что такое реализация пищевых продуктов

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Особенности продажи продовольственных товаров

Особенности продажи продовольственных товаров

Значительная часть продаж на территории России приходится на продовольственные товары. Неудивительно, что нарушения в сфере торговли пищевыми продуктами достаточно распространены. Поэтому потребители при приобретении продовольственных товаров должны обладать определенными знаниями, чтобы не столкнуться с покупкой некачественных товаров.

Особенности продажи продовольственных товаров

Информация о продовольственных товарах в соответствии с законодательством РФ должна содержать:

Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей ветеринарного свидетельства (справки), которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.

В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.

На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде.

Права потребителя при обнаружении продажи некачественных продовольственных товаров

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 503 Гражданского кодекса РФ в случае обнаружения недостатка товара покупатель вправе по своему выбору:

— потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества – в течение двадцати дней.

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Эти два требования подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня их предъявления.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар ненадлежащего качества.

Обратите внимание! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования.

Что делать в случае покупки некачественных продуктов

Важно! Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности!
Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями.

Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.

При получении претензии потребителя, Продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу).

Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между Продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Внимание! Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Не покупайте пищевые продукты у случайных продавцов.

Проверяйте дату изготовление товара, срок годности.

Обратите внимание на соблюдение продавцом условий хранения товара (например, температурный режим).

В случае возникновения сомнений в качестве продовольственных товаров требуйте у продавца документы, подтверждающие происхождение и качество товара (сертификат, декларацию о соответствии)

Обратите внимание! Продовольственный товар надлежащего качества обменять на аналогичный товар нельзя

Источник

Что такое реализация пищевых продуктов

Положения ст. 3 распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

Статья 3. Обращение пищевых продуктов, материалов и изделий

(в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3

1. В обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.

2. Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:

которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;

которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;

в отношении которых установлен факт фальсификации;

в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;

которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;

которые не имеют товаросопроводительных документов.

3. Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Источник

Реализация продуктов

Товарная обработка — это совокупность операций по подготовке продуктов к реализации. Назначением её является обеспечение надлежащего качества и необходимого количества или комплектности продуктов.В ряде случаев на этом этапе происходит и формирование качества. Так, при одной из операций товарной обработки — сортировке — в результате отбраковки низкокачественных экземпляров товаров качество товарной партии в целом повышается. Существуют и другие операции, улучшающие качество товаров.

Обеспечение надлежащего качества достигается с помощью следующих основных операций:

Формирование необходимого количества товаров, предназначенного для продажи покупателям, производится путем его фасования и упаковывания либо разупаковывания.

что такое реализация пищевых продуктов. Смотреть фото что такое реализация пищевых продуктов. Смотреть картинку что такое реализация пищевых продуктов. Картинка про что такое реализация пищевых продуктов. Фото что такое реализация пищевых продуктов

Цель основных операций товарной обработки — придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичных экземпляров товаров для создания потребительских предпочтений.

Сортировка товаров по качеству — операция по разбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. При сортировке товаров отбраковывают нестандартные товары и отходы. При делении товаров на сорта проверяют соответствие фактического качества стандартной продукции сорту, указанному на маркировке или в товарно-сопроводитель-ных документах.

Если товарная партия представляет собой смесь сортов, то её разбраковывают по сортам.

Сортировка — одна из важнейших операций товарной обработки. Особое значение она имеет для товаров, качество которых при хранении существенно изменяется, но эти изменения неодинаково происходят у разных единичных экземпляров товаров. Вследствие этого возникает неоднородность товарной партии, что, в свою очередь, требует разбраковки на однородные по качеству градации.

Организация работ по обеспечению надлежащего качества сортировки входит в должностные обязанности товароведов.

Наряду с сортировкой для отдельных товаров применяют калибровку.

Калибровка — операция по разделению продуктов по размерам.

Для этих целей применяют простейшие приспособления — калибры или калибровочные машины. Калиброванные продукты — одинакового размера — имеют более привлекательный товарный вид, лучше размещаются в таре, а в ряде случаев характеризуются одинаковым качеством, в том числе и сохраняемостью.

Наиболее часто калибруют продукты, которые являются природными объектами и отличаются неравномерными размерами. Продукты промышленного производства, как правило, в калибровке не нуждаются, так как однозначность их размеров обеспечивается на стадии производства.

Мойка — операция по удалению поверхностного загрязнения продуктов.

Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими. Они попадают на поверхность продуктов из атмосферного воздуха с пылью, при контакте с загрязняющими объектами (земля, другие загрязненные продукты, грязные руки и т.д..), а также вследствие развития микроорганизмов.

При мойке удаляется 30-100 % поверхностных загрязнителей, в результате чего улучшаются товарный вид и безопасность продуктов. Наиболее часто моют свежие плоды и овощи, яйца, особенно предназначенные для предприятий общественного питания.

Для некоторых продуктов, качество которых снижается при сильном увлажнении, мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпками, смоченными в воде или масле (например, колбасы и сыры — для удаления налета плесени, бутылки с напитками — для удаления пыли и т.д.).

После мойки или взамен её для придания привлекательного внешнего вида некоторых продуктов применяют покрытие окрашенными или неокрашенными пленками (цветные воски, парафин, термоусадочные пленки). Такие защитные пленки к тому же повышают сохраняемость продуктов.

Продукты, покрытые смазочными материалами, протирают для удаления их. При этом продукт приобретает свойственный ему внешний вид. Кроме того, удаление смазки предотвращает ущерб, который может быть нанесен имуществу потребителей при контакте со смазочными материалами. Реализация продуктов, покрытых смазочными материалами, не допускается.

Фасовка — операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры продуктов или их совокупности заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения продуктов необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание).

Цель фасовки — придание продукту определенных количественных характеристик.

Фасованные продукты упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования продукта и продавца, массы фасовки, цены. Эти продукты предназначены в основном для продажи методом самообслуживания.

Упаковывание — операция по укладыванию продуктов в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости.

Перед подготовкой к продаже проводят разупаковывание продуктов из транспортной тары. Продукты освобождают от упаковки в тех случаях, когда необходимо проверить их качество для предупреждения реализации некачественных единичных экземпляров, для фасования или придания готовым продуктам более привлекательного внешнего вида или для выкладки единичных экземпляров в торговом зале. После разупаковывания и фасования продукты могут быть вновь упакованы, если они не имеют производственной упаковки.

Многие продукты, подготовленные для продажи покупателю, должны иметь производственную или торговую упаковку для обеспечения сохраняемости их количества и качества. Лишь отдельные продукты могут реализовываться без упаковки или по желанию потребителя взвешиваться либо отмериваться в его тару.

Реализация продуктов — это деятельность по отпуску продуктов потребителям. Назначением реализации является создание потребительских предпочтений, обеспечивающих сбыт продуктов.

От всех перечисленных ранее факторов, сохраняющих качество, реализация продуктов отличается наименьшим временем осуществления, поэтому оказывает самое незначительное влияние на сохраняемость, особенно если продукт прошел предреализационную обработку.

Довольно часто путают процесс реализации с процессом кратковременного хранения продуктов в розничной торговой сети: на складе и в торговом зале. Об этом свидетельствует и тот факт, что в ряде нормативных документов устанавливаются даже сроки реализации, которые, по сути, являются не чем иным, как сроками хранения в розничной торговле.

В розничных магазинах процесс реализации нередко совмещается с рядом операций товарной обработки: сортировкой, фасовкой, упаковыванием, приданием привлекательного внешнего вида, которые производит непосредственно на рабочем месте продавец. В этом случае влияние реализации на сохраняемость повышается.

К непосредственным операциям по отпуску продуктов относятся взвешивание, упаковывание, расчет с покупателем, передача ему продукта, кассового и товарного чеков. Из всех операций только первые две влияют на сохраняемость продуктов. Возникающие при отпуске продуктов потери называются предреализационными. Более подробно причины их возникновения будут рассмотрены в 10-й главе.

Потребление— это комплекс операций, обеспечивающих использование продуктов по функциональному и/или социальному назначению.

Для всех пищевых продуктов характерно краткосрочное потребление с полной или частичной утратой продукта. Для продуктов характерно то, что компоненты, входящие в их состав, обладают достаточно высокой степенью усвоения. Поэтому для них чрезвычайно важна безопасность. Неусвояемые вещества вместе с другими продуктами жизнедеятельности выводятся из организма.

Краткосрочное потребление продуктов может чередоваться с периодами более или менее длительного хранения, если при использовании продукт используется лишь частично. Например, купленные впрок пищевые продукты могут употребляться частями, а остальная масса может храниться до полного использования. При этом продукты могут претерпевать значительные изменения, ухудшающие их качество. В ряде случаев отмечается полная утрата важнейших потребительских свойств, в том числе и безопасности.

Положение усугубляется еще и тем, что при хранении частично потребляемых продуктов в домашних условиях чрезвычайно сложно создать оптимальные условия. Относительно приближены к ним условия, создаваемые бытовыми холодильниками, но и в них невозможно обеспечить стабильный климатический режим.

Особенностями режима в домашних холодильниках являются значительные перепады температуры — от 0 ºС под морозильной камерой до 5 ºС на нижних полках, пониженная относительная влажность воздуха, частые перепады температуры из-за открывания дверцы, отсутствие принудительного воздухообмена. Кроме того, в домашнем холодильнике нередко хранят порой несовместимые друг с другом скоропортящиеся продукты.

Еще более неблагоприятные условия складываются при хранении продуктов с ограниченным сроком годности при комнатной температуре. В результате этого сохраняемость продуктов снижается и может произойти утрата их доброкачественности.

В связи с вышеизложенным становится ясно, насколько необходима потребителю информация о возможных сроках годности продуктов в домашних условиях.

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Правила продажи продовольственных товаров

Правила продажи продовольственных товаров

Правила продажи продовольственных товаров регулируются Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Законом РФ «О защите прав потребителей», а также Правилами продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55).

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.
Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

!Важно отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием:

Информация о продовольственных товарах в обязательном порядке должна содержать:

Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.

На расфасованном товаре указывается:

При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде.

Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.

Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.

В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи.

Источник

Требования к реализации продуктов питания, в том числе разрешается ли продавать нерасфасованные и неупакованные?

Организации, которые занимаются розничной торговлей продуктами питания, обязаны соблюдать санитарные правила и нормы, определённые законом. Всесторонний контроль гарантирует приобретение качественной и безопасной продукции.

Правовое регулирование

Деятельность предприятий торговли, реализующих продовольствие, регулируется нормативно-правовыми актами, основными из которых считаются:

Дополнительные требования к магазинам продуктов питания и другим организациям торгового процесса изложены в:

Правила розничной торговли продовольственными товарами

Продовольственные товары реализуют розничные предприятия различных форм собственности. Торговля регламентируется разделом II ПП РФ № 55 и санитарными правилами СП 2.3.6.1066-01.

Общие требования

В соответствии с разделом 8 СП 2.3.6.1066-01, реализуемая продукция должна соответствовать законодательным требованиям к:

Сырые и готовые к употреблению продукты расфасовываются, упаковываются и подготавливаются к продаже раздельно. Сырое продовольствие и полуфабрикаты продаются отдельно от готовой продукции.

Согласно Правилам, в сопроводительной документации и на маркировке продуктов питания должны содержаться значимые сведения, включая:

Перед тем как передать продукты питания в торговый зал, продовольствие освобождают от упаковочных материалов и транспортной тары. К продаже допускаются товары в чистой индивидуальной упаковке. Продавец визуально оценивает состояние товара и проверяет наличие сопроводительной документации, а также присутствие всех необходимых сведений о продукте. Продукция сортируется и при необходимости – сразу отбраковывается.

В соответствии с законом, в одной торговой точке можно продавать продукты и сопутствующие непродовольственные товары, а также оказывать услуги общественного питания. При этом должны соблюдаться требования, предъявляемые к качеству и безопасности продовольствия, а также условиям продажи.

Если заказанная продукция доставляется клиенту адресно, условия транспортировки и упаковка должны обеспечивать сохранение качества, чистоты и безопасности товаров.

Продажа отдельных категорий продукции

Спиртная

Алкоголь поступает в торговый зал после проверки акцизных марок на подлинность (визуально и с использованием информационных ресурсов).

Молочная

Молочная продукция всех категорий должна размещаться таким образом, чтобы было заметно разграничение с товарами других категорий.

Весовая

Весовые скоропортящиеся продукты можно расфасовывать в индивидуальную упаковку только в том количестве, которое предполагается реализовать в течение одного дня.

На товарной упаковке развесного продовольствия должна быть маркировка с указанием:

Индивидуально упакованный весовой товар повторно не взвешивается. Стоимость отдельного количества развесного товара определяется по весу нетто. Весовая продукция передаётся покупателю упакованной соответствующим образом. Дополнительная плата за упаковку не взимается. По просьбе клиента развесную продукцию могут отпустить в нарезанном виде.

Разрешается ли реализация нерасфасованных и неупакованных товаров?

Скоропортящаяся

Скоропортящиеся продукты питания, которые не представляется возможным реализовать в имеющемся объёме одномоментно (колбасы, салаты, готовые блюда), продаются на развес в специальных отделах. Товар из вскрытой упаковки нужно продать в течение одного рабочего дня или 12 часов после вскрытия. Хранить продукцию в распечатанной таре нужно с соблюдением предписанных условий, касающихся температуры и влажности.

В организациях торговли разрешена продажа куриных и перепелиных яиц с чистой целой скорлупой и без дефектов от хозяйств, в каких ситуация по сальмонеллезу оценивается как благополучная. Если клиент хочет проверить качество представленных в продаже яиц, для этой цели используется особое устройство – овоскоп.

Яйца продаются отдельно от нерасфасованной готовой к употреблению продукции. Температура воздуха в помещении, где торгуют яйцами, должна поддерживаться в пределах от 0⁰С до 20⁰С.

Фрукты и овощи

Фрукты и овощи продаются в отдельных секциях, отделах или специально оборудованных торговых точках.

Горячая кулинария

Горячие кулинарные изделия (пирожки, пончики и др.) реализуются из изотермических ёмкостей или специально оборудованных тележек с подогревом.

Разливные напитки

Возле автоматов для продажи разливных напитков должны быть одноразовые стаканы.

Живую рыбу продают из аквариумов или специальных цистерн с аэрацией.

Реализация какой продукции запрещена в организациях торговли?

Если выясняется, что имеющиеся в продаже продукты питания утратили своё качество или стали опасными для употребления, их:

Запрещено продавать:

Требования Роспотребнадзора

Согласно разделу 9 СП 2.3.6.1066-01, к магазинам продуктов питания и другим торговым точкам мелкорозничной сети Роспотребнадзором выдвигаются санитарные требования, которые обеспечивают:

В обязанности торгового персонала входит:

Санминимум для продавцов

Торговый персонал или индивидуальный предприниматель обязаны:

К работе допускаются аттестованные сотрудники, прошедшие:

В каждой торговой точке должны быть условия для соблюдения правил личной гигиены. В санузле и специально отведённых местах должна быть:

Органы Санэпиднадзора и Роспотребнадзора контролируют соблюдение правил организации торговли продуктами питания представителями розничных сетей. Такие меры направлены на обеспечение качества и безопасности реализуемых продовольственных товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *