что такое ритм в фотографии
Ритм в фотографии
Ритм в фотографии — это определенный способ организации, подразумевающий чередование с определенным интервалом. Если рассматривать понятие подробнее, то можно заметить, что чередование предметов и событий обнаруживается повсюду. Вся жизнь подчинена ритмам. Земля вращается вокруг Солнца, и день сменяется ночью. Осень — зимой, весна — летом. Само время в нашем понимании состоит из повторяющихся секунд, минут, часов, дней. Биение нашего сердца, дыхания — это тоже ритм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наше восприятие тоже подчиняется этим законам. Люди с гораздо большей легкостью усваиваем информацию, организованную ритмически, чем ту, в которой этого нет. Некоторые виды искусств, например, музыка и поэзия, подчиняются этому закону.
В визуальных искусствах ритм не обязателен, но неправильное использование этого принципа может испортить восприятие от фотографии. Он является очень сильным изобразительным средством, и применять его надо с умом. Ритм один из инструментов фотографа для организации содержания снимка, является одним из приемов композиции.
Композиционные приемы в фотографии
Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Это соотношение и взаиморасположение частей кадра. Существуют следующие композиционные приемы:
Ритм в композиции для фудфото
Удачно выявленный ритм на фотографии становится отличной основой для кадра, т.е. делает снимок привлекательным и одновременно гармоничным с точки зрения зрителя. Хотя при просмотре фотографий мы никогда не задумываемся об этом. На подсознательном уровне этот способ организации пространства считывается очень четко. А вот не удачное использование этого приема может полностью разрушить кадр. Обычно ритмичность на фото начинает ощущаться зрителем при повторении трех-четырех элементов, хотя наилучший эффект возникает, когда число этих элементов намного больше.
Ритм как часть композиции
Очень важно понимать, что ритм как часть композиции должен быть логичен на вашем фото. В природе можно встретить различные повороты: рисунок цветка, линейные повторы волн, складки песков или столбы, деревья, забор, полосы на одежде. Неумелое использование ритма в кадре, может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Человеческий мозг любит цепляется за линии в кадре и следить за ними и если эти линии уходят за кадр, то человек автоматически убегает с вашей фотографии. Обращайте внимание на текстуру в кадре. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.
Ритм — это часто жесткий контраст, который притягивает взгляд и опять же уводит человека с главного объекта съемки. Поэтому если ваш главный объект в кадре не входит в структуру ритма, то лучше не использовать этот принцип на коммерческих продающих фото. Основной ошибкой использования этого приема на фото еды — это жесткий ритм на фоне. Полосы на фото фонах, очень сильно отвлекают смотрящих и часто уводят взгляд человека из кадра, происходит дисгармония между активным фоном и нежной кондитерской продукцией. Сами посмотрите на любое фото где белые доски и черные промежутки — нравится? или чувствуется раздражение? А если полоса на столе, то сразу хочется следить за линией, то есть уйти из кадра. А у коммерческой фотографии другая задача- удержать взгляд клиента, как можно дольше на фото.
Примеры ритма в фуд фотографии
Рассмотрим следующие примеры фото, где использован принцип ритма, для привлечения внимания зрителя. Очень хороший прием при съемки тортов, показать разрез изделия. Кондитеры часто замечают, что самый большой отклик получают фотографии разрезов. Особенно где четко видно слои изделия. Это и понятно, поскольку такое сочетание в кадре и есть то самое повторение линий. За который цепляется мозг и рассматривает фотографию детально.
Ещё один хороший пример, это декор на торте в виде шоколадных подтёков. Завораживает и заставляет рассматривать изделие подробнее.
Можно разложить так продукцию в кадре, чтобы создать ритм. Например конфеты, капкейки, зефир. Мы видим, что початки кукурузы создают определённый ритм, так же как хлебные палочки. Помните, что всё в кадре должно быть логично. На данном фото показан процесс украшения продукции и понятно, почему пирожные расположены именно так.
Один из ошибочных использований ритма в фудфото это злоупотребление этим приемом за счет фотофона. Поскольку контрастные линии уводят взгляд человека от основного объекта в кадре. Не вызывают желаемого результата. А цель фудфотографии продажа продукции на фото.
Ритмы в фотографии
«Зачем же нам знать об этом твоём ритме?»-спросите вы-«ну, нравиться он тебе, но и используй этот приём сама. Что конкретно может придать ритмика моей и без того классной фотографии?»
Отвечу: Ритмика вносит живость и динамику в фотографию.
Итак, кто после всего вышепрочитанного всё же решил попробовать снимать «по правилам» и его заинтересовали ритмы, идём со мной дальше.
Ритмы бывают нескольких видов. Точнее четырёх. Рассмотрим поподробнее
1. Равенство.
В этом случае объекты равны. Абсолютно равные объекты на фотографии выглядят эффектно.
2. Сходство формы.
Несколько объектов (начиная от двух) похожи друг на друга формой.
(семья, люди-похожи по своим «свойствам»-ритм)
(тут много ритмов-бабуси между собой, бабуси и два здания-это сходство формы;забор-«равенство»
3. Контраст.
Объекты похожи друг на друга, но при этом очень сильно отличаются. Могут быть разного цвета. Например, один белый, другой чёрный. Или иметь разный размер. Один большой, другой очень маленький.
(шмель и цветок-контраст и цвета и размера)
4. Ритм цвета.
Разные объекты схожих цветов на фотографии создают цветовой ритм.
(более насыщенная зелень подчёркивает нежный цвет колосков)
Ритм не всегда является главной частью фотографии. Очень часто ритмический рисунок подчёркивает или выделяет главный объект.
(листва, доски скамейки, тротуарная плитка, плетение урны, волны и проч-это ритмы, они визуально подчёркивают цельный объект-ворону)
Вот как то так. На этом всё. Ищите, используйте ритмы в своих работах и будет вам счастье.
Ритм в фотографии. Уроки Бруно Барби
Я, конечно, не открою тут никакой Америки, если скажу, что вся наша жизнь подчинена ритмам. Земля вращается вокруг собственной оси и вокруг Солнца — и день сменяется ночью, а весна летом, осенью, зимой и снова весной, а мы, соответственно, засыпаем и просыпаемся, надеваем на себя больше или меньше одежды. Само время в нашем понимании состоит из ритмично повторяющихся секунд, минут, часов, дней… Ритмично наше дыхание — вдох-выдох, наша речь, наши шаги и многие другие движения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наше восприятие тоже подчиняется ритмам — мы с гораздо большей легкостью усваиваем информацию, организованную ритмически, чем ту, в которой явного ритма нет. Некоторые виды искусств, например, музыка и поэзия, подчиняются этому закону на все сто процентов — ни стихотворение, ни мелодия без ритма вообще немыслимы. В визуальных искусствах (к которым, как мы все знаем, относится фотография), ритм не обязателен. Тем не менее он является очень сильным изобразительным средством, и применять его можно по-разному.
Примеры использования ритма можно найти, вероятно, почти у любого фотографа, причем снимки эти могут быть как хорошими, так и совершенно посредственными — использования визуального ритма, как, впрочем, и любого другого композиционного приема, само по себе нисколечко не гарантирует получение высокохудожественного результата. Однако есть фотографы, которые используют этот прием чаще других, причем используют к месту, со вкусом и со смыслом. Один из таких фотографов — член агенства «Магнум» француз Бруно Барби.
Мы видим, что это очень простая картинка — здесь нет ничего, кроме множества раскрытых заснеженных зонтиков. Конца процессии не видно, ряды зонтиков, кажется, тянутся до самого горизонта, и это создает простой, но почти гипнотический ритм. Чтобы понять эту картинку, не нужно знать, что Кальвария-Зебжидовска — рекордсмен по количеству паломников. Снимок говорит сам за себя. Однако, если бы в этот день погода была получше, его могло бы и не быть — ну, много людей, вид сверху, ничего особенного, подумаешь. А при взгляде на эту карточку мы сразу понимаем: этих людей вообще ничего не остановит, что там мокрый снег, они отправились бы поклониться Христу, даже если бы небеса разверзлись и из них бы лилась раскаленная лава. А достигается такой эффект именно за счет ничем не нарушаемого ритма бесконечно повторяющихся зонтов.
Повторяющиеся элементы на картинке могут быть, понятное дело, любого размера. Крупные создают, собственно, ритм. Что-то мелкое, размноженное многократно, наш глаз склонен скорее воспринимать как текстуру. Самой по себе текстуры, очевидно, недостаточно для структурирования восприятия. Но если на нее еще наложена более крупная ритмическая фигура, это действует сильнее, чем если бы на картинке был только один ритмообразующий элемент. Этот принцип можно проиллюстрировать с помощью следующей фотографии Барби (макрель сушится на солнце в Назаре, Эстремадура, Португалия, 1979):
На этой фотографии, кстати, используется еще один способ работы с визуальным ритмом, настолько сильный и простой, что он практически всегда очень хорошо работает: нарушение однородного ритма в одном месте чем-то, что из него выбивается, создание акцента. В данном случае акцент — на черной фигуре женщины с палкой на голове. Фотографии такого типа чаще всего именно так и устроены, одинокая человеческая фигура на фоне ритмичной структуры сразу же приковывает к себе взгляд. Если же поза фигуры говорит о ее движении в пространстве, ритм многократно усиливает ощущение этого движения. Например, так («Хан Риверсайд парк, Сеул, Южная Корея, 2007):
или так (“Тизнут, Южный Агадир, Марокко, 1987»):
Визуальный ритм может передавать не только само ощущение движения, но и характер этого движения! Отчасти это можно сказать про предыдущую фотографию (тени от листьев пальмы кажутся глазу равными шагу прохожего) но самый характерный пример такого рода удалось отыскать не у Барби, а у другого выдающегося фотографа — Ара Гюлера, всю жизнь фотографировавшего жизнь на улицах его родного Стамбула:
Фокус в том, что на этом снимке размер камней мостовой в точности совпадает с длиной шага осликов, и это создает эффект почти кинематографический: очень легко представить, как они делают шаг, другой, третий, размеренно, не спеша поднимаясь по узкой и крутой стамбульской улочке.
Даже если никакого движения на самом деле нет, ритм на фотографии может вызвать иллюзию его присутствия, как, например, на этом снимке («Ресторан на базаре, Ташкент, Узбекистан, 2000»):
Развешенные за полупрозрачным окном халаты (вертикальные) и горизонтальные световые полосы на них создают впечатление, что мужчины, сидящие за столиками, находятся вовсе не в чайхане на базаре, а в вагоне-ресторане стремительно мчащегося поезда, а за окном в это время проносятся телеграфные столбы, люди, овцы, города, полустанки — в общем, жизнь проносится мимо. Тем более, что она ведь действительно проносится — мало ли, что там происходит, в мире за окном, пока они сидят тут и едят. Иначе говоря, ритм может создавать впечатление движения не только в пространстве, но и во времени.
Вот еще один пример движения во времени, точнее, метафорической передачи самого хода времени («Крестьянин пашет землю возле металлургического завода Новая Хута возле Кракова»):
Здесь, конечно, больше работает содержание, столкновение образа крестьянина, по старинке вспахивающего землю ручным плугом, и современного завода-монстра, но ритм, создаваемый бороздами пашни, которым вторят трубы завода на горизонте, очень даже работает на создание образа, помогает изобразить неотвратимость хода времени.
На следующем снимке («Станция метро Гайреттепе, Стамбул, Турция») Бруно удалось символически передать саму суть ритма, как движения во времени — ритмообразующими элементами здесь выступают… циферблаты часов:
На этой фотографии, кстати, в отличие от предыдущих, нет какой-либо одной фигуры, выделяющейся на фоне ритмичной структуры: фигурки пассажиров за окнами вагона похожи одна на другую и создают ритм точно так же, как и циферблаты часов, нарисованные на стене вагона снаружи. Такой прием — один ритм, накладывающийся на другой, в то время как главным объектом кадра служит не одиночная фигура, а одна из ритмообразующих структур — тоже, конечно, имеет право на существование, и Барби использовал его неоднократно. Вот еще один пример фото, построенного подобным образом («Дети занимаются утренней гимнастикой перед занятиями в школе, Шанхай, Китай, 1980»):
Возможны, наконец, еще более сложные построения. На следующей фотографии («Фанаты празднуют победу в национальном кубке, Бешикташ, стадион Инону, Стамбул, Турция, 2009») мы видим сразу две линии ритмических элементов: ряд футбольных фанатов в полосатых майках и разноцветные прямоугольные бруски в руках женщины на постере, обе эти линии параллельно приводят наш взгляд к обнимающейся паре, к ней же глаз возвращается с другой стороны, по линии взгляда мужчины в очках и белой рубашке. Таким образом, обнимающиеся люди — смысловой, эмоциональный и вообще какой угодно центр этой непростой композиции.
Рекомендуемые статьи:
Ритм в фотографии
В этой статье мы поговорим о ритме. Здесь будет дано понятие ритма и рассказано о его роли при формировании композиции и художественного смысла фотографии. Описан главный способ получения ритма и основные ошибки при использовании ритма. Так же мы затронем роль ритма в передаче динамики кадра.
Понятие ритма
Если фотограф ставит перед собой задачу организовать в кадре тона и линии, то особое внимание следует уделить их ритмическому распределению. Нужно уточнить, что в произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких-либо композиционных элементов. То есть, для ритма важно, как эти элементы повторяются, а также их порядок и сочетание. Чтобы подчеркнуть важность ритма, можно отметить, что у всех снимков с неудачной композицией ритмическое начало отсутствует полностью. А для выразительных снимков, наоборот, характерно наличие ритмических повторов композиционных элементов. Ритм одновременно является и элементом общей композиции снимка, и одним из средств, помогающих достичь ясности формы и оригинальность воплощения темы.
Чтобы в кадре присутствовала ритмичность, необязательно применять сложные приёмы. Ведь ритм имеется непосредственно в жизни. Так в природе всегда можно встретить ритмические повороты: рисунок лепестков цветка, линейные повторы волн, складки песков в пустыне… Таким образом, отыскав подобные рисунки в жизни, можно взять их за основу ритмического композиционного построения снимка. Более того, если ритмы были взяты из жизни, то фотографии получатся не только нарядными, благодаря их линейному рисунку, но и жизненно правдивыми, что даст зрителю возможность получить точные ассоциации. При этом необязательно, чтобы ритм присутствовал на всей плоскости фотографического изображения. Многие фотографы прибегают к сопоставлению изобразительных начал, грамотно сочетая в одном кадре как статичность, так и динамику.
Тем не менее, неумелое использование такого инструмента как ритм может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Может случиться так, что картинная плоскость с геометрической точностью делится каким-нибудь красивым орнаментом, а сам снимок глубокого впечатления не оставляет. Сухая схема не должна подменять достоверный рассказ о жизни. Следовательно, во избежание подобных ошибок, нужно не допускать, чтобы подчёркнутый узор и внешний рисунок становились некой самоцелью, оттесняя на дальний план картину действительности.
В заключение можно сказать, с помощью ритмичного рисунка у фотографа есть хорошая возможность чётко выделить мысль, а зритель, в свою очередь, может с лёгкостью читать изображение, понимая творческий смысл, который был заложен автором.
Роль ритма в передаче динамики кадра
Хотя в большинстве случаев применение ритмичности в изображении приводит к тому, что рисунок кадра становится особо устойчивым и статичным, возможно передавать и движение, используя при этом специальный приём.
Этот приём заключается в преднамеренном нарушении ритма, которое указывает на то, что в кадре имело место какое-то особое смещение (например, один из объектов съёмки переместился в пространстве кадра). Подобный приём имеет тот же принцип, что и нарушение равновесия, которое придаёт изображению особую динамичность.
Стоит отметить, что применение ритма не единственный метод, существующий для передачи движения. Так, например, часто главным и единственным элементом композиции является быстро меняющий своё положение объект, а детали фона умышленно делают не резкими и смазанными, тем самым уводя внимание зрителя. Воспроизведённая характерная фаза движения поможет сохранить для зрителя естественную ритмичность движения объекта. При этом сопоставление и чередование элементов (ритм линий и тонов) полностью отсутствуют.
Ритм в фотографии
Как правильно использовать ритм в фотокомпозиции
|
Вы никогда не задумывались, почему поэзия так привлекательна для графоманов?
Уверен, что дело здесь в ритме. Чередование ударных и безударных слогов, созвучных окончаний строк создает особую магию звучания, которая запросто может вытеснить на второй план и корявость мысли, и банальность содержания. Возникает иллюзия гармонии, даже тогда, когда этой гармонии нет и в помине.
Ритм на фотоснимках обладает такой же магической силой.
Ритмическое чередование линий в кадре всегда притягивает внимание зрителей. Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств фотографии. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности снимаемого объекта в пространстве и во времени. Причины его гипнотического воздействия на человека не совсем понятны.
Но большой беды в этом нет.
Мастеру светописи достаточно знать, что ритм – это всегда хорошо. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одного примера, где бы этот прием испортил снимок.
Поэтому, если у вас есть хотя бы малейшая возможность создать в кадре ритмическую композицию, то ей нужно пользоваться, не задумываясь.
Прежде всего, следует определиться, из чего собирается ритмическая композиция? Условно, исходный материал для ее создания можно разбить на три основные группы.
— ЛИНИИ | | |
— ПЯТНА | | | |
— ОБЪЕКТЫ | | | |
А вот с точки зрения функции, которую выполняет ритм в композиции снимка, я бы разбил все возможные варианты его использования на следующие три большие группы:
1. Ритм, как основа композиции
Фотоагентство «Рейтер» | Jonas Bendiksen |
В этом случае ритм является основным выразительным средством и держит на себе всю композицию снимка. Уберите ритм с такой фотографии, и на ней не останется ничего заслуживающего внимания.
Обычно такие композиции лаконичны и по плакатному броски. Часто содержат в себе не одно, а несколько ритмических построений.
Чередование желтых пятен подсолнухов причудливым образом сочетается с ритмом вереницы велосипедистов. А горизонтальные и вертикальные последовательности элементов гимнастической стенки – с упорядоченным положением повисших на ней детей.
2. Ритм, как вспомогательный прием
Но даже тогда, когда ритм выполняет в композиции вспомогательную роль, его благотворное влияние на восприятие фотографии очевидно. Более того, тенденции в современном фотоискусстве таковы, что от создания явных ритмических построений авторы переходят к использованию едва читаемых, скрытых ритмов. Что позволяет избежать чересчур прямолинейных художественных решений.
2.1 Ритм, как одно из нескольких выразительных средств, примененных для создания композиции.
Дмитрий Зверев | Георгий Розов |
Александр Родченко | Виталий Бутырин |
2.2 Ритм, как эффектный фон для основной композиции.
Richard Drew | Виестурс Линкс | Сергей Максимишин |
Erich Hartmann |
Фон снимка является полноценным элементом композиции. Поэтому, возможно, не имело смысла выделять манипуляции с ним в отдельный прием. Но, с точки зрения технологии съемки, бывают ситуации, когда фотографа интересует в основном только главный объект.
Например, если вы снимаете то, как в засос целуется Пугачева с Галкиным, то вопрос о фоне, на который они будут проецироваться, носит уже второстепенный характер. Лишь бы он не мешал разглядеть зрителю подробности любовной сцены.
В этом случае, создание ритмического фона – будет хорошим решением. Ритм, организованный на фоне главного объекта съемки, не отвлекает внимание и, одновременно, придает композиции краткость, отточенность и поэтичность.
2.3 Ритм, как «сопутствующий» элемент композиции.
Анри Картье-Брессон | Анри Картье-Брессон |
Eli Reed | Сергей Максимишин |
Во многих случаях ритмический рисунок кадра почти не обращает на себя внимания. Он превращается, как бы, в «сопутствующий» элемент композиции. Например, на фотографии Сергея Максимишина, сделанной им в скандально известном питерском ночном клубе «Хали – Гали», первым делом в глаза бросается пьяная вакханалия застолья и сходство танцующей на столе пары с изображением, висящим на стене. Лишь при более глубоком рассмотрении мы начинаем замечать упорядоченные пятна человеческих лиц, ритмический ряд картин, находящихся на заднем плане, что придает снимку еще более высокое звучание.
Столь же деликатен ритм и на снимках мэтра мировой фотографии Анри Картье-Брессона. Чередование каменных плит стены Петропавловской крепости вносит в композицию дополнительную организованность и лаконичность.
3. Ритм, как способ выделения главного объекта
Александр Родченко | Анатолий Мальцев | В. Бутырин |
Ferdinando Scianna |
При помощи ритма можно очень эффектно акцентировать внимание зрителя на сюжетно важном объекте. Для этого главный объект в кадре должен выпадать из ритмического построения, диссонировать ему. Быть лишним в череде линий и пятен.
Именно так сделан снимок известного советского фотоноватора Александра Родченко.
Темная клякса женской фигуры, как магнит, притягивает к себе наш глаз. Взгляду просто не за что зацепиться в монотонном ритме лестничных ступеней, и он неминуемо возвращается в ту точку, где находится главный объект композиции.
Точно по такому же принципу построены снимки и других, упомянутых здесь авторов.
Поэтому, если вы хотите привлечь внимание зрителя к объекту, нужно сделать так, чтобы этот объект нарушал ритм снимка.
Для того, чтобы научится использовать ритм в композиции своих снимков, в первую очередь, необходимо выработать привычку обращать внимание на естественные ритмические построения, которые встречаются на каждом шагу. Посмотрите внимательно вокруг себя. Книги на полке, доски паркета, окна домов напротив, фонарные столбы, аллеи деревьев, паутины проводов, шпалы трамвайных путей – все это ритмы, которые нужно уметь замечать. Помните, правильно обыгранный ритм – это почти гарантия хорошей фотографии.
Ну а если ничего подходящего для создания ритмической композиции вблизи вас не наблюдается, берите дело в свои руки. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача» (И.В. Мичурин). А искусственный, созданный волей фотографа ритм ничем не хуже природного.
В заключение нашего краткого экскурса в мир фотографических ритмов привожу еще несколько примеров, эффектно иллюстрирующих тему нашего разговора.
- Ожог травой чем помазать
- как понять какие у тебя глисты