что такое реверсивный светофор и реверсивное движение
Реверсивный светофор
Для организации и регулирования дорожного движения созданы различные транспортные развязки и дополнительные полосы. Один из способов снизить загруженность на дороге — реверсивное движение. Такие полосы всегда сопровождаются специальным реверсивным светофором.
Что такое реверсивный светофор
Реверсивный светофор — это устройство, которое располагается над реверсивной полосой (горизонтально) и регулирует движение по ней. Он может иметь два или три световых сигнальных указателя. Данный тип регулирования обязателен на реверсе. Реверсивному светофору посвящен пункт 6.7 Правил дорожного движения РФ.
Как работает
Светофор разрешает езду по реверсу или запрещает. Также, он может указывать какое положение на дороге занять водителю транспортного средства. Это единственное средство для регулирования РД, несмотря на то, что такие участки сопровождаются специальными знаками.
Устройство может работать не круглосуточно, а только в те периоды, когда интенсивность передвижения транспорта слишком высокая (например, в час-пик, в будние дни и т.д.).
ВАЖНО! Реверсивные светофоры могут быть использованы в тоннелях для управления движением по каждой полосе и дают возможность оперативно переключать транспортный поток с одной полосы на другую в случае возникновения ДТП или при проведении дорожных работ. Правила езды на участках с таким видом регулирования ДД одинаковы и для открытых местностей, и для тоннелей.
Что означает реверсивное движение
Реверсивным назван способ передвижения автотранспорта по одной полосе (расположенной между встречными потоками), но в противоположных направлениях, с учетом отведенного времени для каждого направления потока транспортных средств.
Правилами ДД установлен знак, который обозначает реверсивное движение — 5.8 (белая стрелка, указывающая в обе стороны). Этот указатель обязателен для идентификации реверсивной полосы. Знак 5.9 обозначает конец участка с реверсивным движением (зачеркнутая стрелка), а 5.10 — выезд на дорогу с реверсивной полосой.
Какие сигналы у светофора
Устройство всегда имеет красный и зеленый сигнал, а желтый является дополнительным (он может отсутствовать).
Принцип работы достаточно прост: зеленый свет — можно ехать по реверсу, красный — выезд строго запрещен, желтый — стоит поторопиться и поехать в сторону указателя. Если на одной стороне потока ТС горит красный, то, вероятнее всего, другая сторона имеет возможность выезда на РД.
Что делать если светофоры не работают
При нерабочем (выключенном, неисправном) светофоре строго запрещено выезжать на полосу реверса. При неисправной системе данным участком дороги при необходимости могут пользоваться только транспортные средства экстренных служб с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом (пожарная, МЧС, скорая и т.п.).
Если светофоры не работают, то нужно продолжать езду по своей полосе, проще говоря, ехать так, чтобы не выезжать на «особую» часть полотна. Трасса становится «обычной», но ряд посередине нельзя занимать.
Какой штраф за нарушение реверсивного движения
Как и за любое несоблюдение ПДД, нарушение правил реверсивного движения карается штрафом.
Штрафы могут суммироваться. При повторных нарушениях наказание ужесточается.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Относиться к реверсу нужно также, как ко встречке, если горит сигнал запрета на выезд, и как к обычной полосе попутного движения при разрешающем сигнале светофора. Ни в коем случае нельзя нарушать требования регулирующего устройства. В лучшем случае это приведет к получению штрафного взыскания, а в худшем — к аварии.
Реверсивное движение: что это такое, правила ПДД и штрафы в 2021 году
Актуальная для многих водителей проблема – это загруженные дороги. Количество машин регулярно растет, и особенно это ощущается в крупных городах, где людям приходится проводить массу времени в пробках. Справиться с этим помогает реверсивное движение, которое все чаще можно встретить на дорогах. Рассмотрим, что оно собой представляет и как организовывается.
Определение
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.
Способы организации реверсивного движения
Для организации реверсивного движения нужно установить специальный дорожный знак, который будет предупреждать об этом водителей. В этих же целях на дорогу наносится разметка либо устанавливается светофор.
Дорожная разметка
Ряд для реверсивного движения разделяется разметкой 1.9. Она представляет собой две прерывистые параллельные линии, интервал между которыми составляет 3:1.
К минусам этого метода относится то, что когда на улице снег, увидеть разметку может быть сложно. Кроме того со временем линии могут стираться.
