что такое ритм речи

Ритм как основа речи

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи Елена Скляр
Ритм как основа речи

«Ритм – как основа речи»

Воспитатель: Скляр Е. В.

МДОУ №3, г. Раменское

Станиславский говорил, что ритм – это основа всей жизни человека, потому что ритм это дыхание, это смена времени года, частей суток, сердцебиение, ходьба, речь.

Красивая правильная речь всегда характеризуется правильным ритмическим рисунком. Именно поэтому дети с малейшим нарушением чувства ритма будут иметь трудности с освоением чтения, счёта, с работой над пространственным восприятием. Поэтому очень важно обращать внимание на задания с ритмическим компонентом в дошкольном возрасте.

Развитию чувства ритма способствует:

— Все игры с музыкальными инструментами, особенно ударными

— Повторение ритмов с моторным компонентом (топаем, хлопаем, приседаем в определённой последовательности-ритме)

— Важно чередовать ритм (быстро-медленно, тихо-громко)

— Такие упражнения, как кулак-ребро-ладонь, не только способствуют развитию чувства ритма, но и развивают межполушарное взаимодействие

— Упражнения с кинезио мячики и мешочки. Это отличный способ развивать чувство ритма на уровне крупной моторики

— Все виды заданий на работу с фонематическим слухом и слоговой структурой слова принесут огромную пользу ребёнку, готовящемуся освоить чтение и письмо

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи«Музыкальный ритм». Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 3) «Музыкальный ритм». Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Применение музыкально-дидактических.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиФотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиВиниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка конечно здоровым, веселым и хорошо физически развитым. Наряду с заботой о чистоте его тела,.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиОснова-шар для топиария (мастер-класс) Топиарий – это искусство фигурной стрижки деревьев. Очень популярны сейчас в декоре топиарии. Сегодня этим термином декораторы называют.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиПроведение городского фестиваля спортивного танца «Беби-ритм» Видео Доброго времени суток всем, заглянувшим на мою страничку! Вчера в нашем детском саду прошёл городской фестиваль спортивного танца «Беби-ритм».

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиТрадиция «Утро радостных встреч». Вхождение дошкольников в ритм жизни группы после выходных Утро радостных встреч Наш сад работает по образовательной программе «Радуга», которая предполагает использование различных традиций. Одной.

Экологический проект «Здоровое питание — основа процветания» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 17 «Солнышко» Исполнители:.

Источник

Что такое ритм речи

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.

Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.

Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.

Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр (“цвет голоса”). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Источник

Консультация для педагогов «Чувство ритма в развитии речи»

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи Ляна Евдокимова
Консультация для педагогов «Чувство ритма в развитии речи»

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.

Хорошо развитое чувства ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста.

Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности.

Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке.

А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное,не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:

движение, речь, игру на элементарных музыкальных инструментах.

Для своих занятий мной были подобраны такие игры, которые позволяют развивать чувство ритма, используя все три направления.

Короткие песенки и потешки можно не только петь,но и прохлопывать:

Что ты ра-но вста-ешь,

Детям спать не да-ешь.

Можно отхлопывать ладошками и хорошо знакомые стихотворения.

Ритмическое освоение слов

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.

ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложите детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

Можно играть с ритмом не только под песенки и потешки, но и просто так. Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает. Ритмможно задавать по-разному: прохлопать в ладоши, протопать ногами, простучать ложками и т. д. Когда ребенок научится воспроизводить ритм, попробуйте его визуализировать.Для этого вам понадобятся широкие и узкие полоски бумаги: широкие полоски соответствуют длинным звукам (редким ударам, узкие — коротким звукам (частым ударам).Можно использовать даже счетные палочки: для изображения длинного звука кладем палочку горизонтально, для изображения короткого — вертикально.

Играть можно по-разному:

Вы задаете ритм, учащееся его повторяют звучащими жестами, на музыкальных инструментах.

На занятиях развиваем чувство ритма через игру на музыкальных инструментах

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Если нравится тебе

Все участники свободно располагаются на площадке. Руководитель в центре, запевает песню и показывает движения.

5 куплет — перечислить все движения

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма.

Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова,например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д.

Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка,обращение:

Расскажи – ка, воробей (2 раза).

Как медведи ходят? (2 раза). (зайчата, лягушата и т. д.)

А медведи ходят так, а медведи ходят так.

Так медведи ходят. Так медведи ходят.

«Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за «воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг.

(русская народная потешка)

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей.

В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения вокальных произведений.

Все предложенные мной игры способствуют развитию ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.

Введение специальных ритмических игр и упражнений в занятие благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слухо-ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма. На развитие чувства ритма влияет также систематичность и последовательность знаний, умений и навыков, их посильность и постепенность усложнения.

Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению.

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиКонсультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речиМастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Источник

Темп и ритм речи

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи

что такое ритм речи. Смотреть фото что такое ритм речи. Смотреть картинку что такое ритм речи. Картинка про что такое ритм речи. Фото что такое ритм речи

Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; раз­ными по длительности могут быть и паузы. К концу высказыва­ния темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном тем­пе, все второстепенное проговаривается быстрее.

Темп — скорость произнесения звуков, слогов, слов — и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует тер­мин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явле­ние темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произ­несения слов, а быстрый — более отрывистого.

К.С.Станиславский, разбирая со своими учениками, что та­кое темпоритм в речи, говорил:

Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой.

Буквы, слоги и слова — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной.

От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увели­чивается. Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи: с одной стороны, ее плавность, медлен­ная, звучная слиянность. а с другой — быстрота, легкое, четкое и че­канное произношение слов. В самом деле, редко приходится слышать на русской сцене медленную, звучную, слиянную или по-настоящему ско­рую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро.

Но для торжественной, медленной речи прежде всего надо, чтобы не молчание, а звуковая кантилена слов безостановочно тянулась и пела[18].

Вариации темпоритма создают самые разные настроения, а потому могут выражать эмоциональное состояние говорящего: в возбуждении, волнении человек говорит гораздо быстрее, чем обычно; сильные доли повторяются часто; спокойное состояние, серьезное настроение отмечаются внятной, спокойной речью и большими промежутками между сильными долями. Замедленный темп может передавать огромное внутреннее напряжение говоря­щего и вызывать это напряжение у слушающего. Явно ускорен­ный темп помогает передать динамику происходящих событий, быструю смену эмоциональных состояний повествователя или персонажа. Выбор темпа определяется и коммуникативной ситуа­цией: кому, зачем и что мы сообщаем.

Для тренировки плавности речи К.С.Станиславский совето­вал очень медленно читать под метроном, соблюдая слиянность слов в речевых тактах (синтагмах).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *