что такое религиозный синкретизм

Религиозный синкретизм

Синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. [1]

Содержание

Описание

В религиоведении, религиозно-философский синкретизм — множество мистических, оккультных, а также спиритуалистических и других концепций, отличных от традиционных религиозных направлений. Для религиозно-философского синкретизма характерен синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. К синкретической религиозной философии относят теософию, включая теософию Блаватской, антропософию Рудольфа Штейнера, Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов. [2]

По мнению православных богословов, синкретизм — общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма — гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности. [3]

Исторически синкретизм имел широкое распространение в Древнем Риме и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики.

Синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.

Синкретические религии

Новые религиозные движения синкретического типа

См. также

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Религиозный синкретизм» в других словарях:

СИНКРЕТИЗМ — (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия

СИНКРЕТИЗМ — (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь

Синкретизм — (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии

Синкретизм — (от греческого synkretismos – соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого–либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

синкретизм — а; м. [от греч. synkrētismos объединение] 1. Книжн. Слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего л. С. первобытного искусства (в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве). 2. Филос.… … Энциклопедический словарь

Религиозный взгляд — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

Синкретизм — В Викисловаре есть статья «синкретизм» Синкретизм (лат. syncretismus, от … Википедия

синкретизм — а, только ед., м. 1) книжн. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего л. Синкретизм первобытного искусства (когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга). Синкретизм психических функций на … Популярный словарь русского языка

Синкретизм — (отгреческого synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от … Словарь-справочник по педагогической психологии

Синкретизм — (отгреческого synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от … Словарь по педагогической психологии

Источник

Синкретизм

Синкрети́зм — 1) соче­та­ние раз­но­на­прав­лен­ных, про­ти­во­ре­чи­вых воз­зре­ний; 2) объ­еди­не­ние поло­же­ний, при­над­ле­жа­щих раз­лич­ным рели­ги­оз­ным веро­ва­ниям, в единую рели­ги­оз­ную систему; 3) (в пере­нос­ном зна­че­нии) рав­но­душ­ное отно­ше­ние к иска­же­ниям веры за счёт ино­слав­ных заим­ство­ва­ний, духов­ная бес­прин­цип­ность.

Что общего между эку­ме­низ­мом и син­кре­тиз­мом?

Эку­ме­низм заро­дился на почве дви­же­ния, свя­зан­ного с еван­ге­ли­за­ци­он­ными кам­па­ни­ями XVIII–XIX вв., про­во­див­ши­мися в Европе и Север­ной Аме­рике. При­о­ри­тет­ной стра­те­ги­че­ской целью эку­ме­ни­че­ского дви­же­ния было спо­соб­ство­ва­ние пре­одо­ле­нию раз­об­щен­но­сти «хри­сти­ан­ских» общин.

Впо­след­ствии на почве этого дви­же­ния и как его детище сфор­ми­ро­вался спе­ци­аль­ный коор­ди­на­ци­он­ный орган: Все­мир­ный Совет Церк­вей.

По мере раз­ви­тия меж­цер­ков­ного диа­лога, осу­ществ­ляв­ше­гося в рамках его дея­тель­но­сти, особую остроту при­об­рёл вопрос о гра­ни­цах Под­лин­ной Церкви Хри­сто­вой.

Есте­ственно, что ни одна из десят­ков и сотен «хри­сти­ан­ских» «Церк­вей» не желала видеть себя вне этих границ, ведь в про­тив­ном случае им при­шлось бы при­знать себя псведо­хри­сти­ан­скими, лож­ными.

Со вре­ме­нем, уси­ли­ями ряда идео­ло­гов эку­ме­ни­че­ского дви­же­ния, реше­ние этого вопроса скон­цен­три­ро­ва­лось вокруг так назы­ва­е­мой теории ветвей. Согласно этой теории, ни одно из суще­ству­ю­щих «хри­сти­ан­ских» Собра­ний, рас­смат­ри­ва­е­мых в отдель­но­сти от осталь­ных, не явля­ется Единою и Истин­ною Цер­ко­вью в полном зна­че­нии этого слова, в том, какое в него вкла­ды­вал Хри­стос ( Мф.16:18 ). Все они, так или иначе, про­изо­шли от апо­столь­ской общины и поэтому все имеют право име­но­ваться Церк­вями (см. подроб­нее: Нужен ли пра­во­слав­ному эку­ме­низм?).

Истин­ная Цер­ковь должна рас­смат­ри­ваться в един­стве мно­же­ства суще­ству­ю­щих на сего­дняш­ний день «хри­сти­ан­ских» дено­ми­на­ций. Поскольку в насто­я­щее время между ними нет того бого­по­доб­ного един­ства, о кото­ром Спа­си­тель молился Отцу ( Ин.17:22 ), постольку это един­ство сле­дует мыс­лить потен­ци­аль­ным и разу­меть как завет­ную цель.

Под­лин­ная Цер­ковь Хри­стова названа стол­пом и утвер­жде­нием Истины ( 1Тим.3:15 ), но истина не может про­ти­во­ре­чить сама себе. Это значит, что еди­не­ние хри­сти­ан­ских общин должно сопро­вож­даться (помимо про­чего) уни­фи­ка­цией их веро­уче­ний.

Уни­фи­ка­ция, по сооб­ра­же­нию ряда участ­ни­ков эку­ме­ни­че­ского дви­же­ния, воз­можна через син­кре­ти­че­ский подход. При этом декла­ри­ру­ется, что раз­ность в веро­уче­ниях, наблю­да­е­мую между дено­ми­на­ци­ями, не сле­дует рас­смат­ри­вать как раз­ность по суще­ству — гораздо умест­нее объ­яс­нять её раз­но­стью в интер­пре­та­циях одних и тех же дог­ма­ти­че­ских истин.

Мол, один смот­рит на Боже­ствен­ные дог­маты так, другой — иначе, третий — по-своему, чет­вёр­тый — под особым углом. Что в этом пло­хого? Разные мнения лишь обо­га­щают общую кар­тину рели­ги­оз­ного знания. Частицы истины содер­жатся в каждом веро­уче­нии, и лишь их сово­куп­ность являет её пол­ноту. Вза­им­ное при­зна­ние прав­до­по­доб­но­сти веро­уче­ний пока ещё раз­роз­нен­ных общин — вот один из зало­гов буду­щего обще­цер­ков­ного един­ства.

В дей­стви­тель­но­сти же эта эку­ме­ни­че­ская аргу­мен­та­ция не выдер­жи­вает даже и неглу­бо­кой кри­тики.

Бого­угод­ное еди­не­ние хри­стиан воз­можно лишь в рамках единой и истин­ной веры, той самой, что осно­вана на истин­ном вос­при­я­тии Бла­го­ве­стия. Хра­ни­тель­ни­цей и про­по­вед­ни­цей этой веры явля­ется только Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Стало быть, еди­не­ние пред­ста­ви­те­лей ино­слав­ных дено­ми­на­ций вокруг Христа под­ра­зу­ме­вает необ­хо­ди­мость отказа от рели­ги­оз­ных заблуж­де­ний, рас­ка­я­ние, при­об­ще­ние к Пра­во­сла­вию.

Источник

Синкретизм религиозный

Полезное

Смотреть что такое «Синкретизм религиозный» в других словарях:

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — англ. syncretism, religious; нем. Synkretismus, religioser. Смешение, неорганичное соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий (напр., синтоизм) в их историческом развитии. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — англ. syncretism, religious; нем. Synkretismus, religioser. Смешение, неорганичное соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий (напр., синтоизм) в их историческом развитии … Толковый словарь по социологии

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — (греч. synkretismos соединение) смешение, неорганич. соединение разнородных вероучит. и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историч. развитии. Ярким примером С. в религии является яп. синтоизм … Атеистический словарь

СИНКРЕТИЗМ — (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия

СИНКРЕТИЗМ — (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь

Синкретизм — (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии

Синкретизм — (от греческого synkretismos – соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого–либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Синкретизм (соединение) — Синкретизм (от греч. synkrëtismós соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены … Большая советская энциклопедия

Религиозный синкретизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Синкретизм. Традиционные религии Ключевые поня … Википедия

Источник

Религиозный синкретизм демонстрирует смешение двух или более религиозных систем верований в новую систему или включение верований из несвязанных традиций в религиозную традицию. Ему противопоставляется идея множественной религиозной принадлежности и политеизма соответственно.

Это может происходить по многим причинам, и последний сценарий довольно часто случается в областях, где несколько религиозных традиций существуют в непосредственной близости друг от друга и активно действуют в культуре, или это может произойти, когда культура завоевана, и завоеватели приносят свои религиозные убеждения. с ними, но им не удается полностью искоренить старые верования или, особенно, старые практики.

СОДЕРЖАНИЕ

Древняя история

Классические Афины были исключительны в вопросах религии. Некоторые источники утверждают, что Указ Диопейта объявил введение чужеземных богов и веру в них уголовным преступлением и разрешил только грекам поклоняться в афинских храмах и на праздниках, поскольку иностранцы считались нечистыми. Другие источники оспаривают существование указа.

Римлянам была знакома концепция синкретизма, потому что с самых ранних времен они испытывали ее, в том числе, с греками. Римляне включили в свою религию греческих Аполлона и Геракла. Они не рассматривали религиозные аспекты, которые они переняли из других культур, как отличные или менее значимые от религиозных аспектов, которые были римскими по происхождению. Раннее римское принятие религий других культур в свои собственные облегчило для них интеграцию недавно встреченных религий, которые они обнаружили в результате своей экспансии.

Раннее христианство

Ранний иудаизм

Постклассическая история

Ислам и религии Западной Азии

Во время присутствия суфиев в Бенгалии мусульманско-индуистский синкретизм был общей тенденцией, и Набибангша Сайеда Султана является примером этого. Книга рассказывает о происхождении пророков ислама. Помимо Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса Христа, поэт также описывает индийских божеств, таких как Брахма, Вишну, Рама и Кришна.

Религии Южной и Восточной Азии

Современная история

христианство

Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» (2014) утверждает, что синкретизм широко распространен в христианстве, говоря, что «на самом деле монотеизм в том виде, в каком он проявлялся в истории, представляет собой калейдоскоп монотеистов, дуалистов, политеистов и анимистов. наследства, смешанные под одним божественным зонтиком. Средний христианин верит в монотеистического Бога, но также и в дуалистического Дьявола, в политеистических святых и в анимистических призраков ». (стр. 223)

Протестантская реформация

Новый мир

Восточная Азия

Католицизм в Южной Корее был синкретизирован с традиционными буддийскими и конфуцианскими обычаями Махаяны, которые составляют неотъемлемую часть традиционной корейской культуры. В результате южнокорейские католики продолжают практиковать измененную форму обрядов предков и соблюдать многие буддийские и конфуцианские обычаи и философии. В Азии революционные движения Тайпин (Китай XIX века) и Армия Бога ( Карен в 1990-е годы) смешали христианство с традиционными верованиями.

Южная Италия

Вера бахаи

Карибские и афроамериканские

Процесс синкретизма в Карибском регионе часто является частью культурной креолизации. (Технический термин « креол » может применяться к любому, кто родился и вырос в этом регионе, независимо от этнической принадлежности.) Общая история Карибских островов включает длительные периоды европейского империализма (в основном Испании, Франции и Великобритании) и импорт африканских рабов (прежде всего из Центральной и Западной Африки). Влияния каждого из вышеперечисленных взаимодействовали в той или иной степени на островах, создавая ткань общества, которая существует сегодня в Карибском бассейне.

Другой

Унитарный универсализм также является примером современной синкретической религии. Он уходит своими корнями в универсалистские и унитарианские христианские общины. Однако современный унитарный универсализм свободно включает элементы из других религиозных и нерелигиозных традиций, так что он больше не идентифицируется как «христианский».

Нигерийский религия хрислам сочетает в себе христианские и исламские доктрины.

Источник

Религиозный синкретизм демонстрирует смешение двух или более религиозных систем верований в новую систему или включение верований из несвязанных традиций в религиозную традицию. Ему противопоставляется идея множественной религиозной принадлежности и политеизма соответственно.

Это может происходить по многим причинам, и последний сценарий довольно часто случается в областях, где несколько религиозных традиций существуют в непосредственной близости друг от друга и активно действуют в культуре, или это может произойти, когда культура завоевана, и завоеватели приносят свои религиозные убеждения. с ними, но им не удается полностью искоренить старые верования или, особенно, старые практики.

СОДЕРЖАНИЕ

Древняя история

Классические Афины были исключительны в вопросах религии. Некоторые источники утверждают, что Указ Диопейта объявил введение чужеземных богов и веру в них уголовным преступлением и разрешил только грекам поклоняться в афинских храмах и на праздниках, поскольку иностранцы считались нечистыми. Другие источники оспаривают существование указа.

Римлянам была знакома концепция синкретизма, потому что с самых ранних времен они испытывали ее, в том числе, с греками. Римляне включили в свою религию греческих Аполлона и Геракла. Они не рассматривали религиозные аспекты, которые они переняли из других культур, как отличные или менее значимые от религиозных аспектов, которые были римскими по происхождению. Раннее римское принятие религий других культур в свои собственные облегчило для них интеграцию недавно встреченных религий, которые они обнаружили в результате своей экспансии.

Раннее христианство

Ранний иудаизм

Постклассическая история

Ислам и религии Западной Азии

Во время присутствия суфиев в Бенгалии мусульманско-индуистский синкретизм был общей тенденцией, и Набибангша Сайеда Султана является примером этого. Книга рассказывает о происхождении пророков ислама. Помимо Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса Христа, поэт также описывает индийских божеств, таких как Брахма, Вишну, Рама и Кришна.

Религии Южной и Восточной Азии

Современная история

христианство

Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» (2014) утверждает, что синкретизм широко распространен в христианстве, говоря, что «на самом деле монотеизм в том виде, в каком он проявлялся в истории, представляет собой калейдоскоп монотеистов, дуалистов, политеистов и анимистов. наследства, смешанные под одним божественным зонтиком. Средний христианин верит в монотеистического Бога, но также и в дуалистического Дьявола, в политеистических святых и в анимистических призраков ». (стр. 223)

Протестантская реформация

Новый мир

Восточная Азия

Католицизм в Южной Корее был синкретизирован с традиционными буддийскими и конфуцианскими обычаями Махаяны, которые составляют неотъемлемую часть традиционной корейской культуры. В результате южнокорейские католики продолжают практиковать измененную форму обрядов предков и соблюдать многие буддийские и конфуцианские обычаи и философии. В Азии революционные движения Тайпин (Китай XIX века) и Армия Бога ( Карен в 1990-е годы) смешали христианство с традиционными верованиями.

Южная Италия

Вера бахаи

Карибские и афроамериканские

Процесс синкретизма в Карибском регионе часто является частью культурной креолизации. (Технический термин « креол » может применяться к любому, кто родился и вырос в этом регионе, независимо от этнической принадлежности.) Общая история Карибских островов включает длительные периоды европейского империализма (в основном Испании, Франции и Великобритании) и импорт африканских рабов (прежде всего из Центральной и Западной Африки). Влияния каждого из вышеперечисленных взаимодействовали в той или иной степени на островах, создавая ткань общества, которая существует сегодня в Карибском бассейне.

Другой

Унитарный универсализм также является примером современной синкретической религии. Он уходит своими корнями в универсалистские и унитарианские христианские общины. Однако современный унитарный универсализм свободно включает элементы из других религиозных и нерелигиозных традиций, так что он больше не идентифицируется как «христианский».

Нигерийский религия хрислам сочетает в себе христианские и исламские доктрины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *