что такое теплинка в рассказе солоухина мститель
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина «Мститель»
Разделы: Литература
Класс: 6
Как неожиданно может
раскрыться всякий человек,
какими неожиданными
гранями может сверкнуть,
если жизнь повернёт его так
и сяк.
В.Солоухин
Цели урока:
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
формирование логических умений;
Воспитательные:
развитие коммуникативных УУД:
Планируемые результаты:
1. Вступительное слово учителя
2. Работа с текстом. Анализ рассказа
Что вы понимаете под словом «месть» и как относитесь к этому явлению?
Составьте синквейн к слову « месть».
Месть.
Месть.
Прочитайте различные толкования этого слова.
Обратимся к тексту рассказа.
Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему?
Ответ подтвердить текстом.
Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.
Что изменило настроение мальчика?
Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это «маленькое происшествие». Сравните, как меняется восприятие пейзажа в начале рассказа и после «происшествия».
Почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки, ведь он «никогда не плакал от физической боли»? Найдите в тексте необходимые доказательства.
Обиделся и разозлился, потому что:
Действительно ли это происшествие «маленькое», незначительное?
Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем. Обратите внимание на лексику данного абзаца.
(«…набью морду», «…дам ему прямо в нос», «…тресну по уху, чтобы загудело по всей голове», «…скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»)
Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? (Найдите эти слова в тексте). Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).
Что повлияло на изменение первоначального плана мести? Какой момент во внутреннем монологе можно считать кульминационным, поворотным? Почему? («Витька улыбнулся от уха до уха», то есть искренне. «Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать… Витька доверчиво идёт впереди».)
Герой всё время оттягивает момент мести. Конфликт между двумя мальчиками так и не проявляется в реальное действие, а всё, что происходит в рассказе, является результатом борьбы различных чувств в душе мальчика? («Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку»).
Что такое конфликт?
(Конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, не развивающий действие, называется внутренним конфликтом).
Внутренний конфликт помогает писателю показать особенности того, или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мири других людей.
Почему угасла обида мальчика и он отказался от задуманной мести? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит на него зла и не стремиться отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка)
Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
Таким образом, рассказчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно, и в село мальчики вошли уже как дружки-приятели.
Давайте обратимся к эпиграфу.
Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом к данному рассказу?
Что значит «неожиданно»? Какой гранью души повернулся герой к читателю? Что это за «грани»? Какие стороны души героя вам понравились?
Произнесите, пожалуйста, вслух слова «месть» и «прощение». Как вы их произносите? Обратите внимание: когда мы произносим слово «месть», лицо становится злым и страшным. А когда произносим слово» прощение, лицо растягивается в улыбке, хотим мы этого или нет.
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина «Мститель»
Разделы: Литература
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта неведомый друг.
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.
Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.
Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.
Цели урока.
Ход урока
– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который очень много писал для детей. Дома вы прочитали один из его рассказов. Но начать нашу работу я бы хотела с отрывка стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла», текст которого перед вами (чтение учителем стихотворения).
– О чем это стихотворение? (О неразрывной связи читателя и писателя).
– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)
– Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.
– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)
– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)
– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости. »)
– Что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова).
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– А теперь вернемся к началу нашего урока, где мы размышляли, о чем этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему).
Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в пособии «Вокруг тебя – мир», стр. 63-66.
Ответить на вопрос, что побудило главную героиню отказаться от мести.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание
Солоухин В. «Мститель» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Солоухин Владимир Алексеевич
Название: «Мститель»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: месть и прощение.
Число страниц: 7
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ о том, как Витька Агафонов неожиданно ударил по спине мальчика, рассказчика. Он решил отомстить, продумал план, как перехитрить Витьку. Но когда они встретились в лесу, им было очень весело и интересно вместе, так что в итоге они подружились.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, когда мальчики побежали к реке. Была уже осень, а они по колено залезли в холодную воду и стали пить прямо из реки. Хорошо, что раньше вода в реках была такая чистая и вкусная.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Прощение обидчиков делает человека счастливее, а местью и дракой ничего хорошего не добиться.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что обидчиков лучше прощать, чем мстить им. Учит нас, что дракой и битьём ничего не решить. А ещё учит нас тому, что вместе всегда интереснее и веселее.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравился этот рассказ. Главные герои, мальчишки, они такие же, как и мы, любят игры и проделки. Конечно, нехорошо, что Витька так хитро ударил в спину и даже не извинился, но очень радостно, что они в итоге подружились, и рассказчик решил не мстить.
Новые слова и выражения:
На любака – добровольный кулачный или рукопашный бой.
Теплинка – костёр, разведённый на открытом месте.
Дёрн – верхний слой почвы.
Катыш – круглый комок, скатанный шарик из мягкого вещества.
Пословицы к произведению:
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Упавшего не считай за пропавшего.
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Урок-размышление по рассказу В.Солоухина «Мститель»
Разделы: Литература
Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивационный |
3. Рефлексивно-прогностический
Люди недоумевали и спрашивали:
— Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?
— Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!
— Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?
Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.
2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?
Месть. На что похожа?
Ассоциации с данным словом.
4. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
1. Тема урока. Цели и задачи урока. Эпиграф урока
Как вы думаете, какова проблема рассказа?
Значение данного слова.
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.
2. Рассказ “Мститель”.
— Ваши мысли по прочтении.
— От какого лица ведется рассказ?
План рассказа (дом. задание)
Все события можно разделить на
2 части: до и после конфликта.
Пейзаж | Чувства | |
До конфликта | Тихий, теплый, чистый денек | Дурачились, радовались |
После конфликта | Не видел ни солнца, ни неба | На душе черно от обиды и злости |
— Что произошло с героем рассказа?
— Состояние рассказчика. Какие мысли у героя?
— За что Витька его ударил?
— Что решил рассказчик?
— Почему такую обиду вызвал поступок Витьки?
— Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент?
— Почему не получилась месть?
— Что на опушке леса увидел Витька?
— Чем потом занялись ребята?
— Мысли героя о Витьке?
— Какие мысли появились у рассказчика?
— Что в итоге? Состояние нашего героя.
— Что повлияло на изменение первоначального плана мести?
6. С Витькой интересно
1. нашел шмеля,
2. наткнулся на рыжиков,
3. предложил развести теплинку,
4. сходили на речку
— Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным?
1. Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.
— Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.
Чем закончилась конфликтная ситуация?
(читают творческие работы)
3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу.
Светлое, хорошее
Делать, любить, радоваться
Делайте чаще добро
Радость
4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!
— Приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения?
— Все исходит от Сердца.
Называют человеческие чувства.
Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.
Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.
— Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток.
Проблема: сильное желание отомстить обидчику.
— От мальчика, он доверяет нам.
— Витька ударил комком грязи по спине.
— Не плакал от физической от боли, зато слезы навертывались от маленькой обиды.
— Тайком, подкрался сзади.
— Месть. Составил план мести.
— Потому что ударил тайно, я его защищал, “на любака” не дрались.
— Позову в лес и набью морду.
— На горе был удачный момент
— Витька увидел шмеля, и им стало интересно за ним наблюдать.
— Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их.
— Неплохой парень, и в лесу с ним интересно.
— Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает. Да и злости в себе не чувствую.
— Мне сделалось легко на душе.
— Витька – хороший парень, с ним интересно.
— В душе мальчика шла борьба, шел внутренний выбор. Попробуй ударь человека, который доверчиво идет впереди тебя.
— Чтение домашних сочинений-миниатюр и др. творческих работ.
Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»
(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).
Портрет В. Солоухина.
Рассказ В. Солоухина «Мститель».
Карточки с текстом притчи.
Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь
Цели урока:
I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.
III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.
Мотивационное начало урока.
Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина «Мститель». Но начать нашу работу я бы хотела с чтения притч
Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.
Сейчас я прочитаю вам притчу.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
Люди недоумевали и спрашивали:
-Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?
-Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!
-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).
Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство— внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть). Слайд №1
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).
Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря). Слайды №2-4
4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
III . Тема урока. Цели и задачи урока. Слайд №5-6
Сегодня мы проведём урок-размышление по рассказу «Мститель». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова французского писателя А.Экзюпери. (Зачитывается эпиграф) Слайд №7
IV . Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».
1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)
– Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.
– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)
– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Что за происшествие случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.
— Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта
— Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости…») Показ 1-й части слайда. (Таблица) Слайд №8 (1часть)
-Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика. Показ 2-й части слайда. (Таблица) Слайд №8 (2 часть)
-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова) Слайд №9
— Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иронич.) Слайд №10
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова). Слайд №11
— Как вы думаете, почему автор называет костёр диалектным словом «теплинка»? (От этой теплинки маленький комочек мести растаял. Мальчик впоследствии принимает решение не бить Витьку Агафонова)
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова) Слайд №12
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Приведите примеры из текста. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток. » Герой искусственно разжигает в себе обиду).
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «. очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).
Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.
-А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).
2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение».
— Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте. Слайд №13
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу. Слайд №14
V . Работа над смыслом названия произведения.
– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).
VI . Закрепление материала. Индивидуальная работа.
— Ребята, как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» Слайд №15. А как вы понимаете это выражение?
— Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.
— А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).
VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение. Слайд № 16.
- что делать при сильном насморке и заложенности носа
- что делать когда воспалился язык