что такое рубрика зсп в русском языке
Что означает ЗСП в русском языке?
Понятие ЗСП есть в учебном комплексе по русскому языку под ред. М. Разумовской и П. Леканта.
Слово в этих учебниках изучается комплексно, во всех функциях, на всех уровнях языка, поэтому важно понимать единение «значения, структуры, правописания». В этом основное отличие от традиционного понятия «словарное слово».
Примеры из учебника для 8-го класса.
Встречала информацию, что ЗСП расшифровывается как значение, структура, правописание. Относительно какого-то слова ставится задание определить ЗСП (описать значение, разделить на части слова и определмть правописание).
Или,- Весна раскрыв свой сладкий нрав спешила с жизнью подружиться. В данном случае,можно сказать,что опять же предлог «с» неплохо подошел к существительному.- Под яблоней сидели двое,которым так хотелось много друг другу сказать». Как вы поняли здесь вновь предлог «под» неплохо смотрится с существительным.В общем примеров можно приводить целую страницу,но самое главное,что наверняка суть вы поняли.Да?
Лес манит в любое время года. В погожий осенний день собрался я на прогулку. Перед тем, как идти по лесу, остановился на опушке, чтобы послушать звуки природы. Я услышал голоса птиц, перестук дятлов, писк синиц и еще какое-то неясное бормотание.
Дальше я пошел по лесу, осматриваясь вокруг. Недалеко было слышно журчание ручейка. Потом я присмотрелся повнимательней и увидел крепкий подосиновик, который спрятался под березой. Дальше по елочкой притаились разноцветные сыроежки. А вот разместились на пеньке тонконогие опята. Вот принакрылся листиком крепкий боровик. Кое-где на листьях и траве я встречал нежную паутинку. Неожиданно передо мной появилась семейка лисичек.
Прогуливаясь по лесу, я и не заметил, как заморосил дождик, подул легкий ветерок. Пора возвращаться домой.
Словосочетание Голубой звон следует объяснять, как мне кажется, исходя из конкретного примера в тексте, хотя бы одного предложения. К сожалению мне не удалось понять, откуда это словосочетание, хотя встречается это выражение и в сказках и в прозе. Поэтому приведу те мысли, которые у меня возникли самой.
Прежде всего эпитет голубой словно отсылает нас к вечеру, скорее всего зимнему, когда сочетание последних лучей солнца окрашивает снег в голубой цвет. Вечером звонят и колокола на церквях и такой вечерний звон уместно назвать голубым.
Также слово голубой может относиться к грусти и печали, а потому голубой звон может означать печальный звон колокольчика, или траурный звон колоколов.
Формы работы со словарными словами (ЗСП)
ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ (ЗСП)
МАОУ СОШ № 79, г. Пермь, Пермский край
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнезд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствует прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Словарная работа занимает большое место в работе каждого учителя русского языка и литературы. Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к малознакомому и незнакомому слову. С этой целью практикуются задания, в которых от учащихся требуется указывать новые или малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.
Рассмотрим некоторые формы работы, которые можно использовать на уроке, чтобы ввести слова ЗСП в активный словарь детей1.
Работаем с предложением: Репертуар Пермского театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского постоянно пополняется. Объясните написание слов с прописной буквы. А какие театры города Перми, кроме указанного, вы еще знаете? Каково значение слова театр?
И в каждом театре, действительно, изменяется и пополняется репертуар. А что обозначает слово репертуар? И, конечно, чтобы все представления, спектакли проходили отлично, от артистов требуется огромное трудолюбие, терпение, необходимо много репетировать (большое количество репетиций). Какое значение имеет слово репетировать (репетиция)?
ТЕМА УРОКА: «ОРФОГРАММЫ КОРНЯ» (§6).
Работа с текстом (текст у каждого учащегося)
ЗСП-2 ТЕМА УРОКА: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ« ОРФОГРАММЫ СЛОВ».[4,28]
1 Более подробно о работе с каждым словом раздела ЗСП можно ознакомиться у автора данной статьи.
Как вы догадались? Найдите однокоренные слова к этому слову и запишите их. А теперь отгадайте загадку: Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
— Как вы нашли слово? Что такое фаянс? Составьте словосочетание со словами фарфор, фаянс и запишите их.
При выполнении такого рода заданий у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, мышление, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь.
ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СЛОВ (§7).[4,28]
— Еще одно слово, с которым мы познакомились, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.
— Какое это слово? (обращение) Что такое обращение? Как на письме выделяется обращение? Придумайте и запишите предложение с обращением.
В этом приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор по составу, работа по орфографии, в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.
— Прочитайте внимательно предложение, попробуйте начертить его схему. Ребята, народная мудрость гласит: «Правда в огне не горит, в воде не тонет».Объясните смысл этой пословицы. Что представляет собой это предложение?
ЗСП-З ТЕМА УРОКА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТЕКСТЕ» (§ 11).[4,45]
Б Р А У Г М Р Я Н Ы Й
Сколько здесь слов зашифровано? К какой части речи будут относиться искомые слова? Как вы нашли слова? Каково значение слов?
Как можно назвать эти два слова по значению. Подберите однокоренные слова.
Упражнение № 80. Какие цветовые образы осени возникают в вашем воображении? Найдите слова, с помощью которых передается цвет.
ТЕМА УРОКА: «ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (§ 10).
— Определите слово по его лексическому значению: «Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств» (уважение). Сосчитайте, сколько в нем слогов, гласных, согласных букв? Почему не совпадает количество гласных и согласных букв? Образуйте однокоренной глагол, прилагательное. Определите слово по его лексическому значению: «Ответ к задаче, заключение, вывод из чего-нибудь» (решение). Совпадает ли количество гласных и согласных звуков, букв. Образуйте однокоренные слова, составьте и запишите с ними словосочетания. Произнесите слово шевелиться (написано на карточке). Напишите его транскрипцию. Какое орфоэпическое правило здесь применяется?
ЗСП-4 ТЕМА УРОКА: «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
На доске: Долина Даль
— Однокоренные ли это слова? Каково значение этих слов?
— Доставляющий удовольствие, привлекательный (приятный). Соответствующий правилам поведения (приличный). Обманно выдаваемый за истинное или искреннее (притворный). Происшествие, неожиданный случай в жизни (приключение).Официальное или торжественное обещание (присяга). Выделите в словах корни. Какие способы определения лексического значения слова использованы? (толкование).
На одном из последних уроков проводится словарный диктант «Образуй однокоренное слово». Я говорю слово, а задача детей образовать однокоренное слово и записать его.
Престиж, приятно, приключение, привет, привилегия, приличие, применять, присягать, притворный, приятель. Обозначьте в словах корни. С одним из данных слов составьте и запишите предложение.
ЗСП-10 ТЕМА УРОКА: «ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ» (§ 36).[4,185]
Послушайте текст: «Один мальчик похвалился: «А я прочитал автобиографию Владимира Маяковского, которую написал Лев Кассиль!» Мы и порадовались, и огорчились. Порадовались, что он прочитал такую хорошую книжку. А почему огорчились?»
Ещё раз читаю загадку, дети должны найти причастие. Работаем над причастием «блестящие». У каждого учащегося на парте кроссворд «Квакающие слова». Как образовано слово «квакающие»? Что вы можете рассказать об этом слове? Отгадайте кроссворд и в выделенных клетках по вертикали вы найдете слово из ЗСП-10. Подсказка: в каждом слове кроссворда есть буквосочетание «ква».
Как работать над рубрикой ЗСП ( по учебнику М.М.Разумовской) 5 класс
ПРИМЕЧАНИЯ
Происхождение (ист.: от ход – исходный),
увлекать (увлечь), лингвистический –
лингвистика, удивительный (дивный),
человечество, утверждать (ист.: от
Найдите слово-термин. Что оно означает? Из какого языка оно пришло?
К слову увлекать подберите однокоренные с разными приставками.
Какое значение имеет слово утверждать? Составьте с ним предложение.
Подберите синонимы к слову человечество. Составьте с ними предложения, учитывая оттенки значений этих слов.
Замечательный, знаменитый (ист.: от знамя,
букв. ознаменованный, отмеченный),
недоразумение, предавать (предатель),
Чем отличаются слова замечательный и знаменитый? Составьте с ними словосочетания.
Возможно ли употребить слово недоразумение без приставки? Какое значение имеет эта приставка? Подберите слова с такой же приставкой.
Подберите однокоренные слова к слову разъединять с разными приставками.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Непреодолимый (одолеть, неодолимый),
препятствие ( ист.: препяти – натянуть,
растянуть), университет, грамматика
(ист.: колено – род, племя), Россия
(российский), выразительный (выражение).
Найдите слово – термин, объясните его значение, подберите однокоренные слова.
Чем отличается правописание слов Россия и российский? Почему?
Возможно ли употребить слово выразительный без приставки? Подберите слова с другими приставками. Каково значение этого слова?
Составьте предложения (словосочетания) со словами из ЗСП.
Рассказ, рассказывать, объяснять (делать
ясным), отдаленный, разделить, колючий,
раздаваться, запах (пахнуть), разгадать,
Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная?
Подберите однокоренные слова к слову объяснять.
Объясните значение слова угодить.
Каково значение корня – гад-? Подберите однокоренные слова к слову загадка.
Каково значение суффикса –уч-(-юч-)
Подберите слова с таким же суффиксом?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Информация, расшифровать, запись,
преподаватель (ист.: давать), артист,
Найдите слова иноязычного происхождения. Объясните их значение.
Подберите однокоренные слова к иноязычным корням «фон», «теле», «окулус».
Как появилось слово жужжать?
Побеждать, расстояние (ист.: стояти),
достижение, необходимость, отражать,
закреплять (делать крепким), знакомиться
Связаны ли исторически слова «побеждать» и «беда»?
Чем отличается морфемный состав слова «знакомиться» сейчас и в прошлом?
Подберите однокоренные слова к слову отражать. Возможно ли его употребить без приставки сейчас? А в прошлом?
Составьте предложения со словом закреплять, учитывая все возможные его значения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Облегчить, облегчение, сверкать,
безмятежный, чувствовать, территория,
Подберите синонимы к слову безмятежный.
Подберите однокоренные слова к корню «терра».
Составьте предложения со словами, где есть удвоенная согласная.
Подберите проверочные слова к словам облегчить, чувствовать, безмятежный.
Желание, общество (общий), вообразить
(ист.: создать образ), фантазия,
раздражать (ист.: дразнить, дразнит),
Как толкование слов вообразить и раздражать помогают не ошибиться в правописании?
Правописание каких слов нужно просто запомнить? Запишите с ними словосочетания, выделите орфограммы.
Какие из слов ЗСП имеют приставки? Как пишутся эти приставки?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Увядать, гвоздика, ромашка, гладиолус,
миллион, продолжаться – продолжение
(ист.: продолжение), сражаться – сражение,
обогащать (богатый), убеждать –
Составьте текст на тему: «Осень в саду» или «Цветы», используя слова из ЗСП.
Выделите в словах орфограммы.
Лиловый, багряный – багрянец (ист.: багр –
красная краска), коричневый (ист.: от корица,
кора), серебристый, королевский,
восхищаться, приглашать – приглашение
Составьте предложения с прилагательными, обозначающими цвет.
Являются ли исторически однокоренными слова приглашение и глашатый ( тот, который объявляет важные сообщения, указы).
Объясните значение слова восхищаться.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Восторгаться, торжественный, фонтан,
героический, прекрасный (ист.: красный –
красивый), фиолетовый, могучий,
Со всеми возможными словами из ЗСП составьте текст (предложения) на тему: «Фонтан».
Выделите в словах орфограммы.
Свидетель ( под влиянием глагола видеть),
обвинять (считать повинным), порхать,
пастух (тот, кто пасет – пас, пастбище), как
будто, искусство, искусный, ошеломить
(ист.: шелом – шлем), гореть, загораться.
Дайте толкование слову ошеломить (современное и историческое).
Чем отличаются значения слов искусство и искусный? Составьте с ними словосочетания, выделите орфограммы.
Употребите слова гореть и загораться в прямом и переносном значении.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Наслаждаться (ист.: от сладкий),
поразительный, украшать, ослепительный,
Подберите однокоренные слова к слову поразительный, используя разные приставки. Можно ли выделить приставки в этом слове в современном языке?
В каких словах из ЗСП есть суффикс со значением «признак в наибольшей степени», «очень», «самый». Придумайте свои слова с таким же суффиксом.
Подберите проверочные однокоренные слова с орфограммой «Безударная гласная в корне».
К какому слову невозможно подобрать проверочное?
диалог, интонация, фразеологизм,
олицетворение, коллекция, юный, паутина,
муравей (ср.: травушка-муравушка).
Дайте толкование слову диалог по аналогии со словом монолог.
Найдите слова-термины, дайте их толкование.
Составьте связные предложения на тему: «Насекомые», используя слова из ЗСП.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Осторожный (ист.: сторож, стеречь),
решительный, приду, прийти, правильный
(от правило), огорчаться (от горький),
Составьте предложения со словами прийти и приду. Выделите орфограммы.
С прилагательными составьте словосочетания.
Найдите слово, где бы приставка имела значение «сделать сверх меры», «сделать полностью, до конца». Подберите слова с такой же приставкой.
Будущее, волнение, вообще, гуманизм
пропаганда, просвещение ( ист.: свет),
Найдите слова со значением суффикса «принадлежность к профессии». Приведите свои примеры слов с тем же суффиксом.
Какое значение слов – существительных является отвлеченным? Какой суффикс указывает на отвлеченное значение?
Дайте толкование слову эгоизм.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
-да- : дать – задавать(ся) – поддаваться –
подавлять – раздавить – придавить;
конструктивный; отчество (от отец),
отечество, отчизна; репертуар, репетиция,
репетировать; театр, театральный;
Являются ли родственными указанные корни? Определите их значение.
Составьте небольшой текст или группу предложений на тему «Театр», используя слова из ЗСП.
В чем разница употребления слов отчество, отечество, отчизна? Составьте с ними предложения или словосочетания.
Докажите, что слово конструктивный – многозначное.
Интерес, интересный, интересоваться;
значение, значить, значительный;
очаровать (чары), очарование,
очаровательный; обращение, обращаться;
удовольствие (ист. от воля ) , шампунь,
От какого исторического корня образовано слово удовольствие?
Что означает слово чары? Назовите однокоренные слова.
Какого рода слово шампунь? Составьте словосочетание.
Как проверить корень слова значение? Произнесите слово значимый.
Как называется слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому или к чему обращаются с речью?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
багряный, багрянец; румяный, румянец,
нарумянить; решать, решение,
решительный; шевелить(ся); солома,
Назовите слова с корнем – уваж-.
О каком слове идет речь: «Сухие стебли злаковых растений, остающиеся после молотьбы»? Образуйте прилагательное от названного слова. Каковы особенности его написания?
Что объединяют в одну группу слова: багрянец, багряный, багровый, багроветь?
-даль- : далекий, удалить, отдаленный,
дальнейший, издали, вдалеке, вдали; долина
(избирательная, предвыборная), к о мпания
(друзей, одноклассников); сократить,
сокращение (от краткий) ; карикатурный,
Составьте предложения со словами кампания и компания.
Приведите примеры слов с историческим корнем –дол-.
Составьте словарную статью для толкового словаря к слову карикатура.
Подберите слова к корню – крат(щ)-.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Назовите слово, имеющее значение «пение наизнанку».
Назовите исторический корень слов могучий, могущество, могущественный.
Определите корень в словах подч…няться, подч…нение, подч…нить.
5. Назовите слова, родственные слову политика.
Президиум, президент (сидящий впереди), престол (ист. пре-стол ), предать (букв.: передать ) , предел (ист. пре+дел-ить ), презирать (ист. пре+зирати – смотреть), прекратить, препятствие (от препяти – растянуть, натянуть), пререкаться ( рекати, речь – говорить), пресмыкаться ( смыкати – ползать, смок – змей), престиж, престижный.
Что объединяет все эти слова?
Какие из этих слов являются иноязычными?
Какие из данных слов в современном языке употребляются только с приставками? Приведите свои примеры.
Составьте словарные статьи для этимологического словаря с данными словами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Привет – приветливый; привилегия – привилегированный; приключение – приключенческий; приличный (ист. лик – лицо), приличие; применять, применение, примитивный, примитивизм; присяга, присягать; притворный, притворство; причина; приятель – приятельский; приятный – приятно.
Что объединяет все эти слова?
Дайте расшифровку слов привилегия, приличный, примитивный, примитивизм, присяга.
С остальными словами составьте словосочетания или предложения.
Попробуйте заменить слова с иноязычными частями де-, дез-, ре- синонимами. Почему это невозможно? Составьте словарные статьи для толкового словарика с этими словами.
Докажите, что слово образование – лексический омоним. Составьте с этими словами словосочетания.
Как проверить написание слова изображение и однокоренных ему слов? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
а- (греч. = русск. без-, отрицание): аморальный, аполитичный, асимметрия; анти- (= русск. противо- ): антидемократичный, антигуманный, антиморальный, антиконституционный, антинародный; пейзаж, пейзажный, пейзажист; справедливый, справедливость, справедливо ( от правда); употреблять, употребление, употребительный.
Запишите (назовите) слова с греческой приставкой, соответствующей русской приставке без-, означающей отрицание.
Какая греческая приставка соответствует русской приставке противо-?
Кто последний назовет слово с приставкой анти-?
Определите способ образования слов пейзажный, пейзажист.
Как можно проверить гласную в словах: употреблять, употребление, употребительный.
авиа… (лат. – птица ): авиационный, авиасалон, авиапромышленность, авиадесант, авиасъемка; авто… (греч. – сам ): автомобильный, автогараж, автоколонна, автопилот; аква… (лат. – вода ): акваланг, акварель, аквариум, аквамарин, акватория.
Составьте словарные статьи для толкового словаря с использованием слов из группы аква.
Продолжите ряд слов с использованием части авто.
Составьте небольшой текст (насколько предложений) на тему «Авиация» с использование слов из ЗСП, добавьте при необходимости свои слова с частью авиа.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Симпатичный, симпатия; патриот,
патриотизм, патриотический (греч.
патрис – родина, отечество) ; колоссальный
(от греч. колосс – большой, огромный) ;
колотить, колотушка; колыхать;
оскорбить (ист. от скорбь – горе, боль),
оскорбление; торопиться; торжество;
коварный, коварство; коверкать.
Составьте словосочетания со словами симпатичный, симпатия так, чтобы было понятно различие этих слов по употреблению.
Составьте историческую справку о происхождении слов колосс и колоссальный.
Чем по значению отличаются слова скорбь и оскорбление? Составьте словосочетания.
Найдите из слов ЗСП слова с полногласными сочетаниями, дополните ряд своими примерами.
Подберите все возможные существительные, которые употребляются со словом коверкать.
гео… (греч. – земля ): география, геология,
зоология, зоолог, зоологический; воспаленный
(ист. от пал – и – ть ) ; серьезный,
Составьте словарные статьи для толкового словаря со словами из групп зоо, био, гео.
Сделайте словообразовательный анализ слова драгоценный.
Произведите этимологический анализ слов воспаленный и произведение Подберите исторически однокоренные слова (где возможно).
Подберите все возможные существительные к слову серьезный.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
…-скоп (ия) (греч. – смотреть, рассматривать ) : микроскоп, калейдоскоп, перископ, телескоп, рентгеноскопия;
…-тека (греч. – ящик, вместилище ): библиотека, игротека, картотека, фильмотека; …-фоно, …-фон (ия) (греч. – звук, голос ) : магнитофон, микрофон, телефон, симфония.
Значение каких слов вам не понятны? Найдите их расшифровки в толковом словаре.
Составьте с каждым из слов рубрики словосочетание (предложение), запомните правописание этих слов.
Следующий, в общем, ровесник, сверстник, громоздкий – громоздить, завтрашний, иметь в виду, как будто, несмотря на…, количество, так как, так что.
Употребите слова самостоятельных частей речи из рубрики в составе словосочетаний, выделите в словах орфограммы.
Употребите слова служебных частей речи в составе предложений, расставьте правильно знаки препинания, вспомните правила.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Благодарить, благодарность (ист. от благо – хорошо) ; блаженство; впечатление (ист. печать ), впечатляющий; удовольствие (ист. соотносится с «воля»); фиолетовый (ист. фиалка ) ; религия, религиозный; христианство, христианин, Христос; прогресс, прогрессивный (лат. движение вперед, ср.: регресс – движение назад); великолепный, великолепие (ист. очень+красивый ); парламент (фр. парле – говорить); парламентарий, парламентский.
Найдите в рубрике общественно-политическую лексику. Составьте с ними текст, используя также слова из других рубрик ЗСП.
Найдите отвлеченные имена существительные, составьте с ними словосочетания (предложения). Запомните их написание.
Вспомните слова, обозначающие цвет из рубрик ЗСП в 5-6 классе. Составьте текст (тему сформулировать самим) с этими словами.
Приведите примеры слов, где бы исторический корень – раж— употреблялся с другими приставками. Попробуйте дать словам толкование (см. образец в ЗСП), при затруднении обратитесь к этимологическому словарю.
Составьте со словами иноязычного происхождения словосочетания так, чтобы было понятно значение слов.
Конфликт; конспект; конспирация,
конспиратор; контраст, контрастный;
ограниченный, ограничить
В какой сфере чаще всего употребляются иноязычные слова из рубрики ЗСП № 1-3? Почему? В чем причина заимствований?
Составьте статью для толкового словаря с данными словами.
Хроно… (греч. хронос – время): хронология, хронологический, хроника, хронометр, хронометраж.
Дайте толкование словам.
Употребите слова в составе предложений.
Какие из этих слов вы употребляете в своей повседневной речи? Какие слышите впервые?
Демо… (греч. демос – народ): демократия, демократический, демократизм, демократ; демонстрация, демонстративный.
Являются ли родственными слова демократия и демонстрация? Проверьте себя по словарю.
Дайте толкование слов, составив с ними словосочетания или предложения.
К какой сфере употребления относятся эти слова?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ПРИМЕЧАНИЯ
Стремление; мечтательный; сочетание;
оптимизм, оптимист; пессимизм,
Найдите слова- антонимы. Составьте с ними словосочетания, определите их значение.
Этимологически разберите слово сочетание. Какой исторический корень вы выделите? Какое значение имело это слово в древности? Какие значения имеет сейчас. Составьте словосочетания.
Расточительный, воплотить (ист. от
«плоть»), беспрекословно (ист.
Составьте словарные статьи для этимологического словаря с данными словами.
Составьте предложения так, чтобы было понятно современное значение этих слов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-144406
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.