Сигналы светофора
Использование специального сигнального прибора – светофора, является еще одним способом организации реверсивного движения. Светофор обычно имеет 2 или 3 поля. На них можно увидеть следующие обозначения:
Реверсивный светофор устанавливается на конкретную полосу дороги. Его функционирование не распространяется на всю дорогу либо перекресток. Он работает сугубо для тех машин, которые двигаются по полосе, над которой он висит.
Специальные знаки
При въезде на реверсивную полосу водитель должен видеть указатели, которые говорят об этом. К таковым относятся следующие знаки:
Парапеты
Аварии на дорогах во многом связаны не только с загруженностью, но и с тем, что светофоров и разметки не хватает для обеспечения правильного реверсивного движения. Поэтому дополнительно могут использоваться блоки парапетного типа из бетонных конструкций. Они ограждают на встречной стороне дороги свободные полосы, что дает возможность повысить скорость машин при пиковых нагрузках.
Парапеты устанавливаются на дороге и закрепляются подкладками из резины. Ограждения могут иметь постоянную и переменную длину. Парапеты переменной длины делаются из стали и представляют собой сварочную конструкцию. Использование подобных передвижных блоков обеспечивает разделение разметки дороги на секции для реверсивного движения.
Преимущества и недостатки реверсивных полос
Реверсивное движение дает следующие преимущества:
Однако отмечаются и некоторые минусы:
Правила дорожного движения для реверсивных участков
Соблюдение правил дорожного движения поможет избежать аварийной ситуации на дороге и штрафов. Придерживаться их крайне важно ввиду того, что реверсивная часть дороги отличается повышенной аварийностью.
Выезд на полосы
Выезжать на полосу реверсивного движения разрешено при соблюдении следующих условий:
Во втором случае важно смотреть на указатель, который находится около символа. Так, при 8.5.1 можно выезжать на полосу исключительно в праздники и выходные. При отсутствии вспомогательного указателя ориентиром будет выступать светофор либо же на данном участке должен находиться регулировщик.
Если запрета нет, то въезжать на полосу для езды в любую сторону можно со всех направлений. Покидать ее можно исключительно на правый крайний ряд.
На светофоре
Для реверсивного движения характерен особый светофор. Обычно он имеет два сигнала – зеленый и красный. Красный запрещает вступление на ряд с изменяющимся направлением, езду по нему либо же требует переместиться вправо, если машина уже там. Зеленый же разрешает двигаться по полосе. Также на светофоре может быть желтый сигнал. Он обозначает то, что скоро направление движения изменится. Каждая из полос, в случае если их несколько, будет оснащена отдельным светофором.
Если светофор есть, но он не работает, а разметка 1.9 имеется исключительно слева, многофункциональный ряд становится обычным. Если прибор выключен, а линия находится посередине дороги, езда запрещена.
Проезд по мосту
При проезде по реверсивной системе на мосту правила будут те же, что и при движении на обычной части дороги. Возможно выделение одного либо нескольких рядов со сменой направления или без нее. При движении с реверсом на мосту нужно ориентироваться на дорожные знаки, разметку и светофор.
На перекрестке
Сложности с реверсивным движением на перекрестке обычно связаны с тем, как на данном участке нужно повернуть:
Другие особенности реверса
Помимо того, что уже было сказано, реверсивное движение предполагает следующие правила:
Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении
Если водитель, двигаясь по участку с реверсом, не соблюдает правила, возможно наложение штрафа. Его величина будет зависеть от типа нарушения. Так, если водитель при выезде с реверса не перестроится в правый ряд, ему придется заплатить 500 рублей. В случае выезда на реверс, когда не работает светофор, возможен штраф в 5000 рублей, а при повторном нарушении – конфискация водительских прав на 12 месяцев.
При неработающем светофоре опасность выезда в том, что он может быть включен. Потому данное нарушение приравнивается к выезду на встречку. Если водитель не соблюдает правила выезда на реверс по сигналам светофора, ему грозит штраф в 1000 рублей.
Хотя на данной момент в России реверсивное движение не слишком распространено, для многих водителей оно становится настоящим спасением, снижая загруженность дорог и уменьшая время, проведенное в пробках. Поэтому важно перенять опыт западных стран и развивать систему реверсивного движения в РФ.
«Пробочная» проблема или что такое реверсивное движение
Постоянные заторы – весьма серьезная современная проблема. Мегаполисы XXI века просто задыхаются от пробок на дорогах. Причины этого явления кроются в значительном росте количества транспорта у населения. При этом проезжие части дорог в исторических центрах современных городов расширить физически невозможно.
Ширины проезжей части дорог и количества полос на ней просто не хватает для нормального функционирования городского транспортного хозяйства. В итоге – заторы и пробки, потерянное время и испорченное настроение, угнетенное состояние и падение производительности труда. А это уже государственная проблема!
Кстати, подобное безобразие — это явление не только российское. Поэтому «правдолюбцы» – оппозиционеры могут не бесноваться в очередной критике российской действительности. Существует общемировой «пробочный» коллапс. Не только «северная столица» и Москва, но и Токио и Рим, Нью-Йорк и Лондон, Мадрид и Пекин не смогли избежать подобной же участи. Пробки и заторы – печать современной эпохи!
Что такое реверсивное движение?
Если невозможно расширить проезжую часть физически (увеличив количество полос движения), то можно это сделать логически и логистически. Смысл такой организации состоит в следующем: на проезжей части выделяется одна или несколько полос, которым придается особый статус.
По полосе реверсивного движения, выделенной преимущественно посредине проезжей части, можно будет поочередно двигаться в обоих направлениях – то как по «встречке», то как по «попутке». Просто в нужный момент часть полос одного направления необходимо «за ненадобностью» временно передавать для движения автотранспорта в обратном направлении (и наоборот). А можно поступить и совсем радикально: выделить постоянные дороги реверсивного движения только для такого режима работы.
В этих условиях даже самое «заторное» направление получает дополнительные возможности для движения, что обязательно приведет к ликвидации ненавистных пробок. Подобная организация дорожного хозяйства и называется реверсивным движением (от reverse – обратный).
В городском цикле реверсивное движение это представляется реальным способом решения проблемы утренних и вечерних заторов («часов пик»), ибо все они подчинены принципам так называемой «маятниковой миграции». Ведь утром все едут в «сити» (или «даун таун») — районы расположения офисных центров, промышленных предприятий, различных организаций и учреждений («на работу»), а вечером – в спальные районы города («домой»). И это повторяющееся изо дня в день движение можно спрогнозировать, чтобы вовремя «отдать» столь необходимые сейчас дополнительные полосы наиболее актуальному направлению. И тем самым разгрузить улицы от пробок.
Организация дорожного реверса
Реверсивное движение организуется тремя основными способами:
1. С помощью специального – реверсивного светофора
Светофор реверсивного движения предоставляет право движения по полосе и висит как правило над каждой реверсивной полосой. Если на светофоре горит красный крест, то двигаться по полосе нельзя, так как она предназначена для встречного движения. Соответственно, зеленая стрелка разрешает движение, а желтая предупреждает, что скоро на светофоре загорится красный запрещающий сигнал и водитель должен заблаговременно покинуть реверсную полосу.
2. С помощью знаков реверсивного движения
Дорожные знаки 5.8 и 5.9 реверсивного движения
Начало дороги с реверсивным движением всегда обозначается знаком 5.8, который так и называется «Реверсивное движение», а ее конец знаком 5.9 «Конец реверсивного движения». Направления движения по полосам дополнительно организуется с помощью различных вариаций дорожного знака 5.15.7 «Направление движения по полосам» и табличек семейства 8.5.1-8.5.7, обозначающих период действия знака реверсивного движения.
3. Дорожная разметка
Реверсивная двойная прерывистая линия 1.9
Наряду со знаками о начале реверсивной полосы предупреждает и «двойная прерывистая» линия 1.9, которая используется только в сочетание со знаками и реверсивными светофорами и никогда не используется самостоятельно.
Правила движения по реверсивным полосам
Реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров
Рассмотрим, как правильно двигаться по полосе реверсивного движения, организованной с помощью светофоров. Это способ организации реверсивного движения является самым эффективным и потому – наиболее массовым и предпочтительным. Его очень часто применяют в городском цикле. А все потому, что режим движения здесь можно менять ситуативно и мгновенно (путем переключения сигналов светофора). Такая организация движения должна включать в себя (как минимум!) три элемента: реверсивные светофоры, дорожные знаки и горизонтальную разметку.
На начало и конец такой дороги будут указывать:
Дорожная разметка 1.9 с обеих сторон реверсивной полосы
Дорожная разметка 1.9 с левой стороны реверсивной полосы
Запутаться в том, является ли полоса реверсивной, не получится, ибо над каждой такой полосой обязательно размещается реверсивный светофор, который и будет регламентировать движение по ней. Реверсивные светофоры через некоторые расстояния повторяются, что позволяет создать динамику смены его сигналов и, следовательно, максимально быстро менять режим движения по таким полосам в случае необходимости.
Важнейшая роль на такой дороге будет принадлежать именно светофору, сигналы которого укажут водителю на 4 основных сценария развития событий. Проанализируем их сущность.
Сценарий №1: «зеленая стрелочка»
Включенный сигнал реверсивного светофора в виде зеленой стрелки, расположенный над конкретной полосой, указывает водителю на то, что ему разрешается занимать эту полосу для дальнейшего движения.
Следовательно, водитель может перестроиться на реверсивную полосу и, тем самым, продолжить движение уже по ней. А может и воздержаться от выезда на нее. Это – дело самого водителя!
Сценарий №2: «красный крестик»
Данный сигнал реверсивного светофора является запрещающим. Выезд на полосу реверсивного движения категорически запрещен. И он однозначно требует от водителя воздержаться от перестроения на реверсивную полосу. Или же немедленно покинуть ее и перестроиться правее (если он ранее двигался по ней).
Дальнейшее движение по реверсивной полосе исключено, ибо она отныне будет использоваться для реверса – движения во встречном направлении.
Сценарий №3: «желтая стрелочка» (при ее наличии в поле светофора)
Подобный сигнал реверсивного светофора информирует водителя о том, что ему рекомендуется приготовиться к перестроению на правую (нереверсивную) полосу и желательно уже начать такое перестроение.
Просто следующие светофоры, установленные над этой же полосой через некоторое расстояние, будет иметь в своем поле «красный крестик» и, значит, запрещать дальнейшее движение по полосе. Поэтому водителю-то и предлагается уже заранее начать готовиться к такой перспективе развития событий.
Сценарий №4: все сигналы светофора выключены
Несмотря на, казалось бы, бездействие реверсивного светофора, такой режим требует от водителя максимальной внимательности и осторожности. Важно запомнить главное: если светофоры внезапно отключились или изначально не работали, то водитель должен отказаться от выезда на полосы, у которых разметка 1.9 («двойная прерывистая») расположена справа (это так называемые «абсолютно реверсивные полосы»)
или же немедленно покинуть такие полосы.
Полосы же, у которых «двойная прерывистая» расположена только слева, допустимо занимать для движения в попутном направлении.
При таком сценарии полосы, не являющиеся «абсолютно реверсивными», как бы «возвращаются» водителям для организации классического – «нереверсивного» движения.
Таким образом, реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров, подчиняется действию сигналов светофора. При этом дорожные знаки 5.8 и 5.9, а также разметка 1.9 указывают на границы такого участка дороги.
Реверсивное движение, организованное с помощью дорожных знаков
Данное реверсивное движение является «обоюдоострым» по своей сути. Уже изначально – при формировании самой дороги – реализовывалась мысль дорогоустроителей о том, что здесь центральная полоса будет «ничейной».
Однако для более четкой и безопасной организации перемещения транспорта на участке применяются самые различные вариации знака «Направление движения по полосам» (5.15.7). Они сочетаются с большим семейством табличек 8.5.1-8.5.7, которые обозначают период действия знаков. И очень часто такой способ регулирования движения применяется вне населенных пунктов — на старых советских «трехполосках», где плотность движения высока.
Что означает дорожная ситуация, представленная на рисунке? В зависимости от времени суток, движение по второй полосе осуществляется в «нужных» направлениях. Исторически так сложилось, что, к примеру, попутное направление дороги весьма популярно с 12 до 24 часов, а встречное — с 0 до 12 часов. Установление подобного режима с помощью дорожных знаков положительно отразится на пропускной способности этого участка.
Кстати, действовать такой режим организации движения будет до ближайшего перекрестка. А при необходимости его возобновления установленные ранее сочетания знаков должны будут продублироваться.
Штраф за нарушение правил при реверсивном движение
Реальные преимущества реверсивного движения
Подведем общий итог.
Реверсивное движение – это особый способ регулирования на участках дорог с недостаточным количеством полос для организации нормального движения. Смысл его заключается в попеременном использовании некоторых полос движения как во встречном, так и в попутном направлении.
Режим реверсивности может быть организован и динамически (с помощью светофоров, знаков и горизонтальной разметки), и статически (только посредством знаков).
Реверсивное движение позволят вполне цивилизованно уйти от негативного влияния маятниковой миграции и обеспечить нормальное функционирование дорожно-транспортного хозяйства в условиях урбанизации.
Реверсивное движение
Реверсивное движение — это пока еще новинка для России, хотя в Москве и в некоторых других больших городах уже давно появились такие полосы. Благодаря реверсивному движению появляется возможность разгрузить самые оживленные магистрали. Как известно, в утренние часы основной поток транспорта движется в центр города, а вечером — в направлении спальных районов. Именно в эти часы и возникают пробки, тогда как по соседним полосам в противоположном направлении двигаться можно без проблем.
Направление движения по реверсивной полосе может в определенные часы изменяться на противоположное. Такие полосы уже давно есть во многих городах Европы и США, а теперь реверсивное движение повсеместно внедряется и в России.
Разметка
Как определить, что данная полоса является реверсивной? Очень просто — с помощью дорожной разметки. Используется двойная прерывистая линия — 1,9. Очень важно ее запомнить, поскольку никаким другим образом вы не сможете понять, что движетесь по полосе с реверсивным движением, только в ее начале и конце устанавливаются соответствующие дорожные знаки и светофоры.
Разметка отделяет такие полосы от обыкновенных полос, по которым транспорт движется как в одном с вами направлении, так и противоположном. Проблемы могут возникать зимой, когда разметку заносит снегом. В таком случае нужно ориентироваться исключительно по знакам и светофорам.
Знаки
При въезде на дорогу с реверсивным движением устанавливаются знаки:
Направление движения по полосам может также указываться с помощью знака 5.15.7 — “Направление движения по полосам” — и пояснительных табличек 8.5.1-8.5.7, на которых указывается время действия знака.
Реверсивные светофоры
Для того, чтобы водители могли без труда определить, когда в нужном им направлении по реверсивной полосе можно двигаться, а когда нельзя, в начале таких полос устанавливаются специальные светофоры.
Данные светофоры могут состоять либо из двух, либо из трех полей. На них обычно горит:
То есть мы видим, что полосы реверсивного движения отмечаются разметкой, соответствующими знаками, и даже отдельными светофорами, которые обычно висят над самой полосой. На перекрестках знаки дублируются, чтобы водитель видел, что он продолжает движение по полосе с реверсивным движением.
Правила движения по реверсивным полосам
В принципе, ничего сложного здесь нет. Если вы едете прямо и перед вами появляются все вышеуказанные знаки, светофоры и разметка, вам нужно только внимательно посмотреть на светофор, и если движение по полосе разрешено, то въезжайте на нее и продолжайте свой путь.
Проблемы могут возникать при въезде с прилегающих улиц. Правила дорожного движения требуют, чтобы при повороте как налево, так и направо водитель занимал крайнюю правую полосу, и только убедившись, что движение по полосе с реверсивным движением разрешено, перестраивался на нее. То есть нельзя просто заехать на центральные полосы выделенные для реверсивного движения ни при левом повороте, ни при правом.
Если же вы не собираетесь поворачивать на дорогу с реверсивным движением, а хотите продолжить движение прямо, то проезжайте пересечение так же, как и любой другой перекресток.
Штраф за реверсивное движение
В КоАП нет отдельных статей для полос с реверсивным движением, равно как и нет самого такого понятия.
Штрафы же взимаются за неправильный въезд на перекрестке — 500 рублей, за пересечение разметки и выезд на встречную — 5 тысяч или лишение прав на полгода, за объезд препятствия с выездом на встречную — 1000-1500 рублей.
Как видим, разобраться с таким новым для нас понятием, как реверсивное движение, не очень сложно. Но зато количество пробок благодаря ему действительно уменьшилось значительно.
Видео о реверсивном движении. Как им пользоваться, что не стоит делать на нем, а также другие нюансы.