Что такое экологический контроль определение

Экологический контроль

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ОС), обеспечение соблюдения воинскими частями требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области ее охраны.

Основными задачами Э.к. в РВСН являются: проверка соблюдения в воинских частях требований законодательства РФ, международных договоров в области охраны ОС; проверка выполнения планов обеспечения экологической безопасности деятельности воинской части, нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, ликвидации загрязнений ОС; проверка выполнения выданных воинской части предписаний и актов проверок по вопросам охраны ОС.

Объектами Э.к. воинских частей являются: территории военных городков, предприятий (включая административно-жилую, производственную, парковую и хозяйственную зоны); базы и склады горючего и горюче-смазочных материалов, в т.ч. ракетного топлива; природоохранные сооружения, технические средства и оборудование по предотвращению загрязнения ОС; учебные поля; объекты хранения и обезвреживания отходов производства и потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, обычных боеприпасов, вредных химических веществ; полигоны и поля падения отделяющихся частей ракет-носителей; аэродромы; территории ремонтно-технических и тыловых подразделений; вооружение и военная техника; другие объекты и территории размещения и деятельности воинских частей, экологическое загрязнение которых возможно в ходе повседневной деятельности войск, а также при авариях и чрезвычайных ситуациях.

Смотреть что такое «Экологический контроль» в других словарях:

Экологический контроль — контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной… … Официальная терминология

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ — КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ … Юридическая энциклопедия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению… … Экологический словарь

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ — Наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению… … Словарь бизнес-терминов

экологический контроль — 3.1.52 экологический контроль: Контроль условий, способных вызвать изменение экологического состояния объекта или уже вызвавших такое изменение. 3.1.53 Источник: ГОСТ Р 54906 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

-Экологический контроль — 1) функция экологического управления; 2) (для целей Федерального закона Об охране окружающей среды ) контроль, проводимый в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Экологический контроль — ENVIRONMENTAL AUDIT Оценка вреда, наносимого окружающей среде в результате экономической деятельности компании. См. Social costs, Cost benefit analysis … Словарь-справочник по экономике

Экологический контроль и надзор — см. Контроль и надзор экологический. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ) — Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных … Словарь бизнес-терминов

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных … Большой юридический словарь

Источник

Что такое экологический контроль определение

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

5. Организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Источник

Что такое экологический аудит предприятия

Любая хозяйственная или производственная деятельность человека связана с тем, что он в той или иной мере наносит вред окружающей среде – в виде образования отходов, выбросов в атмосферу и т.д. Чтобы контролировать данные последствия, необходимо регулярно внедрять соответствующие меры, одной из которых выступает экологический аудит. Он учрежден на законодательном уровне и распространяется на всех юридических или частных субъектов хозяйствования на территории РФ.

Экологический аудит – это комплекс мероприятий, позволяющих точно провести оценку деятельности субъекта хозяйствования, чтобы подтвердить его соответствие с установленными нормами или выявить экологические нарушения и дать рекомендации по устранению. Таким образом, эксперты оценивают, как предприятие работает и воздействует на экосистему.

Необходимость проводить экологический аудит подкрепляется обширной законодательной базой:

проект Федерального Закона «Об экологическом аудите»;

Указ Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий» для объектов научно-технической сферы, осуществляющих исследования по охране природы и ведению экологического мониторинга;

Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»;

Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха».

Также Госстандартом России утверждены Международные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в качестве Государственных стандартов, которые формируют правовой фундамент деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации.

Объектами экологического аудита выступают различные виды предпринимательской и хозяйственной деятельности, а также их последствия в виде факторов влияния на экосистемы. Профессиональные эксперты изучают каждый из них, чтобы оценить, насколько подвергается угрозам окружающая среда, работники предприятия и жители местности.

Проведение всех оценочных процедур возлагается исключительно на специалистов, которые имеют соответствующие лицензии и опыт в данном сегменте деятельности, чтобы качественно и эффективно выполнить свою работу. Полученные результаты аудита подаются в виде отчета и автор несет полную ответственность за достоверность данных.

Технический прогресс и активное развитие человечества во всех сферах экономической деятельности является ключевым фактором для необходимости организации аудиторских мероприятий. Согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды», экологический аудит определяется как самостоятельная, объективная, комплексная оценка по соблюдению субъектом хозяйственной деятельности установленных экологических правил с последующим документированием полученных результатов. Если выявлены нарушения, аудитор обязан выдать рекомендации по их устранению.

Экоаудит является предоставляемой услугой со стороны экспертного предприятия, поэтому осуществляется на основании юридического договора, в котором прописываются права и обязанности обеих сторон.

Главные принципы правильного экологического аудита – это:

независимость и непредвзятость;

объективность и точность;

системность и комплексность;

лицензионное обеспечение и компетентность;

полное соответствие поставленным задачам и целям.

Виды экологического аудита

Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия:

Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам.

Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно.

В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать:

внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании;

внутренний – проводится экспертами самого предприятия.

Также экологический аудит разделяется на такие промежуточные виды:

обозначение степени соответствия действующим законодательным требованиям в экологической сфере;

обоснование применения предприятием конкретных нормативно-правовых документов в сегменте экологической безопасности;

проведение анализа объемов парникового газа с последующей разработкой действий по сокращению выбросов;

оценивание потенциальных угроз и последствий в случае техногенного сбоя;

определение актуальности и необходимости использования ресурсов окружающей среды;

вычисление энергопотребления с последующими рекомендациями по экономии использования ресурса;

вычисление уровня опасности промышленных отходов, формируемых предприятием;

выявление экологических проблем и перечень способов для их решения.

Цели и задачи проведения экологического аудита

Экоаудит – это мероприятия комплексного типа, и главная задача заключается в том, чтобы помочь предприятию качественно определить все нарушения экологических норм, а также найти эффективные способы их устранения.

Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие:

проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам;

оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации;

обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения;

создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности;

внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений.

Перечисленные выше пункты являются основополагающими, однако в ходе аудита специалистами будут учитываться особенности каждого субъекта деятельности, а также запросы заказчика. Он предполагает индивидуальный подход в определении промежуточных целей и задач для эффективного и правильного проведения всех проверочных процедур.

Процесс экологического аудирования условно разделяется на три стадии:

собрать все данные, провести их тщательный анализ и исследовать, чтобы получить полную картину о работе предприятия и переходе на следующий этап;

сопоставление всех данных с нормативными требованиями, чтобы проанализировать их соответствие;

разработка экспертных рекомендаций, чтобы улучшить показатели работы предприятия и устранить имеющиеся нарушения.

Главная цель экологического аудита заключается в том, чтобы провести полностью независимую экспертную оценку и проверить документацию субъекта хозяйствования, насколько его деятельность соответствует действующим требованиям и нормам окружающей среды и природопользования, а в случае нарушений дать рекомендации по их устранению.

На основании данных аудирования предприятия получают профессиональную помощь в аспектах экологической политики, чтобы усовершенствовать свою деятельность, предотвратить все нарушения и соблюдать законодательство с целью минимизации вреда окружающей среде.

Функции экологического аудита заключаются в следующем:

оценить экологическую безопасность работы субъекта хозяйствования;

оценить, насколько работа предприятия соответствует всем нормам охраны окружающей среды;

предоставить консультации по экологической деятельности;

оценить актуальные экологические риски;

выявить степень нанесенного экологического ущерба;

составить план рекомендаций по мероприятия охраны окружающей среды;

провести другие важные действия по аудированию в аспекте улучшения экологической деятельности на предприятии.

ЭкоЦентрПроект – это профессиональная компания, которая предлагает вам качественные услуги экологического аудита. Мы гарантируем надежность и безопасность, а также высокий профессионализм в реализации поставленных задач. Прямо сейчас вы можете позвонить и получить полную консультацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *