что такое реформы солона
Реформы Солона
Смотреть что такое «Реформы Солона» в других словарях:
РЕФОРМЫ СОЛОНА — серия законодательных мер, проведенных в Афинах Солоном (640 559 гг. до н.э.), включавших отмену поземельной задолженности, освобождение должников из рабства, запрет на долговое рабство, установление земельного максимума, унификацию мер и весов,… … Юридическая энциклопедия
СОЛОНА РЕФОРМЫ — РЕФОРМЫ СОЛОНА … Юридическая энциклопедия
СОЛОНА ЗАКОНЫ — – были изданы в Афинах в начале 6 в. до н. э. Появление их было вызвано развитием ремесла и торговли, повлекшим окончательное разрушение первобытно общинного строя. Развивающиеся товарно денежные отношения и связанное с ними ростовщичество… … Советский юридический словарь
СОЛОНА РЕФОРМЫ — экономич., социальные и политич. преобразования, проведенные Солоном в Афинах в 594/593 до н. э. в обстановке острой социальной борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа сисахфия (seisaxteia, букв. стряхивание бремени, т. е. снятие… … Советская историческая энциклопедия
Солона реформы — экономич., соц. и политич. преобразования, провед. Солоном в Афинах в 594/593 до н.э. в обстан. острой соц. борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа сисахфия (букв. стряхив. бремени, т.е. снятие долговых камней с зем.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Ок. 594 до н.э. — Реформы Солона в Афинах … Хронология всемирной истории: словарь
Солон — греч. Σόλων … Википедия
Аттика в VIII—VI вв. до н. э. Образование Афинского государства — Аттика древнейшего времени По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э … Всемирная история. Энциклопедия
Сейсахфия — Солон Солон (др. греч. Σόλων, Sólōn) (между 640 и 635 около 559 до н. э.), афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Содержание … Википедия
ГРЕЦИЯ Древняя — Эллада (Ellas), группа рабовладельч. гос в, занимавших Ю. Балканского п ова, о ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8 6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост.… … Советская историческая энциклопедия
Реформы Солона и Клисфена
Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм
Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социальноэкономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:
Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.
Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).
В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:
Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.
Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.
Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.
Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.
Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.
Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.
Каждый род имел свое место погребения.
В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.
Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.
Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:
Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.
Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.
Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.
В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.
Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.
Экономические, политические и государственные реформы Солона
К началу VI века до н.э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически.
Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.
Вовторых, Солон легализовал свободу завещаний, в том числе и на землю.
В-третьих, легендарный реформатор запретил ростовщичество и продажу афинян в рабство за долги. Кроме того, при нем государство взяло на себя обязанность выкупить ранее проданных в рабство сограждан.
В-четвертых, население Афин Солон разделил на четыре разряда:
Наряду с этим Солон установил, что членами ареопага и архонтами могли быть не эвпатриды, а пентаксиомедины.
В Афинах был учрежден Совет 400, который избирался из числа граждан первых трех разрядов в рамках старых четырех племен, по 100 человек от каждого.
В функции Совета входило предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на Народное собрание, управление финансовыми делами, контроль за деятельностью высших должностных лиц и представительство полиса в сношениях с другими державами.
Фактически Солон окончательно сломил родовую организацию греческих племен в Аттике.
Реформы Клисфена
Вся территория Афин была поделена на 30 частей, с приблизительно равным количеством населения, названных тритиями.
Совет 400 Клисфен заменил Советом 500. В его состав входили по 50 выборных членов от каждой из 10 фил.
Высшее военное управление сосредоточилось в руках Коллегии 10 стратегов, представлявших также одну из десяти территориальных фил.
Кроме того, каждая из 10 фил должна была сформировать батальон пехоты и подразделение конницы, а также снарядить за свой счет 5 боевых кораблей с командиром (навархом) и укомплектовать экипаж.
Афинская рабовладельческая демократия в IV веке до н.э.
Расцвет афинской демократии связан с деятельностью выдающегося политического деятеля античности Перикла (около 430 г. до н.э.), которому удалось завершить процесс передачи власти большей части демоса. Так, независимо от имущественного положения все граждане Афин получили доступ к государственным должностям. При Перикле за службу стали платить жалование. В целях воспитания добрых нравов в обществе афиняне получали денежную сумму (теорекон) на посещение театра. Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки.
После жеребьевки кандидаты подвергались в Совете 500 проверке (докимации), касавшейся их поведения, образа мыслей, нравственной зрелости и прав на избрание. Заработная плата членов Совета 500 равнялась 5-6 оболам.
Совет 500 предварительно рассматривал вопросы, выносимые на Народное собрание.
Для придания работе Совета 500 большей оперативности весь его состав делился на 10 частей. Делегация одной филы численностью 50 человек работала от имени всего Совета в течение одной десятой года (что составляло от 35 до 39 дней); после этого остальные делегации поочередно сменяли друг друга в порядке, установленном в начале года путем жеребьевки.
Заработная плата судей (гелиастов) при Перикле составляла 1-2 обола. После смерти Перикла она выросла до 3 оболов.
Что такое реформы солона
Соло́н (др.-греч. Σόλων; между 640 и 635 до н. э., Афины — около 559 до н. э., Афины) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.
В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем»[45], а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья»[46]. Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны[46]. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации[48].
Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой[50][51]. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство[17][52][53]. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства[54].
Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства[55]. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе[56]. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости[56]. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство[57]. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства[58]. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин[56][59].
Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда[60][61]. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.
•Пентакосиомедимны ◦имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла[62]
◦могут избираться архонтами и казначеями
•Гиппеи ◦имеют доход свыше 300 медимнов зерна
◦могут содержать боевого коня
•Зевгиты ◦имеют доход свыше 200 медимнов зерна
◦служат гоплитами
•Феты ◦имеют доход менее 200 медимнов зерна[62]
◦могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных[63]
Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни[63].
Солон, по-видимому, и учредил гелиею[64]. Это нововведение имело наиболее демократический характер[65]. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся[66]. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы[67].
Также Солон учредил ещё один новый государственный орган — Совет Четырёхсот[68][69]. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы[69][70]. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено[71]. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов»[69].
Солон издал закон о завещаниях[72][73]. Содержание закона Плутарх передаёт так: раньше «не было позволено делать завещания; деньги и дом умершего должны были оставаться в его роде; а Солон разрешил тем, кто не имел детей, отказывать своё состояние, кому кто хочет»[73]. Солон впервые в афинской истории ввёл институт завещаний[74]. Кроме того, был введён земельный максимум (запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы)[75].
Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение[17][76][77]. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого[78].
После окончания архонтства всё же росло недовольство реформами[80]. Аристократы были недовольны тем, что их права оказались урезанными, демос же считал реформы недостаточно радикальными[81]. С другой стороны, сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном. Он решил действовать по-другому — временно покинуть полис и отправиться в путешествие[82].
Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства
Было:
Роль была небольшой, собирались по желанию знати и являлась инструментам ее политического господства. Ранее голосовали да или нет.
Стало:
Стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. Серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Рост численности.
Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (они избирались по 100 человек от каждой филы (единственный орган, где остался родовой принцип)), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Обладали правом законодательной инициативы.
За ареопагом сохранилось значение главного судилища по уголовным делам, а также общий контроль над всеми другими афинскими органами. Был главным политическим органом в полисе
Стало:
Перестал принимать участие в управленческих делах. Часть его функций перешла к Народному Собранию и Совету 400. Остались разбираться уголовные дела.
Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчёты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Право расторжения государственных и частных договоров. Решения гелиэи имело окончательную силу.
В компетенцию суда присяжных входило, с одной стороны, принятие отчётов от должностных лиц по окончании срока их службы, с другой – разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различного рода обязательств.
Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Все
должностные лица были представлены только имущими. Высшие должности были по жребию.
Ранее не было. Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек.
Орган надзора, который следил за политическим настроем общества.
Итог реформ государственных структур:
1) Политическое право практически не зависело от происхождения
2) Большая часть должностей осталась за новой знатью (в том числе и судебные)
3) Полиция должна была сдерживать народный всплеск
4) Демократии в том виде, в котором хотелось бы, не было
5) Проведенные реформы неоднозначны и половинчаты
6) Впоследствии была тирания и гражданские войны
Отмена долгового рабства, списание долгов
Обмен валюты на более удобную, что должно было способствовать развитию торговли
Ряд законов поощрявших ремесло, так как хозяйство находилось в упадке. Разрешил свободный вывоз ремесленной продукции, расширил круг лиц, которые стали гражданами, что расширило их права. Сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.
Поддержка среднего класса производителей, совместное пользование колодцами и оросительными системами, дорогами, кредитные займы
введение земельного максимума на частные земли (этот максимум и сравнить с реформами Гракхов)
Наследственная передача имущества (для экономического уравнивания)
Кассация долгов ударила по знати значительно больнее, чем это ожидалось из-за не стыковки в курс валют.
В экономическом плане ничего не изменилось, деньги были у одних, а стали у других.
Рабство становится классическим, появляется широкий класс рабовладельцев.
Развитие рабовладельческих отношений и появление новой аристократии.
Ненадолго облегчилось положение свободных производителей, они начинаю конкурировать с рабами и рабовладельцами. Мелкие производители проигрывают.
Новое социальное деление в основе которого лежал имущественный ценз:
Пятисотники, всадники ( обладали полным набором гражданских прав), зевгиты (все право, кроме вхождения в ареопаг), феты (обладали только активным избирательным правом и участием в суд).
Изменение социальных слоев и структуры общества, расширение гражданской прослойки
Появление возможности перехода из одного соц слоя в другой
Запрет на роскошные пиршества и в целом на роскошь
Фетов было больше всех, а они в свою очередь обладали только активным избирательным правом; пятисотников тоже стало значительно больше
Уменьшение политических прав от класса к классу, феты обладали только активным избирательным правом и участием в суде.
Изменение социальной структуры общества их отличие заключается в имуществе и политических правах.
В целом деление сводилось к перетасовке классов.
Дал возможность всем, кому хочется войти в народное собрание.
Политическое право практически не зависело от происхождения.
Большая часть функционала осталась за новой знатью.
Введен отдельный орган полицейского надзора, который был призван для сдерживания каких либо возмущений и волнений.
По большому счёту демократии не было, да и цели такой не преследовалось.
Солон в отечественной историографии:
Позитивная оценка реформ. Особо отмечается отмена долговой кабалы.
Авдиев: более мягок в своих оценках, говорит, что есть только зачатки демократии
Фролов: способствовали оформлению в демократический полис
Лурье: Нет ничего великого в реформах, и нет никаких революций
Сергеев: реформы были революционными
Солон в зарубежной историографии:
Мягко относятся к реформам, называя их преобразованиями. Никакой речи не идет о революции. Реформы оцениваются достаточно здраво, демократические функции граждан расширились, однако демократии не было.
Эринберг: Солон изменил властные функции аристократии.
Бонар: Солон заложил основы демократии, правильно сделал, что не допускал бедняков к высшей власти, для народа он сделал максимум.
Роутс: уравновешенная реформаторская деятельность Солона.
РЕФОРМЫ СОЛОНА
Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640—560 до н. э.)
Безусловно, Солона следует признать одной из наиболее ярких личностей в истории Греции архаической эпохи, самым знаменитым из греческих законодателей. Он был потомком древних афинских царей. Однако знатный род, к которому принадлежал Солон, обеднел, и, чтобы поправить свое экономическое положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Даже и теперь не может не поразить разносторонность личности Солона: он слыл необычайно мудрым человеком (впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов»), был одним из крупнейших греческих поэтов и в то же время отнюдь не чуждался общественной деятельности.
Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.
В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.
Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.
Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.
При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.
Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).
Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).
Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.
Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.
Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.
Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.
Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:
Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,
Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.
Также о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.
Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,
И запретил побеждать несправедливо других.
Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.
Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.
Источники
Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII—VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Реформы Солона (О. Н. Юлкина)
Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что
АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА
АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона
2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии
2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался
2. Юридические и экономические реформы Солона
2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими
3. Государственные реформы Солона
3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.
4. Принципы Солона и правление Писистрата
4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во
РЕФОРМЫ СОЛОНА
РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия
РЕФОРМЫ СОЛОНА
РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» — Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ
30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы
Реформы Солона
Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. — год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе
Реформы Солона
Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее
Атланто-славянские «корни» Солона и Платона
Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого
Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного
Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра
Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах
Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления