское прошлое человека от его новой ангелоподобной жизни во Христе. Благодаря этому святоотеческому воззрению в Православной Церкви и поныне существует взгляд на рясофор именно как на начальную степень монашеского образа, и силу этой традиции, которая заместила собой писаные законы и каноны, нельзя недооценивать. Она сохранялась даже в труднейшие годы гонений на Русскую Церковь: подвижники тех лет постригали своих духовных чад именно в рясофор, считая его полноценным монашеским постригом. Например, о преподобноисповеднике Игнатии (Лебедеве) сообщают следующее: батюшка предпочитал постригать именно в рясофор, он «постепенно подготавливал человека, тщательно выбирал имя и всегда говорил: “Так как вы без стен монастырских и без одежды монастырской, надо менять вам имя в рясофоре, чтобы у вас был новый предстатель, чтобы вы чувствовали страх перед своим новым святым и радость, что у вас есть новый заступник”. Батюшка хотел, чтобы новая жизнь была более реальна и ощутима в условиях монашества без стен и одежды…» 14

Теперь хотелось бы сказать подробнее и о том, какие именно элементы в чинопоследовании иноческого пострига сообщают рясофорному иноку монашеское достоинство.

Стоит указать, что молитвы на пострижение в рясофор содержат в себе выражения, говорящие именно о восприятии монашеского образа:

«Сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии…» — нет нужды напоминать о том, что ангельским житием в святоотеческой традиции именуется именно житие монашеское.

«И сподоби его сочетатися пастве избранных Твоих» — прямой параллелизм с молитвой из чинопоследования пострига в малую схиму: «введи раба Твоего сего в духовный Твой двор и сопричти его словесному Твоему стаду».

Еще одним доводом против того, что иноческое пострижение сообщает рясофорному иноку монашеское достоинство, является будто бы отсутствие оглашения перед постригом и отсутствие произнесенных вслух обетов.

Во-вторых, нужно сказать, что последование пострига в рясофор прямо предписывает игумену совершить оглашение до пострига и тщательно расспросить постригаемого, добровольно ли он принимает пострижение, хорошо ли обдумал свое решение и готов ли нести за него ответственность. В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед самим чином пострижения, указано, что игумен должен вручить новопостригаемого искусному монастырскому старцу и объяснить новичку важность главнейшей иноческой добродетели — послушания, а помимо того, до самог о пострига постригаемый должен засвидетельствовать свою готовность вступить в ангельский чин и решимость пребыть в монастыре: «Хотяй прияти рясу приходит ко игумену и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать: обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах, и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати согрешения своя…» 26 Конечно, собственно обетов послушания, девства и нестяжания постригаемый в рясофор не произносит, но тем не менее требование дать обещание пребыть в монастыре уже говорит о том, что чин пострижения в рясофор далек от простого благословения носить рясу, которое может быть дано мирянину в особых случаях. И кроме того, что собственно может означать обещание постригаемого «день и нощь преуспевати в добродетелех», как не то, что он с ревностью будет подвизаться в исполнении всех монашеских правил и установлений?

Нужно сказать также и о том, что большое значение имеет и намерение постригающего и постригаемого. Священнослужитель, совершающий чин пострижения, намеревается дать Церкви именно такого Ее члена, который будет служить в лике монашествующих, — постом, молитвой, совершением монашеских добродетелей. Архиерей при совершении хиротесии в чтеца или псалта вводит в клир нового его члена, который будет призван совершать служение Церкви словом и своим, именно ему определенным служением. Поэтому смешивать значение этих двух чинопоследований никоим образом не должно.

Таким образом, несмотря на отсутствие священных правил Церкви, которые прямо говорили бы о рясофоре как о монашеской степени, очевидно, что монашеское достоинство усваивается рясофорным инокам, во-первых, святоотеческой традицией; во-вторых, самим значением рясофорного пострига, которое нельзя умалять или недооценивать.

Итак, принимая рясофор, человек оставляет чин мирян и вступает в лик монашествующих. Таким образом, он меняет свой статус в системе церковного права. Одновременно он берет на себя определенную ответственность сохранить свои обетования пред Богом. Теперь следует сказать несколько слов о последствиях этого.

Конечно же, подобные епитимии не под силу современному немощному человеку, и, говоря о них, мы ни в коей мере не хотим проявить к отступившим от иноческого жития какую-то жесткость или строгость. Монашество — это тесный путь, и во все времена найдутся те, кто не смогут на нем устоять, потому что душа человека переменчива. И потому мы хотим лишь показать ту глубину ответственности, которой требует от своих монашествующих чад Святая Церковь.

В этой небольшой статье были рассмотрены некоторые свидетельства святых отцов Церкви и канонистов о рясофорном постриге. Мы увидели, сколь великое значение они придают рясофору, и думается, что всякий, непредвзято мыслящий человек, будет рассматривать постриг в рясофор так, как он того заслуживает, — как первую ступень монашеской лествицы, возводящей к высшему евангельскому совершенству. Именно это сознание будет укреплять вступающих в монашескую жизнь в их благочестивом выборе и жизни согласно их честн о му обещанию.

Примечания:

1 Сочинения игумении Таисии (Солоповой). М., 2006. С. 73.

3 См. электронный ресурс http://www.myriobiblos.gr/texts/greek/nicolopoulos_rasoforoi.html.

4 См. примеч. 71 к его статье.

5 Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Историко-археологическое исследование. Киев, 1914. С. 309.

6 Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 330–331.

7 Монашеский требник. Последование малого образа, еже есть мантия.

