что такое разгруженный клапан
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Разгруженный клапан
Разгруженные клапаны ( рис. VI-23) позволяют при сохранении больших проходных сечений клапанов значительно уменьшить усилия, необходимые для их открытия. [1]
Разгруженный клапан имеет, кроме основного, еще вспомогательный клапан меньшего диаметра, с пружиной. [2]
Разгруженные клапаны применяются при диаметре клапана в 95 мм, а неразгруженные при диаметре клапана свыше 95 мм. [3]
Ячейка запоминания конструктивно объединяет разгруженный клапан и повторитель. Под действием давления подпора сопло открыто, и входной сигнал из разгруженного клапана проходит через открытое сопло в управляющую камеру повторителя и повторяется повторителем. [9]
Ячейка памяти П2ЭГ1Л конструктивно объединяет разгруженный клапан с неопределенным нулем в повторитель. [12]
Для уменьшения этих усилий применяют разгруженные клапаны и клапаны с серводействием ( см. стр. [13]
Регулятор давления прямого действия с разгруженным клапаном ( рис. 64) применяется для снижения напора в сети и состоит из корпуса, двухнедельного клапана, головки регулятора, в которой размещается эластичная мембрана, соединенная со штоком, и рычаг с грузами. Сеть соединена с головкой регулятора импульсной трубкой. При повышении напора в сети ( за регулятором) возрастает напор и в камере над мембраной, вследствие чего последняя прогибается. Вместе с ней перемещается вниз шток, прикрывая клапан и увеличивая гидравлическое сопротивление регулятора, при этом напор восстанавливается до заданного. [14]
В.Е. Евсиков. Разработка новых конструкций клапанов с разгруженными затворами
За последние годы в арматуростроении наметилась четкая тенденция к использованию разгруженных затворов для проведения запорных, запорно-регулирующих работ системы трубопроводов. Особенно ярко это наблюдается в клапанах, работающих на высоких давлениях рабочей среды и больших диаметрах. Все это вполне закономерно, ибо только разгруженный затвор позволяет существенно снизить усилия приводов, уменьшить весогабаритные характеристики, повысить быстродействие срабатывания и в то же время увеличить плавность и точность регулировки.
Представленный анализ наиболее распространенных запорно-регулирующих клапанов с разгруженными затворами выявляет все положительные и отрицательные стороны существующих конструкций.
Клапан двухседельный
Широко распространен для регулировки высокотемпературных рабочих сред. Имеет уравновешенный разгруженный затвор и требует небольших усилий для управления. Основной недостаток – отсутствие герметичного перекрытия проходного сечения в положении «Закрыто».
Клапан запорно-регулирующий клетковый
Наиболее распространенной конструкцией является клетковый запорно-регулирующий клапан. Дроссельный узел с разгруженным плунжером и радиальными уплотнительными кольцами представлен на рис. 1.
Протечки через кольцевые уплотнения в процессе эксплуатации являются также причиной отсутствия герметичности затвора в закрытом положении, несмотря на то, что уплотнительные поверхности плунжера и седла обеспечивают герметичность затвора.
Клапан запорно-регулирующий с пилотным управлением
Для запорно-регулирующей арматуры с разгруженным приводом, больших проходных сечений (DN), работающих на высоких энергетических параметрах, широко используется конструкция клапана с пилотным управлением. Такая конструкция представлена на рис. 2.
При закрытии происходит перекрытие как основного уплотнения плунжера по седлу, так и затвора пилотного клапана. Радиальные уплотнительные элементы плунжера в виде колец не влияют на герметичность затвора в положении «закрыто». Поэтому их можно заменить, например, на обычные металлические поршневые кольца и использовать клапан на высокотемпературных средах.
Однако постоянное перетекание рабочей среды через радиальные уплотнительные кольца, как и в предыдущем клапане клеткового типа, при наличии в среде абразивных включений приводит к засорению зазоров в плунжерной паре. Практически в трубопроводах, особенно больших сечений, невозможно получить рабочую среду высокой чистоты. Поэтому данный конструктивный недостаток всегда снижает надежность клапана.
Новые запорные и запорно-регулирующие клапаны
На предприятии ООО «НПЦ «АНОД» разработаны и запатентованы два концептуально новых технических решения затворов (модель S, модель W), устраняющие вышеперечисленные недостатки существующих конструкций, позволяющие создать новую гамму клапанов запорных и запорно-регулирующих с различными конструкциями корпусов.
Трим представляет собой полую втулку, на боковых поверхностях которой выполнены профилированные окна, а в верхней части – отверстие под байонетное соединение. При установке в корпус выемная часть затвора разворачивается на 90°, байонетный замок запирается и в таком положении фиксируется поджатием фланца через уплотнение к корпусу.
Предусмотренное сальниковое уплотнение по штоку используется как аварийно-страховочное и в процессе эксплуатации не работает, т. е. внутренняя полость сильфонов сообщена с внешней средой.
Усилие давления рабочей среды, действующее на сильфоны, воспринимается резьбовым соединением трима и корпуса, обеспечивая существенную разгрузку плунжера. Давление рабочей среды, подаваемое на затвор при регулировании клапана, беспрепятственно проходит в полость А и В. Плунжер полностью разгружен. В закрытом положении уплотнительная поверхность плунжера соприкасается с уплотнительной поверхностью седла и герметично перекрывает поток рабочей среды.
Конструктивные особенности клапана:
1. Высокая герметичность относительно внешней среды.
2. Высокая герметичность затвора (класс А по ГОСТ 9544-93) в положении «закрыто».
4. Небольшое усилие привода клапана.
Обеспечивается как за счет наличия разгруженного затвора, так и за счет дополнительного усилия поджатия затвора. Затвор конструктивно выполнен так, что средний диаметр уплотнительной поверхности седла (Dср.упл.) больше, чем средний диаметр сильфона (Dср.сил.). Поэтому кроме усилия привода, действующего через шток, в конце закрытия на плунжер действует еще и дополнительное усилие, равное
5. Возможность работы клапанов в слабозагрязненных рабочих средах.
Эта особенность объясняется тем, что в процессе регулирования (рис. 4) плунжер полностью разгружен, т.е. давление полостей А и В равно давлению рабочей среды на входе. Это создает застойную зону, которая при работе клапана не обновляется загрязненной средой. Кроме того, радиальные направляющие плунжера имеют многочисленные пазы, уменьшающие площадь соприкосновения.
6. Надежность и снижение затрат на обслуживание.
В клапане отсутствуют мягкие подвижные уплотнения. Отсутствует необходимость подтяжки сальника.
Уплотнение затвора
Уплотнение в затворе может быть плоское или «конус по сфере».
Материалы уплотнительных поверхностей – «метал-по-металлу» с использованием твердосплавных антикоррозионных наплавок или «метал-по-эластомеру».
Управление клапаном
Управление клапаном производится при помощи:
— пневматического мембранно-исполнительного механизма (МИМ) по ГОСТ 13373-67 с позиционером;
— ручного привода;
— механизмов исполнительных электрических прямоходных (МЭП).
Испытания клапана и результаты
Пропускная способность и линейная характеристика запорно-регулирующего клапана были определены при испытаниях опытного образца на стенде ЗАО «НПФ «ЦКБА».
Клапан запорно-регулирующий успешно прошел сертификационные испытания на стенде ОАО НПО «ЦКТИ» при параметрах перегретого пара: давление – 3,25 МПа, температура – 425°С с совершением 3000 циклов «открыто-закрыто».
В результате проведенных работ были получены Сертификат соответствия № РОСС RU. НО03.А01592 от 13.07.2006 и Разрешение на применение № РРС 00-22128 от 13.09.2006 на целый ряд клапанов типа КЗ и КЗР. Конструкция клапанов защищена патентом РФ на изобретение №2298127 приоритетом от 12.09.2005 года.
Области применения клапанов
1. Для сред с высокоэнергетическими параметрами (вода, газ, пар).
2. Для криогенной техники.
3. Для жидких и газовых загрязненных сред.
1. Для криогенной техники.
2. Для жидких и газовых загрязненных сред.
В таблице 1 представлена номенклатура клапанов типа КЗР и КЗ с разгруженным затвором, которые могут быть изготовлены с использованием серийных сильфонов по ГОСТ 21744-83.
Примечания:
1. Материалы корпусов – 25Л, 12Х18Н9ТЛ, 12Х18Н12М3ТЛ.
2. Типы корпусов – проходные и угловые.
Несмотря на все преимущества затвора модели S, широкое использование его при проектировании клапанов существенно уменьшается вследствие ограниченного ряда типоразмеров сильфонов по ГОСТ 21744-83.
Разгруженный плунжерный затвор модели W (альтернатива клапана с пилотным управлением, рис. 4) состоит из плунжера с уплотнительной поверхностью, шарнирно соединенного через шток с приводом. Верхняя часть плунжера герметично соединена с верхней концевой деталью сварного сильфона со складывающейся формой гофр, а нижняя концевая деталь сильфона герметично установлена между корпусом клапана и фонарем.
Сильфон плунжера образует две автономных полости А и В. Полость А постоянно сообщена с полостью высокого давления рабочей среды, а полость В сообщена с полостью рабочей среды через каналы, выполненные в нижней концевой детали, и байпасную линию с клапаном малого проходного сечения.
Особенность этой конструкции заключается в том, что при регулировании потока давление в полостях А и В всегда одинаково. Металлический сильфон выдерживает многомиллионную цикличность с обеспечением необходимого хода затвора. В закрытом положении сильфон почти полностью сжимается и превращается в жесткую втулку.
Средний диаметр сильфона конструктивно больше среднего диаметра уплотнительных поверхностей затвора. Поэтому, если требуется создать необходимое усилие для герметизации затвора, достаточно перекрыть клапан байпасного соединения. При этом рабочая среда из полости В выходит в выходной патрубок клапана, тем самым нагружая соответствующим усилием уплотнение. Сильфон в почти сжатом состоянии способен воспринимать очень высокое наружное давление.
При открытии клапана байпасной линии давление в полости В становится равным рабочему давлению; далее затвор работает в разгруженном режиме.
При сопоставлении конструкций клапана с плунжерным затвором модели W и клапана с пилотным управлением можно найти общие принципы разгрузки плунжерного затвора. В обоих вариантах существует пилотный клапан, который позволяет выровнять давление верхней и нижней части плунжера, в обоих вариантах имеется возможность обеспечить поджатие затвора, используя при закрытии перепад давления рабочей среды.
Использование новой конструкции позволит существенно повысить надежность клапана, так как перемещение плунжера с уплотнением относительно втулки происходит в постоянно отфильтрованной чистой рабочей среде. Практически устраняется возможность заклинивания плунжера.
В настоящее время на предприятии НПЦ «АНОД» разгруженный затвор модели W установлен на опытном образце клапана осевого потока DN 150, рассчитанного на параметры рабочей среды (газ, жидкость, пар) с температурой до 560°С и давлением до 20,0 МПа.
Клапан изготовлен и готовится к испытаниям на различных средах.
Для замера дебита газо-нефтяных скважин изготовлены 2 опытных образца клапана DN 32 PN 40 с электромагнитным приводом, где используется разгруженный затвор модели W. Затвор клапана полностью разгружен, то есть средний диаметр сильфона равен среднему диаметру уплотнительной поверхности клапана, поэтому байпасная линия отсутствует. Клапан обеспечивает многомиллионную цикличность и в закрытом положении затвора использует только усилие электромагнитного привода.
В ближайшее время клапаны будут смонтированы на действующей установке для проведения испытаний. После успешных испытаний опытных образцов и получения соответствующих документов НПЦ «АНОД» предлагает разработку и изготовление практически любого запорно-регулирующего и отсечного (запорного) клапана в пределах рабочих параметров PN 35МПа, Т 600°С, DN 300 с затвором модели W. Клапаны с затвором модели W защищены патентами РФ на изобретение №2241883 от 02.10.2003, №2267680 от 28.05.2004, №56532 от 27.12.2005.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Разгруженный клапан
Ячейка запоминания конструктивно объединяет разгруженный клапан и повторитель. Под действием давления подпора сопло открыто, и входной сигнал из разгруженного клапана проходит через открытое сопло в управляющую камеру повторителя и повторяется повторителем. [31]
Цель разгрузки состоит в том, чтобы уменьшить усилие открытия клапана. Уменьшение усилия открытия достигается соединением со штоком специального поршня, к которому соответствующим образом подводится газ под рабочим давлением. Разгруженные клапаны могут быть толкающего или тянущего типа. [32]
Применение клапанов для регулирования расхода через калориферы и теплообменники, как показал опыт эксплуатации, нецелесообразно. В открытом положении клапан имеет большое сопротивление, что невыгодно для тех участков сети, где перепад давлений мал. Возвратно-поступательное движение штока вызывает повышенное трение в сальнике. Односедельные неразгруженные клапаны при малых открытиях создают сильный шум, большую нагрузку на исполнительный механизм, от вибрации отрываются тарелки от штока и ломается шток. Двухсе-дельные разгруженные клапаны сложны в изготовлении, пропускают воду при полностью закрытом клапане, что исключает применение их для автоматизации установок горячего водоснабжения. Все клапаны имеют очень большой вес и размеры. [37]
Для постепенного увеличения площади прохода по мере подъема затвора применяют затворы специальных конструкций ( рис. 55 6, в), имеющие кроме уплотнительной дроссельную поверхность. Эта поверхность образует с цилиндрической поверхностью прохода в седле щель, сечение которой плавно изменяется при подъеме или опускании затвора. Вследствие этого расход газа постепенно увеличивается по всей высоте подъема затвора. Двух-седельные клапаны выпускаются не полностью разгруженными, так как для возможности установки неразрезного клапана одно седло делается большего диаметра, чем другое. Разгруженные клапаны требуют меньшей переустановочной силы. Если по технологическим условиям требуется постепенный прирост расхода газа по всей высоте подъема затвора, то применяют дроссельные поверхности пробкообразной и окнообразной формы. С эксплуатационной точки зрения пробкообразные затворы более совершенны. У них отсутствуют острые выступающие края, поверхности соединяются плавными переходами, поэтому они в меньшей степени подвержены коррозии и эрозии. Двухседельные клапаны не обеспечивают герметичного закрытия прохода. Это связано с неодинаковым изменением размеров затвора и седла при изменении температуры, с неравномерностью износа обеих седел и сложностью притирки затвора одновременно к двум седлам. Полностью закрытый клапан дает утечку газа до 4 % максимального расхода, поэтому такие клапаны можно устанавливать в тех местах газопровода, в которых постоянно расходуют газ. [39]
Максимальный подъем затвора выбирают таким, чтобы проход для газа был не меньше, чем проход в седле клапана. Величина полного подъема зависит от профиля клапана. Для постепенно увеличения площади прохода по мере подъема затвора применяют затворы специальных конструкций, имеющие кроме уплотнительной дроссельную поверхность. Эта поверхность образует с цилиндрической поверхностью прохода в седле щель, сечение которой плавно изменяется при подъеме или опускании затвора. Вследствие этого расход газа постепенно увеличивается по всей высоте подъема затвора. Двухседельные клапаны выпускаются не полностью разгруженными, так как для возможности установки неразрезного клапана одно седло делается большего диаметра, чем другое. Разгруженные клапаны требуют меньшей перестановочной силы. Если по технологическим условиям требуется постепенное увеличение расхода газа по всей высоте подъема затвора, то применяют дроссельные поверхности про ( 5кообразной и окнообразной формы. У них отсутствуют острые выступающие края, поверхности соединяются плавными переходами, поэтому они в меньшей степени подвержены коррозии и эрозии. Двухседельные клапаны не обеспечивают герметичного закрытия прохода. Это связано с неодинаковым изменением размеров затвора и седла при изменении температуры, с неравномерностью износа обоих седел и сложностью притирки затвора одновременно к двум седлам. В полностью закрытом клапане утечка газа составляет до 4 % максимального расхода, поэтому такие клапаны можно устанавливать в тех местах газопровода, в которых постоянно расходуется газ. [40]
Разгруженные и неразгруженные сильфонные компенсаторы для применения в трубопроводах. Различия, преимущества, особенности.
В чем разница двух видов?
Разгруженные модификации предназначены для сдвиговых, осевых перемещений. При их эксплуатации отсутствует потребность в неподвижных опорах. Такие устройства сильфонного типа подходят для компенсации в разных видах трубопроводов. Они используются в энергетической, нефтегазовой и других помышленных сферах. Применение разгруженных компенсаторов особенно эффективно там, где неподвижные опоры нельзя установить из-за ограниченного пространства.
Неразгруженные модификации не имеют никаких приспособлений для снижения распорных усилий, вызванных чрезмерным внутренним давлением. Они принимают на себя нагрузки от вибраций, температурных деформаций и механического воздействия. Неразгруженные компенсаторы дополнительно передают распорное усилие на неподвижные опоры, а разгруженные — компенсируют без передачи сил реакции. Это и есть основное отличие между разновидностями.
Конструктивные особенности компенсаторов сильфонного типа
Этот агрегат включает несколько основных элементов. Это патрубки или фланцы, гофрированные стальные оболочки. Последние называют сильфонами. Эти тонкостенные элементы повышают компенсирующую способность. К другим конструктивным элементам относятся:
Для выбора сильфонного компенсатора, его типа, конструкции учитывают технические спецификации. Специалисты рассчитывают:
Учитываются и дополнительные требования к конструкциям, условия их эксплуатации.
О преимуществах
Неразгруженные и разгруженные конструкции отличаются друг от друга, но имеют общие преимущества. К плюсам оборудования относятся:
Преимущества компенсирующих устройств позволяют выбирать их для работы с паро-газовыми смесями, инертной средой, водой, воздухом и азотом. Предотвращая разрушение труб, герметизируя их, компенсаторы пользуются широким спросом. Они снижают вибрационные нагрузки и полностью оправдывают вложенные средства.
Универсальные и надежные сильфонные устройства выделяются на фоне сальниковых, резиновых, линзовых и других аналогов. Их применение не ограничивается химическими и нефтегазовыми предприятиями. Компенсаторы задействуют в атомной промышленности, при производстве криогенной техники, в судо- и авиастроении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах. Поэтому сильфонные устройства называют универсальными. Они обладают способностью к удлинению и изменению положения.
Регулирующий клапан разгруженного типа
Владельцы патента RU 2248450:
Регулирующий клапан разгруженного типа предназначен для использования в системе парораспределения турбины. Регулирующий клапан содержит корпус с паровпускным отверстием и паровыпускным отверстием с запрессованным на его входе седлом. Чаша клапана содержит взаимодействующую с седлом тарелку и юбку. В корпусе клапана закреплена букса для направления штока. В буксе выполнены проходные отверстия для сообщения вспомогательного клапана в чаше клапана с паровой коробкой клапана. Наружный стакан закреплен в корпусе и расположен с кольцевым зазором относительно блока чаши клапана. Проходные отверстия в юбке чаши клапана и буксе расположены в два яруса. Проходные отверстия одного яруса расположены по отношению к отверстиям другого яруса со смещением в шахматном порядке. Обеспечивается увеличение прочностных характеристик клапана и надежность работы клапана. 1 з. п. ф-лы. 4 ил.
Изобретение относится к области паровых турбин, а его объектом является регулирующий клапан разгруженного типа для системы парораспределения турбины.
Ближайшим аналогом настоящего изобретения является регулирующий клапан, содержащий корпус с паровпускным и паровыпускным отверстиями и седлом, чашу клапана с юбкой и тарелкой, взаимодействующей с седлом, шток, управляющий чашей клапана, буксу для направления штока и чаши клапана, закрепленную в корпусе, и вспомогательный клапан в чаше клапана, для сообщения которого с паровой коробкой корпуса в юбке чаши клапана и буксе выполнены проходные отверстия, а также наружный стакан, установленный в корпусе с кольцевым зазором относительно блока чаши клапана. При этом в указанном ближайшем аналоге суммарные площади проходных отверстий как в юбке чаши клапана, так и в буксе, а также площадь кольцевого зазора между наружным стаканом и блоком чаши клапана составляют не менее площади проходного сечения вспомогательного клапана при его полном открытии [2]. Такой клапан обладает повышенной надежностью за счет уменьшения осевых колебаний и пульсаций чаши клапана. Однако в этом клапане, как и в других разгруженных клапанах, наличие проходных отверстий в буксе и юбке чаши клапана оказывает влияние на прочность указанных элементов, особенно с учетом ударных нагрузок, возникающих при закрытии клапана, что должно быть предусмотрено при разработке клапана.
В основу настоящего изобретения поставлена задача создания регулирующего клапана разгруженного типа, в котором выполнение проходных отверстий в юбке чаши клапана и буксе было бы таким, чтобы оказывало минимальное влияние на прочность этих элементов.
Эта задача решается в регулирующем клапане, который содержит корпус, чашу клапана с тарелкой, взаимодействущей с седлом, и юбкой, шток, направляющую буксу, наружный стакан вокруг блока чаши клапана и вспомогательный клапан в чаше клапана с проходящими к нему проходными отверстиями в юбке чаши клапана и в буксе, и в котором, в соответствии с сущностью настоящего изобретения, проходные отверстия в юбке чаши клапана и буксе расположены, по меньшей мере, в два яруса.
Такое расположение проходных отверстий в юбке чаши клапана и буксе позволяет уменьшить размер сечений указанных отверстий и количество их выполнения на одном диаметре. При этом проходные отверстия одного яруса могут быть смещены по отношению к отверстиям другого яруса в шахматном порядке, что следует считать предпочтительным и что еще более снижает влияние проходных отверстий на прочность юбки чаши клапана и буксы. Сущность настоящего изобретения поясняется следующим далее подробным описанием одного из примеров его осуществления, иллюстрируемого чертежами, на которых:
Фиг.1 показывает регулирующий клапан согласно изобретению в продольном разрезе;
Регулирующий клапан содержит корпус 1, образующий паровую коробку, с паровпускным отверстием 2 и паровыпускным отверстием 3, на входе в которое в корпусе запрессовано седло 4. С седлом 4 взаимодействует тарелка 5 чаши клапана, которая включает также юбку 6, примыкающую к тарелке 5. С юбкой 6 чаши клапана поворотно-шлицевым соединением 7 связан шток 8 для управления чашей клапана. Между торцем 9 штока 8, выполненным в виде запорного элемента, и отверстием 10 в тарелке 5 чаши клапана образован вспомогательный клапан.
В верхней части корпуса 1, выполненной в виде крышки 11, запрессована букса 12, служащая направляющей для штока 8 и юбки 6 чаши клапана. Вокруг части буксы 12, охватывающей блок чаши клапана, с кольцевым зазором 13 относительно этой части расположен наружный стакан 14, выполненный как часть крышки 11 корпуса 1.
Описанный клапан функционирует как и известные, в т.ч. ближайший аналог: в начале движения штока открывается разгрузочный клапан, а затем и тарелка 5 чаши клапана отрывается от седла 4, сообщая паровую коробку корпуса 1 с паровыпускным отверстием 3. По мере дальнейшего подъема чаши клапана отверстия 15 в буксе 12 и 16 в юбке 6 чаши клапана совмещаются, обеспечивая сообщение паровой коробки корпуса 1 со вспомогательным клапаном чаши клапана. Однако, в отличие от аналогов, благодаря описанному расположению количество проходных отверстий 15 м 16 в каждом ярусе на одном диаметре оказывается меньшим, чем у аналогов с одноярусным расположением аналогичных отверстий. Кроме того, поперечное сечение этих отверстий может быть меньше. Все это позволяет минимизировать влияние проходных отверстий на прочностные качества юбки чаши клапана и буксы, особенно при ударных нагрузках, возникающих при закрытии клапана.
Источники информации, использованные в описании:
1. А.Д.Трухний “Стационарные паровые турбины”. М., 1990 г., с.177-178.
2. Авт. св. СССР №1247569, F 01 D 17/10.1986 г.
1. Регулирующий клапан разгруженного типа, содержащий корпус с паровпускным отверстием и паровыпускным отверстием с запрессованным на его входе седлом, чашу клапана с тарелкой, взаимодействующей с седлом, и юбкой, шток, связанный с чашей клапана для управления ею, буксу для направления штока и чаши клапана, закрепленную в корпусе, вспомогательный клапан в чаше клапана, для сообщения которого с паровой коробкой в юбке чаши клапана и буксе выполнены проходные отверстия, и наружный стакан, закрепленный в корпусе и расположенный с кольцевым зазором относительно блока чаши клапана, при этом поперечная площадь кольцевого зазора и проходных отверстий как в юбке чаши клапана, так и в буксе составляет не менее площади проходного сечения вспомогательного клапана при его полном открытии, отличающийся тем, что проходные отверстия в юбке чаши клапана и буксе расположены, по меньшей мере, в два яруса.
2. Регулирующий клапан по п.1, отличающийся тем, что проходные отверстия одного яруса расположены по отношению к отверстиям другого яруса со смещением в шахматном порядке.