что такое ротацизм в логопедии

Ротацизм

что такое ротацизм в логопедии. Смотреть фото что такое ротацизм в логопедии. Смотреть картинку что такое ротацизм в логопедии. Картинка про что такое ротацизм в логопедии. Фото что такое ротацизм в логопедии

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.

Ротацизм

К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.

Причины ротацизма

Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:

Фонетическая характеристика звука [Р]

Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:

Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.

что такое ротацизм в логопедии. Смотреть фото что такое ротацизм в логопедии. Смотреть картинку что такое ротацизм в логопедии. Картинка про что такое ротацизм в логопедии. Фото что такое ротацизм в логопедии

Виды ротацизма

Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:

В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).

что такое ротацизм в логопедии. Смотреть фото что такое ротацизм в логопедии. Смотреть картинку что такое ротацизм в логопедии. Картинка про что такое ротацизм в логопедии. Фото что такое ротацизм в логопедии

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.

Постановка звука

При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Источник

Ротацизм и методы его устранения

что такое ротацизм в логопедии. Смотреть фото что такое ротацизм в логопедии. Смотреть картинку что такое ротацизм в логопедии. Картинка про что такое ротацизм в логопедии. Фото что такое ротацизм в логопедии Михаил Баютин
Ротацизм и методы его устранения

Предлагаю вашему вниманию сообщение «Ротацизм и методы его устранения».

План

1. Определение недостатков произношения звука «р»

2. Виды ротацизма и параротацизма.

3. Описание правильной артикуляции звука «р».

4. Методы устранения ротацизма.

5. Дифференциация звуков «р» «р’»

Среди недостатков речи, при которых страдает произношение отдельных звуков, звуковых сочетаний, наиболее часто встречаются дефекты звука «р». Недостатки произношения звука «р» «р’» называются ротацизмом. Замена звуков другими согласными звуками русского алфавита – параротацизмом. Приведем наиболее часто встречающиеся разновидности этих недостатков.

Ротацизм.

2. Звук «р» произносится картаво – это велярное «р», при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух вызывает беспорядочную вибрацию мягкого неба, в результате этого происходит шум, который сообщает фонеме «р» специфическое звучание. Другая форма картавости (увулярная «р») происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.

3. Звук «р» произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Вместо «р» слышится звук состоящий из быстрого сочетания звуков «р» и «ль» (“ рль”) (сарай – “саляй”).

4. Звук «р» произносится как кучерское «прр» (вибрируют крепко сомкнутые губы).

5. Звук «р» произносится гнусаво как (“нг”, корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.

Параротацизм.

1. Звук «р» заменяется звуком «в», который произносится обеими губами без вибрации (рука – “вука”, паровоз – “павовоз”).

5. Звук «р» заменяется звуком «г» (рука –“ гука”, паровоз –“ паговоз”)

6. Звук «р» заменяется звуком «й» или «ль» (рука –“ йука” или “люка”).

Описание правильной артикуляции звука «р».

Звук «р» (сонорный, вибрант) принадлежит группе переднеязычных и произносится при следующем положении частей артикуляционного аппарата: губы находятся в положении, свойственному им при произношении гласного, который следует за согласным; кончик языка в форме ‘чашечки’ поднят и вибрирует у альвеол (при твердом «р») или у щели верхних резцов (при смягченном «р’») корневая часть языка опущена, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; небная занавеска поднята и, преграждает воздуху выход через нос, напряжение выдыхаемой струи воздуха сильные.

Методы устранения ротацизма.

Сложность артикуляционного уклада звука «р» и соответствующие многообразие дефектов его произношения породили различные методы по устранению различных видов ротацизма. Последовательность методов постановки звука «р» включает упражнения на поднятие языка, в форме “чашечки” с выдвиганием кончика языка к верху и на выработку вибрации кончика языка. Подготовительными упражнениями для языка являются:

1. Научить ребенка щелкать языком.

2. Присасывать язычок к твердому небу.

3. Удерживать язычок в положении “лопаточки” и “чашечки”

4. Переводить язычок из положения “лопаточки” в положение “чашечки” и наоборот.

5. Поглаживать твердое небо языком, постукивать кончиком языка верхние альвеолы.

6. Складывать язык в “трубочку”.

7. Упражнения – «болтушка» и «кормушка»

Все эти упражнения способствуют вызыванию звука «р». Звук «р» может ставиться по подражанию, но чаще всего звук «р» вызывают смешанным путем – по подражанию и механически.

Предложить ребенку поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам и длительно произносить звук «з». Шпателем, подложенным под кончик языка производить частые колебания, от чего получается рокот, характерный для произношения звука «р». Этот механический способ дает возможность ребенку ощутить вибрацию языка и в дальнейшем воспроизводить самостоятельно.

Звук «р», образованный механическим способом, соединяется с гласными в открытых и закрытых слогах, звуковых сочетаниях, словах, постепенно вводится в речь ребенка. Чтобы ребенок понял как получается смягченный звук «р’», следует показать ему, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к верхним резцам вместо альвеол.

Одновременно с упражнениями по постановке звуков необходимо проводить упражнения по различению данной фонемы на слух: научить ребенка услышать звук в ряду других звуков, услышать слог в ряду других слогов, наличие звука в слове; слышать и отличать правильные и неправильные произношения. Необходимо вырабатывать у ребенка правильно различать звучание этой фонемы до того, как он научится самостоятельно произносить этот звук.

Дифференциация звука «р» и «р’».

Литература.

1. Филичева Т. Б., Чевилева Н. А, Чиркина Г. В. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989г.

2. Правдина О. В «Логопедия» М. 1969г.

3. Рау Ф. Ф. «Приемы исправления недостатков произношения фонем», «Основы теории и практики логопедии» Под редакцией Левиной Р. Е. М. 1968г.

4. Синяк В. А, Рау Е. Ф «Логопедия» М. 1970г.

Инновационные методы работы с родителями в ДОУ Подготовила Шапочанская Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детского сада №37 г. Новочеркасска В современном обществе постепенно устанавливается.

Формы и методы работы воспитателя ДОУ Провожу ежегодные, а так же промежуточные мониторинги, на основании которых стараюсь совершенствовать методы и формы организации учебного.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные методы обучения в ДОУ Ребенок-сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной самой природой, самой сутью того, что вокруг меня. Ребенок – это начало.

Методы Альтернативной коммуникации Использование методов «Альтернативной коммуникации» на уроке «Альтернативное чтение» по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой.

Методы музыкального воспитания дошкольников В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой.

Методы проектов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко» ТЕМА: «Методы проектной деятельности.

Методы работы с неблагополучными семьями Проблема: Педагогическая безграмотность родителей Действия ДОУ: наблюдение и консультации воспитателя, психолога, координатора по работе.

Методы работы в ДОУ Актуальные задачи: • выявить уровень педагогического опыта каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Источник

Что такое ротацизм в логопедии

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами.

Статья:

[Р] и [Рь] сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены. При верном артикулировании [Р] губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая. Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.

Звук [Р] согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция [Рь] характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).

Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.

Формы ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие [Р] и [Рь], это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого [Р] парный [Рь]. Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения [Р] и [Рь]:

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Логопедическая работа при ротацизме

Самый продуктивный прием постановки звука [Р] − механический. Вибрация вырабатывается на долгом воспроизведении фрикативного [Р]. В подъязычное пространство подкладывается специальный зонд. Ритмичными горизонтальными движениями зонда провоцируют механические вибрирующие движения язычного кончика. Если зонд отсутствует, можно спровоцировать вибрацию собственным пальцем ребенка.

Коррекция горлового произношения

Горловой [Р] − распространенный дефект даже у взрослых. Его устранение без коррекционного вмешательства практически невозможно. Горловой [Р] отличается от нормального особенностью вибрации − она возникает при дрожании небного язычка. Данное произношение является верным в определенных иностранных языках, в частности, во французском. Различение горлового произношения от верного возможно самостоятельно. Задача ребенка − долго протянуть [Р]. Воспроизвести правильный звук протяжно невозможно.

Устранение горлового ротацизма включает несколько этапов. На подготовительном выполняется логопедическая гимнастика, служащая для отработки точной позиции и пластичности языка.

Вторым этапом является постановочный. При ненарушенном произношении фонем [Ш] и [Ж] нужно заняться вызыванием проторного [Р], а после провоцировать вибрирующие движения кончика языка механически. Проторный [Р] служит для активизации кончика языка и устранения дрожания небного язычка. При постановке важен зрительный самоконтроль у зеркала.

Завершающий этап − закрепление. Автоматизировать и исправлять звук в связной речи нужно крайне осторожно. После привычной горловой артикуляции, ребенок затрудняется в контроле своей артикуляции. Поэтому долгий период важно наблюдение и исправление родителями.

Коррекция бокового произношения

При боковом дефекте вместо верного звучания раздается [Рль]. Кончик языка не выполняет вибрирующих движений, язык поворачивается, одним боковым краем примыкает к верхним молярам, а второй свисает и дрожит на выдохе. Данный дефект часто встречается в сочетании с боковым сигматизмом, но может существовать отдельно.

Протягивание [Р] невозможно, либо раздается нечеткий [Ль]. Визуально видны колебания бокового края. При очень сильной вибрации снаружи можно увидеть дрожание одной щеки.

На начальном этапе проводится артикуляционная гимнастика. По причине слабых мышц одной половины языка логопедическую гимнастику нельзя убирать из структуры занятия на протяжении всей коррекционной работы.

Постановка начинается с выработки и автоматизации проторного звучания. Только после отработки в связной речи можно приступать к стимуляции колебательных движений кончика языка. Ранее это делать не рекомендуется из-за привычного вибрирования одной из боковых сторон.

Коррекция носового произношения

Звучание напоминает сочетание [НГ]. Это возникает из-за выхода выдыхаемого потока через нос, а не рот, а еще из-за оттягивания переднего края языка назад, отсутствия его участия в произношении. Подготовка начинается с дыхательных упражнений. Нужно наглядно объяснить ребенку отличия ротового и носового выдоха, научить выдыхать ртом. Постановку и закрепление проводят по стандартной схеме.

Коррекционная работа при параротацизме

Подготовительный этап содержит следующие моменты: различение на слух [Р] со смешиваемой фонемой, анализ артикуляционных укладов, становление верных движений языка. Постановочный этап с этапом закрепления звука выполняются по стандартной схеме.

Важно учесть следующие нюансы: при замене [Р] на заднеязычный [Г] контролируется, чтобы не создавалось колебание небного язычка вместо края языка; при замене [Р] на [В] нельзя добиваться проторного звучания, напоминающего [В] механизмом возникновения, не исключено смешение этих фонем. Заключительным шагом становится дифференциация смешиваемых фонем.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Источник

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ

Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы­чок) вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат— «щечный» звук [р];

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии звучание [р] несколько мягченное.

Вместо [р] встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным [р], при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме. Мягкое произношение. Звук [ p ] произносится мягко, как [ p `] (рука – «рюка», корова – «корёва», шар – «шарь»).

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] на [л] или [л’] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим.

В случаях замен звуков: [р] => [j], [р] => [в], [р] => [г] — изменя­ется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р’].

Встречаются замены звука [р] гласным [ы] (рама – «ыама», ворона – «воыона», сыр – «сыы»).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый [р], так и мягкий [р’]. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р’]. Реже наблюдается обратное.

Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается с исследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четко произносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношение звука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просят назвать, что изображено на картинке (где звук [р] находится в различных позициях):

o В начале слова – РЫБА

o В конце слова – ТОПОР

o В середине слова – КОРОВА

o При стечении согласных – ТРАКТОР

Для оценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используют задания:

o Составить предложения по картинке.

o Составить рассказ по картинке.

o Составить рассказ по серии картинок.

o Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

o Составить пересказ текста.

o Составить самостоятельно рассказ о каком – либо событии.

При подборе материала для обследования звукопроизношения нужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки той фонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки, которые нарушены в речи детей.

Обследование фонематического восприятия. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Есть ли звук [р] в слове РАК?

o Найди и покажи те картинки, в названиях которых ты слышишь звук [р] (ТОПОР, ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)

o Ребенку предлагается прослушать предложение и найти слова со звуком [р] (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).

Обследование фонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука [р]:

o В начале слова – РЫБА

o В конце слова – ТОПОР

o В середине слова – КОРОВА

Обследование фонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Составить слово из заданного количества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н; Р,У,К,А.

o Составить слово из заданного количества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.

Обследование фонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Подобрать название овоща, начинающего на звук [р] (РЕДИСКА, РЕПА)

o Подобрать слово на звук [р] (РЕКА, РЫБА)

o Подобрать слово со звуком [р], чтобы он находился: в начале слова – РЫБА, в конце слова – ТОПОР, в середине слова – БАРАБАН.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап. На нем осуществляется решение следующих задач:

o Формирование умения опознавать и различать фонемы,

o Развитие силы выдоха,

o Формирование артикуляторных умений и навыков,

o Формирование слухового контроля,

o Развитие звукового анализа.

Для получения правильной артикуляции зву­ка [р] необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

Для формирования правильной артикуляции применяются следующие упражнения:

«Индюки» («Болтушка») – во время произношения [ a ] быстро высунуть язык лопаткой из широко открытого рта и втянуть обратно, попеременно ударяясь о верхние и нижние губы. Получаются рокочущие звуки вроде «блблбл». То же можно проделать и во рту – язык ударяется о зубы.

Существует несколько способов постановки звука [р]

1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

2. Механический способ – с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придается определенное положение.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка от артикуляторного уклада (с помощью артикуляционных упражнений).

5. Смешанный способ.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука [ p ] от [д], повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте: при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних pe зцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­дней вибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка [ p ] в два этапа. На первом этапе ставится фри­кативный [ p ] без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесении глухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять и обычным плоским шпателем. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Наиболее эффективным является прием постановки [ p ] от слогового сочетания [за] с несколько удлиненным произнесе­нием первого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного [ p ] в сочета­нии с гласным [ a ]. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук [ p ], нормальной протяженности, без избыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения [ p ], неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый [ p ], то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким [ p `]. Если же вна­чале получится мягкий [р’], то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым [р].

Постановка звука [ p ] является длительной. Поэтому авто­матизация звука [р] проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания [ p ]. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова», «друг». Вначале звуку [р] в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).

Ребенка просят повторить слоги:

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки не бери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

Для закрепления произношения можно использовать игры, загадки, пословицы, поговорки.

Игра для закрепления произношении звука [р]:

Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.

Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар-кар. ».

Ёлочка: «Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар. ».

Ёлочка: «Вот собаки прибегают,

Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р. ».

Игра для закрепления произношения звука [р’]

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях кото­рых имеется звук [р’], например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резин­ка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

Далее можно дополнить предложения словами, в которых содержится звук [ p ], с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук [ p ] и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке… (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут… (дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели… (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели… (лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся… (овцы, козы, коровы); Мама купила… (книга, ведро, шапка).

Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просим ребенка составить рассказ по картинке.

На этом этапе учим детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Для этого используем слова со смешиваемыми звуками: лов – ров, солить – сорить, хобот – робот и др.

Можно задавать вопросы и просить дать на них полные ответы:

Кто ловит удочкой рыбу?

Где спит медведь зимой?

Что находится на корме лодки?

Какие птицы летят треугольником?

Кто на почте принимает телеграммы?

Что прописывает доктор больным?

Как зовут первую женщину-космонавта?

Слова для справок: рыболов, берлога, журав­ли, маляр, телеграфист, лекарство, руль, Валентина Терешкова.

Формирование коммуникативных умений и навыков.

Цель: формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звука во всех ситуациях общения.

Используются пословицы и загадки, скороговорки, стихи, рассказы, насыщенные звуками [р], [р’].

Твердые навыки правильного произношения у детей вырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так, чтобы регулярно проводились занятия, способствующие тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательно развивать у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное).

2. Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971.

4. Хрестоматия по логопедии // Под. Ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1.

5. Основы логопедии // Под. Ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.

1. При каком [ p ] щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба:

2. При правильном произнесении звука [ p ] боковые края языка:

А. прижаты к верхним коренным зубам;

Б. поочередно вибрируют;

В. образуется щель между боковыми краями языка и верхними коренными зубами.

3. Наиболее эффективным способом постановки звука [ p ] является:

А. постановка от звука [к];

Б. постановка от звука [д];

В. постановка от звука [ж].

4. Звук [р] относится к группе:

А. заднеязычных, смычно-щелевых звуков;

Б. переднеязычных, дрожащих звуков;

В. среднеязычных, смычно-проходных звуков.

5. Что происходит при произнесении увулярного [р]:

А. корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуется щель;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *