что такое резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности
Определения и цели создания резерва сомнительных долгов
Определения сомнительного долга, даваемые бухгалтерским и налоговым законодательствами, очень похожи. Таким долгом следует считать имеющуюся перед организацией задолженность ее контрагента (т. е. дебиторскую), которая:
Различие в этих определениях только одно: бухучет допускает признание в качестве сомнительной не только той задолженности, срок оплаты которой уже нарушен, но и той, в отношении которой этот срок еще не наступил, но вероятность неоплаты крайне высока. Таким образом, разница в подходе к созданию резерва в бухгалтерском и налоговом учете закладывается уже на стадии определения того, что относить к сомнительной задолженности.
В обоих учетах созданный резерв предполагает списание за его счет сомнительной задолженности, которая в определенный момент признается безнадежной. Но прочие цели создания резерва по сомнительным долгам в обеих системах различны, что обусловлено самой природой этих учетов, имеющих разный подход к интерпретации одних и тех же данных.
В бухучете созданием резерва решают вопросы:
В налоговом учете формирование резерва позволяет учесть в налоговой базе по прибыли потери от неполучения оплаты в сроки более ранние, чем это происходит при несоздании резерва, поскольку признание задолженности безнадежной по срокам обычно происходит значительно позже. НК РФ (п. 2 ст. 266) позволяет признавать безнадежным долг:
Проверьте, правильно ли вы определили величину резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, с помощью готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Общее в бухгалтерском и налоговом резервах
Общие черты у резервов по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете, есть. Оба резерва:
О некоторых общих вопросах, которые могут возникнуть при создании резерва, читайте в статье «Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений».
Особенности бухгалтерского резерва
Отличительными чертами резерва, создаваемого в бухучете, следует признать то, что он:
Когда нужно восстанавливать резерв по сомнительным долгам, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Таким образом, резерв, образуемый в бухучете, при обязательности его формирования допускает наличие собственных оценок по ряду ключевых вопросов, определяющих как момент создания резерва, так и его величину.
Отличительные черты налогового резерва
К особенностям резерва по сомнительным долгам дебиторской задолженности, формируемого в налоговом учете, можно отнести то, что он:
Таким образом, резерв, формируемый в налоговом учете, при необязательности его образования в прочих моментах его создания и существования регламентирован достаточно жестко в отличие от резерва, создаваемого в бухучете.
Положения, требующие закрепления в учетной политике
Исходя из перечня вопросов, которые в части создания каждого из резервов организации придется решать самостоятельно, отражения в учетной политике потребуют:
При этом в бухгалтерской учетной политике нет необходимости указывать на то, что резерв будет формироваться, т. к. его создание является обязательным при определенных условиях.
Отражение разниц между учетами
И создание резерва в налоговом учете, и его несоздание в нем приводят к образованию разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Наличие этих разниц обусловлено:
О том, как можно попытаться уменьшить разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, читайте в материале «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
Возникающие разницы расцениваются как временные и подчиняются правилам их учета, отраженным в ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Для учета сумм налога, соответствующего этим разницам, так же как и по разницам, возникающим в отношении других объектов, допускающих расхождение в признании для целей обоих учетов, применяются счета 09 и 77.
Итоги
Образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете происходит по разным правилам. Это обстоятельство обусловливает не только необходимость следовать в каждом из учетов этим существенно различающимся правилам, но и учитывать временные разницы по такому резерву, возникающие как при создании, так и при несоздании резерва в налоговом учете.
Резерв по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.
Об этом свидетельствуют, в частности:
либо нарушение должником срока оплаты;
либо информация о финансовых проблемах должника.
Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.
Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Резерв по сомнительным долгам и инвентаризация
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:
определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.
При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.
При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.
Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам
Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.
Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.
Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:
Отражение в бухгалтерском учете
На дату создания (увеличения) резерва
Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам
На дату списания безнадежного долга за счет резерва
Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам
На дату восстановления резерва в части погашенного долга
Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности
Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность
В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:
— в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.
— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:
не погашен в срок, установленный договором;
не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Порядок формирования резервов по сомнительным долгам
Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ
Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:
Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.
Как создавать и использовать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Цели образования бухгалтерского и налогового резервов
Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.
Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):
О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».
Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.
Общие правила формирования резервов в БУ и НУ
Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:
Порядок образования бухгалтерского резерва
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:
Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.
Как формируется налоговый резерв
В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:
Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет начислений».
О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике
Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.
Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:
Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва. И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов. Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.
Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».
Мероприятия, направленные на уменьшение различий
Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей. Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.
Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.
Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.
Итоги
Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.
Применение ПБУ в резервах по сомнительным долгам
Перечень ПБУ, используемых для учета резерва по сомнительным долгам
Прямые упоминания о резерве сомнительных долгов (СД) присутствуют в ПБУ:
Кроме того, поскольку рассматриваемый резерв является объектом бухучета, он должен подчиняться правилам этого учета, которые в части положений, допускающих возможность выбора, закрепляются в учетной политике. То есть необходимым является также использование ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
А в части отражения резерва в бухотчетности нужно будет руководствоваться положениями, содержащимися в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н).
Организации, образующей резерв СД по задолженности, выраженной в валюте, понадобится делать пересчет и долга, и резерва по нему в рубли по правилам ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н).
Поскольку правила формирования резерва СД в бухгалтерском и налоговом учетах различны и последний допускает его несоздание, то это влечет за собой возникновение разниц временного характера между данными обоих учетов. Поэтому для организаций, обязанных применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н), становится актуальной необходимость отражения в учете по правилам этого ПБУ и тех разниц, которые относятся к создаваемому резерву.
Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
О том, что можно сделать для уменьшения временных разниц, читайте в материале «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
Еще одним основополагающим документом бухучета, не входящим в перечень ПБУ, но содержащим ряд правил учета резерва СД, является «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» с инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Характеристика резерва сомнительных долгов, создаваемого в бухучете
Основной объем информации по резерву СД содержит ПБУ о бухучете и бухотчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Об этом резерве говорится в двух пунктах этого документа:
ПБУ о бухучете и бухотчетности определяет сомнительный долг как имеющуюся перед организацией задолженность ее контрагента (дебиторскую) — непогашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в установленные договором сроки и не обеспеченную гарантиями.
Правила создания резерва по СД согласно этому ПБУ таковы:
ПБУ 21/2008 включает резерв СД в перечень величин оценочного значения (п. 3) и допускает осуществление текущей корректировки его суммы в зависимости от изменения факторов, влияющих на нее (п. 2). Корректировка суммы резерва может относиться как к периоду изменения факторов, от которых зависит величина резерва, так и к будущим периодам, но в конечном итоге влияет на финрезультат (п. 4).
Вопросы по резерву, требующие отражения в учетной политике
Из приведенной выше характеристики резерва СД очевидно, что часть вопросов, связанных с его созданием, должна быть решена организацией самостоятельно и, соответственно, закреплена в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В перечень таких вопросов входит установление:
При этом фиксирование самого факта создания или несоздания резерва в бухгалтерской учетной политике необязательно, т. к. ПБУ о бухучете и бухотчетности обязывает его создавать, если СД имеет место. Целью появления такой обязанности является повышение достоверности данных бухучета и бухотчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готоаое решение.
Процедура выявления сомнительного долга и порядок бухучета резерва
Выявление СД происходит по результатам инвентаризации, проводимой с установленной в организации периодичностью. Сомнительным признается каждый долг, соответствующий содержащимся в учетной политике критериям. По правилам, разработанным организацией, определяется величина создаваемого по конкретному долгу резерва. Создать его нужно в том периоде, к которому относится проведенная инвентаризация.
Учет большинства операций, связанных с резервом, происходит через прочие доходы-расходы, т. е. с использованием счета 91 (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, п. 11 ПБУ 10/99, п. 4 ПБУ 21/2008). Счет 91 корреспондирует со счетом 63, на котором и отражается сумма существующего резерва (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Применение отдельного счета для учета резерва связано с необходимостью выполнения требования п. 6.7 ПБУ 9/99, обязывающего показывать выручку от продаж в полном ее объеме, несмотря на факт создания резерва.
Начисление резерва делается проводкой:
Изменение его суммы при пересмотре факторов, влияющих на размер резерва, может происходить как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, т. е. будет выражаться проводками:
Дт 63 Кт 91 или Дт 91 Кт 63.
При оплате долга или его части резерв уменьшится:
Неиспользованный резерв списывают такой же проводкой:
Списание задолженности, признанной безнадежной, при наличии резерва по СД делают за счет этого резерва (п. 77 ПБУ о бухучете и бухотчетности) и отражают проводкой:
Дт 63 Кт 62, 76, 73, 71.
Сумму списания, превышающую величину сформированного резерва, относят на финрезультат:
Дт 91 Кт 62, 76, 73, 71.
Списанную из учета безнадежную задолженность нужно на 5 лет учесть за балансом на случай ее оплаты:
Списанию безнадежного долга должны предшествовать инвентаризация, обоснование безнадежности и приказ руководителя о списании (п. 77 ПБУ о бухучете и бухотчетности).
Подробнее об оформлении процедуры списания читайте в материале «Порядок списания дебиторской задолженности».
Особенности бухотчетности при наличии резерва
В бухотчетности дебиторскую задолженность показывают в цифрах, соответствующих величине реального к получению долга, т. е. за вычетом суммы созданного по ней резерва (п. 35 ПБУ 4/99).
В пояснениях к отчетности в части резерва по сомнительным долгам раскрывают:
Итоги
Отдельное положение по бухучету, касающееся резерва по СД отсутствует, а прямые упоминания о нем содержатся в достаточно ограниченном количестве ПБУ. Несмотря на это, при осуществлении бухгалтерских операций с резервом СД необходимо руководствоваться рядом правил, отраженных также и в положениях по бухучету, не упоминающих о резерве СД, обязательных для него как объекта бухучета.
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»
СЧЕТ 63 «РЕЗЕРВЫ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ»
Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам организации.
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.
Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому созданному резерву.