что такое ртп у пожарных
Руководитель тушения пожара (РТП)
Руководитель тушения пожара (РТП) – это старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара.
Все, что происходит во время ликвидации возгорания, ложиться на плечи РТП. У него большое количество обязанностей. За боевые действия при тушении пожара руководитель несет полную ответственность.
РТП не только управляет ликвидацией возгорания, он контролирует работу технических, вспомогательных средств. Ему требуется отвечать за то, чтобы цель, поставленная перед командой, была выполнена.
Действия руководителя при пожаре:
специалист должен управлять процессом во время ликвидации возгорания самостоятельно либо через штаб;
определять границы проведения боевых действий, спасательных работ, их порядок;
заниматься организацией разведки, давать пожару ранг, направлять силы для тушения;
решать, как спасать людей, имущество, ограничивать права граждан на территории возгорания;
расстанавливать прибывающие отряды, заниматься организацией бесперебойной подачи средств для победы над огнем;
наладить связь со штабом и боевыми секторами во время ликвидации пламени, а также с другими вспомогательными службами и диспетчером, говоря изменяющуюся ситуацию;
докладывать вышестоящему должностному лицу Государственной пожарной службы;
следить за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности;
заниматься составлением акта о происшествии.
Вот кем осуществляется непосредственное руководство тушением пожара.
Обязанности руководителя тушения пожара
Руководитель тушения пожара — должностное лицо, в обязанности которого входит управление сотрудниками пожарной охраны (звена), средствами и техникой, а также организационные работы по тушению пожаров. Чаще всего эти функции выполняет оперативный дежурный либо другое старшее по званию должностное лицо. Кроме того, все руководители тушения пожаров (РТП) должны иметь соответствующее обучение и допуски.
Приказы руководителя нельзя отменять, а все остальные задействованные в мероприятиях люди, в том числе не состоящие на службе в пожарной охране, обязаны ему подчиняться.
Основные обязанности
В обязанности руководителя тушения пожара входит большое количество разнообразных работ. В первую очередь, такое должностное лицо оценивает обстановку на месте тушения пожара. Исходя из полученной информации, он может отдать распоряжение о создании оперативного штаба и назначении его непосредственного руководителя.
Руководитель тушения пожара ограничивает территорию, определяет ранг пожара и решающее направление. Распределяет силы для эффективных действий по пожаротушению и аварийно-спасательных работ.
От грамотности его руководства зависит бесперебойная подача необходимых средств, применяемых для огнетушения. Он вправе привлечь газодымозащитников.
При необходимости проведения аварийно-спасательных работ учитывает риски угрозы жизни людей, повреждения имущества. Решает, каким образом будут осуществляться данные работы.
Организационные моменты
Если отдельный оперативный штаб не создают, то руководитель выполняет его функции. В обязательном порядке обеспечивает и следит за выполнением правил по охране труда участников тушения пожара. Содействует установлению причин возникновения пожара в части сохранения вещественных доказательств.
Способ передачи данных (организация связи) — еще одна обязанность руководителя. Составляет акт о пожаре рекомендуемого образца в 2 экземплярах.
При пожаре возникновение нестандартных ситуаций или увеличение мощности случается часто, поэтому руководитель тушения пожара всегда должен иметь возможность привлечь дополнительные силы.
Принципы назначения и руководства
Первое указание отдается старшим уполномоченным должностным лицом, прибывшим на место пожара. С этого момента должностное лицо, отдавшее указание, становится руководителем тушения пожара. Управление сосредоточено четко в руках указанного сотрудника, применяется так называемый принцип единоначалия, т.е. строго соблюдается иерархия в отдаче приказов по организации работы.
При любых изменениях обстоятельств, которые связаны с назначением РТП, уведомляются уполномоченные лица оперативного штаба пожаротушения и диспетчер гарнизона пожарной охраны.
Это может произойти, если на подведомственной территории возник пожар более высокого ранга и действующий руководитель вынужден прибыть туда, чтобы возглавить боевую операцию. Тогда его функции переходят к другому оперативному лицу, путем официального назначения.
Руководитель устанавливает обязанности всех участников. В оперативном штабе пожаротушения он назначает начальников и заместителей (начальников тыла и УТПС), других оперативных лиц.
Он же уполномочен освобождать их от обязанностей. РТП принимает решения о привлечение резервных сил, определяет порядок убытия. Вправе получать и требовать помощь различного рода в пределах компетенции.
Обозначения и маркировки
Процесс тушения — это сложная операция, в ходе которой обязанности руководителя иногда передаются различным лицам. Следуя букве закона и методическим рекомендациям, сотрудниками пожарной охраны принято проводить ранжирование РТП. Это означает, что каждому присваивается номер по порядку принятия полномочий.
Обучение и допуски
В системе МЧС предусмотрены квалификационные уровни для работников. Так, требования предъявляются к любому сотруднику в части специального образования или же наличия военного билета с отметкой о прохождении военной службы.
Руководитель тушения пожара не является постоянной должностью либо профессией, а лишь указывает на полномочия и обязанности в определенном случае, поэтому начальник караула или другое оперативное лицо обязано обладать навыками и знаниями, которые пригодятся при руководстве тушением пожаров.
Допуск на руководителя тушения пожара можно получить после успешной сдачи зачета. Большой упор при подготовке к зачету делается на тактические занятия.
Помимо общих сведений в программу проверки знаний включены вопросы об общей структуре ведомства, задачах, правилах содержания техники и средств, охраны труда и многое другое. Лицо, претендующее на допуск, подтверждает свои умения моделирования, расчетов, принципов управления и организации пожаротушения.
Квалификационные требования установлены методическими рекомендациями. В их списке присутствует наличие среднего образования или 5-летний стаж работы в пожарной охране.
При отсутствии такого опыта у кандидата допускается прохождение специальных курсов в образовательном учреждении системы МЧС. Помимо этого, у руководителя проверяется наличие допусков к работе в непригодной для дыхания среде и высоте, а также самостоятельного выезда на тушение пожаров и связанных с этим аварийно-спасательных мероприятий.
Законодательство и нормативно-правовые акты
Функции, обязанности, взаимосвязь с другими сотрудниками и права руководителя тушения пожара указаны в «Порядке тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», зарегистрированном под номером 20970 от 09.10.2011 года.
Квалификационные требования содержатся в методических рекомендациях, утвержденных в МЧС 28 сентября 2012 года под номером 2-4-87-18. В них определен порядок проведения зачетов, а в дополнениях есть различные формы характеристик, экзаменационных листов.
Кто может быть руководителем тушения пожара
Оперативное должностное лицо, являющееся главным на данном участке — это руководитель тушения пожара. Он управляет работой команды, участвующей в борьбе с огнём, или в АСР на вверенном участке.
Руководство тушением пожара он выполняет в единоначалии. Отданные им указания, строго должны выполняться всеми, кто находится на объекте пожаротушения или АСР. Это относится как к должностным лицам, так и гражданским.
Ни у кого нет права вмешиваться в его действия и распоряжения, как руководителя, и отменять их.
Обязанности
Руководитель тушения пожара — это лицо, руководящее, не только пожарными, но и контролирующее работу техники, и всех вспомогательных средств. Он отвечает за выполнение, стоящих перед командой целей, и должен обеспечить безопасность команды, привлечённой к спасательной операции.
Главной задачей, стоящей на пожаре перед РТП — является — правильно оценить ситуацию на месте АСР. Отталкиваясь от этого, он определяется с решением о развёртывании оперативного штаба, и назначает его непосредственного начальника.
Обязательные причины для его развертывания:
При отсутствии надобности в развёртывании штаба, его функции возлагаются на РТП.
Также, во время пожарных работ, в обязанности РТП на пожаре входит:
(Образец акта о пожаре можно просмотреть тут).
Важно: Правильность выбранного направления позволяет сконцентрировать внимание на первостепенных вопросах, что позволяет избежать человеческих жертв, сохранить имущество и быстро справиться с пожаром.
Критерии выбора направления
Для благополучного исхода тушения огня, важно не только наличие технических средств и слаженность в действиях спасателей, но и правильно проведённая аналитика ситуации. Выбор конкретного плана, означает сосредоточенность на определённом участке всех сил (людских, техники, средств) для устранения опасности распространения пламя, спасения человеческих жизней и сохранности вещей.
Существует несколько основных принципов, их РТП придерживается на пожаре, выбирая направление:
При тушении огня, приоритеты часто меняются, и корректируются в соответствии со сложившимися условиями.
Права
Руководитель тушения пожара, обладает правами и рядом полномочий:
Кроме того, в его компетенции — решать вопросы о развёртывании спасательных операций.
Спасатели проводят операцию по спасению людей
Кто назначается РТП
Кем осуществляется непосредственное руководство тушением пожара — старшим ответственным лицом ПЧ, которое первое прибыло на происшествие. Он управляет всем процессом один, и его приказы — обязательны для исполнения.
Кто является РТП при работе одного караула на пожаре — это начальник караула, или главный подразделения.
Если на происшествии работает несколько звеньев от различных подразделений — руководство процессом отдаётся старшему по рангу, местного гарнизона, и устанавливается отталкиваясь от расписания выездов.
Если меняются обстоятельства, связанные с назначением РТП, об этом следует известить уполномоченного ОШ и диспетчерскую службу гарнизона ПО. Это бывает, если возникает ЧС выше по сложности, на площади, относящейся к данной части, и требуется присутствие РТП там, для решения возникших проблем. Тогда, на управление этим участком, назначается другой старший сотрудник караула.
К руководству ТП допускаются:
Кому выдаётся разрешение
В МЧС существует ряд обязательных требований к квалификации служащих. Одно из предъявляемых условий к каждому сотруднику части ПО:
Руководитель пожара — не должность или профессия, на постоянной основе, она лишь говорит, что лицо обладает полномочиями в конкретных чрезвычайных условиях. Поэтому, все начальники караулов и старшие лица ПО должны иметь организационные навыки и знания, для умелой координации действий в сложных условиях.
Чтобы получить допуск, следует сдать зачёт. Аттестация проводится по определённым правилам и в установленном порядке.
Особое внимание в подготовительный период к зачёту уделяется занятиям тактического характера. Также, учитываются знания общих сведений: структуры ведомства и задачи, которые перед ним стоят; правила содержания техники; инструкция по ОТ. Для получения доступа лицу требуется подтвердить своё умение в моделировании и расчётах, в способности правильно управлять и организовать процессы тушения огня.
В методическо-справочных рекомендациях содержатся требования к квалификации служащих МЧС. Одним из них является, что к данным обязанностям допускается сотрудник со средним образованием или стажем работы в ПО от 5-ти лет. При отсутствии данного стажа, требуется наличие свидетельства, о пройденных курсах в учреждении при МЧС. Также, чтобы иметь возможность руководить при АСР, нужно иметь следующие допуски:
Обозначения и маркировка
Определить, кто главный ответственный специалист в условиях ЧС, при пожаре или АСР, можно по красной тканевой повязке с белой надписью РТП, одетой на руку.
Руководитель тушения пожара во главе боевых действий, с отличительной повязкой)
При развертывании операции руководящие функции могут передаваться, поэтому по установленным правилам, изложенным в методических рекомендациях, каждый РТП, согласно его полномочий, имеет порядковый номер:
Управление боевыми действиями на пожаре
Общие положения
Управление боевыми действиями на пожаре – целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.
Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:
Управление боевыми действиями на пожаре должно базироваться на общих принципах управления к которым относятся: единоначалие, оперативность, непрерывность и др. Единоначалие, как принцип управления боевыми действиями на пожаре состоит в единстве руководства РТП на основе предоставленных ему прав Федеральным Законом о пожарной безопасности и Боевым уставом пожарной охраны.
РТП, как единоначальник, принимает решения и добивается его выполнения, именно единоначалие в экстремальных условиях на пожаре обеспечивает централизацию и твердость управления, максимальную его оперативность.
Однако принцип единоначалия не означает, что РТП может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, постоянной заботой о них, опираться на опыт, инициативу и творчество личного состава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с централизацией управления.
Для направления боевых действий пожарных подразделений старший начальник может ставить задачи перед РТП, например, по очередности выполнения задачи, т.е. спасение людей, защиту объектов и т.п.
Оперативность управления должна обеспечивать активность боевых действий в любой обстановке. Оперативность неоднозначна торопливости и подтверждается расчетом, умением быстро разобраться в сложной обстановке. Все виды боевых действий по времени скоротечны, т.е. в короткий промежуток времени надо провести разведку пожара, собрать и проанализировать данные об обстановке, принять решение и довести его до исполнителей.
Твердость управления заключается в смелом принятии решения, высокой требовательности и точности выполнения задач. Для этого необходимы мужество, решительность, большая сила воли и самообладание, способность пойти на риск, правильно и быстро реагировать на изменения обстановки, умение организовать и мобилизовать личный состав на выполнение боевых задач. Колебание и нерешительность РТП и командиров подразделений, поспешная отмена принятых решений оказывают отрицательные действия на исполнителей.
Непрерывность – это устойчивость управления со стороны РТП или штаба, постоянное их влияние на ход боевых действий. Устойчивость управления обеспечивается постоянной связью на пожаре, своевременной информацией об обстановке.
Управлению боевыми действиями на пожаре присущи некоторые общие принципы, определяющие наиболее целесообразные действия командиров, т.е. убежденность, принципиальность и дисциплинированность, чувство нового и творческий подход к делу, умение воздействовать на подчиненных и воспитывать их.
Условия научно-технического прогресса требуют от РТП научного подхода к управлению, использованию объективных закономерностей различных наук, так как пожар порождает вокруг себя множество разнообразных и сложных проблем. Знание РТП, умение применять теорию на практике, четко и творчески выполнять требования уставов и наставлений пожарной охраны позволяют ему предвидеть (прогнозировать) обстановку на пожаре.
Руководитель тушения пожара (РТП)
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.
При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.
В соответствии с требованием БУПО руководителем тушения пожара является:
В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушения пожара осуществляют:
Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.
Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение или обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.
Ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.
Функциональные обязанности и права РТП сформулированы в БУПО.
Главная обязанность РТП – это умелая организация боевых действий пожарных подразделений. Его деятельность состоит из конкретных действий в их определенной последовательности: разведка пожара, оценка обстановки, принятие решения и постановка задач перед подразделениями и контроль за их выполнением. Для успешного осуществления функций оперативного управления подразделениями на пожаре РТП должен обладать определенными знаниями, умением и меть необходимые качества.
Основное содержание деятельности РТП и предъявляемых к нему требований дает возможность построить принципиальную схему этой деятельности (рис. 1).
Большое место в деятельности РТП занимает проведение разведки, сбор данных об обстановке и принятие решения.
Процесс выработки решения на пожаре – это анализ информации о параметрах пожара, силах и средствах и переработка ее в командную информацию, т.е. выработка решения на тушение пожара на основе оценки обстановки.
Оценка обстановки на пожаре – это вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.
Обстановка на пожаре – это совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара. Основными элементами являются размер и место пожара; наличие людей и степень угрожающей им опасности; наличие подразделений пожарной охраны, их боеготовности и возможность пополнения; наличие огнетушащих веществ; оперативно-тактическая характеристика объекта; метеорологические условия т.п.
Изучает и оценивает обстановку РТП начиная с выезда на пожар, в пути следования по данным плана пожаротушения, по сведениям, поступающим из пункта связи части или диспетчера ЦУС, а также по внешним признакам пожара и в момент прибытия к месту вызова.
На основе имеющихся исходных данных об обстановке, данных разведки пожара, РТП должен уметь прогнозировать параметры развития и тушения пожара, т.е. определить возможные значения линейной скорости распространения горения; возможные изменения площади пожара во времени, а также зону задымления и ее характеристику.
Решающее направление дает возможность определить средства, способы и приемы тушения пожара, т.е. является основой для разработки тактического плана боевых действий на пожаре.
Выбор огнетушащего вещества зависит от вида горючих материалов, т.е. от класса пожара. А вид огнетушащего вещества определяет необходимость использования конкретных видов пожарной техники.
Если к прибытию на пожар горение распространяется в одну или несколько сторон, то силы и средства должны сосредоточиваться и вводиться в первую очередь по фронту распространения пожара с последующим наступлением на всю площадь пожара.
Большое место в своих действиях РТП должен отводить реализации своего решения, контролю исполнения поставленной задачи личным составом подразделений.
Можно выработать правильное решение, однако если неправильно сформулировать его, то, и действия подразделений могут развертываться не по замыслу РТП. Формулировка задачи должна быть такой, чтобы содержание решений РТП было точно понято исполнителем.
Постановку задачи перед исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, четких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий. Соблюдение тех или иных правил, порядка и положений. Приказ РТП является законом для его подчиненных и подлежит беспрекословному выполнению.
В случае внезапного изменения обстановки и невозможности своевременного получения распоряжения от РТП, командир, возглавляющий подразделение, должен действовать самостоятельно, проявляя творческую инициативу с последующим докладом РТП о своем решении.
Отсутствие приказания РТП не может служить оправданием бездействия того или иного командира на своем боевом участке.
В процессе управления боевыми действиями на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование боевых действий по их месту и времени.
На всем протяжении боевых действий пожарных подразделений по тушению пожара можно выделить два периода деятельности РТП: это действия РТП, прибывшего на пожар первым, т.е. начальник караула или другое лицо, возглавляющее подразделение; действия старшего оперативного начальника, прибывающего, как правило, по повышенному номеру пожара или вызову сил и средств дополнительно.
Особая роль принадлежит действиям первого РТП в начальной стадии пожара при недостатке сил и средств, недостоверности данных об обстановке и т.д. Организовать тушение пожара в начальный период – значит, суметь в очень короткое время оценить обстановку хотя бы в общих чертах, определить возможные пути распространения пожара, наметить план тушения и обеспечить управление подразделениями.
Только знание и опыт помогают РТП из большой суммы информации в этот период на пожаре отобрать главные элементы обстановки для принятия правильного решения. Опыт РТП позволяет объективно разобраться в обстановке по внешним признакам, например, нетронутые окна в горящем жилом здании говорят об отсутствии людей в этих помещениях или об их беспомощном состоянии, большой факел пламени из оконных проемов – о большой скорости горения на значительной площади или большой пожарной нагрузке. Резкое падение высоты пламени из проемов здания является признаком обрушения перекрытий или других ограждающих конструкций. РТП должен уметь предвидеть распространение пожара по пустотам перекрытий, покрытий и перегородок, шахт, т.е. по горизонтали и по вертикали. Так как это создает реальную угрозу людям, резко увеличивается масштаб пожара. Эти признаки пожара особенно опасны в зданиях повышенной этажности. Цвет дыма позволяет РТП судить о виде горящих материалов. Серовато-черный дым образуется при горении древесины, бумаги; буроватый, едкий, удушливый, неприятного запаха – при горении тканей; черный удушливый с едким запахом – при горении нефтепродуктов, смол, жиров; желтоватый со специфическим запахом, резким, насыщенным токсическими соединениями – при горении синтетических материалов. Это только незначительная часть признаков пожара, зная которые РТП может использовать для сокращение времени на принятие решения.
Начальная оценка обстановки первым РТП необходима для предварительных решений и отдачи первых распоряжений подразделению на боевые действия.
Прогноз развития пожара является также основанием для определения необходимого количества сил и средств и их вызова на пожар. Одновременно с разведкой РТП должен организовать встречу дополнительных сил и средств, расстановку их на водоисточники, указать направление боевого развертывания.
Делая вывод, можно сказать, что тактическое мышление и боевые действия первого РТП носят особый характер, заключающийся в исключительной оперативности, собранности, требовательности, умении проявлять решительность, отвагу и высокие волевые качества. Он должен уметь действовать в экстремальных условиях, влиять на личный состав подразделения подчинять людей своей воле в критические минуты. Заражать их уверенностью в своих действиях.
Действия последующего РТП, т.е. старшего оперативного начальника, отличается от действий первого, т.к. последующий должен разобраться не только в сложившейся обстановке на пожаре, но и в содержании принятого решения первого РТП.
Управление боевыми действиями на пожаре, по возможности, должно осуществляться одним лицом от начла до конца пожара, частая смена РТП приводит к затягиванию тушения пожара, к излишнему изменению решений и т.п.
Старший начальник принимает на себя руководство тушением пожара в случае, когда РТП не справляется с задачей или при тушении крупных и сложных пожаров (по размерам и материальному ущербу). Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность независимо от того, принял он руководство на себя или нет.
Качество руководства тушением пожара оказывает большое влияние на количество крупных пожаров, т.е. когда пожар перерастает в крупный по вине РТП вследствие того, что он допускает ошибки в своих действиях.
Учитывая это, в настоящее время в гарнизонах пожарной охраны проводится ряд мероприятий и внедряются формы подготовки РТП: организуются школы оперативного мастерства, оборудуются специальные тренажеры, проводится стажировка при службе пожаротушения, широко используется такая форма, как определение классности РТП, куда входит проверка на тактическое мышление. На пожарах, где работают два или более подразделения, РТП должен организовать, тыл и назначить начальника тыла. Поэтому намечая общий тактический план тушения пожара, РТП должен выделить боевые участки и тыл, определив им задачи и место независимо от того, организовывается оперативный штаб на пожаре или нет.
Боевые участки и тыл на пожаре
Боевой участок на пожаре (БУ) – это участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством. Управление боевыми действиями на боевом участке осуществляет начальник боевого участка (НБУ) и выполняет часть общего решения, принятого РТП.
Количество боевых участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.
Нумерация боевых участков начинается, как правило, от решающего направления на пожаре, а начальником боевого участка назначаются лица среднего и старшего начальствующего состава.
Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения боевых участков, они могут быть распределены по:
РТП должен строго определить ориентиры для БУ, его границы, средства взаимодействия с соседними БУ по всей территории объекта.
Если пожар в многоэтажных зданиях, РТП организует боевые участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами БУ в этих случаях служат перекрытия задания (рис. 2, «а»).
При пожарах в здании боевые участки можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками (рис. 2, «б»).
В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать боевые участки по противопожарным преградам или зонам (рис. 2, «в»).
На пожарах в резервуарных парках боевые участки создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются боевые участки по спасанию и эвакуации людей.
Боевые участки организуются таким образом, чтобы начальник боевого участка мог попасть на боевые позиции ствольщиков.
Размеры боевого участка зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый БУ должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т.д.
РТП управляет боевыми участками через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).
На крупных пожарах могут создаваться секторы, объединяющие несколько боевых участков. Обязанности и права НБУ см. БУПО.
Тыл – это территория, прилегающая к пожару, на которой сосредоточены силы и средства, обеспечивающие боевые действия. Тыл на пожаре возглавляет начальник тыла (НТ), обязанности которого определены БУПО.
В задачи тыла входит:
В практике пожаротушения начальником тыла часто назначают руководителя подразделения, в районе выезда которого тушат пожар, так как он может выполнить эти обязанности, зная хорошо оперативно-тактическую характеристику района, объекта.
Бывают случаи, когда первый прибывший РТП, определив решающее направление на пожаре, назначает на этом направлении начальника боевого участка, а сам руководит работой тыла, встречает подразделения и направляет их на боевые участки. Это оправдано, когда обстановка на пожаре достаточно ясна, а скорость развития пожара требует в минимальные сроки ввести в действие мобильные средства тушения.
Когда на пожаре нет оперативного штаба, значительно возрастает роль начальника тыла: ему приходится организовывать связь и освещение на пожаре, а также взаимодействие с другими службами города или объекта.
Если по условиям прокладки магистральной линии и количеству необходимых стволов требуется перекачка воды, то следует указать количество ступеней перекачки, расстояние между ними и место установки головного насоса. При наличии водоема необходимо указать его объем, на какое количество автомобилей рассчитан пирс или подъезд к водоисточнику, высота забора воды, способ пополнения водоема.
Разработка вопросов тыла в плане пожаротушения предполагает глубокое понимание и умение применить на практике основные положения и роль тыла на пожаре. Необходимо иметь в виду, что все заложенные в план позиции по расстановке автомобилей и прокладке магистральных рукавных линий должны быть рассчитаны во времени, т.е. первые автомобиль и магистральная линия от него должны бить использованы на решающем направлении, последующие автомобили и рукавные линии в направлении наиболее вероятной подачи дополнительных стволов и т.д.
Когда силы и средства прибывают с различных улиц и переулков и прокладывают линии с нескольких направлений, необходимо заранее рассчитать рациональные схемы и длину магистральных линий, время их прокладки и параметры работы, указав это на схеме графической части плана.
Вопросы работы тыла на пожаре должны быть четко отработаны на пожарно-тактических занятиях каждого караула в соответствии с планом пожаротушения, что дает возможность постоянно корректировать план и отрабатывать боевые действия караула или нескольких караулов при проведении пожарно-тактических учений.
РТП в указанных случаях должен выделить в помощь начальнику тыла одного-трех человек начальствующего состава, а также необходимый транспорт и средства связи.
РТП управляет тылом через оперативный штаб и связных, выделенных из боевых расчетов, имеющих радиостанции или телефоны. В ходе тушения пожара начальник тыла составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники, составляет необходимые сведения начальнику штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара (количество использованных рукавов, огнетушащих веществ и т.п.).
Одним из важнейших условий успешного тушения пожара является бесперебойная подача воды на боевые позиции подразделений.
Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуется подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей воды в перекачку. В этом случае успех в боевом развертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских, инженерных и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла. Обязанности и права начальника тыла см. БУПО.
Оперативный штаб на пожаре
Оперативный штаб – это временно сформированный нештатный орган управления на пожаре и создается при:
Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременной является заместителем РТП.
В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.
Задачи оперативного штаба на пожаре и обязанности начальника оперативного штаба (НШ) определены в БУПО.
Основными задачами оперативного штаба являются:
Обязанности начальника оперативного штаба см. БУПО.
Оперативный штаб располагается в месте, определенном РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.
Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки, а на пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия.
Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.
Если подразделения получили распоряжение от штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.
Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Командиры подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты – в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.
Оперативный штаб, начальник тыла и командиры подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее мощность и добиваться высокой эффективности огнетушащих веществ.
Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать информацию с боевых участков, тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставляются со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций здания.
Обязанность начальника штаба – всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно, изменение обстановки на пожаре. В экстремальных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.
Начальник штаба организует на пожаре работу ГДЗС. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара. Для эффективной работы состава штаб по анализу обстановки, выдаче распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать электронные счетные машины, диктофоны, набор приспособлений для нанесения схем и другую оргтехнику.
Оперативный штаб систематически информирует ЦУС об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местной администрации и т.п.
В случае прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальника тыла, представителей служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачей воды, пены и других огнетушащих веществ на пожар. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), определяет способы и порядок дозаправки машин.
С помощью ГИБДД штаб обеспечивает перекрытие участков улиц или переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточники пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснение причины пожара, оказания помощи органам дознания и следствия, прибывших на пожар, своевременное включение в работу пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений и т.п.
При пожарах на газовых и нефтяных скважинах, пожарах леса и торфопредприятий, метрополитена создаются специальные штабы или комиссии, в состав которых входят РТП, через свой оперативный штаб руководящий пожарной службой.
В задачи РТП и оперативного штаба входит организация морально-психологической работы с личным составом, принимающим участие в тушении, через начальников пожарных частей и их заместителей по работе с личным составом. Штаб включает их в активную деятельность на боевых участках, ориентирует их в обстановке для мобилизации личного состава на успешное выполнение боевых задач по спасанию людей, сохранению общественного личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.
Как было уже отмечено выше, непрерывность и работоспособность управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменение обстановки и ход боевых действий.
Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.
Штаб организует на пожаре:
В условиях усложнения процесса управления подразделениями перечисленные традиционные формы, оставаясь по-прежнему необходимыми, приобретают новое содержание и дополняются новыми формами.
Наряду с качественной оценкой возможных планов боевых действий, сейчас все большее значение приобретает количественная оценка для обоснования решения.
Это открыло новые возможности для проведения количественного анализа и сравнения вариантов решения для формирования условий задач, т.е. для внедрения ее содержания в виде чисел, таблиц, формул, функциональных и вероятностных зависимостей, которые и могут служить основой для создания формализованных моделей боевых действий. Объективная необходимость автоматизации управления боевыми действиями обусловлена, прежде всего, неуклонным возрастанием потока информации на пожаре. Этот процесс – закономерное явление в результате сложности обстановки на пожаре современных производств, зданий и сооружений и как следствие масштабов операций – повышении темпов и детализации боевых действий, разных неожиданных изменений в обстановке. Опыт тушения пожаров, а также проведения пожарно-тактических учений показывают, что в ходе тушения пожара или учения в штаб поступает большая информация. Вместе с этим, высокая скоротечность и маневренность боевых действий сокращает время, выделяемое на обработку информации и принятие решения, ведет к быстрому «старению» информации.
Все это требует сокращения сроков сбора информации, ее переработки и передачи. Успешное разрешение такого объективного противоречия находится в прямой зависимости от широкого и умелого применения вычислительной и информационной техники.
Орган управления (РТП, штаб) не может дать однозначного ответа о необходимом количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом тушения сложных пожаров должно осуществляться на базе научных методов принятия решения с привлечением информационной техники и ЭВМ. Применение ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции хранения всей информации, которая в настоящее время делается вручную (расчет сил и средств, варианты обстановки, различные рекомендации и т.п.), можно ставить эксперименты по решению на ЭВМ целых комплексных задач управления процессом тушения пожара, главным из которых должен быть поиск оптимального варианта решения, способствующего сокращению срока между прибытием подразделения на пожар и началом активного тушения. Одним из путей такого сокращения может быть предварительное прогнозирование возможной обстановки на пожаре, чем обеспечивается уменьшение времени поиска решения. Процесс прогнозирования возможной обстановки базируется на анализе с помощью ЭВМ массива статистических данных о пожарах, аналогичных прогнозируемому. При этом прогнозирование не должно заканчиваться предварительным прогнозом возможной обстановки пожара, его необходимо продолжать и в ходе поиска оптимального решения РТП, штаба.
Быстродействие ЭВМ обеспечивает «выдачу» прогноза в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению. Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.