как называются виды появившиеся на какой либо территории благодаря вмешательству человека
Урок Бесплатно Ареал. Миграция
На данный момент число всех изученных видов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), на Земле– более 1,2 млн.
На разных участках планеты климатические и географические условия не однородны, и поэтому виды живых организмов на Земле расселены не равномерно.
Наука, изучающая распределение видов, называется биогеография.
Основным понятием этого раздела науки является ареал вида.
Типы ареалов
Ареал (от лат. area — площадь, пространство) – это часть земной поверхности или акватории, в пределах которой встречается данный вид (род или иной таксон) организма.
Каждый новый вид возникает в некоем исходном месте, очаге возникновения, вокруг которого образуется первичный сплошной ареал.
С течением времени количество особей вида увеличивается, и они постепенно расселяются все дальше от очага возникновения, тем самым расширяются границы ареала.
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Наглядное представление об ареале мы получаем в результате нанесения на карту его местонахождения.
Ареал на картах обычно очерчивают линией, соединяющей крайние точки местонахождения представителей того или иного вида.
Чтобы подчеркнуть прерывистость, мозаичность и островной характер ареала, иногда все известные участки обитания особей того или иного вида наносят на карту точками.
При этом сплошной ареал может разделиться на два и более разорванных, изолированных ареала вследствие изменений условий среды или вымирания части особей на участке ареала, а также, наоборот, вследствие преодоления видом препятствий на границах сплошного ареала.
Когда особи некогда широко распространенного таксона постепенно вымирают, и от их древнего ареала остается лишь малый по площади участок, его именуют реликтовым ареалом.
белый медведь, серая ворона, ель сибирская
выхухоль, черная крыса, обыкновенная рысь
европейский бобер, сайгак, гинкго двулопастный
Если организмы обладают ограниченными способностями передвигаться (растения) или ведут оседлый образ жизни, то границы их ареала обитания установить не составляет трудностей и такие ареалы называют простыми.
Если же в течение жизненного цикла или сезонно организмы сменяют область обитания (птицы, млекопитающие), т.е. мигрируют, то все области, где они расселяются, включая также сами пути миграции, называют единым сложным ареалом.
Распространение видов
Виды (или другие таксоны), распространенные на обширных территориях (акваториях) называются космополитами.
Эти виды имеют огромный ареал обитания, включающий в себя несколько частей света и различные климатические зоны.
Большинство видов-космополитов было распространено благодаря человеку.
Напротив, виды распространенные на ограниченной территории, встречающиеся лишь в одной географической области, называются эндемиками.
Эндемичные виды обладают обычно узким ареалом и приспособлены к жизни в определенных климатических и экологических условиях.
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Эндемичными видами особенно богаты участки, изолированные от других географически или экологически (глубокие озёра, горы, острова).
Например, в фауне озера Танганьика (Восточная Африка) около 75% эндемичных видов, в озере Байкал 76%, во флоре Новой Зеландии 72%, на Гавайских островах 82% видов растений, все (400-500 видов) наземные моллюски, большая часть видов жуков, почти все (55 видов) наземные птицы
Также выделяют реликтовые виды, являющиеся остатком древнего рода, когда-то широко распространенного на планете.
Такие виды занимают изолированное положение, а их ареал обитания называют реликтовым.
Реликты чаще всего не имеют близких родственных видов, а также не связаны с другими видами переходными формами из-за того, что такие виды и формы уже вымерли.
Виды по типу расселения
Примеры видов
Сосна обыкновенная, береза поникшая, домовой воробей, домашняя кошка
Каспийская нерпа, ель восточная, розовая чайка
Выхухоль, голубая сорока, тис ягодный, гинкго
Внутри ареала вид может расселяться как равномерно по всей территории, так и неравномерно: например, большинство особей могут жить в центре ареала, а по границам будут встречаться лишь отдельные особи.
Окраинные районы ареала часто бывают населены слабыми особями, которых более сильные вытеснили из наиболее комфортных местообитаний.
Даже при равномерном расселении внутри сплошного ареала особи вида поселяются только в подходящих для них по условиям биотопах.
В распространении животных человек играет не малую как положительную, так и отрицательную роль.
С одной стороны. он может создавать искусственные преграды, например, плотины на реках, или преобразовывать места обитания вида: распахивать степи, вырубать леса, затапливать территории из-за создания водохранилищ.
С другой стороны, многие животные расселяются за счет человека, который перевозит их через непреодолимые препятствия.
Так, например, кролики и крысы попали в Австралию, а колорадский жук был завезен из Америки в Евразию.
Граница ареала
Границы ареала могут быть постоянными или подвижными.
Постоянные границы ареала имеют те виды, которые достигли естественных границ своего распространения.
Дальнейшее распространение этих видов невозможно либо по причине того, что климатические условия неблагоприятны за пределами границ ареала, либо из-за того, что существуют постоянные межвидовые конкурентные отношения с соседствующими видами.
Среди постоянных границ ареала выделяют также непроходимые, через которые невозможно механическое проникновение видов (например, разные жизненные среды).
Подвижные границы бывают расширяющимися (прогрессивными), сужающимися (регрессивными) и пульсирующими.
Расширение ареала имеет место только в том случае, если вид не достиг естественных границ.
Сужающиеся ареалы существуют в пределах территорий, на которых организмы определенной таксономической категории не обеспечены ресурсами для жизнедеятельности.
Все реликтовые ареалы имеют тенденцию к регрессу.
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Иногда создаются весьма специфические условия, например, сильное наводнение, или засуха, при которых некоторые преграды, считавшиеся непреодолимыми, становятся проходимыми.
Тогда образуются так называемые «мосты распространения».
По ним часть особей вида преодолевают преграду, пытаясь переселиться.
Потомство заселившихся животных со временем может дать новые подвиды или виды
Миграции
Миграции вида (лат. migratio, от migro- перехожу, переселяюсь)– это относительно далекие и закономерно повторяющиеся перемещения многих индивидуумов, в ходе которых особи из одной области обитания перемещаются в другую, но затем в большинстве случаев возвращаются обратно.
Миграции животных имеют ярко выраженный приспособительный характер. Они возникали в процессе эволюции у самых разных видов.
Обычно различают периодические и непериодические миграции.
Периодические миграции могут быть связаны с возрастными и сезонными изменениями.
У перелетных птиц генетическое стремление к сезонным перемещением обусловлено влиянием гормонов.
На разных стадиях онтогенеза им нужны различные условия среды. Например, во время высиживания яиц птицам необходимы постоянная положительная температура и места для укрытия от хищников.
Так европейский белый аист дважды в год проделывает путь в 10 000 км из центральной Европы на южноафриканские зимовки и обратно.
Периодически мигрируют также некоторые рыбы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.
Например, киты осенью плывут из приполярных районов в субтропики, где появляются на свет их детеныши, а в конце весны возвращаются обратно в холодные воды.
А некоторые лягушки в течение года перемещаются всего на несколько сот метров, отделяющих реку от ближайшего пруда, где происходит их размножение.
Непериодические миграции обычно связаны с резким ухудшением среды обитания оседлого вида (засуха, обледенение, пожары, наводнения) и часто такие миграции происходят за пределы ареала вида.
В ходе непериодических миграций, как правило, гибнет большинство переселяющихся особей.
Но если животным удалось найти подходящие условия для обитания и закрепиться на этом участке, то у них возникнет новый ареал обитания.
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Норвежские лемминги- пестрые зверьки величиной примерно с золотистого хомячка.
В Скандинавии их находят в тундре и в горах выше линии леса.
Они также встречаются в южной Норвегии.
Для них характерны массовые размножения с интервалом в 3-4 года.
Тогда запасы пищи быстро истощаются, а тундра оказывается сплошь изрытой поверхностно расположенными ходами леммингов.
И начинается выселение зверьков.
Оно принимает все более широкие масштабы, так как подходящие биотопы вокруг либо уже заняты, либо полностью опустошены прошедшими зверьками.
Миграция обычно идет в определенном направлении, обусловленном характером местности.
При этом зверьки переплывают ручьи, речки и даже фьорды, образуя порой на их берегах большие скопления.
Вслед за леммингами часто идут хищные звери и птицы (совы, вороны, дневные хищники). Очень многие лемминги становятся жертвами этих хищников, тогда как большинство других погибают от болезней и истощения или же тонут в реках и озерах или в море.
Однако некоторым удается пережить трудное время, и популяционный цикл начинается снова.
ГДЗ география 7 класс Климанова, Ким Дрофа Задание: § 6 Расселение человека по земному шару
Работа с картой
1. Какие материки в прошлом соединялись сухопутными мостами?
Материки, которые в прошлом соединялись сухопутными мостами: Евразия и Африка, Евразия и Северная Америка, Евразия и Австралия.
2. Каким образом человек проник из Евразии в Северную Америку?
Из Евразии человек проник в Северную Америку через Берингийский мост, существовавший на месте современного Берингова пролива.
3. Через какие полуострова Евразии человек проник в Австралию?
Из Евразии в Австралию человек проник через полуостров Индокитай и полуостров Малакка.
Работа с картой
1. Назовите известные вам из курса истории древние государства, существовавшие в долинах рек. На каких реках они возникли?
Известные мне из курса истории древние государства, существовавшие в долинах рек: Древний Египет (река Нил), Древняя Месопотамия (реки Тигр и Евфрат), Хараппская цивилизация (река Инд).
2. В каких горах располагались древние государства Америки?
Древние государства Америки располагались в горах Кордильеры и Анды.
3. Известны ли вам сельскохозяйственные культуры, которые выращивали в древних государствах?
Известные мне сельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся в древних государствах: кукуруза, рис, фасоль, ячмень, лён.
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте параграфа новые термины и понятия. Объясните своими словами их значение.
«Сухопутные мосты» – участки суши, соединявшие материки Земли и находившиеся на месте современных проливов.
Миграция – перемещение населения, вызванное какими-либо природными или антропогенными факторами.
Великое переселение народов – самая первая и многочисленная миграция населения, происходившее в середине I тысячелетия н.э.
2. Где возникли первые государства? Назовите древнейшие государства и покажите их на карте.
Первые государства возникли в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд. Их названия: Древний Египет, Древняя Месопотамия (Вавилон, Аккад, Ассирия), Хараппское царство (Древняя Индия).
3. В каких горах существовали древние государства? Какими видами деятельности занимались их жители?
Древние государства существовали в горах Кордильеры и Анды, на Кавказе и в Балканских горах, на Эфиопском и Иранском нагорьях. Их жители занимались животноводством (овцеводство, ламаводство, козоводство), а также некоторыми видами земледелия, если позволяли природные условия.
4. Расскажите о том, какие причины побуждали людей осваивать неизвестные территории земного шара. Как изменились эти причины с древнейших времён до наших дней?
Осваивание новых территории людьми было вызвано тем, что вначале человек не вел оседлый образ жизни, а кочевал от места к месту, так как занимался собирательством. За счет сокращения ресурсной базы для собирательства человек был вынужден переселяться на новые территории. С переходом к оседлому образу жизни человеку стало необходимо больше ресурсов и для этого осваивались новые территории, это происходило и в поисках лучших условий жизни человека. Расселение можно связать и с конфликтами внутри общин, племён и далее народов. Можно сказать о том, что причины переселения практически не изменились. Освоение новых территорий всегда было вызвано фактором необходимости расширения сырьевой базы, а также возможности расселения населения по территории.
5. Были ли на Земле крупные переселения народов после эпохи Великих географических открытий? Каковы были их причины?
После эпохи Великих географических открытий произошло несколько волн крупного переселения народов. Вначале из Европы в Северную и Южную Америку хлынул поток переселенцев. Причинами переселения стали социально-экономические факторы, люди ехали за свободной жизнью, возможностью разбогатеть, многие бежали от бедности или из-за политических причин, сюда отправляли и в ссылку. После начала колонизации Америки европейцы везли сюда рабов из Африки, что можно отнести к принудительной миграции. Также крупной миграцией стал перевоз каторжников в Австралию, вызванный политическими причинами.
6. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о государстве инков или майя.
Сообщение о государстве майя. Майя – цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. – 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250 – 900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. К началу испанского завоевания в XVI веке культура Майя занимали обширную и разнообразную по природным условиям территорию, включавшую в себя современные мексиканские штаты Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо, а также всю Гватемалу, Белиз (бывший Британский Гондурас), западные районы Сальвадора и Гондураса Границы области цивилизации Майя в I тысячелетии, по-видимому, более или менее совпадали с упомянутыми выше. В настоящее время большинство ученых выделяет в пределах этой территории три крупные культурно-географические области, или зоны: Северную, Центральную и Южную. Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона, также выращивался перец-чили, фрукты. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы — индюков. В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало.
7. Как вы думаете, какие положительные и отрицательные последствия могут вызвать миграции людей с одного континента на другой, из одной страны в другую?
Положительными сторонами миграции населения с одного континента на другой и из одной страны в другую является культурный обмен и объединение культур, происходит формирование новых этносов. Отрицательными сторонами может быть ассимиляция малых народов, возможное возникновение этнических и религиозных конфликтов, возрастания национализма и рост социального неравенства.
Московская олимпиада школьников по экологии 5-11 класс задания и ответы отборочного этапа 2020-2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
Задания и ответы для московской олимпиады школьников МОШ 2021 по экологии 5,6,7, 8, 9, 10, 11 класс отборочного этапа 2020-2021 ученый год, официальная дата проведения олимпиады: 27.01.2021-15.02.2021 (с 27 января по 15 февраля 2021 года).
Ссылка для скачивания всех заданий для 5-11 класса: скачать
Ответы для заданий олимпиады 5-11 класс: скачать
Московская олимпиада школьников по экологии 5-6 класс отборочный этап 2021 интересные задания и ответы:
1)Экология – это наука изучающая: заимоотношения человека с окружающей средой; взаимоотношения организмов с окружающей средой; природу; охрана и рациональное природопользование.
2)Термин «экология» ввел в науку: Геккель, Петров, Грайм, Дарвин
3)К абиотическим факторам относятся:
4)К антропогенным факторам относят:
5)Благодаря каким источникам энергии функционирует город Москва?
6)Какие опасные атмосферные явления случаются в Москве?
7)Выберите виды транспорта, который оказывает наименьшее воздействие на качество воздуха в городе: трамвай, грузовой транспорт, легковой автомобиль, метро, электробус, автобус
8)К каким последствиям приводит вырубка лесов?
9)К особо охраняемым природным территориям относятся: лесхоз, лесничество, национальный парк, болото, заказник, музей-заповедник
10)Такая организация как Мосводоканал занимается: очисткой рек, очисткой воды для населения, обеспечением водоснабжения жителей, очисткой сточных вод, прокладыванием кабеля, утилизацией снежной массы
11)С помощью какого прибора осуществляется измерение уровня шумового загрязнения?
12)В каких единицах это измерение проводится?
13)Зачем в городе устанавливают двухконтейнерную систему сбора отходов?
14)В крупных городах способствуют очищению загрязнённого атмосферного воздуха такие объекты /явления: домашние животные; автотранспорт; дожди и ветра; промышленные предприятия; снегопады; мосты, плотины.
16)Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между: волками в стае; рыжими и черными тараканами; мышевидными грызунами и лисами; организмом-хозяином и паразитическими червями; березами в лесу; березой и подберезовиком.
17)Парой хищник-жертва могут являться: человек и лактобактерии; лисица и куропатка; корова и гриб-трутовик; пчела и арбуз; росянка и комар.
18)К теплокровным животным относится: серый варан; пестрый дятел; озерная лягушка; окунь речной; синий кит; огненная саламандра.
19)С помощью жабр дышат: акула; водяной паук; кит; озерная лягушка; окунь; утка.
