что такое резильентная школа
Что такое резильентные школы и как они устроены
Что такое резильентность
Об исследователях:
Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.
«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками — из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития — и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.
Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников — много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели — «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.
Как устроены резильентные школы
Такие учебные заведения стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.
Что такие школы дают ученикам
В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.
Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:
Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ:
«Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…»
А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком:
«Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».
В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:
Роль педагогов
Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.
Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.
Родительское (не)участие
Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье нужно «интересоваться как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей.
«Очень часто родителям некогда, — рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».
Учиться или работать?
Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.
В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».
Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.
Роль социализации
Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе — это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.
Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.
Какое будущее ждет резильентные школы в России?
Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education:
«Сегодня в России подобные школы держатся на энтузиазме и энергии директора. Он собирает команду преподавателей-энтузиастов, драйвит и их, и учеников, создает атмосферу.
Существуют разные государственные программы развития и поддержки, но кажется, что многие эти решения сверху очень формальны. Наверное, это связано с тем, что образовательной системе в целом пока не свойственны индивидуальный подход и работа с мотивацией детей. Да, это декларируется и в отдельных элементах системы реализуется, но не является повсеместным явлением. Конечно, еще есть такие проекты как «Учитель для России», разные фонды — они тоже вносят свой вклад, но этого недостаточно».
Научно-
образовательный
портал IQ
Резильентные школы. Как они устроены
Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники – все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.
«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.
Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников – много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели – «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.
Согласие ради успеха
Резильентные школы стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.
Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.
Адресная работа
В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.
Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:
подтягивают слабых учеников – есть занятия после уроков,
помогают адаптироваться детям мигрантов – для них проводятся дополнительные уроки русского языка,
выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия – например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего – подготовка к участию в олимпиадах,
активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания,
учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией,
вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе,
работают с родителями, подключают к помощи детям.
Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ: «Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…». А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком: «Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».
Недетская ответственность
В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:
характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
нюансы системы оценивания.
Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.
Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.
Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье, нужно «интересоваться, как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей. «Очень часто родителям некогда, – рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».
Учиться или работать?
Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.
В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».
Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.
Главное — социализация
Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе – это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.
Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.
Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Александра Михайлова, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Татьяна Чиркина, стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Научно-
образовательный
портал IQ
Картотека: резильентные школы
Детям образованных и богатых родителей гораздо легче достичь успеха в жизни. Но и у их сверстников из низкоресурсных семей есть шанс воспользоваться социальным лифтом, если они попали в резильентную школу. IQ.HSE рассказывает, как это работает.
1
Что такое резильентные школы (РШ)?
2
И что они дают своим ученикам?
Выпускники таких школ хорошо сдают ЕГЭ, а значит, могут воспользоваться социальным лифтом и достичь значительно большего, чем их родители. РШ помогают детям вырваться из сложного социального контекста и, опираясь на крепкие знания, пробиться наверх. По сути, это механизм преодоления неравенства, способ уравнять шансы на успех для выходцев из разных социальных страт.
3
Если у них такие сложные условия, как же резильентные школы показывают хорошие результаты?
У высоких академических результатов школ есть два внешних фактора: денежная поддержка и бэкграунд семей. Социальное положение, образование, культурные запросы родителей сказываются на достижениях детей. Резильентные школы не входят в число чемпионов по этим двум критериям. Их факторы успеха — внутренние.
При этом дело явно не в изначально высоком уровне знаний самих учеников. Сюда принимают детей с очень разной подготовкой, без отбора. Все основные компетенции они набирают именно в школе. И здесь многое зависит от общего школьного климата, администрации и учителей. Они поддерживают в детях мотивацию и дают четкую программу действий для достижения успеха. А школа создает образовательную среду, сконцентрированную на учебе.
4
И как повышают общую успеваемость в школе?
Резильентные школы часто активнее других борются за образовательные результаты. Высокие баллы ЕГЭ выпускников — главное конкурентное преимущество учреждения, считают опрошенные директора. РШ стараются создать все условия для успешного обучения: это работа с мотивированными учениками (профильное обучение, факультативы, кружки и олимпиады) и подтягивание отстающих.
Профильное обучение, факультативы особенно важны, поскольку родители (в силу недостаточных ресурсов) могут лишь минимально вложиться в подготовку к ЕГЭ. Внеурочная работа — от экскурсий до кружков — тоже средство повышения успеваемости.
5
То есть школам просто нужны кружки и факультативы?
Отдельная статья — работа с отличниками, подготовка к олимпиадам и конкурсам. Педагоги регулярно выделяют время для этого, и такие занятия становятся частью их рутинной деятельности. А для слабых учеников (и тех, для кого русский язык — неродной) педагоги дают дополнительные консультации по предметам.
6
Какие результаты у такого подхода?
По средним баллам ЕГЭ по русскому языку и особенно по математике резильентные школы несильно уступают школам, в которых учатся дети с благополучным семейным контекстом (например, результаты по математике: 64,5 против 66,3). В 10-й класс в РШ идут больше учеников, чем в школах с «беспроблемными» детьми и более низкими образовательными результатами.
7
А много ли таких школ?
Резильентные школы, увы, — редкое явление. По данным масштабного исследования в Москве и восьми Федеральных округах, — таких учебных заведений всего 3%.
8
Почему социальный лифт работает не всегда?
В вузы все же поступает меньше выпускников РШ, чем могло бы. Не все подростки используют свой шанс социальной мобильности. По числу молодых людей, продолживших образование в университете, РШ уступают школам для благополучных детей, причем как с хорошими, так и с плохими результатами. Зато по сравнению со школами, у которых «сложный» контингент и невысокие достижения, резильентные школы явно успешны.
В целом резильентные школы, безусловно, помогают преуспеть детям из низкодоходных групп. Но не всем и не всегда. Многое упирается в возможности самих семей и их установки относительно образования. Бывает, что родители просто блокируют социальный лифт для детей.
Резильентные школы. Как они устроены
Хорошие результаты экзаменов, мотивация всех учеников, раскрытие способностей, определившиеся и самостоятельные выпускники – все это не самореклама одной из раскрученных гимназий, а рутинная практика ряда обычных школ. В самых сложных условиях они дают детям все шансы на успех. IQ.HSE продолжает рассказ о феномене резильентных школ по исследованию Института образования НИУ ВШЭ.
«Поверх барьеров» — так исследователи определили образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают с самыми сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки всем трудностям.
Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников – много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели – «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.
Согласие ради успеха
Резильентные школы стараются найти подход к каждому ребенку, мотивировать к учебе и помочь определиться в жизни, показали интервью и фокус-группы с родителями, детьми (8-11-е классы), учителями и директорами школ. В таких коллективах умеют работать с очень разными учениками: от мотивированных и благополучных до тех, кто остается без родительского внимания. Администрация, педагоги и ученики придерживаются общих ценностей.
Приоритет — хорошая учеба и достижения. Создана насыщенная образовательная среда для того, чтобы дети раскрылись, проявили способности.
Требовательны к себе абсолютно все: и педагоги, и администрация, и школьники.
Родители, дети и школа сотрудничают. Семьи поддерживают усилия администрации и учителей, преподаватели верят в детей и задают им высокую планку, ученики стараются оправдать ожидания. Времени и желания конфликтовать ни у кого нет.
Адресная работа
В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт. Исследователи ВШЭ приводят стратегии работы резильентных школ с учащимися.
Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам:
подтягивают слабых учеников – есть занятия после уроков,
помогают адаптироваться детям мигрантов – для них проводятся дополнительные уроки русского языка,
выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия – например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего – подготовка к участию в олимпиадах,
активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания,
учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией,
вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе,
работают с родителями, подключают к помощи детям.
Вот два показательных кейса — работы с самыми сложными и, наоборот, с наиболее мотивированными детьми. Есть «ситуации родительской неадекватности» из-за наркомании, алкоголизма, рассказывает директор одной из школ: «Избиение детей, и дети за гаражами, тоже один-два ребеночка таких есть. Но здесь своими силами помогаем, бабушек подтягиваем. Чувствуем, что в этом ребенке потенциал большой. Если его первый-второй класс пустить на самотек, то тогда потерян будет совсем…». А вот другая история, рассказанная благополучным ребенком: «Учителя у нас довольно сильные, они предлагают и тесты, и какую-то помощь после занятий…Поэтому, если хотеть работать, то репетиторы особо не нужны».
Недетская ответственность
В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают:
характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией,
ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений,
нюансы системы оценивания.
Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. «Даже тройку надо заработать, — подчеркивает респондент-директор. — Списывание категорически возбраняется, это самый страшный грех…». Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.
Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя («Сам ребенок должен понимать, что он должен получить результат»). Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе. «Если у него [ребенка] какие-то проблемы, допустим, история, — значит, что-то сам не то делает», — убеждена мать одного из учеников.
Но не все родители готовы к такой помощи. На это сетуют и сами дети (семье, нужно «интересоваться, как дела в школе», подчеркивает ученик), и преподаватели. По мнению педагогов, семьи уделяют недостаточно внимания учебе детей. «Очень часто родителям некогда, – рассказывает глава школьной администрации. — Гораздо проще прийти в кабинет директора и сказать: да, я отказываюсь от своего ребенка, забирайте его, делайте с ним, что хотите. Бывает так, что даже на экзамен ребенка вынужден приводить социальный педагог или классный руководитель, потому что ребенок спит дома и разбудить его некому».
Учиться или работать?
Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.
В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. «Если такие ожидания есть и над этим целенаправленно работают с самого начала обучения, то [поступление в известный университет] вполне реально», — замечает директор школы. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».
Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.
Главное — социализация
Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения. Респондент-директор считает: «Первое — это сформировать социальные навыки, второе – это сформировать самостоятельное мышление и какие-то познавательные сферы, и третье — это тот формальный выход, который мы видим: ЕГЭ, ОГЭ и все виды контроля. ». «Я вижу в социализации максимальный фактор успеха как на уроке, так и в жизни», — заключает он.
Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.
Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Роман Звягинцев, стажер-исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