что такое ровик уширения
Инструменты сайта
Боковая панель
Разделы:
Конструирование типовых поперечных профилей:
Поправки к объемам работ:
Расчет объемов на примере типовых поперечников:
Создание и редактирование конструкций:
Создание индивидуальных элементов:
Дополнительные функции работы с поперечниками:
Смотри также главы:
Реконструкция
Данный блок функций позволяет осуществлять модификацию проектируемой дорожной одежды с учетом существующего поперечного профиля и его конструктивных слоев. В дальнейшем эту процедуру будем называть использованием существующего покрытия.
Предусмотрено четыре основных способа использования существующего покрытия: уширение, досыпка, досыпка одним слоем и ровик:
В пределах существующего покрытия осуществляются работы по его фрезерованию, выравниванию и усилению. Порядок задания данных параметров будет описан далее в соответствующем разделе.
Участок – задается пикетажное значение характерного участка. Каждая строка данной таблицы определяет протяженность участка с определенным видом работ.
Метод – в данном поле из выпадающего списка выбирается один из выше описанных способов использования существующего покрытия. Метод использования существующего покрытия для каждой из сторон участка может быть различен. К примеру с левой стороны устраивается конструкция уширения, а с правой стороны производится досыпка грунтом.
Если на определенном участке нет необходимости в использовании существующего покрытия, то в соответствующем поле выберите признак Не использовать. В этом случае проектная дорожная одежда будет строиться без учета особенностей существующего поперечного профиля, который будет засыпаться или срываться по всей его ширине (новое строительство);
Подрубка – задается расстояние, на которое должна быть подрублена существующая конструкция дорожной одежды с каждой стороны. Эта поправка будет учитываться при дальнейшем конструировании и подсчете объемов работ. Т.к. площадь существующего покрытия будет меньше на величину подрубки, а площадь уширяемой части соответственно больше.
Данная поправка становится доступна для задания при выборе метода Уширения или Ровик. При других способах использования существующего покрытия она не учитывается;
Граница реконструкции. В данном выпадающем списке в качестве границы расчета объемов по реконструкции\выравниванию могут быть выбраны либо Существующие, либо Проектные кромки.
Технологически, основные задачи по конструированию поперечных профилей автомобильной дороги при реконструкции выполняются аналогично как и для нового строительства. Т.е. вначале задаются основные параметры конструкции и дорожной одежды, затем проектируются откосы и кюветы, и уже после выбирается способ использования существующего покрытия.
Метод использования существующего покрытия может быть определен автоматически.
1. В окне Реконструкция нажмите кнопку Автозаполнение:
Откроется окно Параметры Автозаполнения:
Установите опции напротив тех способов, которые необходимо будет использовать при реконструкции. Если какой-либо способ реконструкции не отмечен, то он не будет использоваться при автозаполнении, а его параметры в данном окне будут заблокированы.
Критерии для назначения каждого способа реконструкции выбираются из выпадающего списка. К примеру, по умолчанию, на участках где проезжая часть шире существующей и проектная бровка также выходит за существующую, будет устраиваться уширение с полной срезкой обочины. Если же проектная проезжая часть шире существующей, но проектная и существующая бровки совпадают, дорожная конструкция на уширении будет устраиваться в ровике.
2. Задайте необходимые критерии для автоматического определения методов реконструкции и нажмите Ок.
В результате, программа проанализирует каждый поперечник и определит для него соответствующий способ реконструкции (уширение, ровик, досыпки), заполнив исходную таблицу. При необходимости, в дальнейшем, результаты автозаполнения могут быть откорректированы пользователем.
Набор слоёв дорожной одежды для реконструкции
Ровик уширения создаётся в том случае, если проектная кромка окажется дальше от оси трассы, чем существующая.
Разборка существующей дорожной одежды выполняется, если проектная кромка расположена ближе к оси, чем существующая.
Тип работ дополнительно указывается в названии набора слоёв. При применении набора слоёв реконструкции с автоматическим определением типа работ к диапазону поперечников система анализирует положение существующей и проектной кромок и расстояние между ними на каждом поперечнике диапазона и определяет в зависимости от этого тип проводимых работ. Однако в применении конструкции слоёв есть несколько особенностей.
Если на активном поперечнике используется, например, ровик, то на диапазон применяется конструкция ровика (и появляется там, где это возможно). Для того чтобы на этом же диапазоне задать конструкцию разборки, необходимо перейти на тот поперечник, где есть условия для её появления (существующая кромка дальше от оси, чем проектная), добавить необходимые слои дорожной одежды и затем применить конструкцию разборки.
Для набора слоёв можно задать следующие параметры.
В поле Вертикальное смещение устанавливается отступ набора слоёв от поверхности привязки. Отрицательные значения соответствуют отступу вверх.
Автоматически — программа решит по расположению кромок, какой тип работ будет выполняться (ровик или разборка). Если расстояние между кромками меньше минимального значения ширины ведения работ, работы на данном поперечнике вестись не будут.
Нет — на данном поперечнике не будут вестись работы по реконструкции (набор слоёв будет пустым).
Ровик уширения — будет использован ровик (если возможно его построить).
Разборка — будет использована разборка (если возможно её построить).
При создании ровика уширения доступны дополнительно следующие параметры.
При привязке к проектной кромке, наоборот, край ровика фиксируется у проектной кромки, а увеличение идёт к оси.
Для ровиков уширения дополнительно можно получить объём и площадь откопки — части ровика, находящейся под существующей поверхностью.
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог
Уширение дорожных одежд является видом работ, часто проводимым при реконструкции. Требуемая величина уширения в соответствии со СНиП П-Д.5-72 зависит от категории реконструируемой дороги.
Необходимые величины уширений проезжей части могут составлять от 0,5 до 1,5 м, а с учетом ширины краевых полос — до 3 м.
Следует также учитывать, что в п. 6.20 СНиП П-Д.5-72 указано, что в ряде случаев на обочинах должно быть предусмотрено «устройство твердых покрытий (остановочных полос) на ширину 2,5 м».
Способ уширения проезжей части обычно определяется способом уширения земляного полотна. Кроме того, способ уширения дорожной одежды зависит также от того, необходимо ли провести одновременно усиление дорожной одежды. В связи с этим возможны следующие варианты:
Рис. 1. Схема одностороннего несимметричного уширения дорожной одежды и земляного полотна:
1 — верхний слой нового дорожного покрытия; 2 — выравнивающий слой; 3 — верхний слой старого покрытия и продолжение его на уширении; 4 — нижний слой старого покрытия; 5— основание; 6 — дополнительный слой основания; 7 — земляное полотно
1. Одностороннее несимметричное уширение дорожной одежды, что вызывает необходимость устройства выравнивающего слоя и нового покрытия на всю ширину проезжей части.
При необходимости уширения дорожной одежды на величину более 2,0 м в сторону обочины, имеющей ширину 2,5 м, следует срезать все земляное полотно с уширяемой стороны. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновый покров, затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение земляного полотна ниже дорожной одежды. После уширения и укатки земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания отсыпают материал для уширения этого слоя. Затем отсыпают грунт слоями до поверхности дополнительного слоя основания для образования уширяемой части земляного полотна и укатывают. По поверхности уширенного дополнительного слоя основания отсыпают и укатывают материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и укатывают грунт земляного полотна в пределах обочины. После этого устраивают уширение покрытия — укладывают выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. После окончания работ по устройству покрытия укрепляют обочины, укладывая на них, если это предусмотрено проектом, покрытие более облегченное, чем на проезжей части, и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на откосы ранее снятый дерн.
При уширении проезжей части на меньшую ширину до 1,0— 1,5 м, сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в соответствии с рекомендациями в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды.
Рис. 2. Двустороннее уширение дорожной одежды:
а — с двусторонним уширением земляного полотна и перекрытием всей проезжей части новым верхним слоем покрытия; б — устройство краевых полос шириной по 0,25—0,75 м с каждой стороны без уширения земляного полотна
2. Двустороннее уширение проезжей части также может быть осуществлено двумя способами:
— уширение только основания и перекрытие полос уширения и старого покрытия новым покрытием, т. е. усиление старого покрытия на уширенном с двух сторон земляном полотне;
— уширение достаточной по прочности старой дорожной одежды только на величину полос уширения, т. е. с каждой стороны на 0,25—0,75 м.
За рубежом небольшие уширения проезжей части делают в виде полос из двух рядов брусчатки или нескольких рядов мозаиковой шашки. Брусчатку или шашку ставят на песке, щебеночном или гравийном материале.
Технология работ по устройству на полосе уширения дорожного основания и покрытия по существу не отличается от работ, проводимых по устройству новой дорожной одежды. Они лишь усложняются тем, что выполнять их необходимо в узком котловане— траншее. Ширина существующих строительных дорожных машин превосходит уширяемую полосу. В связи с этим необходимо применять специальные машины или использовать навесное оборудование. Значительные объемы выполняемых работ по уши-рению проезжей части вызвали создание за рубежом специализированных машин.
Технология работ по уширению требует выполнения ряда рабочих операций.
После разбивки ширины полосы уширения разрыхляют грунт и материал укрепленной обочины на этой полосе. Рыхление на всю ширину будущей траншеи выполняют любой из имеющихся машин — кирковщиками на авто-греидере, на катке или Другими прицепными и самоходными машинами. Если траншея глубже, чем могут достать зубья кирковщика, приходится операцию повторять после удаления верхнего разрыхленного слоя материала. Нижние слои одежд, обычно грунтовые, не так уплотнены, как верхние, и поэтому могут и не требовать дополнительной кирковки.
Рис. 3. Кирковщик, установленный на катке для рыхления полосы уширения
Рис. 4. Накладка к автогрейдеру системы В. М. Гайдовского:
1 — положение болтов при зарезании на глубину до 300 мм; 2— то же, при резании на глубину 150 мм
Рис. 5. Схема установки ножа автогрейдера с приставкой для устройства траншеи:
1 — отвал автогрейдера; 2 — накладка
В США для рытья траншей при уширении проезжей части применяют бульдозер, имеющий отвал, к которому в нижней части на всю ширину прикреплен специальный ноже узкой заглубляемой частью для резания траншеи требуемой ширины и глубины. С одной стороны этой рабочей части имеется вертикальная стенка, не позволяющая грунту отваливаться на проезжую часть, а с другой стороны — направляющая плоскость для удаления грунта за пределы обочины. Бульдозер, двигаясь вдоль кромки покрытия, вырезает необходимую траншею, удаляя грунт в сторону.
В отдельных случаях при отрывке глубоких траншей в зависимости от их ширины применяют экскаваторы типа «струг» и многоковшовые траншейные экскаваторы. Преимущество экскаваторов заключается в том, что они могут, если это необходимо, погружать материал из траншеи в автомобили-самосвалы, которые их отвозят в другое место.
После прорытия и очистки траншеи проверяют ее размеры и приступают к заполнению материалами, предусмотренными по проекту, с соблюдением необходимой толщины слоев. Материал доставляют к траншее, вначале автогрейдером распределяют края покрытия в валик, из которого этим же автогрейдером сдвигают в траншею.
Рис. 6. Бульдозер со специальным приставным ножом для устройства траншеи уширения (США)
Рис. 7. Схема уширения старого покрытия с расширением основания старой дорожной одежды:
а — усиление облегченного усовершенствованного покрытия; б — усиление асфальтобетонного покрытия;
1 — песчаный слой; 2— щебеночное основание; 3 — асфальтобетонный слой на всю ширину проезжей части; 4 — основание старой дорожной одежды; 5 — существующая дорожная одежда
Щебень, загруженный в него из автомобиля-самосвала, перемещается вдоль ящика распределителя к лотку, из которого ссыпается в траншею. При определенной постоянной скорости движения щебень, ссыпающийся через лоток в траншею, распределяется слоем требуемой толщины. По этому же принципу распределяют асфальтобетонные смеси. При необходимости розлива битума на полосу покрытия необходимой ширины соответствующим образом регулируют сопла автогудронатора.
В качестве примера рассмотрим схему уширения дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием. Для лучшей связи уширяемой части с новым покрытием верхний слой асфальтобетона укладывают на ширину, большую уширяемой полосы, перекрывая часть старого основания или нижнего слоя.
Наиболее сложной операцией при работе по уширению проезжей части является послойное уплотнение каждого слоя материала, засыпанного в траншею. Обычные катки имеют ширину вальцов, большую, чем траншея. Поэтому необходимы специальные катки. В США для этих целей используют одновальцовые приставки к трактору или сменные передние оси с монтируемыми на них колесами различного диаметра с пневматическими шинами. Верхний слой покрытия, поверхность которого после уплотнения должна быть расположена в одном уровне со старым покрытием, уплотняют обычными тяжелыми катками. Слабым местом этих конструкций является шов между старой дорожной одеждой и уширяемой полосой. Для обеспечения равнопрочности полосы уширения и основной дорожной одежды толщину каменных слоев уширяемой полосы принимают больше, чем в старой дорожной одежде. Для лучшей связи уширяемых цементобетонных покрытий с новой бетонной полосой применяется специальная конструкция плиты уширения. Она не только несколько толще в месте примыкания, но и имеет выступ, который заходит под старое покрытие. Старое покрытие таким образом получает усиление края за счет опирания на плиту уширения. Во избежание проникания воды шов между старым и новым покрытием необходимо заполнять мастикой.
По предложению Л. Ф. Лужецкогов ДЭУ №891 (УССР) при уширении дорожных одежд используют навесное приспособление к трактору Т-40. Оно состоит из кирковщика, катка и отвала, приваренного к основному отвалу бульдозера под углом 62°. Отвал и кирковщик управляются гидравлическим приводом от гидросистемы трактора. С помощью указанного приспособления можно осуществлять практически все операции по уширению — кирковку полосы, выемку грунта, заполнение траншеи новыми материалами и их уплотнение.
Навигация:
Главная → Все категории → Реконструкция автомобильных дорог
Уширение дорожной одежды
Одной из главных задач при реконструкции автомобильных дорог является повышение обеспеченной дорогой скорости, пропускной способности и безопасности движения, например, увеличив ширину укрепленной поверхности дороги.
Достичь можно различными способами:
— уширением проезжей части, то есть дорожной одежды,
— устройством укрепленных краевых полос,
— комбинацией из двух или трех перечисленных способов.
Способ уширения проезжей части обычно определяется способом уширения земляного полотна. Кроме того, способ уширения дорожной одежды зависит также от того, необходимо ли провести одновременно усиление дорожной одежды.
В связи с этим возможны следующие варианты:
1. Одностороннее несимметричное уширение дорожной одежды, что вызывает необходимость устройства выравнивающего слоя и новой дорожной одежды на всю ширину уширения проезжей части.
При необходимости уширения дорожной одежды на величину более 2,0м в сторону обочины, имеющей ширину 2,5м, срезают все земляное полотно с уширяемой стороны (рис. 58, а). Сначала срезают и удаляют в сторону дерновый покров, затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение земляного полотна ниже дорожной одежды.
После уширения и укатки земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания отсыпают материал для уширения этого слоя. Затем отсыпают грунт слоями до поверхности дополнительного слоя основания для образования уширяемой части земляного полотна и укатывают.
Технологический процесс устройства дорожной одежды на полосах уширения во всех случаях включает обрезку кромки покрытия с помощью дисковых пил, навешиваемых на трактор.
После окончания работ по устройству покрытия укрепляют обочины, укладывая на них, если это предусмотрено проектом, покрытие более облегченное, чем на проезжей части, и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на откосы ранее снятый дерн.
При уширении проезжей части на меньшую ширину (до 1,0-1,5м) сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды (рис. 58, б).
2. Двухстороннее уширение проезжей части, которое также может быть осуществлено двумя способами:
— уширение только основания и перекрытие полос уширения и старого покрытия новым покрытием, то есть усиление старого покрытия на уширенном с двух сторон земляном полотне (рис. 49, а);
— уширение достаточной по прочности старой дорожной одежды только на величину полос уширения, то есть с каждой стороны на 0,25-0,75м (рис. 49, б).
При двухстороннем уширении дорог без разделительной полосы, ось проезжей части после реконструкции совпадает с осью проезжей части до реконструкции.
В этом случае поперечный профиль проезжей части обычно сохраняется, но ширина полосы уширения большей частью невелика.
Так, например, при реконструкции дороги III категории, имеющей проезжую часть 7,0м (без краевой полосы), чтобы получить проезжую часть дороги II категории с краевой полосой (ширина укрепленной поверхности 9,0м), достаточно устроить уширение с каждой стороны по 1,0м.
А если дороги III категории имеют краевую полосу, то ширина полосы уширения уменьшается до 0,5м.
Рис. 49. Схема одностороннего несимметричного уширения дорожной одежды и земляного полотна: а) уширение со срезкой земляного полотна; б) уширение в траншее;
Уширение проезжей части на 0,25м наиболее сложно, так как подготовка узкого ровика и уплотнение основания механизированным способом затруднительны. Поэтому таких уширений стараются избегать.
За рубежом небольшие уширения проезжей части делают в виде полос из двух рядов брусчатки или нескольких рядов мозаиковой шашки. Брусчатку или шашку ставят на песке, щебеночном или гравийном материале.
Ширина существующих строительных дорожных машин превосходит уширяемую полосу. В связи с этим необходимо применять специальные машины или использовать навесное оборудование.
Вдоль кромки дорожной одежды устраивают корыто для полосы уширения шириной 0,75-1,5м. Эту траншею глубиной до 0,5-0,8м прорывают несколькими проходами автогрейдера. При этом стенки траншеи получаются неровными и невертикальными. Более целесообразно отрывать траншеи автогрейдером с накладкой.
Применяя накладки разных размеров, можно менять ширину и глубину траншей. Схему и число проходов автогрейдера назначают в зависимости от плотности и влажности грунта, в котором прорезают траншею. Удобство описываемого способа устройства траншеи в том, что вынимаемый из нее грунт или материал отваливается на обочину и не загрязняет проезжей части.
После прорытия и очистки траншеи проверяют ее размеры и приступают к заполнению материалами, предусмотренными по проекту, с соблюдением необходимой толщины слоев.
Материал доставляют к траншее, вначале автогрейдером распределяют у края покрытия в валик, из которого этим же автогрейдером сдвигают в траншею. В траншее материал разравнивают автогрейдером с той же накладкой, которой прорывали траншею.
После уплотнения таким же способом засыпают в траншею материал для следующего слоя. Для этого применяют специальный распределитель.
Щебень, загруженный в него из автомобиля-самосвала, перемешается вдоль ящика распределителя к лотку, из которого ссыпается в траншею. Ссыпающийся через лоток в траншею, распределяется слоем требуемой толщины.
По этому же принципу распределяют асфальтобетонные смеси. При необходимости розлива битума необходимой ширины регулируют сопла автогудронатора.
Обычные катки имеют ширину вальцов, большую, чем траншея, поэтому уплотнение производят при помощи ручных виброплит, или специальных малогабаритных катков. Верхний слой покрытия, поверхность которого после уплотнения должна быть расположена в одном уровне со старым покрытием, уплотняют обычными тяжелыми катками.
Слабым местом этих конструкций является шов между старой дорожной одеждой и уширяемой полосой. Для обеспечения равнопрочности толщину каменных слоев уширяемой полосы принимают больше, чем в старой дорожной одежде. При укладке слоев одежды на уширении нужно тщательно контролировать степень уплотнения.
После устройства дорожной одежды на уширении перекрывают всю проезжую часть, включая существующую дорожную одежду, слоем асфальтобетона.
Продольный стык не должен совпадать (в плане) с точками сопряжения существующей и уширяемой дорожных одежд.
Для предотвращения образования отраженных трещин под зоной сопряжения существующей и уширяемой дорожных одежд применяют армирующие сетки.
Верхний слой асфальтобетона, перекрывающий всю проезжую часть, целесообразно устраивать из полимерасфальтобетонной смеси.