20)Красная книга включает перечни: редких видов; заповедников; памятников природы; уничтоженных человеком видов; исчезающих видов; опасных видов.
21)Кролики, завезенные в Австралию из Англии, очень быстро размножались и стали наносить вред сельскому хозяйству. Главной причиной их успешного расселения было: отсутствие хищников; благоприятные климатические условия; отсутствие видов-конкурентов; отсутствие паразитов; большие площади лугов.
22)Какова роль разрушителей в экосистемах: убивают и поедают организмы; обеспечивают растения водой; обеспечивают растения элементами минерального питания; поставляют в экосистему органические вещества, воду и энергию; обеспечивают круговорот веществ в природе.
23)Как называется тип межвидовых взаимоотношений, полезный для двух организмов? аменсализм; комменсализм; аллелопатия; симбиоз
Московская олимпиада школьников по экологии 7-8 класс отборочный этап 2021 интересные задания и ответы:
1)Аутэкология раздел экологии, изучающий: влияние экологических факторов на организмы, популяции, сообщества, экосистемы.
2)Термин «экосистема» ввел в науку: Вернадский Раменский, Мебиус, Тенсли
3)Экологическая валентность – это: область благоприятных значений фактора, область неблагоприятных значений фактора, пределы выносливости организма, эврибионтность.
4)К эврибатным организмам относятся: глубоководные рыбы-удильщики, киты, устрицы, морские звезды.
5)Благодаря каким источникам энергии функционирует город Москва?
6)Какие опасные атмосферные явления часто случаются в Москве?
7)Как называются виды, появившиеся на какой-либо территории благодаря вмешательству человека?
8)Многие организмы участвуют в почвообразовательном процессе. Выберите организмы-деструкторы: гусеницы, бабочки, махаона, дождевые черви, жуки-скарабеи, бактерии, земляные осы, шмели
9)Выберите животное, которое меняет окрас в зависимости от сезона года: горностай белка обыкновенная песец обыкновенный, или полярная лисица заяц-русак
10)К основным проблемам мегаполисов относят: шумовое загрязнение использование пестицидов загрязнение атмосферы загрязнение почвы благоустройство территории озеленение территории
11)Из-за постоянно идущих кислотных осадков в мегаполисе происходит: увеличение биоразнообразия подкисление водоемов воздействие на хвойные породы деревьев снижение сроков эксплуатации металлических конструкций растрескивание лакокрасочных поверхностей воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательные системы человека
12)Выберите все пункты, относящиеся к проблеме изменения климата:
13)Такие города, как Москва, Санкт-Петербург и др. переодически сталкиваются с проблемой смога. К каким экологическим проблемам это явление можно отнести?
14)Поднятие уровня Мирового океана из-за проблемы изменения климата относится к …
15)Летом очень часто в водоемах наблюдается цветение воды. Как называется явление из-за которого оно происходит
16)Выберите все характеристики, относящиеся к видеоэкологии:
18)Дождевые черви являются: детритофагами; автотрофами; фитофагами; редуцентами; консументами; мезотрофами.
19)Цикличность факторов внешней среды обусловлена в первую очередь: вращением Земли вокруг Солнца; направлением океанических течений; количеством атмосферной влаги; приливно-отливными течениями; вращением Луны вокруг Земли; передвижением воздушных масс.
20)Явление замора, т.е. массовой гибели гидробионтов, вызывается: избытком сероводорода; избытком кислорода; недостатком кислорода; отсутствием света; нехваткой пищи; присутствием ионов железа.
21)Растения — «эпифиты»: растут в воде; растут на других растениях; растут только в домашних условиях; цветут ранней весной; обитают в пустынях; получают минеральные вещества с влагой из воздуха и осадков.
22)К фанерофитам относятся: кустарники; кустарнички; деревья; полукустарники; полукустарнички; травы.
23)К теплокровным животным относится: серый варан; пестрый дятел; озерная лягушка; окунь речной; синий кит; огненная саламандра.
24)Что такое заповедник? охраняемая территория с ценными видами животных и растений; территория, где человеку разрешено охотиться; особо охраняемая природная территория; зона отдыха; территория для выращивания хозяйственно ценных видов растений и животных.
Московская олимпиада школьников по экологии 9-11 класс отборочный этап 2021 интересные задания и ответы:
1)Выберите подходящее определение закона взаимодействия и компенсации факторов: эффект фактора зависит от того, какие другие факторы действуют на организм; каждый вид имеет свою специфическую реакцию на совокупность факторов среды; из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального; Факторы по мере увеличения влияния начинают ослабевать.
2)Акклимация – это: состояние криптобиоза; сезонный сдвиг зоны оптимума; переживание неблагоприятных условий; сдвиг точки оптимума в новых географических условиях.
3)Самое сильное ощущение холода будет при следующем сочетании факторов: низкая температура + отсутствие ветра; низкая температура + ветер; низкая температура + ветер + низкая влажность; низкая температура + ветер + высокая влажность.
4)Эврифотный организм способен существовать: только на космической станции вблизи Солнца в широком диапазоне освещенности, только при сильном освещении, в темноте.
5)Что будет ограничивающим фактором для жизни водорослей на глубине? освещенность, биогенные элементы, соленость, наличие вулканов.
6)Выберите синантропные (живущие рядом с человеком), виды птиц (можно убрать)
7)Выберите вид транспорта, который оказывает наименьший воздействие на качество воздуха в городе:
8)К энергосберегающим лампам относятся:
9)Для каких типов ламп требуется особая утилизация?
11)К каким последствиям приводит вырубка лесов?
12)Какие источники питания использовали в пищу во время Великой Отечественной войны во время голода (ответов может быть несколько)?
13)Отметьте формы воздействия от рекреации на природных территориях:
14)К особо охраняемым природным территориям относятся:
15)Малонарушенные леса характеризуются:
16)Какие вещества ответственны за явление кислотных дождей?
17)Какие организации в городе Москве занимаются вопросами охраны природы?
18)Какие виды среди перечисленных, являются гомойотермными: окунь речной; дельфин-белобочка; аллигатор нильский; голубой кит; китовая акула.
19)Определите правильно составленную пастбищную цепь: нектар – муха – паук – землеройка — сова; леопард – газель — трава; трава — зеленый кузнечик – лягушка — уж; клевер – заяц – орел — лягушка; листовая подстилка — дождевой червь – мышь — горностай.
20)В агроценозах для борьбы с насекомыми-вредителями используют пищевые связи между живыми организмами (биологический метод борьбы), который заключается в: применение сильнодействующих инсектицидов; использование хищных или паразитических насекомых; применение особых удобрений; использование бактерий-паразитов и вирусов; особой обработке почвы.
21)Какие организмы можно отнести к планктону: сельдевая акула; диатомовые водоросли; веслоногие рачки; ламинария и фукус; омары и лангусты.
22)Какова роль редуцентов в экосистемах: умерщвляют и поедают организмы; обеспечивают продуцентов водой; возвращают элементы минерального питания; поставляют в экосистему органические вещества, воду и энергию; обеспечивают круговорот веществ в природе.
23)В.И. Вернадский в биосфере Земли выделяет 7 разных по геологическим взаимосвязям типов веществ, каких: радиоактивное вещество, рассеянные атомы и космическое вещество; биокосное, (живое) органическое и воду; (живое) органическое, почва и вода; косное, биокосное, биогенное и живое; косное, некосное и воду.
24)Выберите два элемента, суммарно составляющих более 70% массы Земной коры кислород; водород; алюминий; магний; железо; кремний.
25)Какие части спектра солнечного излучения наиболее эффективно используются в фотосинтезе? красная; желтая; зеленая; фиолетовая; синяя.
26)Концепция устойчивого развития это: сохранение человечества от вымирания; снижение загрязнения окружающей среды; преобразование способов получения энергии с целью получения «чистой» энергии; обеспечение устойчивого развития экономики в течение бесконечно продолжительного промежутка времени; развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.