что такое реформация кратко
Реформация. Кратко
31 октября 1517 года
Причины Реформации
Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:
- — Католический универсализм отрицал национальность
— Теократическая идея давила государство
— Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
— Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
— Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
— Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
— Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
— Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
— Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
— Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
— Изобретение книгопечатания
— Открытие Америки
— Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви
Реформация в Европе
Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*
Деятели Реформации
Краткая биография Мартина Лютера
Краткая биография Жана Кальвина
Контрреформация
Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством
Значение слова «реформация»
[От лат. reformatio — изменение, преобразование]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Основной причиной Реформации явилась борьба между представителями зарождавшегося капиталистического способа производства и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
РЕФОРМА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. reformatio — изменение] (истор.). Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско-католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений феодального строя и папской власти. Деятели реформации (Лютер, Кальвин, Цвингли) положили начало протестантской церкви.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реформация
1. Движение за переустройство церкви.
2. Мирное преобразование в жизни общества путем реформ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нынче — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое реформация — как она проходила и к чему привела
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
«Не страх перед грехом превращал человека в дитя Господне,
а радость перед словом Его. Праведника рождает вера,
а не самоистязание, кара и страх».
Гвидо Дикман, современный немецкий писатель, роман «Лютер»
Вряд ли семья бедных саксонских крестьян могла предположить, что их сын Мартин, рожденный в 1483 году в Айслебене, станет человеком, который расколет незыблемую католическую церковь на два лагеря, на полтора века запустив движение Реформации в Европе.
*Лукас Кранах старший, Портрет Лютера в монашеской рясе, 1526 г.
В чем суть Реформации, к чему привело это движение и что ему предшествовало – такие вопросы мы поднимем в этой статье.
Реформация — это.
Реформация (лат. reformatio— преобразование) — это массовое религиозно-политическое движение в Европе XVI века, направленное против злоупотреблений и абсолютного господства Римской католической церкви.
Судьбоносное происшествие, которое вызвало многолетнюю бурю в Европе и спровоцировало раскол католиков, произошло 31 октября 1517 года.
Священнослужитель Мартин Лютер, прошедший к этому времени обучение в университете, монашество, преподавание богословия и чтение проповедей, прибил на ворота Виттенбергской церкви листы с 95 тезисами, в которых критиковал Католическую церковь за ее непомерные аппетиты в деле распространения индульгенций (что это?).
*Замковая церковь в Виттенберге
Главная мысль Лютера в том, что истинное покаяние возможно только в процессе внутреннего перерождения человека, никакие индульгенции и папы римские не помогут искупить грехи.
Единственное, что во власти духовенства — заступничество перед Богом, выраженное в молитве о заблудших душах. Спасение, с точки зрения Лютера, это личное дело каждого человека, и заключается оно в истинной вере в Божье милосердие.
*Рафаэль Санти, Портрет папы Льва X с кардиналами, 1518 г.
Открытая конфронтация (это как?) популярного в народе священника с Римом и самим папой вызвала большой общественный резонанс (что это?).
Предшественники Лютера
«95 тезисов» и последующие работы Лютера, в которых он разъяснял свою позицию относительно зарвавшегося католического духовенства во главе с папой, упали на благодатную почву.
Разговоры о необходимости реформ церкви велись давно, гуманисты эпохи Возрождения (что это?) поднимали и раньше вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на интерпретациях церкви, погрязшей в политических играх и пороках.
Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век
Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто выступавшего с критикой Римской церкви за 100 лет до старта Реформации.
Ян Гус считал Библию высшим авторитетом для всех верующих, а потому говорил о необходимости ее перевода на национальные языки. Народ должен знать первоисточник, а не его вольные пересказы из уст священников.
В 1488 году, спустя 73 года после смерти Яна Гуса была издана первая Библия на чешском языке.
Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий. Пока богослов мучился над переводом, ему пришлось попутно изобрести немецкий литературный язык, которого до этого просто не существовало.
«Милосердный Боже! Какой громадный и тяжкий труд заставить говорить по-немецки еврейских пророков, которые так противятся этому и не хотят подражать варварскому языку немцев!»
Мартин Лютер о своей работе над переводом Библии
Ян Гус считал, что церковь погрязла в стяжательстве и стремлении к мирским благам, что причастие от священников, которые сами живут в грехе, не имеет никакой силы.
«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».
Не мог Гус смолчать и по поводу индульгенций — это его и погубило. Часть дохода от продажи отпущения грехов получала и королевская казна, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.
*Сожжение Яна Гуса на костре в Констанце
Мартин Лютер опасался повторения судьбы своего предшественника, но сильные покровители не дали его в обиду. Великий реформатор умер от болезни в 1546 году и был с почестями похоронен в том же соборе, на деревянные ворота которого когда-то прибивал свои дерзкие тезисы.
Куриное яйцо Эразма Роттердамского
Современник Лютера нидерландец Эразм Роттердамский, являвшийся крупнейшим генератором гуманистических идей северного Возрождения, во многом подготовил почву для Реформации.
Ему принадлежит знаменитое выражение: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Но не все знают продолжение этой фразы: «Снесенное мною яйцо было куриным, а Лютер высидел совершенно другую птицу».
Под яйцом Эразм подразумевает и сатирическое обличение церковных пороков в знаменитой «Похвале глупости», и работу по возрождению идей раннего христианства, и вышедший в 1516 году его латинский перевод греческого Нового Завета, по которому до XIX века будут переводить Писание на национальные европейские языки.
*Ганс Гольбейн, портрет Эразма Роттердамского, 1523 г.
Казалось бы, Эразм Роттердамский и Мартин Лютер должны были слиться в едином порыве, но идиллии (что это такое?) не случилось. В 1524 году между ними начинается острая полемика (что это такое?). Эразм пишет «Свободу воли», Лютер резко отвечает ему в работе «О рабстве воли». С тех пор гуманисты пошли своей дорогой, а реформаторы своей.
Суть Реформации
Сторонники Реформации опирались на базовые идеи Лютера:
В 1520 году Лютер пишет две работы, в которых излагает свои мысли относительно реформ института католической церкви и ее догматов (что это?).
Шокированный такой наглостью папа Лев X ответил Лютеру буллой с требованием одуматься, но окрыленный общественной поддержкой священник 10 декабря 1520 года публично сжег папское послание, окончательно порвав и с папой, и с Римской католической церковью.
*Булла — папский документ, со свинцовой или золотой печатью
Изложенные идеи оказались выгодны разным слоям населения:
Не только глубокий кризис католической церкви стал причиной массовой поддержки идей Реформации в Европе. Новому классу буржуазии (что это такое?) стало тесно в феодальном обществе.
Сильная церковь с замашками владычицы мира мешала экономическим и национальным интересам регионов.
Государства с сильной королевской властью стремились отмежеваться от вездесущего папы с его огромным влиянием на европейскую политику. Под флаги Реформации наряду с Германией встали Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Франция и др.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Итоги Реформации
Реформация взбудоражила всю Европу. Рим вступил в борьбу с протестантами, развернув движение контрреформации. Целый комплекс мер был направлен на возвращение утраченных земель и паствы под крыло католической церкви.
Противостояние католиков и протестантов длилось почти полтора столетия и оказалось совсем не мирным делом, как это виделось когда-то Мартину Лютеру.
Протестантские войны, охватившие Европу, унесли множество человеческих жизней. В ходе Тридцатилетней войны было уничтожено порядка 40 % населения Германии. За одну Варфоломеевскую ночь в Париже вырезали около 2000 протестантов-гугенотов и 30 тысяч по всей Франции в следующие пару дней.
*Эдуард Деба-Понсан, Утро около ворот Лувра, 1880 г.
Фактически Реформация закончилась вместе с Тридцатилетней войной в 1648 году подписанием Вестфальского мира. Протестанты получили право на свободу вероисповедания.
Реформаторские идеи Лютера развивались в разных направлениях, и в XVI веке помимо классического лютеранства к протестантским учениям относятся цвинглианство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм.
Все эти религиозные течения в большей или в меньшей степени следовали принципам Мартина Лютера — от компромиссного англиканства, инициированного Генрихом VIII для усиления своей власти, до сурового кальвинизма, учрежденного Жаном Кальвином, которого за нетерпимость и жестокость называли «женевским папой».
В целом в странах, где протестантизм в том или ином виде утвердился как основная религия, наблюдался рост экономики, формировалось совершенно новое буржуазное общество, развивались идеи гражданского и политического равенства, веротерпимости.
Реформация способствовала расцвету европейской культуры, развитию национальной письменности во многих странах, росту уровня грамотности населения.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Ну а что, тоже ведь борьба за суверенитет, тем более, в церкви всегда есть что делить. Могу себе представить, сколько Римская католическая церковь забирала себе денег со всех приходов, которые находились в подчинении папы Римского, а делиться честно заработанным никто не хочет. Конечно и тот факт, что Римская церковь погрязла в мирских пороках, тоже стал поводом для реформации.
РЕФОРМАЦИЯ
Началом Реформации традиционно принято считать обнародование «95 тезисов» доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, а также проповедь ряда других реформаторов (У. Цвингли, Ж. Кальвина и др.).
Изначально реформационная проповедь (т.н. «магистерская реформация») была продолжением характерного для позднего Средневековья призыва к обновлению католической церкви, согласно нормам раннехристианского идеала, и критики ряда порочных практик (инвеститура, симония, целибат, культ святых, причастие мирян под одним видом и др.). В частности, среди предтеч Реформации нужно назвать Джона Виклифа и Яна Гуса и их последователей. Кризис средневековой универсальной империи, усиление территориальных властителей и формирование современных наций обуславливают процессы конфессионализации, т.е. формирование национальных церковных и политических единиц (пресвитерианская организация цвинглианских, кальвинистских и др. реформатских церквей; епископальное устройство лютеранской церкви в абсолютистских немецких княжествах и скандинавских монархиях; монархическая англиканская церковь; сеньориальная католическая церковь и т.д.).
После широкого реформационного движения в 1520-е годы, приведшего, в частности, к драматическим событиям Крестьянской войны, вырабатываются основные стратегии и алгоритмы формирования конфессиональных сообществ.
И начиная с середины XVI в. можно говорить о фазе межконфессионального противостояния и борьбы (т.н. «европейские религиозные войны»), итогом которой становится общеевропейская Тридцатилетняя война (1618-1648 годы). Подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого конфессиональный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике, принято считать условной верхней границей реформационных процессов.
Реформация сыграла принципиальное значение для культуры стран Северной Европы, обусловив формирование национального языка, искусства и системы образования.
Иллюстрации:
Библия Лютера 1534 г.;
«Вестфальский мир», Герард Терборх, 1648 г.
Реформация для «чайников»
Сегодня Германия празднует 500 лет Реформации — события, определившего вектор развития страны на много лет вперед. Рассказываем, кто такой Мартин Лютер и чем лютеранская церковь отличается от католической.
Ч то такое Реформация
Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов». В них он высказывался против злоупотреблений властью католической церкви и продажи индульгенций.
В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.
Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.
Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации
Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.
Причиной, почему Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери церкви, была булла (папский документ) папы Льва X о продаже индульгенций. Лютер не был первым, кто критиковал отпущение грехов за деньги, однако именно он осмелился высказаться с критикой католических догматов — например, того, что церковь является необходимым посредником между Богом и человеком.
Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.
Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.
Лютеране и протестанты — в чем разница
Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).
Однако путать лютеранство и протестантизм не так уж стыдно. Изначально именно сторонников Лютера стали называть протестантами — после их протеста в немецком городе Шпайер. Термин «лютеране» впервые был использован в текстах против Лютера и его сторонников — причем в негативном смысле.
Лютеранская и католическая церковь — в чем разница
Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.
Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.
Лютеране признают два таинства (католики — семь) — крещение и причастие, так как они установлены самим Иисусом Христом. Однако в лютеранской книге «Апология Аугсбургского исповедания» также относят к таинствам исповедь и рукоположение.
Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?
Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.
До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.
Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.