что такое ретранслятор на алтае
Восхождение на Ретранслятор в Акташе или ломаем стереотипы городского кроссовера
В качестве 10-дневного турне по Алтаю на нашей машине, возвращаясь с южного берега Телецкого озера, собирались проездом заехать на акташский ретранслятор, т. е. чтоб вы понимали — мимоходом. Метнуться калачиком туда и обратно. И что же было дальше. Мы не знали условий, не вдавались в подробности, а просто ехали туда куда наметили. Только на месте мы увидели козью тропу, по которой нам предстояло взбираться в гору и снующих по ней внедорожников типа патриков, крузаков, прадосов, паджериков, сурфов.
С препятствиями столкнулись в самом начале пути. Преодолевали их выверяя траекторию. Одно неверное движение и ты повис на камушке болтая колесиками. Штурмуя очередное препятствие, сзади нервно посигналил патрик с группой туристов, мы прижались влево, чтобы пропустить торопыгу. Поровнявшись с нами, водитель с ухмылкой сказал, что наши усилия бесполезны, мы всё равно не проедем и любезно предложил нас доставить (1,5к за место). Мы любезно отказались, надо было поспорить) Нас это только ещё больше раззадорило.
По мере восхождения глаза расширялись и норовили выпасть из орбит, нервы были натянуты как канат. Местами пытались не дышать, аж дух захватывало.
Теперь поподробнее для тех, кто заинтересовался маршрутом. Путь начинается за с. Акташ (республика Горный Алтай) в сторону с. Улаган. На развилке при выезде с села нужно брать правее. Горная тропа, по которой видно текли ручьи, а теперь камни, рытвины, промоины. Скакать так порядка 6 км до отвала недействующего ртутного рудника, следом дорога получше намного. Развилка вправо и влево от завода.
Акташский ретранслятор
Вам нужно ориентироваться на трассу Акташ-Улаган. Проезжаем село Акташ, и на выезде трасса уходит налево на Улаган, а нам нужно направо вдоль речки Ярлыамры (Беленькая в простонародье). Поначалу дорога идет в окружении леса к истокам реки Ярлыамры, дорога в булыжниках с промоинами. Это один из самых забористых участков маршрута, легковые машины там не проедут. Далее пейзаж начинает меняться, все меньше становиться растительности, горы становятся более безжизненными. Доезжая до отвалов Акташского рудника дорога делиться на две части, поворот налево более крутой подъем ведет в объезд Акташского рудника, но зато проходит в окружении леса. Дорога правее ведет к шлагбауму рудника, здесь вам как повезет, если есть охрана значит нужно заплатить за въезд, если шлагбаум открыт то проезжаем дальше. Дорога крутыми подъемами и серпантинами бежит все выше, на вершине горы виднеется ретранслятор и белые островки снега. Назад смотреть совсем не хочется снизу обрывы, еще немного и мы на площадке перед вышкой. Приехали! Высота и масштабность этих мест завораживает, здесь трудно дышать, зато хорошо загорается. Мест для фото и видео съемки предостаточно. Если забраться на куполообразную гору из битых камней, смотря прямо на Северо-Чуйский хребет, по левую руку между гор виднеется озеро Горных духов, правее же за хребтом нужно искать Белуху. Безусловно, виды с этого места останутся навсегда в вашей памяти.
Если у вас нет возможности или желания ехать по маршруту на своем авто, со всех окрестных турбаз на Акташский ретранслятор возят экскурсии. Проезжей эта дорога становится с июня по сентябрь месяц.
Горный Алтай. Акташский ретранслятор. Высота 3038 метров.
Если вы хотите сбежать от повседневных рутины, шумных городов — отправляйтесь в Горный Алтай.
Год назад, находясь под впечатлением записей в блоге Евгения ака Katancev начал готовить поездку по Алтаю, и маршрут номер один — Акташский ретранслятор, т.е. радиорелейная вышка УРС 08609, которая является частью сети РРЛ-800 и обеспечивает связью Республику Алтай от Горно-Алтайска до Ташанты. Расположена на высота 3038 метров. Знаменита тем, что к ней можно заехать на автомобиле. Отсюда открывается потрясающий вид на все окрестности.
Подгадываем отпуск на сентябрь, готовим автомобиль и первого сентября стартуем из Сургута. С двумя ночевками, в Тюмени и Бердске, по Чуйскому тракту добираемся до Акташа. Проезжаем село и на выезде основная трасса на Улаган уходит налево, мы сворачиваем направо вдоль речки Ярлыамры. Дорога — сплошные камни, пару раз царапнули бронёй раздатки по довольно крупным булыжникам. Неожиданно из-за поворота выползает «Урал». Разъезжаемся бортами с трудом в 20-30 мм, чиркая антенной рации по обшивке грузовика. На наш вопрос «… проедем ли на ретранслятор?», водитель, меланхолично осмотрел с высоты кабины своего Урала моего Шмеля, хмыкнул, и ответил: «… проедите» Уже радует. Успокаиваю жену-штурмана: раз Урал проехал, значит и мы проедем ))))) Не торопясь добираемся до отвалов. Перед самыми отвалами есть поворот налево — дорога в объезд рудника через лес. Мы объезжаем отвалы справа и подъезжаем к зданию рудника, на котором добывали киноварь, сырьё для производства ртути. Рудник не охраняется, шлагбаум открыт.
Проезжаем мимо разрушенных зданий, едем по основной дороге, до входа в шахту. Далее дорога уходит серпантином круто вверх. Здесь уже включаю пониженную передачу. На высоте 2700, на небольшой площадке, где можно развернуться, встречаем припаркованный Nissan X-Trail, экипаж дальше пошёл пешком. Начинается самый крутой подъем в поднебесье. Далеко впереди видно макушку ретранслятора. Не останавливаясь, ползём вверх. Едем по самому краю обрыва, адреналин зашкаливает. Ещё пара поворотов на серпантине, крутизна подъёма снижается и мы выезжаем на площадку рядом с вышкой. Навигатор показывает, что мы в космосе. Приехали! Высота 3038 метров. Приходим в себя от подъёма, осматриваемся.
Летим Куда Хотим
Акташский ретранслятор, дорога за облака
Акташский ретранслятор для туристов открылся сравнительно недавно — в районе 2015-2016 годов. Не сказать, что об этом месте никто не знал, оно просто было непосещаемым.
Мы давно рассказывали об этом месте и включали его в различные программы путешествий по Алтаю, но сами рискнули посетить только в июне 2017. Лишь тогда случилось так, что у нас был свободный день в Акташе, сносная погода и свободный проводник.
Можно ли подняться на ретранслятор на своей машине? Определенно можно, если у вас полный привод и высокий клиренс. Вы сэкономите 5 000 на заброске и сможете потешить свое самолюбие, восхваляя водительское мастерство и внедорожные качества автомобиля.
Но если у вас не подготовленный внедорожник, а стоковый паркетник или кроссовер (про который автопроизводители так любят снимать ролики о покорении горных ландшафтов), я бы рекомендовал найти хорошего проводника. На то есть две причины:
1. Амортизация деталей автомобиля и возможные неисправности во время этой короткой экскурсии могут стоить вам гораздо дороже 5 000 рублей. А учитывая удаленность Акташа от авторизованных сервисов еще и эвакуатор тысяч за 20.
2. Местные проводники очень не зря едят свой хлеб с хариусом. Помимо трансфера за облака они готовы выложить кучу интересных историй об этих местах. Если вы умеете слушать, разумеется.
Посетив ретранслятор в сентябре 2021 года мы вынуждены дополнить эту публикацию жирным красным текстом: не пытайтесь проехать на ретранслятор на своей машине! С каждым годом дорога все хуже и теперь штурмовать дорогу имеет смысл только на подготовленном внедорожнике с водителем, который имеет опыт и навыки передвижения по каменистым почвам и крутым склонам.
До середины 90-х годов в этих местах располагался Акташский ртутный рудник. Когда-то сам Акташ был основан для обслуживания этого рудника. Но ртуть в таких количествах больше не нужна стране и рудник вместе со всеми его недрами оказался никому не нужен. За пару десятилетий его разворовали, растащили на стройматериалы. А что не удалось человеку сделала природа. Сейчас от рудника остались лишь остатки нескольких зданий и горы отработанного шлака.
Но рудник дал миру дорогу наверх, и это главное для туристов. Выехав из Акташа в сторону Улагана через пару километров нужно повернуть перед первым мостиком направо. Дальше вас ждут 4,5 км дороги ужасного качества. Связано это прежде всего с тем, что речка Ярлыамры, вдоль которой идет дорога, весной выходит из берегой и вымывает из дороги грунт.
Нам повезло — проводник, которого мы нашли, родом из этих мест и много лет проработал на самом руднике. Он рассказывает, то в годы былого могущества эта дорога была намного лучше, чем сейчас. Настолько, что водители путали ее с Улаганским трактом и без всяких сомнений доезжали до самого рудника, где их разворачивала охрана.
Итак, первые 4,5 км преодолеваются с трудом даже на Ниве или УАЗе. Огромные валуны, колеи, трубы — все это не доставляет комфорта. Когда вы проезжаете мостик через Ярлыамры, можно выдохнуть. Дальше дорога пойдет попроще.
Мы поднимаемся на крутой яр и вдруг видим возле дороги небольшой палаточный лагерь.
— Это бабочники, — поясняет наш проводник Сергей, — они здесь все лето. Вы знали, что есть такие виды бабочек, которые стоят десятки тысяч долларов? Вот и я не знал.
Дальше мы огибаем гору рыжего шлака, высотой с шестнадцатиэтажку, и оказываемся перед шлагбаумом. Метрах в 50 справа от нас находится двухэтажное здание, когда-то выкрашенное в белый цвет. Здание давно заброшено за исключением одной секции из двух комнат, где из трубы идет дым. В остальном зияющие оконные проемы, схлопнувшиеся внутрь стены, сложившаяся крыша.
— А это администрация завода, который перерабатывал руду. В прошлом году один местный делец взял его в долгосрочную аренду, сколотил бригаду из местных бухариков и заселил их в корпус. Шарятся по округе, собирают травы, корешки. Вот шлагбаум поставили, чтобы деньги собирать.
Тут Сергей остановился перед шлагбаумом, и выкрикнул в сторону барака несколько крепких слов, что являются паролем. На акташский диалект из кустов появилось чумазое лицо, кивнуло и потянуло за трос, открывающий шлагбаум.
Дальше дорога пойдет еще круче и идет серпантином мимо заброшенного здания рудника, мимо штолен (глубина которых достигает 3-х километров), мимо пасущихся лошадей и яков.
А так выглядит ртутная киноварь, которую добывали как раз в этих штольнях, в Акташе. Снимок я сделал уже в музее в Горно-Алтайске.
Перед финальным подъемом будет большая площадка, на которой мы рекомендуем обязательно сделать остановку. С нее открывается вид на Северо-Чуйский хребет намного интересней, чем с вершины — там сильно мешает скала по центру.
На последнем отрезке к вершине уже встречается снег, облака и вообще здесь заметно прохладнее. Мы поднимаемся на гору Лысуха, но чуть чуть не достигаем вершины. Машины паркуются на площадке вокруг вышки — это и есть ретранслятор. Высота площадки 3 000 м над уровнем моря, а сама вышка 50-70 метров по разным данным.
О том, что это за вышка, какова история ее возникновения и кто эти люди, что здесь работали отлично написано на сайте Алтай Туристский. Я лишь добавлю, что этот ретранслятор обеспечивает район теле- и радиосигналом и мобильной связью. А это значить, что дивные фото с пылу с жару сразу попадают в инстраграмы. Или что вы там еще привыкли вести.
Итак, что делать на площадке у акташского ретранслятора?
Можно поймать потрясающий вид на весь Северо-Чуйский хребет. Если позволит погода, разумеется.
Можно наблюдать за Курайской степью и запечатлеть, как солнечные лучи гуляют по долине.
Можно медитировать, глядя на ленту реки Чуя.
В ясную погоду можно рассмотреть в бинокль или зум объектива Белуху.
Можно сходить на Озеро Горных Духов, описанное писателем-фантастом Иваном Ефремовым, в рассказе «Озеро Горных Духов».
Можно подняться пешком еще 200 метров и понаблюдать, как в ущелье пасутся сарлыки.
Можно прогуляться по хребту до старого ретранслятора. Прогулка займет часа 2 на туда-обратно.
Можно загореть и сгореть напрочь. А еще полюбоваться местной флорой под ногами.
Что нужно взять с собой на акташский ретранслятор?
— Термос с чаем, напитки, еду. Если погода облачная, то хребты могут то открываться, то закрываться и виды будут эпичными и переменчивыми. Вы проведете на вершине несколько часов.
— Теплую одежду: ветровку, шапку.
— Удобную и прочную обувь, если вам вдруг захочется забраться на скалу или погулять по курумнику.
— Защитный крем от загара. На такой высоте за несколько часов можно загореть как за день на солнце в Сочи.
— Фотоаппаратуру, бинокли, штатив.
Таким образом, на ретранслятор стоит потратить, как минимум, полдня. А то и весь день. И мы рекомендуем воспользоваться услугами местных проводников. Прогулка выйдет куда интереснее. Кроме того, через проводника всегда можно попробовать раздобыть свежего хариуса по низкой цене. Или кош-агачской баранины, которая ничем не хуже новозеландского ягненка.
Найти проводника за облака вы можете спросив на любой турбазе Акташа, Чибита или Курая. Всего на акташский ретранслятор доставляют 5-6 человек.
Мы публикуем номер телефона человека, который возил нас. Он дал на это разрешение: +7 962 582 62 77 Сергей.
А теперь фото пользователей, кому больше повезло с погодой.
Здесь я был. Алтай. Акташский ретранслятор. 8/30
Для меня это место имеет историю длиной почти в шестьдесят лет, хотя побывал там только в 2015 году.
Родился я и некоторое время жил в не очень благополучном районе Бийска. Около привокзалья. Случаи получения соседями расстрельных статей бывали. Неофициально было принято заменять приговор работами на ртутных рудниках. И весточки оттуда доходили. Акташский ртутный рудник и был такой альтернативой для непродолжительной жизни. Если были родственники, то хоронить отдавали. В памяти осталось. Но, более всего зацепило возвращение соседа домой. Оттуда. Сидит на лавочке перед домом, покашливает. Для нас, мелких пацанов, было странно, почему взрослого (лет двадцать) мужика выводит за ворота его мать. И забирает. Недели на две его хватило.
Причем здесь это? Ретранслятор стоит именно на той горе, из недр которой добывали киноварь. Шахты, остовы строений, отвалы пустых пород до сих пор на месте, и мимо них не пройдешь и не проедешь.
Учились вместе в институте, да и сейчас поддерживаем хорошие отношения, с Сергеем. Его отец, работая шофером, возил на рудник грузы из Бийска. Сергей с детства ездил в те края. Еще по верхней дороге Белого Бома. И в рассказах рудник присутствовал.
Ретранслятор на горе поставили уже после закрытия рудника. Но это неразделимое целое
Поехали
Высота где-то чуть больше двух километров, ветер, солнце и морозец. Дышится хорошо, картинка перед глазами прекрасная. А руки мерзнут держать фотоаппарат.
От входа в шахты начинается дорога, сделанная для проезда техники с оборудованием и средствами монтажа вышки. Гусеничным тракторам критичны боковые уклоны, которых они не любят. Но нам не повезло с этой дорогой — ее уже завалило снегом.
Ребята здесь были 16 июля. Снег еще не сошел. Сегодня 9 сентября — снег на несолнечных склонах уже лежит, причем не первый день. Здесь есть объезд по солнечной стороне, но он покруче будет. Поднялись где-то на 2850.
Хорошая ровная площадка с прекрасными видами.
В один кадр широкоугольника попадает одновременно Курайская степь с поселком Кызыл-Таш слева и поселок Чибит справа. Межу ними ХХХХ километров.
Я еще не знал, что в развитии этого будет Марс Чуйской степи
В общем-то случайный кадр. По крайней мере по мерке знатоков и любителей гор. Что снимал? Как это называется и это? Полный ноль. Построил кадр из того, что было, и нажал спуск. Как потом оказалось, у этого кадра была история и до, и, совершенно независимо от него, история после.
Дальше подниматься не получилось. Дорогу забило снегом, а объездной, как это было чуть ниже, здесь нет.
Спускались не через кедрач, а под шлагбаум — надо было сфотографировать отвалы пород.
Летом следующего года со двора гостиницы между Акташем и Чибитом, я показал жене горку с ретранслятором, по которой мы катались. Жене стало плохо, или как говорят, дурно.