8 Ἀρχιμ. Τύχωνος, Καθηγουμένου . Μ. Σταυρονικήτα Ἁγίου Ὄρους. Περί τῆς ἀξίας ἥν κέκτηται ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ ἡ εἰς ἀρχάριον ρασοφοροῦντα Ἱερά Ἀκολουθία // Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς. Διμηνιαίον θεολογικόν καί εκκλησιαστικόν περιοδικόν. Θεσσαλονίκη. 1992. Τεῦχος 831. Νοέμβιος — Δεκέμβριος 2009. Σ. 701–724.

9 Πηδάλιον. Ἐκδ. 12. Ἀθῆναι, 1998. Σ. 19.

10 См. Пс. 115, 9. Греч. εὔχομαι может означать не только «молиться», но и «давать обет». Однокоренное с ним εὐχή также имеет значения и «молитва», и «обет». В данном контексте имеется в виду именно второе значение.

11 Πηδάλιον. Ἐκδ. 12. Ἀθῆναι, 1998. Σ. 259.

12 Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого. СПб., 200. Репринт. с изд. 1912 г. С. 134.

13 Дальнейшие цитаты приводятся по текстам, размещенным в электронной библиотеке сайта Pages.ru.

14 Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Тверь: «Булат», 2003. Июнь – август. С. 277.

15 Монашеский требник. Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавхи.

16 Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Историко-археологическое исследование. Киев, 1914. С. 308.

17 Εὐγένια Β. Ζούκοβα. Γέννηση καί ἐξέλιξη τῆς ἀκολουθίας τοῦ μοναχικοῦ σχήματος κατά τούς 4–7 αἰώνες βάσει ἀγιολογικών πηγών. Ἀθήνα, 2010. Σ. 314: «Это последование очень напоминает нам древний образ приема в монашество, который мы обнаружили в житиях святых… Мы дерзнули бы сказать, что это совершаемое до сегодняшнего дня последование — древний вид последования великого (по своему значению) ангельского образа».

18 Воспоминания монахини Амвросии (Оберучевой) об иеромонахе Никоне.

19 Εὐγένια Β. Ζούκοβα. Γέννηση καί ἐξέλιξη τῆς ἀκολουθίας τοῦ μοναχικοῦ σχήματος κατά τούς 4–7 αἰώνες βάσει ἀγιολογικών πηγών. Ἀθήνα, 2010. Σ. 313.

20 Статья достоуважаемого архим. Иеронима (Николопулоса) цитируется по тексту, указанному в ссылке на сайте bogoslov.ru, в русском переводе автора настоящей статьи.

21 Ἀρχιμ. Τύχωνος, Καθηγουμένου . Μ. Σταυρονικήτα Ἁγίου Ὄρους. Περί τῆς ἀξίας ἥν κέκτηται ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ ἡ εἰς ἀρχάριον ρασοφοροῦντα Ἱερά Ἀκολουθία… Σ. 704–706.

22 Εὐχολόγιον τό μέγα. Αστῆρ, 1992. Σ. 186.

23 Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 231–232. Текст дан в русском переводе для ясности понимания. В славянском переводе: «Обетов мужей не знаем иных, как разве которые причислили себя к чину монашествующих, которые молчанием показуют, яко приемлют безбрачие»

24 Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 233.

25 Π. Ι. Παναγιωτάκος. Σύστημα τοῦ Ἐκκλησιαστικοῦ Δικαίου. Ἀθῆναι, 1957. Τ. 4. Τό Δίκαιον τῶν μοναχῶν. Σ. 100.

26 Монашеский требник. Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавхи.

27 Εὐγένια Β. Ζούκοβα. Γέννηση καί ἐξέλιξη… Σ. 314. Σημείωμα.

28 Ράλλης Γ., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα θείων καί ἱερῶν κανόνων. Θεσσαλονίκη, 2002. Τ. 2. Σ. 666.

29 Ράλλης Γ., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα θείων καί ἱερῶν κανόνων. Θεσσαλονίκη, 2002. Τ. 4. Σ. 503.

30 Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. «Галактика», 1994. Репринт. С изд. 1856 г. С. 340.

31 Ἀρχιμ. Τύχωνος, Καθηγουμένου . Μ. Σταυρονικήτα Ἁγίου Ὄρους. Περί τῆς ἀξίας ἥν κέκτηται ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ ἡ εἰς ἀρχάριον ρασοφοροῦντα Ἱερά Ἀκολουθία… Σ. 714.

32 Вероятно, в настоящее время настоит насущная необходимость на основании не канонической, но существующей литургической практики более определенно и четко разграничить эти две группы лиц: принявших рясофорный постриг в подлинном значении этого слова, со всеми его элементами, разобранными в настоящей статье и являющихся рясофорными иноками, и рясофорных послушников, получивших только благословение носить монашеские одежды и по своему каноническому статусу являющихся действительно мирянами. В одной обители вполне могут сосуществовать обе эти категории. Можно преподать благословение носить рясу и послушнику с целью более утвердить его в избранном житии, укрепить его ревность к прохождению монашеских подвигов, так как, по верному замечанию святых отцов, во многих случаях человек сообразовывает свое внутреннее состояние с внешними обстоятельствами своей жизни. Впоследствии такой рясофорный послушник может воспринять и постриг в рясофор.

33 Ράλλης Γ., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα θείων καί ἱερῶν κανόνων. Θεσσαλονίκη, 2002. Τ. 4. Σ. 506.

34 Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 224.

35 Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями. М., 2000. С. 229.

36 Прп. Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. М., 2001. Ч. I. С. 35.

37 Текст канона в русском переводе: «Мы желаем, чтобы приходящие в церкви петь не испускали бесчинных воплей, не принуждали свое естество к крику и не добавляли ничего неприличного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением возносили псалмопения Богу, взирающему на сокровенное. Ибо священное слово учило сынов Израилевых быть благоговейными (Лев. 15, 31)».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *