что такое разбор слова по составу 2 класс русский язык
Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Порядок разбора слова по составу
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель: Учить разбирать слова по составу используя алгоритм
Задачи:
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой на хорошую работу.
Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
II. Чистописание.
— Откройте тетради и запишите число и предложение «Классная работа».
— Назовите буквы и буквосочетания.
— Назовите буквосочетания, в котором буква з обозначает мягкий согласный звук.
— Пропишите буквы Зз и буквосочетания.
зима Зима зимородок заморозки
— Объясните лексическое значение слов.
Зима́ — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки.
— Что заметили? Разделите слова на группы.
— Какие слова называются однокоренными?
— Что общего? Признаки какой части речи называли?
— Что вы знаете об именах существительных?
— Подчеркните ошибкоопасные буквы в словах.
— Как проверить ошибкоопасные буквы в слове заморозки? Подобрать проверочные слова.
— Какую букву нельзя проверить?
— Как называются слова написание надо запомнить? (словарные слова)
III. Актуализация.
— Подберите однокоренные слова к слову заморозки. Мороз, заморозка, мороженое,
морозец, морозилка, морозильник, Морозко, морозная.
— Что знаете о частях слова?
Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания.
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
IV. Проблемная ситуация
— Так какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока).
— Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Тема урока: Состав слова. Алгоритм разбора слова по составу.
Цели урока: научить определять части слова, разбирать слова по составу; развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к процессу познания.
Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.
V. Открытие нового.
— Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм. Вернёмся к нашему слову – заморозки и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части.
Вывод:
Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.
VI. Физминутка.
Пускай снегами все заносит,
(Руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(Левой рукой плавное движение вверх – вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
VII. Первичное закрепление.
— Запишите слова: зимушка, холода, снежинка, прогулка, горка. (Выполняют ученики разбор слов по составу с комментированием)
— А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу?
— Какие части слова входят в основу?
Вывод: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова, будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс.
VIII. Зрительный диктант.
На дереве висит кормушка. На ветку села синичка. Над елкой закружила стайка дроздов.
— Запишите предложение под диктовку.
— Найдите, подчеркните ошибкоопасные буквы в предложениях.
— Найдите грамматическую основу предложения. Определите части речи в предложениях.
IX. Творческая работа.
— Какое время года трудное для животных? Почему?
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
(Александр Яшин)
— Подберите к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.)
— Составьте cинквейн на тему «Зима».
— Прочитайте cинквейн. Запишите.
Х. Итог урока.
— Подведем итог нашего урока. Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова)
Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.
Урок русского языка на тему :Разбор слова по составу (2 класс)
ФИО учителя: Наурзалиева Б Г
Класс : 2 «_б___» класс.
Количество присутствующих : 4
История школьных вещей.
Разбор слова по составу.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы.
2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова
1.1 Понимание содержания информации/ сообщения
2.3 Формулирование вопросов и ответов
3.8 Соблюдение грамматических норм.
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
Все учащиеся смогут:
Узнать об алгоритме разбора слов по составу.
Узнать о происхождении школьных вещей.
Большинство учащихся смогут:
Объяснить смысл пословицы.
Ответить на вопросы теста.
Проверить правильность выполнения теста.
Развивать логическое мышление.
Выполнять разбор слов по составу по алгоритму.
Находить и разбирать однокоренные слова по составу.
Находить в дополнительных источниках информацию по лексической теме.
Определять в прочитанном тексте основную мысль текста, идейный замысел автора.
Вставлять пропущенные буквы в пословицы.
Некоторые учащиеся смогут:
Придумать загадку о книге.
Основные термины и словосочетания:
Состав слова, части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, одноко-
ренные слова, родственные слова, пословица, вопрос, текст, рассказ, стихо-
творение, загадка, предложение, упражнение, ответ, пословица.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопрос для обсуждения:
Какие правила обращения с книгой ты знаешь?
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
На данном уроке учащиеся используют ИКТ
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,алфавитные названия букв, слог, язык – средство человечес.общения,высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова.
Запланированная деятельность на уроке
Сегодня мы с вами будем настоящими исследователями. Ребята, а кто такой исследователь? Какими качествами он должен обладать?
( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). А вот что мы будем исследовать, докажем в ходе нашего урока. Если мы с вами исследователи, то наш кабинет «научная лаборатория». Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наши рабочие тетради. Открыли рабочие тетради, записали дату исследования.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей
2.-Начнем урок с игры «Четвертый лишний». Перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, ОКОНЧАНИЕ.
Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
-Так чем же мы будем с вами сегодня заниматься? (находить части слова и разбирать их по составу.)
— Это новая тема или продолжение вчерашней? (Продолжение)
Открывается запись темы урока.
3.. Постановка цели урока
— Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Повторить всё о частях слова и учиться правильно разбирать слова по составу).Что такое корень, окончание, приставка,суффикс?
Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Работа над темой урока.
Цель: усвоение содержания темы.
4.–Я читаю загадку, а вы должны записать отгадку и подобрать однокоренные слова. Выделите корень.
— Кто рыбачит на реке.С тонкой удочкой в руке?
(Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит,…)
— Кто хлопочет с поварёшкой,
Варит вкусный суп с картошкой?
(Повар, сварил, варенье, …)
5.Внимание! Перед вами слова которые рассыпались на части и эти части перепутались. Ваша задача собрать их так, чтобы получились слова. Записать слова и выделить части слова.
-Восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова.
1) к, дар, и, по 2) к, гул, про, а
3) к, а,рас,крас 4) езд, по,а,к
Какие части слова помогли образовать данные слова? (Приставка и суффикс)
7. Кластер «Состав слова»
8. Минутка отдыха. Гимнастика для глаз.
Работа по теме урока.
Цель: выполнение практических заданий.
10. Работа по карточкам.
Зеленая карточка. Прочитай, озаглавь текст.
Наиди слова с приставкой, наиди однокоренные слова.
Пришла зима.Первые снежинки закружились в воздухе. Полетела снежная пыль.
Жёлтая карточка. Разбери слова по составу.
Зимний, кормушка, закружила.
Красная карточка. Выделите корень слова.
Снеговик, снег, снегурочка.
Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень в словах.
У меня встали _________. Ещё ________ назад ходили. А сейчас______ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил ________.
Фрагмент урока русского языка во 2 классе «Алгоритм разбора слова по составу»
Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение (Средняя общеообразовательная школа № 7) рабочего посёлка пгт Прогресс Амурской области
Фрагмент урока русского языка во 2 классе
Тема: Алгоритм разбора слова по составу
высшей квалификационной категории
Водолагиной Еленой Юрьевной
Фрагмент урока русского языка во 2 Б классе по программе «Гармония»
Тема: Алгоритм разбора слова по составу.
Цели: 1.Составить алгоритм разбора слова по составу. Выяснить какой смысл придают приставки и суффиксы словам
2. Развивать творческое мышление и логику.
1.Постановка учебной задачи
1.Совокупность людей, предметов, частей, образующих какое-нибудь целое.
2. Вещество из смеси, соединения чего-нибудь.
— Итак, какое это слово, судя по количеству значений? (Многозначное)
Определить порядок разбора слова по составу.
— Какие знания нам потребуются?
Использование приема «Да-нет» Триз технологии
1.Мы сначала выделяем окончание да
2.Корень изменяемая часть слова нет
3.Суффикс стоит после корня да
4.Приставка значимая часть слова да
5.Основа это слово без окончания да
6.Чтобы выделить корень нужно подобрать приставки и суффиксы нет
2. Построение проекта выхода из затруднения.
— В каком порядке мы находим части слова? (на партах у детей лежат алгоритмы разбора слова по составу)
4.Проект выхода из зтруднения разбора слова по составу.
Прием «Элемент-имя признака-значение признака» Триз-технологии
Изменяемая часть слова
Меняется форма слова
Часть слова без окончания
Содержит в себе значимые части слова
Значимая, неизменяемая часть слова
Заключено общее значение всех однокоренных слов
Значимая часть слова
Служит для образования новых слов
Значимая часть слова
Служит для образования новых слов
— Попробуйте разобрать слова по составу
— Что мы выделяем первым? (окончание)
— Чтобы выделить окончание, задаем вопрос? Изменяем по числам (что? пробег, пробеги)
— Задаем вопрос какой? Какие? (беговой, беговые)
— Что входит в основу? ( части слова) Впишите, какие части слова? (значимые)
-Назовите их? (приставка, корень, суффикс)
3) – Теперь работаем со значимыми частями слова.
— Что делаем, для того, чтобы выделить корень слова? (подбираем однокоренные слова)
Пробег-бег выделяем корень –бег-
Полет –летать, летчик, летный, корень –лет-
4)-Что выделяем дальше? (приставку)
-Для этого мы подбираем слова с другими приставками.
(побег, забег, разбег
Полет, прилет, залет)
-Делаем вывод: приставка – это какая часть слова?(значимая)
-Для чего служит приставка в слове? Посмотрите в третью колонку таблицы и запишите ответ. (для образования новых слов)
4) –Что выделяем дальше? (суффикс)
— Для этого подбираем друге слова с таким же суффиксом.
( Беговой- носовой, горловой, рядовой
Лётный- книжный, тетрадный, школьный)
-Делаем вывод: суффикс – это какая часть слова?(значимая)
-Для чего служит суффикс в слове? Посмотрите в третью колонку таблицы и запишите ответ. (для образования новых слов)
мы задавали вопросы к словам
мы изменяли слова по числам, чтобы выделит окончание
выделили корень, для этого подбирали однокоренные слова
выделили приставку, подбирали слова с такой же приставкой
выделили суффикс, подбирали слова с таким же суффиксом
5. Закрепление – отработка алгоритма
— Проверьте свои умения, выполните упражнение задание 1 упр. 570 на с.130, используя порядок разбора слова по составу.
— Класс работает в тетрадях, выписывает первые 2 слова и разбирает их.
— У доски работают два человека. Ваша задача разобрать по составу слова в столбиках и подобрать схему к своему столбику.
поднос, подарки, подпись, подруга, подстёжка,
— Теперь я могу применить…
Стихи о частях слова
В корне слова смысл упрятан
Это помните, ребята,
От него растут всегда быстро новые слова
Лес – лесник, лесной, лесок,
Дружный- друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава,
Это корень слова. Да!
А приставка перед корнем
Любит место занимать,
Впереди его проворно
Норовит всегда вставать.
У приставки дело важное-
Изменяет слова каждое,
Новый смысл дает словам:
Делал, сделал, переделал,
Ехал, въехал и заехал,
Вертит слово так и сяк
И работа не пустяк.
Суффикс – важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
Превращая дом в домишко,
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
На конце у слова – окончание.
Прилагает и оно свое старание.
Чтобы слова в предложении
Были связаны крепко,
Чтоб держались они
Друг за друга цепко.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-632510
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.
Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).
Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.
Окончание
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Основа
Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.
Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.
Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.
Корень
Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».
Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.
Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.
А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.
Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.
Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.
А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.
Вывод – корень «богат».
По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.
Приставка
Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».
Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».
Суффикс
Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.
Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».
«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.
«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».
Постфикс
Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:
Самая важная рекомендация
Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.
И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.
Полезные материалы по теме
Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.
Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.
Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.
Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.
Заключение
Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.
Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.
Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.