что такое реконструкция и реставрация
Реставрация, реконструкция, ремонт: три стороны одной деятельности
Реставрация, реконструкция, ремонт: три стороны одной деятельности
На первый взгляд, это теоретический вопрос, который не играет особой роли на практике. Какая разница, как назвать окраску входной двери в старинном доме или замену проводки в одной из комнат величественного особняка? Цель-то одна: сохранить здание в состоянии, пригодном к эксплуатации, не допустить разрушения… И не попасть под миллионные штрафы за незаконную организацию деятельности по сохранению объекта культурного наследия, только потому, что вы не разобрались в терминах и не получили необходимых лицензий и разрешений.
Зачем их разграничивать?
Согласно положениям Федерального закона РФ № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» любые виды деятельности, направленные на восстановление, сохранение памятников истории и культуры, могут проводиться только при наличии лицензии Министерства культуры РФ.
Кроме лицензии потребуется еще и разрешение на проведение работ, а также проект и заключение историко-культурной экспертизы, которая подтвердит, что планируемые работы не причинят памятнику вреда и соответствуют целям сохранения ОКН. Для большего контроля в ходе мероприятий по сохранению памятника независимые специалисты осуществляют авторский надзор за тем, чтобы все работы проводились в строгом соответствии с проектом. Над всей цепочкой реставраторов и проверяющих стоит государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
Для чего такие сложности с многоуровневым контролем и разграничением понятий реставрации и ремонта зданий? Дело в том, что от поставленной задачи и её формулировок зависит, останется ли памятник таковым или нет. А в свете последних проектов о выведении текущего ремонта памятника из числа работ, подлежащих лицензированию, терминология начинает играть решающую роль: придется ли оформлять дорогостоящую лицензию Минкультуры и получать ворох справок, разрешений и согласований, или можно обойтись уведомлением соответствующего ведомства?
В чем разница?
Реставрация — это деятельность, направленная на сохранение, восстановление или укрепление архитектурного памятника или иного объекта культурного наследия, поврежденного с течением времени или под воздействием внешних факторов или событий. Цель реставрации — воссоздать первоначальный облик памятника либо близко к оригиналу. Используются те же материалы (краски, штукатурку, кирпич по старинной технологии), а для большей аутентичности перед реставрацией проводится научный анализ методов и истории создания объекта культурного наследия.
Для реставрации обязательны:
Учитывая единую цель, каждый этап работ считается реставрацией, а значит, требует наличия у исполнителя лицензии Минкульта. Как правило, объемные работы берут на себя фирмы с реставрационной лицензией, но с октября 2017 года ИП вправе осуществлять любые виды работ, связанных с реставрацией объектов культурного наследия.
Результат реставрации — памятник в первоначальном виде либо очень близком к нему.
Реконструкция — существенная «переделка» объекта, с внесением изменений в основные характеристики и несущие конструкции: пристройка, частичный снос, надстройка этажей, полное изменение внутренней отделки и фасада, создание дополнительных стен и перекрытий. В результате подобных работ памятник архитектуры перестает быть таковым в связи с утратой тех уникальных элементов, которые, собственно, и сделали его объектом охраны.
Сейчас, чтобы провести реконструкцию старинного здания, нужно соблюсти одно из условий:
Практика показывает, что оба сценария реализуют достаточно успешно, особенно если речь идет об интересах крупного застройщика или предпринимателя. Мы уже писали о том, почему многие памятники так и не дождались реставрации.
Есть и плюсы: здание утрачивает свою ценность как памятник, однако улучшаются его характеристики, а в результате комплексных работ по восстановлению и приспособлению здания к современному использованию оно буквально получает «вторую жизнь».
Ремонт — работы, направленные на сохранение и поддержание нормального функционирования памятника, но без существенного вмешательства в несущие конструкции, без изменения качественных характеристик объекта культурного наследия. Это те самые мелкие работы на бытовом уровне, которые по сути не требуют особых навыков исполнителя и никоим образом не могут уменьшить ценность памятника.
В 2020 году планируется внести проект изменений в законодательство о реставрации объектов культурного наследия, согласно которым мелкие ремонтные работы, не затрагивающие предмет охраны памятника, можно будет проводить без лицензии Минкультуры. Это решает сразу несколько проблем:
Есть и риск того, что владельцы могут небрежно отнестись к своей обязанности по сохранению памятника, в результате чего он утратит историко-культурную ценность и статус. Однако от подобных последствий не застрахованы и те, кто работает с лицензированными реставраторами, тратя многомиллионные бюджеты и годы работы. Об этом могут судить даже не-специалисты, указывая на чудовищные результаты после некоторых реставраций:
Пока поправки в закон только обсуждаются, однако ясно одно: реставрация, реконструкция, ремонт культурного наследия страны требуют повышенного контроля со стороны государства. Иначе есть риск потерять памятник независимо от того, есть ли лицензия у подрядчика или нет.
Нужна помощь или консультация при оформлении лицензии Министерства культуры? Обращайтесь, поможем!
Что такое реконструкция
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы рассмотрим понятие, которое имеет множество значений, а потому важно знать, в каких случаях его уместно применять.
Проанализируем, что такое реконструкция, в каких сферах используется данный термин и что он обозначает.
Что это означает
Давайте разберем это слово по «винтикам». Конструкция – это объект, состоящий (сложенный) из нескольких частей. В переводе с латинского языка «конструкция» означает «складывать».
Приставка «ре-» также имеет латинское происхождение и переводится как «вновь». Следовательно, слово «реконструкция» в прямом переводе звучит так: «вновь складывать», «вновь создавать».
Вывод: реконструкция – это восстановление какого-либо объекта. Объектом реконструкции может являться предмет, вещь, событие.
Далее проанализируем, что такое реконструкция применительно к различным сферам деятельности.
Реконструкция исторических событий
Воссоздание культуры, быта ушедших эпох или известных исторических событий – популярное ныне хобби множества людей разных национальностей, вероисповеданий и социальных слоев практически всех стран мира.
Такое увлечение сближает людей, побуждает к поиску новой информации, способствует улучшению социализации, отвлекает от рутины будней, придает жизни новую окраску.
В чем заключается деятельность реконструкторов? Собирается группа единомышленников, они определяют, какой пласт истории или какое событие им наиболее интересны. Далее начинается кропотливая работа по изучению исторических фактов того времени, поиску информации о быте, культуре, обычаях, боевых искусствах и т. д.
Если реставрация затрагивает тему какого-либо исторического события, то воссоздается и оно. Например, в России ежегодно в начале сентября проводится реконструкция битвы русского войска с татарскими захватчиками на Куликовском поле.
Реконструкция в палеонтологии
Палеонтология – это наука о живых организмах, обитавших на Земле миллионы лет назад. Цель научных исследований в области палеонтологии – воссоздание внешнего вида представителей флоры и фауны прошлых геологических эпох, а также моделирование их жизнедеятельности.
Реконструкция внешнего вида вымерших живых организмов возможна благодаря сохранившимся до наших дней окаменелостям с отпечатками животных, рыб, птиц, моллюсков, растений (или их фрагментов).
До появления мощных компьютерных систем реконструкционное моделирование проводилось вручную и занимало много времени. Сейчас существуют специальные компьютерные программы, которые на основе исходных данных моделируют итоговый результат.
Реконструкция промышленного производства
Целью реконструкции какого-либо промышленного производства всегда является его модернизация, т.е. совершенствование технологического процесса, оптимизация (в том числе, автоматизация) средств производства.
В рамках реконструкции промышленного производства проводятся следующие мероприятия:
Важно разделять понятие капитального ремонта и реконструкции. В ходе реконструкции предприятия возможно изменение профиля его деятельности, объемов производства, переход на выпуск новой номенклатуры продукции. В результате же проведения капитального ремонта все перечисленные параметры должны оставаться неизменными.
Правильность трактовки проводимых работ отражается на налогообложении. Дело в том, что финансирование реконструкции и кап.ремонта должно осуществляться из разных финансовых источников. При этом затраты на кап.ремонт списываются на себестоимость выпускаемой предприятием продукции, а стоимость реконструкции делает дороже реконструируемые объекты (основные фонды предприятия).
Реконструкция объектов капитального строительства
Реконструкция данного вида, согласно определению Градостроительного Кодекса РФ (ст. 1, п. 14), буквально означает следующее:
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Если говорить проще, то реконструкция капитальных объектов подразумевает изменение их конструкции (структуры).
Пример: меняя кровлю и облицовку наружных стен на своем частном доме, вы делаете капитальный ремонт, а надстраивая второй этаж и крытую террасу, вы выполняете реконструкцию дома. На фото – пример реконструированного частного дома.
Отличие реконструкции от реставрации
Важно: реконструкция и реставрация зданий – это два разных понятия.
Объекты исторического архитектурного наследия реставрируют, т.е. воспроизводят внешний облик строения с точностью до мельчайших деталей. При необходимости меняют обветшавшие несущие элементы (фундамент, перекрытия, стены), но изначальный экстерьер оставляют прежним. На фото ниже – пример проведенной реставрации.
Реставрация предполагает выполнение следующих работ:
Главной задачей реконструкции является восстановление функциональных качеств объекта, а не его внешнего облика.
В рамках реконструкционных работ проводятся такие мероприятия:
Узнать новую и интересную информацию вы всегда можете из нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Как правило, слово «Реконструкция» сразу ассоциируется со строительством. Причем в плохом свете, так как очень часто во многих городах страны подразумевает порчу внешнего вида исторических зданий за счет широкого внедрения современных стройматериалов.
Реконструкция и реставрация зданий
Реконструкция и реставрация помогают восстанавливать исходный облик и улучшать характеристики старых зданий, которые имеют культурную, историческую ценность. Обычно такие объекты расположены в центре города, в зоне исторической застройки. После окончания работ можно полноценно использовать здание, сохраняя архитектурное наследие.
Реставрация и реконструкция — это отдельные группы работ, которые должны быть согласованы друг с другом.
Задача реконструкции — улучшить характеристики здания, привести его в соответствие актуальным строительным нормам, требованиям безопасности, сделать его более удобным, функциональным. Для этого на объектах с исторической или культурной ценностью могут проводиться:
Все этапы реконструкции при работе с имеющими культурную или историческую ценность зданиями обязательно согласовываются. До начала работ обязательно проводятся изыскания и проектирование реконструкции. Ее организуют так, чтобы максимально сохранить архитектурные особенности здания, улучшив при этом его характеристики.
Реставрация проводится параллельно с реконструкцией. Реставрационные работы нужны, чтобы восстановить исходный вид объекта, устранить появившиеся со временем дефекты, убрать появившиеся при эксплуатации или ремонте и нарушающие облик здания элементы. Реставрация чаще затрагивает оформление, декор. Она может проводиться для фасада, интерьера, отдельных конструкций, изделий, скульптур, лепнины.
Реставрацию проводят в несколько этапов.
Оценка состояния. Для стен, фасадных конструкций, штукатурного или другого декоративного слоя проверяют прочность, целостность. Их осматривают, фиксируют дефекты. Дополнительно могут использоваться методы неразрушающего контроля. Отдельно фиксируют дополнения, внесенные при эксплуатации или ремонте и нарушающие облик или характеристики объекта. Это может быть штукатурный слой, дополнительные строительные или декоративные конструкции, облицовка, слой краски.
Подготовка к реставрации. Предполагает удаление изношенных, сильно разрушенных конструкций или материалов, демонтаж мешающих элементов, укрепление несущих, выполняющих функции основания конструкций. Часто для реставрации элементы отделки фасада демонтируют и доставляют в специализированные мастерские. Такой демонтаж должен выполняться аккуратно, так, чтобы не повредить декоративные элементы и сам фасад.
Реставрация. Ее методы каждый раз определяют индивидуально. При этом учитывают состояние материалов отделки или реставрируемых конструкций, их особенности, условия эксплуатации, общие характеристики объекта. При реставрации возможно восстановление или укрепление оснований, несущих элементов, исправление деформированных, восстановление разрушенных частей, изготовление новых элементов, восстановление декоративного слоя. Если реставрация проводится в мастерской после демонтажа элемента, их установка выполняется после укрепления, восстановления основания.
Реставрационные техники могут использовать аутентичные материалы, максимально приближенные к «историческим», исходным. Другой вариант — замена на материалы с улучшенными характеристиками. Внешне они должны максимально соответствовать ранее использовавшимся материалам, обеспечивать наиболее полное восстановление исходного облика объекта так, чтобы не получить в результате работ «новодел».
Строительная компания «Олимпия» проводит реконструкцию и реставрацию для старых зданий, объектов культурного, исторического и архитектурного наследия.
Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия
Содержание настоящего учебного пособия соответствует курсу лекций по дисциплине «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. В конце учебного пособия представлены иллюстрированные приложения, дополняющие темы. Предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство, а также в помощь преподавателям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия
Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.
1.1. Краткая история реставрации в России
История реставрации в России началась с мая 1918 года — год создания Всероссийской реставрационной комиссии. Затем комиссия переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Первая российская научная методика реставрации была выработана в ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря.
В послевоенные годы созданы республиканские, областные и городские мастерские по реставрации историко-архитектурных памятников. В 1958 г. основана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).
В 1960–1980-х гг. осуществлён переход от простых восстановительных работ к комплексным исследованиям методами гуманитарных и естественных наук в сочетании со сложными консервационно-реставрационными работами.
В начале 2000-х гг. стал возвращаться интерес к реставрации памятников и активное развитие получили научные методы реставрации. Культурному наследию уделяют серьезное внимание при разработке градостроительной документации [1].
Министерство культуры РФ в 2014 году приняло решение о создании ОАО «Реставрационные Компании» для сохранения научных достижений и многолетних разработок, реставрационных методик и уникальных мастеров» [2].
Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].
Прогрессивная реставрационная наука основывается на двух основных принципах:
1) восстановление разрушенных объектов культурного наследия;
2) сохранение объектов культурного наследия.
Основой проекта реставрации является первозданный вид объекта, в отличие от проекта нового строительства. Сложность состоит в том, чтобы найти документальные исторические свидетельства, описывающие и изображающие все этапы изменения объекта реставрации. Ведутся поиски исходных документов в архивах страны. Важно воссоздать исходный вид памятника архитектуры. На базе полученных данных об облике объекта реставратор приступает к разработке проекта практических действий, на основе которого в дальнейшем будет проводиться реставрационный процесс.
За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.
1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения
Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.
Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином — реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.
В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].
Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.
Важнейший принцип научной реставрации согласно международной Венецианской хартии гласит: «…реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза..». [4].
Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой — продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.
Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.
Для фрагментарной реставрации часто характерны:
— отсутствие стилистического единства,
— признание ценности поздних наслоений на объекте,
— восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.
Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.
Целостная реставрация ориентирована на восстановление первоначального облика памятника или его образа, сложившегося в период его расцвета. Такую реставрацию называют «реставрацией на оптимальную дату».
Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:
1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;
2) восстановление утраченных деталей памятника.
Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.
Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.
Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.
В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.
Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).
Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.
Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве
Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе
Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].
Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.
Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города — от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города — новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.
Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации
Градостроительная реконструкция — изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].
Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].
Производственная реконструкция — воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.
Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.
Консервация. Главная цель консервации — прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.
В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].
Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.
Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.
Второй тип консервации — инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.
Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.
Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.
Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.
Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника