что такое религиозный догмат

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ

Полезное

Смотреть что такое «ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ» в других словарях:

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — основные положения вероучения, признаваемые непререкаемыми истинами, вечными и неизменными божественными установлениями, обязательные для всех верующих. Каждая религия имеет собственную систему религиозных догматов, разработанную в процессе ее… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Догматы — религиозные (от греч. dógma, родительный падеж dógmatos мнение, учение, постановление), утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике. Система Д.… … Большая советская энциклопедия

ДОГМАТЫ — религиозные (от греч. dogma учение, постановление) утвержденные высшими церк. инстанциями (соборами духовенства) положения вероучения, к рые, как считает церковь, должен принимать на веру каждый принадлежащий к данной религии и исповедание к рых… … Советская историческая энциклопедия

Религиозные взгляды Адольфа Гитлера — Адольф Гитлер, 1933 год Адольф Гитлер родился на границе двух областей, население которых традиционно исповедовало католицизм. Он был крещен и конфирмован, однако впоследствии католическая религия не занимала большого места в его жизни. Вместе с… … Википедия

Религиозные конфессии — Конфессия (лат. confessio исповедание) особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие … Википедия

ВЕРА — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и… … Философская энциклопедия

ДОГМА — (от греч. мнение, решение, учение, постановление), доктрина или отд. её положения, принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практич. проверки, а лишь на основе рели г. веры или слепого подчинения авторитету. Д.… … Философская энциклопедия

Арминиане и гомаристы — религиозные течения внутри нидерландской кальвинистской церкви, получившие в начале 17 в. значение религиозно политических группировок. В отличие от ортодоксальных кальвинистов, арминиане (основатель богослов Я. Арминий) в учении о… … Большая советская энциклопедия

Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

Источник

Догмат

До́гмат [1] (греч. δόγμα — мнение, решение, постановление), в религии — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению). В переносном значении то же, что догма.

Содержание

История использования термина «догма», «догмат» [2]

В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных смыслах, отличных от современного понимания этого термина.

Наконец, в книге Деяний (Деян.15:20-28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и других Отцов Церкви понятие о догмате выясняется с большей подробностью:

Таким образом, основные свойства догматов в православии (и христианстве), рассмотренные здесь ниже, вытекают из святоотеческого понимания содержания догмата.

В христианстве

Предпосылки появления догматов

Догматическая база христианской церкви [5] была сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов как ответ Вселенской Церкви на еретические движения, распространявшиеся в христианстве (особенно с III по IX век). Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения, отсекал ложные направления в развитии понимания учения Церкви.

Догмат и связанные понятия

Догмат и догматическая формула

Следует различать понятия догмата как такового и догматической формулы. Догмат в своей сущности неизменен, он содержит богооткровенную истину, данную Самим Богом, и именно поэтому его нельзя изменять по воле человеческого разума. Однако догматическая формула может изменяться. Это так называемый способ выражения вероучительной истины, словесная оболочка догмата, которая может дополняться и видоизменяться, не затрагивая при этом заключённого в ней догматического смысла, сути. Так, формулировка догмата о Пресвятой Троице, установленного на I Вселенском Соборе, была дополнена на II Вселенском Соборе.

Догмат и теологумен

Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «теологумен» и «частное богословское мнение». Теологумен — также вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Он должен основываться на высказываниях святых Отцов Церкви. Частное богословское мнение при этом — размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, не обязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.

В православии

В православной догматике принимаются догматы, определённые в оросах только первых семи Вселенских Соборов, принимаемых Восточной церковью. Это не исключает появления новых догматов в дальнейшем, при условии составления их Вселенским Собором, который в Православной церкви не собирался с 787 г.

Свойства догматов

В православной догматике выделяются следующие свойства догматов:

Список догматов в православии [7]

Догматы с 1 по 9 содержатся в Никео-Цареградском Символе веры. Приняты на I Никейском и дополнены на II Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат о грехопадении (повреждённости духовной природы всего человечества, вслед за Адамом) неявно вытекает из Никео-Цареградского Символа веры, но также является неотъемлемой частью православного вероучения.

Никео-Цареградский Символ веры является единой догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов, содержащих догматическую основу христианства.

В католицизме

В католической церкви развитие догматической науки пошло по пути установления новых догматов, в результате чего сегодня количество вероучительных определений, возведённых в достоинство догмата, в римо-католической догматике больше, чем в православной церкви. В римо-католической церкви считается, что необходимость увеличения числа догматов обусловлена продолжающимся уяснением богооткровенной истины, содержащейся в Церкви. До появления нового догмата эта истина сокрыта или неясно переживаема для соборного сознания Церкви.

Список догматов в католицизме

Помимо догматов православной церкви (с поправкой на филиокве) в католической имеются дополнительные, в большинстве принятые на Вселенских Соборах римо-католической церкви.

Догматы в других религиях

Догматы в значении непреложной вероучительной истины существуют также во многих других основных религиях. Систему догматов имеют иудаизм, христианство и ислам.

В буддизме ни одно из положений учения Будды не является непреложной истиной по определению, а подлежат тщательной критической проверке на личном опыте и результаты зависят от самого человека.

Чем не является догмат

Нижесказанное относится преимущественно к православно-христианскому пониманию понятия «догмат», однако отдельные положения можно отнести и к другим религиям.

Ввиду того, что понятие «догмат», «догматическое мышление» и прочие часто неправильно понимаются в обществе, следует отметить основные ошибки этого понимания:

— Карташёв А.В. Вселенские Соборы

— протоиерей Георгий Флоровский

— Тертуллиан, II—III в. De Carne Christi (О плоти Христа) [9]

Источник

Догматы Церкви – когда они появились?

Содержание

Недавно в сетевой переписке я столкнулся с такими утверждениями: «Очевидно, если взять историю догматов, – они формировались постепенно людьми, менялись. Любой догмат – это конвенция своего времени, принятая на соборе. Никакого единства в среде христиан не было как раз потому, что догматика только формировалась на первых соборах. Вообще догматы, принятые людьми спустя столетия после смерти апостолов, принимать за истину – алогично».

Что же, это довольно популярная точка зрения. Люди часто предполагают, что Апостолы не знали церковных догматов, а проповедовали что-то другое. Как-то в интернете гуляла даже карикатура, на которой св. Апостол Петр, отвечая на вопрос Господа: «А вы за кого почитаете Меня?», говорит: «Ты – третье Лицо Святой Троицы, Сын Божий Единородный, Единосущный Отцу, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. ». Автор карикатуры, очевидно, хотел сказать, что все эти формулировки – что-то гораздо более позднее, чего не имел, и не мог иметь в виду сам Господь Иисус.

Это накладывается на популярное представление о том, что Иисус был просто «учителем нравственности» или, если вам больше нравится, социальным и этическим реформатором, а потом уже, долгое время спустя, Церковь облекла Его фигуру в величественные облачения «Пантократора» (Вседержителя) и приписала Ему божественность и грядущее возвращение для суда над миром.

Это представление кочует из книги в книгу (из относительно недавних примеров можно вспомнить «Код да Винчи» Дэна Брауна) и уже усвоено массовым сознанием на уровне того, «о чем знают все образованные люди».

У популярности этих представлений есть свои причины, о которых мы поговорим чуть дальше. Но эта популярность не мешает им быть совершенно ошибочными. Рассмотрим все по порядку.

Догматы и как они принимались

Что такое догматы? В точном значении слова это вероучительные истины, открытые Богом, которые хранит, возвещает и объясняет Церковь, обязательные для ее членов. Но иногда это слово используется в более узком значении – «догматические определения, принятые церковными соборами», и именно эти определения, очевидно, и имеются в виду, когда люди говорят о «догматах, принятых людьми столетия спустя после смерти Апостолов».

Эти определения говорят о творении мира, о церковном понимании личности и деяний Господа нашего Иисуса Христа, о личности Святого Духа, о Боге, как о Троице, – о самых главных положениях нашей веры. Были ли они приняты людьми? С одной стороны, да, но нам важно избежать ошибки, в которую люди легко впадают, говоря об этом.

Когда мы читаем, что догматы принимались на Вселенских Соборах, у нас часто возникают ассоциации с чем-то вроде думы или парламента: группа депутатов вносит законопроект, после обсуждений его принимают или проваливают. Естественно, в этом случае закон является чем-то новым – его не было до этого, он вызван к реальности участниками этого законодательного собрания и, конечно, является конвенцией своего времени.

Однако в отношении догматов это неверно. Догмат не выражает какую-то новую веру. Он выражает веру старую и является реакцией на новшество: на ересь, которая возникает в Церкви и ищет подменить собой Ее веру. Его формулировка появляется на церковном соборе, но вера, которую он выражает, принадлежала Церкви всегда.

Церковь постоянно ведет полемику с теми, кто отвергает или искажает Ее веру, и, поскольку Ей приходится оспаривать все новые заблуждения, Она выдвигает новые формулировки. Если, допустим, поклонники НЛО скажут, что Иисус – инопланетянин, а христиане ответят, что это не так, Иисус родился на планете Земля, то формулировка: «Иисус родился на планете Земля» будет новой, но сама вера, которую она выражает, будет старой. Христиане всегда верили в то, что Господь Иисус родился на нашей планете. Это само собой разумелось до тех пор, пока не явились лжеучителя, которые стали это оспаривать.

Ряд догматов был сформулирован в эпоху великих христологических споров, в ответ на лжеучения, искажающие апостольское свидетельство об Иисусе Христе. Но они облекают в четкие формулировки именно старую, апостольскую веру.

Рассмотрим, например, Халкидонский догмат, который говорит о том, кто такой Иисус Христос. Он был принят в 451 году на церковном Соборе в городе Халкидоне (отсюда и название). Вот как он выглядит в постановлении Собора:

«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».

Обратим внимание на вводную фразу и завершение формулировки: «последуя Святым отцам. как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев», то есть следуя вере наших предшественников, а не изобретая новую.

Все догматы есть уже в Библии

Например, Халкидонский догмат говорит о том, что Господь Иисус Христос – одновременно и Бог, и человек; Он обладает двумя природами. Догмат ограждает нашу веру от различных ересей, которые отрицали либо полноту Божественной, либо человеческой природы в Спасителе. Добавляет ли он к апостольской вере что-то новое?

Нет. Новый Завет уже говорит об Иисусе Христе, как о Боге и человеке, и делает это настолько многократно и многообразно, что совершенно исключает какое-то другое понимание.

Иисус, Сын Божий, прямо назван Богом в Евангелии от Иоанна:

«Слово» которое «было Бог» «стало плотью», то есть человеком, в лице Иисуса Христа.

В послании к Евреям Сын Божий назван Богом и Творцом мира:

А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоегожезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небесадело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся ( Евр.1:8–12 ).

Здесь мы видим, как цитата из Ветхого Завета, в которой речь идет, несомненно, о Боге и Творце ( Пс.101:26–28 ), употребляется по отношению к Сыну Божию, который воспринял плоть и кровь и стал человеком в лице Иисуса Христа ( Евр.2:14,15 ). Эта особенность новозаветного текста – к Иисусу относятся те имена или функции, которые в Ветхом Завете относятся только к Богу, – встречается постоянно.

Например, пророк говорит:

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:32 ).

В Новом Завете эта цитата повторена два раза буквально, причем в обоих случаях речь идет об имени Иисуса Христа:

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:9–13 ).

У пророка Исайи всякое колено преклонится перед Богом:

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык ( Ис.45:23 ).

Святой Апостол Павел говорит о том, что всякое колено преклонится перед Иисусом:

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фил.2:10 ).

Весь Ветхий Завет говорит о том, что Бог – судия всех народов, например:

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду ( Иоил.3:12 ).

В знаменитой притче о Страшном Суде Господь Иисус говорит о том, что суд над всеми народам совершает Сын Человеческий, то есть Он сам:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Матф.25:31,32 ).

Мы можем продолжать библейские свидетельства Божества Господа Иисуса, но должны остановиться, чтобы не превращать эту статью в книгу.

Библия также определенно говорит об Иисусе Христе как о человеке:

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5,6 ).

Христос в Евангелии принимает пищу, устает, спит, наконец, умирает – то есть является несомненным человеком, во всем подобным нам, кроме греха.

Догмат, таким образом, есть не новое учение, а формулировка, которая должна выразить – и оградить от кривотолкований – веру, проповеданную Христом и Апостолами.

Свидетельство из-за пределов Православной Церкви

Но есть еще один довод, который опровергает мнение о том, что церковные Соборы изобретали (а не просто формулировали) догматы. Протестантская Реформация XVI века породила множество общин, которые, при всех своих разногласиях, руководствовались принципом Sola Scriptura – «Только Писание». Хотя эти общины и не принимают авторитета Соборов, и толкуют Библию самостоятельно, они, по многим ключевым богословским вопросам приходят к тем же выводам. Они, как и Церковь, верят в сотворение мира из ничего, в Троицу и воплощение Сына Божьего. Административно эти общины никак не связаны ни с Церковью, ни между собой, и никакой внешний авторитет не заставляет их принимать традиционные догматы, но, читая Библию, они приходят именно к ним.

Отрицают Троицу и Боговоплощение только крайне маргинальные группы, обычно принимающие (кроме Библии и, фактически, над ней) другие вероучительные источники: «Книгу Мормона», «руководящую Корпорацию» или еще что-то подобное.

Почему догматы оказались необходимы?

Почему понадобились эти формулировки и нельзя было обойтись только текстом Библии?

Церковь несет свое служение не в духовном вакууме, а среди уже сложившихся религий и мировоззрений, которые всегда были готовы поглотить и переписать под себя Апостольское возвещение. Мы постоянно видим и в наши дни, как самые разные учения пытаются использовать имя Иисуса для своей собственной проповеди, включить Его в свои представления о мире и приписать Ему свои доктрины. На полках книжных магазинов можно видеть книги вроде «Христос – вестник Шамбалы», и в такого рода фальшивках не было недостатка с первых веков существования христианства. Как предупреждал еще святой Апостол Павел,

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою ( Деян.20:29,30 ).

Нередко, как это было, например, с лжеучением Ария, который отрицал божество Христа, ересь приобретала большие масштабы и захватывала целые народы. Церковь оказывалась перед необходимостью четко отграничить Свое учение от его искажений.

Первые три века христианства, когда Церковь находилась в полуподпольном положении, время от времени сталкиваясь с волнами жестоких гонений, проводить всецерковные Соборы было невозможно, но когда христианство стало сначала легальной, а потом и государственной религией Римской Империи, в них возникла острая необходимость, особенно учитывая, что ереси часто оказывались источником не только религиозной, но и гражданской смуты.

Поэтому неудивительно, что формулировки догматов появляются столетия спустя после евангельских событий.

Но, отметим еще раз, отцы Вселенских Соборов не формировали новую веру, а ограждали старую, «подвизаясь за веру, однажды преданную святым» ( Иуд.1:3 ).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Догматы

Клетка для разума или путь любви?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

что такое религиозный догмат. Смотреть фото что такое религиозный догмат. Смотреть картинку что такое религиозный догмат. Картинка про что такое религиозный догмат. Фото что такое религиозный догмат

«Почему мои отношения с Богом должны регулировать какие-то непонятные догматы Церкви (и еще множество разных церковных правил и установлений)? Ведь эти отношения – мое глубоко личное дело. Зачем эти догматы и церковные правила вообще нужны?» Ответить на эти вопросы далеко не просто ввиду особенной сложности самого понятия «догмата».

Сразу заметим, что догматическое богословие – это тонкая и сложная наука, доступная пониманию узкого круга ученых-специалистов и требующая хорошей базовой подготовки – не только философско-богословской, но и филологической.

Кроме того, понятие «догма» или «догмат» в современном словоупотреблении получило очень характерную окраску. Набор ассоциаций, с которыми оно связано, обычно очень непривлекательный. Во-первых, это обязательно что-то косное, устаревшее, неподвижное, препятствующее всякому росту или развитию. Во-вторых, это что-то связанное с одиозной идеологией, отрицающей всякую свободу. Вспоминаются коммунистические газеты застойных лет, где «догматизм» стоит в одном ряду с «талмудизмом» или еще чем-то подобным, но в любом случае заведомо одиозным. Таким образом, само слово «догма» используется идеологическими противниками в качестве своеобразного ругательства, заменяющего разумные аргументы.

Поэтому, прежде чем говорить о догматах Церкви и о том, зачем они нужны, необходимо понять, что подобный привнесенный смысл не может иметь ничего общего с самим понятием, о котором пойдет речь. В Церкви Христовой по ее самоопределению не может быть ничего косного, ложного и мертвого, потому что, по словам Самого Христа, Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 16). Если мы замечаем в церковной жизни признаки чего-либо ложного и мертвого, то обычно оказывается, что эта «мертвость» привнесена или, правильнее сказать, постоянно привносится извне людьми. Она не принадлежит самой Церкви и рано или поздно обязательно со всей определенностью ею отторгается. К сожалению, нам самим куда проще осуждать свысока «неправильное и ложное», а не пытаться докопаться до истины, что всегда гораздо сложнее.

Открыв любой толстый учебник по догматике, вы увидите определение догмата, иногда очень тяжеловесное, в которое обязательно будут включены в той или иной форме следующие положения: «непререкаемая истина», «обязательная для всех верующих», «установленная и преподаваемая Церковью». Это определение предполагает неизменность догмата и, в некотором смысле, ограничение человеческой свободы. Весь вопрос в том, что под этой неизменностью и ограничением понимать. Если под неизменностью понимать неподвижность и косность, отсутствие всякого роста и развития, а под ограничением – запреты и подавление, то мы как раз и получим расхожее и предвзятое представление о церковных догматах.

Но Церковь вкладывает совсем другой смысл в это понятие. Неизменность обозначает не косность и неподвижность, она указывает на верность. Ограничение не всегда есть запрет и лишение, оно может быть и защитой. Здесь очень важны оттенки смысла, который мы вкладываем в слова. К примеру, неизменность в браке, выражающаяся в неумении меняться и прилаживаться друг к другу – это верный путь к потере близких отношений, напротив, неизменность, выражающаяся в настоящей, не формальной и не только внешней верности, – это признак настоящей любви.

Иногда кажется, что в нашем вечно меняющемся мире буквально все относительно: добро, любовь, правда. В противовес этому Церковь являет неизменный абсолют Любви, который можно сравнить с некой постоянной величиной – константой, позволяющей иметь неизменную точку отсчета в любой системе ценностей, порожденной относительным, изменчивым и лживым миром. Подобно тому, как в теории относительности постоянная величина – скорость света – остается неизменной в любой системе координат. И подобно тому, как, оставаясь неизменной, скорость света выражает не косность или невозможность движения, а, напротив, предельную скорость движения, так Божественная Любовь, оставаясь неизменной, означает недостижимый предел совершенства, к которому каждый человек может стремиться.

Могут меняться формы организации церковной жизни от государственных до подпольных и катакомбных, может изменяться форма богослужения и обрядов, могут исчезать одни большие поместные или национальные церкви и появляться другие, Церкви могут служить и святые люди, и самые недостойные, ее члены могут быть очень благочестивыми, высокодуховными и благородными – и самыми дикими и некультурными. Только сила Божественной Любви, которую Церковь являет, всегда остается неизменной. Именно потому она стоит вот уже две тысячи лет, и всегда будет стоять, что каждому приходящему к ней человеку она дает реальную возможность к этой Любви прикоснуться.

При чем же тут догматы? Эти «непререкаемые» и «неизменные» истины? Их неизменность прямо следует из совершенства и неизменности Божественной Любви. Даже человеческая любовь, если она настоящая, не терпит никакой лжи, никакого зла и греха, тем более совершенная Любовь, которая живет в Церкви, требует стремления к абсолютной Истине.

Что же это за Истина? Обладание абсолютной Истиной не означает всеведения Церкви. Это видно, например, из отношения Церкви к Священному Писанию – Библии. Она действительно непогрешима и абсолютно истинна только в том, что говорит о Боге и Его отношении к миру и человеку. Ни один христианин нисколько не смутится, если ему сказать, что заяц назван в Библии жвачным животным (Лев. 11:16) или что в ней есть ошибки исторического характера. Потому что Библия отражает тот уровень противоречивых научных представлений и исторической осведомленности, которыми обладали люди, написавшие ее книги. Чудо Священного Писания в другом, в том, как оно говорит о Боге. В этом все ее многочисленные авторы согласны и отражают то истинное знание, которое было им дано единственным, в подлинном смысле слова, Автором Библии – Богом. Так и догматы Церкви не могут регламентировать или ограничивать ни научное развитие, ни культуру, ни общественную жизнь, т. к. они говорят совсем о другом.

Церковь судит только о том, что касается отношений человека с Богом. Печально знаменитый Джордано Бруно, о котором до сих пор пишут в учебниках как о мученике науки, был плохим ученым и высказывал множество диких с точки зрения современной науки взглядов. Однако Католическая церковь осудила его не за это, а за антицерковное и неверное учение о Троице. Его сожжение – безусловно печальная страница истории западной цивилизации, тем более, что с точки зрения современной медицины он был, вероятно, не совсем здоров психически. Хотя этот пример взят из истории Католической церкви (для Православия подобное вовсе не характерно), факт остается фактом: Церковь не судит о том, что не связано с учением о Боге или отношениями Бога и человека. Тем не менее ее авторитет все время пытались и сейчас пытаются использовать (и иногда, как мы видим, небезуспешно) в политике, культуре и науке, чтобы отстоять свою человеческую, а не божественную, правоту. Поэтому очень важно уметь отличать истинный голос самой Церкви от тех многочисленных голосов, которые пытаются говорить от ее имени.

Таким образом, догматами в Церкви, которые действительно являются неизменными и абсолютными, называют только те истины, которые говорят о Боге или Его отношении к миру и человеку. Этот точный смысл понятия очень важен, иначе Церкви можно будет произвольно приписать самые невероятные представления.

что такое религиозный догмат. Смотреть фото что такое религиозный догмат. Смотреть картинку что такое религиозный догмат. Картинка про что такое религиозный догмат. Фото что такое религиозный догмат

Казалось бы, этим ответом можно ограничиться, но, напротив, как раз только теперь и возникает целый ряд непростых вопросов. Во-первых, когда речь идет о Божественной Любви и Абсолютной Истине, то каждому понятно, что только деятельное и дерзновенное стремление к их обретению делает жизнь человека осмысленной и прекрасной. Но вместе с тем совершенно непонятно, как это связано с обязательной верой (согласно определению в учебнике) в какие-то догматы, выраженные в тяжелых и малопонятных формулах. Во-вторых, совершенно непонятно, почему эти догматы так важны, что, например, из-за одного слова, даже одной буквы – «i», которой в греческом языке отличаются два слова: «единосущный» и «подобосущный», могли разгораться споры, приводившие в IV веке к катаклизмам в масштабах всей византийской империи. Наконец, зачем они? Неужели нельзя верить как-то по-своему? Каким образом получается, что догматическое учение Церкви, которое, как мы только что выяснили, не имеет отношения к «делам мирским», формирует совершенно определенную и непоколебимую позицию Церкви во многих жизненно важных вопросах семейной, общественной и государственной жизни?

На вопрос о том, почему догматы столь важны, что малейшие нюансы в вероучении могли вызывать ожесточенные споры, можно найти достаточно убедительные и многочисленные ответы в истории. За этими тонкими различиями всегда стоит принципиально разное видение мира, порождающее глубоко идущие последствия. Это верно по отношению к любому догмату. Так, например, догмат о сотворении мира Богом «из ничего» является принципиальным основанием христианского воззрения на мир как абсолютно прекрасное в своем замысле и призванное служить только добру творение Божие. Для христианина в окружающем мире или в телесной природе самого человека нет ничего нечистого, ничего самого по себе злого, потому что Бог зла не творил. Всякое безличное творение Божие или телесные способности и силы человека становятся добрыми или злыми, чистыми или нечистыми постольку, поскольку добр или зол человек – личность, которая ими управляет или владеет. Поэтому христианство всегда отвергало любые дуалистические представления о мире. Эта идея – сотворения мира Богом «из ничего» – стала одной из основополагающих идей, послуживших зарождению и развитию современной науки, в противовес оккультным герметическим* – представлениям эпохи Возрождения. Действительно, только представление о мире как отражении творческого действия абсолютно совершенной Божественной Личности могло породить благоговейное и трепетное отношение к его изучению и твердую уверенность в наличии совершенных и неизменных законов его бытия, данных Богом. Страшно представить, какие формы могло бы принять развитие современной науки и культуры, если бы в ней возобладали дуалистические и гностические представления о мире. По существу, их просто не могло бы быть.

Догматы тоже указывают на определенные личные отношения, только не между людьми, а между Богом и человеком. В этом смысле они по своему значению в чем-то могут быть похожи на правила приличия. А именно в том, что они позволяют человеку таким образом искать своих личных отношений с Богом, чтобы эти отношения были благодатными. Если правила приличия – это накопленный человечеством опыт, позволяющий людям обретать и находить друг друга, то догматы – это данное Богом Откровение о том, как Его обрести в своем сердце, или, по словам апостола Павла, увидеть «лицом к лицу» (1Кор. 13:12). Догматы, как правила приличия в отношениях между людьми, позволяют избежать извращений и ошибок в отношениях с Богом. Как пренебрежение правилами приличия означает некое «снижение тона», примитивизацию, поверхностные и неполноценные отношения между людьми, так же и ересь, т. е. искажение догматического учения Церкви, ведет к примитивизации и неполноценности духовной жизни человека. Т.е. теряется путь к Богу.

Догматическое учение Церкви можно сравнить со сложной и подробной картой, которую в течение многих веков составляют поколения подвижников, богословов и ученых для того, чтобы каждый человек мог найти на ней свой путь к Богу. Догматы Церкви это не преграды или границы, препятствующие свободному стремлению к Абсолютной Истине, а верстовые столбы или указатели, которые отмечают верное направление к ней. Однако это вовсе не значит, что настоящим христианином может быть только ученый-богослов, подобно тому, как для того, чтобы попасть из Москвы в Петербург, необязательно быть инженером или картографом. Любому человеку чтобы добраться до другого города,
достаточно узнать, как и по какой дороге доехать. Так же точно и настоящий христианин это не обязательно ученый-богослов, но это тот, кто сумел найти свой путь к Богу и рискнул отправиться в это трудное путешествие.

Но для этого тоже нужно, чтобы этот путь к Богу кто-то показал.

Провести и указать этот путь – задача святых, ученых-богословов и священников, не для каждого предназначенная и посильная. Напротив, стремление узнать и найти в Церкви свой путь к полноте жизни, истины и любви и набраться решимости, для того чтобы вступить на него, может наполнить жизнь любого человека вечным и неисчерпаемым смыслом.

* Религиозно-философское течение поздней античности, получило наименование от имени мифического образа Гермеса Трисмегиста. В XV – XVI вв. в Западной Европе герметические тексты, имеющие выраженный синкретический, по существу, языческий характер, пользовались огромным авторитетом.

Антон КАРТАШЕВ, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктор истории Церкви, последний обер-прокурор Синода (1917 год): «Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории Церкви, определения Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навеки закристаллизованной и окаменелой истины.
Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль».

Справка «Фомы»

что такое религиозный догмат. Смотреть фото что такое религиозный догмат. Смотреть картинку что такое религиозный догмат. Картинка про что такое религиозный догмат. Фото что такое религиозный догмат

Внешне догматы могут выражаться не только в словесных формулировках или священных изображениях (иконах), но и в жестах. Например, творя крестное знамение, православные христиане складывают пальцы так, что этим они выражают свою веру в два важнейших догмата Церкви. Сложенные вместе большой, указательный и средний пальцы символизируют веру в Триединого Бога: Отца, Сына и Святого духа.
Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец указывают на то, что христианин верит, что в личности Иисуса Христа неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно соединились две при роды – Божественная и человеческая.
Старообрядцы наоборот, крестятся двумя пальцами, и этим они тоже выражают веру во Христа как Богочеловека, а три пальца, прижатые к ладони, символизируют исповедание ими Триединого Бога.
Сама форма сложения пальцев во время крестного знамения Православной Церковью никогда не догматизировалась. Попытка сделать это на Стоглавом Соборе 1551 года впоследствии была признана Церковью ошибочной.

Справка «Фомы»

что такое религиозный догмат. Смотреть фото что такое религиозный догмат. Смотреть картинку что такое религиозный догмат. Картинка про что такое религиозный догмат. Фото что такое религиозный догмат

Догматы в Церкви существовали всегда, но можно сказать, что люди, неверно понявшие и истолковавшие Евангелие, вынудили Церковь дать точную словесную формулировку тому, во что христиане верили с момента ее возникновения.
В римских катакомбах, где, скрываясь от языческой власти, совершали богослужения христиане I – II вв., очень часто встречается изображение рыбы.
Это символическое, визуальное изображение догмата о том, что Иисус Христос – это Бог.
Греческое слово Ichthus (рыба) содержит пять букв, которые являются первыми буквами пяти слов, относящихся непосредственно ко Христу и Его миссии: lesous Christos Theou Uios Soter, то есть Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Получается, в изображении рыбы сосредоточена древнейшая формула Символа Веры, сосредоточенная в одном слове.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *