что такое ремонтный катализатор
Замена катализатора, оригинал или аналог? Давайте разебремся!
Автомобильный катализатор — вы когда нибудь задумывались, что это и для чего он нужен?
Это необходимая деталь в выхлопной системе! В особенности для тех, кто заботится об экологии, ведь автомобиль с неисправным катализатором наносит огромный вред окружающей среде.
Как работает катализатор?
Структура катализатора выполнена в виде сот, покрытых напылением солей родия и палладия. Соты нужны для увеличения площади соприкосновения выхлопных газов с поверхностью нейтрализатора
Остатки отработавших газов проходя через активную поверхность, полностью окисляются содержащимся в них кислородом. При нагреве в катализаторе активируется окисление и в итоге из катализатора выходят в основном углекислый газ и азот.
Сколько разновидностей катализатора?
Оригинальный катализатор для Hyundai Solaris 1.6
Цена на оригинальный катализатор для автомобиля Hyundai Solaris 1.6
Самый волнующий вопрос в выборе между оригиналом и универсальным изделием — это цена!
Цена на оригинальную запчасть варьируется от 50000 до 300000 рублей.
Отсюда возникает вопрос, а для чего покупать оригинальный коллектор в сборе если с коллектором на Вашем автомобиле все в порядке?!
Разберемся на примере одного из самых распространенных автомобилей Hyundai Solaris, Kia Rio 1.6 DOHC
Цена оригинального катализатора порядка 100000 рублей, работы мастера по замене коллектора от 3000 рублей!
Цена универсального катализатора : от 7000 до 10000 рублей
Спортивный и гражданский вариант исполнения нейтрализатора
Данные катализаторы соответствуют классу экологичности ЕВРО 5 и отлично справляются с неприятными запахами. Соты катализатора изготовлены из Вольфрама благодаря чему не подвержены воздействию высоких температур и отлично справляются с работой в при штатном расположении. Размерная сетка позволяет подобрать катализатор практически под любой автомобиль, а компетентные специалисты смогут Вам в этом помочь. Так же продукция может использоваться и в тюнинг-решениях т.к. есть катализаторы с увеличенным размером ячеек (спортивные) для повышенной пропускной способности.
Изделие без особых проблем устанавливается на место удаляемого катализатора.
Универсальный катализатор готовый к установке Toyota Camry 2.4
Универсальный катализатор в штатном коллекторе Toyota Camry 2.4
Катализатор прощай и здравствуй новый!
Добрый день, уважаемые!
Прежде чем вы приступите к чтению, хочу предупредить, что данный материал сохранен для истории! На данный момент я не рекомендую проделывать процедуру замены на основании данной статьи!
Буквально день назад я озадачился сбором статистики по вышедшим из строя катализаторам. Процент крайне не велик, но случаев достаточно если сравнить с аналогичными проблемами у конкурентов. Многие испугавшись выбивают катализатор и ставят пламегаситель, а ленивые вообще ничего не ставят, что зря на мой взгляд. Кто то решается на более серьезные переделки, и заказывает паука или покупает готовые решения. Так же люди чипуют свой авто под Euro-2. В итоге автомобиль становится чуть резвее, но пахнет как жигули. Мне все эти способы не нравятся, т.к. идеологию автомобиля я принял давно, мне достаточно его резвости и экологичности. И тут я наткнулся на одно видео, которое заставило меня действовать. Вот оно:
Я позвонил в фирму «Глушители на Неве» и проконсультировался по поводу данной работы. Оказывается уже многие Сидоводы, да и не только, обращались по поводу выбивания катализатора с установкой пламегасителя. Но меня заинтересовал вариант замены штатного катализатора на катализатор с металлической основой стандарта Euro-4. Чем такой катализатор интересен? Обратимся к информации от исследовательской группы ИНФОМАЙН, которую обнаружил и любезно предоставил alskvor
Нейтрализаторы с керамическим и металлическим носителями
Распространены два типа подложки-носителя: керамические и металлические монолиты.
Керамические монолиты представляют собой пористые керамические тела из термостойкого магниево-алюминиевого силиката, пронизанные несколькими тысячами мелких каналов по которым пропускают отработавшие газы. Несмотря на то, что керамика сделана достаточно огнеупорной (выдерживает температуру до 800-850ºС), при неисправности системы питания и длительной работе на переобогащенной рабочей смеси монолит может не выдержать и оплавиться, что влечет за собой выход нейтрализатора из строя.
Металлический монолит, являющийся альтернативой керамическому, изготовлен из мелкогофрированной металлической фольги толщиной 0,05 мм и закреплен методом высокотемпературной пайки. Благодаря тонкостенной структуре, на одной и той же площади размещается больше газовых каналов.
Это позволяет увеличить площадь рабочей поверхности, получить меньшее противодавление, ускорить разогрев каталитического нейтрализатора до рабочей температуры и, главное, расширить температурный диапазон до 1000-1050ºС.
На поверхность каналов как керамического, так и металлического нейтрализаторов нанесен активный каталитический слой – абсорбционный слой из Al2O3 с покрытием из благородных металлов. Абсорбционный слой увеличивает эффективную поверхность каталитического нейтрализатора в 7000 раз. Общая площадь поверхности каталитического слоя может достигать 20 тыс. м2. При этом масса катализатора, нанесенного на эту площадь, составляет всего 2-3 грамма.
Керамические автокатализаторы менее дорогие, чем металлические, однако имеют существенный недостаток – они более хрупкие. Поэтому в состав керамического автокатализатора входит эластичная термоизоляционная прокладка, которая помимо защиты от вибрации, ударов и других механических воздействий, служит для компенсации различия термического расширения корпуса и носителя. Такая прокладка может изготавливаться в виде проволочной сетки из нержавеющей термостойкой стали или из волокон силиката алюминия с добавкой слюды.
Ещѐ один неприятный момент – это керамическая пыль. Керамический блок стареющего катализатора, невзирая на его внешнюю целостность и сохранность своих основных свойств, понемногу разрушается, и появляющаяся при этом керамическая пыль попадает в цилиндры камеры сгорания, что приводит к преждевременному их износу и, соответственно, к более раннему ремонту двигателя.
Следует отметить, что и керамический, и металлический автокатализаторы могут терять свои свойства в результате долгой работы двигателя на холостом ходу, использования некачественного или этилированного бензина, «левых» технических жидкостей для промывки топливной системы, переобогащѐнной топливной смеси, а также попадания в камеру сгорания масла или антифриза.
Вышеназванные факторы, помимо потери способности катализатора дожигать вредные примеси, способствуют засорению каналов, что приводит к уменьшению их общего проходного сечения, потере мощности и к перегреву самого нейтрализатора.
Из всего вышесказанного главный плюс в том, что даже при поломке такого катализатора ничего не полетит в ДВС! Двигатель просто перестанет тянуть и потребуется замена катализатора. Все это мне крайне понравилось, но остались вопросы. Нужно ли прошиваться? Как на это отреагируют датчики кислорода стоящие до и после катализатора? Оказалось, что вообще ничего не будет изменено! По факту автомобиль останется точно таким же окромя того, что родной керамический катализатор будет заменен на новый металлический. Цена вопроса — 15000 руб. Хорошо. Позвонил ОД KIA и поговорил с инженером по гарантии на вопрос, как они расценят данное событие и на чем я и что потеряю. Катализатор у меня и так уже не на гарантии, единственный вопрос может возникнуть по датчикам. ДВС так же не при делах если умрет не по причине катализатора. В итоге принял решение о замене! В сервис на пр.Обуховской Обороны 125-127 я ездил раньше, доверие было. Позвонил, договорился и поехал. Все время находился в ремзоне рядом с мастером Игорем, наблюдал как и что он делает, фотографировал и старался не задавать много вопросов. Сняли выпускной коллектор, выкрутили датчик кислорода и смотрим…
Фокус к сожалению не навелся на поверхность катализатора, но вся поверхность была в дырках различного калибра. Обломки катализатора, слава Богу, в двигатель не попали и на том спасибо! Выпускная сторона катализатора была девственно чиста, на просвет все хорошо. Приступили к выпиливанию катализатора из выпускного коллектора. Вырез делали строго по длине нового катализатора. В итоге вынули центральную часть и выскребли остатки катализатора из двух половинок.
Вот такая вот рабочая поверхность старого керамического катализатора на пробеге 35500 км.
Старый катализатор находился плотно в колбе коллектора, где уплотнителем служила термоизоляционная прокладка. Все вычистили, продули принесли новый каталитический блок, производитель ООО «РосЭко».
Данный катализатор собран на металлическом носителе немецкой компании Emitec. Носитель состоит из тончайших гладких гофрированных листов легированной стали. Металлический носитель катализатора устойчив к высоким температурам (до 1100 ° С) и нечувствителен к механическим нагрузкам. Краткое техническое описание взято тут. Размеры Ø113х85мм. Блок целиком приваривается в место выреза к частям штатного коллектора и вот, что в итоге получилось.
Стенки каталитического блока стали стенками коллектора. Все сварочные швы обработаны специальной термостойкой краской.
Все собрали, закрепили и проверили. Итого 15000 руб. с учетом работ и материалов. Гарантия полтора года, подарили банку стеклоомывайки и я поехал. Что поменялось? Ничего не поменялось! Выхлоп не воняет, автомобиль работает ровно как и раньше, но главное — спокойствие по поводу ДВС.
Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь! (с) «Ирония судьбы или С легким паром»
Замена штатного катализатора на ремонтный
И снова всем привет.
Как я уже писал в предыдущей записи, кроме замены мотора в первые две недели сего года с Пассатом был еще ряд ремонтных манипуляций.Одной из таких манипуляций стал ремонт катализатора. Точнее я даже не знаю, как правильно это назвать, заменой или ремонтом, считайте сами, как кому больше нравится, суть от этого не меняется.
В общем то какой-то крайней необходимости кромсать катализатор пока еще не было. Ошибка по снижению эффективности вылезала крайне редко. А решение о замене его принято после того, как я, открутив от ката выпускной коллектор, увидел такую вот картинку:
Странно, что несмотря тна такой пробег и степень забитости на входе, он еще неплохо справлялся со своими обязанностями.
Далее вскрытие. С развальцовкой шва защитного экрана проблем нет, там всего три-четыре маленьких прихватки сваркой, которые слегка надо подточить болгаркой, а все остальное хоть и не без усилий, но развальцовывается вполне нормально:
Далее пилим)
Кат состоит из двух элементов. Первый маленький, тот, который забит на входе. Вот он с обратной стороны:
А второй большой, что стоит в толстом сегменте. И вот он то уже тоже выглядит не очень:
Выковыриваем все это. Верхний сегмент вышел достаточно легко. Только я сначала распилил не правильно, прямо по стыку первого сегмента и конусного расширения и не смог вытащить малый элемент, т.к. он упирался в утолщение в месте сварки. Пришлось пилить еще в сантиметре от предыдущего реза и тогда элемент вышел без особых усилий.
С большим элементом все оказалось сложнее. Даже распилив корпус вдоль в двух местах, я с большим трудом отделил металл от элемента.
В итоге вот и все, что осталось от родного катализатора — набор железок:
Сами внутренности катализатора были сданы скупщикам. Осталось решить, что ставить взамен.
Изначально вариант с вваркой пламегасителя и программным отключением второго лямбда-зонда мной не рассматривался. Это не правильно, это не мое. Спорить ни с кем не буду, каждый решает сам, как ему поступать. Мой вариант — замена катализатора и штатный вариант работы выхлопа. Вопрос был лишь в том, что именно ставить: катализатор целиком или вварить ремонтный элемент в родной корпус.
Пошукал в интернете отзывы, посмотрел разные варианты, в т.ч. страничка на данном форуме подвернулась
Оригинал ныне стоит вообще каких-то космических денег — больше 140000 рэ. Не вариант.
Остаются два варианта.
1. Катализатор китайского исполнения за 12 с небольшим тысяч рублефф.
Кстати, вот мне интересно, если заказать сдуру оригинал за 140000, каковы шансы, что получишь вот такой вот за 12000? Я думаю, процентов 99))) Я даже не думаю, я уверен)
Плюс — выглядит штатно, морочиться со сваркой не надо, заказал-получил-поставил. Минус — долго ждать.
2. Ремонтный блок катализатора. Плюсы: подешевле и побыстрее.Минусы — надо заморачиваться с вваркой.
Для меня в данном случае решающим стал срок поставки, т.к. мотор уже был в процессе установки и зависать на подставках из-за катализатора на месяц или больше мне не хотелось.
В итоге остановился на ремонтном блоке Fortluft 110130e4 (110 мм диаметр, 130 мм длина, евро 4)
Заказал 5.01, ждал дней 10 вроде, не помню уже. Праздники же, выходные, кто-то работает, кто-то нет… Ну да ладно, время это зря не прошло, нашел, что еще в машине поковырять…
Приехал вот такой керамический блок:
В этих же размерах есть еще 110130ме4 — он металлический, а не керамический и стоит примерно в полтора раза дороже.
Собираем.
Часть родного корпуса, где стоял большой элемент катализатора для вварки не нужна, у меня на ней были сделаны метки, чтобы не промахнуться с взаимным позиционированием входной и выходной частей.
Обточил полностью сварные швы на нужных для сборки частях так, что они достаточно потно вошли в корпус ремонтного блока.
Дальше собрал все это как есть с коллектором и трубой и примерил на месте, чтобы не получилось так, что где-то-что-токуда-то упрется или будет задевать.
Убедившись, что все в норме, обварил. Сварщик из меня так себе, красивых швов не получается пока, но проварено все как надо)
Ну а дальше все завальцовывается в защитный кожух и ставится на место:
Были ли какие-то сомнения в том, будет ли все это адекватно работать? Да, были. Но по факту сомневался зря — выхлоп не воняет как у древних жигулей, ошибки нет, «чек» не горит.
На сколько хватит его? Не знаю, время покажет. Будем наблюдать.
Установка ремонтного катализатора и восстановление экологии
Всем привет, друзья!
Чуть больше года назад делал запись про удаление катализатора и вварку пламегасителя) Теперь будет все наоборот, поскольку в документах на моем авто прописан третий экологический класс, соответственно, техосмотр я пройти уже никак не смогу.(
Помониторив наш Д2 и цены, пришел к выводу, что по соотношению цена-качество будет лучшим универсальный ремонтный катализатор Bosal, да и пометка на упаковке тоже гласила «Euro3».
Заказал через Экзист ремонтный катализатор:
Да, ребят, цена не то, чтобы и маленькая, но в сравнении со стоимостью в 50к оригинального акцентовского катколлектора с нейтрализатором — цена на ремонтный просто сказка!) Да и если с 1 октября начнется движуха, стоить он будет гораздо дороже уже, поэтому сейчас самое время)
И так, что мы имеем?
Есть небольшой нюанс по вварке катализатора, поскольку он универсальный, то имеет диаметр труб 50мм, а диаметр труб выхлопной трассы акцента 45 мм, поэтому пришлось аккуратно завальцевать трубы каталика и все отлично подошло в центральный тоннель, соответственно, не перепутав направление движения газов и термозащитой кверху.
Скажу сразу-каталик не уменьшает клиренс, такой ракурс фото-сбоку снизу, поскольку просто сбоку его вообще не видно)
А теперь вишенка на торте — техосмотр. Не знаю, как у других, у нас проверяют все! Смотрят вплоть до коррозии на несущих частях кузова и работающего корректора фар, подвеску на вибростенде трясут, тормоза (осмотр на наличие коррозии на трубках и трещин на шлангах, прокатка осей на валиках), люфты рулевого, свет (чтобы никаких диодов и ксенона, чтобы светило ровно ну и чтобы все светило и моргало), и выхлоп, осмотр подкапотки на наличие незарегистрированного ГБО, всякого рода пауков и течей масла, и фото машины спереди и сзади, целостность остекления, работу ремней безопасности. Целых 45 минут на одну только мою машину потратили, в общем вот так вот! Все прошли с машинкой с первого раза (я и не сомневался в этом)))
На мой вопрос по выхлопу, мастер сказал, что уровень токсичности аж в два раза ниже допустимого, вот тут моя душа прям расцвела)))
Однако тут есть один нюанс — каталик должен прогреться до своей рабочей температуры для своей эффективной работы, потому как не близко к коллектору, поэтому перед заездом на техосмотр немного покатался по городу.
Ну вот, на этом вроде все! Как-то так на сегодня!
Всем удачи и ровных дорог
В поисках универсального нейтрализатора-заменителя на Duster.
Можно установить любой универсальный каталитический нейтрализатор подходящего объёма, если вы сами или установочный центр где вы собрались это проводить примерно представляют что и как нужно делать, — выхлопная система Duster’a это позволяет.
Пожалуй, это была бы самая короткая моя статья, начни я ей так)
Про то, что такое каталитический нейтрализатор(далее по тексту я буду называть его просто и привычно, — катализатор) написано не мало статей и снято не мало роликов на youtube и отношение у владельцев машин к этой детали то же разное. Сразу скажу, если вы из тех, кто считает, что «каты надо выбивать«, — эта статья не для вас, можете сразу её закрывать. Остальных прошу следовать далее по тексту.
И так, не так давно Stalevar63 написал статью про выпускную систему полноприводного Duster’a(владельцы переднеприводных машин могут многое почерпнуть из этой и этой статей ice-Xolodilnik ) в комментариях к которой я вызвался помочь с подбором не оригинального катализатора на Duster. Но, в процессе поисков оных я понял, что банальный ответ с артикулом наименованием фирмы изготовителя будет каким-то не полным, что ли… Тем более, что только артикулы фирмы Bosal будут находится в привычных всем интернет магазинах, да и то не все. Остальные нужно будет искать у других поставщиков.
Начнём с того, что если с вами не произошла неприятность как с kasper2103 (огромное ему спасибо, за то что поделился ценной информацией о выпускной системе в своих статьях и сообщениях) вам, скорее всего долгое-долгое время не придётся даже и думать о катализаторе своего Duster’a(статья Reanimator33 тому подтверждение, хотя, он перевёл свою машину на газ, — так что это не точно). И вот почему:
Фото я бессовестно спёр из уже упомянутой статьи Stalevar63 , — очень уж оно наглядно. В общем, я не раз упоминал, что у Duster’a по большей части примитивная, если не сказать, что архаичная конструкция. И знаете, я всё больше и больше убеждаюсь, что это скорее плюс, чем минус. В отличие от многих более прогрессивных конструктивно машин или даже своих младших братьев Sandero и Logan’a, Duster не имеет катколлектора, — детали совмещающей в себе выпускной коллектор и катализатор разом. Для экологии это не очень хорошо, катализатор будет работать не так эффективно из-за своей удалённости от выпускного коллектора, а для владельца машины это огромный плюс, — всё то же расстояние от выпуска не даст керамической крошке, которая может образовываться в случае разрушения сот катализатора(привет многим современным корейским автомобилям), добраться до мотора. По этому-то я даже и не встречал на сайте статей о замене катализатора на Duster’e по причине его естественной смерти, — по большей части с ними расстаются по глупости /ради тюнинха или из-за встречи с камнем/люком/иным предметом дотянувшимся до самой низкой точки машина.
Почему я являюсь в таком случае сторонником сохранения экологического класса машины путём установки универсального катализатора, а не замены его стронгером/пламегасителем и прошивкой под Евро-2? Всё просто, — в РФ с недавних пор ужесточили нормы прохождения ГТО и я уверен почти на 100%, что их будут ужесточать и даль. Я не спорю с тем, что по по прежнему хватает мест, где можно пройти ГТО даже не представляя машины или за деньги решить возникшие вопросы, но, сдаётся мне, что таких мест будет всё меньше(ужесточение ввело не хилые штрафы для экспертов, проводящих ГТО, вплоть до уголовной ответственности, если не ошибаюсь). Кроме того, ни один стронгер или пламегаситель не понизит звук выпускной системы до его уровня, когда в ней присутствовал катализатор( kasper2103 вварил себе три стронгера, но выхлоп всё ещё гораздо громче стокового), не говоря уже о вони, которая будет идти от выхлопной системы. Кроме того, по крайне мере на до рестайлинговый Duster, чей экологический класс Евро-4, подобрать катализатор с металлическими сотами, — он стоит дороже керамического, но более прочен, и в случае разрушения, он оплавляется, а не крошится, а значит безвреден для двигателя от слова совсем.
Закончим с уже затянувшимся вступлением и перейдём уже к списку того, что должно подойти с минимальными доработками. Сразу скажу, — информация актуальна для владельцев дорестайла, все представленные катализаторы будут класса Евро-4(хотя, если перед второй лямбдой воткнуть механическую обманку, — можно и на рестайл их поставить. Наверное.)
Начнём почти с оригинала, — Bosal 099-948
Почему это почти оригинал? Да, просто вся выпускная система у Logan’оподобных от Bosal. Это керамический катализатор стандарта Евро-4. Единственный нюанс с его установкой будет в том, что диаметр его труб 50 мм, а в выхлопной системе Duster’a 45, но он легко решаем. На сайте хватает статей об успешной установке и эксплуатации данного катализатора(вот и вот например), а вот с отзывами о нём всё не так просто, — плохих и хороших примерно поровну. Главными бы его плюсами я назвал цену(она просто смешная в сравнение с оригинальным катализатором на Duster) и то, что его артикул знают avtodос, exist и прочие интернет магазины.
Следующим у нас будет AWG Polonez CP25/MP25
Те, кто когда-нибудь занимался какими-либо работами с выхлопной системой, наверняка знаком со стронгерами и пламегасителями этой польской фирмы. Чтож, как и Bosal, она производит и универсальные катализаторы. У них вообще довольно удобный и интересный каталог, — они даже делают сажевые фильтры, жаль, что для Duster’a модели в их каталоге ещё нет. Из главных плюсов этой детали, её можно заказать в двух вариантах исполнения, — керамическом(СР25) и металлическом(МР25). Лично мой голос за металлический, — он те так чувствителен к механическим колебаниям и нагрузкам, быстрее прогревается, аэродинамическое сопротивление сот у него меньше, но и стареет он быстрее керамического. Из минусов, — артикулы этой фирмы не знает ни один известный мне популярный интернет магазин запчастей, но, по крайней мере в столице есть дистрибьюторы этой фирмы и заказать её продукцию так или иначе можно. Да и отзывов именно о катализаторах AWG я нашёл не так много.
EcoCat 43123 и EcoCat 43128
EcoCat, — это финская компания, производящая катализаторы с металлическими сотами. В целом отзывы о её продукции положительные, но я нашёл их не так много. И, как в случае с AWG их продукцию нужно будет искать у дистрибьюторов, — артикулов их интернет магазины не знают. Почему я указал два артикула? Дело в том, что блуждая по сайтам фирм, предлагающих замену вышедших из строя катализаторов на не оригинальные, я не раз натыкался на фразу о том, что лучше устанавливать катализатор рассчитанный на двигатель большего объёма, с небольшим запасом. А на какой объём двигателя рассчитаны эти два катализатора я так и не нашёл, так что, наверное, лучше ставить тот, что побольше.
MG-Race, — это российская фирма занимающаяся производством корпусных и блочных катализаторов из метала и керамики(вот ссылка на сайт одного из её дистрибьюторов). Блок стоит дешевле, и ставится в опустошённый корпус штатного катализатора, но его труднее подобрать и я с этим особо не заморачивался. Хотя, в таком случае ни один эксперт ГТО или гаишник к выхлопу не докопается(если сварной шов на корпусе родного катализатора будет аккуратным), — система останется максимально штатной. Конкретно этот катализатор металлический, по ссылке выше можно поискать и керамические варианты. Отзывы по продукции фирмы в большинстве положительные, но артикулов её не знают интернет магазины.
Как видите, вариантов сохранить экологический класс машины, в случае выхода из строя штатного катализатора более чем хватает. И они не такие уж и дорогие, — если брать Bosal 099-948, то он стоит каких-то 3600 рублей, цену остальных приводить не буду, так как она может весомо меняться в зависимости от магазина, но всё равно будет очень сильно дешевле оригинального катализатора(у 2.0 Dusyer’a его артикул 200108230R). Всем удачи на дорогах.
Спасибо Stalevar63 и kasper2103 , — одного, за то, что сподвиг написать статью, а второго за то, что поделился информацией о геометрии выхлопной системы.