что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать

Рефлексивная деятельность педагога – залог повышения результативности профессиональной деятельности

«Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации (застой) учителя» (М. Уолес).

ФГОС направлены на модернизацию подхода к организации учебной деятельности таким образом, чтобы присутствовала включенность обучающегося в планирование, осознание результатов своей учебы, превращение его из объекта обучения в его субъект, полноправного организатора своей учебной деятельности. Перед педагогом стоит задача освоения инновационной деятельности: разработка новых методов структурирования и управления образовательным процессом (смена видов деятельности, благоприятная атмосфера общения, личностная значимость осуществляемой деятельности, инновационные педагогические технологии и др.). Это обстоятельство определяет возникновение противоречия между имеющимися стереотипами в профессиональной деятельности и выбором средств и способов освоения инновационной деятельности.

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

Как показывает практика, не все упедагоги в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС.И здесь важную роль играет рефлексия профессиональной деятельности.

Рефлексия от лат. reflexio― обращение назад.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.

Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, проявляющееся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Рефлексивная компетентность педагога включает:

Соединение опыта профессионала и его рефлексии дает, по мнению Д.Познера, ключ к развитию профессионального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие» (Posner, 1985).

Педагогическая рефлексия – инструмент профессионального развития учителя

Проектирование образовательного процесса по учебному предмету требует от педагога понимания, какие необходимы обновления в его профессиональной деятельности по обучению школьников в связи с введением новых стандартов. Освоение новых методов, приемов, технологий и форм организации образовательной деятельности требуют от учителя выхода за рамки привычной для него модели поведения, ее переоценки и переосмысления, преодоления стереотипов своего опыта. Эффективность реализации нового формата профессиональной деятельности существенно определяется степенью развития у педагога рефлексивной культуры.

В основном педагоги, работающие в школе, обучались в ВУЗах с преобладающей традиционной «знаниевой педагогикой», поэтому существует проблема недостаточности профессиональной рефлексии учителя.

Процесс рефлексивной деятельности педагога по анализу какой-либо области профессиональной деятельности можно представить в виде следующих этапов (шагов):

Рассмотрим содержание этапов.

Этап 1. Анализ педагогической ситуации

Педагогическая ситуация — это совокупность условий, в которых учитель ставит педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.

Сделаем обобщение тех изменений, которые должны произойти в деятельности учителя по обучению школьников в связи с введением ФГОС.

Введение ФГОС предполагает:

Также необходимы изменения и в деятельности педагога:

что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Смотреть фото что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Смотреть картинку что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Картинка про что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Фото что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать

Этап 2. Анализ имеющихся профессиональных знаний и умений на предмет соответствия новым условиям

Рассмотрим примеры некоторых педагогических инструментов и моделей, применяемых для рефлексии:

Looking back on the action – взгляд назад на произведенное действие; Awareness of essential actions – осознание существенных аспектов;

Creating of alternative methods of action – поиск альтернативных методов действия;

Рассмотрим содержание каждого этапа данной педагогической рефлексии.

Этапы рефлексии

Характеристика

Вопросы для рефлексии

Выполнение любого педагогического действия учителя в рамках учебно-воспитательного процесса (простое приветствие)

Анализ произведенного действия.

Мысленное возвращение к действию, хода его выполнения в плане достижения поставленных целей.

Что хотели ученики?

Осознание различных аспектов педагогического действия

Осмысление и анализ действия (ситуации), выделение ее существен-ных черт, противоречий, выявление причинно-следственных отношений.

Что кажется Вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия (например, между ответами на группы вопросов этапа 2 Вы можете выявить)?

Поиск и выбор альтернативных способов действия

Поиск иных, отличных от реализованного способов достижения поставленных целей, оценка их с точки зрения возможностей детей и индивидуальных возможностей педагога.

Какие альтернативы можно предложить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

Апробация нового действия

Новая попытка достижения поставленной цели, осуществляемая новыми средствами в новой ситуации

Насколько удалось реализовать поставленную цель, используя другие средства достижения?

В рамках данной рефлексивной модели достигается осмысление достижения поставленных целей в ходе проведенных уроков и внеклассных мероприятий в образовательном учреждении.

Модель состоит из шести шагов:

Данную модель можно использовать для изучения ситуации самим или же при помощи коллеги. Чтобы начать, выберите ситуацию из прошлого для анализа. Выделите хотя бы минуту и вспомните ситуацию, которая дала вам интересный опыт и много пищи для размышлений.

На данном этапе не делайте никаких выводов и не вовлекайте эмоции, вам просто нужно выяснить что случилось.

Ответьте на следующие вопросы:

Ответьте на следующие вопросы:

Ответьте на следующие вопросы:

Проанализируйте информацию, которую имеете на этот момент. Она поможет вам правильно ответить на следующие вопросы:

Вы тщательно и со всех сторон проанализировали ситуацию и теперь многое вам стало ясно. Отныне, если такая ситуация повторится, вы будете подходить к ней более осознанно.

Вы должны составить подробный план действий и приготовиться к изменениям. Не пускайте все на самотек, а возьмите дело в свои руки и действуйте.

Воспоминания по Блуму: Что я сделал?

Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал? Достиг ли я своих целей?

Применение по Блуму: Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?

Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?

Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/намерение?

Этап 3. Формулирование педагогической задачи, требующей решения, формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи.

В результате проведения анализа педагогической деятельности педагог сможет увидеть те направления и области профессиональной деятельности, в которых необходимы изменения или не хватает профессиональных знаний.

Обозначение в результате самоанализа четких позиций профессиональных затруднений (направление, тема) позволяет сформулировать педагогическую задачу, требующую решения, понять необходимость элементов новых знаний и умений для решения данной задачи. Это будет являться основанием для выбора направления самообразования (темы), повышения квалификации.

Этап 4. Выбор способов решения поставленной задачи

После того, как учитель в результате самоанализа определил проблемную область своей деятельности, направление самообразования, он должен выбрать

способы преодоления выявленных затруднений.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональное саморазвитие учителя – сложный и противоречивый процесс самообразования, самосовершенствования личностных и профессиональных качеств, знаний и умений, что требует от учителя способности (умения) хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль своей деятельности и ее результатов.

Рефлексивная компетентность педагога является одним из основных механизмов развития профессиональной деятельности.

Список литературы:

Приложение 1.

Лист самооценки педагогической деятельности педагога

______________________________________________________________(ФИО), ___________________________________________образовательное учреждение, преподаваемый предмет) ____________________________________________________ (имеющаяся квалификационная категория)

Уважаемый педагог!

Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 4-х балльную шкалу:

4 – Вы абсолютно согласны с утверждением

3 – Вы скорее согласны с утверждением

2 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов

1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.

Заранее благодарим за сотрудничество!

Источник

Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития

что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Смотреть фото что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Смотреть картинку что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Картинка про что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать. Фото что такое рефлексивные способности педагога можно ли их развивать Ольга Зайцева
Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития

Применение рефлексивной компетентности педагогов в процессе реализации программы саморазвития.

В период модернизации образования приоритетным в структуре профессионально-педагогической деятельности становится педагогическое проектирование как полифункциональная деятельность, закономерно возникающая в связи с необходимостью преобразований и строящаяся как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов.

Одним из СПОСОБОВ педагогического проектирования является программа саморазвития педагога.

Четких требований к структуре данного документа нет. Р. Ю. Белоусова предлагает включить в программу саморазвития следующие пункты:

1 Обоснование актуальности выбранной темы

2 Сроки реализации программы

4 Ожидаемые результаты реализации программы

5 Этапы реализации программы

6 План мероприятий по реализации программы саморазвития

7 Основные условия реализации программы

9 Литература и электронные ресурсы

Развитие рефлексивно-проектных умений позволяет педагогу не только осознать свою профессиональную деятельность, но и осуществить переход их позиции «реагирования» в позицию «самоорганизации». Он учится себя учить определять границы своего знания (незнания) и самостоятельно находить условия для преодоления собственных ограничений, повышая тем самым свою профессиональную компетентность.

В. А. Сластенин справедливо утверждает, что содержание рефлексии различно на различных этапах педагогической деятельности. Таким образом, и в проектировочной деятельности педагога содержание каждого последующего этапа рефлексии определяется ее результатом на предыдущем этапе. Рефлексия на процессы и компоненты деятельности еще более усложняется из-за необходимости фиксации результатов деятельности и их соотношения с прогнозируемой целью (оценка деятельности, содержанием образа «Я» и другими элементами «Я»-концепции (самооценка).

Мы же считаем, что для компетенции характерно наличие знаний и умений. Если мы вооружили педагога необходимыми стимульными материалами для проведения рефлексивной оценки, значит, можно говорить о наличии рефлексивной компетенции. Иными словами, рефлексивная компетенция – это знаю как надо делать. Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Т. е. компетентность – результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений.

Рассмотрим, каково содержание каждого этапа педагогической рефлексии.

1. Действие. Цикл рефлексии начинается с конкретного действия. Это действие может быть очень простым (элементарным, например: приветствие учителя в начале урока, вопрос учащемуся, сообщение домашнего задания и пр. Действие может быть комплексным, например: проведение урока или серии уроков по конкретному предмету или учебной дисциплине (скорее это уже не просто действие, а именно опыт деятельности).

2. Взгляд назад на произведенное действие. На этом этапе рефлексии по окончании действия, а иногда и в процессе его выполнения начинается анализ действия. Чаще всего это происходит, если в самом действии было что-то необычное или поставленная цель не была достигнута, или, наоборот, цель была достигнута неожиданно легко. Но это пока не поиск ответа на вопрос «почему?». Скорее, это именно анализ как расчленение целого на составляющие элементы, это мысленное или письменное описание действия. Описание должно быть максимально подробным и беспристрастным, как это сделала бы видеокамера, которая не умеет сердиться или улыбаться, зато умеет фокусировать внимание зрителя на подчас незаметных, кажущихся несущественными деталях.

3. Осознание существенных аспектов. На этом этапе особое внимание уделяется различным аспектам действия, установлению взаимосвязей между ними, выявлению причинно-следственных отношений внутри действия.

4. Создание альтернативных методов действия. На этапе создания альтернатив происходит поиск и отбор иных, отличных от реализованного способов достижения поставленных целей. Принципиально важным является не столько выбор альтернативных методов, приемов и форм, сколько их соответствие конкретной ситуации. На данном этапе, очевидно, возможен поиск новой информации,

если известный к данному моменту набор методов, форм, средств обучения является ограниченным и не позволяет достичь целей. При этом мотивация приобретения нового знания на данном этапе действительно очень высока, поскольку это знание приобретается для решения насущной профессиональной проблемы.

5. Апробация нового действия. На данном этапе производится новая попытка достижения поставленной цели, осуществляемая новыми средствами в новой ситуации. Таким образом, этап апробации нового действия начинает новый цикл профессиональной рефлексии, когда после действия мы обращаем взгляд назад, выделяем существенные моменты действия, продумываем альтернативные действия, апробируем действие, которое представляется наиболее эффективным в данной ситуации, и цикл снова начинается сначала. Именно поэтому ALACT-модель (о ней мы будем упоминать далее) называют часто рефлексивным кругом.

Профессиональное саморазвитие, как и другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную совокупность мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в повышении самообразования.

Для формирования мотивации педагога на профессиональное саморазвитие необходимо:

– наличие адекватной самооценки;

– сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности;

– соотнесение педагогом своей деятельности с образцами.

Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

1. «Актуальное Я»(каким сейчас себя видит педагог) является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других.

2. «Ретроспективное Я»(каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). По отношению к нему дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений.

3. «Идеальное Я»(каким хотел бы стать)дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере.

4.«Рефлексивное Я»(как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители и участники образовательного процесса)является шкалой среды в профессиональной деятельности и обеспечивает объективность самооценки.

Этапы профессионально-личностного саморазвития педагога:

1. Поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.

2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.

3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами;

4. Ситуация «отказ от стереотипов»рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.

Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки.

Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки.

Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки.

Вернемся к программе самообразования. С целью выявления уровня притязаний и будущих перспектив, на этапе анализа собственной педагогической деятельности и проектирования программы саморазвития, мы используем в практике работы следующие анкеты (стимульный материал):

«Карта самооценки педагогической деятельности» (приложение №1);

• «Самооценка профессиональных качеств педагога» (приложение №2);

• Тест «Готовность к саморазвитию» (приложение №3);

• Методика «Оценка реализации потребности педагога к самореализации» (приложение №4).

На данном этапе целесообразно привлекать коллег и родителей к оценке профессиональной деятельности, т. к. самооценка часто бывает необъективной. Вот лишь недавний пример. В конце 2015 года, на границе перехода от этапа введения к этапу реализации ФГОС ДО, нами было проведено анкетирование педагогов. Результаты анкетирования были очень неожиданными, большинство педагогов считают себя компетентными в методических и практических вопросах. Хотя практика работы показывает обратное.

Изучение характера затруднений в деятельности педагогов также показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых.

Анализ методической литературы, позволяет выделить наиболее часто применяемые методические средства развития рефлексивных способностей педагогов, применяемые в ходе реализации программы саморазвития:

-наличие опорной программы саморазвития;

-ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления;

— при изучении методической литературы по проблеме целесообразно использовать такой метод рефлексивной фиксации, как инсерт-маркировка.

Инсерт-маркировка — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обозначается с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «V» — уже знал; «-«- думал иначе; «+» — знал, «!» — новый материал (узнал, «?» — хочу узнать.

— фиксация выводов рефлексивного характера и отметка о выполнении намеченных планов в колонке «Примечания» в программе саморазвития;

— видеозапись проведения мероприятия с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением;

— анкеты для родителей, социальных партнеров;

— Вопросник для самоанализа, в котором отражены самые актуальные рефлексивные моменты:

2. Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация.)

3. Какую роль это может играть для моих будущих мыслей, действий? (Альтернативные варианты действий, образовательные потребности, намерения.)

— ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии (Ф. Кортхаген и др.).

Этап рефлексии Вопросы для рефлексии

1. Действие Что произошло?

2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подробное его описание Что я хотел? Что я думал? Что я чувствовал? Что я делал? Что хотели дети? Что они думали? Что они чувствовали? Что они делали? (плюс родители)

3. Определение наиболее важных черт ситуации. Определение противоречий. Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить?

4. Нахождение альтернативных способов действий, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия Какие альтернативы можно предположить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий?

5. Осуществление альтернативных способов действия

— Матрица рефлексивной деятельности педагога:

Матрица рефлексивной деятельности педагога (основа кн. «Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания», 1956г.)

Воспоминания по Блуму: Что я сделал?

Понимание по Блуму: Что было важным в том, что я сделал?

Достиг ли я своих целей?

Применение по Блуму: Когда я делал это раньше? Где я смогу это снова использовать?

Оценивание по Блуму: Насколько хорошо я проделал работу? Что сработало? Что мне необходимо улучшить?

Творчество по Блуму: Что мне нужно делать дальше? Каков мой дальнейший план/ намерение?

Рефлексивная методика «Метод пяти пальцев».

Оценка эффективности программы.

Эффективность программы саморазвития, обычно,оценивается по количественным и качественным показателям:

— качество знаний и умений педагога, полученных в ходе реализации программы, в области новых образовательных технологий;

— степень удовлетворенности родителей воспитательным и образовательным процессом;

— качество учебно-методического и технологического обеспечения;

-качественное и количественное размещение информации на сайте, публикаций и др.

Одним из способов успешности развития рефлексивной компетентности у педагога является создание и формирование рефлексивной среды, то есть системы условий развития личности, открывающей перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально- психологических и профессиональных ресурсов.

А. А. Бизяева пишет о создании условий для «рефлексивно-инновационной среды», в которой стимулируется сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.

Такую форму рефлексивной среды можно условно назвать межсубъектной. Она предполагает присутствие не менее двух субъектов при выполнении рефлексивных действий, что делает процесс анализа сходным с творческим поиском. В нашем случае, целесообразно привлечь к оценке эффективности реализации программы саморазвития коллег и родителей.

В этом случае и для самооценки можно использовать различные общепринятые рефлексивные методики: «Лесенка успеха». «Дерево успеха», «Незаконченное предложение», «Мишень». Таких методик достаточное количество, каждый педагог может сделать осознанный и приемлемый для себя выбор.

В заключение хочется сказать о том, что повышение качества дошкольного образования в ДОУ находится в прямой зависимости от педагогических кадров. В современной жизни, в период реформирования образования, меняется статус педагога. Меняются требования к уровню его профессионализма, к его профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог компетентный, творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал и принимающий все преобразования в системе образования. От правильной и грамотно выстроенной методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном образовательном учреждении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *