что такое расточительство в исламе

Расточительство в Исламе

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он [Господь миров] (1) с порицанием относится к пустословию (болтовне; к тому, что человек много или бестолково говорит) [когда людьми собирается и обсуждается совсем неважная для земной и вечной перспектив информация, просто ни о чем или обо всем, без какого-либо серьезного, вписывающегося в их цели и задачи смысла — цели и задачи, благодаря которым день наполнен трудом и строгой ежедневной самодисциплиной] и [с порицанием относится] (2) к [вашей] излишней вопросительности. А также Он [Творец всего сущего] (3) [порицает ваше] расточительное[1] отношение к материальным благам [такой стиль жизни и такую форму реализации материальных возможностей, щедро предоставляемых вам Богом на время]»[2].

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[3] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей. [Вся земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.] Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных. [Нелюбовь Бога может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя часто сами в этом повинны.]» (Св. Коран, 7:31).

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усердны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству; если будете постоянно ныть, жаловаться и выказывать недовольство], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Глагол, от которого происходит слово, употребленное в хадисе, переводится как «терять, губить, уничтожать».

[2] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 718, хадис № 2408; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 86, хадис № 2408, а также. Т. 13. С. 496–501, хадис № 5975 и пояснение к нему.

[3] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».

Источник

Расточительство в исламе и его виды

Исраф (расточительство) рассматривается в исламе как один из серьёзных грехов. Его отличительной чертой является то, что оно может быть как материальным, так и духовным, а потому многократно возрастают риски совершения этого греха.

В общественных науках часто можно встретить суждение, что нынешний успех в плане развития технологий и качества жизни Западного мира целиком и полностью покоится на протестантской этике, которая ставит на первый план не накопление ресурсов, а их грамотное распределение и вкладывание их в реально работающие процессы. Социальные проблемы других культур трактуются как результат отсутствия особого предпринимательского духа.

Возможно, в некоторых аспектах это суждение имеет под собой определённое основание, но ислам как система ценностей, взятая в отрыве от человеческой практики, совершенно точно способствует воспитанию того самого предпринимательского этоса, о котором говорят на Западе. Достаточно вспомнить, что мусульмане первых веков были искусными купцами с обширными торговыми связями.

Что такое исраф и табзир?

Бессмысленная трата какого бы то ни было ресурса обозначается в арабской лексике словами «исраф» и «табзир», которые можно перевести на русский язык как «расточительство». Этой теме посвящены как многочисленные аяты Священного Корана, так и изречения Пророка Мухаммада (с.г.в.). Однако сами эти термины в рамках исламского богословия и права имеют свои нюансы.

По мнению большинства учёных, слово «исраф» носит более общий характер в сравнении с «табзиром». Однако существует и мнение, согласно которому термин «табзир» обозначает расходование ресурсов на запретные дела, тогда как слово «исраф» предназначено для характеристики чрезмерных трат в отношении дозволенных вещей. Так или иначе, оба слова встречаются в Откровении, переводятся примерно одинаково, но некоторые их особенности необходимо будет подчеркнуть.

Корень от слова «исраф» лежит в основе аятов, в которых чётко обозначается нелюбовь нашего Господа к расточителям дозволенных ресурсов.

«Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных» (6:141)

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31)

В аяте, где встречается однокоренное с «табзир» слово, люди, позволяющие себе траты, обозначаются как приспешники Сатаны.

«Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (17:27)

Виды расточительства

Расточительство может быть нескольких типов в зависимости от того, какую сферу деятельности человека мы рассматриваем. Индивид может впустую тратить не только какие-то материальные ресурсы (деньги, продукты питания, время и иные ресурсы), но и быть расточителем в области духовного развития. Последнее зачастую характерно и для тех, кто считает себя праведным мусульманином и проявляет излишнее усердие, которое чревато проблемами. Связано это во многом с тем, что сам Всевышний не желает обременения человеку:

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто говорил о необходимости держаться срединного пути в религии и не ударяться в крайности: «Позволяйте себе облегчать и не усложняйте, радуйте других и не смейте вызывать гневное отвращение. Не становитесь причиной отчуждения от вас людей» (хадис от аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи).

У духовного расточительства имеется и другой аспект. Речь идёт о том, что рабы Аллаха очень часто тратят своё драгоценное время на совершенно бесполезные занятия, как-то: пустые разговоры, распространение слухов и сплетен, зависание в компьютерных играх и социальных сетях и так далее. Эти и многие другие действия ведут к тому, что человек забывает своё истинное предназначение и отвлекается на совершенно бесполезные вещи.

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»» (14:7)

Об этом же идёт речь в хадисе, содержащем осуждение расточительства в угодных Господу миров делах. Например, однажды Его Заключительный посланник (с.г.в.), увидев, как один из сподвижников тратит много воды для совершения омовения, сказал ему, что так делать нельзя. Когда тот поинтересовался, в чём заключается причина этого, Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Ты должен проявлять бережливость при совершении омовения, если даже окажешься на берегу реки». То есть мусульмане должны проявлять искреннюю благодарность тем благам, которыми Всевышний одаривает их, не злоупотреблять ими и проявлять бережливость.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Расточительство в Исламе

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих»[1].
В другом аяте говорится:
«И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью»[2].
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах запрещает расточительство, называя расточителей любого рода братьями шайтана. Это опасный и пагубный путь.
В предании от Абдуллаха ибн Мас’уда и Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума) говорится, что расточительство имущества, упомянутое в аяте, это – «использование имущества не по назначению»[3].
Поэтому мусульманин не может растрачивать ни свое, ни чужое имущество. Также как ему запрещено тратить свои средства на запретное, то есть алкоголь, азартные игры и т.д., также он не может тратить их на излишне комфортную жизнь, роскошествовать и гнаться за модой.
Следует с сожалением отметить, что расточительство сегодня – вполне распространенное явление. Тот прогресс, который несет современная наука и техника, заставляет людей тратить деньги в немыслимых размерах, то же самое диктует людям современный потребительский образ жизни и мода. Расточительство, подобно гигантской волне, поглотило нас. Слепо расточается все: энергия, вода, природные ресурсы, хлеб, продукты, лекарства, лес, жизнь и время.
Жизнь и здоровье беспощадно тратятся на алкоголизм и азартные игры, на злобу и вражду. Время глупо тратится на сплетни, гонку за харамом, пустые разговоры и занятия. Средства массовой информации, пропагандирующие бесстыдство и безнравственность, растлевают молодые мозги, портя и губя их. Жизнь наша, ни минуту и даже ни мгновение из которой мы не имеем права тратить зря, беспощадно сжигается и растрачивается, подобно карманной мелочи.
Расточительством, излишеством, или исрафом, являются и те знания, которые не прибавляют людям веры, не устремляют их к поклонению, не совершенствуют их нравственность. Расточительством являются те радости, волнения и переживания, которые отдаляют человека от Аллаха. Расточительством является и пользование тем и совершение того, что Аллах сделал запретным.
Известно, что в нашей стране ежегодно выбрасывается в мусор более трехсот тысяч тонн хлеба. Кто может быть уверенным в том, что подобное безумие и расточительство не обернется наказанием Аллаха? Разве не исрафом является одежда, которая годами скапливается у нас в кладовках и в шкафах?
Или пышные свадьбы, которые организуются сегодня лишь для того, чтобы блеснуть перед людьми, шикарные платья и костюмы, купленные в Европе, чтобы быть использованными один вечер, самые дорогие рестораны, самые шикарные лимузины, которые арендуются, чтобы люди помнили и долго говорили о свадьбе такого-то, – все это уже давно перешло все рамки разумного.
Разве есть какая-то совесть у этих людей и чего ожидают они, живущие в роскоши, перебирающие изысканные и экзотические блюда, в то время, когда на земле сотни тысяч людей голодают, не имеют жилья, топлива и из последних сил борются за выживание? Неужели они смогут осознать чудовищность совершаемого ими исрафа лишь с наступлением Конца света?
Уважаемые братья мусульмане, следует помнить, что мусульманин должен во всем придерживаться умеренности, должен выбрать средний путь между исрафом и скупостью. Давая зарок не расточительствовать, нужно суметь не угодить в яму скупости. Нельзя забывать, что использовать имущество не по назначению – и есть исраф.
Исраф портит и растлевает человека и общество, в котором он живет. Скупость делает человека заложником его собственного имущества и разлагает изнутри. Поэтому, также как мусульманин не может быть расточительным, он не может быть и скупым.
Перечисляя качества истинных мусульман, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«[Рабы Милостивого] – это те, которые не расточительствуют и не скупятся, а тратят умеренно»[4].
В другом аяте говорится:
«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться»[5].
А Пророк пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал:
«Не будь горделивым, ешь, пей, одевайся и подавай милостыню, не расточительствуя»[6].
Поэтому не запятнаем же жизнь и имущество свое запретным. Будем использовать блага, которыми наделил нас Всевышний Аллах, – есть, пить, одеваться и жить, не излишествуя и не расточительствуя. Не забудем, что, хотим мы того или нет, все будем держать перед Аллахом ответ за то, что совершали при жизни. А счастье и радость обретет тот, кто живет так, как велит религия Аллаха.

Источник

Исраф в еде (расточительство)

что такое расточительство в исламе. Смотреть фото что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку что такое расточительство в исламе. Картинка про что такое расточительство в исламе. Фото что такое расточительство в исламе

В исламе нет места расточительству по отношению к еде

Еда − это божий дар, и расточительство по отношению к еде является признаком неблагодарности за этот дар от Всевышнего. Горько осознавать, что ежегодно в мире в мусорные баки выкидывается 2,2 млрд тонн еды, и эта цифра растет из года в год, в то время как в разных уголках Земли миллионы людей страдают и умирают от голода. В исламе поощряется умеренность в еде, а исраф (расточительство) крайне порицается, о чем свидетельствует аят Священного Корана: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Преграды», аят 31).

Нет места расточительству в священном месяце Рамадан

Вот и наступил долгожданный священный месяц Рамадан, в течение которого сотни миллионов мусульман готовят самые свежие и вкусные блюда к ифтару (разговение), чтобы порадовать своих домочадцев, соседей и гостей. Однако именно в эти священные дни в мусульманских странах увеличивается объем пищевых отходов, так как наши братья и сестры по вере в эти дни больше, чем в обычные, уделяют внимание еде. Помимо плюсов для здоровья, пост учит мусульман испытывать и понимать голод и боль нуждающихся. В этот священный месяц необходимо прилагать все усилия, чтобы заработать благословление Творца путем совершения благого и воздержания от греха, в том числе и исрафа. Поэтому верующие братья и сестры должны изо всех сил стараться отдавать остатки пищи нуждающимся людям, вместо того чтобы проявлять излишество в еде и бездумно выбрасывать продукты.

Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить

Ислам придает огромное значение гостеприимству, так как гость является проводником в райские сады. В хадисах неоднократно говорится о значимости принятия гостей в своем доме. Но вместе с этим гостеприимство не должно идти рука об руку с расточительством. Ведь в такие торжественные дни столы ломятся от разного рода угощений, одно блюдо сменяет другое, гости часто не могут осилить такое количество еды, после чего огромное количество оставшейся пищи отправляют в мусорные баки. Не стоит забывать, что наша религия не приемлет расточительства и небережливости по отношению к еде, призывая к простому и скромному гостеприимству. Самым идеальным вариантом с точки зрения ислама является то, что хозяину дома не следует скрывать от гостя блага, которыми наделил его Всевышний, а гостю не нужно ожидать сверх того угощения и отношения, что было даровано ему.

что такое расточительство в исламе. Смотреть фото что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку что такое расточительство в исламе. Картинка про что такое расточительство в исламе. Фото что такое расточительство в исламе

Одни голодают, другие выбрасывают продукты тоннами

Часто на мусорных баках лежат еще не раскрытые упаковки разных продуктов питания. Если одни бросают их из-за того, что купили лишнее, и продукты испортились, то другие просто потому, что они не понравились. Чтобы не было расточительства, остатки еды следует отдать нуждающимся людям, если нет нуждающихся, то можно накормить голодных животных. Ведь многие супермаркеты выбрасывают продукты в основном, когда приближается или уже истек срок их хранения. Было бы хорошо, чтобы благотворительные организации работали вместе с крупными продуктовыми центрами, для того чтобы собирать продукты питания, которые не были распроданы или у которых совсем скоро истечет срок употребления.

Мир против пищевых отходов

Расточительство по отношению к еде дошло до того, что некоторые государства на высшем уровне разрабатывают специальные программы по предотвращению увеличения количества пищевых отходов. К примеру, в Турции власти предложили сократить потребление белого хлеба, так как ежедневно граждане этой страны выбрасывают примерно 6 млн буханок хлеба (около 1500 тонн). А в Германии и Великобритании разработаны специальные государственные программы учета таких потерь, как пищевые отходы, и созданы системы их возможного сокращения. Британцы в течение последних пяти лет проводят общественную компанию «Люблю еду, ненавижу отходы»: 53 крупнейшие розничные сети обязались снизить количество выбрасываемых продуктов при приготовлении пищи. В Евросоюзе были проведены исследования, направленные на решение этой проблемы. В январе 2012 года Европарламент принял резолюцию: к 2020 году количество выброшенной еды должно сократиться на 50 %, а 2014 год был объявлен «Европейским годом против пищевых отходов». В Америке от 27 до 50 % вполне пригодные в пищу продукты питания не доходят до потребителя и попадают на помойку. Например, если в большой партии помидоров, поступивших в контейнере, несколько плодов оказывается испорченными, то на помойку отправляется вся партия. Выкинуть контейнер для компании дешевле, чем нанять человека, который будет сортировать овощи.

Золотые правила

Эти пять советов подскажут вам, как правильно распоряжаться едой и не расточительствовать.

1. Следуйте принципу: покупать меньше, но чаще. Заранее планируйте свое меню, составляйте список продуктов, совершайте осознанные и нужные покупки. Если за один день вы съедаете одну булку хлеба, то нет необходимости покупать сразу три или четыре буханки. В противном случае недоеденный хлеб зачерствеет, и вы будете вынуждены выкинуть его. В итоге, выбросив часть пищи, вы просто выбрасываете деньги на ветер.

2. Если у продуктов питания вышел срок годности, не спешите их выкидывать. Используйте пищевые отходы для получения компоста и удобрения почвы. Отдайте на корм животным, например, семена отлично подойдут птицам. Вместо того чтобы выкидывать продукты, следует раздать их бедным и нуждающимся или положить еду на видное место в надежде, что ее съедят голодные животные и птицы.

3. В кафе и ресторанах часто случается так, что на тарелке оказывается слишком много еды, которую вы не можете осилить в раз. Поэтому старайтесь заказывать столько еды, сколько вы можете съесть, иначе оставшаяся еда отправится на мусорную свалку.

4. Размещайте продукты на полках и в шкафах таким образом, чтобы в первых рядах стояла скоропортящаяся еда и давно купленные товары. Составляйте меню, ориентируясь на них.

5. Каждый раз, когда выбрасываете еду, помните, что в мире огромное количество маленьких детей, целые народы голодают, и такое небрежное отношение к еде является проявлением неблагодарности к Всевышнему. Ведь Творец Всемогущий запретил людям чрезмерную трату и расходование того, что он им посылает. Это вредно как для самого человека, так и для всего человечества. А если все-таки не получилось соблюдать умеренность, будьте щедрыми. Возьмите на работу приготовленные накануне вечером беляши и угостите коллег, отнесите соседке, пригласите друзей на ужин. Самое главное − не дайте им пропасть.

Мусорная инициатива

Каждый день по всему миру несколько миллионов человек недоедают или ложатся спать без ужина. Каждый по мере своей возможности должен стараться бережно относиться к продуктам питания, убеждать своих братьев и сестер по вере не выбрасывать лишнюю еду, а отдавать ее нуждающимся. Предприниматель и эколог Роб Гринфилд провел тур по Америке с целью показать миру, сколько хорошей еды, которую можно было бы отдать нуждающимся, оказывается в мусорных контейнерах. За время тура Роб и его друзья собрали неиспорченную еду на сумму около 10 000 долларов и раздали ее 500 жителям разных городов США. Участники «мусорной инициативы» находили в контейнерах целые ящики неиспорченных фруктов, хлеб в упаковках, нераскрытые пачки хлопьев для завтрака, всевозможные сладости и другие продукты питания.

С раннего детства учим бережно относиться к еде

Воспитывать бережное отношение к продуктам питания необходимо с раннего детства. Надо учить ребенка съедать всю пищу, которую ему дали, или не брать больше, чем он может съесть. Для маленького чада выбросить маленький кусочек хлеба, пусть даже зачерствевший, должно считаться большим прегрешением. Чтобы не было исрафа, ребенок должен учиться поднимать маленькие кусочки хлеба. Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «В каждом деле шайтан находится рядом с вами, даже когда вы едите. Если кто-то из вас уронит кусок еды на пол, то пусть поднимет его и, стряхнув пыль, съест, не оставляя этого куска шайтану. Так как неизвестно, в каком куске пищи находится баракят».

что такое расточительство в исламе. Смотреть фото что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку что такое расточительство в исламе. Картинка про что такое расточительство в исламе. Фото что такое расточительство в исламе

Для хорошего повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде

Дорогие читатели, если относиться к еде бережно и не выбрасывать остатки, можно существенно сэкономить. Несколько советов, как вернуть продуктам свежий вид и вкус:

Если вам попался слишком твердый сыр, заверните его на ночь во влажное полотенце, натертое солью. Старый, твердый сыр снова станет мягким и нежным, если его несколько часов подержать в молоке. Можно пропустить сыр через мясорубку или натереть на мелкой терке, затем добавить сливочное масло (можно маргарин) и хорошо вымешать. Эту массу использовать для бутербродов. А если положить ее в холодильник, она застынет, и ее можно нарезать ломтиками. Такой сыр хорошо добавить и к отварным макаронам.

Не беда, если вы забыли накрыть ваши пироги и они стали черствыми. Поместите выпечку в пластиковую или металлическую посуду, а сверху положите один или несколько кружочков яблока. Таким образом зачерствевший пирог получит влагу.

Если у вас скисли сливки, не спешите их выбрасывать, они обогатят вкус соусов, супов и салатных маринадов. Прокисшее молоко и кефир можно использовать как основу для приготовления оладий: из муки, молока с добавлением яйца, сахара, соли и щепотки питьевой соды замесите негустое тесто (оно должно быть однородным) и пожарьте оладьи. А на прокисшей сметане приготовьте блинчики. Сметану предварительно взбейте, добавьте воду, соль, сахар и яйцо, всыпьте просеянную пшеничную муку. Сделайте тесто − и можно жарить блинчики. А начинку приготовьте из оставшегося на костях мяса (из супа). Мясо срежьте, пропустите через мясорубку, обжарьте с измельченным репчатым луком, посолите по вкусу. Этот фарш годится и для запеканки.

Слегка увядшую петрушку подержите полчаса в слегка теплой воде, зелень посвежеет. Чтобы вялый редис снова стал хрустящим, его вместе с ботвой (но без хвостика) нужно положить в холодную воду.

Умеренность и сдержанность – главные качества верующего, которые должны проявляться в каждом аспекте его жизни, включая употребление и расходование пищи. Люди с каждым годом все больше и больше покупают, но параллельно с этим отказываются брать на себя ответственность перед Всевышним. День за днем на фоне нищеты и голода в некоторых странах растет роскошь, излишество и расточительство в еде. Дорогие братья и сестры, не забывайте слова посланника Аллаха (мир ему!): «Тот, кто засыпает сытым, когда голодает сосед, не из нас».

Источник

Расточительство (исраф) – 1

Расточительство, исраф, чрезмерность — это безрассудная трата того, что можно направить на благие дела. Когда говорят об исрафе, прежде всего приходит на ум расточительство материальное. Это понятие связано с деньгами и имуществом, но не ограничено только ими. Существуют расточительство духовное: переходить границы, установленные Всевышним, не прислушиваться к словам пророков, совершать скверные деяния, тратить жизнь впустую.

Давайте попытаемся разобраться и почитаем Коран. Во многих аятах употребляются слова исраф и мусриф — транжиры. Духовное расточительство намного страшнее материального, поскольку его последствия не ограничены только земным существованием, а распространяются на будущую жизнь.

Поэтому Всевышний Аллах в Коране особо отметил эти грехи. Человек пришёл на землю для того, чтобы совершать деяния, которые зачтутся в будущей жизни. Но из всего земного он сможет взять с собой в могилу только несколько метров ткани. Мирское существование со всеми его возможностями дано Всевышним как некий капитал. Мы используем это богатство, можем совершать поступки ради будущей жизни и таким образом обрести вечное блаженство. В суре «Тауба» говорится как раз об этом: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него [, данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надёжнее в Своём обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех» (Сура «ат-Тауба», 9 / 111).

Эти испытания готовят препятствия на жизненном пути человека. Земное бытие не похоже на течение полноводной и спокойной реки. Поэтому мы и пробуем на вкус все события, радостные и горькие, узнаём, какого цвета наши часы и минуты. Иногда человек ошибается, используя сокровища своей жизни: неправильно себя ведёт, преступает установленные границы. Это несоответствие люди и называют грехом. Тогда душа чернеет, сердце мутнеет, и человек перестаёт различать доброе и злое.

Есть большие грехи и малые, но известно одно: любой проступок всё равно разрушает духовную жизнь, а мусульманин испытывает огромный убыток на пути в будущую жизнь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил это в хадисе: «Когда человек совершает один грех, то на его сердце появляется чёрное пятно. Когда он раскаивается в содеянном, делает тауба, то эта точка стирается. Если грехов много, то и нравственной черноты становится больше. Затем наступит момент, когда человек не сможет очиститься, и сердце полностью покроется пятнами». О таких людях говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца» (Сура «Мутафиффин», 83 / 14; Ибн Маджа, «Зухд», 29). Поэтому Всевышний Аллах повелевает грешникам обратиться к Нему и очиститься.

Расточительство в вере

Это не означает, что человек во что-то сильно верит и тем самым расходует иман. Наоборот, данную Всевышним потребность и способность он расходует на ширк (упорство в неверии). Мусриф замкнут на своих заблуждениях и глух ко всем советам и предостережениям пророков. В суре «Та Ха» говорится: «Так Мы расплачиваемся с теми, кто излишествовал и не уверовал в знамения Господа своего. А наказание в будущей жизни, конечно, более суровое и долговечное» (Сура «Та Ха», 20 / 127). Чтобы узнать, о ком здесь идёт речь, достаточно посмотреть на содержание двух предыдущих аятов. В них говорится о наказании людям, которые не воспринимали наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня»» (Сура «Та Ха», 20 / 125—126). Понятие исраф в этом контексте подразумевает игнорирование посланий Всевышнего.

О мусрифах — расточительствующих сказано в суре «Анбия»: «Потом Мы сдержали данное им обещание, спасли [от бедствий] их и тех, кого захотели, а преступающих [пределы дозволенного] погубили» (Сура «аль-Анбия», 21 / 9). Это люди, которые не следовали за пророками и называли их лжецами. Также в суре «Ясин» упомянуты те, кто не прислушался к посланникам, направляющим на истинный путь: «Они сказали: «Дурное предзнаменование — в вас самих. Неужели, если вас увещевают, [вы будете считать это дурным предзнаменованием]? Тогда вы — люди, преступившие пределы [дозволенного]!»» (Сура «Ясин», 36 / 19). Про них так и говорится: «вы — мусрифы», те, кто тратит впустую возможность обрести истинную веру.

В суре «аз-Зухруф» говорится о Коране как об Откровении Всевышнего и Великой Книге. Эти строки обращены к мушрикам: «Он находится у Нас в «Матери Писания», он — Возвышенный, Мудрый. Неужели Мы станем лишать вас наставлений [Корана] из-за того, что вы — люди, нарушающие дозволенное?» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 4—5). Здесь мусрифы — племена, которые не вняли предостережениям Всевышнего и придают Ему сотоварищей.

Расточительство в богослужении

Это не означает, что человек усердствует в поклонениях. Расточительство и богослужении — выполнение предписаний Всевышнего с недостатками или нежеланием. В суре «Ан`ам» говорится: «Он — Тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих»(Сура «Ан`Ам», 6 / 141). Коран предупреждает: не оставляйте себя в затруднительном положении, когда даёте милостыню бедным. Хотя можно понять эти строки иначе: не расточительствуйте возможностью совершать добро, помогайте нуждающимся. Саид бин Мусейф и Мухаммад бин Кааб растолковывали этот аят следующим образом: не препятствуйте садака, не бунтуйте против Всевышнего (Ибн Кясир, «Тафсир», 2 / 182).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *