что такое рундист в бриллианте
Бриллиант или подделка? Как отличить настоящий камень от фальшивки?
Главные моменты при определении подлинности
Как можно определить, является ли камень на самом деле бриллиантом? Если вы не являетесь экспертом (или не обратитесь к таковому), вы не сможете с уверенностью поручиться за то, чем именно является тот или иной камень. Существует, однако, несколько простых способов, которые в большинстве случаев достаточно быстро способны дать вам понять, является ли камень подделкой или нет. Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.
Можно ли через камень прочитать или рассмотреть текст газетной статьи? Если камень имеет круглую огранку современного стиля и не закреплен либо закреплен таким образом, что его можно расположить площадкой вниз над какой-нибудь газетной статьей, посмотрите, можно ли увидеть или прочитать какой-либо отрывок из нее. Если да, то камень не является бриллиантом. Преломление света внутри настоящего бриллианта не позволит вам рассмотреть буквы газетного текста.
Приклеен ли камень к оправе? Клей практически никогда не используется при работе с бриллиантами. Чего не скажешь о горном хрустале.
Закрыта или открыта тыльная сторона? Если камень является закрепленным по всем правилам бриллиантом, задняя часть оправы будет, как правило, открытой, что позволит вам легко увидеть часть павильона. Некоторые старинные образцы огранки «розой» или «простой огранки» могут быть прикрыты с тыльной стороны.
Кроме того, отдельные первоклассные ювелиры-дизайнеры могут использовать дизайн с прикрытым павильоном. Но в принципе, если камень закрыт с тыльной стороны, это, скорее всего, горный хрусталь, а тыльная сторона прикрыта для того, чтобы не дать увидеть серебряную фольгу, подложенную под заднюю часть камня для придания ему большей яркости.
История из жизни – подделка бриллианта
Однажды, мне позвонила молодая женщина и попросила меня осмотреть старинное кольцо с бриллиантом, полученное в наследство от своей прабабушки. Она рассказала, что, когда чистила это кольцо, один из двух бриллиантов выпал из своей оправы, внутри которой она увидела, выражаясь ее же словами «осколки зеркала». Она сказала: «К чему бы это?» Конечно, я тут же понял, что это может означать, и при последующем осмотре украшения мои опасения полностью подтвердились.
Когда я увидел кольцо, то сразу понял, почему для нее оно было важной наследственной драгоценностью. Это было очень красивое, выполненное в классическом стиле ювелирное украшение. В него входили два «бриллианта», вес которых по визуальным впечатлениям должен был равняться около одного карата каждый. Оправа кольца была сделана из платины и имела изысканный филигранный узор.
Но форма оправы, популярная во времена ее прабабушки, делала осмотр камней со стороны кольца практически невозможным. Очень малая часть украшения, не считая верхней части камня и платиновой оправы, была доступна зрению. Но и это еще не все. Тыльная сторона была прикрыта не полностью. Маленькое круглое отверстие могло бы легко навести на мысль об аутентичности украшения, раз уж оправа не была полностью замкнутой, что относилось к большинству имитаций того времени.
Оправленный бриллиант на вид казался образцом огранки old — mone с грамотно рассчитанными пропорциями и очень хорошим цветом. Но в незакрепленном виде этот камень, с не до конца отлипшей от него «золотинкой», уже не обладал прежним сверканием и игрой.
В результате передо мной оказалась одна из самых искусных подделок, которые я видел за последнее время. Огранка и пропорции «камней» были на очень хорошем уровне, оправа была сделана очень красиво и из драгоценного металла. Камни были закреплены очень маленькими крапанами, что являлось признаком качества в те времена. Но под оправой, прикрывающей камни сзади, была серебряная фольга. Это были не настоящие бриллианты, а стекло с подложкой из серебряной фольги.
Использование серебряной фольги является эффективным способом «создания» бриллианта. Она используется в качестве зеркала, которое отражает свет и заставляет камень казаться настолько ярким и живым, что его можно принять за бриллиант. Встречающаяся в наши дни подложка из фольги делается так, что тыльные фацеты превращаются в настоящие зеркала, на заднюю сторону которых затем наносится защитный слой позолоты. После этого такие подделки встраиваются в ювелирное изделие таким образом, чтобы их тыльную сторону нельзя было увидеть.
Это грустная, но далеко не самая редкая история. Я не знаю, сколько сделанных таким же искусным способом колец находится сегодня в обороте, но около 5% антикварных ювелирных украшений под оправой скрывают поддельные драгоценные камни. Искусные стеклянные подделки (которые часто называют «стразами») появились еще с тех пор, как в эпоху Возрождения венецианские мастера сделали технологический рывок в стекольном производстве. Как это ни печально, но мошенничество существует с незапамятных времен. Не позволяйте ввести себя в заблуждение, что находящийся в вашем владении «антикварный» или «семейный» (с уходящей в далекое прошлое историей) экземпляр автоматически будет «настоящим».
Сколько фацетов можно увидеть на верхней части? У дешевых стеклянных имитаций на верхней стороне можно увидеть, как правило, только 9 фацетов, в отличие от 33 видимых верхних фацетов на бриллианте или искусной подделке. Бриллианты «простой» или швейцарской огранки также имеют на верхней стороне только 9 граней, но оправа у них будет выполнена с открытой тыльной стороной, тогда как оправа дешевых стеклянных подделок имеет закрытую тыльную сторону.
Имеет ли камень «замороженный» рундист? Рундисты большинства бриллиантов не полируются, и их матовый внешний вид кажется «замороженным». Некоторые алмазные подделки так же имеют «замороженный» рундист. Но у бриллианта эта «замороженность» будет самой белой из всех — как у сухого чистого матового стекла. С другой стороны, некоторые бриллианты гранятся с полированными или фацетированными рундистами, что исключает матовость. Если вы хотите научиться отличать эти два вида на глаз, попросите надежного ювелира указать на различия между полированным и фацетированным рундистом.
Симметричность огранки. Вследствие большой стоимости бриллиантов и важности их симметрии для общего внешнего впечатления и привлекательности симметричность граней будет тщательным образом соблюдаться, тогда, как симметричность граней на подделках может оказаться небрежной. Например, у восьми ромбовидных граней (иногда называемых «гнездовыми гранями») часто будет не хватать одной или более точек на боковой, верхней или нижней стороне, и можно будет увидеть скорее небольшую прямую кромку, а не точку. Такие небрежно распределенные грани могут быть важным признаком того, что данный камень не является бриллиантом. Это означает, что огранщик не работал с должным вниманием. Следует отметить, что некоторые бриллианты невысокого качества или старинной огранки могут также иметь черты небрежной работы.
Правильно ли расположены корона и павильон относительно друг друга? Несмотря на то, что в редких случаях бриллиант может обладать не совсем правильным расположением короны относительно павильона, имитациям этот дефект свойственен в гораздо большей степени.
Есть ли на ребрах или гранях царапины, сколы или следы износа? Среди имитаций встречаются некоторые очень мягкие и/или хрупкие камни, такие как циркон, галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ — искусственная имитация), фабулит (искусственная имитация алмаза, известная так же как титанат стронция) и стекло. Из-за присущей им недостаточной твердости и, как в случае с цирконием, потенциальной хрупкости, следы износа на таких подделках появятся очень скоро, и можно нередко заметить царапины или сколы на гранях и ребрах.
Ребра представляются более уязвимыми, и царапины со сколами чаще встречаются именно здесь, поэтому первым делом осмотреть стоит именно их. После этого проверьте на наличие царапин плоскости граней. Осмотрите как более подверженные износу области, так и области у крапанов, где закрепщик мог случайно поцарапать камень во время закрепления.
Циркон, встречающийся в природных условиях камень, часто путают с кубической двуокисью циркония ( CZ ), или фианитом. Эта искусственная имитация относительно твердая, но хрупкая, поэтому на ребрах такого камня практически всегда обнаружится несколько сколов, если ювелирные украшения с таким камнем эксплуатировались более одного года. На украшениях из фабулита и стекла также появятся царапины практически при первом их использовании или ношении. Кроме того, фабулит отличается от бриллианта в плане игры света. Фабулит будет играть даже сильнее, чем бриллиант, но с ярко выраженным синим оттенком.
Также стоит добавить, что натренированным глазом или, вооружившись специальной оптикой, на этих имитационных материалах можно осмотреть ребра или линии, где одна грань этих имитационных материалов переходит в другую. У бриллианта такие края очень острые, что объясняется его исключительной твердостью. У большинства имитаций же Окончательная полировка округляет ребра граней, и об остроте приходится забыть.
Некоторые имитации бриллиантов, тем не менее, обладают большей прочностью и износостойкостью. К таким камням относятся бесцветная синтетическая шпинель, бесцветный синтетический сапфир, бесцветный кварц, алюминиево-иттриевый гранат (АИГ — искусственный) и фианит. Несмотря на то, что со временем от постоянного ношения и повседневного небрежного обращения на них появляются царапины или сколы, их количество не так велико и заметны они будут в меньшей степени.
ПОГРЕШНОСТИ ПРОПОРЦИЙ БРИЛЛИАНТА
Диаметр рундиста
Основой оценки пропорций является диаметр рундиста. Поэтому его принимают за 100%, а другие пропорции – диаметр площадки, общая высота, толщина рундиста и т.д. – соотносятся с ним.
Очень немногие бриллианты являются абсолютно круглыми. Обычно они имеют более или менее значительные отклонения от идеально круглой формы. Причина заключается в самом «сыром» алмазе. Плоскость рундиста лежит параллельно кубической плоскости октаэдра. Если же она является не абсолютно квадратной, а слегка искаженной, это может привести к несколько неправильной окружности рундиста при попытке оптимально использовать «сырой» камень.
Включения, расположенные по краю, которые устраняются стачиванием, также могут стать причиной неправильной формы рундиста.
Диаметр площадки
Площадка ограненного алмаза оказывает очень большое влияние на сверкание. Как самое большое «окно» в бриллианте, она служит не только для преломления в камень как можно большего количества падающего света; именно через площадку должно выйти наибольшее количество полностью преломленного на гранях павильона света и попасть в глаза наблюдателю. Чтобы соответствовать этим требованиям, площадка должна быть как можно больше. Это, однако, означало бы игнорирование функции граней короны, в частности, парных граней, по дисперсии преломленного света из камня.
Поэтому важно создать оптимальное соотношение между максимальным выходом света через площадку и как можно большей дисперсией света через грани рундиста. Идеальной является площадка, размер которой составляет около 55-62% диаметра рундиста.
В последнее время на рынке появляется множество алмазов, ограненных со значительными отклонениями от идеальных параметров размера площадки и высоты короны. Размер площадки часто составляет 68-70% диаметра рундиста. Такой способ объясняется коммерческими соображениями, так как при большой площадке потеря массы снижается почти на 10%. Кроме того такой бриллиант кажется больше, чем камень с идеальной огранкой, но он не обладает достаточной дисперсией.
Общая высота
Общая высота измеряется между площадкой и каллетой. Общую высоту рассчитывают, складывая три значения: отношение короны к павильону и толщине рундиста. Проверка правильного соотношения этих пропорций намного важнее, чем одно измерение общей высоты. Например, три бриллианта имеющие одинаковую общую высоту 60%, могут иметь совершенно разную высоту короны и павильона. Огранка одного из них может иметь идеальное соотношение короны и павильона, другой камень может иметь слишком мелкую корону и слишком глубокий павильон, и, наконец, третий бриллиант может также иметь общую высоту 60%, но иметь высокую корону и плоский павильон.
Высота короны
Экономические соображения привели к тенденции гранить бриллианты с мелкой короной, и, следовательно, площадкой большего размера для меньшей потери массы. Хотя такие плоские бриллианты кажутся оптически больше, чем алмазы такого же веса с идеальной огранкой, разложение цвета, порождаемое дисперсией, не принимается во внимание из-за того, что грани короны слишком малы.
При расчете пропорций огранки огранщик в целом выдерживает правильные углы наклона короны и павильона и меняет лишь высоту короны. Это приводит к определенному соотношению между высотой короны и размером площадки.
Угол наклона короны довольно легко оценить визуально. Удерживая бриллиант пинцетом за площадку и калетту, нужно представить себе перпендикуляр к рундисту. Если мысленно разделить этот прямой угол на три части, то главные грани должны лежать чуть выше первой трети. Если они намного выше (ближе к 45°), то угол наклона короны слишком велик, и поэтому площадка будет больше. Если угол наклона короны кажется меньше одной трети (около 30°), то результатом будет площадка меньшего размера.
Толщина рундиста
Глубина павильона
Если смотреть на бриллиант под прямым углом к поверхности площадки, в павильоне камня, сразу над калеттой, видна низкоотражающая зона, связанная с отражением площадки и окружающими сероватыми отражениями граней площадки (от светлого до темно-серого цвета).
В бриллиантах с симметричной огранкой отражения площадки образуют правильный круг, который лежит в плоскости, параллельной поверхности площадки. Чем глубже павильон бриллианта, тем больше отражение площадки по сравнению с размером самой площадки, и наоборот. Само отражение, увеличиваясь в размере, становится темнее. Поэтому бриллиант с нормальным павильоном имеет маленькое светлое отражение площадки, а бриллиант с глубоким павильоном – большое и темное.
У бриллиантов с недостаточной глубиной павильона под площадкой виден светлый круг, который вызван отражением рундиста. Такие плоские бриллианты называют «рыбий глаз». Чем меньше глубина павильона, тем больше отражение рундиста в центре площадки.
В зависимости от расположения отражений площадки можно сделать выводы о симметричности бриллианта. Если эти и зеркальные отражения распределяются вокруг калетты неравномерно, это указывает на то, что бриллиант имеет не абсолютно круглую, а слегка овальную форму, или же одинаковые грани имеют не абсолютно одинаковый размер, или они расположены не строго напротив друг друга. Если отражение площадки окружает калетту не идеальным кругом, а смещено в одну сторону, это означает смещение площадки или калетты. В бриллианте со слишком плоским павильоном только с одной стороны это проявляется в виде полукруглого отражения рундиста.
Наиболее распространенные погрешности пропорций:
Подделка XXI века: синтетические и облагороженные бриллианты с сертификатами и лазерной гравировкой
Известно, что на рынке бриллиантов распространена практика, когда на рундист бриллианта лазером наносится надпись, обычно номер сертификата. Участники рынка привыкли считать эту надпись дополнительным способом проверки подлинности: если номер на рундисте совпадает с номером сертификата, то можно считать, что сертификат соответствует данному бриллианту. На сайтах лабораторий хранятся электронные копии сертификатов, и, зная номер, можно найти такую копию, что удобно, если оригинал сертификата недоступен. Наконец, для бриллианта, закрепленного в ювелирное изделие, такая надпись позволяет идентифицировать камень и опять-таки воспользоваться электронной копией сертификата.
В последние годы в геммологические лаборатории поступает все больше синтетических бриллиантов*, а также природных бриллиантов, облагороженных методом HPHT. Ликвидность таких камней на рынке невелика, т.к. потребители предпочитают им природные необлагороженные бриллианты. Начиная с 2015 года в лабораторию Геммологического Центра МГУ периодически поступают бриллианты с лазерной надписью, которая по шрифту или по глубине нанесения отличается от оригинальной. Исследования таких камней показали, что все эти бриллианты – малоазотные, часть из них оказались облагороженными методом HPHT, часть – синтетическими. В каждом случае некоторые параметры огранки камней не совпадали с параметрами, указанными в исходных экспертных заключениях, из чего можно сделать вывод, что камни были “подобраны” с максимальной точностью под те природные, а затем на них нанесли номера оригинальных сертификатов.
Прим.: Здесь и далее, а также в названии статьи под термином “синтетические бриллианты” подразумеваются бриллианты, изготовленные из синтетических алмазов.
Рис. 1. Пример оригинальной лазерной надписи. Фото: ГЦ МГУ
В группе риска – камни, имеющие высокие характеристики по цвету и чистоте. Так, в случае бриллианта массой 3.02 ct, c характеристиками D / IF, имеющего надпись на рундисте с номером сертификата GIA (рис. 2) было установлено, что этот камень – малоазотный алмаз типа IIa, прошедший HPHT облагораживание.
В данном случае надпись на рундисте не является подлинной. Это видно и по самой надписи, но подтверждается также и тем, что некоторые геометрические размеры камня не совпадают с описанными в репорте GIA.
Анализ электронных баз сертификатов на бриллианты позволяет сделать вывод, что простой подбор камня к бумаге становится тем более вероятным, чем меньше камень. Так, к бриллианту 3,02 ct D / IF из нашего примера, можно подобрать в 10 раз меньше сертификатов, чем к камню, весом в 1 карат, и в 20 раз меньше, чем к камням, весом 0,5 карат с теми же характеристиками.
Рис. 2. Поддельная лазерная надпись на бриллианте массой 3,02 ct. Фото: ГЦ МГУ
Характеристики этого синтетического ограненного алмаза определены как D / IF. С аналогичным номером в базе GIA есть очень похожий камень с характеристиками D / VVS1. При тщательном анализе надписи на рундисте можно отметить отличия от оригинального обозначения GIA, но разница может быть не замечена обычным потребителем. При сравнении параметров огранки эксперты Лаборатории ГЦ МГУ обнаружили существенные отличия по размеру площадки, углу наклона главных граней короны, глубине павильона. Стоит отметить, что по диаметру и общей высоте оба камня имеют практически одинаковые параметры.
Рис. 3. Поддельная лазерная надпись на синтетическом бриллианте массой 1,12 карат. Фото: ГЦ МГУ
В следующем случае на экспертизу в Геммологический Центр МГУ принесли камень массой 1,66 ct с лазерной надписью, которую можно увидеть на рис. 4. Согласно экспертному заключению, найденному на сайте лаборатории GIA (рис. 5), камень должен быть природным, но исследования показали, что он – синтетический.
Рис. 4. Поддельная лазерная надпись на синтетическом алмазе массой 1,66 карат. Фото: ГЦ МГУ
Рис. 5. Репорт GIA на бриллиант массой 1,66 карат.
Измерение геометрических параметров данного камня позволило установить, что ряд параметров отличается от таковых в сертификате GIA:
Для сравнения приводим экспертное заключение на данный камень, выданное Геммологическим Центром МГУ (рис. 6).
Рис. 6. Слева: заключение Геммологического Центра МГУ на синтетический алмаз массой 1,66 карат и поддельной лазерной надписью. Справа: отчет GIA на природный бриллиант со схожими характеристиками, номер которого использовался при подлоге. Внизу: увеличенные фрагменты этих документов.
Сложность заключается еще и в том, что лаборатории в разных странах и в разное время могут менять написание и шрифты у лазерных надписей, а также сами устройства для нанесения надписей на рундист. Поэтому вид самой надписи может служить только косвенным признаком несоответствия камня. Однозначно установить соответствие камня экспертному заключению можно путем тщательного изучения всех параметров камня, а также исследования его дополнительными инструментальными методами.
Задача выявления синтетических и облагороженных бриллиантов решается Геммологическим Центром МГУ на протяжении всего времени его существования. Мы можем видеть, как в последние годы меняются технологии синтеза и облагораживания алмазов, но при накоплении знаний и совершенствовании диагностических методик выявление синтетики и облагороженных камней происходит так же успешно, как и раньше.
Какие выводы можно сделать из обзора и изучения этих случаев?
Материал подготовлен: Геммологический Центр МГУ
ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) В БРИЛЛИАНТАХ
Алмаз выкристаллизовывался в недрах земли постепенно, в течение нескольких временных фаз. При этом, условия образования — давление, температура и охлаждение — не всегда бывали одинаковыми. Так возникли неоднородности, которые мы теперь идентифицируем в шлифованных алмазах как внутренние пороки или так называемые включения. Они встречаются в форме облаков или туманностей, в форме трещин разлома, трещин по спайности и трещин напряжения или же в виде включений минералов, которые принимали непосредственное участие в росте кристаллов алмаза. Все эти отдельные виды включений служат сегодня идентификационными признаками для диагностических целей и являются показателем естественного происхождения камня.
Природа включений долгое время оставалась неисследованной; все темные включения называли «углем», светлые — «льдом» или «снегом». Лишь с возрастанием интереса к вопросу о многообразии включений оказалось, что причиной ложного впечатления темного цвета является оптический обман: ввиду более низкого показателя преломления минеральных включений общее изменение света происходит на границе «алмаз-включение» так, что в некоторых направлениях просмотра включение будет казаться черным. То же самое явление может наблюдаться при наличии трещин.
Интересные исследовательские работы д-ра Е.ГЮБЕЛИНА, ЭППЛЕРА и других авторов объяснили, что включения в алмазах возникли в трех фазах роста. Различаются включения, которые уже существовали до кристаллизации (догенетические включения) и были вовлечены в образование алмаза: вторая группа включений образовалась одновременно с алмазом (сингенетические включения) и третья группа, которая образовалась позднее (эпигенетические включения). Этот последний вид включал в себя, например, трещины, которые образовались в результате напряжений под влиянием колебаний температуры и давления или же в результате неравномерного охлаждения. Наиболее часто встречающимися минеральными включениями являются: красный гранат, бурый хромшпинелид, желтоватый алмаз, бесцветный циркон, зеленый энстатит и диопсид, а также оливин, ильменит и магнетит цветом от темно-коричневого до черного и т. д.
Включения (внутренние пороки)
( обозначаются красным цветом)
Преобладающими разновидностями внутренних пороков алмазов являются:
Трещины по спайности (Cleavage craks ), идущие в направлении плоскостей спайности параллельно четырем граням октаэдра. Они пролегают всегда прямо
Трещины разлома (Fracture cracks) – это трещины, идущие во всех других направлениях (не по плоскостям спайности), которые в большинстве случаев пролегают беспорядочно
Трещины напряжения (Tension cracks) возникают в результате различных коэффициентов теплового расширения инородных минералов-включений. При этом они отходят от кристаллического включения обычно в виде лучей
Перья (Feathers) — это трещины разлома, трещины по спайности или трещины напряжения, которые при просмотре перпендикулярно плоскости трещины кажутся белыми и напоминают форму «пера».
Кристаллические включения (Crystal inclusions ) – это минералы, которые по своей природе являются либо бесцветными, либо окрашенными в красный, коричневый, желтый, зеленый или черный цвета.
Дефекты структуры (Structure phenomena) — это «облака» или «туманности»; они представляют собой обычно скопления микроскопических мелких кристалликов в виде частичек пыли. Если их немного, они не оказывают значительного влияния на блеск ограненных алмазов. Только в том случае, если они распределяются по всему камню, их скопление (облачность) влияет на чистоту. К дефектам структуры также можно отнести и структуры внутренней деформации, в виде параллельных полос и швов.
Плоскости двойникования (Twinning planes) или двойниковые швы встречаются обычно в виде слегка изогнутых линий, которые пересекают грани нижней части бриллианта. Однако фактически речь идет о гладких плоскостях, а именно об октаэдрических плоскостях кристаллов-двойников, которые проходят прямо через весь камень. Так как грани нижней части образуют конус, плоскости, при просмотре через площадку, производят впечатление изогнутых линий. Обычно плоскости двойников бесцветны и распознаются поэтому только в определенных положениях. В редких случаях они имеют слегка желтоватый или коричневый оттенок. В плоскостях двойникования, в большинстве случаев, наблюдается наличие, так называемых «усов» (полосок, швов, как прямых так и разно ориентированных).
Внешние пороки (External Features)
( обозначаются зеленым цветом)
Наряду с пропорциями и соотношениями симметрии, оценка огранки учитывает внешние пороки камня, причем решающее значение имеет десятикратное увеличение, т.е. оцениваются те и только те пороки, которые видны при десятикратном увеличении.
К внешним порокам относятся:
В то время, как высота и правильность рундиста рассматривается среди пропорций и симметрии, качество его полировки рассматривается среди внешних пороков. Каждый рундист может иметь разное качество обработки поверхности. Он может быть фацетированным, полированным, обточенным или грубым, шероховатым или зернистым.
Рундист бывает обычно обточенным и имеет блестящую или матовую светлую поверхность Если, однако, рундист обрабатывается быстро и под слишком большим давлением, то могут появиться трещинки по спайности. В таких случаях говорят о «бороде» или «бахроме» рундиста.
Другими дефектами поверхности рундиста являются, например, многочисленные мелкие поры и ямки. Так как на блеске особенно отрицательно сказывается «борода» рундиста, то этот фактор следует особенно учитывать при оценке огранки. Другие внешние пороки, такие как зазубрины, сколы, подгар и прочие, также встречаются на рундисте.
Природные грани кристалла (Naturals)-найфы
Здесь подразумеваются небольшие необработанные грани исходного кристалла алмаза, которые в ограненном камне встречаются под рундистом и которые огранщик оставляет с целью экономии веса. Их называют найфы. Бриллиантовая огранка возникла, в общем, из кристалла алмаза в форме октаэдра. Плоскость рундиста находится при этом в плоскости квадратичной поверхности октаэдра. При обточке бриллианта огранщик пытается выдержать, возможно, большую окружность рундиста и подходит к самым наружным ребрам исходного необработанного камня. Поэтому иногда небольшие части ребер октаэдра остаются необработанными так, что на одном бриллианте может быть 1—4 природные грани кристалла. Эти природные грани, обычно очень маленькие, находятся под рундистом и не распознаются при просмотре через верхнюю часть бриллианта. Они не оказывают большого влияния на блеск камня и при оценке огранки почти не учитываются. В том случае, если они уплощают округлость рундиста и выходят более чем на 1/4 граней нижней части, их можно распознать при просмотре сверху. Тогда они оцениваются также, как и природные грани, находящиеся под рундистом. Поверхность природных граней кристалла являет собой всегда структуру исходной поверхности, в которую алмаз затянут как в «рубашку». Очень типичными пороками этой структуры поверхности являются небольшие фигуры в форме треугольных впадин — так называемые «тригоны» — параллельные линии или реже маленькие квадраты или прямоугольники.
Для алмаза тригоны являются настолько характерным признаком, что они служат однозначным доказательством природного происхождения алмаза.
Дополнительные грани (Extra facets)
Обычно здесь речь идет о бывших природных гранях кристалла, однако они огранены, и поэтому структура поверхности более не распознается. Дополнительные грани в большинстве случаев встречаются под рундистом и очень редко — в других местах. Дополнительные грани не ухудшают блеска и служат в первую очередь идентификационными.
Зазубрины, места излома и сколы (Nicks and fractures)
Зазубринами и сколами называют мелкие или более крупные клинообразные насечки на гранях и рундисте В основном они возникают при давлении или механической нагрузке и зачастую сопровождаются поэтому трещинами напряжения.
Места разлома встречаются, в общем, и целом возле рундиста. Так как алмаз легко раскалывается по плоскостям октаэдра, то по отношению к резкой механической нагрузке (давлению) он не остается нечувствительным, как это можно было бы предположить, исходя из его высокой твердости. Это особенно должен иметь в виду ювелир при установке или изъятии камня из оправы и следить за правильным использованием своего инструмента.
Следовательно, в процессе ношения, например, при ударе о твердые предметы (ручки дверей) могут появиться места разлома. В бриллианте они имеют форму лесенки или ступенчатую и, таким образом, являются типичной характеристикой алмаза.
Фигуры от удара и повреждения ребер (Indentation marks, edge damage)
Они также являются следствием ударов и давления. На ребрах граней и на калетте они выступают в виде мелких точек, пятен и образуют маленькие царапины. Пока царапинки находятся только на поверхности, их рассматривают как внешние пороки. Однако если они проникают внутрь камня, то их следует расценивать как внутренние пороки.
Следы полировки (Polishing marks)
Почти каждый ограненный алмаз имеет следы полировки. Однако в большинстве случаев они настолько тонки, что распознаются с трудом и не ухудшают блеска. Следы полировки легче всего наблюдать при просмотре с противоположной стороны бриллианта
Так как твердость алмаза зависит от направления, и некоторые плоскости обладают особенной твердостью, то и огранке они поддаются с трудом. Так как огранщик может гранить на ограночном диске одновременно только одну грань, то и следы полировки изменяют свое направление от одной грани к другой.
Линии двойникования и пластины (Twinning lines)
Алмазы обладают свойством срастаться в двойниковые кристаллы; такое срастание происходит всегда в кристаллографическом направлении с зеркальным отображением, так что в алмазе — двойнике твердые направления проходят точно друг против друга.
Поэтому при огранке и полировке на поверхности появляются видимые тонкие швы, так называемые линии двойникования или пластины двойникования, которые представляют собой следы плоскостей срастания двух двойниковых кристаллов. Так как эти плоскости являются в общем бесцветными, то они видны не как плоскость, а только как шов. В редких случаях они имеют желтоватый или коричневатый оттенок и ухудшают качество огранки камня из-за возникающей потери блеска.
Встречаются единичные или многократно повторяющиеся двойниковые швы — в таком случае говорят о двойниковых пластинах. В отличие от следов полировки, возникающих при обработке, двойниковые швы относятся к природным порокам. Они всегда проходят через множество граней, благодаря чему их можно отличить от следов полировки. Если двойниковые швы не влияют на блеск, то в дальнейшем, при оценке огранки, они не учитываются
Линии роста (Growth lines)
Они представляют собой границы неоднородностей, которые возникают при различных условиях в процессе роста исходного кристалла алмаза. Они имеют вид исключительно тонких зубчатых линий, встречающихся редко и лишь с трудом распознаваемых ввиду своей тонкости.
«Сучки» (Knots)
Так называются мельчайшие узловатые неравномерности на полированной поверхности бриллиантов. В большинстве, случаев они возникают из включения, доходящего до поверхности, которое с трудом поддается огранке. «Сучки» обычно сопровождаются мелкими следами от полировки.
Следы подгара (Burn marks )
Следы подгара появляются в том случае, если поверхность камня слишком нагревается при полировке от трения. Они имеют вид светлых, молочного цвета пятнышек и сопровождаются интерференционными цветами. Они значительно ухудшают блеск. Их, однако, можно легко удалить при дополнительной полировке с минимальной потерей веса.
Лазерные иглы (Laser noodle)
Признаком облагораживания алмаза (бриллианта) методом сверления лазером является наличие высверленного тонкого канала. Отверстия, высверленные лазером, выглядят как белые иглоподобные каналы с более или менее постоянным диаметром. Обычно эти отверстия относительно прямые с очень небольшим диаметром (в несколько микрон), однако встречаются и отверстия с изгибами и изломами. Это делается для того, чтобы они пересекали сразу несколько близко расположенных включений. В месте выхода на поверхность грани алмаза (бриллианта) узкий канал может расширяться. Иногда каналы, высверленные лазером, заполняются специальным составом, применяемым для заполнения трещин.
г. Ростов-на-Дону,
ул. Страны Советов 19,
офис 300