что такое рок опера кратко
Рок-опера
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
Содержание
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Рок-оперы в России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
а также современными произведениями:
Немного об Авторах
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».
Как уже говрилось выше Рок-опера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки. Современная Рок-опера представляет собой музыкально-сценическое произведение, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов поролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и
Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приёмы звукооформления и светотехники.
Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются общим сюжетом и сквозным интонационно-тематическим развитием. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур (от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера)[5]
Рок-опера, противопоставляющая себя джазу и популярной массовой музыке, заимствовала, однако, у своих «противников» некоторые характерные выразительные средства, наравне с пришедшими из академических жанров полистилистикой, импровизационностью, прихотливыми ритмическими формулами, экспрессивной подачей вокальных партий, что вкупе с усиливающими их воздействие видеорядом и текстом оказывает на слушателя сильное воздействие.
В XX веке изменилось многое, в том числе, отношение к звуку, появились новые возможности, связанные с развитием техники. Речь идет о разнообразных электроинструментах, прибавлении к симфоническому оркестру (или вне его) рок-ансамбля, в котором звучат соло-гитара, басгитара, ритм-гитара, электро-акустическая гитара. Развивается новое звуковое оборудование, способствующее усилению партии ударных инструментов. Вокал также претерпевает изменения: так, особое внимание уделяется тембровой специфике. Для участия в постановках начинают приглашать вокалистов известных рок-групп и целиком рокколлективы.
В рок-опере в целом вокальная составляющая выражена так же, как и в опере – это партии. Ключевыми моментами развития сюжета становятся так называемые арии, выполненные в стиле рок, которые раскрывают зрителю отношение героя к происходящему. Нельзя сказать, что это именно арии со свойственными им академическими коннотациями, это название условно – все же, рок-опера имеет свою специфику, и с классической оперой ее роднит, скорее, структурное осмысление элементов действия. В отличие от мюзикла, рок-опере свойственно тяготение к развернутым сценам. Если сопоставить сольный номер главного героя в мюзикле с «арией» героя рок-оперы, то станет ясно, что в мюзикле этот фрагмент будет являться усложнением песенной формы, а условная рок-ария явится упрощением оперной. Как и классической опере, рок-опере свойственно, наряду с арией, использование ансамблей и масштабных хоровых сцен. В этом плане стоит также отметить, что в рок-опере образы развиваются от арии к арии через коллективные сцены, и сквозное развитие образа подчиняет себе интерпретацию/показ событий/сюжета.
Рок-опера тяготеет к масштабным полотнам. Важно понимать, что приставка «рок» имеет отношение не только к некоторым специфическим деталям музыкальной стороны и определяет конечный результат в более общем смысле. Как известно, с рок-музыкой связываются следующие коннотации: «бунтарский», «неординарный», «свежо звучащий», ее воспринимают одиозной, эпатажной.
Характерно для рок-оперы и соединение симфонического и рокового звучания. Присущие року вокальные приемы (вплоть до экстремального пения) потребовали обратиться к исполнителям, каждый из которых имеет успешную сольную карьеру. Специфическая тембровая окраска является важной для характеристики персонажа.
обоснованных Ницше. [6]
Рок-оперу часто путают с мюзиклом, но это не одно и то же. В мюзикле обычно есть диалоги и очень важно хореографическое начало. В рок-опере – главными становятся вокальное и вокально-ансамблевое начало в сочетании со сценическим действием,используется рок-музыка, которую наряду с симфоническим оркестром исполняет и рок-ансамбль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рок-опера на сегодняшний день является довольно популярным направлением музыки. Оно развивается, в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.
Несмотря на краткую историю, возникает потребность в прогнозировании ее дальнейшего развития. Отметим, что процессы кристаллизации жанровых признаков рок-оперы, по-существу, завершены.
Существует два пути развития современной рок- оперы.
Некоторые эксперты считают, что дальнейшая судьба исследуемого явления может быть следующей: рок-опера сохраниться в нынешнем виде до тех пор, пока будет резонировать специфике художественного мышления определенных зрительски-слушательских групп. Под давлением же грядущих социокультурных перемен, рок-опера, по-видимому, уступит место иным художественным формам, вызванным потребностям жизни. Тем не менее, наиболее значимые образцы рок-оперы останутся в памяти культуры как символ своего времени – бунтарской эпохи 60-х годов.
Но существует и другая теория, если посмотреть с другой стороны, можно утверждать, что в условиях современной социокультурной ситуации рок-опера имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот жанр в разной степени соединяет черты драматического театра, поднимающегосложные проблемы бытия (театра переживания), и театра развлекательного,комического, содержащего концепцию игры (театра представления).
Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх
Рок-опера — древний, но и по сей день экспериментальный формат современной музыки. По сути это подмножество концептуальных альбомов, основное отличие которых — наличие не только сюжета, но и расписанных по ролям песнопений. Некоторые рок-оперы замышлялись изначально как пригодные для сценических постановок, но это в самом деле не норма, большинство рок-опер существуют чисто в музыкальной форме.
Погруженные в тему специалисты (ты легко можешь стать одним из них) считают, что первым шагом к появлению рок-опер стал не альбом, а многочастный девятиминутный трек группы The Who «A Quick One, While He’s Away» 1966 года. Написанная целиком в рок-аранжировке история, для записи которой не нашлось денег даже на скрипки, из-за чего в соответствующей партии артистам пришлось петь «Cello cello cello cello».
Песня стала концертным стандартом для группы The Who и существует в изобильном множестве версий, но лучшей все признают ту, которая была отыграна для киношоу The Rolling Stones «Rock and Roll Circus» в 1968. Это надо видеть хотя бы раз в жизни, но на YouTube, как назло, этот ролик банят, он там обнаруживается лишь в ужасном неслушабельном виде.
В 1967 году британская группа Nirvana (да-да, та самая, которая потом успешно судилась с Куртом Кобейном) записала концептуальный альбом «The Story of Simon Simopath» который нередко называет первым прообразом уже полнометражной рок-оперы. Как несложно догадаться из названия, либретто оперы строится на истории жизни и смерти некоего Саймона Саймопата.
Точно таким же путем пошла другая британская рок-группа The Pretty Things, выпустившая в 1968 году лонгплей «S.F. Sorrow» о жизни вымышленного персонажа Себастьяна Ф. Сорроу. Получилась одна из самых прелестных никому неизвестных пластинок шестидесятых.
Оба этих психоделических концептуальных эксперимента прошли практически незамеченными, и лишь в 1969 году появилась рок-опера, перевернувшая людское сознание и впечатавшаяся в масс-культурное бытие и сознание. Это «Tommy» все тех же The Who. Любопытно, что сюжет либретто тоже чисто биографическая история о (по словам Пита Тауншенда) «глухом, недоразвитом и слепом парне». «Tommy» впоследствии пережил не одну сценическую постановку. Сам термин рок-опера возник все же именно в применении к этому двойному альбому.
Некоторые, правда, любят припомнить, что в те же времена — еще до «Tommy» в 1967 году появилась успешная театральная рок-постановка «Hair» («Волосы»). Её, правда, принято чаще звать рок-мьюзиклом. Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова — Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи.
Ни «Tommy», ни «Hair», однако не получили такой популярности у нас в России, как легендарный опус Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar», впервые записанный в 1970 году. Он с самого начала задумывался как театральное шоу, но так как денег на постановку быстро найти не получилось, авторы сперва выпустили пластиночную версию, наняв на главную партию вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана. Мало кто знает, что на той же записи присутствует вокал Гари Глиттера, просто он значится в кастинге под именем Пол Рэйвен.
В 1973 году на сцене впервые поставлен культовый треш-культурный мьюзикл Ричарда О’Брайэна «Шоу Рокки Хоррора». У нас его лучше знают по кинофильму «The Rocky Horror Picture Show» 1975 года с Тимом Карри, Сьюзан Сарандон и певцом Митом Лоуфом в ролях. По совокупности достижений это один из самых легендарных и знаковых рок-н-ролльных спектаклей в истории, но на его примере как раз четко заметно, где проходит граница между рок-мьюзиклом и рок-оперой.
Поставленных на сцене и экране рок-мьюзиклов на самом деле в природе существует невообразимое количество — более ста в любом случае, большинство из которых ты наверняка не слышал, и нет уверенности в том, что все они этого заслуживают.
К числу рок-опер и мьюзиклов нередко причисляют фильм Алана Паркера «The Wall» по одноименному концептуальному альбому Pink Floyd. Вторая рок-опера The Who «Quadrophenia» также пережила несколько постановок.
Для металла рок-опера тоже стала нередким блюдом, есть даже люди, которые всю жизнь посвятили такой разновидности творчества, и мы тут вспомним старину Кинга Даймонда и его монументальные хоррор-концепты «Abigail», «Them» и «Conspiracy». Ну и Savatage, конечно, хотя на самом деле из имен можно целую простыню составить, имеются даже дэт-метал и блэк-метал оперы.
Что уж говорить, если до рок-опер добрались даже панки — в 2010 пресса активно обсуждала бродвейскую постановку «American Idiot» по мотивам пластинки Green Day с тем же названием. Пять лет спустя другой знаменитый панк-рокер Фэт Майк из NOFX написал свою рок-оперу и издал саундтрек к ней под названием «Home Street Home: Original Songs From the Shit Musical». Ценителям очень советую.
Напоследок вспомним о том, что в СССР этот жанр каким-то чудом смог себя проявить. В 1976 году фирма грамзаписи «Мелодия» издала легендарный концептуальный альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти», хотя тут можно спорить, насколько полно он соответствует определению рок-оперы.
7 знаменитых рок-опер
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником стал Пит Таунсенд, который вместе со своей группой The Who выпустил альбом «Tommy». Хотя некоторые критики считают, что первой была команда The Pretty Things со своей концептуальной пластинкой «S.F. Sorrow». Наиболее известным в СССР и РФ представителем жанра стал композитор Алексей Рыбников. Предлагаем вашему вниманию подборку самых известных рок-опер.
«Tommy»
Культовый альбом The Who о жизненном пути слепоглухонемого мальчика по имени Томми долгое время не сходил с театральных подмостков. Первая адаптация концептуальной пластинки появилась в виде хореографической постановки. А к оперной версии привлекли актрису Бетт Мидлер. В течение 1972 и 1973 годов «Tommy» аккомпанировал Лондонский симфонический оркестр. В 1975 году пластинка была успешно экранизирована режиссёром Кеном Расселлом. В 2003 году альбом попал на 96 место в списке величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, а песни «Pinball Wizard», «I’m Free», «We’re Not Gonna Take It» и «See Me, Feel Me» были признаны чуть ли не вершинами творчества Пита Таунсенда и его легендарной команды.
«Юнона» и «Авось»
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве». Захаров обратился с предложением написать либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал. Но предложил взамен свою поэму «Авось», посвящённую путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию, где он встретился с юной Кончитой Аргуэльо. Словосочетание «рок-опера» в те времена было запрещено, поэтому публике представили ее как «современную оперу». Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно со спектаклем в 1980 году записали и ее аудиоверсию, но уже с другими исполнителями. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена во многих странах.
«Иисус Христос – суперзвезда»
В своей третьей совместной работе Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили рассказать историю Иисуса Христа через рок-песни. Роль главного героя была отдана Иуде, который изображается рациональной личностью, в отличие от слишком эмоционального и не вполне понимающего цель собственной жертвы Иисуса. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила его жена Йоко Оно — предложение отозвали. В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, а на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла. В 1973 году произведение экранизировали, что очень не понравилось религиозным организациям. В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version». Российский ремейк классического творения записан в 1992 году со звездным составом. Место нашлось и рокерам: например, Сергей Минаев исполнил роль Иуды. Христоса доверили петь Михаилу Серышеву из группы Мастер, которая тогда как раз записывала свои самые «сатанинские» альбомы. На записи можно услышать голоса Евгений Маргулиса (Ирод) и даже Валерия Кипелова (Симон Зелот). На сцене звездный состав так и не выступил.
«Мастер и Маргарита»
Творение Александра Градского 2009 года примечательно тем, что его мало кто слышал. Работа над оперой велась с 1985 года. Был собран звездный состав: Андрей Макаревич, Иосиф Кобзон, Игорь Бутман, Олег Табаков, Максим Леонидов, Валерий Золотухин и даже Дживан Гаспарян. Но Градский решил отказаться не только от самой идеи постановки, но даже от массового распространения диска. Сначала проблемы возникли из-за авторских прав на роман. Когда вопрос решили, Александр издал рок-оперу подарочным, тиражом. Те, кому посчастливилось услышать «Мастера и Маргариту», отмечают, что слушать ее без либретто непросто: Александр Градский спел сразу за Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. И порой не очень понятно, кто из героев поет в данный момент.
«Эльфийская рукопись»
Метал-опера и концептуальный альбом пауэр-метал-группы «Эпидемия» увидел свет 13 февраля 2004 года. Сценарий оперы — это фэнтези-история, написанная гитаристом Юрием Мелисовым. Сначала постановка должна была основываться на книжной серии Dragonlance, но в итоге получился самостоятельный сюжет. Продюсировал все гитарист Арии Владимир Холстинин. Роли исполняли сами участники группы Эпидемия, Артур Беркут, Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска, Кирилл Немоляев из Бони НЕМ, Александра Чеботарёва и Алексей «Lexx» Кравченко из Мастера. Показы каждый раз проходят с аншлагом. По просьбам поклонников группа играла оперу и на выступлениях в турах по России, правда получалось не в таком масштабе, как в столице.
«TODD»
Рок-мюзикл «TODD» (она же зонг-опера ужасов) переживает уже 7 театральный сезон. В 2010 году Михаил Горшенёв увлёкся театрально-постановочной деятельностью. В процессе работы родилась идея создания театрально-музыкального проекта про маньяка-парикмахера Суини Тодда. Так появился на свет мюзикл «TODD», в который постепенно влились все музыканты группы Король и Шут. Театральная премьера состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактёра. Ее предварил выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт, а повествовательный текст прочитал актер театра и кино Вениамин Смехов. После смерти в июле 2013 года исполнителя главной роли и идейного вдохновителя Михаила Горшенева на главную роль был приглашён Роберт Остролуцкий.
История происхождения рок-оперы чем больше тем лучше википедию мне надо, заранее спс)))
Не следует путать с симфоник-металом — жанром, где используется «оперный» вокал.
Постановка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в театре
Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла [1].
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
Содержание
1История
2Известные рок-оперы
2.1За рубежом
2.2в СССР и России
2.3Особенности рок-опер в СССР и России
3См. также
4Примечания
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Известные рок-оперы
За рубежом
Исполнение оперы Avantasia одноимённой группой в формате обычного рок-концерта
«S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
«Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who
«Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
«Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
«Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
«Freudiana» — Эрик Вульфсон
«Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
«Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
«The Final Experiment» (1994) — Ayreon
«Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
«Nostradamus (2001) — Николо Коцев
«Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
«American Idiot» (2004) — Green Day
«The Human Equation» (2004) — Ayreon
«The Black Parade» (2006) — My Chemical Romance
«The Räuber» (2008) — Bonfire
«Nostradamus» (2008) — Judas Priest
«Рипо! Генетическая опера» (2008)
«She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
«Equilibrio» (2008) — Xystus
«21st Century Breakdown» (2009) — Green Day
«Моцарт. Рок-опера » (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
«Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли
«Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
«The Theory of Everything» (2013) — Ayreon
«Beloved Antichrist» (2018) — Therion
в СССР и России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
«2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
«Русалочка» Виктора Аргонова
«Жанна д’Арк»
«Паганини»
«Кентервильское привидение»
«Царь-Девица»
«Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
«Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
«Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия