что такое рецептивная речь
Расстройство рецептивной речи
Что такое Расстройство рецептивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.
Распространенность
Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Что провоцирует Расстройство рецептивной речи
Симптомы Расстройства рецептивной речи
Диагностика Расстройства рецептивной речи
При расстройстве развития экспрессивной речи понимание (декодирование) речевых стимулов остается сохранным. При нарушениях артикуляции сохранены другие речевые способности. Следует исключать нарушения слуха, умственную отсталость, приобретенную афазию и общие расстройства развития.
Лечение Расстройства рецептивной речи
Подходы к ведению детей с такой патологией различны. Существует точка зрения о необходимости изоляции таких детей с последующим обучением речевым навыкам при отсутствии сторонних раздражителей. Часто рекомендуется психотерапия для купирования сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Применима семейная терапия с целью нахождения правильных форм взаимоотношений с ребенком.
Расстройство рецептивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.
Распространенность
Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Что провоцирует / Причины Расстройства рецептивной речи:
Симптомы Расстройства рецептивной речи:
Диагностика Расстройства рецептивной речи:
При расстройстве развития экспрессивной речи понимание (декодирование) речевых стимулов остается сохранным. При нарушениях артикуляции сохранены другие речевые способности. Следует исключать нарушения слуха, умственную отсталость, приобретенную афазию и общие расстройства развития.
Лечение Расстройства рецептивной речи:
Подходы к ведению детей с такой патологией различны. Существует точка зрения о необходимости изоляции таких детей с последующим обучением речевым навыкам при отсутствии сторонних раздражителей. Часто рекомендуется психотерапия для купирования сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Применима семейная терапия с целью нахождения правильных форм взаимоотношений с ребенком.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство рецептивной речи:
Что такое рецептивная речь
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В международной классификации болезней расстройство рецептивной речи (то есть нарушение понимания обращённой речи) выделено в отдельную категорию (F80.2) и противопоставлено аутизму (F84).
Статья:
Какое значение всё вышесказанное может иметь для реабилитации детей?
- Дети, страдающие аутизмом и дети с рецептивным расстройством речи имеют ряд схожих симптомов в поведении, однако реабилитация детей с расстройством рецептивной речи и детей с аутизмом имеет свои особенности. Поэтому правильно и своевременно установленный диагноз – необходимое условие для эффективной коррекционной работы. Логопед, подозревающий у ребёнка проблемы понимания речи, может не учитывать особенности его поведения, а также другие симптомы, характерные для аутистического расстройств, поскольку не является экспертом в области детской психиатрии. Родители могут длительное время направлять свои усилия исключительно на логопедическую коррекцию, не уделяя внимания формированию социальных навыков, адаптивного поведения, нарушенных при аутизме. Кроме того, логопедический диагноз «сенсорная алалия» или «сенсомоторная алалия» психологически легче воспринимается родителями и может надолго «усыпить» их бдительность в отношении возможного аутизма. Не меньший вред наносит гипердиагностика, когда один-два похожих симптома, встречающихся при различных проблемах развития являются доводом для постановки диагноза «аутизм».
ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЦЕПТИВНЫМ РАССТРОЙСТВОМ РЕЧИ
Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, «то слышит, то не слышит»; лучше понимает свою маму). Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку и соблюдать при этом следующие правила:
— смотреть в лицо ребёнку и убедиться, что он понимает, что вы к нему обращаетесь;
— произносить только то, что имеет отношение к данной конкретной ситуации (например, «будем кушать!»);
— «обсуждать» информацию, имеющую отношение к недавнему пережитому опыту ребёнка («мы гуляли», «мы ходили в магазин»);
— обращение должно содержать минимальное количество необходимых слов;
— в одинаковых ситуациях использовать одни и те же формулировки словесных высказываний (например, «Идём гулять!», но не «Сегодня мы пойдём гулять позже!», или «Пойдём гулять к деткам!»);
— слова необходимо произносить чётко, достаточно громко, акцентировано, но используя естественную интонацию;
— при необходимости подкреплять указанием на предмет при его назывании или демонстрировать действие;
— необходимо расширять словарный запас только теми словами, которые обозначают предметы и действия из реальной жизни ребёнка;
— использовать для просмотра и комментария детские книжки или картинки с яркими, реалистичными рисунками, желательно отражающими наглядный опыт ребёнка;
— не использовать контекстную информацию (сказки, абстрактные тексты и выражения), т.к. такую информацию практически невозможно подкрепить дополнительными приёмами, улучшающими понимание. Например, как можно «продемонстрировать» ребёнку «Колобка», объяснить выражение «По сусекам поскребла» или «Жили-были»?
— не оставлять ребёнка возле включенного телевизора, так как он будет просто повторять в дальнейшем услышанные и «запечатлённые» им фрагменты из фильмов и рекламных роликов, не понимая их смысла, что затруднит с ним работу по улучшению понимания речи.
- Помощь ребёнку с рецептивным нарушением речи должна быть вплетена в повседневную жизнь семьи. Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, еды и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно для адаптации при нарушениях понимания речи. Каждое событие или действие режима дня должно сопровождаться одним и тем же речевым комментарием (его объём и содержание зависят от степени нарушения понимания – чем выраженнее проблема, тем лаконичнее). Особое значение имеет формирование понимания простых просьб и обращений: «дай мне…»; помогайте ребёнку выразить своё желание («Мама, дай воды», «Я хочу пить»). Проговаривая за него, демонстрируйте, как это надо делать, используя других членов семьи («папа, дай хлеб!», «на, мама хлеб!»); Необходимо постоянно поддерживать ребёнка, помогать, проявлять терпение, ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за неправильную реакцию на речевые просьбы.
При установлении диагноза расстройства рецептивной речи в раннем возрасте и адекватном коррекционном сопровождении в большинстве случаев проблему удаётся компенсировать вплоть до полного выздоровления.
Задержка речевого развития у детей
Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.
Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.
Типы задержки речи
Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:
Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.
Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.
Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.
Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.
Рецептивная речь
Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.
Рецептивная речь по возрасту
Возраст | Умения | Признаки задержки |
4 месяца | Повернет голову на голос | Нет зрительного контакта или не улыбается |
5 месяцев | Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) | Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука |
6-9 месяцев | Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). | Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово. |
12 месяцев | Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. | Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”. |
15 месяцев | Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции | Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч). |
18 месяцев | Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела | Не умеет называть и показывать части тела |
2 лет | Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) | Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания |
3 лет | Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков | Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты. |
4 лет | Способен классифицировать и определить смысл. | Не может в игре подбирать и классифицировать объекты. |
5 лет | Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. | Не может ответить на вопросы о простой истории ( “что же Маша съела в доме трех медведей?”) |
Причины расстройства рецептивной речи у детей
Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства, чтобы определить источник проблемы.
Возможные причины отклонений:
Развитие экспрессивной речи
Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.
Этапы развития экспрессивной речи
Возраст | Умения | Признаки задержки |
4 месяца | Улыбается, агукает. | Не издает никаких звуков. |
6 месяцев | Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. | Не смеется или не имитирует мимику. |
9 месяцев | «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. | Не производит никакого лепета |
12 месяцев | Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). | Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки |
15 месяцев | Может играть и «комментировать» игру. | Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения. |
18 месяцев | Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. | Нет истинных слов, не может имитировать слова. |
2 лет | Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. | Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы. |
2 1/2 лет | Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) | Менее 50 слов и нет фраз |
3 лет | Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. | Не задает вопросы, выражается короткими предложениями. |
Причины расстройства экспрессивной речи
Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей, так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:
Этапы развития и расстройства артикуляции
Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.
Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:
Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития
Осмотр педиатром и дальше к специалистами, которые он порекомендует (невропатолог, логопед, психолог) – это основа. Иногда, детский врач, проведя осмотр, может сказать, что все в порядке и повода для волнения нет.
Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.
Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:
В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:
– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).
– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.
В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты.
Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.
Глава 15. Психопатологические синдромы детского возраста (продолжение)
Расстройство рецептивной речи (F80.2). Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько предметов к 18 месяцам или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте двух лет должны быть оценены как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т. д.), непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жестов и т. д.).
Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет признаков общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано, и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при этом варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социальных, эмоциональных и поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность и чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии, возможна подражательная речь с непониманием ее смысла, может проявляться ограничение интересов. Однако они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает легкая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.
Это расстройство охватывает также такие клинические формы, как афазия или дисфазия развития рецептивного типа, словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.
Требуется отграничение от приобретенной афазии с эпилепсией (синдрома Ландау—Клеффнера), аутизма, элективного мутизма, умственной отсталости, задержки речи вследствие глухоты, дисфазии и афазии экспрессивного типа.
Есть вопрос?
ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?
Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту