что такое реконструкция автомобильной дороги
Реконструкция дороги
Смотреть что такое «Реконструкция дороги» в других словарях:
реконструкция дороги — 3.28 реконструкция дороги : Комплекс строительных работ на существующей дороге с целью повышения ее транспортно эксплуатационных показателей с переводом дороги в целом или отдельных участков в более высокую категорию. Включает: спрямление… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реконструкция дороги — Увеличение ее пропускной и несущей способностей путем изменения на отдельных участках плана и продольного профиля, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений, как правило, с переводом в более высокую… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Реконструкция — Изменение конструкции пути, вызывающее необходимость корректировки его паспорта Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Реконструкция комплекс строительн … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реконструкция железной дороги — Усиление пропускной способности железной дороги с сохранением функций основной деятельности без изменения категорийности. Источник: СП 119.13330.2012: Железные дороги колеи 1520 мм … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛИНИИ — капитальное переустройство всей жел. дор. линии, вызванное несоответствием ее новым условиям работы тр та и современной технике или необеспеченностью в потребной пропускной и провозной способности дороги. К Р. л. относятся след. работы: 1)… … Технический железнодорожный словарь
Реконструкция городского поселения — Застройка земельного участка, строительство, реконструкция здания, строения, сооружения, улицы, дороги, объекта транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройство на сложившейся селитебной, производственной, ландшафтно рекреационной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
реконструкция автомобильной дороги — 3.87 реконструкция автомобильной дороги : Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги, либо влекущий за собой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Реконструкция автомобильной дороги — 9) реконструкция автомобильной дороги комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение … Официальная терминология
Реконструкция Сплитского порта 1580-1592 — Гавань Сплита (наши дни) Реконструкция Сплитского порта перестройка морского порта в городе Сплит (ныне Хорватия), произведенная в 1580 1592 годах по проекту коммерсанта из Португалии Даниэля Родригеса на средства Венецианской республики. Имела… … Википедия
Реконструкция Сплитского порта 1580—1592 — Гавань Сплита (наши дни) Реконструкция Сплитского порта перестройка морского порта в городе Сплит (ныне Хорватия), произведенная в 1580 1592 годах по проекту … Википедия
Реконструкция участка дороги: особенности проведения работ
Иногда реконструкция того или иного участка дороги бывает просто необходима. В процессе эксплуатации автомобильные трассы подвергаются воздействию природно-климатических факторов, а также значительным нагрузкам, в результате чего дорожное полотно постепенно изнашивается и деформируется.
Рано или поздно наступает момент, когда разного рода мероприятия по поддержке дорог в нормальном состоянии оказываются бесполезными. К тому же зачастую возрастают требования к транспортно-эксплуатационным показателям трассы. И в этом случае ситуацию может спасти лишь полная или частичная реконструкция определенного участка дороги.
Что значит реконструкция дороги
Что подразумевает фраза «реконструкция участка дороги»? Дать четкое определение этому понятию сложно, так как оно применимо к широкому спектру работ, направленных на улучшение характеристик автомагистрали. Само слово «реконструкция» в латинском языке использовалось для обозначения глобального преобразования, восстановления, ремонта и улучшения определенного объекта на основании имеющихся данных.
В мировой практике работы по ремонту участков дорог для автотранспорта принято разделять на несколько видов:
В российской интерпретации реконструкция участка дороги является комплексной процедурой, при которой улучшаются технические характеристики дорожного покрытия, сооружений вблизи (включая увеличение грузоподъемности). Целью проведения работ становится большая интенсивность и безопасность движения транспортных средств.
Благодаря проведенной реконструкции повышается вероятность смены класса дороги на более высокий. Однако это происходит не всегда. Часто улучшение технических характеристик и других показателей все равно оставляет дорожную категорию на том же уровне.
Именно в этот момент важно понимать различие между терминами «реконструкция» и «ремонт». Говоря о ремонтных работах по дорожному покрытию, имеется в виду полное обновление и реставрация дороги, повышение таких эксплуатационных параметров, как ровность, сцепная способность, толщина покрытия. Также восстановлению подлежат дорожные объекты и конструкции: проводится их полная или частичная замена. Не стоит забывать и о безопасности на дорогах, поскольку основное внимание уделяется именно обеспечению особых стандартов и норм при движении ТС.
При реконструкции результатом становится улучшение эксплуатационных параметров дорожной части. Здесь, в отличие от ремонта, процедуры выполнения требуют больше опыта и знаний, поскольку технически сложнее.
Как показывает практика, не существует особой разницы между указанными терминами, ведь тип работ и объемы частично похожи. Не стоит забывать, что капремонт также предназначен для улучшения технических параметров дорог.
Подводя итог, можно сказать, что реконструкция участка дороги представляет собой полное или частичное обновление дорожных частей, в том числе покрытия, рядом стоящих зданий, инженерных коммуникаций и прочих систем. Результатом реконструкции становится совершенствование параметров дороги и дорожных объектов, включая срок эксплуатационной службы и актуальные требования современности.
Частичная и полная реконструкция участка автомобильной дороги
Различают полную и частичную реконструкции. При последней происходит улучшение важнейших эксплуатационных параметров дорожного покрытия. Это проводится с целью совершенствования транспортных характеристик, но только в рамках стандартов данной категории дороги, не включая расширение основного земляного покрытия.
Ситуации, при которых необходима частичная реконструкция участка дороги:
Реконструкция участка дороги полного типа предназначена для комплексного изменения, при котором будет повышен его класс. При проведении коренного переустройства и увеличении земляного покрытия важно, чтобы нынешняя частота движения транспортных средств постепенно увеличивалась и в итоге достигла уровня в 1,5-2 раза выше, чем это изначально установлено в соответствии с классификацией.
Организация работ при проведении реконструкции дороги
Главными особенностями организационного процесса при проведении реконструктивных работ являются следующие моменты:
Вышеупомянутые нюансы сильно воздействуют на такие характеристики, как общая продолжительность реконструктивных работ, себестоимость операции, экономическое состояние некоторых производственных областей, пользующихся данной дорогой.
Параметры, влияющие на очередь проведения дорожных реконструктивных работ:
Разберем три варианта развития событий при выполнении дорожных работ:
Изначально внимание направляют на опасные и старые участки дороги, где необходима срочная реконструкция. Однако при таком принципе построения работы имеются два важных недостатка. Во-первых, поскольку реконструкция проводится в течение нескольких лет, данный участок будет постоянно иметь проблемы с движением. Во-вторых, как показывает практика, вся полоса не может обладать одинаковыми эксплуатационными характеристиками и единой интенсивностью, поэтому под угрозой находится также безопасная составляющая дороги.
Перед принятием конечного решения о проведении реконструкции на дорожном участке, необходимо вычислить количество будущих расходов и целесообразность выбранного способа, учитывая эксплуатационные параметры дороги, весь объем процедур и условия проведения ремонтных работ, а также количество материалов, техники и прочих ресурсов.
Этапы реконструкции участка дороги на примере работ по ее расширению
Разберем один из самых востребованных видов реконструкции, который нашел наибольшее распространение – расширение дорожного покрытия. Какие шаги необходимо предпринять:
Сравнивая строительство абсолютно нового участка и данный тип реконструкции, вы заметите, что во втором случае понадобится гораздо больше документов, заключений и разрешений. Проведение реконструкции сопровождается значительными трудностями, поскольку в большинстве случаев, к сожалению, необходимо озаботиться проблемой уменьшения пешеходной зоны или других участков.
Расширять дороги можно в одну сторону или в обе, в соответствии с этим выделяют два вида подготовительных работ. Логично предположить, что расширение в одностороннем порядке обойдется заказчику гораздо дешевле. Однако, как показывает практика, проводить работы приходится в две стороны.
Стоит внимательно отнестись к подготовке дороги к будущему расширению и провести полный демонтаж находящихся в непосредственной близи объектов. К ним относятся растения (например, деревья), а также элементы инфраструктуры (линейные коммуникации, осветительные приборы, рекламные щиты, светофоры и т.п.).
Как только подготовка закончена, можно начинать непосредственно сами работы по расширению дорог. Сначала извлекается грунт на глубину подстилающего слоя на том участке земли, который предназначен для расширения. В данном случае необходимо воспользоваться специальной техникой. Далее полученный грунт нужно увезти, поскольку он больше не пригодится.
Как только чистка грунта выполнена, а выемки готовы, начинается создание защитного дна. Для этого используют небольшой слой песка. Его насыпают в качестве самого нижнего уровня «подушки». Главное – тщательно утрамбовать песок, задействуя соответствующую технику (например, каток). При этом важно следить, чтобы уплотнение проходило по каждому слою. Это значит, что необходимо насыпать песчаный слой в 10 см, воспользоваться катком, а потом насыпать еще 10 см. Нельзя сразу утрамбовывать 20 см.
После подготовки нижнего слоя приступают к основному наполнению, для которого понадобится щебень. При стандартной процедуре проводится наполнение в три слоя, однако, в зависимости от применяемого метода, количество слоев может меняться. После песка идет крупный щебень, далее меньше, и на поверхность ложится самый мелкий.
Не забываем об утрамбовке катком, поскольку от ее качества зависят эксплуатационные свойства нового дорожного покрытия.
Остался последний этап перед непосредственной укладкой асфальта. Проводится гидроизоляция битумной мастикой. Этап не стоит пропускать, поскольку именно в данный момент происходит сцепление частиц щебня с будущим асфальтовым покрытием. В зависимости от объема дорожные работы либо выполняются вручную, либо с помощью специальных машин.
В некоторых ситуациях помимо расширения необходима полная замена старого асфальта на основной дороге. Тогда на данном этапе в качестве дополнения проводится и демонтаж старого покрытия. Битумная мастика наносится по всему демонтированному участку.
С развитием технологий все меньше требуется использование исключительно ручного труда. Машины давно заменили человека на таких сложных участках, как укладка асфальта. Однако, как и в предыдущем случае, на небольших расстояниях и на маленькой территории все еще возможно проведение дорожных работ ручным методом.
Если при расширении также проводится замена старого асфальта основной дороги, то дорожно-строительные компании привлекают асфальтоукладчики. Данная техника эффективно справляется с поставленной задачей, укладывая новый слой четко и ровно. При асфальтировании очень важно регулировать толщину покрытия вплоть до мм.
Последним шагом является уплотнение всех слоев. Процедура выполняется посредством катков. Но если для уплотнения песка во время земляных работ требовался грунтовый каток, то в данном случае нужен специальный асфальтный.
Реконструкция участка дороги – это вынужденная мера, направленная на улучшение имеющейся сетки автомагистралей в соответствии с новыми требованиями к организации движения транспорта. При этом планирование таких мероприятий – процесс даже более сложный, чем работа, связанная с выполнением проектов по прокладке новых транспортных сообщений. Чтобы создать профессиональный и экономически обоснованный проект реконструкции участка дороги, нужно провести глубокий анализ всех особенностей движения по имеющейся трассе. Для таких изысканий необходимы услуги настоящих профессионалов, которые имеют большой опыт деятельности в данной сфере.
Реконструкция автомобильной дороги общего пользования
Реконструкция автомобильной дороги представляет собой комплекс мер, направленный на повышение эксплуатационных и иных характеристик дорожного полотна, включая пропускную способность. В некоторых случаях процесс реконструкции может ограничиться восстановлением работоспособности и безопасности покрытия, а в некоторых требуется масштабная перестройка всей дороги.
«С каждым годом количество автомобилей на дорогах увеличивается, за счет чего усиливается воздействие на дорожное покрытие, а также появляется потребность в увеличении пропускной способности участка дороги»
Можно выделить 2 основные причины, по которым производится реконструкция автомобильных дорог:
Асфальтирование в Москве и других населенных городах должно производиться с учетом будущего роста транспортной нагрузки – это позволит снизить износ и продлить срок службы покрытия. Несмотря на повышение стартовых затрат, данный подход позволяет существенно сократить расходы на техническое обслуживание в будущем.
Какой бывает реконструкция автомобильной дороги
Реконструирование автодороги может быть полным или частичным. Первый вариант носит более глобальный характер, тогда как второй направлен на решение меньше числа задач. Частичная реконструкция используется в тех случаях, когда полное реконструирование проводить нецелесообразно.
Чем отличаются полная и частичная реконструкция автомобильной дороги
Тип | Описание |
---|---|
Полная | В результате полной реконструкции повышаются характеристики, пропускная способность и класс автомобильной дороги. К примеру, увеличение числа полос с 2 до 4-5, их расширение с 3 до 3,5 м, а также обеспечение светофорного регулирования в местах пересечения с другими автодорогами позволяет повысить класс дороги общего пользования с IV до II или IВ. А более существенные изменения способны превратить обычную дорогу в скоростную. |
Частичная | Частичная реконструкция направлена на увеличение эксплуатационных характеристик автодороги, однако, только в рамках существующего класса. Это может понадобиться в тех случаях, когда объем транспортного потока увеличивается лишь незначительно, однако существует потребность в увеличении прочности или повышении безопасности на участке дороги. |
При этом не стоит относить к частичному реконструированию работы по ямочному ремонту или восстановлению дорожного полотна. Данные мероприятия хоть и направлены на повышение характеристик и безопасности поврежденной области, но все же носят лишь локальный характер.
Однако к реконструкции автомобильной дороги часто относят капитальный ремонт и перестройку дорожного полотна:
Оба мероприятия действительно можно отнести к реконструированию, но стоит понимать, что реконструкция автомобильной дороги более масштабный процесс, включающий в себя и повышение физико-механических характеристик автодороги, и увеличение пропускной способности.
Как проводится реконструкция автомобильной дороги
При реконструкции автомобильной дороги значительной протяженности лучшим решением будет разбить реконструируемую область на небольшие участки. Это позволит сохранить общую транспортную доступность – потребуется организовывать объездные пути только для объезда короткого участка, на котором проводятся работы. Это гораздо целесообразней, чем закрытие движения по всей дороге, так как реконструкция длинной дистанции может занять нескольких лет.
Также стоит выделить случаи, когда требуется увеличить пропускную способность дороги, не затрагивая уже существующее дорожное полотно:
«Если дорога находится в хорошем состоянии и не требует доработки асфальтобетонного покрытия или конструктивных слоев основания, то снимать асфальт и класть на его место новый не имеет смысла.
В таких ситуациях движение может быть ограничено лишь частично – чтобы освободить достаточно места для маневрирования спецтехники, которая будет задействована для устройства нового дорожного полотна»
Также при увеличении ширины автодороги следует определиться, в какую сторону будет происходить расширение: в одну или в обе. С финансовой точки зрения одностороннее расширение более выгодно, однако, исходя из практики дорожно-строительных работ по всему миру, в подавляющем большинстве случаев требуется двустороннее увеличение проезжей части.
Этапы проведения полной реконструкции автомобильной дороги
Для примера рассмотрим ситуацию, когда требуется полное реконструирование существующего дорожного полотна и его основания, а также увеличение количества полос для движения автомобилей с целью повышения пропускной способности.
№ | Этап | Описание |
---|---|---|
1 | Теоретическая часть: расчеты, проектирование и подготовка документации | |
2 | Сооружение временного объездного пути | При отсутствии альтернативной объездной дороги необходимо обеспечить возможность проезда вблизи реконструируемого участка. При этом временная дорога должна отвечать современным требованиям безопасности, а также иметь достаточную пропускную способность. |
3 | Подготовка местности | Производится демонтаж существующего асфальтобетонного покрытия и внутренних слоев дорожной подушки вплоть до грунтового корыта. Также требуется устранить различные преграды на территории, которая послужит для расширения проезжей части (отбойники, тротуары, светофоры, различные постройки, насаждения и т.д.) |
4 | Сооружение котлована | На данном этапе производится извлечение грунта в области расширения, чтобы соорудить общее «дорожное корыто» на всю ширину и длину участка. |
5 | Устройство грунтового основания | |
11 | Благоустройство проезжей части и прилегающих территорий | На данном этапе производится устройство тротуаров, установка отбойников, дорожных знаков и светофоров, нанесение разметки, монтаж освещения и т.д. |
Общая толщина асфальтового покрытия зависит от расчетной нагрузки на дорожное полотно. Для особо загруженных участков высота асфальтобетонного слоя может быть более 30 см
Выводы
Реконструкция автомобильной дороги представляет собой объемный и комплексный процесс, направленный на повышение физико-механических характеристик покрытия, а также для увеличения пропускной способности автодороги.
Выделяют частичное и полное реконструирование:
Мероприятия по реконструкции должны производиться в соответствии с современными технологиями дорожного строительства – это позволит обеспечить наиболее высокое качество и длительный срок эксплуатации.
Если вам требуются работы, перейдите на страницу
Реконструкция дорожного полотна: методы оценки и выполнения работ
Реконструкция дорожного полотна – работа, связанная с перестройкой дороги отдельного участка, улучшением ее эксплуатационных свойств. Реконструированию предшествуют штатная эксплуатация и ремонт дорожных покрытий. Когда степень разрушения асфальта превышает допустимые нормы, разрабатывается проект по его реконструкции.
Перед началом работ над проектом оценивается состояние дороги. В зависимости от степени износа применяется тот или иной способ реконструирования. О том, как проектируется и проходит реконструкция дорожного полотна, вы узнаете из нашего материала.
Необходимость реконструкции дорожного полотна
Процесс эксплуатации автомобильных дорог и дорожных конструкций представляет собой многолетнее и многократное воздействие, создающееся практически непрерывным потоком автотранспорта. Свою лепту также вносят неблагоприятные климатические факторы.
Из-за этого, в дорожном полотне и элементах сооружений происходит накопление усталостных и остаточных деформаций, приводящих к разрушениям. Возрастающие факторы − интенсивность движения, процент больших грузовиков в общем транспортном потоке и осевая нагрузка – ускоряют этот процесс.
Несмотря на большие объемы ремонтных работ, выполняемых дорожно-эксплуатационными службами, они все же не успевают за быстро растущим износом дорожных конструкций и физическим устареванием автомагистралей.
С другой стороны, присутствует и моральное устаревание, ведь в наше время гораздо быстрее меняются критерии оценки качества, относящиеся к автомобилям в целом и, в частности, к их динамическим свойствам, комфорту водителей и пассажиров в поездке, и поэтому необходимо постоянно совершенствовать геометрические параметры, транспортно-эксплуатационные характеристики автодорог, их обустройство.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем, что требования к магистралям и их фактическое состояние абсолютно не соответствуют друг другу. К тому же на обслуживание и ремонтные работы выделяется меньше средств, чем необходимо. Результатом этого является откладывание работ на более поздние сроки, частичный и не очень качественный ремонт дорожного покрытия.
Как следствие всех указанных причин, однажды приходит время, когда возросшие требования к транспортным и эксплуатационным характеристикам дорог не могут быть реализованы с помощью обычных мероприятий по обслуживанию автотрасс, выполняемых дорожно-эксплуатационной службой.
И здесь уже необходимо значительно улучшать геометрические параметры магистрали, увеличивать прочность и износостойкость многослойного дорожного покрытия, модернизировать искусственные сооружения, инженерные конструкции, оборудование, то есть фактически полностью реконструировать дорогу.
Реконструкция дорожного полотна на автотрассах и магистралях – на сегодняшний день это самая актуальная и насущная задача.
Основные методы оценки состояния дорожного полотна
Специалистами разработаны и применяются разные методики, позволяющие оценить состояние дорожного полотна: первый, когда сравнивают технические параметры и характеристики, второй подразумевает сравнение технических параметров и транспортно-эксплуатационных показателей.
Согласно этой методике сравнивают технические параметры и физические характеристики, имеющиеся по факту, с теми, что требуются, обозначены в нормативных документах, или в проекте. Если разница между фактическими значениями и нормативными (требуемыми) превышает допустимые пределы, необходимо проводить ремонт или реконструкцию дорожного полотна.
Этот метод позволяет очень просто оценить состояние дороги и принять решение о проведении мероприятий по реконструкции.
Впрочем, здесь имеются существенные недостатки. Имеющиеся методические пособия предлагают сравнивать от 10-15 до 40 разных критериев дорожного покрытия, и нет единого подхода к оцениванию полученных данных.
Также надо сказать о другом, еще более важном недостатке. Если оценивать состояние дорожного полотна только по соответствию различных критериев значениям, указанным в нормативных документах, то по полученным данным трудно судить о реальных потребительских свойствах дороги. Оценка получается косвенной, предположительной.
Данные технологии позволяют оценить состояние автодороги, опираясь на основные транспортно-эксплуатационные показатели, технические критерии и характеристики. В этом случае дорожное полотно обследуют не как обычное инженерное, а как инженерно-транспортное сооружение, предназначенное для того, чтобы обеспечивать безопасное и комфортное передвижение транспорта на высоких скоростях и с установленной нагрузкой.
Эти методы используют два термина: ТЭС АД – транспортно-эксплуатационное состояние автодороги – это система, объединяющая технические и эксплуатационные параметры и характеристики общего направления, а также, относящиеся к инженерному оборудованию и обустройству; ТЭП АД – транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги, определяющие состояние объекта, как транспортной магистрали, и характеризующие ее в соответствии с назначением.
Показатели непрерывности, скорости, комфорта, безопасности участников движения, пропускной способности, уровня нагрузки, допустимых габаритов, осевой нагрузки и общей массы транспорта считаются транспортно-эксплуатационными (ТЭП АД). К этой же группе относят критерии, характеризующие экологический и эстетический уровень дороги.
Суть этой простой методики состоит в определении фактических значений (в абсолютном или относительном выражении) транспортно-эксплуатационных параметров и технических показателей и сравнении их с цифрами, указанными в нормативной документации. Полученные данные позволяют оценить состояние дорожного полотна и составить план ремонтных работ. Комбинированный метод работает со следующими показателями:
Кроме этих основных критериев предусмотрена оценка технических параметров и физических характеристик состояния дополнительных сооружений и элементов дороги (откосы, обочины, водоотводы). Мосты проверяют на соответствие грузоподъёмности. Преимуществом данного способа является то, что для оценки применяют технические параметры и характеристики, а также транспортно-эксплуатационные показатели или потребительские свойства.
Основной проблемой метода можно считать то, что все показатели и параметры нужно проверять отдельно в соответствии с нормативными требованиями. Поэтому итоговый документ может содержать от 20-ти до 80-ти значений в абсолютном или относительном выражении, демонстрирующих совпадение или отклонение от нормы. Все это приводит к затруднениям при анализе и формулировке выводов о соответствии автомагистрали принятым нормам и, как следствие, при выборе и назначении мер по реконструкции дорожного полотна.
Проектирование реконструкции дороги
Любое строительство начинается с создания проекта. Привлеченная проектная организация получает техническое задание от Министерства, ведомства или подведомственной организации, действующей по согласованию с ними. Разработке проекта предшествует изучение данных экономического исследования, технической документации, материалов дорожно-эксплуатационной службы с характеристиками существующей дороги. Проект соотносят с имеющимися планами развития дорог в данном регионе.
Изучив и проанализировав собранные документы, специалисты проектного бюро могут сделать выводы о том, целесообразно ли провести реконструкцию старой автотрассы или выгоднее строить новую.
В задании должны быть пункты с указанием направления дороги, начальной, конечной и промежуточных точек, условий пересечения или обхода городов/населенных пунктов, необходимых подъездов, съездов, категории проектируемой автодороги, очередности выполнения работ на разных участках.
ТЗ выдает и утверждает та же инстанция, которая будет принимать проект.
Проектировщики, в свою очередь, выполнив экономические изыскания, могут провести корректировку задания и изменить рекомендуемое направление дороги по всей длине и/или на отдельных участках, категорию реконструируемой трассы, тип дорожного покрытия.
Применение норм и технических условий при создании проекта согласуется с категорией, определенной в задании для реконструируемого объекта, учитывая так же допуски.
Проект реконструкции дорожного полотна обычно выполняется в 2 этапа. Если в задании определены два варианта изысканий – на участке, где проходит дорога, и на целинной земле (бывают также другие, очень сложные ситуации), разработка проектной документации выполняется в 3 этапа.
Число стадий указывается в техническом задании, если реконструируемая дорога имеет большую протяженность, оно может отличаться для разных участков.
В случае использования при проектировании данных, собранных для прошлых инженерных исследований, их необходимо внимательно проверить и привести в соответствие с изменившимся состоянием трассы, применяемыми строительными материалами и другими обстоятельствами, например, изменением ранее принятой категории.
Если условия существенно изменились плюс срок давности документации превышает пять лет, проводят новую серию изысканий.
При проектировании реконструкции автодороги необходимо предусмотреть возможности для сохранения передвижения по ней в период строительных работ местных, транзитных автомобилей и спецтехники любого типа. От решения этой проблемы зависит, какой вариант выберут проектировщики, реконструировать существующую дорогу или, если движение слишком интенсивное, закладывать строительство новой магистрали.
Виды реконструкции дорожного полотна
Частичная реконструкция – это модернизация сооружения и увеличение показателей автодороги с тем, чтобы улучшить ее транспортно-эксплуатационные характеристики в рамках определенных нормативов для этой категории дорог, не увеличивая при этом ширину насыпи и дорожного полотна в целом.
Применение частичной реконструкции оправдано, если:
Полная реконструкция – это коренная перестройка магистрали с целью перевода ее на более высокий уровень и обеспечение соответствия современным и будущим требованиям, предъявляемым к дорожному полотну.
Реконструкцию такого типа, предусматривающую расширение земляного полотна или устройство дополнительного, проводят, когда существующая дорога не справляется с интенсивностью движения, выросшей на 50 и более процентов относительно заданных показателей. Причем эти цифры постоянно растут.
Итак, реконструкцией называют частичную или полную перестройку автотрассы с целью улучшить ее транспортно-эксплуатационные показатели. Важно понимать, что проведение реконструкции не увеличивает, а даже немного сокращает протяженность дороги. Однако качество полотна, инженерных сооружений и техническое оснащение дороги заметно улучшается, следовательно, можно говорить о повышении транспортно-эксплуатационных показателей.
Способы реконструкции дорожного полотна
В том случае, когда оси реконструируемой автодороги и той, что будет реализована после реконструкции совпадают, а также изменения не коснутся красных отметок, выбор оптимального варианта перестройки из предлагаемых осуществляется после технико-экономического анализа ситуации.
Обычно реконструкция подразумевает выполнение:
Реконструкция существующего переходного покрытия из гравия и щебня состоит из следующих этапов: рыхление до уровня дна имеющихся ям и выбоин, выравнивание, уплотнение. Использование более современных материалов для укладки верхнего слоя позволяет добиться отличных результатов.
Рыхление и профилирование выполняют с помощью грейдерной техники, оснащенной кирковщиком, уплотнение – с помощью катков.
Если планируется уширение дороги, то необходимо предусмотреть обустройство с обеих сторон дорожного полотна таких элементов, как краевые полосы (по 0,75 м на дорожных полотнах I и II категории, 0,5 м, если III категория).
Зачастую реконструкция дорожного полотна выполняется по упрощенной схеме, когда новое покрытие укладывают поверх старого. При неблагоприятных климатических и геологических условиях (резкие перепады температур, болотистая местность и т.д.) слой старой дорожной одежды будет выполнять защитную функцию.